Как пишут иконы - Форум
Колизей - История Древнего мира Колизей - История Древнего мира
Главная Контакты В избранное
    Страница 1 из 11
    Модератор форума: Баст 
    Форум » Древний мир » У истоков религий » Как пишут иконы
    Как пишут иконы
    БастДата: Суббота, 07.11.2009, 16:09 | Сообщение # 1
    Группа: Император
    Сообщений: 3194
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Нашла интересную статью..вернее целую книгу Архимандрит Зинон Беседы иконописца Очень понятным и простым языком рассказывает человек об иконописании, о школах. Мне стало интересно. Привожу выдержки из книги: о технологии...

    Блаженный Алимпий, иконописец печерский
    Традиционным фоном на иконе всегда было листовое золото (или серебро), но золото во все времена было металлом дорогостоящим, и за неимением его использовали простые, но натуральные металлы. В бедных храмах, особенно на Севере России, все фоны на иконах написаны светлыми красками. Я несколько неточно выражаюсь: фон - слово нерусское, иконописцы называют его светом. Потому что Бог - свет, и живет в свете неприступном.

    Краски должны быть минеральные, за исключением простейших, например, свинцовых белил. Грунт на доске готовится на осетровом клею - сейчас это очень накладно, но и в древности иконы стоили очень дорого. Олифу я тоже сам варю, краски мне растирают помощники, разные добровольцы. Добровольцы же, главным образом, геологи присылают и привозят разные минералы - из Киргизии, с Никитского месторождения на Украине. Лазурит - полудрагоценный камень синего цвета - хорош разный, лучше всего афганский, и на Байкале тоже есть. На Псковщине хороша зеленая земля и превосходные красные глины.

    Так вот, начиная с доски и кончая покрытием олифой, все я стараюсь делать сам, по рецептам, которые сохранились от древних мастеров в общих чертах, ведь у каждого мастера свои особенности технологии. Рисунок на загрунтованной доске стараюсь делать так, как это делали в глубокой древности. Никакой графьи (процарапывания иглой) тогда не было, русские мастера стали делать ее позже. Писать без тщательно отработанного графического рисунка труднее, но для успеха дела лучше, потому что графья сковывает иконописца, и он делает уже почти все механически, не может внести каких-либо изменений или исправлений. А когда рисунок сделан приблизительно, тогда в процессе работы можно его изменить, добавить выразительности образа, ведь и в иконе главное - образ, техническая сторона не столь важна.

    Икона предназначена для молитвы для молитвенного предстояния, в помощь и облегчение молитвенного соединения с Богом, для восприятия ее как свидетельства о Боговоплощении. Далеко не всегда взгляды на икону искусствоведа и человека молящегося совпадают: икона не для эстетического созерцания, это узко - видеть в ней только один из видов народного творчества, памятник искусства.

    Можно ли говорить о школах иконописи? Надо помнить, что у древних иконописцев все получалось естественно. Это была и жизнь, им было доступно без особых трудностей исполнить иконы святых. Были подмастерья, которые видели, как работают мастера, и в свое время сами начинали писать. Это лучшая школа, конечно. А условно можно назвать Московскую, Новгородскую, Псковскую и Северную. Но эти понятия чисто искусствоведческие, не церковные. В Древней Руси таких контактов между людьми, как сейчас, не было. Жили все достаточно изолированно, даже по говору можно было определить, откуда человек. Так, ярославцы говорили на одном наречии, костромичи - на другом, новгородцы - на третьем. Были люди, которые за всю жизнь из деревни своей никуда не уезжали. У них были свои представления о красоте, свои местные традиции. Вот потому они строили храмы так, как считалось красивым в их местности, вот в этом и отличие. А школа - это что-то натянутое, искусственное. Никто не ставил специально цели - отличиться. Когда Аристотеля Фиорованти пригласили строить главный собор Кремля, его, в первую очередь, послали во Владимир, посмотреть Успенский собор. Он посмотрел и построил: и похожий, и совершенно другой. Так же и иконописцы. Заказчик показывает, как бы он хотел расписать храм, подобно какому именно известному образцу. Они посмотрят, ну и что в голове останется, пишут. Получается и похоже, и все-таки по-своему.

