Японская толпа напоминает крепко заваренный чай. Одинаковые темные волосы, одинаковые черные костюмы. Но чем темнее фон, тем заметнее яркие пятна.Их называют фриками, «фруктами», они вдохновляют на модные эксперименты Галльяно, Джобса и Вивьен Вествуд, они заражают своим праздником жизни всю планету. Токийские модники с безграничной фантазией и морем уникальных идей, создатели японской уличной моды, безумные художники собственного стиля.
Считается, что именно японцам мы обязаны появлением такого понятия, как street style. В один прекрасный день больше двадцати лет назад редакторы японских женских журналов начали отправлять фотографов на улицы европейских столиц - для того, чтобы показать «островитянкам», как одеваются женщины на другом конце света. В самом же Токио эту практику взял на вооружение Сёичи Аоки: он фотографировал интересно одетых японцев прямо на улицах. Из первых снимков был создан журнал Fruits, ныне популярнейший альтернативный журнал о моде. Буквально за несколько лет он завоевал Европу и Америку, сейчас его можно найти в книжных магазинах России.
За первыми снимками токийских прохожих последовали следующие, и параллельно с формированием направлений street style, в каждом из них появлялась своя теоретическая основа - специализированные журналы, магазины, идеология, декларируемая каждой деталью продуманного образа.
Для свежего номера Fruits Сёичи Аоки подбирал самые-самые кадры, поэтому у подрастающего поколения «фруктов» были только экстремальные примеры для подражания. Они читали, запоминали и старались нафантазировать еще более необычный образ. В результате через несколько лет уличная мода превратилась из неординарного стиля в фарс, безумие и тщательно подготовленный спектакль, сценой для которого стали токийские молодежные районы.
Японские фрики не боятся косых взглядов и модных экспериментов. Стиль «фруктов» основывается на безумной эклектике, в которой в хаотичном порядке сочетаются стили, эпохи, бренды и текущие тенденции. Здесь дешевые пластмассовые бусы соседствуют с винтажными часами потемневшего серебра, здесь традиционное кимоно укоротили до неприличия и дополнили ботфортами на сокрушительной платформе, здесь балетные пачки каким-то хитрым способом сочетаются с вытянутой футболкой.
Однако если несколько лет назад в моде была многослойность, умение вместить в один наряд все цвета радуги в беспроигрышном варианте «вырви глаз», то сегодня на улицах Харадзюку, Сибуи и Синдзюку главная тенденция - всепоглощающая кукольность. Пышные платья, белоснежные кружева, чепчики, банты и непременные панталоны - японки заигрались в детство, да так, что из сумочки порой выглядывает столь же нарядная, как и хозяйка, кукла Барби в своем лучшем бальном платье.
Gothic Lolita А вот если бы в жизни куклы Барби случилось горе, она вполне могла бы выглядеть следующим образом: черные кринолины, черные кружева, черный зонтик. Стиль Gothic Lolita - пожалуй, самое популярное детище японской уличной моды среди западных поклонников. В многообразии жанров готической моды есть детали аристократического европейского стиля XVIII века, есть британский панк и предметы традиционной японской одежды.
Но основной тон готической моде задает японское музыкальное направление Visual kei. Музыканты-андрогины с обилием косметики на лице, в сложносочиненных, как правило, женских или очень женственных нарядах создают образы, представляющие собой концентрированный коктейль из всего нового, что есть в japanese street style.
Неудивительно, что порой музыканты становятся весьма успешными дизайнерами. К примеру, сегодняшний готический стиль японской молодежи - во многом прививка вкуса от музыканта Мана-сама. Его стиль менялся стремительнее модных сезонов, и сегодня он появляется на публике исключительно в образе элегантной женщины в перманентном трауре. А его лейбл модной одежды Moi-meme-Moitie знает каждый подросток. К слову, именно Мана-сама принадлежит термин «элегантный готический аристократ», коими считаются представители одного из самых стильных и умеренных направлений японского готического стиля. Готический аристократ отдает дань европейской моде викторианской эпохи, он отлично разбирается в винтажных украшениях, умеет носить цилиндр и степенно прогуливается по шумной Харадзюку под ручку готической Лолитой.
