Азербайджан [3] |
Армения [3] |
Афганистан [2] |
Бангладеш [2] |
Бахрейн [2] |
Бруней [2] |
Бутан [3] |
Восточный Тимор [2] |
Вьетнам [3] |
Грузия [2] |
Израиль [3] |
Индия [5] |
Индонезия [2] |
Иордания [2] |
Ирак [2] |
Иран [2] |
Йемен [3] |
Казахстан [2] |
Камбоджа [2] |
Катар [2] |
Кипр [2] |
Киргизия [2] |
Китай [10] |
Кувейт [2] |
Лаос [2] |
Ливан [2] |
Малайзия [2] |
Мальдивы [2] |
Монголия [2] |
Мьянма [2] |
Непал [4] |
ОАЭ [4] |
Оман [2] |
Пакистан [2] |
Палестина [2] |
Россия [0] |
Саудовская Аравия [2] |
Северная Корея [2] |
Сирия [2] |
Сингапур [2] |
Таджикистан [2] |
Таиланд [6] |
Туркмения [2] |
Узбекистан [2] |
Филиппины [4] |
Шри-Ланка [2] |
Южная Корея [2] |
Япония [7] |
Абхазия [2] |
[ Добавить статью ] |
Крепость Гарни воздвигнута в одноименном селении
Абовянского района. Это было мощное укрепление, хорошо известное по летописным
источникам (Корнелий Тацит, Мовсес Хоренаци и другие).
Сооружения крепости Гарни удачно вписаны в окружающую природу. Крепость
расположена в живописной горной местности, откуда открывается широкий вид на
необозримые пространства фруктовых садов, полей и горных склонов, покрытых
пестрыми коврами разноцветных трав, на причудливые крутые каменные обрывы
каньона реки Азат.
Вершину мыса занимал храм, обращенный на площадь главным, северным фасадом.
Храм стоит на высоком подиуме с двухступенным основанием и окружен 24 колоннами
ионического типа. На подиум ведет широкая лестница с девятью ступенями. Торцы стенок
лестницы украшены идентично расположенными относительно главной оси здания
барельефами с изображениями коленопреклоненных атлантов с воздетыми руками,
которые как бы поддерживали стоявшие выше светильники. Подобный скульптурный
мотив известен по более поздним памятникам восточноримских провинций, например
Ниха в Сирии (II в. н. э.).
Перед прямоугольным, с каменным перекрытием, наосом - неглубокий пронаос с
антами и входом, обрамленным наличником. Малые размеры святилища
свидетельствуют о том, что в нем находилась только статуя божества, а культовое
действие производилось в пронаосе. Богато орнаментированный антаблемент отличается значительным выносом верхней части архитрава и фриза. Подобный прием встречается также позднее в памятниках Сирии (II в.) и Италии (IV в.). Однако, в отличие от этих произведений эллинистического искусства, орнаментация антаблемента храма Гарни более разнообразна. На фризе изображены ветви аканта, которые даны в сочетании с различными по форме и рисунку цветами и розетками. Помимо аканта здесь и листья лавра, дуба, характерные для Востока виноград, гранат и другие растительные мотивы.
Гусек карниза украшен ложными водосливами, оформленными в виде львиных голов с
оскаленной пастью, изображения которых наряду с изображениями быков часто
встречались в урартской стенописи, на предметах вооружения и печатях.
Контрастируя с покрывающим гусек лиственным орнаментом невысокого плоского
рельефа, они создавали связанный с колоннами ритм венчающих деталей боковых
фасадов. Пропорции храма несколько отличны от пропорций античных сооружений. Композиция храма была рассчитана на контрастное сопоставление горизонтальных членений подиума и антаблемента с вертикалями колонн, четко обрисовывавшихся на фоне неба. Храм воспринимается со многих дальних и близких точек зрения. Другим значительным по художественному достоинству и размерам сооружением (около 15х40 м) был двухэтажный дворец, находившийся к западу от храма. Его южная часть - парадный зал (9,65х19,92 м) представлял собой вытянутое помещение, перекрытие нижнего этажа которого опиралось на восемь квадратных столбов, расположенных на продольной оси. Стены членились поставленными по осям столбов пилястрами, между которыми находились ниши. Аналогичную композицию имело и прямоугольное в плане помещение у северо-восточной крепостной стены, датируемое III-IV веками. Его деревянное перекрытие, как и в колонном зале города-крепости Багинети близ г. Мцхета (Грузия), опиралось на внутренние деревянные столбы с каменными базами и, возможно, деревянными резными капителями. По-видимому, продольная сторона этого архитектурно богато оформленного помещения имела широкие проемы, позволявшие любоваться панорамой зеленого ущелья реки Азат, живописными склонами далеких гор. Северная часть дворца была жилой. Судя по сохранившимся фрагментам, композиция выходящего на площадь фасада этой части имела ризалиты. Помещения нижнего, подвального этажа были хозяйственного назначения; в частности, здесь размещалась винодельня. В одной из комнат сохранились следы темно-красной окраски штукатурки; это дает основание предполагать существование богатого убранства жилых и парадных покоев дворца. С северной стороны площади, под углом к жилому корпусу, расположено здание бани. Сооруженное в III веке, оно включало не менее пяти помещений различного назначения, из которых четыре имели по торцам апсиды. Первая с востока апсидальная комната служила раздевальней, вторая - купальней с холодной, третья - с теплой и четвертая - с горячей водой. Здесь был резервуар для воды с топочным отделением в подвале. Полы из обожженных кирпичей, покрытых слоем полированного стука, опирались на круглые столбы и обогревались снизу горячим воздухом с дымом, поступавшим в подполье из топки.
На светло-зеленом фоне - море, выложены изображения богов Океана и Моря в
окружении рыб, нереид, ихтиокентавров. По периметру мозаики проходит широкая
полоса розового цвета. Тональные переходы поверхности воды создают впечатление
движения волн. Греческие надписи знакомят с названиями божеств и нереид,
мастерски выполненных со знанием анатомических построений фигур. Своеобразна
трактовка человеческих фигур, изображенных с лицами восточного типа. Интересна
греческая надпись над головами богов: «Потрудитесь, ничего не получив».
| |
Категория: Армения | Добавил: Римский (09.08.2010) | Автор: | |
Просмотров:
3609 | Комментарии:
0 | Теги: |
Всего комментариев:
0 |
|