    Процесс написания иконы сводился к следующему. Икону писали исключительно на дереве. Иконную доску несколько раз проклеивали жидким клеем, накладывали паволоку (холстину), затем левкасили. По высохшему и разглаженному левкасу наносили рисунок древесным углем, затем до контуру рисунок обводили "чернилом". Живописи предшествовало золочение, поэтому места, предназначенные на иконе под золото, "вохрили" и клали на "подпуск" (разбавленный водой белок или клей) кусочки золота. После золочения приступали к работе красками, разведенными на желтке с водой. Писали сначала "доличное" (фон, одежду), а затем лица; наносили темные краски, затем светлые и, наконец, "пробела", "движки". Готовое изображение покрывали несколько раз лаком - олифой.

    О красках
    Всюду, где идет речь о белилах, следует подразумевать белила свинцовые, поскольку до XIX-в. они были единственным, за небольшим исключением, белым пигментом европейской живописи. Свинцовые белила относятся к самым древним пигментам, изготовлявшимся искусственным путем. Сущность любого из методов их получения сводится к следующему: свинцовые полоски помещали в горшок с уксусом и подвергали действию уксусных паров. Слабо закрытый горшок помещали в среду, где легко протекали реакции окисления (в средние века такой средой был навоз или дубильное корье). Процесс превращения продолжался приблизительно четыре недели, после чего готовые свинцовые белила освобождались от остатков свинца, промывались и измельчались.

    Охра. Термин охра - один из наиболее известных в литературе. Охра постоянно встречается в списках красок, запрашиваемых мастерами для работы над иконами: "вохры цареградские 5 пуд., вохры немецкие 12 пуд., вохры слизухи 8 пуд"., а в ц. Преподобной мученицы Евдокии... "Вохры грецкой фунт, вохры немецкой 4 ф., вохры калужской 8 ф"., причем различаются несколько сортов охр. "О красках же есть вохра немецкая добрая и есть вохра русская и есть вохра слизуха худая коломенская". В рукописи уточняется: "немецкая охра желтого цвета, потемнее шижгеля, в комках".Охра использовалась как основной компонент для "лицевого письма" (написания лиц, рук), одежд, фона, а также для приготовления других красок.Охры относились к дешевым краскам. Среди них наиболее дорогой разновидностью была охра "грецкая". Именно этот сорт охры был привезен в Коломенское для росписи дворца.

    Среди терминов, обозначающих красные краски, чаще всего встречаются "киноварь", "сурик", "бакан", "черлень".
    Киноварь. "Риза лазорь, испод киноварь"; "шуба верхняя камка киноварь с белилами"; "риза кинаварь, испод лазорь". "Киноварь", "кеноварь", "киноверь" - наименование различно, суть одна; везде этот термин обозначал сернистый сульфид ртути.В России издавна было известно Никитовское месторождение киновари, имевшее не только местное, но и международное значение. Природную киноварь предписывалось измельчать на плите с небольшим количеством воды до тех пор, пока не исчезнут в киновари "искры". "Искры", находящиеся в киновари до ее измельчения, - это пирит или колчедан, отсутствующие в киновари искусственной. Растирание природной киновари с водой "до исчезновения искр" связано, очевидно, с обогащением минерала. Помимо природной киновари, известна химически тождественная ей искусственная киноварь. О ее приготовлении свидетельствует древнейший в России рукописный сборник - "Указ, как киноварь составить". В нем рекомендуется смешивать ртуть с серой в соотношении 1:2. В "Ерминии" содержится рецепт, очевидно, более поздний, предписывающий соединять ртуть с серой в соотношении 1:4.

