Колизей - История Древнего мира Колизей - История Древнего мира
Главная Контакты В избранное
    Страница 1 из 212»
    Модератор форума: Баст 
    Форум » Древний мир » Загадки Древней Руси » Господин Великий Новгород: 1150!!!
    Господин Великий Новгород: 1150!!!
    БастДата: Понедельник, 19.10.2009, 19:30 | Сообщение # 1
    Группа: Император
    Сообщений: 3276
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Этой осенью Великий Новгород отмечает свое 1150−летие.

    Северную столицу Древней Руси история перепахала не единожды. Иван III увез «вечный» — вечевой — колокол; в конце XVI века Иван Грозный перебил «луцших людей» и разогнал «средних» и «малых»; всего несколько десятилетий спустя город заняли шведы. В Великую Отечественную Новгород был разрушен почти полностью. Испанские союзники Гитлера увезли крест со Святой Софии, и более пятидесяти лет он простоял в Музее военной истории в Мадриде.

    Что осталось: изжелта-розовая крепость-детинец, что старше Московского кремля; гнездо древних храмов на Торге, в том числе возведенный по распоряжению Мстислава Великого первый на Руси собор Святого Николая, ныне особо почитаемого на всем русском Севере: «от Архангельска до Колы (Мурманска) — тридцать три Николы». Белая (в древности — желто-полосатая, в греко-византийском стиле) София с некрополем, где могилы князей и княгинь соседствуют с погребениями новгородских архиепископов, каждый из которых по-своему замечателен. Архиепископ Нифонт, по предположению академика Лихачева, был инициатором составления «Софийского временника», вольнодумной новгородской летописи; архиепископ Антоний, в миру Добрыня Андрейкович, путешествовал в Царьград и Святую землю и оставил прелюбопытнейшие путевые заметки. Архиепископ Иоанн, причисленный к лику святых, посетил Гроб Господень и вовсе оригинальным образом — верхом на черте, коего он запер в умывальнике, а после использовал в качестве транспортного средства.

    В Новгороде традиционно княжили старшие сыновья князя киевского; эту своеобразную школу в свое время прошли и Владимир Святой, и Ярослав Мудрый, который в 1019 году официально провозгласил Новгород независимым от Киева. В Рюриковом городище, княжеской резиденции близ Новгорода, выросли Александр Невский и Дмитрий Донской. Здесь при Ярославе Мудром началось составление Русской Правды, первого свода древнерусских законов, да и выражение Нестора «откуда есть пошла Русская земля» с высокой степенью вероятности может быть применено именно к Новгороду.

    Все это очевидно не сразу — и отмечаемый осенью этого года 1150−летний юбилей города, к сожалению, пока изменил немногое. Проехав указатель «Господин Великий Новгород», необходимо включить воображение — унылые типовые «брежневки», «хрущевки» и сеть продовольственных магазинов «Садко», промышленные корпуса — все то, что составляет современную часть Новгорода, — прямо скажем, не очень способствует осознанию города как топонима летописного и былинного, одного из главных «мест силы» как русской, так и всей восточнославянской истории.
    Три центра Древней Руси — Новгород, Киев и Полоцк — символично приходятся на современные Россию, Украину и Белоруссию. Прародина у всех трех восточнославянских народов одна, отличие северной волны в том, что она прошла через прибалтийские земли и осела на землях, заселенных финно-угорскими народами. Другое дело, что славяне находились, что называется, на взлете пассионарности, обладали более развитой земледельческой культурой, поэтому именно они создали государство, ассимилировав финское население. Но если проанализировать генотип жителей Северо-Запада, то с большой степенью вероятности окажется, что все мы где-то наполовину угро-финны. На южных землях неменьшую роль играли контакты со степняками. А государственный менталитет Московского княжества в огромной степени был сформирован соседством и формальным подчинением Орде. Отсюда крепкий милитаристский настрой Москвы, которая всегда была вынуждена держаться настороже. Еще во времена независимости Новгородской республики московский гость поражался тому, что в детинце башни стоят непокрытыми, и заключал, что, видимо, Бог хранит новгородцев за их беспечность.

