Колизей - История Древнего мира Колизей - История Древнего мира
Главная Контакты В избранное
Чтение RSS
  • Навигация по сайту

    Привет: Гость




    Новости партнеров

    500

    Теги

    искусство пирамида Афродита бог Инки святилище архитектура погребение герб цифры и факты африка Флаг европа История Лувр общие сведения карта страны германия Испания сведения Мальта майя Ацтеки россия колонна дворец первобытность ФРАНЦИЯ Лондон Париж Будда нумизматика традиция Индия Азия Баальбек Русь греция Древняя америка мудрость Китай Рим Помпеи афоризм культура Древний Рим Иордания Камбоджа москва Америка Ливан остров Палестина Притча скульптура Барселона Рождество Христианство Венеция музей пещера живопись костюм Владимир театр фреска золото рельеф гробница керамика Древняя Греция маска эрмитаж базилика Древний Египет Древнее царство Тутанхамон сокровища Геркуланум книга Япония Италия ислам мозаика Турция Стамбул София готика Англия первобытное искусство мегалит мавзолей чудо Петра храм икона буддизм император замок прикладное искусство

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    [ Добавить статью ]


    София - один из самых древних городов в Европе. Этот город, со всех сторон окруженный горами, был основан 7 тыс. лет назад племенем фракийцев. Затем интерес к Софии проявили Древние римляне. Свое современное название  - София, город получил в XIV веке, в честь Святой Софии, базилика которой возвышается над городом. На протяжении 500 лет город принадлежал туркам, и лишь освободившись от турецкого владычества, София приобрела статус столицы. Богатое историческое наследие нашло отражение в неповторимой архитектуре города. До наших дней дошло немало памятников древности: крепостные ворота и башни Сердики (так называли Софию в давние времена), общественные сооружения и улицы, которым больше тысячи лет.

    На площади Александра Невского расположен древний собор Святой Софии (VI в.).


    Собор Святой Софии - один из древнейших памятников Болгарии. За свою полуторатысячнолетнюю историю собор не раз разрушался завоевателями и землетрясениями и вновь восстанавливался. Археологи установили, что собор Св. Софии был сооружен еще в римские времена, в VI или VII в., на месте двух небольших церквей, относящихся к IV-V вв. и разрушенных нашествием готов и гуннов. Эти церкви стояли за городскими стенами, на древнем кладбище. Полы обеих маленьких церквей были выложены мозаикой, частично сохранившейся до сих пор. Расположенный вокруг некрополь относится к временам раннего христианства - III-VI вв. Некоторые из вскрытых гробниц были украшены росписями, но они плохо сохранились.


    Собор Св. Софии является уникальным сооружением.
    Это выдающееся произведение средневековой архитектуры не только болгарского, но и общеевропейского значения. Подобных памятников нет больше на болгарской земле, не похож он и на современные ему византийские культовые здания. Собор представляет собой трехнефную купольную базилику, крестообразную в плане, что для столь раннего времени было необычным. Здание увенчано плоским куполом. Подвальная часть храма (крипта) предназначалась для захоронений. В апсиде собора также находятся древние захоронения.

    Когда турки в конце XIV века овладели Софией, собор был частично разрушен, а в конце XVI века перестроен в мечеть.
    В довершение своей трагической судьбы в 1818 и 1858 годах здание сильно пострадало от землетрясений, вследствие чего турки отказались от его культового использования. Накануне освобождения в Софийском соборе был склад турецких боеприпасов (как в свое время в Парфеноне в Афинах), а потом он использовался как пожарная каланча.

    После освобождения Болгарии от турецкого ига здание собора Св. Софии было восстановлено.
    Современный вид оно приобрело после реставрации в 1930-1932 гг. Теперь собор Св. Софии выглядит скромно. Древнего внутреннего убранства не сохранилось, и даже наружные стены во многих местах были разрушены и восстановлены при реставрации. Он является как бы застывшей в камне историей болгарского народа, в нем запечатлены годы становления и расцвета болгарского государства, а также тяжкие войны и мрачные столетия чужеземного ига.


    Самый знаменитый храм Софии - собор Александра Невского - воздвигнут в память русских солдат, павших в боях за освобождение Болгарии от османского ига. Этот монументальный, крупнейший на Балканах православный храм стал символом освобождения Болгарии. Его золотые купола видны издалека. Высота храма - 50 м 52 см, площадь - 2600 м². Он сложен из гранита и белого камня и украшен скульптурно-декоративными элементами: карнизами, фризами, колоннами и др. Его архитектоника включает также элементы русского церковного зодчества. На звоннице храма подвешены 12 колоколов, самый большой из которых весит 12 тонн.