    Известны русские рецепты приготовления искусственной киновари и в XVII-в. В таможенных книгах Московского государства XVII-в. встречаются сообщения о привозе киновари из г. Вятки. Возможно, что именно там в XVII-в. было организовано производство искусственной киновари.В XVII-в. киноварь относилась к дешевым краскам, поэтому подчас употреблялась взамен еще более дешевого сурика: "Желть да киноварь, то станет сурик". Она применялась при составлении бакана, багра и даже вохры: "Вохра да киноварь, то станет бакан; платчатый румянец да киноварь, то станет светлый бакан; киновари маленько, вохры да желти две доли, то станет светлая вохра; киновари две доли да чернил доля, то станет багровая краска".

    Если под рукой не было киновари, мастер мог сам составить ее, не прибегая к ртути и сере: "возьми сурику выть, да скипидару тож, да селитры тож по мере и все положи в одно место и смочи, покамест она высохнет, а держи в тепле и ты увидишь, что будет добро".

    Сурик.
    Название "сурик" почти не встречается в предписаниях тех иконописных подлинников, где речь идет о правилах изображения святых. Здесь мастер, рекомендуя употребить красный цвет, почти всегда пишет термин "киноварный".Однако термин "сурик" постоянно появляется в списках красок, запрашиваемых живописцами для работы над иконами.О широкой распространенности сурика говорят и многочисленные рецепты его приготовления. Сурик получали обжигом свинцовых белил: "Когда белила прокалятся и станут красного цвета - это и будет сурик".Большой известностью у живописцев пользовался кашинский сурик, изготовлявшийся наряду с белилами в г.Кашине. Помимо отечественного сурика, в употреблении был и сурик, привозившийся через Архангельск из-за границы.

    Если под рукой не было свинцового сурика, мастер мог сам приготовить его, "смешав желть с киноварью". Сурик относился к дешевым краскам и поэтому широко употреблялся при всякого рода окраске - книжной и иконной живописи, различных поделках, добавлялся как сиккатив для ускорения высыхания олифы, при получении "золотой краски".

    Бакан. "Риза бакан, ногавки багровы"; "испод бакан". Бакан совместно с охрой и белилами, суриком и чернилами, лазорыо и рефтью входил в составы для написания "светов".В случае необходимости цвет бакана можно было изменить: "если захочешь, чтобы бакан был светлее, добавь в него белил, а если нужно будет, чтобы он был краснее, прибавь киновари".Древнерусские мастера различали несколько сортов бакана: бакан, немецкий бакан, флорентийский бакан, венецианский бакан.Лучшим сортом бакана считался у живописцев венецианский, или веницейский бакан: нередки рецепты приготовления бакана, "подобного веницейскому". Венецианский бакан относился к дорогим краскам: "Дорогие краски бакан веницейский и ярь-веницейская... ", и потому, "чтобы убыли было меньше", чернец Никодим из Антониева-Сийского монастыря советует их "сначала с водою терти... и яйца мало задавать".В середине XVIII-в. в Сенат были присланы на испытание баканы трех номеров. Бакан №1 ("лучше веницейского") был изготовлен из кошенили, бакан №2 ("пригоден для живописных работ") - из кошенили с добавкой 25% сандала, бакан №3, изготовленный из одного сандала, был признан годным для театральных работ.

    Тельца насекомых кошенили собирали в траве в Мексике и Центральной Америке. В России насекомое, аналогичное кошенили, называлось червец, или канцелярское семя. Горячие водные вытяжки из телец насекомых выделяют постепенно при стоянии (при добавке кислот) красный мелкий порошок. Высушенный порошок представляет собой пигмент, в древности носивший наименование червлени, или бакана, в более позднее время - кармина.
    Читать книгу Беседы иконописца здесь http://lib.eparhia-saratov.ru/books....ts.html

    Прикрепления: 8616933.jpg(147Kb) · 3680524.jpg(30Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Воскресенье, 15.11.2009, 16:15 | Сообщение # 2
    Группа: Император
    Сообщений: 3194
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Меня просто завораживает это искусство..Когда на простой доске появляется лик..Это чудо.