    Подобный убежденный интернационализм и открытость задает новгородская история. Крупный торгово-промышленный центр на перекрестке «из варяг в греки» и «из варяг в арабы», в дальнейшем активно включенный в европейскую торговлю через Балтику, «в европейских источниках Новгород фигурирует в одном ряду с Лондоном и Брюгге». В Новгороде строились католические храмы, а православные, в свою очередь, строились в Северной Германии и на шведском острове Готланд. Развивайся события чуть иначе, появились бы и синагоги, и буддистские святилища… Шутки шутками, но такая гармония толерантности и четкого осознания своей идентичности в истории встречается нечасто.
    Прикрепления: 7781309.jpg(99Kb) · 8349127.jpg(75Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Понедельник, 19.10.2009, 19:47 | Сообщение # 2
    Группа: Император
    Сообщений: 3276
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Помимо прочего, в Новгородской республике существовала замечательная практика властного баланса.

    С одной стороны — «триста золотых поясов», бояре, или «луцшие люди», что вели свой род от первопоселенцев, из числа которых избирался посадник, или, позднее, посадники. Новгородский боярин — это не землевладелец в первую очередь, как зачастую бывало в феодальном мире. Нет, эти люди могли и ремесленное производство организовать, и торговое дело. Посадник занимался внутренними вопросами, по особо важным поводам собиралось вече — народное собрание.
    С другой стороны — князь, который осуществлял военное руководство, а также занимался внешней политикой. Полномочия князя регулировались достаточно строго: в республиканскую пору он даже не мог въехать в город без приглашения.
    Третья сторона — архиепископ, который осуществлял не только духовную власть, но и разрешал спорные вопросы.

    Новгородский архиепископ, в нашем понимании, напоминал скорее магистра духовного ордена, у него были собственная дружина и резиденция на Владычном дворе Софийской стороны. К архи­епископу также обращались по делам судебным. Должность была выборная, и человек этот представлял совершенно реальную силу. Сохранившиеся до нашего времени Владычные палаты — едва ли не единственное готическое здание на исконно русских территориях. Его строили немецкие архитекторы. Нужно ли лучшее доказательство открытости города миру?
    И впрямь, чем не триединство «законодательной-исполнительной-судебной», причем работающее на практике, по самой строгой прикидке, с двенадцатого по пятнадцатый век?

    Что-то сродни религиозному чувству или, вернее, ощущению чудесного, ощущению волшебства и впрямь охватывает здесь человека сколько-нибудь восприимчивого. Перынов скит на месте языческого святилища; скульптурный автограф «мастера Абрама» на воротах герцога Магдебургского, украшающих храм Софии; до сих пор бытующее поверье о том, что девушке, желающей счастливо выйти замуж, нужно на рассвете побегать по росе вокруг церкви Святой Параскевы; рисунки отрока Онуфрия на бересте и деревянные мостовые, обновляемые чаще и лучше, чем нынешние дороги; почти поголовная грамотность (как говорят в монографиях — включая женщин и низшие социальные слои) — все это создает особое ощущение истории как непрерывной жизни народа, ощущение живое, теплое, человечное. Несмотря на то что население Великого Новгорода за тысячелетнюю его историю полностью поменялось несколько раз, каждая новая человеческая волна со временем привыкает ощущать этот город и его историю как свою; ну а шире — здесь действительно начинаешь ощущать себя русским. Не имперцем, евразийцем, державником или либералом, но потомком всех этих разумных, предприимчивых, ответственных и хитроватых, наделенных как практической сметкой, так и богатым воображением людей, что шли за Урал, пересекали Балтику, гомонили на вечевой площади, гуляли на пирах, но каждое утро открывали лавки и мастерские. История здесь становится живой и близкой, запечатанной, как в волшебном ларце, в суровой болотистой земле, которая хранит для потомков все эти «культурные коды» в беспримерной целостности. И это тоже своего рода маленькое чудо.

