Колизей - История Древнего мира Колизей - История Древнего мира
Главная Контакты В избранное
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Модератор форума: Баст  
    Форум » Древний мир » Загадки Древней Руси » Красная площадь: прошлое и настоящее
    Красная площадь: прошлое и настоящее
    БастДата: Четверг, 21.01.2010, 21:06 | Сообщение # 1
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    После парада 9 мая на Красной площади планируется начать реконструкцию, которая продлится около года. Об этом сообщил Интерфаксу управляющий делами президента РФ Владимир Кожин. Во время ремонта главная площадь страны будет закрываться для посетителей, но не целиком, уточнил он.

    Облик Красной площади после реконструкции останется неизменным, починить планируется только её покрытие - брусчатку. По словам Кожина, покрытие Красной площади "серьезно не ремонтировалось никогда" и "основные грунты, все, на чем лежит брусчатка, требуют серьезного ремонта и реконструкции". Замене подвергнутся только отдельные элементы брусчатки. "Все наши усилия будут направлены на то, чтобы реконструировать покрытие площади на десятки лет вперед, чтобы оно было идеально ровным и чтобы капремонт ее больше не требовался", - подчеркнул Кожин. Чиновник опроверг предположения о том, что реконструкция не подразумевает переноса на историческое место памятника Минину и Пожарскому или перезахоронения тела Владимира Ильича Ленина.

    Красная площадь — центральная площадь Москвы, примыкающая с востока к Кремлю. Протяженность 690 м, ширина 130 м, толщина культурного слоя 4,9 м. От Красной площади ведется отсчет расстояний по всем шоссе, идущим от Москвы.

    Красная площадь образовалась в конце 15 веке на вершине холма, когда одряхлевшие белокаменные стены Кремля при Иване III были заменены кирпичными, и был издан указ, запрещающий всякое строительство на расстоянии пушечного выстрела от стен. Эта территория бывшего посада была освобождена от домов и деревянных церквушек, там было разрешено торговать. Площадь стала называться Торг, или Великий Торг. С ее южной стороны было место слияния двух рек — Москвы и Неглинки. На берегу Москвы-реки располагались пристани, откуда товары доставлялись на Торг. Вдоль Кремлевской стены был прорыт глубокий Алевизов ров, соединивший Москву-реку и Неглинную (1508-16). Кремль, по примеру многих больших крепостей, оказался со всех сторон окружен водой. Через ров к воротам Кремля были построены мосты, а ров был огражден каменными зубчатыми стенами.

    После большого пожара 1571 года площадь некоторое время называли Пожаром, и запретили строить деревянные лавки. В конце 16 века построили первые каменные торговые ряды. Приблизительно в это же время площадь получила название Красной, то есть красивой (возможно, что название произошло от «красного», то есть галантерейного, товара, которым здесь торговали). С севера площадь замыкалась Воскресенскими (Иверскими) воротами Китай-города. С юга ее ограничивал невысокий холм — «взлобье», на котором в 1530-е годы появилось Лобное место, а в середине 16 века — Храм Василия Блаженного. Каменные двухэтажные лавки, построенные к 1598 году, обозначили восточную границу площади. Они образовали три квартала: Верхние, Средние и Нижние торговые ряды. Эти ряды, превращенные системой аркад в единый архитектурный организм, по существу, закрепили очертания современной Красной площади.

    Северный участок у Воскресенских ворот в 1620-1630 годах получил свою доминанту — Казанский собор. Он был построен в честь освобождения Москвы от поляков. Двухпролетные Воскресенские ворота приобрели значение парадного въезда на Красную площадь. Около них размещались здания Монетного двора и Главной аптеки с башней. У Никольских ворот располагалась деревянная «Комедиальная храмина», разобранная в 1722 году.

    План Кремля и Красной площади в начале 1600гг.
    Ко дню празднования Полтавской победы в 1709 году возле Казанского собора были сооружены деревянные Триумфальные ворота, а в 1730 был построен по проекту русского архитектора Варфоломея Варфоломеевича Растрелли новый театр, тоже деревянный.

