Колизей - История Древнего мира Колизей - История Древнего мира
Главная Контакты В избранное
    • Страница 1 из 2
    • 1
    • 2
    • »
    Модератор форума: Баст  
    Форум » Древний мир » Загадки Древней Руси » Археология в Москве
    Археология в Москве
    БастетДата: Пятница, 20.02.2009, 18:31 | Сообщение # 1
    Группа: Полководцы
    Сообщений: 74
    Награды: 4
    Замечания: 0%
    Статус: Offline

    При строительстве подземного паркинга на Хохловской площади в Москве был вскрыт кусок стены Белого города. Строители откопали фрагмент стены длиной 60 метров, шириной - 4,5 метра. В кладке стены также обнаружены уникальные резные архитектурные детали, в том числе детали из других объектов. Археологи предполагают, что там есть и детали московского Кремля.
    На месте Хохловской площади, в которую упирается Покровский бульвар, будет устроен подземный паркинг, а обнаруженный в этом месте фрагмент стены решено музеефицировать. Здесь разместят экспонаты, посвященные истории Белого города, которые были найдены при археологических раскопках при строительстве паркинга. Предполагается, что паркинг будет выступать из земли на пять метров, туда можно будет подняться по ступенькам и через стекло увидеть основание стены.

    Белый город - третья (после Кремля и Китай-города) крепостная стена Москвы, которая была сооружена в 1585—1593 зодчим Федором Конем на месте дерево-земляных укреплений, воздвигнутых сразу же после татарского нашествия 1571 г.
    О жизни зодчего Федора Коня сохранилось много полулегендарных сведений. Например, известно, что весной 1573г. сын плотника Федор Савельев, прозванный Конем за свой рост и непомерную силу, строил в Москве дом опричнику Шадену. Хозяину не понравилась резьба на воротах, и он ударил Коня палкой. Вспыльчивый и самолюбивый Федор в ответ жестоко избил обидчика. За подобный поступок его ждала смертная казнь, поэтому Конь бежал за границу. Он побывал во Франции, Бельгии, Дании, Италии, везде смотрел, учился, строил и стал очень умелым мастером. Ранней весной 1584г. Конь вернулся в Москву, подал царю прошение и был прощен. В 1591г. Федор закончил строительство стен Белого города. Название связано с тем, что на его землях стояли "белые" слободы. За свою работу Федор Конь получил в награду кусок парчи и шубу и был удостоен поцеловать руку у самодержца Руси - царя Федора Ивановича. Белый город имел 28 башен и 11 ворот. Длина стены — 10 км, толщина до 4,5 м. Стены были зубчатыми, подобно кремлевским, бойницы позволяли вести непрерывный огонь.
    Белый город был разобран в годы правления Екатерины II (1762—1796 гг.) за "ветхостью и неудобностью", на месте стен было проложено Бульварное кольцо. Наиболее активная разборка происходила в начале 80-х гг., причем генерал-губернатор Москвы граф Чернышов даже построил себе дом (ныне - мэрия Москвы на Тверской улице) из добытого при разборке кирпича.
    Прикрепления: 2355655.jpg (42.5 Kb) · 6155772.jpg (8.1 Kb)


    жизнь коротка. искусство вечно
     
    БастДата: Вторник, 04.06.2013, 18:42 | Сообщение # 2
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    В рамках реставрации гостиничного комплекса «Пекин» и застройки прилегающей территории, обнаружены редкие археологические находки, которые являются объектами культурного наследия столицы, и представляют собой историческую ценность. После завершения археологических исследований все артефакты будут переданы в Музей Истории Москвы.

    Одна из самых ранних находок — так называемый «красный» печной изразец, относящийся к концу XVI — началу XVII века. Из таких фигурных плиток на печах собирали декоративные фризы. Глиняное украшение покрывали известью, следы которой еще сохраняются на ее поверхности.
    Работы на площадке проводились компанией «Археологические изыскания в строительстве» с марта 2013 г. За два месяца раскопок было найдено более 350 артефактов XVI-XX веков, среди которых обнаружены уникальные изразцы, характеризующие эволюцию гончарного дела Москвы от XVII до XIX века, а также предметы обихода, ремесленные изделия из кожи и дерева.В московском песчаном грунте крайне редко сохраняются экземпляры предметов быта, поэтому найденные вещи имеют высокую историческую ценность. В ходе работ были найдены фрагменты обуви, конской упряжи, часть поясной сумки и старообрядческий кожаный амулет-лествица, которые находились в законсервированном состоянии в слоях органики, куда не проникали бактерии. Это большая удача, что они «дожили» до наших дней.

