Тель-Хазна- результаты раскопок впечатляют
|
|
Баст | Дата: Среда, 20.10.2010, 13:05 | Сообщение # 1 |
Группа: Император
Сообщений: 3487
Награды: 10
Статус: Offline
| Как-то не очень давно- товарищ Римский дал мне замечательную ссылку- на Институт археологии РАН. В общем, пришло время там побывать и все посмотреть. Ставлю материал с раскопок, который меня очень заинтересовал. Он- про древнюю Сирию и храм Тель-Хазна. А за ссылку Римскому ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!! Во-первых, что это за место. Храм ТЕЛЬ-ХАЗНА - древний комплекс построек, раскопанный московскими археологами на севере Сирии, одно из самых ранних известных культовых сооружений планеты, построенный в конце IV тысячелетия до н. э. Специалисты Института археологии РАН считают, что храм был сооружен зодчими одного из древних семитских народов (других в тех краях тогда не было), но какого именно - еще предстоит выяснить.
В центре доисторического поселка, построенного в форме овала, расположена 8-ми метровая конусообразная храмовая башня. По словам участников экспедиции, она прекрасно сохранилась, даже штукатурка на стенах осталась. Выглядит сооружение так же, как и 6 тыс. лет назад,-редкое везение для археологов. Все постройки, включая жилые помещения, сложены из глиняных кирпичей с примесью соломы. Раскопки дали множество сенсационных находок. С глубины почти 15 метров археологи подняли глиняную табличку, датированную III тысячелетием до н. э., на которой древний агроном вел учет сбора урожая.
Человек того времени внешне выглядел так же, как и современный. Одно из найденных в поселке захоронений свидетельствует о том, что древние люди обладали довольно крупным телосложением. В каменной могиле ученые нашли скелет огромного 2-х метрового мужчины, похороненного, согласно тогдашнему обряду, на боку с подогнутыми ногами. Возможно, из этого следует, что за 6 тыс. лет семиты изрядно уменьшили свой рост. Что же послужило причиной - неизвестно.. А теперь- самые последние изыскания российских ученых. В 2009 г. состоялся двадцатый, завершающий сезон раскопок Телль Хазны 1, памятника, расположенного в бассейне р. Хабур – главного притока Евфрата, в 25 км к северо-востоку от г. Хассаке. Это большой холм диаметром до 200 м и высотой 17 м, нижние горизонты которого принадлежат убейдской и урукской культурам V–IV тыс. до н. э., а верхние относятся к I раннединастическому периоду – первой трети III тыс. до н. э. Мощность культурного слоя памятника достигает 16–16,5 м. На разную глубину раскопками изучено свыше 5000 м2 его площади, т. е. почти вся южная половина телля, на которой расчищены остатки более чем 530 различных сооружений, включая массивные храмовые постройки и крупные общественные зернохранилища.
Основным объектом исследований последних лет была массивная обводная стена, сложенная из сырцовых кирпичей, которая прослежена на протяжении не менее чем 100 м в западной, южной и восточной частях телля. Она шла полукругом вдоль фундаментальных построек, расположенных в нижней части памятника, отделенная от них улочкой-коридором шириной около 1,2 м. Установлено, что высота этой стены, построенной почти одновременно с другими важнейшими сооружениями раннединастического периода, составляла не менее 6 м.
Западный конец стены упирался в целую систему массивных взаимосвязанных конструкций. Скорее всего они служили дамбой для защиты от разливов р. Ханзир, затоплявшей во время весенних паводков и обильных осенних и зимних дождей всю прилегающую территорию, серьезно угрожая поселению. Обводную стену отличает важная конструктивная особенность, прослеженная на всем протяжении и наиболее выраженная в западном и восточном секторах памятника. Если в верхней части она вертикальна, а ее мощность достигает лишь 1,5–2 м, то в нижней стена заметно расширяется с внешней стороны, достигая 4 м толщины у основания. Нам представляется, что это сделано не с целью укрепления обороноспособности поселения, а, скорее всего, для того чтобы обезопасить его от наводнения в весенний и осенне-зимний период.
