Колизей - История Древнего мира Колизей - История Древнего мира
Главная Контакты В избранное
    • Страница 3 из 3
    • «
    • 1
    • 2
    • 3
    Модератор форума: Баст  
    Форум » Древний мир » Загадки Древней Руси » Господин Великий Новгород: 1150!!!
    Господин Великий Новгород: 1150!!!
    БастДата: Вторник, 29.09.2020, 10:34 | Сообщение # 31
    Группа: Император
    Сообщений: 3459
    Награды: 10
    Статус: Offline
    «Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ко мне не приходил?» Это строка из письма жительницы Великого Новгорода, написанного таинственному незнакомцу летом 1080 года. В почве русского Севера хорошо сохраняется органика, так что мы знаем не только содержание таких посланий, но и во что одевались их авторы.

    Широко распространённая в городе грамотность плюс плотные глинистые почвы, в которых вещи не гниют — вот вам и объяснение, как до нас дошло более 1100 документов из древнего Новгорода, выцарапанных на кусочках бересты.
    Один из них — то самое письмо, обнаруженное при раскопках на месте древнего Людина конца (района). Вот его полный текст:

    «Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских глаз и примчался... Буде даже я тебя по своему неразумию задела, если ты начнёшь надо мною насмехаться, то судит тебя Бог и моя худость» (то есть, я сама — прим. У&З).

    В той свободе, с которой молодая женщина обращается к любовнику, нет ничего скандального. Женщины в Новгородской республике были вполне эмансипированы и даже не подозревали, что «должны» скромничать и стесняться. Да и закончилась эта небольшая история, скорее всего, хорошо. В том же раскопе был найден вероятный ответ на записку:«Будь в субботу во ржи или весть подай».
    Мужчины и тысячу лет назад были более лаконичны в чатах.

    Как нарядились любовники на то свидание, в чём пришли на поле ржи? Совершенно точно — в качественной кожаной обуви. Лаптей в зажиточном Новгороде вовсе не носили, а местные кожевенники и сапожники были в своём деле хороши.




    Да и импортные обувные изделия в Новгороде, тогдашнем русском «Окне в Европу», были вполне распространены. Вот образцы: это, конечно, уже не XI век, но и моды в те времена сменялись не так быстро.

    Всё это, конечно, трогательно и цепляет. Тысячу лет назад сидела девушка, чертила писалом по бересте обиженные слова при свете восковой свечи, и не подозревала, что она — в прошлом. Спасибо почвам Новгорода и героическим усилиям археологов, что до нас дошла эта записка. Любопытно, откуда будут извлекать учёные 3020 года письменные памятники нашего времени? Из пыльных залежей фейсбука?

    По материалам https://u.to/3udMEA
    Прикрепления: 7021873.jpg(118.9 Kb) · 9017847.jpg(165.9 Kb) · 1786162.jpg(46.3 Kb) · 8184774.jpg(80.9 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Среда, 22.12.2021, 09:49 | Сообщение # 32
    Группа: Император
    Сообщений: 3459
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Археолог Олег Олейников исследовал костяные коньки, обнаруженные в Великом Новгороде, и выяснил, что катание на них было популярно во второй половине XI — начале XIII века. В коллекции из 51 артефакта оказались коньки двух типов: с креплением и без него, поэтому способ передвижения на коньках отличался. Видимо, в первом случае люди отталкивались палками, а во втором — катались как на самокате. Результаты исследования опубликованы в журнале Российская археология.


    До конца XIX — начала XX века в северных регионах Европы были распространены костяные коньки. Этот способ передвижения по льду или утрамбованному снегу известен человечеству с глубокой древности. Большинство исследователей полагают, что коньки появились еще в эпоху бронзы. Такие находки известны из ряда европейских стран, а также из Сибири, где их обнаружили на памятнике андроновской культуры.

    По всей видимости, широкую популярность коньки получили в эпоху раннего Средневековья. Так, большинство находок приходятся на эпоху викингов (IX–XI века). Как правило, они представляют собой артефакты, изготовленные из берцовых или лучевых костей лошадей или крупного рогатого скота, у которых срезаны эпифизы и отшлифованы нижние стороны. Коньки с отверстиями закреплялись на ноге с помощью шнурков или ремней. В России также известны костяные коньки эпохи Средневековья, такие, как недавно найденные в Великом Новгороде.

    Олег Олейников (Oleg Oleynikov) из Института археологии РАН исследовал коллекцию средневековых костяных артефактов с выровненной плантарной поверхностью, обнаруженную учеными в Великом Новгороде в 2008–2019 годах. Большинство археологов считает эти находки костяными коньками. Ученый отметил, что это подтверждает накопленный археологический материал, этнографические свидетельства и письменные источники XII века. В Великом Новгороде археологи нашли 51 подобный артефакт, аналогии которым известны как у прибалтийских, финских и североевропейских народов, так и в культурах эпохи бронзы и раннего железа.


    Длина обнаруженных коньков варьируется от 17 до 39 сантиметров, причем часть маленьких артефактов (17–20 сантиметров), по всей видимости, принадлежала детям. Типологически эти коньки отличаются друг от друга. В первую очередь это касается наличия или отсутствия креплений. Все коньки из Великого Новгорода были изготовлены из трубчатых костей лошадей (n = 43) или крупного рогатого скота (n = 8). По мнению археолога, коллекция указывает на то, что катание на коньках из кости было особенно популярно в Новгороде во второй половине XI — начале XIII века, так как к этому времени относится 94 процента находок.

    Археолог отметил, что передвигаться на коньках с креплениями и без них можно было разными способами. В первом случае — это одновременный бесшажный ход, когда человек отталкивался ото льда с помощью одной или двух палок с заостренными или железными наконечниками. Изображения такого стиля езды, в частности, содержатся в трудах средневекового шведского ученого Олауса Магнуса (Olaus Magnus). Однако без креплений, по мнению исследователя, таким способом передвигаться крайне сложно, поэтому он выдвинул гипотезу, что в таком случае использовался лишь один конек. Человек мог одной ногой прижимать его ко льду, а другой отталкиваться, то есть передвигаться как на самокате. Кроме того, ученый предположил, что во время коллективных забав люди могли кататься «на буксире», но свидетельств этому нет.

    Прикрепления: 3273961.jpg(74.2 Kb) · 5613369.jpg(74.2 Kb) · 0427986.jpg(28.8 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    Форум » Древний мир » Загадки Древней Руси » Господин Великий Новгород: 1150!!!
    • Страница 3 из 3
    • «
    • 1
    • 2
    • 3
    Поиск:
    © 2008-2013 Карта сайта 14.08.2022, 07:18