    Слева виден изразец «голландского типа» с синей кобальтовой глазурью и характерным узором из полукруглых сегментов. Он был распространен в петровские времена, когда мода на все голландское захлестнула Россию. В центре и справа — более поздние полихромные (многоцветные) изразцы, один из которых плоский, а другой имеет рельеф.
    Найденные изразцы ̶ это облицовочные плитки с полой коробкой, покрытые глазурью, рельефами, резьбой и имеющие обычно какой- то сюжет. В Москве использовались для сохранения тепла в доме и для его украшения. Для экспертов изразцы служат средством датировки слоев и сопутствующих находок.Археологические исследования велись на территории, где с конца XVII до XIX века находилась Тверская-Ямская слобода. Для проведения изысканий было заложено два раскопа площадью по 120 кв. м. Толщина культурных пластов разных периодов составила более 3 метров, из них не менее метра пришлось на слой, относящийся к периоду существования слободы.
    Муравленые изразцы стали широко распространены в Москве с конца XVII века, хотя появились на век раньше. Их название происходит от прозрачной, цвета «травы-муравы» свинцовой глазури.
    Прикрепления: 2519034.jpg (18.6 Kb) · 2673827.jpg (25.1 Kb) · 6434422.jpg (24.3 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Вторник, 04.06.2013, 18:45 | Сообщение # 3
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Самый поздний тип московского изразца был покрыт белой поливной эмалью и не раскрашивался.


    Лестовка, или лествица, — это разновидность четок, имеющих у староверов особую форму и значение. Цепь напоминает лестницу, символизирующую духовное восхождение. В данном случае сохранились только кожаные треугольники, лапостки. В каждой лествице делают по четыре лапостки.


    Кожаная напоясная сумка в XVIII веке заменяла москвичам карманы. Минималистичное изделие можно отнести к стилю «юнисекс» — мужчины и женщины носили напоясные сумки практически одинакового дизайна. Как и кожаная лествица, сумка очень хорошо сохранилась из-за обилия в слободе конского навоза. Закисляя почву, навоз ускоряет разрушение железа, сохраняя при этом органику.


    Конская щетка, предназначенная для расчесывания грив лошадям.


    Железная вилка XVIII века — одно из немногих металлических изделий, найденных археологами на раскопках слободы. Искать железо проще, чем керамику, однако оно довольно быстро разрушается в кислой почве.
    Прикрепления: 8748152.jpg (15.7 Kb) · 0090612.jpg (14.2 Kb) · 6421849.jpg (16.8 Kb) · 5107609.jpg (20.7 Kb) · 0819047.jpg (9.1 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Вторник, 04.06.2013, 18:49 | Сообщение # 4
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Глиняные курительные трубки (в данном случае — «турецкого образца») были в ходу вплоть до появления папирос. Московские археологи находят их довольно часто: хотя деревянные мундштуки быстро сгнивают, сами трубки прекрасно сохраняются в земле. «Турецкими» трубками пользовались самые широкие слои населения, причем функционально они были чуть ли не одноразовыми — использованную трубку разбивали о каблук, что заметно по характеру повреждений.


    Английские кремы или помады Atkinson`s относятся к довольно позднему слою — к концу XIX века. Они представляли собой эмульсии воды в масле и обычно содержали пчелиный воск. Создание подобного «охлаждающего» крема приписывают Галену.


    Железная подкова была предназначена для самого ямщика, а не для его лошади. Такими подковами подбивали каблуки. В женской обуви их потомками стали набойки.


    «Искусственную минеральную воду» в таких бутылках производила компания «Гойеръ и Редлихъ» на собственном заводе в Москве.


    Третья слева среди аптечных бутылок — емкость для парфюма знаменитой фабрики «Брокар и Ко.», которая после национализации стала «Новой Зарей». Остальные три емкости представляют собой типичные аптекарские флаконы, распространенные на всем протяжении XIX века и даже ранее.


    Как же это интересно)) Копнул землю, и перед тобой открывается история...Удивительно! smile

    По материалам сайта http://zhelezyaka.com/
    Прикрепления: 1008376.jpg (18.3 Kb) · 1146966.jpg (18.0 Kb) · 6395080.jpg (19.6 Kb) · 2566156.jpg (33.2 Kb) · 1502879.jpg (22.5 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Суббота, 23.11.2013, 21:45 | Сообщение # 5
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Вещевой клад металлических предметов обнаружили археологи при работах в районе Арбатских переулков в центре Москвы.

    В двух шагах от храма, где венчался Пушкин, в Столовом переулке стоит двухэтажный каменный крашенный темно-красной краской с белым кантом дом №7. Сейчас это объект культурного наследия "Арбатский частный дом". Не одно десятилетие он стоял с забитыми ставнями и странно мерцающим из подвала светом. Горожане обходили дом стороной, прозвав его масонским, тем более что он и правда напоминает "Михайловский замок" императора Павла Первого, как известно бывшего масоном.Месяц назад дом обнесли забором, неделю во дворе копали археологи. И на днях на 1,5 метровой глубине в углу кирпичной кладки XVIII-XIX веков, обнаружили ценную находку - вещевой клад металлических предметов. Среди находок - крест-мощевик, оклады икон, чайные и столовые ложки с орнаментом, рукояти ножей, подносы, крышки, всего 25 наименований. Объединяют их следы пожара и похожесть на серебро, хотя на самом деле это фраже или посеребренные по технологии варшавского мастера Иосифа Фраже металлические предметы XIX века.

    Этот клад подальше от посторонних глаз закопали под дворовыми постройкам сами брандмейстеры. Ведь дом совсем не масонский, одновременно его делили пожарные и полиция. В XIX веке здесь располагалась пожарная часть, здесь же жили холостые пожарные. Вторую часть дома занимал полицейский участок, где были квартиры пристава и квартального надзирателя. Во дворе стояли пристройки, в частности конюшня, кузница и сарай. Зарыли клад под бывшей кузницей, что тоже не случайно. Унеся с пожара "ценное", пожарные в кузнице попробовали его переплавить, чтобы затем продать. Но, поняв свою ошибку, собрали в один узелок и зарыли, причем глубоко, чтобы соседи-полицейские ничего не заподозрили.