    По обеим сторонам западного входа в храм установлены две плиты из каррарского мрамора с текстом на русском и болгарском языках, гласящим, что "сей величественный соборный храм сооружен и украшен по патриотическому решению Первого Народного собрания в Тырнове 13 апреля 1879 года на добровольные пожертвования всего болгарского народа для увековечения его братской любви и глубокой признательности великому русскому народу за освобождение Болгарии в 1878 году. Первый камень в фундамент памятника был заложен на этом месте 19 февраля 1882 года. Сооружение храма началось в 1904 году и закончилось в 1912 году. Освящение храма состоялось 12 (24) сентября 1924 года. Вечная слава павшим за освобождение Болгарии русским воинам".


    Не только внешний вид, но и интерьер впечатляет великолепием отделки: итальянский мрамор, бразильский оникс, африканский алебастр. Над украшением собора трудились известные русские и болгарские художники: В. Васнецов, М. Мясоедов, А. Киселев, Д. Киплик, М. Судковский и другие, И. Мырквичка, А. Митов, Г. Желязков, С. Иванов, А. Белковски, И. Клисуров и декораторы Борис Михайлов и Харалампи Тачев. Всего они создали около 400 произведений. Две иконы иконостаса написаны В.М. Васнецовым.


    Исключительным богатством убранства отличается царский и архиерейские троны собора и алтарная преграда.
    Мраморная орнаментика выполнена в Италии по проектам русского художника-архитектора Яковлева. Тем, кто интересуется иконописью, советуем побывать в крипте собора. Здешнее собрание икон - увлекательный рассказ о развитии этого искусства в Болгарии на протяжении веков. Такого обилия экспонатов вы не увидите больше нигде. В крипту ведет отдельный вход.

    Церковь Св. Георгия - наиболее значительный дошедший до нас памятник древней Сердики.


    За свою полуторатысячелетнюю историю это здание неоднократно перестраивалось и у него было разное назначение. Первоначально оно, по-видимому, служило чем-то вроде мавзолея. Правда, существует мнение, что это была баня, до которых римляне всегда были большие охотники. С принятием христианства здание, вероятно, было превращено в баптистерий (крещальню), а впоследствии - в обычную церковь. В начале XVI в. турки устроили в ней мечеть.


    Сохранившаяся наземная часть церкви представляет собой купольное помещение с квадратным основанием и полукруглыми нишами по углам.
    С востока к нему пристроена квадратная апсида, а с севера и юга - прямоугольные помещения с полукруглыми апсидами. На 2-3 метра ниже уровня земли сохранились древние фрагменты этого до конца не разгаданного сооружения. С запада к нему примыкает вымощенный плитами не то двор, не то часть улицы римского времени. С северной и западной стороны двора - амфитеатром расположенные сиденья.

    Центральная часть дошедшего до нас здания церкви расписана плохо сохранившимися, но великолепными фресками.
    Самые древние из них, изображающие шестнадцать пророков, относятся к
    XII веку. Второй раз церковь расписывалась в конце XIV - начале XV в., а позднее - еще раз, когда фрески украсили нижнюю часть здания под окнами. Росписи XIV-XV вв. выполнены в манере Тырновской школы, которая значительно отличалась от жестких канонов и условностей византийской школы. Особенно сильное впечатление оставляет фрагмент росписи "голова ангела", помещенная под куполом церкви.


    Пятисотлетнее османское господство не позволило болгарскому искусству развиваться полноценно.
    Турецкие власти вначале просто запрещали строительство христианских культовых зданий, и они строились в обход этих запрещений в отдаленных местностях или же возводились в таком виде, чтобы не привлекать внимания властей - низкими или же заглубленными в землю, без куполов и башен. Примерами подобной архитектуры являются три сохранившиеся в Софии церкви
    XV-XVI вв: Cв. Петки (на углу бульвара Стамболийского и улицы Калояна), Cв. Параскевы Самарджийской (в начале бульвара Дондукова) и Св. Николая (ул. Калояна). Внешне эти здания совсем неприметны, но внутри они богато украшены старинными иконами, резными иконостасами и сохранившимися древними росписями.

    Буюк-мечеть ("Буюк" - то есть Большая) в Софии выходит своими фасадами на площадь Батенберг и улицу Леге.


