Колизей - История Древнего мира Колизей - История Древнего мира
Главная Контакты В избранное
    • Страница 1 из 2
    • 1
    • 2
    • »
    Модератор форума: Баст  
    Форум » Древний мир » Загадки Древней Руси » Ну ты сказал!
    Ну ты сказал!
    БастДата: Вторник, 16.03.2010, 18:02 | Сообщение # 1
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Как много в нашем языке странных и порой совершенно непонятных выражений..В этой теме попытаемся открыть завесу тайны происхождения метких пословиц и присказок. biggrin

    Выражение «дойти до ручки», как известно, значит совсем опуститься, потерять человеческий облик. При этом таинственная «ручка» в афоризме представляет собой всего лишь часть обыкновенного хлебобулочного изделия — калача.

    Калачи выпекали на Руси с древних времен и в городах, и в деревнях. Сведения о продаже хлебных изделий горожанам содержатся еще в новгородских источниках. Выпечку навынос делали из пресного теста в форме замк´а с круглой дужкой. Горожане любили покупать калачи у торговцев и есть их прямо на улице, держа за специальную часть — ручку, представлявшую собой перемычку калача. Из соображений гигиены саму ручку в пищу не употребляли, а отдавали ее нищим либо бросали на съедение собакам. Отсюда и возникло выражение: дойти до ручки. Человек, который не брезговал съесть ручку от чужого калача, ставил себя вровень с уличными собаками. wacko tongue Вот тебе и ручка!


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Вторник, 16.03.2010, 18:14 | Сообщение # 2
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Гол как сокол
    Вот постоянное сочетание слов, за объяснением которого не нужно ходить в чужие края, но которое тем не менее не так-то просто и бесспорно.Во-первых, странно, что покрытая перьями птица изображается как образец наготы. Но, оказывается, тут нет и речи о птице.

    Существует мнение, что здесь имеется в виду не сокол, а именно старинный сокол - окованное железом бревно или чугунный брус, которым русские войска в далеком прошлом долбили стены осажденных городов, то есть таран.

    Возможно, что так, но есть и другое толкование. Не правильнее ли нашу поговорку произносить "Гол как сукол"? Что такое "сукол"? Так назывались в крестьянстве пары тесно сближенных кольев, которые поддерживают частокол, плетень, изгородь. Осенью, когда полевые ограды разрушаются, на полях остаются торчать только голые суколы; их грустный, сиротливый вид и впрямь мог легко сделать их образом печальной наготы, послужить для создания поговорки - характеристики крайне бедного человека.

    И еще о нескольких голых.. biggrin
    Голая (нагая) истина
    У А.С. Пушкина рассказано про неких древних мудрецов, которые, собравшись возле колодца, твердили:
    "Истина нагая
    В колодезь убралась тайком",
    И, дружно воду выпивая,
    Кричали: "Здесь ее найдем!"
    Спрашивается, почему истина изображается тут "нагой", то есть голой?
    Поэты древности уверяли: однажды, когда богиня Истина купалась в ручье, другая богиня, Ложь, украла ее прелестные одежды. Истина осталась обнаженной: да она и не нуждается в прикрасах - правда всегда остается правдой.Древнейшее упоминание о "нагой истине" в литературе находят у римского поэта Горация. А мы теперь под этими словами разумеем чистую, не прикрытую никакими прикрасами правду.

    Голая правда
    С латинского: Nuda veritas [нуда веритас].
    Из 24-й оды римского поэта Горация (Квинт Гораций Флакк, 65-8 до н. э.). Античные скульпторы обычно аллегорически изображали истину (правду) в виде обнаженной женщины, что должно было символизировать истинное, реальное положение вещей - без умолчания и прикрас.
    Иносказательно: правда как она есть, без обиняков. Что верно, то верно..

    Лефебр. Истина. 1870


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Понедельник, 14.06.2010, 12:58 | Сообщение # 3
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Таинственная «трын-трава» — это вовсе не какое-нибудь растительное снадобье, которое пьют, чтобы не волноваться. Сначала она называлась «тын-трава», а тын — это забор. Получалась «трава подзаборная», то есть никому не нужный, всем безразличный сорняк.