    Помимо клада, обнаружены обломки посуды фабрик Кузнецова и Гарднера, изразцы, а в кладке стен, уже на метр показавшихся из земли, обнаружены кирпичи XVII века с хорошо сохранившимся (что для столицы редкость) клеймом в виде единорога и орла. Возможно, их сюда принесли из разобранных палат или это остатки городской усадьбы начала XVIII века, принадлежавшей священнику Алексею Соколову, а позднее - князю Ивану Голицину.
    По расчетам главного археолога города, работы в Столовом переулке продолжатся пару месяцев. Ведутся они за счет частной компании, выкупившей дом и инициировавшей возвращение ему исторического облика.Найденный клад, покажут на выставочных пространствах музея Археологии, а затем передадут в музей истории Москвы, расположенный в "Провиантских складах".
    Прикрепления: 9234593.jpg (43.6 Kb) · 3470483.jpg (45.4 Kb) · 2723128.jpg (78.6 Kb) · 8947347.jpg (78.9 Kb) · 1551784.jpg (76.8 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Вторник, 29.09.2015, 19:17 | Сообщение # 6
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    При раскопках в Зарядье археологи открыли участок древнейшей улицы городского посада – улицу Великую (другое название – Большая). Она появилась на самом раннем этапе развития будущей столицы, возможно, уже в XII веке.     «Улица Великая проходила в районе Мокринского переулка, она вела от Кремля к пристани и относится к древнейшему этапу строительства города в XII-XIII веках. Раскоп заложили в юго-восточной части огромной площадки, где была гостиница, и не прогадали», – рассказал руководитель раскопок Леонид Беляев, заведующий Отделом археологии Московской Руси Института Археологии РАН (ИА РАН).


    По его словам, уже при снятии верхних слоёв стало ясно, что археологи оказались на месте улицы Великой: почти всю ширину раскопа (6,5 метров) занимали брёвна верхнего яруса мостовой (XVII–XVIII веков). Сверху на неё сохранились остатки первого каменного подмащивания. Из-под яруса XVII–XVIII веков видны брёвна более ранних уровней. «Эти брёвна помогут нам в создании первой шкалы дендрохронологии Москвы, которую не удается построить уже несколько десятилетий», – отметил Леонид Беляев.


    Хотя до древнейших слоёв ещё далеко, в руки археологов уже попало множество неординарных находок: много керамики XV–XVII веков и архитектурных деталей. Среди них – обломок пилястра от портала храма или дворца с редко встречающимся орнаментом в виде тесно сплетенных в сплошной ковер трёхпрядных полос. Такой орнамент редко встречается, он применялся итальянскими архитекторами эпохи Ренессанса. «[Это]…
    позволяет связать камень с этапом русско-итальянского строительства, временем создания стен современного Кремля, его главных соборов и великокняжеского дворца», – пояснил археолог.


    Ещё одна необычная находка – фрагмент терракотового изразца-городка, также орнаментированного. Он необычен тем, что имеет не одну, как обычно, а две лицевые стороны. Как его устанавливали на печь, непонятно.

    «Продолжение раскопок, несомненно, прольет новый свет на историю древнейшей улицы московского посада, всей Москвы и, в целом, Российского государства», – заключил исследователь. Зарядье – это южная, низменная часть Китай-города, между улицей Варварка и набережной Москвы-реки. Такое название район получил, потому что с XVI века находился за рядами лавок, располагавшихся на Москворецкой улице (шла от собора Василия Блаженного к набережной). При раскопках в 1948–1950 годах в Зарядье открыли несколько дворов ремесленников XI–XII веков. Район непосредственно примыкал к берегу, сюда привозили хлеб из Рязани и из других городов на Оке. В Зарядье
    велась активная торговля, особенно на Великой улице (такое название упоминается в летописях в 1468 и 1547 гг.). На этой улице находилась церковь святителя Николая, которого тогда считали покровителем торговли и мореплавания. Из-за постоянных наводнений и дождей церковь называли «Николой Мокрым».


    Зарядье было застроено деревянными дворами, разделёнными узкими кривыми переулками. Из-за этого оно часто горело. В 1534–1538 годах построили стену Китай-города, которая отделила район от Москвы-реки. До XVIII века Зарядье было районом ремесленников, торговцев, а также приказных людей. Здесь часто находили приют участники бунтов. Однако Пётр I и Екатерина II из-за угрозы пожаров запретили строить здесь деревянные дома. Поэтому, когда в 1812 году Зарядье сгорело, старые собственники, которым каменное строительство было не по карману, почти поголовно продали свои дворы. Крупные московские домовладельцы построили здесь двух- и трёхэтажные здание. Нижние отвели под лавки и склады, а верхние сдавали под квартиры и мастерские ремесленникам. Последние были вынуждены соглашаться на довольно высокую плату из-за удобного расположения – рядом были торговые ряды, где они могли продавать свои изделия. Жить на окраине они не могли, потому что средств на транспортировку изделий в центр у них не было.