    Любое чудо должно быть явлено — именно этой цели сейчас служит «Театр времени» на месте усадеб бояр Михалковичей, из числа тех самых «золотых поясов», что в незапамятные времена решили забрать слишком много власти у горожан. Возмущенные горожане напали на Михалковичей, многих побили, а усадьбы сожгли. Сейчас на этом месте огромная яма, из которой извлекают керамику, срубы, обиходные вещи и даже ореховые скорлупки.
    «Театр времени» был создан на базе Троицкого раскопа, который открывался в 1973 году как охранный, а после стал академическим.
    В «Театре времени» решено реализовать идею интерактивного, а более точный термин — субмерсивного музея, от латинского submersio, «погружение». Это интересная форма, которую давно рекомендует Международный совет музеев. Информация доносится по многим каналам — человек видит, слышит, ощущает и в итоге погружается в среду. Идея показывать раскопки возникла очень давно, еще в 1910 году, когда в Новгороде копал Николай Константинович Рерих, накануне Пятнадцатого Археологического съезда, последнего предвоенного, да и вообще последнего, с тех пор они прервались… Он пытался вырыть в Новгородском кремле глубокую траншею и оставить ее в таком виде до следующего лета. У него ничего не вышло, потому что стали жаловаться, что, мол, свиньи падают в эту траншею, и он был вынужден с горечью констатировать, что «на этом свинстве все и закончилось». Потом, уже в шестидесятых годах, стало очевидно, что археология и в Новгороде, и в других городах может быть интересна публике, есть что показать. Уже были известны методики сохранения как древесины, так и других материалов, начались разработки в этом направлении, но проект так и не был реализован.

    Рюриково городище — это археологический памятник федерального значения, где есть слои середины девятого века, которых нет на территории современного города. Это один из четырех-пяти памятников на территории Северной Европы, где сохранились погребения эпохи викингов. Помимо этого сохранились ров, вал и селище. Найдены в большом количестве предметы языческого культа, которые не являлись объектами мены и торговли: гривны с молоточками Тора, рунические заклинания. Все остальные европейские памятники такого класса давно изучены и приведены в порядок. Городище очень удачно расположено, поразительный ландшафт, еще Рерих писал, мол, что за место! Все окрестности — как на блюдечке. Городище было своего рода загородной резиденцией, местом пребывания князей, так как в сам Новгород их не пускали. Там прошла юность Александра Невского, Дмитрия Донского. Это еще и своего рода памятник разумным отношениям с властью, с четким распределением прав и обязанностей и без всякого привкуса авторитарности. Если удастся его музеефицировать, получится замечательный туристический комплекс — там же рядом Юрьев монастырь и Перынов скит на месте святилища, и все это можно еще связать со Старой Ладогой, таким образом, обозначив путь «из варяг в греки», но уже не в торговом смысле, а в культурном.

    Мы выбрали на роль национального героя Александра Невского — «имя Россия» и все такое… Все хорошо, защитил от шведов и ливонцев, но как исторический персонаж он очень милитаризован, да и результат его отношений с Ордой неоднозначен. А в Киеве подняли на щит Ярослава Мудрого. И этот князь с Киевом ассоциируется. Между тем в молодые годы Ярослав княжил именно в Новгороде, при поддержке новгородцев он занял киевский стол. Не говоря уж о том, что первый русский закон, Русская Правда, возник как итог примирения между гражданами Новгорода и Ярославом Мудрым. Князь стоял на коленях перед новгородцами. И они ему помогли в завоевании киевского стола. И после этого пятьсот лет новгородцы заключали с князьями договоры, ссылаясь на Русскую Правду. Так вот, пример Ярослава, который княжил в Новгороде, здесь дал Русскую Правду, а после прославился как киевский князь, показывает, насколько несостоятельны попытки поделить общую историю.

    С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД! smile
    Прикрепления: 7255838.jpg(79Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Пятница, 23.10.2009, 23:46 | Сообщение # 3
    Группа: Император
    Сообщений: 3276
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Российские исследователи попытались выяснить, когда наши предки впервые зажгли лучину, чтобы осветить свой дом. Оказалось, что в Новгороде Великом до XIV века такой способ освещения практически не применялся.Почти в каждом этнографическом музее, где представлен интерьер русских изб до начала XX века, посетитель может увидеть железные светцы, которые втыкались в щель между бревнами, или специальные подставки, похожие на разделочные вилки с двумя зубцами. Между этими зубцами (пружинными зажимами) раньше вставляли деревянные лучины, которые освещали дом по вечерам. Света от печки, тем более если она была закрыта, не хватало, свечи стоили слишком дорого, а об электричестве многие глухие деревни не слышали даже во время активной электрификации страны. Под лучиной обязательно стояла какая-то емкость с водой (реже с песком), куда падали искры и куда кидали догоревшие лучины. Кроме того, если за лучиной не успевали уследить, у хозяев дома всегда была под рукой вода, чтобы потушить начинающийся пожар.