Наиболее полно изучена восточная оконечность стены. Она сложена из сырцовых кирпичей на всю многометровую высоту. В этой части был устроен проход внутрь поселения шириной 1 м, от которого начиналась магистральная улица в виде узкого коридора, вымощенного мелким камнем, пересекавшая телль от восточного края до западного. Место входа на поселение раскопано на глубину 3 м; в его нижней части прослежены остатки лестницы из трех каменных ступенек, которая, скорее всего, была сооружена при строительстве обводной стены. С внешней стороны к входу вел коридор шириной 3,75 м, ограниченный с южной и северной сторон длинными стенами высотой до 3 м, уходящими на восток. При раскопках они были прослежены на протяжении 7,35 м. Подобные привратные сооружения, связанные с системой фортификации, до сих пор не зафиксированы ни на одном памятнике Сирии и Месопотамии IV – первой половины III тыс. до н. э. Число погребальных комплексов, открытых на Телль Хазне 1, достигло 72. Среди них – грунтовые захоронения и погребения в кирпичных цистах и глиняных сосудах, сопровождаемые различным инвентарем – керамикой, включая расписные горшки, бронзовыми изделиями и украшениями из разнообразных бус. Большая их часть датируется серединой III тыс. до н. э.
По материалам статьи Раскопки Телль Хазны 1 в Северо-Восточной Сирии Авторы Р.М. Мунчаев, чл.-корр РАН, Ш.Н. Амиров, д.и.н
ПРИГЛАШАЮ ВСЕХ В МИР АРХЕОЛОГИИ!
ЭТО УВЛЕКАТЕЛЬНО!
ВСЕ-СЮДА!!!
Жизнь коротка, искусство вечно.
|
|
| |
Баст | Дата: Суббота, 01.01.2011, 19:47 | Сообщение # 2 |
Группа: Император
Сообщений: 3487
Награды: 10
Статус: Offline
| Quote (Баст) . Возможно, из этого следует, что за 6 тыс. лет семиты изрядно уменьшили свой рост. Что же послужило причиной - неизвестно.. Семиты — представители народов, говорящих на семитских языках. Традиционно упоминается их общее происхождение от библейского Сима. Основные представители семитских народов — евреи и арабы.
Авраам вёл свой род от Сима, старшего сына Ноя. Из-за этого в библейскую эпоху все народы Ближнего Востока, считавшие себя последователями и потомками Авраама, назывались «сыновьями Сима». Современное употребление понятия «семиты» было введено в обиход российско-немецким историком Августом Людвигом Шлёцером. В научном понимании существуют преимущественно семитские языки, но затруднена территориальная локализация семитских народов и этнических групп. У Ноя было три сына: Сим, Хам и Иафет. Вопрос о происхождении и прародине семитских народов до сих пор остаётся открытым. Некоторые исследователи полагают, что прасемиты первоначально населяли территорию Месопотамии — междуречья Тигра и Евфрата, и в V тыс. до н. э. часть из них переселилась на территорию Аравийского полуострова, а чуть позже ими было освоено Восточное Средиземноморье. Согласно наиболее популярной гипотезе, семитские племена до начала V тыс. до н. э. населяли Северную Сахару, и оттуда, вследствие климатических изменений, переселились на Аравийский полуостров, и уже из Аравии не позднее конца IV — начала III тыс. до н. э. пришли в Месопотамию, а в середине III тыс. до н. э. — в Левант. Ещё одна гипотеза, основанная на филогенетическом анализе семитских языков, гласит, что прасемитская общность сформировалась в Леванте в первой половине VI тыс. до н. э.
Про семитов в инете много материала. Наткнулась на интересное исследование семитских языков Вывод меня просто поразил- о многих вещах я просто не задумывалась, просто принимая их как должное. Вот это вывод: ...То есть современные греки – это семиты, пришедшие в земли высокоцивилизованных пеласгов, уничтожившие их и присвоившие их индоевропейский язык...Что даже подтверждается генетическими исследованиями. Выбрасываю очередной учебник и пишу новый! Ной, Сим, Хам, Иафет. Англия, миниатюра 14 в
Жизнь коротка, искусство вечно.
|
|
| |
Баст | Дата: Среда, 21.09.2011, 22:19 | Сообщение # 3 |
Группа: Император
Сообщений: 3487
Награды: 10
Статус: Offline
| Quote (Баст) массивная обводная стена, сложенная из сырцовых кирпичей, Вот не смейтесь... Раскопала статью про кирпич СЫРЦОВЫЙ!