Если верить соцопросам, то подавляющее большинство японцев в следующей жизни хотели бы родиться американцами. Америка - это свобода, отсутствие строжайших запретов и непоколебимых традиций, четкой социальной иерархии и распланированной на пятьдесят лет вперед жизни. В американских фильмах молодежь устраивает бесшабашные школьные вечеринки, открыто говорит о сексе и всегда делает то, что хочет. В Японии такой образ жизни практически невозможен, но ведь можно хотя бы попробовать?
Гяру и Гангуро Гяру и Гангуро - японки с обесцвеченными волосами, разноцветными контактными линзами и «калифорнийским» загаром. Их иконы стиля - Бритни Спирс, Шакира, Джессика Симпсон и прочие представительницы той самой желанной американской поп-культуры. Гангуро придерживаются гавайского стиля, их отличают искусственные цветы в волосах, густо подведенные глаза и внушительное количество аксессуаров. Подстилей гангуро почти два десятка - от вариаций на тему байкерского имиджа до африканских косичек.
Гяру похожи на них, как сестры, разве что имидж более соответствует клубной культуре. И есть в их образе жизни еще одна отличительная черта - раскованное поведение и неприятие общественной морали. Все свободное время - а оно у них, как правило, свободное круглые сутки - гяру проводят в салонах красоты, магазинах или ночных клубах - в последние приходят как на работу, в поисках того, кто готов проспонсировать завтрашний шопинг.
Наивно. Супер.Но уличная мода - это не только юные представители субкультур. Стиль города складывается из образов каждого, кто выходит на улицу, позаботившись о своем внешнем виде. В подавляющем большинстве японки предпочитают наивный стиль - платья-трапеции детского кроя, гольфы, ленты и банты, плюшевые игрушки в качестве брелоков, брошек, заколок и совершенно несексуальную обувь, такую же наивную и безобидную, как весь остальной гардероб. Японский модный мейнстрим - это стиль трогательный на грани инфантильности, который ни одной европейке не пойдет так, как хрупкой японке.
Среди иностранцев бытует мнение о том, что японская уличная мода - это гимн свободы, островок идеологии «hippie - happy» в океане черных пиджаков аккуратных яппи. Родители безумных fruits обеспечили им возможность выйти из строя и покинуть корпоративную систему, и новое поколение японцев живет полной жизнью.
Но все это - красочная иллюзия, праздник жизни, после которого непременно начнутся будни. Подавляющее большинство кричаще одетой молодежи - школьницы старших классов. Они могут позволить себе маскарад посреди токийских улиц и круглосуточный шопинг. Но потом приходит время поступления в университет, и каждый абитуриент, помимо экзаменов, вынужден пройти собеседование, и выглядеть на нем придется соответствующе. В это время с полок сметают черную краску для волос - закрашивать алые, фиолетовые, белокурые локоны. Куклы Барби снимают с себя бальные платья. Готические Лолиты прячут в шкаф траурные зонтики. Девушки надевают юбку до середины колена, пиджак, туфли на скромном устойчивом каблуке. Юноши - черные костюмы и белые рубашки.
Есть, конечно, еще несколько вариантов времяпрепровождения в текущей реинкарнации. Первый - миновать высшее образование и корпоративную систему, работать без лишних амбиций там, где получится. Второй - профессионально заняться творчеством, коему, как известно, яркий имидж только способствует. Но густая однородная толпа в идентичных костюмах, заполняющая поутру токийское метро, упрямо доказывает - процент исключений из правила крайне мал, и последние школьные каникулы все-таки заканчиваются ритуальным превращением в среднестатистического представителя среднего класса.
Есть еще возможность вернуться к увлечению модой после удачного замужества - супруг все равно работает по шестнадцать часов в сутки, и мода остается одним из немногих способов более-менее счастливо провести такую одинокую замужнюю жизнь.
Все это - оборотная сторона токийской моды, совершенно неприметная на первый взгляд. Но без нее весь этот театр, маскарад и безграничный креатив превращается в набор не слишком сочетающихся между собой вещей. Просто одежда. Бирки. Туфли, бусы, платья. За стилем же всегда стоит нечто большее, чем просто тренды текущего сезона. За уличным стилем - ритм города, его мечты, страхи, фантазии, его противоречия и взросление, его биография и самовыражение. Tokyo street style - это действительно гимн свободы.
Право быть самим собой, за которое приходится сражаться не на шутку, пусть даже порой совершенно игрушечными способами. Хотя бы ради того, чтобы в черной безликой толпе порой вспыхивали совершенно дивные краски.