    Невозможно забыть такие глаза..
    Прикрепления: 8261075.jpg(161Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Четверг, 14.01.2010, 21:15 | Сообщение # 3
    Группа: Император
    Сообщений: 3194
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Комиссия по вопросам религиозных объединений при правительстве России рассмотрела законопроект «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения». Этот проект предполагает передачу во церковное владение как федеральной, так и региональной государственной собственности. Для того, чтобы имущество было передано, религиозная организация должна обратиться в уполномоченный орган и письменно обосновать свое право на получение имущества. В перечень имущества, которое может быть передано церкви входят храмовые комплексы и прилегающая в к ним земля, а также музейные предметы и коллекции из музейного фонда Российской Федерации, а также архивные документы.

    Поводом для разработки нового законопроекта стал скандал вокруг передачи иконы Торопецкой Божией Матери из Государственного Русского музея в церковь Александра Невского, только что построенную в элитном коттеджном поселке «Княжье озеро». Это решение было принято в Министерстве культуры, несмотря на упорное сопротивление сотрудников Русского музея и независимых экспертов – искусствоведов, которые считали, что перемещение иконы приведет к ее скорому разрушению и утрате. Годом ранее аналогичный скандал произошел вокруг иконы «Троица Ветхозаветная» Андрея Рублева, которая хранится в Третьяковской галерее в Москве. Тогда патриархия обратилась с просьбой предоставить икону на три дня для участия в праздничном богослужении в Троице-Сергиевой лавре, однако реставрационный совет музея отказал в этой просьбе, так как посчитал, что икона может не выдержать путешествие на 70 км туда и потом обратно, пребывание в тесном соборе с сотней свечей, а также желание присутствующих на богослужении к ней приложиться.

    Икона Торопецкой Божией Матери – Богоматерь Одигитрия, именуется еще "Эфесской", "Полоцкой", "Корсунской". Эти названия связаны с местами пребывания или почитания этой святыни. Название "Торопецкая" происходит от города Торопец в Тверской области.Согласно одному преданию, сей образ написан самим евангелистом Лукой. На Русь Ефесская, или Корсунская, икона попала в 988 году, - была принесена крестителем Руси святым равноапостольным великим князем Владимиром из Корсуни в Киев.
    Это очень спорное дело, на мой взгляд... Думаю. что истина здесь не в иконе, а вере, которая есть в сердце... happy


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Четверг, 13.05.2010, 21:32 | Сообщение # 4
    Группа: Император
    Сообщений: 3194
    Награды: 10
    Статус: Offline
    12.05.10 На Спасской и Никольской башнях московского Кремля, Россия, обнаружены древние надвратные иконы, сообщает НТВ. Образы Спаса Нерукотворного и Николая Чудотворца были замурованы во времена СССР, однако никаких документальных подтверждений об уничтожении не осталось, и долгие годы фресковые иконы считались утерянными.

    Спасская башня
    Иконы были написаны предположительно в XIV-XV вв. После 1934 года на воротах двух кремлевских башен оставались только белые прямоугольные оклады. Теперь же выяснилось, что под слоем штукатурки внутри окладов находятся металлическая решетка и металлическая сетка, которые отстоят от красочного слоя живописи примерно на 10 сантиметров, то есть там имеется воздушная прослойка.

    Никольская башня
    В ближайшее время расчисткой икон от штукатурки должны заняться реставраторы, сообщает РБК. Ожидается, что реставрационные работы завершатся к концу августа.Интересно, что когда иконы откроют, рядом с ними окажутся незахороненные останки Ленина, а в стене, соединяющей эти две башни, — колумбарий с прахом советских вождей. Таким образом, церковные святыни и коммунистические идолы окажутся объединены в одном архитектурном ансамбле. wacko Да уж....
    Читать об истории Красной площади нужно здесь.
    Смотреть фотоальбом Московский Кремль здесь.
    Фотоальбом Соборы Московского Кремля тут.


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    токиоДата: Воскресенье, 16.05.2010, 18:38 | Сообщение # 5
    Группа: Всадники
    Сообщений: 499
    Награды: 1
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Quote (Баст)
    когда иконы откроют, рядом с ними окажутся незахороненные останки Ленина, а в стене, соединяющей эти две башни, — колумбарий с прахом советских вождей.