    Не только в самом здании, но и вокруг него и под его аркадами размещено множество музейных экспонатов - скульптуры, надгробия, архитектурные фрагменты и прочее. Само здание перестроено, и по его внешнему виду трудно даже догадаться, что это бывшая мечеть, так как куполов снизу не видно, а минарет отсутствует. Мечеть датируется 1494 годом. Археологи установили, что Буюк-мечеть построена на месте какого-то античного здания. Во время войны 1877-1878 гг. в ней располагался госпиталь, а вскоре после освобождения она использовалась под библиотеку, музей и типографию.


    С 1892 года здесь размещается Археологический музей. По своей архитектуре Буюк-мечеть напоминает Джумая-мечеть в Пловдиве и некоторые подобные храмы в Турции. Внешне мечеть выглядит внушительно и даже сурово. В плане она представляет собой квадрат. Своды опираются на четыре огромных столба. Весь объем здания разделен на девять равных частей, увенчанных одинаковыми по диаметру куполами, но разными по высоте. Еще в древности купола были покрыты оловом, сохранившимся и сейчас. Особенно выразителен интерьер здания - просторный, светлый, с ясным и четким пространственным делением.

    Островерхий минарет мечети Баня-баши в Софии и её громадный купол видны издалека.


    Мечеть почти полностью сохранила свой первоначальный вид, в том числе стройный минарет. Свое название мечеть Баня-баши, сооруженная в 1576 году, получила от бывших турецких бань ("баня").
    Возвёл мечеть знаменитый османский архитектор Хаджи Мимар Синани. Баня-баши-мечеть – действующая, в ней и сегодня совершают молитвы мусульмане Софии. Доступ в неё иноверцам, особенно во время молитвы, строго запрещён!


    Кубовидный объем здания мечети Баня-баши увенчан большим куполом, диаметр которого составляет 15 метров.
    Внутри мечети стены украшены изречениями из Корана и декоративными росписями в восточном духе. Орнаментальное убранство интерьеров мечети - напоминание об исламском запрете на изображения людей и животных. Рядом с мечетью Баня-баши находится минеральный источник.
    Разноцветные изразцы украшают стены Минеральной бани. В скверике перед зданием из двух дюжин кранов бьют фонтанчики горячей минеральной воды, обладающей укрепляющим и лечебным действием, и софийцы наполняют ею бутылки и канистры.

    Докторский памятник


    К востоку от Софийского собора, между улицами Обориште, Шипка и Сан-Стефано располагается небольшой уютный парк, в центре которого возвышается так называемый Докторский памятник, посвященный русским военнослужащим - врачам и другим медицинским работникам, погибшим в Русско-турецкую войну. На нем надпись: "Медицинским чинам, погибшим в турецкую войну 1877-1878 годов".

    Памятник создан по проекту архитектора А.И. Томишко итальянцем Луиджи Фарабоско в 1882-1884 гг.
    Материалом для него послужил песчаник из села Ташкесен и гранит. Основание памятника, имеющего форму усеченной пирамиды, представляет собой четырехугольную площадку, на ней - цоколь, украшенный бронзовыми венками. На переднем плане надпись: "Медицинским чинам, павшим в Русско-турецкую войну 1877-1878 гг.". На камнях саркофага высечены имена 531 погибшего. На монолитном гранитном блоке, увенчивающем пирамиду, выгравированы названия населенных пунктов, возле которых произошли крупнейшие сражения: Плевен, Мечка, Шипка и Пловдив.

    В центре площади Народного Собрания в Софии высится памятник Царю-Освободителю - русскому императору Александру II.


    На его постаменте выбита надпись: "Братьям-освободителям признательная Болгария". Перед нами предстают образы прославленных русских военачальников - генералов И.В. Гурко и М.Д. Скобелева, главнокомандующего великого князя Николая Николаевича. Спереди, на фасаде памятника - богиня победы Ника с расправленными крыльями. Её на своих плечах несут русские воины-освободители, а за ними идут болгарские ополченцы. На фоне героев, в горельефе заднего плана представлен болгарский народ в национальной одежде. Он устремился за победоносными войсками, исполненный решимости помочь им разгромить общего врага.


    По направлению к центру Софии бульвар Царя-Освободителя вливается в площадь Александра Батенберга. Необычно красочный акцент в панораму площади и города вносит нарядная церковь Св. Николая (Свети Николай) с золотыми куполами. Церковь Св. Николая была построена в 1912 году под руководством архитектора Преображенского по заказу русских эмигрантов в Болгарии. Церковь выполнена в псевдорусском стиле с пятью куполами-"луковками". Интерьер украшен фресками, в том числе копиями фресок Киево-Печерской лавры.





    Категория: Болгария | Добавил: Римский (11.06.2010) | Автор:
    Просмотров: 4372 | Комментарии: 0 | Теги: Болгария, европа, архитектура, София | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0