    Но когда лучины впервые начали использовать, и какая древесина подходила для их изготовления, ученые точно не знают. Когда зажгли первую лучину? Вопрос о появлении лучин в быту жителей Руси до сих пор остается открытым. Некоторые исследователи называли X век, однако они не всегда могли представить достаточную аргументацию в пользу подобной датировки. В Новгороде, например, находили светцы, которые датировались лишь более поздним периодом — XIV-XV веками. Однако, возможно, бедняки втыкали лучины прямо в законопаченные щели домов — не каждый мог позволить себе светец. К письменным источникам, по словам Поветкина, приходится тоже относиться очень аккуратно: если в летописи упоминается лучина, то это совсем не означает, что ее зажигали для освещения помещения (а, например, лишь для растопки печей).

    Однако если эти источники недостаточно надежны, то есть и другой способ выяснить историю лучин: ученые должны научиться отличать найденные при археологических раскопках огарыши лучин от других деревянных предметов (например, от несгоревших дров или от следов пожара).В 2007 году возле здания Центра музыкальных древностей, расположенного недалеко от Ярославова дворища в Новгороде, проходила прокладка подземных коммуникаций. Во время земляных работ археологам удалось обнаружить множество предметов конца XIII — XV века. Среди них оказались и огарыши лучин, всего 653 штуки. Они различались между собой длиной и толщиной. Некоторые, видимо, догорали почти полностью (их длина составляла около 3,5 см), другие тушили раньше (их длина достигала 25 см). Почти на всех огарышах сохранились следы от светца, в которые лучины были вставлены, их кончики (обычно с одной стороны, реже с двух) обгорели.
    Рядом с местом проведения подземной коммуникации могла находиться мастерская. Корыто с водой, которое стояло под лучиной, выплескивали на улицу рядом с домом примерно в одно и то же место. И постепенно образовался культурный слой с множеством огарышей. Однако это не означает, что жители древнего Новгорода всегда поступали именно так: они могли короткие огарыши сжигать в печи, а длинные подсушивать и использовать повторно.

    Из какого дерева щепали лучины?Письменные источники, фольклорное наследие и работы различных исследований позволили Поветкину предположить, что для изготовления лучин использовалась самая разная древесина — береза, осина, сосна, дуб, клен и ясень. Однако микроскопический анализ нескольких огарышей показал, что все эти лучины сделаны из сосны. Возможно, в разных местностях выбирали для лучин разное дерево. По словам жителей Новгородской области, сосновое дерево специально вымачивали в болоте, пруде или озере, чтобы оно расслоилось по годовым кольцам. Из него потом и щепали лучины.

    Поверья и другие роли лучины.Интересно, что пользоваться искусственным освещением новгородцы могли далеко не всегда. Поветкин приводит такой пример: раньше существовало поверье, что с Благовещения (25 марта по старому стилю) и до Ильина дня (20 июля по старому стилю) зажигать свет в домах было нельзя. Кроме того, в то время, когда Новгород был деревянным городом, могли существовать определенные противопожарные правила — тогда лучину разрешали жечь только в определенные часы.
    Лучины были нужны не только для освещения. Колядовщики часто выпрашивали лучины у хозяев, с лучинами играли дети. В темное время суток люди ходили по деревне с пучком лучин, освещая себе путь. Лучинами могли выплачивать натуральный оброк — они заготовлялись возами.

    В 2008 году археологи решили поискать огарыши в более древних слоях. Они исследовали отвалы Троицкого раскопа и не нашли ни следа лучин в слоях XI — первой половины XIII века. Единственное разумное объяснение этому в том, что в то время новгородцы еще не освещали свои дома таким способом — они могли пользоваться более дорогими свечами и масляными светильниками. С этим предположением совпадают и находки светцов только в более поздних слоях XIV-XV веков.Находки лучин имеют большое значение при последующих раскопках. Почти во всех случаях огарыши лежали рядом с каким-либо жилым домом или мастерской. Кроме того, в дальнейшем огарыши, возможно, помогут датировать культурные слои наравне с другими предметами человеческой деятельности.