    Может иконы им помогут? Да и люди там разные захоронены.


    токио
     
    БастДата: Суббота, 28.08.2010, 19:37 | Сообщение # 6
    Группа: Император
    Сообщений: 3194
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Quote (Баст)
    12.05.10 На Спасской и Никольской башнях московского Кремля, Россия, обнаружены древние надвратные иконы

    Прошло совсем немного времени и иконы были открыты всем... smile ЗдОрово, что это произошло так быстро.

    В присутствии президента патриарх освятил икону Спаса Вседержителя, замурованную в советское время в Спасской башне Кремля.Поклониться впервые открытой после почти столетнего заточения в стене иконе собралось около тысячи верующих. Они заполнили практически все свободное пространство на площади.Теперь поклониться надвратной иконой смогут все москвичи и гости столицы.

    Почти осенний ливень не смог остановить верующих в их стремлении присутствовать при историческом событии.Люди стали собираться на площади за несколько часов до официального начала церемонии. Казалось, что брусчатка Красной площади останется сухой, несмотря на ливень, потому что зонты верующих закрыли все пространство на главной площади страны. Для того, чтобы посмотреть, как будут освящать икону – люди забрались на ступени Лобного места, заняли места у ГУМа и реставрирующихся торговых рядов.

    "Икона Спаса Вседержителя на главной башне Кремля сохранилась почти полностью, - рассказал главный реставратор Сергей Филатов, возглавляющий Межобластное научно-реставрационное художественное управление (МНРХУ), специалисты которого работают и на других объектах Кремля. - Живопись в технике темперной фрески открыта на период конца XVII - первой половины XVIII. Более позднего слоя нет. Сохранена небольшая часть позднего слоя XIX века - при реставрации в 1896 году масляной краской выписали складки одежды и частично позолотили фон. Масло частично со складок убрали, а золотой фон решили оставить - пусть сияет!".

    По словам Сергея Филатова, в гамме - желтая и красная охра, синий и зеленый цвета. "Сейчас использовались темпера, акварель и немного акриловых красок. Главный принцип - не допускать пленкообразных покрытий, чтобы нормально впитывалась и испарялась влага. Фрески должны дышать! Тонировки делалась только в пределах утраченной живописи", - подчеркнул реставратор. По его словам, специалисты сейчас принимают решение о том, нужно ли закрывать стеклом надвратную икону.

    На иконе также изображены припадающие к ногам Спасителя Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. И хотя преподобный Варлаам сейчас меньше известен, он был весьма почитаем в прежние времена. Именно ему посвящен один из десяти приделов красивейшего Покровского собора на Красной площади.

    Икона Спасителя до последнего времени считалась утраченной, более двух лет ее искали в запасниках Третьяковской галереи и других музеев, где хранятся древние образы.Поскольку поиски были безуспешными, ученые предположили, что икона могла остаться прямо встене Спасской башни и сохранилась под слоем штукатурки.Однако, проверить эту гипотезу до последнего времени не удавалось. Но весной 2010 года реставраторам разрешили провести работы на главной башне Кремля, и они и впрямь обнаружили - двухметровый образ Спасителя так все время и находился под слоями цемента и штукатурки в киоте под Курантами!

    Сегодня в честь освящения иконы ворота Спасской башни - редкий случай - открыли.Как только Куранты пробили 3 часа, в воротах появились Дмитрий Медведев и Патриарх Кирилл. Президент был одет в белоснежный плащ. Порывы ветра развевали патриаршью мантию. Два лидера страны – духовный и политический вышли к народу под зхоровое пение. Люди на площади их, к сожалению, не увидели из-за зонтов, зато перед ними открылся прекрасный вид на икону Спасителя.