    После Гражданской войны ремесленники ушли на заводы, а Зарядье превратилось в район складов и контор. В 1964–1967 годах здесь построили гостиницу «Россия», которую снесли в 2007-м. Теперь на этом месте планируют разбить парк. Именно поэтому здесь снова работаю археологи: чтобы «спасти» от новых земляных и строительных работ древние строения, сохранившиеся в земле.

    По материалам пресс-службы ИА РАН.
    При написании заметки использовалась также следующее издание: Сытин П.В. Из истории московских улиц (очерки). – М., 1958.
    Прикрепления: 1544924.jpg (81.4 Kb) · 2344869.jpg (37.8 Kb) · 1472480.jpg (24.9 Kb) · 9919070.jpg (71.0 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Суббота, 23.04.2016, 19:50 | Сообщение # 7
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Археологические работы на месте четырнадцатого корпуса московского Кремля принесли первые результаты.

    Московский Кремль всегда пользовался вниманием археологов. Именно там, на Боровицком холме, в середине XII века появилось первое поселение, выросшее в столицу княжества, а затем и страны. Однако до сих пор Кремль нельзя считать хорошо изученным памятником – большую часть XX века он был закрыт или почти закрыт для археологических исследований. Даже во время строительства Дворца съездов (1959–1960 гг.) работы на территории Кремля были очень ограниченными. Ситуация начала меняться только в последние годы. В 2007 году экспедиция Института археологии (ИА) РАН исследовала участок в Тайницком саду, где, в частности, обнаружили две берестяных грамоты (№2 и 3, всего их четыре). После того, как в прошлом году власти решили демонтировать
    четырнадцатый корпус Кремля, перед исследователями открылись новые возможности. В ноябре 2015 года специалисты ИА РАН разбили несколько раскопов и шурфов между Ивановской площадью и Спасской башней. Хотя
    раскрытая площадь не очень большая, – примерно 200 кв. м – раскопки уже принесли первые результаты.


    Железное писало. XII-XIII вв
    Очень интересными оказались слои XII–XIV веков. Они показывают, что восточную часть будущего Кремля начали осваивать не позже конца XII века. Среди самых интересных находок оказался стилос XII–XIII веков – стержень для письма. В отличие от Новогорода, где стилосы довольно распространены, на территории Северо-Восточной Руси их находят не часто. В этих же слоях обнаружили 80 обломков стеклянных браслетов, части стеклянных сосудов, металлические украшения, а также множество фрагментов керамики.


    Свинцовая текстильная пломба. Фландрия, вторая половина XIV в.
    Среди находок более позднего времени археологи выделяют свинцовую пломбу второй половины XIV века с надписью «DIX». Она происходит из города Диксмёйде в Западной Фландрии (современная Бельгия). Такие пломбы
    были знаком качества фламандского сукна. К этому же столетию относится обломок фляги, сделанной в Хорезме.


    Фрагмент фляги из Хорезма. XIV в
    Пломба и фляга указывают на то, что Москва активно участвовала в международной торговле. Впрочем, нельзя
    исключать, что сосуд привёз из Хорезма какой-нибудь ордынец, живший в Москве. Интересны и части книжных застёжек XIII и XIV веков – свидетельства того, что здесь жили монастырские книжники. Во время раскопок археологи открыли и остатки зданий, снесённых в 1929 году: построек Малого Николаевского дворца (1775 г.), Екатерининской церкви Вознесенского монастыря (1817 г.), трапезной и церквей Чудова монастыря (конец XVII в.).

    По материалам Института археологии РАН.
    Автор: Егор Антонов
    Источник: nkj.ru

    Книжные застежки. XIII в.
    Прикрепления: 6975086.jpg (156.2 Kb) · 2509153.jpg (113.7 Kb) · 7261439.jpg (167.7 Kb) · 4268103.jpg (87.6 Kb) · 8155732.jpg (49.5 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Понедельник, 02.05.2016, 17:56 | Сообщение # 8
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Надгробные надписи XV и XVI веков – довольно редкие находки на территории Московского государства. Во-первых, их было в это время немного: самые ранние появляются только в конце XV столетия. Во-вторых, они плохо сохранились, и часто доходят до наших дней только в обломках. Но даже уцелевшие плиты вызывают много вопросов. Один из главных – это, собственно, их возраст: проблема в том, что, если сравнивать даты жизни и смерти, о которых свидетельствуют надписи, и их шрифты, то получится, что в некоторых случаях надпись относится ко времени намного более раннему, нежели шрифт, которым она выполнена.

    Надгробные плиты инока Феодосия: сверху плита эпохи Ивана Грозного, из-под неё виден край ранней плиты. Фото: пресс-служба ИА РАН.

    Надгробие Епифания. Фото: пресс-служба ИА РАН.

    Новые надгробия XVI века из раскопок в Высоко-Петровском монастыре (Москва) позволяют решить противоречие между датами и шрифтами. В связи с предстоящей реконструкцией на территории монастыря весной 2016 года
    начались археологические работы, в ходе которых сотрудники Института археологии РАН (ИА РАН) обнаружили три плиты. Две из них датируются 1512 годом, а третья – серединой XVI века. Надгробия перекрывали могилы двух людей, умерших в один день – 31 июля 1512 года. Первого звали Епифаний, и больше о нём ничего неизвестно
    (сохранился только небольшой фрагмент надписи). Имя второго – Феодосий Исаков. Он был иноком (монахом). В надписи также говорится, что Феодосий – сын Окулинин, «волоченин» (то есть из города Волочка).