    Результаты исследования лучинного освещения в древнем Новгороде опубликованы в журнале «Российская археология» (№3 за 2009 год).
    Прикрепления: 5638039.jpg(62Kb) · 7061478.jpg(17Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Среда, 28.10.2009, 22:48 | Сообщение # 4
    Группа: Император
    Сообщений: 3276
    Награды: 10
    Статус: Offline
    За лето туристы набросали в фонтан 26 тысяч рублей

    В Великом Новгороде завершен процесс сушки и подсчета монет, собранных за летний сезон из Ганзейского фонтана. Оказалось, что туристы оставили на дне чаши фонтана 26 тысяч рублей. Эти средства направлены на специальный счет, откуда деньги будут затем направлены на развитие туризма в городе, сообщает REGNUM.
    Большую часть собранной суммы набросали гости Международных Ганзейских дней в Великом Новгороде. Помимо рублей, в фонтане были обнаружены европейские центы, злоты, сантимы, а также белорусские, украинские и казахские монеты.

    "Ориентируясь на опыт европейских городов, Администрация города приняла решение периодически вынимать из фонтана монеты. В основу сценария выемки монет из фонтана легли новгородские легенды и сказания. Патронирование этого необычного проекта осуществляет МАУ "Центр развития туризма "Красная Изба", - отметили в пресс-центре городской мэрии. На осенне-зимний период фонтан накрыт специальным шатром на металлической основе, который закрывает его от осадков, а также обеспечивает его сохранность от вандалов. Весной фонтан откроется вновь и возобновится театрализованная выемка монет.


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Пятница, 30.10.2009, 14:10 | Сообщение # 5
    Группа: Император
    Сообщений: 3276
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Впервые традиционный ежегодный форум новой Ганзы состоялся в России, и по праву - в Великом Новгороде, который теперь не без оснований рассчитывает стать крупным туристическим центром. Семья вольных торговых городов уже приняла деятельное участие в судьбе своего собрата. Никольский собор XII века, занесенный в 1992 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, десять лет реставрировался на миллион долларов, собранных вскладчину жителями сотни ганзейских городов Германии, Латвии, Литвы, Нидерландов, Норвегии, Польши, России Финляндии, Швеции и Эстонии. Столько же выделило и Министерство культуры РФ. У входа в храм можно прочесть названия городов, вложивших деньги в дело спасения памятника, который требовал безотлагательной реставрации.

    Торговая сторона
    Перед петербургскими архитекторами, которые выиграли муниципальный заказ на обоснование инвестиций, стоит деликатнейшая задача – предложить вариант реконструкции двух исторических кварталов на Торговой стороне, благоприятный для сложившейся структуры застройки. Не нарушая сетку и масштаб городской ткани, следует точно встроить в историческую оправу насыщенную современную функцию, способную успешно развиваться дальше.Это сродни операции на сердце, поскольку кварталы расположены на пологом берегу Волхова рядом Ярославовым Дворищем напротив детинца.

    Николо-Дворищенский собор
    Новые объекты создаются в прямой видимости от бесценных сокровищ древнерусской архитектуры. Главное место в ансамбле занимает большое парадное здание того самого Николо-Дворищенского собора 1113 года постройки. Княжой или Ярославов двор - небольшой квадрат, со стороны реки обрамленный аркадой Гостиного двора (XVII – XVIII). Вместе с Воротной башней (90-е годы ХVII века) - это наиболее поздние постройки на территории древнего Торга, где сосредоточено множество немыслимых древностей. Восстановлена церковь Жен Мироносиц ХVI века, по соседству прекрасно сохранилась миниатюрная церковь Прокопия, а также церковь Параскевы Пятницы и бесценная церковь Успения на Торговище, возведенная в 1135 году князем Всеволодом Мстиславичем.

    Церковь Ивана на Петрятине дворе
    К западу от церкви Георгия на Лубянице стоит недавно восстановленная из руин известная в истории древнего Новгорода церковь Ивана на Петрятине дворе, или на Опоках, возведенная в 1127 - 1130 годах тем же князем Всеволодом. При церкви Ивана на Опоках существовал купеческий суд из трех старост от бояр и двух от купцов во главе с тысяцким. В церкви хранились эталоны мер: локоть иванский для измерения сукна, гривенка рублевая для взвешивания драгоценных металлов и прочие атрибуты честной торговли.

    Екатеринин Путевой дворец
    В привычном для Петербурга возрасте (1771 г.) только расположенный неподалеку Екатеринин Путевой дворец с флигелями, «исполненный для удобства проезда императрицы в Москву по случаю коронования».Объекты реконструкции - прямоугольный квартал Немецкий двор и треугольный Готский двор.Новгородские дворы с конца XII века и были центрами торговли с Ганзейским союзом. Здесь размещались контора, архив, весовые, амбары и мельница. Теперь им надлежит отчасти выполнять родственную задачу коммерции и гостеприимства, но в большей степени утолять интерес россиян и иностранных гостей к истории, культуре и археологии.