    Для патриарха справа от Спасских ворот подготовили специальный подъемник, украшенный цветами. На глазах удивленной публики постамент начал подниматься и вознес патриарха на высоту. Святейший окропил икону святой водой, повернулся к площади и осенил толпу крестным знамением.Затем он присоединился к Медведеву, который все это время наблюдал за ходом церемонии с площади. Завершив молебен, Патриарх обратился ко всем верующим. Он поблагодарил всех, кто помог восстановить икону и особо отметил людей, которые во время «лихолетья» не побоялись ослушаться приказа большевиков и не разрушили святой образ.
    - Они не побоялись укрыть икону сеткой "рабицей" и цементом и сохранили эту святыню для нас, - сказал Кирилл.

    Патриарх отметил, что эта икона стала символом развития России в 20 веке. Она была спрятана в годы смуты, но теперь вновь открылась и этим символизирует духовное возрождение народа, который пытались насильно лишить этой духовности в советские времена.


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Пятница, 04.11.2016, 09:28 | Сообщение # 7
    Группа: Император
    Сообщений: 3194
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Сегодня 4 ноября- День народного единства. Как не вспомнить икону, которая неразрывно связана с этим памятным днем...


    Список иконы из Московского Елоховского собора
    Тот, кто думает, будто праздник, отмечаемый 4 ноября совсем молодой, глубоко заблуждается. День Казанской иконы Божьей Матери в России празднуют 4 ноября уже более 366 лет. Причем сначала это был сугубо московский праздник в честь спасения в 1612 году Москвы от польской интервенции, а в 1649 году он стал всероссийским. Причем не церковным, а именно общенародным праздником: по-видимому, наши предки осознали всю значимость того, что сердце России - Москва была освобождена от поляков. И произошло это именно 4 ноября (22 октября по старому стилю). Точнее, 4 ноября 1612 года русские воины взяли штурмом Китай-город, где засели поляки - это был переломный момент, а через четыре дня польский гарнизон в Кремле сам капитулировал. Важная победа, положившая начало концу смутного времени. Победа судьбоносная, но при чем тут икона?А при том, что список Казанской иконы Божьей Матери принесли с собой в ополчение, собранное Кузьмой Мининым и Димитрием Пожарским, казанские дружины. Перед этим чудотворным образом и молились воины, готовя себя к битве.

    Четыре столетия спустя, нам, атеистам и маловерам, связь между победой и молитвами пусть даже и к знаменитой иконе кажется неочевидной. Но наши предки в этой связи были твердо уверены, и именно эта убежденность стала основой для того, чтобы посчитать день начала победы над польскими интервентами днем празднования Казанской иконы Божьей Матери. Вторым днем празднования. Потому что один праздник у Казанской уже был - день ее чудесного обретения: 8, или, по новому стилю, 21 июля. Произошло это чудесное обретение неизвестного ранее образа за тридцать три года до того, как Казанская спасла Москву и Россию.


    Предполагаемое место обретения иконы
    Дело было так. В Казани (отсюда название), в 1579 году, после страшного пожара девятилетняя девочка Матрона увидела во сне Богородицу, которая указывала на место, где лежит Ее икона. Девочке, конечно, поверили не сразу, но потом все-таки начали рыть и на пепелище нашли икону удивительной красоты. После обретения образа начались чудеса, связанные с исцелениями больных, особенно слепых. В 1594 году священник Ермолай, ставший впоследствии знаменитым Патриархом Гермогеном, сделал точное описание обстоятельств обретения иконы и произошедших после этого исцелений. И с 1595 года Церковь устанавливает праздник в честь явления Казанской иконы - 21 июля.

    Так что к моменту, когда в России началась смута, икона Казанской Божьей Матери была уже не просто известна, но и очень почитаема. Теперь, чтобы понять, какую роль сыграла Казанская в смутное время, давайте вспомним, что же тогда происходило.