    Капитель под ранним надгробием Феодосия. Фото: пресс-служба ИА РАН.
    Интересно, что его надгробие установили на небольшие опоры, а не просто на землю. Одна из опор сохранилась. Она представляет собой капитель или базу маленькой колонны. «Это абсолютно уникальный случай – мы впервые
    сталкиваемся с ситуацией, когда столь раннее надгробие не лежит на могиле, а поставлено на четыре “ножки”, как стол», –комментирует Леонид Андреевич Беляев, руководитель раскопок, заведующий Отделом археологии
    Московской Руси ИА РАН.

    Он отметил, что такие капители сейчас можно увидеть в итальянских городах на сооружениях эпохи Возрождения. Это означает, что опору надгробия взяли со стройки собора святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси. Церковь была первым каменным храмом Высоко-Петровского монастыря, а строил его итальянский архитектор Алевиз Новый. Он же возводил Архангельский собор в Кремле. Раньше считалось что собор святителя Петра начали строить в 1514 году. Но если «итальянская» капитель со стройки оказалась под надгробием 1512 года, значит, церковь начали возводить минимум на два года раньше.

    Плиту Феодосия сверху перекрывала другая, которую по орнаменту и особенностям шрифта датируют серединой XVI века. «На “верхнем” камне повторен тот же самый текст, но уже не лапидарным шрифтом, происходящим
    от книжного устава, а обычной “проволочной” вязью грозненского времени. То есть кто-то из родственников или сам монастырь заказал и положил новую плиту, когда первая растрескалась», – поясняет археолог.

    «Нижняя» плита на могиле Феодосия. Начало XVI века. Фото: пресс-служба ИА РАН.
    Третье надгробие, таким образом, объясняет загадку несоответствия дат в надписях и шрифтов, которыми они выполнены. «...Мы видим целую группу надгробий 1510-х годов, переоформленных, видимо, на полвека позже,
    одновременно и одной группой мастеров в 1550-1580-х годах (эпоха Ивана Грозного). Это, наконец, подтверждено совмещением над одной могилой ранней и поздней плиты с одинаковым текстом. Таким образом, находки в Высоко-Петровском монастыре позволяют раскрыть целый ряд подобных несоответствий, которые отмечались на других некрополях XV-XVII веков», – пояснил Леонид Андреевич Беляев.


    Собор святителя Петра. Фото: Wikipedia / Ludvig14.
    Высоко-Петровский монастырь находится на углу Петровки и Петровского бульвара. Сам монастырь назван по имени основателя обители – митрополита Петра, известного тем, что он перенёс кафедру из Владимира в Москву.

    По материалам пресс-службы Института археологии РАН
    Автор: Егор Антонов
    Источник: nkj.ru
    Прикрепления: 7851057.jpg (165.0 Kb) · 8656376.jpg (140.4 Kb) · 9507911.jpg (233.0 Kb) · 9678631.jpg (177.3 Kb) · 9919711.jpg (91.1 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Понедельник, 28.11.2016, 08:44 | Сообщение # 9
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    В Москве на Софийской набережной археологи обнаружили клад из свинцовых пломб. Всего их 196, вместе они весят два килограмма, на одной стороне у каждой изображён российский герб, а на другой – разные знаки и сокращения.


    В тайник положили уже использованные пломбы, а значит, ещё раз использовать их по прямому назначению уже не могли. Датируются они 1807–1811 годами. Спрятали клад, скорее всего, во время Отечественной войны. «Можно предварительно предположить, что они были припрятаны для отлива пуль», – считает главный археолог Москвы Леонид Кондрашев. Нынешние раскопки на Софийской набережной ведутся с июня 2015 года. Они предваряют очередное благоустройство. Летом 2016 года там нашли «подпольный» рынок XIV века. Набережная была частью Замоскворечья, которое в то время считалось городской окраиной, и торговать было выгоднее как раз в таких районах или за пределами города: это позволяло не платить пошлину властям.


    Софийская набережная находится через реку от Кремля и тянется от улицы Серафимовича Большого Москворецкого моста. Название происходит от храма Софии Премудрости Божьей. Первое здание церкви было деревянным, а построили её, скорее всего, выходцы из Новгорода. Поэтому и освящена она была во имя святой Софии, как и главный новгородский храм. Каменный храм построили в середине XVII в. Позже она ещё несколько раз перестраивалась.Каменную набережную построили в 30-40-х гг. XIX века по проекту Н.И. Яншина и А.И. Дельвига. В 30-е годы старинные здания хотели полностью снести и построить новые, либо разбить на их месте парк. Но планы, к счастью, так и остались планами. Снесли лишь участок застройки около нового Москворецкого моста.
    По материалам сайта мэра Москвы. Автор: Егор Антонов
    Источник: nkj.ru
    Прикрепления: 7877282.jpg (196.7 Kb) · 6591135.jpg (260.5 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Воскресенье, 04.06.2017, 10:05 | Сообщение # 10
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Топоры бронзового века, принадлежавшие древнему племени фатьяновской культуры, которое жило на территории столицы на рубеже 2-3 тысячелетий до нашей эры, обнаружили археологи во время работ по созданию парка "Зарядье" в центре Москвы и благоустройству в рамках программы "Моя улица". Об этом говорится в сообщении, опубликованном  на сайте столичной мэрии.