Сырцовый кирпич и саман
Из резанной соломы, мха, песка и глины получают качественный и прочный кирпич – саман. Его состав полностью зависит от процентного соотношения глины. 1-2 части очень жирной глины смешивают с 1 частью песка и 15-18 кг волокнистых добавок Если использовать 2-3 части жирной глины, то составляющие компоненты берутся в размере 11-14 кг волокнистых заполнителей и 1 части песка. Используя 3-4 части глины средней жирности, нужно добавить 1 часть песка и 8-10 кг сечки соломы, костры и других отходов.Благодаря достаточному питанию водой, глина, заготовленная осенью, имеет более высокое качество. Лучший вид кирпичного изделия из самана – прочные, сухие блоки, размером формы 35,7х17,3х13 см. Чтобы блок был влагоустойчивым и не имел трещин, его готовят из качественной однородной массы – глины и песка. После чего в состав добавляют воду и резаную солому. Прежде чем заложить массу стенки, формы смачивают водой, посыпают песком и мякиной. Взяв комок массы, его с силой забрасывают в форму, которая изначально имеет размер немного меньше, чем сам ком. После заполнения формы, однородную массу мнут руками, уделяя особое внимание углам, удаляя излишки промоченной дощечкой. После чего форму снимают с блока и сушат в течение 7-15 дней.
Стены из блоков выкладывают на густой глинянной смеси или на массе, из которой был приготовлен саман. Через год стены подлежат оштукатуриванию раствором из глины и извести, состав которого 1:1:0,5, в него добавляют полову и мякину. Для прочности раствора в шов кладки, через 10-15 см вбивают деревянные колышки длиной 7 см. Для того, чтобы разгрузки под балки перекрытий распределялись равномерно, под них подкладывают пластины. Оконные и дверные проемы размещаются на расстоянии 1,5 м от углов дома, ширина простенка – 0,9 м. Концы деревянных перемычек закладывают в стены или простенки на 25 см, при этом кровля должна свисать не менее чем на 60 см.
При тщательно подобранном глиняном составе и правильной сушке, для кладки стен в один-два этажа, может быть пригоден необожженный сырцовый кирпич.Стоит помнить, что водоустойчивость самана и сырцового кирпича довольно слабая, поэтому стены, изготовленные из такого материала, должны быть защищены от воздействия атмосферных осадков. Свес кровли должен быть не менее 60 см, швы сырцовой кладки хорошо перевязывают, оконные и дверные проемы должны находиться не ближе 1,5 м от углов постройки. Чтобы уложить балки перекрытий, по верху стен создают сплошную обвязку из прочных досок или пластин, скрепленных гвоздями. Спустя год стены нужно отштукатурить раствором из глины и соломы, а внешнюю сторону стены обложить обожженным кирпичом толщиной в 2 кирпича, перевязывая облицовку через шесть рядов. Читать историю кирпича- ЗДЕСЬ.
Жизнь коротка, искусство вечно.
|
|
| |
Баст | Дата: Понедельник, 04.11.2013, 12:58 | Сообщение # 4 |
Группа: Император
Сообщений: 3487
Награды: 10
Статус: Offline
| Нашла интересное исследование по Тель- Хазне. Даю отрывочки:
Археологи предлагают интерпретировать поселение Телль Хазна I как административно-культовый центр своей округи. На сакральное значение комплекса указывает характер планировки поселения. Овал центральной части поселения аналогичен священному участку Хафаджи и других памятников Месопотамии. Среди других признаков храмовой архитектуры ученые отмечают массивные платформы и неоднократно использующиеся стены с пилястрами.Археологами обнаружены и несколько помещений с глиняными столами-алтарями. В центральной части «теменоса» жертвенный участок. Мощность слоя золы, насыщенного костями животных, составила более 2 метров. Среди находок много парадной тонкостенной керамики и десятки зооморфных статуэток мелких копытных животных.
Общая панорама раскопок поселения Тель-Хазна с воздуха . Впечатляет.. Главным доказательством того, что Телль Хазна I была храмовым комплексом, стала башнеобразная конструкция №37 (см. стрелку на фото). За этим номенклатурным номером скрывается одно из молельных помещений храмового персонала, функционально аналогичное зиккуратам южной Месопотамии.Вот эта башня, Амиров указывает на фотографию, религиозное молельное сооружение, по сути зиккурат. Из 27 известных сегодня он самый ранний.Другие находятся в основном в иракской части Месопотамии.
Всё прочитать можно здесь.
Жизнь коротка, искусство вечно.
|
|
| |