    Один из старейших существующих списков — романово-ярославский — в ризе 1881 года
    1605 год - умирает царь Борис Годунов, и московские воеводы-предатели убивают его сына Федора, в столицу въезжает Лжедмитрий I. Через год убивают и Лжедмитрия. Царем избирают Василия Шуйского (1606-1610), но смута продолжается. В 1608 году появляется Лжедмитрий II, войска Шуйского разбиты. Начинается прямая интервенция: в 1609 году польские оккупанты осаждают Смоленск, Троице-Сергиев монастырь (будущую лавру) под Москвой, затем входят в столицу. Страна разорена дотла: всюду разбой, мародерство, страх и предательство. Кажется, что нет силы, которая бы собрала нацию воедино, подняла дух, возродила страну. В 1610 году свергают и Шуйского. Изменники-бояре избирают на Московское царство польского королевича Владислава. Страна на краю гибели. И тут свой голос возвышает Церковь.

    Несмотря на численное и техническое превосходство польских интервентов, Троице-Сергиев монастырь стоит, полякам так и не удается покорить монахов. Находящийся в 1610 году под стражей патриарх Гермоген - тот самый, что делал описание чудес Казанской иконный Божьей Матери, призывает всех подняться на защиту православной веры и Отечества. На его призыв откликаются Кузьма Минин и Димитрий Пожарский, собравшие ополчение. К войскам присоединяются казанские дружины, они и берут с собой, в войско, чудотворную икону Казанской Божьей Матери.

    Народные бедствия Церковь всегда воспринимала как наказание за грехи. Поэтому пост, покаяние и молитва считались непреложной подготовкой к любому бою. "Не имамы бо иные помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Пречистая Дево", - говорится в молитве: "Не имеем иной помощи, не имеем иной надежды, кроме Тебя, Пречистая Дева".

    Чудесное спасение страны, когда в народе пробуждались духовные силы, и они показывали пример героизма ради Отечества, повторялись потом в истории России не однажды. И часто это было связано со Спасительницей - Казанской иконой Божьей Матери. В 1709 году, перед Полтавской битвой, Петр Великий со своим воинством молился перед Казанской о даровании победы. Перед образом молился А. В. Суворов. Об избавлении от французов молились перед святыней и в 1812 году, один такой молебен - при отбытии М. И. Кутузова в действующую армию - хорошо запомнился свидетелям события тем духовным подъемом единения, который испытали все. Казанская спасала и в Великую Отечественную, причем спасала всех - и атеистов, и тех, кто по своей национальной принадлежности должен был бы верить уж никак не в Господа Иисуса Христа…

    В словах молитвы, читаемой перед Казанской иконой Божьей Матери, содержится ключ к пониманию того, почему этот образ являл нам поддержку в годину тревог. В молитве ясно и недвусмысленно дана связь между личным, между состоянием души человека, его греховностью, и общим - тем, в каком обществе, в какой стране мы живем. Вчитайтесь в слова молитвы, это прозрение потрясающей глубины. Кстати, глаза на такие вещи открываются именно в годины великих народных потрясений. А раз эта связь, это единство нашего частного, личного и общего существует, значит совсем неслучайно, собирая силы на решительный бой, наши предки не просто молились, они постились, они каялись. Это становилось залогом их грядущих побед. В том числе и тех, что были осенены Казанским образом Богородицы.

    А потом, в благодарность, русские ставили в честь Казанской иконы Божьей Матери храмы. В России их было несчитанное количество. И в каждом доме икона - ею благословляли венчающихся, а потом вешали над детской кроваткой… То, что Днем народного единства был выбран день празднования Казанской иконы Божьей Матери, имеет глубочайший смысл. Настоящее единство, и наше прошлое это неоднократно доказывало, может зиждеться только на духовном. И не приведи Господь, если мы забудем об этом в годы, когда смута - всего лишь страницы истории. С праздником всех! 

    По материалам Российской Газеты
    Прикрепления: 6042660.jpg(55Kb) · 1837186.jpg(76Kb) · 6289540.jpg(233Kb) · 7189931.jpg(204Kb) · 6385988.jpg(64Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    Форум » Древний мир » У истоков религий » Как пишут иконы
    Страница 1 из 11
    Поиск:
    © 2008-2013 Карта сайта 10.12.2016, 02:09