    "Оба топора сделаны из камня. Они характерны для рубежа 2-3 тысячелетий до нашей эры", - говорится в сообщении. В мэрии отметили, что, хотя найденные артефакты относятся к бронзовому веку, археологи обнаружили их в культурных слоях XVI-XVII веков. "Науке известны случаи, когда каменные топоры могли использовать вторично в более позднее время. Предположительно они могли быть амулетами", - приводятся на сайте слова руководителя департамента культурного наследия Москвы Алексея Емельянова.

    Глава ведомства отметил, что один из топоров в виде камня с дырой посредине называли "куриный бог" и верили, что он приносит удачу в ведении домашнего хозяйства. Он также предположил, что, возможно, топоры применялись как точильные камни или грузила для рыболовных сетей. По его словам, люди, нашедшие и использовавшие эти камни в XVI-XVII веках, не догадывались, насколько они древние, и не понимали их предназначения.В мэрии добавили, что находки относятся к племени фатьяновско-балановской культуры, существовавшего в бронзовом веке. Следы пребывания этого племени находили на территории России, от Новгородской области до Татарстана, в том числе в Москве и Подмосковье. "Среди ученых племя получило условное название "фатьяновцы" в честь деревни Фатьяново в Ярославской области. Именно там в 1873 году впервые были найдены могильники, предметы быта, говорящие об особой культуре у этих людей", - говорится в сообщении.


    В Москве следы поселений фатьяновцев уже находили на территориях парка "Царицыно" и Нескучного сада. "Археологи не исключают, что рядом с "Зарядьем" тоже могло находиться поселение - памятник фатьяновской культуры", - отметил Емельянов. Найденные артефакты изучают специалисты, а в будущем находки могут быть переданы в музей или станут экспонатами временных выставок, посвященных археологии Москвы.

    По материалам https://www.mos.ru/news/item/24735073/ 
    Прикрепления: 6435028.jpg (320.4 Kb) · 5972401.jpg (182.9 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Суббота, 17.06.2017, 09:31 | Сообщение # 11
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    И снова первобытность)))

    Археологи обнаружили в Москве орудия труда, возраст которых превышает пять тысяч лет. Открытия сделаны во время работ по программе "Моя улица", сообщила мэрия столицы.

    При замене коммуникаций возле дома 34/1 по Сретенке ученые обнаружили кремниевый резец эпохи неолита (V-III тыс. лет до н. э.), а при работах на Покровском бульваре - фрагмент концевого скребка эпохи мезолита (VII тыс. лет до н.э.), говорится в сообщении. "Для археологов такая древняя находка очень важна. Она подтверждает нашу теорию об освоении этих территорий еще в ранние времена. Мы понимаем, что этот район был в том числе заселен древними людьми, и это происходило задолго до того времени, как здесь появились улицы, дома", - рассказал руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.


    Ученые предполагают, что артефакты могли попасть в более поздние культурные слои 400-500 лет назад, во время земляных работ. Сейчас находки изучают специалисты. По словам Емельянова, в дальнейшем их могут передать в музей и представить на временных выставках, посвященных археологии Москвы.
    Прикрепления: 9028512.jpg (107.0 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Четверг, 10.05.2018, 17:31 | Сообщение # 12
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Старинный предмет был обнаружен в ходе работ по благоустройству
    Мэр Москвы Сергей Собянин рассказал, что в центре столицы в Лучниковом переулке была найдена створка иконки-мощевика. Уникальный предмет обнаружили в ходе работ по благоустройству. Информацию об археологической находке мэр столицы разместил в своем официальном микроблоге в Twitter.  Глава города отметил, отметил, что створка сделана в технике литья из медного сплава в XV-XVI веках, и предположил, что ее потеряли на дороге, которая соединяла Кремль и Китай-город со Златоустовским монастырем. 


    В мае 2018 года в ходе работ по благоустройству Москвы строители обнаружили часть ограды бывшего Златоустовского монастыря. Кирпичную кладку с элементами белого камня нашли в Большом Златоустинском переулке в районе домов 3 и 5. В департаменте отметили, что в ходе дальнейших работ будут обнаружены другие элементы стены и, возможно, фрагменты снесенных построек самого монастыря. К 1933-му все церковные постройки монастыря в XIV - начала XV века снесли, а на их месте появились жилые дома. От всего архитектурного ансамбля Златоустовского монастыря остался только двухэтажный корпус в Малом Златоустинском переулке, дом 5. 


    - Очень известный, загадочный монастырь. Он был связан с личностью Федора Апраксина, одной из ключевых фигур русского военного флота. Из всего монастыря сохранился только келейный корпус. Безусловно, все найденные фрагменты фундамента стены монастыря будут сохранены. Сейчас мы думаем над комплексным благоустройством всей этой территории, - сообщил руководитель Департамента культурного наследия столицы Алексей Емельянов. 