    Всыпать по первое число.Не поверите, но в старой школе учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если «наставник» переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца.

    Сирота казанская. Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Но почему сирота именно «казанская»? Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь.

    Непутевый человек.В старину на Руси «путем» называли не только дорогу, но еще и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий — ведающий княжеской охотой, путь ловчий — псовой охотой, путь конюший — экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь — должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутевый человек.

    Шиворот-навыворот.Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.

    Водить за нос.Обманывать, обещая и не выполняя обещанного. Это выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.

    Козел отпущения.Так называют человека, на которого сваливают чужую вину. История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем — самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет.

    Точить лясы.Лясы (балясы) — это точеные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.

    Тертый калач.В старину действительно был такой сорт хлеба — «тертый калач». Тесто для него очень долго мяли, месили, «терли», отчего калач получался необыкновенно пышным. И еще была пословица — «не терт, не мят, не будет калач». То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от этой пословицы.

    Зарубить на носу.В этом выражении слово «нос» не имеет ничего общего с органом обоняния. «Носом» называлась памятная дощечка, или бирка для записей. В далеком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память.

    Ни пуха, ни пера.Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица, пух — звери. В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, «перевод» которого выглядит примерно так: «Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!» На что добытчик, чтобы тоже не сглазить, отвечал: «К черту!». И оба были уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты.

    Бить баклуши.Что такое «баклуши», кто и когда их «бьет»? С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку — баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить». Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими — «баклушечниками», и пошла наша поговорка.

    Втирать очки.Речь тут идет вовсе не об очках, которые служат для исправления зрения. Есть и другое значение слова «очки»: красные и черные знаки на игральных картах. Есть даже азартная картежная игра, так и называемая — «очко». С тех пор, как существуют карты, были на свете и нечестные игроки, шулера. Они, чтобы обмануть партнера, пускались на всякие фокусы. Умели они, между прочим, незаметно «втирать очки» — превращать семерку в шестерку или четверку в пятерку, на ходу, во время игры, вклеивая «очко» или замазывая его особым белым порошком. И выражение «втирать очки» стало означать «обжуливать», отсюда родились и другие слова: «очковтирательство», «очковтиратель» — ловкач, который умеет приукрасить свою работу, плохое выдать за очень хорошее.

    После дождичка в четверг.Русичи — древнейшие предки русских — чтили среди своих богов главного бога — бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней недели — четверг (интересно, что и у древних римлян четверг был также посвящен латинскому Перуну — Юпитеру). Перуну возносили моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в «свой день» — четверг. А так как эти мольбы часто оставались тщетными, то поговорка «После дождичка в четверг» стала применяться ко всему, что неизвестно когда исполнится.


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Четверг, 23.02.2012, 11:17 | Сообщение # 4
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Quote (Баст)
    Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку — баклушу

    Нашла другое мнение)) smile Тоже интересное.

    Эта версия возникла из-за глагола «бить». Почему именно бить, а не колоть, рубить, пилить наконец? Что-то тут не так. И версия теперь выглядит так: в стародавние времена ночные сторожа обязаны были обходить охраняемую территория и колотить в колотушки, отпугивая воров и показывая, что имущество охраняется. Эти колотушки вполне могли по-другому называться баклушками, или баклушами. Баклуша (или баклушка) было общее название для любой деревянной чурки. Так вот они, сторожа, и били в баклуши всю ночь. Работа ночного сторожа как раз не требует квалификации, навыков или особого напряжения, собственно, сторож должен не работать, а присутствовать. Отсюда - Бить баклуши - означало не работать, а лишь присутствовать на работе, по сути бездельничать.
    Только это все таки называется колотушка..А не баклушка..И ночью не заснуть все же работа)) В общем, есть о чем поспорить))
    Прикрепления: 9216620.jpg (59.8 Kb) · 5524637.jpg (6.5 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Воскресенье, 14.10.2012, 12:06 | Сообщение # 5
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Вот сколько раз слышала - ЛОЖКА ДЕГТЯ В БОЧКЕ МЕДА, а вот почему так говорят.. И что это за деготь такой? Мои познания этого предмета заканчиваются на дегтярном мыле с ОЧЕНЬ специфическим запахом.