    В 18 веке площадь была центром культурной жизни Москвы. Здесь у Спасских ворот шла книжная торговля, действовала первая публичная библиотека. К 1755 году русский архитектор, представитель барокко Дмитрий Васильевич Ухтомский перестроил Главную аптеку для размещения в ней Московского университета. В 1786-1810 годах были перестроены каменные лавки и возведены Новые Торговые ряды. Двухэтажная аркада охватила почти весь периметр площади. Обветшалое Лобное место было разобрано и выстроено вновь с сохранением первоначальной формы. В 1804 году площадь замостили булыжником.

    В 1812 году большая часть построек на площади выгорела. Восстановление велось по проекту и под руководством архитектора «Комиссии для строения в Москве» архитектора Осипа Ивановича Бове. Алевизов ров был засыпан, а на его месте разбит бульвар, торговые ряды перестроены в классическом стиле, а перед их центром установлен памятник Кузьме Миничу Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому (скульптор Иван Петрович Мартос), завершив создание поперечной оси площади, включающей купол Сената и Сенатскую башню.

    В конце 19 века на Красной площади началось бурное строительство: сооружался Исторический музей, а строения Бове заменялись новым зданием Торговых рядов (с применением новейших металлических конструкций и железобетона) с полным сохранением планировочной схемы Красной площади. С 1892 года Красная площадь стала освещаться электричеством.

    После переезда правительства в Москву Красная площадь стала нести большую идеологическую нагрузку: с 1918 года здесь стали проводить демонстрации и военные парады с показом военной техники. В 1924 у Кремлевской стены был построен по проекту архитектора Алексея Викторовича Щусева первый деревянный Мавзолей В. И. Ленина, в 1930 — каменный.Мавзолей закрепил поперечную ось площади и стал ее композиционным центром, завершив формирование ансамбля Красной площади. Мавзолей стал центром Кремлевского некрополя, но не первым его захоронением. Начало было положено общими могилами красноармейцев, погибших в боях за Советскую власть в ноябре 1917 года. С 1925 года урны с прахом устанавливались прямо в Кремлевской стене. В 1930-х годах некрополь был перепланирован. За Мавзолеем находятся могилы самых крупных деятелей коммунистического руководства.

    В начале 1930-х годов площадь замостили брусчаткой из онежского диабаза. Рязанские мостовщики-брусчатники, сняв неровный, сносившийся булыжник, уложили полуметровый слой речного песка, затем слой известнякового щебня, уплотнив его катками. Затем, вновь насыпав слой речного песка, вручную на это основание положили брусчатку по специальному рисунку. Тогда же, в 1930 году, памятник Минину и Пожарскому был передвинут к Храму Василия Блаженного, чтобы не мешал парадам (по плану собирались снести и храм, но по личному указанию Сталина оставили).

    План-схема Красной Площади.
    С Красной площадью практически слилась бывшая Васильевская площадь (Васильевский спуск). Брусчатка 1930-х годов в 1974 году была обновлена и уложена на бетонное основание. В 1990-е годы парады с военной техникой были отменены, и началась реконструкция исторического облика площади: был восстановлен Казанский собор и Иверские ворота.

    Мавзолей Ленина у Кремлевской стены является центром Кремлевского некрополя. Ныне стоящему сооружению предшествовали два деревянных. Первое было воздвигнуто ко дню похорон Ленина (27 января 1924 года) и состояло из трех объемов, второе было сооружено вскоре после похорон и решено как единый объем. Автор проекта архитектор Алексей Викторович Щуceв придал Мавзолею ступенчатую форму — она является основой и ныне существующего здания, строительство которого окончено в 1930 году. Стены Мавзолея выложены из кирпича, облицованного полированным гранитом. В отделке использованы мрамор, лабрадор, порфир. Внутри Мавзолея находятся вестибюль и траурный зал, соединенные двумя боковыми лестницами. Посреди зала на черном лабрадоровом постаменте расположен саркофаг.

    План московского Кремля и Красной площади 1907 года.
    Лобное место впервые упоминается в летописях в 1547 году. Вероятно, первоначально оно представляло собой деревянный помост, только в 1593 году было перестроено в камне. В 1786 году его ремонтировал русский архитектор, один из основоположников русского классицизма Матвей Федорович Казаков, сохранивший старую круглую форму возвышения, окруженного парапетом с лестницей. С Лобного места читались царские указы, обращались к народу цари. В 1612 году Дмитрий Пожарский провозгласил здесь освобождение Москвы от польских интервентов.