    Руководитель департамента культурного наследия столицы сообщил, что работы по раскопкам продолжаются и на данный момент открыто не менее 7 метров предполагаемой ограды монастыря. Планируется, что до начала осени находку, ее мелкие части - кусочки орнаментов, монеты и украшения, - будут изучать археологи. После артефакты передадут в музейный фонд музея города Москвы. 

    Златоустов (Златоустовский) монастырь возник в XIV - начале XV века. В 1479 году на его территории по указу Ивана III была построена каменная соборная церковь, а к 1679 году здесь было уже три каменных храма: церковь Феодора Стратилата, Покровская церковь и теплая церковь Нерукотворного Образа. За долгую историю монастырь неоднократно перестраивался и видоизменялся. В 1812 году он был разграблен при захвате Москвы Наполеоном, однако не пострадал от пожара. В 1918 году монастырь был закрыт, монахи выселены, а здания приспособлены под коммунальные квартиры. 

    Прикрепления: 2877468.jpg (57.7 Kb) · 0761582.jpg (101.6 Kb) · 4017312.jpg (65.8 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Суббота, 19.01.2019, 11:42 | Сообщение # 13
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Подмосковная экспедиция Института археологии (ИА) РАН обнаружила в Истринском районе некрополь, чей возраст составляет 4,5 тысячи лет – примерно как у пирамиды Хеопса. Археологический памятник получил название «Павловская слобода».

    Погребения принадлежат носителям фатьяновской культуры – первым скотоводам и земледельцам на территории Русской равнины. Это значимое событие для российских археологов, потому что последний раз подобный памятник был найден четверть века назад. По словам заместителя директора Института археологии РАН Аси Энговатовой, «за 25 лет появились новые технологии, благодаря которым мы сможем исследовать наши находки на абсолютно новом уровне. Археологи очень благодарны строителям, потому что в результате совместных действий удалось качественно исследовать памятник и при этом не задержать сроки строительства».

    Фатьяновская культура

    Фатьяновской называют археологическую культуру эпохи средней бронзы. Её ареал охватывал обширные территории современной северо-западной части России (Тверская, Ярославская, Ивановская, Костромская, Московская, Калужская, Смоленская, Владимирская, Новгородская области). Своё название фатьяновская культура получила по деревне Фатьяново в ярославском Поволжье, возле которой в 1873 году археолог Алексей Сергеевич Уваров – один из создателей и первый Председатель Московского археологического общества – нашел первый некрополь.Находки из могильников стали основным источником изучения фатьяновской культуры. Она входит в большую общность культур шнуровой керамики и боевых топоров – эта группа была распространена на территориях современной Германии, Польши, Прибалтики, Финляндии, Белоруссии и западной части России. Название группа получила по традиции класть в мужские погребения боевой каменный топор. Исследователи относят фатьяновцев к европеоидному антропологическому типу, и, как полагают некоторые исследователи, представители этой культуры говорили на языке, который относится к периоду балто-славянского единства.

    Однако споры о происхождении фатьяновской культуры, ее периодизации, хронологии и этноса не утихают до сих пор.«Мы мало знаем о том, кто такие фатьяновцы. В России никогда не проводили ДНК-анализ их останков. Поэтому каждое новое погребение даёт нам уникальный шанс: если мы сможем найти какие-то костные материалы, то сможем на современном уровне выявить ДНК и понять их происхождение», – отмечает Ася Энговатова.В середине III тысячелетия до нашей эры восточные племена культуры боевых топоров начали продвигаться на восток по долинам рек, встречая по пути местных жителей – охотников, рыболовов и собирателей, в частности, племена волосовской культуры, жившие здесь ранее. Фатьяновцы стали первыми людьми в лесной зоне Русской равнины, которые разводили скот, освоили подсечно-огневое земледелие и металлургию меди и бронзы. Именно с их приходом на этой территории начинается новая эпоха – бронзовый век.Считалось, что соседство с местными племенами не всегда было мирным. Так, в могильнике фатьяновской культуры Николо-Перевоз на реке Дубне, который находится недалеко от открытого на Истре нового некрополя, было обнаружено захоронение фатьяновцев, в которых находились наконечники от волосовских стрел – их интерпретировали как застрявшие в теле орудия убийства. Так или иначе, но три тысячелетия назад фатьяновцы исчезают, растворившись среди других племен Волго-Окского междуречья.

    Как отмечают исследователи, обнаружить могильник фатьяновской культуры довольно сложно из-за того, что до сих пор непонятны принципы их расположения. Другая проблема связана с тем, что могильники часто делали в песчаной почве, в которой очень плохо сохраняются кости.«На памятнике "Павловская слобода" уже получены десятки образцов древесного тлена и угля из перекрытия могильной камеры, которые позволят провести радиоуглеродный анализ и впервые точно датировать фатьяновский могильник. Мы сможем сравнить полученные датировки с базами данные европейских шнуровых культур и достоверно определить место фатьяновцев в этой общности», – говорит Ася Энговатова.

    Находки на Истре

    Некрополь открыли во время археологического исследования территории под строительство международной школы Wunderpark при финансировании предпринимателя Алексея Мордашова. Во время закладки котлована под слоем дерна были обнаружены могильные ямы с редкими артефактами прекрасной сохранности и великолепного качества исполнения: длиннолопастные боевые топоры, три кремневых топора-клина, наконечники копий, стрел и лезвия ножей, керамические погребальные сосуды.