    Справка.Ганзейский союз Нового времени образован в 1980 году. Общая численность жителей его городов 20 млн человек. Великий Новгород был принят в Новую Ганзу в 1993 году. От России в союз входят также Белозерск, Великий Устюг, Ивангород, Калининград, Кингисепп, Псков, Смоленск, Тверь, Торжок и Тотьма. График ежегодных международных Ганзейских дней расписан до 2030 года.


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    РимскийДата: Понедельник, 29.08.2011, 19:05 | Сообщение # 6
    Группа: Император
    Сообщений: 823
    Награды: 7
    Статус: Offline
    В Великом Новгороде археологи подводят итоги плодотворного сезона — 2011.
    В Великом Новгороде археологи нашли ожерелье, рассыпанное более тысячи лет назад. Находка оценивается как редкая, поскольку обнаружены не отдельные бусины (в этом нет никакой уникальности), а почти все ожерелье.
    Украшение нашли на знаменитом Троицком раскопе, для которого этот год стал последним. Ученые дошли до материка, и после 11 лет работы на нем будут законсервированы. Вообще же этот археологический сезон принес ученым немало удивительных находок.



     
    БастДата: Понедельник, 29.08.2011, 22:30 | Сообщение # 7
    Группа: Император
    Сообщений: 3276
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Очень интересное видео))) Иззавидовалась этим людям- столько находок))) smile

    И не страшно им это кладбище раскапывать? wacko Вдруг действительно что то...заразное... sad

    А про этот "булатерий" вообще ничего не нашла.. wacko Как только не задавала в поисковик..Может слово неправильно слышу и пишу? smile


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    РимскийДата: Вторник, 30.08.2011, 00:54 | Сообщение # 8
    Группа: Император
    Сообщений: 823
    Награды: 7
    Статус: Offline
    Quote (Баст)
    Может слово неправильно слышу и пишу?

    буллотирий - уникальный инструмент представляет собой клещи, с нанесёнными на них изображениями, в которых зажимали свинцовый материал и под ударами молотка изготовляли печать. Археологи прочли на одной из губок клещей надпись «печати Есипова», а на другой одну букву «п». Пётр Гайдуков предположил, что с помощью инструмента изготовлялась печать, служившая сразу двум должностным лицам. До сих пор в России были найдены всего три такие печати.


     
    БастДата: Вторник, 30.08.2011, 07:57 | Сообщение # 9
    Группа: Император
    Сообщений: 3276
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Quote (Римский)
    буллотирий - уникальный инструмент

    Спасиб))))) А то уже обыскалась)))
    Фрагменты византийского буллотирия и его отпечатки:


    Прикрепления: 0048246.jpg(31Kb) · 7596784.jpg(32Kb) · 0121476.jpg(31Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    РимскийДата: Четверг, 05.07.2012, 18:32 | Сообщение # 10
    Группа: Император
    Сообщений: 823
    Награды: 7
    Статус: Offline
    Раскопки в Великом Новгороде преподнесли новые сюрпризы



     
    БастДата: Четверг, 05.07.2012, 19:51 | Сообщение # 11
    Группа: Император
    Сообщений: 3276
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Как всё это интересно..Как будто читаешь древнюю социальную сеть)) biggrin


    Грамота № 155 (фрагмент). Перевод: «От Полчка (или Полочка)…(ты) взял (возможно, в жёны) девку у Домаслава, а с меня Домаслав взял 12 гривен. Пришли же 12 гривен. А если не пришлёшь, то я встану (подразумевается: с тобою на суд) перед князем и епископом; тогда к большому убытку готовься…».
    Из собрания Исторического музея


    От Гостяты к Василю.
    Что мне дал отец и родичи дали впридачу, то за ним.
    А теперь, женясь на новой жене, мне он не даёт ничего.
    Ударив по рукам (в знак новой помолвки), он меня прогнал, а другую взял в жёны.
    Приезжай, сделай милость wacko
    Прикрепления: 6612229.jpg(36Kb) · 1178695.jpg(171Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Среда, 19.09.2012, 21:44 | Сообщение # 12
    Группа: Император
    Сообщений: 3276
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Участники Старорусской археологической экспедиции Новгородского Государственного Университета установили любопытный и до нынешнего дня неизвестный факт: в средневековой Русе (ныне Старая Русса) существовал институт посадничества.