    Казанский собор был построен в 1620-36 годах на средства князя Дмитрия Пожарского в память об изгнании поляков из Москвы в 1612 году. Возможно, автором является русский зодчий Федор Савельевич Конь. Первоначальная реставрация собора была выполнена Петром Дмитриевичем Барановским в 1930 году. В 1936 году храм был разобран. В 1993 году построен вновь (архитектор О. Журин).

    Воскресенские ворота были построены в 1680 году, в конце 18 века сооружена часовня Иверской иконы Богоматери. Разобраны в 1931 году и судьба иконы неизвестна. Вновь построены в 1995 году (архитектор О. Журин).

    Государственный Исторический музей был построен в 1874-83 годах по проекту архитектора Владимира Осиповича Шервуда и инженера А. А. Семенова на месте Главной аптеки начала 18 века. Его архитектура, согласно заданию, должна была воплотить идеи национальной истории. Учитывая это, Шервуд обратился к зданиям, с которыми музей должен был составить единый ансамбль, — Храму Василия Блаженного и башням Кремля. Мотивы древнерусского узорочья в обработке фасадов заимствованы из различных сооружений 17 века. Такая эклектичность не помешала авторам создать пространственно выразительный образ здания, органически вписавшийся в ансамбль Красной площади. Основу планировки музея составляют анфилады просторных залов, обходящие здание по периметру.

    Верхние Торговые ряды были построены в 1894 году на месте старых рядов архитектора О. И. Бове. Авторы проекта — архитектор Александр Никанорович Померанцев и инженер Владимир Григорьевич Шухов — получили за проект Верхних Торговых рядов первую премию на закрытом конкурсе 1888 года. Сооружение отличается умелым сочетанием конструкции из железа, стекла и бетона с формами древнерусской архитектуры. В трехэтажном здании, состоящем из трех продольных пассажей, разместилось более тысячи магазинов. Конструкции остекленных перекрытий инженера Шухова уникальны и смелы для конца 19 века. Кроме пассажей, в здании имеется три больших зала с акцентированно высокими кровлями. В отделке фасадов использованы финский гранит, тарусский мрамор, песчаник.

    Все, кто приезжают в Москву, считают своим долгом побывать здесь- на Красной площади... smile
    Прикрепления: 5939047.jpg (861.7 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    токиоДата: Суббота, 06.02.2010, 14:45 | Сообщение # 2
    Группа: Всадники
    Сообщений: 499
    Награды: 1
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Прочёл интерестный документ. Может и не по теме извините
    ПОВЕСТЬ О СТОЯНИИ НА УГРЕ

    Пришла весть к великому князю, что царь Ахмат идет в полном сборе, со своей ордой и царевичами, с уланами и князьями, да еще в соглашении с королем Казимиром - ибо король и направил его против великого князя, желая сокрушить христианство. Князь великий пошел на Коломну и стал у Коломны, а сына своего великого князя Ивана поставил у Серпухова, а князя Андрея Васильевича Меньшого в Тарусе, а прочих князей и воевод в иных местах, а других - по берегу.

    Царь Ахмат, услышав, что князь великий стоит у Оки на берегу со всеми силами, пошел к Литовской земле, обходя реку Оку и ожидая на помощь себе короля или его силы, и опытные проводники вели его к реке Угре на броды. Князь же великий сына своего, и брата, и воевод послал на Угру со всеми силами, и, придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы. А сам князь великий поехал из Коломны на Москву к церквам Спаса и Пречистой Богородицы и к святым чудотворцам, прося помощи и защиты православному христианству, желая обсудить и обдумать это с отцом своим митрополитом Геронтием, и со своей матерью великой княгиней Марфой, и своим дядей Михаилом Андреевичем, и со своим духовным отцом архиепископом ростовским Вассианом, и со своими боярами - ибо все они тогда пребывали в осаде в Москве. И молили его великим молением, чтобы он крепко стоял за православное христианство против басурман.