    Боевые топоры сделаны из габбро-диорита и представляют собой подражание бронзовым топорам – настолько точные, что сымитировано даже выступающее ребро, которое образуется на топорах из металла в местах соприкосновения форм для литья. По словам Аси Энговатовой, такие топоры использовали в сражениях, чтобы проламывать головы врагам: топор тяжелый, и в сочетании с длинной рукояткой представляет собой грозное оружие.



    В могильнике был найден вполне стандартный инвентарь, сопровождавший фатьяновцев в загробный мир. Топор-клин из шлифованного кремня, видимо, являлся орудием, которое предназначалось для выполнения каких-то рабочих функций. Обнаружены кремневые наконечники стрел и копий и длинные кремневые пластины, вероятно, использовались как лезвия ножа. В захоронениях также обнаружены лепные погребальные сосуды, украшенные орнаментом, который нанесли с помощью перевитого шнура. Во время раскопок сосуды не стали очищать, так как, возможно, внутри сохранились следы пищи.



    «Тот факт, что уникальные археологические находки были найдены на территории будущей школы – сам по себе знаковый. В работе с детьми мы уделяем много внимания изучению истории развития человечества. Ведь без понимания законов прошлого невозможно с уверенностью смотреть в будущее. Мы с пониманием и заботой относимся к археологам, постарались создать комфортные условия для их работы на территории школы. Раскопки только начались, и мы надеемся, что в ходе исследования ученым удастся детально реконструировать события далекого прошлого, которые происходили на этой земле. Со своей стороны, мы постараемся способствовать этой важной работе. Мы рады, что нам посчастливилось соприкоснуться с древнейшей историей нашего края и уникальной фатьяновской культурой. Уверены, что обнаруженный некрополь станет важной частью учебной и исследовательской программы будущей школы. После завершения археологических работ мы планируем организовать на его территории экспозицию, которая будет доступна научному сообществу, ученикам и гостям школы Wunderpark», – так прокомментировала открытие операционный директор Международной школы Wunderpark Мария Сычева.

    По материалам пресс-службы ИА РАН.

    Источник: Наука и жизнь (nkj.ru)

    Прикрепления: 0973599.jpg (214.2 Kb) · 8912696.jpg (231.8 Kb) · 1006400.jpg (122.9 Kb) · 0568556.jpg (229.8 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Воскресенье, 13.02.2022, 11:07 | Сообщение # 14
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    В Старомонетном переулке (район Якиманка) и его окрестностях в Москве нашли десятки артефактов XV-XX веков, сейчас их обрабатывают в мастерских. Об этом сообщают на сайте мэра Москвы.

    Глубина раскопок в Старомонетном переулке достигает четырех метров. Найденные артефакты относятся к разным временным периодам — от XV до начала XX века.


    «Это яркий пример зимнего раскопа. Археологи организовали здесь настоящий тепляк, внутри которого всегда поддерживается стабильная температура не ниже 10 градусов. Такое позволяет проводить раскопки без риска для артефактов. За время исследований ученые добыли множество интересных находок. Сейчас они проходят первичную обработку в мастерских», — рассказал глава столичного департамента культурного наследия Алексей Емельянов.

    Все находки можно разделить на две большие группы: изразцы и предметы быта, в том числе монеты.



    Первая группа — это детали украшения печей: лицевые изразцы, ножки, пояски и карнизы. Древнейшим из них считается изразец из красной глины с растительным орнаментом, относящимся к концу XV — началу XVI века. Муравленые изразцы с растительными узорами и муравленая ножка печи, как определили ученые, оказались на 100 лет моложе.

    Прикрепления: 4978132.jpg (196.4 Kb) · 6792582.jpg (80.3 Kb) · 9993472.jpg (220.3 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Воскресенье, 13.02.2022, 11:10 | Сообщение # 15
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Вторая группа находок — это предметы обихода, которыми москвичи столетия назад пользовались ежедневно, а также монеты. Среди бытовых предметов — красноглиняные турецкие трубки конца XVIII — начала XIX века, голландские белоглиняные трубки XVIII века и медная кофейная турка со следами использования.Археологи также нашли старинную посуду — чернолощеные кувшин, лампаду и носик от сосуда, а также горшок из белой глины XVIII века. Вместе с ними находились пряжки от одежды и полоз от конька.





    Что касается монет, то они имеют разную датировку: наиболее ранние были в ходу при Алексее Михайловиче Романове, а самые поздние отчеканили уже при правлении Николая II.




    Наконец, исследователи нашли памятную медаль с парижской выставки 1878 года из цветного металла. На ней изображен дворец Трокадеро и женский профиль, символизирующий Францию.

    Прикрепления: 0797736.jpg (229.2 Kb) · 7737880.jpg (229.2 Kb) · 7819599.jpg (175.3 Kb) · 6440933.jpg (48.9 Kb) · 1595421.jpg (165.6 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    Форум » Древний мир » Загадки Древней Руси » Археология в Москве
    • Страница 1 из 2
    • 1
    • 2
    • »
    Поиск:
    © 2008-2013 Карта сайта 26.04.2024, 14:17