    Итак, что такое деготь и зачем он нужен.
    Деготь, (франц. Goudron – Ааа! ГУДРОН!, нем. Theer oder Teer. англ. tar) темная нерастворимая в воде жидкость, характерного запаха, получаемая при сухой перегонке каменного угля, торфа, дерева, представляет раствор различных углеродистых веществ. Сфера применения очень широка: ожировка кож и кожевенных изделий, тележная смазка, просмолка. Чистый деготь традиционно применяется в медицинских целях и особенно в ветеринарии. Деготь способствует смягчению и отслаиванию уплотненной, чешуйчатой, загрубевшей или имеющей неровную поверхность кожи. Он обладает антисептическими свойствами, подавляет грибковые и бактериальные инфекции. Оказывает местнораздражающее и противопедикулезное действие. Купить можно в аптеке.. И даже самому сделать- при желании))

    А при чем же здесь МЕД И ДЕГОТЬ? Итак, ложка дегтя в бочке меда- незначительная, но досадная мелочь способна испортить хорошее — доброе начинание, приятное впечатление, веселое настроение. Дегтем — темной густой жидкостью с неприятным смолистым запахом — смазывали тележные колеса. Его способность при попадании в какое-либо вязкое вещество или жидкость растворяться в них и распространять свой запах и отражена в пословице.

    Оказывается, подобное выражение есть и в других языках (только не про деготь ): нем. Esgibtkeinen Honigohne Galle (Нет меда без желчи); Einfaules Ei verdirbt den ganzen Brei (Одно тухлое яйцо портит всю похлебку); ит. Pocofelefa amaro molto mele (Немного горечи портит много меду); лат. Conjugatio inellis etfellis (Соединены мед и горечь).
    Прикрепления: 1134969.jpg (68.2 Kb) · 0293170.jpg (93.3 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Суббота, 29.12.2012, 17:12 | Сообщение # 6
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    В старину считали, что душа человека помещается в углублении между ключицами, ямочке на шее. В этом же месте на груди был обычай хранить деньги. Поэтому о бедном человеке говорят, что у него «за душой ничего нет».
    Прикрепления: 1718247.jpg (137.3 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Понедельник, 11.03.2013, 21:54 | Сообщение # 7
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Некоторые устойчивые выражение- поговорки. пословицы- мы знаем только наполовину..А вот целикооооом..увыыы! smile будем исправляться!

    Ни рыба, ни мясо, [ни кафтан, ни ряса].
    Собаку съели, [хвостом подавились].
    Ума палата, [да ключ потерян].
    Два сапога пара, [оба левые].
    Дураку хоть кол теши, [он своих два ставит].
    Прикрепления: 0754419.jpg (22.8 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Понедельник, 11.03.2013, 21:56 | Сообщение # 8
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline

    Рука руку моет, [да обе свербят].
    Везет как [субботнему] утопленнику [баню топить не надо].
    Ворон ворону глаз не выклюет [а и выклюет, да не вытащит].
    Гол как сокол [а остер как топор].
    Голод не тетка [пирожка не поднесет].
    Прикрепления: 4903895.jpg (114.4 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Понедельник, 11.03.2013, 21:57 | Сообщение # 9
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Губа не дура [язык не лопата].
    За битого двух небитых дают [да не больно-то берут].
    За двумя зайцами погонишься – ни одного [кабана] не поймаешь.
    Кто старое помянет – тому глаз вон [а кто забудет - тому оба].
    Курочка по зернышку клюет [а весь двор в помёте].
    Прикрепления: 2073580.jpg (44.6 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Понедельник, 11.03.2013, 21:59 | Сообщение # 10
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Лиха беда начало [есть дыра, будет и прореха].
    Молодые бранятся – тешатся [а старики бранятся – бесятся].
    Новая метла по-новому метёт [а как сломается - под лавкой валяется].
    Один в поле не воин [а путник].
    От работы кони дохнут [а люди – крепнут].
    Прикрепления: 3557427.jpg (165.2 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Понедельник, 11.03.2013, 22:03 | Сообщение # 11
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline

    Пьяному море по колено [а лужа - по уши].
    Пыль столбом, дым коромыслом [а изба не топлена, не метена].
    Рыбак рыбака видит издалека [потому стороной и обходит].
    Старый конь борозды не испортит [да и глубоко не вспашет].
    Прикрепления: 1244061.jpg (131.3 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Понедельник, 11.03.2013, 22:04 | Сообщение # 12
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    У страха глаза велики [да ничего не видят].
    Чудеса в решете [дыр много, а выскочить некуда].
    Шито-крыто [а узелок-то тут].
    Язык мой – враг мой [прежде ума рыщет, беды ищет].
    Прикрепления: 6132729.jpg (136.6 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Среда, 19.06.2013, 22:07 | Сообщение # 13
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline

    Всыпать по первое число: В старые времена учеников школы часто пороли, иногда просто так, для профилактики. Если наставник проявлял особое усердие, и ученику доставалось особенно сильно, его могли освободить от дальнейших порок, вплоть до первого числа следующего месяца.

    Игра не стоит свеч: Во времена, когда еще не было электричества, картежники часто собирались для игры вечером при свечах. Часто ставки и, соответственно, выигрыш победителя были настолько малы, что не окупали даже свечи. Отсюда родилось выражение “игра не стоит свеч”.

    Подонки: Подонками называли остатки жидкости, остававшейся на дне вместе с осадком. А так как по трактирам и кабакам частенько шлялся всякий сброд, допивающий мутные остатки алкоголя за другими посетителями, то вскоре слово подонки перешло на них.
    Прикрепления: 0184513.jpg (15.2 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Среда, 19.06.2013, 22:09 | Сообщение # 14
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Пошлость: слово исконно русское, коренящееся в глаголе “пошли”. До XVII века оно употреблялось в благопристойном значении, и означало все привычное, традиционное, совершаемое по обычаю – то, что ПОШЛО исстари. Однако с Петровскими реформами, прорубкой окна в Европу и нововведениями, слово “пошлый” потеряло уважение и стало означать “отсталый, некультурный, простоватый”.

    Играть на нервах: После открытия врачами древности нервов в организме человека они назвали их по сходству со струнами музыкальных инструментов тем же словом — nervus. Отсюда возникло выражение для раздражающих действий — «играть на нервах».

    Дышит на ладан: По христианскому обычаю, человека, которому оставалось недолго жить, священник исповедовал, причащал и кадил ладаном. В результате для обозначения болезненного человека или еле работающего устройства закрепилось выражение «дышит на ладан».
    Прикрепления: 9151378.jpg (39.7 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Среда, 19.06.2013, 22:11 | Сообщение # 15
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Перемывать косточки: По представлениям некоторых народов, всякий нераскаявшийся грешник, если над ним тяготеет проклятие, после смерти выходит из могилы в виде упыря или вампира и губит людей. Чтобы снять заклятье, нужно выкопать останки покойника и промыть его кости чистой водой. Сегодня выражение «перемывать косточки» обозначает разбор характера человека.

    Закадычный друг: Старинное выражение «залить за кадык» означало «напиться», «выпить спиртного». Отсюда образовался фразеологизм «закадычный друг», который сегодня употребляется для обозначения очень близкого друга.
    Прикрепления: 9952144.jpg (51.5 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    Форум » Древний мир » Загадки Древней Руси » Ну ты сказал!
    • Страница 1 из 2
    • 1
    • 2
    • »
    Поиск:
    © 2008-2013 Карта сайта 02.05.2024, 20:12