    Князь великий послушался их мольбы: взяв благословение, пошел на Угру и, придя, стал у Кременца с небольшим числом людей, а всех остальных людей отпустил на Угру. Тогда же в Москве мать его великая княгиня с митрополитом Геронтием, и архиепископ Вассиан, и троицкий игумен Паисий просили великого князя пожаловать его братьев. Князь же принял их просьбу и повелел своей матери, великой княгине, послать за ними, пообещав пожаловать их. Княгиня же послала к ним, веля им прямо отправиться к великому князю поскорее на помощь.

    Царь же со всеми татарами пошел по Литовской земле мимо Мценска, Любутска и Одоева и, придя, стал у Воротынска, ожидая, что король придет к нему на помощь. Король же не пришел к нему и сил своих не послал - были у него свои междоусобия, воевал тогда Менгли-Гирей, царь перекопский, королевскую Подольскую землю, помогая великому князю. Ахмат же пришел к Угре со всеми силами, хотя перейти реку.

    И пришли татары, начали стрелять, а наши - в них, одни наступали на войска князя Андрея, другие многие - на великого князя, а третьи внезапно нападали на воевод. Наши поразили многих стрелами и из пищалей, а их стрелы падали между нашими и никого не задевали. И отбили их от берега. И много дней наступали, сражаясь, и не одолели, ждали, пока станет река. Были же тогда большие морозы, река начала замерзать. И был страх с обеих сторон - одни других боялись. И пришли тогда братья к великому князю в Кременец - князь Андрей и князь Борис. Князь же великий принял их с любовью.

    Когда же река стала, тогда князь великий повелел своему сыну, великому князю, и брату своему князю Андрею, и всем воеводам со всеми силами перейти к себе в Кременец, боясь наступления татар - чтобы, соединившись, вступить в битву с противником. В городе же Москве в это время все пребывали в страхе, помнили о неизбежной участи всех людей и ни от кого не ожидали помощи, только непрестанно молились со слезами и воздыханиями Спасу-вседержителю и господу богу нашему Иисусу Христу и пречистой его матери, преславной Богородице. Тогда-то и свершилось преславное чудо пречистой Богородицы: когда наши отступали от берега, татары, думая, что русские уступают им берег, чтобы с ними сражаться, одержимые страхом, побежали. А наши, думая, что татары перешли реку и следуют за ними, пришли в Кременец. Князь же великий с сыном своим и братией и со всеми воеводами отошел к Боровску, говоря, что "на этих полях будем с ними сражаться", а на самом деле слушая злых людей-сребролюбцев богатых и брюхатых, предателей христианских и угодников басурманских, которые говорят: "Беги, не можешь с ними стать на бой". Сам дьявол их устами говорил, тот, кто некогда вошел в змея и прельстил Адама и Еву. Вот тут-то и случилось чудо пречистой: одни от других бежали, и никто никого не преследовал.

    Царь же бежал в Орду, и пришел на него ногайский царь Ивак, и Орду взял, и его убил. Один только царевич хотел захватить окраинные земли за рекой Окой, князь же великий послал братьев своих, двух Андреев, услышали это татары и побежали. И так избавил бог и пречистая Русскую землю от нехристей. Был же тогда холод и великие морозы. Царь побежал 11 ноября.

    В 6989 (1481) году пришел князь великий в Москву из Боровска и воздал хвалу богу и пречистой Богородице, говоря: "Не ангел, не человек спас нас, но сам господь спас нас по молитвам пречистой и всех святых. Аминь".

    Тогда же князь великий и братью свою пожаловал, включил их в договор, князя Андрея и князя Бориса, и князю Андрею дал Можайск, а князю Борису уступил его села, и, скрепив этот договор крестным целованием, они разошлись.

    В ту же зиму вернулась великая княгиня София из побега, ибо она бегала на Белоозеро от татар, хотя никто за ней не гнался. А тем землям, по которым она ходила, стало хуже, чем от татар, от боярских холопов, от кровопийц христианских. Воздав же им, господи, по их делам и по коварству их поступков, по делам рук их дай им. Были же и жены их там, ибо возлюбили они больше жен, нежели православную христианскую веру и святые церкви, где просвятились и начали жизнь в купели святого крещения, и согласились они предать христианство, ибо ослепила их злоба. Но премилостивый бог не презрел тех, кто был создан его рукой, не презрел слез христианских, помиловал их по своему милосердию и молитвам пречистой матери и всех святых. Аминь.