    На так называемой Курортном раскопе в 2012 году учёные обнаружили печать «Посадника Руського» по имени Фома Обакунович. Посадником в средневековье назывался глава города, посаженный князем. Помимо Русы посадники имелись в таких крупных древнерусских городах, как Новгород или Псков.

    В этом году археологический сезон был удачным: там же были найдены редкие свинцовые вислые печати - буллы. Ученым удалось обнаружить 24 вислых свинцовых и одну прикладную костяную печать, а также несколько заготовок для них.

    Свинцовые печати, привешивавшиеся на шнурах к средневековым официальным документам, в изобилии встречаются при раскопках на месте древнего княжеского архива на Городище и в усадебных комплексах самого Новгорода. К настоящему времени их известно около двух тысяч и в своей совокупности они представляют первоклассный источник по истории развития государственных институтов Новгорода, так как право пользования ими принадлежало только официальным лицам администрации.

    Матрицы печатей вырезывались, как правило, первоклассными художниками-торевтами и уничтожались во избежание злоупотреблений после смерти или смещения с административного поста их владельца. Поэтому, будучи датированы именами этих владельцев, подавляющее большинство которых известно по упоминаниям в летописи и других письменных источниках, актовые печати образуют идеальную хронологическую шкалу для наблюдений над развитием стилей прикладного искусства средневекового Новгорода от ХI до начала ХVI века, когда металлическая печать была вытеснена воско-мастичной.

    Печати древнейшего периода характеризуются поясными изображениями на них святых, как правило тезоименитых владельцам, лаконичностью символического языка, обозначающего княжескую принадлежность печати изображением тамги, а церковную - изображением креста. В ХII веке преобладают печати с изображением святых в рост, позам которых присуща явная статуарность. С конца ХII века эти изображения обретают динамичность. ХIII век - время заметного огрубления художественного стиля и возникновения стремления дополнить изобразительные сюжеты, несущие информацию о владельце печати, развернутыми надписями. Этот прием становится главным в ХIV веке. Для последнего столетия новгородской независимости характерны поиски стабильной эмблематики. Так, уже в начале ХV века возникают и широко употребляются в печатях эмблемы новгородских концов. Символом Неревского конца становится орел, Славенского - плют зверь", Плотницкого - Вседержитель, Людина - воин, Загородского - всадник. Характерно, что светские эмблемы концов развивают традиции древней символики, известной в памятниках прикладного искусства предшествующих веков.

    Многие свинцовые печати являются несомненными шедеврами средневековой пластики. В ряде случаев их анализ позволяет установить единое авторство в изготовлении матриц и некоторых прославленных произведений торевтики.
    Прикрепления: 5938351.jpg(81Kb) · 8323969.jpg(18Kb) · 8820666.jpg(19Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Пятница, 21.09.2012, 17:13 | Сообщение # 13
    Группа: Император
    Сообщений: 3276
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Ну вот и началось) smile С днем рождения, Новгород!

    В Великом Новгороде отмечают 1150-ю годовщину зарождения российской государственности. Согласно летописям, именно там в 862 году обосновался приглашенный на правление варяжский князь Рюрик. Торжества продлятся 3 дня. И начнутся по старинной традиции с ярмарки.

    С холма в истоке Волхова и начиналось Государство российское. Легенда гласит, что именно здесь варяг Рюрик, призванный славянами на княжение, основал свой городок, назвал его Новгородом и занялся тем, что называют государственным строительством - собирал налоги, назначал посадников, рубил города. Во многом 862 год, как сообщение о призвании Рюрика, носит легендарный характер. Но для любого государства, особенно для России, очень важны такие символы. Потому что они создают некую эпическую основу возникновения того, что мы считаем нынешней Российской Федерацией.

    Зримым символом тех событий помимо множества связанных со скандинавами археологических находок, сделанных на Рюриковом городище, будет теперь исполинский "Княжев камень" с цитатой из Радзивиловской летописи. Открытие этого памятного знака станет одним из многих событий в череде торжеств в честь 1150-летия зарождения российской государственности - шествий, карнавалов, фестивалей, которые начались с раннего утра.Уже открыт бронзовый бюст императора Александру II - ведь именно он обозначил точку отсчета юбилеев государственности, повелев ровно 150 лет назад установить в Новгородском Кремле памятник 1000-летию России.

    Главные события в первый день торжеств начинаются на другом берегу Волхова, в Кремле. Там в древнем Софийском соборе с утра служат божественную литургию.По ее окончании крестный ход из собора направится к памятнику 1000-летия России, где состоится молебен. А затем праздник зашумит по всему городу и продлится 3 дня, и что весьма вероятно 3 ночи. Веселиться в Новгороде умеют издавна. Будет это не только на берегах Волхова, но и на самой реке - для участия в параде старинных судов сейчас одна за одной прибывают ладьи из русских городов и даже варяжских стран.

    Ух ты..Жалко, что меня там нет smile Будем ждать фотографий)
    А вот Нижнему Новгороду через 9 лет 800 будет...
    Прикрепления: 6133067.jpg(161Kb) · 0786143.gif(122Kb) · 4357067.jpg(71Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Четверг, 25.04.2013, 19:36 | Сообщение # 14
    Группа: Император
    Сообщений: 3276
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Подводные археологи обнаружили на дне реки Волхов в Великом Новгороде судно, которое могло затонуть в XVI веке.

    Судно, изготовленное из хвойных пород деревьев, достигало в длину около 10 м. По словам исследователей, на нем перевозили кирпич. Поднимать судно пока не будут, поскольку оно находится не в очень хорошем состоянии. Исследователи планируют продолжить его изучение весной 2014 года.

    Недавно исследователи также обнаружили на дне Волхова две вислых свинцовых печати, использовавшиеся в Древней Руси для скрепления документов, полуметровый крест XV - XVI вв. из известняка, находившийся недалеко от судна, кандалы XVIII в., а также 96 медных монет 1700 года и рядом с ним горшок, в котором они, возможно, хранились. Исследование дна реки Волхов подводные археологи ведут с 2005 года. За семь лет здесь было обнаружено несколько тысяч предметов церковной утвари и быта, различные украшения, монеты.

    Не только в теплых морях сокровища можно находить)) smile


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    РимскийДата: Пятница, 24.05.2013, 21:50 | Сообщение # 15
    Группа: Император
    Сообщений: 823
    Награды: 7
    Статус: Offline
    В Старой Руссе возобновлены археологические исследования

    Археологические исследования в Старой Руссе в нынешнем году начались необычно рано. Уже 13 мая сотрудники Отдела изучения проблем археологии Новгородской земли НовГУ приступили к продолжению охранных спасательных работ на Курортном-II и Курортном-III раскопах, располагающихся на месте строительства физкультурно-оздоровительного комплекса на территории курорта «Старая Русса».

    В прошлом году на Курортном-I раскопе, на площади 580 кв. м, был изучен участок городской застройки XIV-XV вв. и собрана коллекция находок, насчитывающая более 1500 экземпляров. Наиболее ярким открытием сезона 2012 г. стал комплекс сфрагистических материалов конца XIV – начала XV в.
    За первую неделю были проведены подготовительные работы, расконсервирован раскоп, сняты напластования XIX-XX вв. и начато изучение средневекового культурного слоя.

    Новый сезон начался с пополнения сфрагистической коллекции. Уже 14 мая при разборке заполнения одной из материковых ям был найден фрагмент печати владычного наместника (уполномоченного новгородского архиепископа). Позже были найдено еще 2 печати, в том числе и печать великого князя Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского, правившего в 1389-1425 гг.
    За прошедшие дни было обнаружено более ста индивидуальных находок.

    Большую часть коллекции традиционно составляют предметы относящиеся к солеваренному промыслу – заклепки и фрагменты железных цренов (противней для выпаривания соли). Среди прочих находок можно выделить средневековые нательные кресты и монеты XV и XVIII вв.
    Коллекция археологических находок из Старой Руссы открыта для свободного доступа в рамках интернет-проекта "Древности Новгородской земли: электронная база данных археологических находок"
    источник - Новгородский государственный университет
    Прикрепления: 5564347.jpg(90Kb) · 5839842.jpg(75Kb) · 8149785.png(158Kb) · 5668939.jpg(31Kb)


     
    Форум » Древний мир » Загадки Древней Руси » Господин Великий Новгород: 1150!!!
    Страница 1 из 212»
    Поиск:
    © 2008-2013 Карта сайта 18.10.2017, 06:58