    Это мы писали не для того, чтобы их укорять, но да не хвалятся неразумные в безумии своем, говоря: "Мы своим оружием избавили Русскую землю", но воздадут славу богу и пречистой его матери Богородице, ибо он нас спас, и отринут это безумие, и творят битву за битвой и доблесть за доблестью ради православного христианства против басурманства, чтобы воспринять в этой жизни от бога милость и похвалу, а в том мире венчаться нетленными венцами бога-вседержителя и обрести царство небесное. Да получим и мы, грешные, это царство по молитвам Богородицы. Аминь.

    О храбрые, мужественные сыновья русские! Потрудитесь, чтобы спасти свое отечество, Русскую землю, от неверных, не пощадите своей жизни, да не узрят ваши очи пленения и разграбления домов ваших, и убиения детей ваших, и поруганья над женами и детьми вашими, как пострадали иные великие и славные земли от турок. Назову их: болгары, и сербы, и греки, и Трапезунд, и Морея, и албанцы, и хорваты, и Босна, и Манкуп, и Кафа и другие многие земли, которые не обрели мужества и погибли, отечество загубили, и землю, и государство, и скитаются по чужим странам, воистину несчастные и бездомные, и много плача и достойные слез, укоряемые и поношаемые, оплевываемые за отсутствие мужества. Люди, которые сбежали с многим имуществом, и с женами, и с детьми в чужие страны, не только золото потеряли, но и души и тела свои погубили и завидуют тем, кто тогда умер и не должен теперь скитаться по чужим странам бездомными. Ей-богу, видел я своими грешными очами великих государей, бежавших от турок с имением, и скитающихся, как странники, и смерти у бога просящих, как избавления от такой беды. И пощади, господи, нас, православных христиан, молитвами Богородицы и всех святых. Аминь.

    Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XV века.

    Пер. Я.С. Лурье. М.. 1982. С. 514-521.

    А в официальной версии(в смысле в школьной), да и у Карамзина всё описывается совсем по другому.
    Ни кому верить нельзя...даже себе. Вот вам и великое стояние, на самом деле великое бегство дру от друга.


    токио
     
    БастДата: Воскресенье, 25.04.2010, 22:44 | Сообщение # 3
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Немного черно-белой хроники....


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Понедельник, 29.10.2012, 18:03 | Сообщение # 4
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Увидела сегодня по каналу КУЛЬТУРА одну из серий цикла "Пешком" с экскурсоводом Михаилом Жебраком..Смотрела не отрываясь! smile Если есть желание, найдите фильмы на Ютубе..а я одну здесь выложу- наслаждайтесь увлекательными историями и познавательными фактами.



    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Воскресенье, 07.04.2013, 10:45 | Сообщение # 5
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Я думала, что всё уже давно определено..Ан нет)) smile Вот такая статья в Российской Газете

    Столица России должна постареть на 100, а то и на 200 лет. То есть она "родилась" не в XII веке, как сегодня считается, а в XI или даже в X веках. Об этом заявил заместитель руководителя Мосгорнаследия и главный археолог столицы Леонид Кондрашев. Свои заключения он обосновал новыми археологическими данными.

    "Древняя Москва была княжеским двором и рядом поселений. Она простиралась вплоть до современного Гостиного Двора и захватывала Манежную площадь примерно до Романова переулка, то есть она в три раза больше, чем это принято считать. Уже в XII в. Москва перешла реку Неглинку", - сказал историк РИА "Новости". Кондрашев также отметил, что археологи нашли старые московские дороги, радиоуглеродный анализ которых показал, что они относятся ко второй половине XI века. Ему вторит председатель научно-методического совета по сохранению объектов археологического наследия Москвы Александр Векслер. По его сведениям, археологи обнаружили здесь клады славянских племен и арабские монеты. То есть московские жители тесно контактировали с населением Владимира, Суздаля, Киева и других городов."На московской земле зафиксировано около 150 курганных групп - поселений и погостов, - что также дает данные о зарождении города. Сегодня, например, и в парке Царицыно можно увидеть курганы, где были захоронены славяне из племен вятичей", - сказал Векслер.


    Леонид Беляев, заведующий сектором археологии Москвы. Доктор исторических наук Институт археологии РАН:
    Сегодня наука не имеет никаких серьезных аргументов, что Москва старше на 100-200 лет. Дело в том, что в столице не найдены культурные слои, относящиеся к X или XI векам. Самый старший датирован XII веком. Так что нет оснований говорить, что возраст Москвы надо увеличить. Хочу подчеркнуть, что в столице вскрыто много площадей, но ни разу ученые не попали в слой старше XII века. Конечно, бывают чудеса, и какое-то поселение пропущено, но сначала его надо найти.

    Леонид Кондрашев заявляет, что обнаружены старые дороги, которые относятся к XI веку. Это показал радиоуглеродный анализ. Но такие данные надо перепроверять, ведь хорошо известно, что при определении датировок по ранним памятникам все решает правильная калибровка. Иначе разброс может быть не сотни, а тысячи лет. Для доказательства своих данных ученые должны сделать серьезные публикации с объяснением, как проводился анализ.Вообще странно, что такие принципиальные для истории Москвы заявления делаются в прессе, а не в научных изданиях. Обычно ученые поступают наоборот. Они представляют на суд специалистов доказательства, чтобы коллеги оценили работу, посмотрели, насколько она объективна, высказали свои мнения. Только после этого она должна "выходить в люди".

    Владимир Кучкин, руководитель Центра по истории Древней Руси, Института российской истории РАН, доктор исторических наук:Попытки состарить Москву предпринимались неоднократно. Так, в XVI веке появились сочинения, где утверждалось, что Москва основана библейским Мосхом. У него была жена по имена Ква, их соединение дало название Москве-реке, а потом оно перешло к городу. Были и другие более серьезные попытки прибавить нашей столице года. Но они кончались ничем.

    Дело в том, что современная наука выработала около 10 признаков, по которым можно отличить город от сельского поселения. Например, в городе должны быть мастерские ремесленников, признаки торговли (привозные вещи, деньги) и административного управления (печати и пломбы), предметы военного снаряжения, различные укрепления, объекты каменного зодчества, письменность (надписи на предметах, книжные застежки, писало), дорогостоящие предметы обихода, украшения, а также усадьбы городской застройки, обнесенные частоколом. Все это появилось в Москве только во второй половине XII веке, но никак не ранее.

    Кстати, 1147 год – это не дата рождения города, как думают сегодня многие, а первого упоминания о нем в письменных источниках. В 1147 году Москва еще была сельским поселением. А датой рождения города Москва считается 1156 год, когда был построен Кремль, в котором уже был набор городских признаков.

    А вообще, замечательно, что наука движется вперед через споры и доказательства.. Это очень интересно.
    Прикрепления: 3845581.jpg (312.7 Kb) · 7159920.jpg (81.9 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Суббота, 02.08.2014, 12:47 | Сообщение # 6
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Прошлое возвращается)) Тьфу-тьфу-тьфу) smile

    Статья с сайта Газета.Ru, автор- Константин Михайлов, координатор «Архнадзора», член Совета при президенте РФ по культуре и искусству

    31 июля в Кремле повторилась давно забытая мизансцена: оглашение новостей государственного значения на Ивановской площади — отсюда и пошло выражение «во всю Ивановскую». Президент России, выйдя на площадь, рассказал об идее восстановить снесенные на рубеже 1920–1930-х годов Чудов и Вознесенский монастыри в Московском Кремле. И заодно открыть для свободного прохода Спасские ворота.

    Обе новости — сногсшибательные. Если о восстановлении других погибших в ХХ веке памятников московской старины — Китайгородской стены, Сухаревой башни, Красных ворот, церкви Успения на Покровке — велись дискуссии, а то и рисовались проекты, то о воссоздании кремлевских монастырей никто даже мечтать вслух не осмеливался. Дело казалось совершенно несбыточным — и, по понятным причинам, как до 1991 года, так и после. Тем более что в последние годы «14-й корпус» у Спасских ворот, занятый структурами администрации президента, поставили на дорогую реконструкцию. И вдруг реконструкция, как в сказке, обернулась идеей воссоздания.

    Спасские ворота
    По некоторым сведениям, на Ивановской площади озвучено было далеко не все из возможного: обсуждаются также идеи сделать доступными для туристов Никольские ворота Кремля и некоторые здания, в частности Арсенал.Если все это сбудется, то столь значительное расширение «зоны открытости» в Кремле — первое на памяти нескольких поколений, беспрецедентное с 1955 года, когда тогдашний советский лидер Никита Хрущев распорядился открыть свободный доступ в Кремль.Немаловажно и сокращение кремлевского пространства, занятого госчиновниками. Если предложение Путина будет реализовано, в значительной части Кремля, как встарь, режимный распорядок сменит живая жизнь города.Без сомнений, это послужит и улучшению имиджа Москвы, и улучшению имиджа России, и обогащению кремлевских впечатлений москвичей и туристов.

    Чудов монастырь в процессе разборки, 1929 год
    Стоявшие по соседству, стена к стене, монастырские комплексы, занимавшие большое пространство между Ивановской площадью и Спасскими воротами, на протяжении нескольких веков были неотъемлемой частью ансамбля Кремля.Их разрушение — пожалуй, самая серьезная и тяжелая утрата Кремля в ХХ столетии — серьезно обеднило кремлевский комплекс.Величественные архитектурные ноты Соборной площади могут дополниться пластичной живописностью монастырских храмов и колоколен. Это восстановление утраченных частей большого ансамбля можно сравнить с восстановлением утраченных фрагментов здания при его реставрации, что происходит повсеместно. Никто не ставит знак равенства между подлинником и «новоделом». Но «новодел» «новоделу» рознь.

    Вознесенский монастырь накануне сноса. Из подклета Вознесенского собора выносят саркофаги с прахом русских цариц и великих княгинь. 1929 год
    И не случайно Путин призвал экспертов и общественность к обсуждению идеи, подчеркнув, что делать все нужно «без волюнтаризма, в контакте со специалистами». Даже самую прекрасную идею топорным исполнением можно превратить в ничто. Таких случаев в истории отечественной реставрации, увы, немало.Московский Кремль — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО и особо ценный объект культурного наследия России. Поэтому здесь невозможно допустить, чтобы на месте древностей выросли грубые «новоделы». Поэтому в Кремле речь может идти исключительно о научном, реставрационном воссоздании утраченных памятников архитектуры. Силами лучших реставраторов страны и под контролем ее лучших специалистов, многие из которых в кремлевских музеях и работают.

    Реализации президентской идеи, несомненно, должно предшествовать масштабное археологическое изучение местности. Участок Малого Николаевского дворца и значительная часть территории Чудова монастыря не застроены «14-м корпусом». Под поверхностью Ивановской площади сохраняются подклетные этажи древних монастырских зданий, в частности усыпальница великого князя Сергея Александровича, случайно «открытая» при ремонте еще в конце 1980-х годов.По некоторым данным, фундаменты «14-го корпуса» — неглубокие, ленточные, и потому есть надежда, что уничтожено не все подземное наследие Вознесенского монастыря.

    Чудов монастырь, 1920-е годы
    Исследование всех этих исторических богатств способно принести неоценимые данные для научного воссоздания не только композиции монастырских комплексов, но и убранства фасадов и даже интерьеров, подтвердят специалисты по архитектурной археологии.Затем нужно собрать воедино все архивные чертежи, обмеры, фотофиксации, графические изображения. Компьютерные технологии еще на закате советской эпохи позволяли с высокой степенью достоверности моделировать на их основе реставрационные формы и объемы.
    Прикрепления: 1967396.jpg (76.2 Kb) · 3721197.jpg (44.8 Kb) · 6082615.jpg (99.0 Kb) · 9162571.jpg (96.7 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    Форум » Древний мир » Загадки Древней Руси » Красная площадь: прошлое и настоящее
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:
    © 2008-2013 Карта сайта 20.04.2024, 09:45