Колизей - История Древнего мира Колизей - История Древнего мира
Главная Контакты В избранное
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Модератор форума: Баст  
    Форум » Древний мир » Прогулки с пещерным человеком » Первобытная живопись
    Первобытная живопись
    РимскийДата: Четверг, 10.06.2010, 15:48 | Сообщение # 1
    Группа: Император
    Сообщений: 824
    Награды: 7
    Статус: Offline
    Во вторник, 8 июня, министр культуры Испании Анхелес Гонсалес-Синде (Angeles Gonzalez-Sinde) объявила, что пещеру Альтамира вновь откроют для посетителей в 2011 году, сообщает Associated Press. Открытие состоится несмотря на то что, по мнению ученых, присутствие людей влияет на микроклимат пещеры, и наскальная живопись эпохи палеолита может быть утрачена навсегда.

    Пещера Альтамира находится в испанской провинции Кантабрия. Это одна из самых известных пещер эпохи позднего палеолита с наскальными рисунками, возраст которых, по мнению археологов, от 14 до 20 тысяч лет. Рисунки в главном зале пещеры изображают бизонов, кабанов и лошадей, они выполнены углем, охрой и другими природными красками.
    Альтамира, открытая в 1868 году, быстро стала объектом паломничества туристов. К 1970 году количество посетителей достигло 3000 человек в день. Из-за тепла от человеческих тел и влажного дыхания наскальные рисунки постепенно портились, и с 1982 года количество посетителей стали ограничивать. В 1985 году Альтамира вошла в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2002 году ученые обнаружили плесень на рисунках в главном зале пещер, и пещера была закрыта для посетителей.
    Однако власти Кантабрии приняли решение об открытии Альтамиры, поскольку посчитали, что держать ее закрытой для посетителей слишком расточительно. Глава правительства Кантабрии Мигель Анхель Ревилья (Miguel Angel Revilla) заявил, что надеется на то, что первым человеком, который войдет во вновь открытую Альтамиру, станет президент США Барак Обама. Власти планируют создать специальную комиссию, которая рассчитает максимальное количество посетителей, которые смогут посещать пещеру в день без ущерба для наскальных рисунков.

    Прикрепления: 9809702.jpg (118.4 Kb)


     
    БастДата: Четверг, 10.06.2010, 17:06 | Сообщение # 2
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Quote (Римский)
    надеется на то, что первым человеком, который войдет во вновь открытую Альтамиру, станет президент США Барак Обама.

    wacko А почему именно Барак Обама?? Он ей удачу что ли принесет? Странные люди... Пещера может быть утрачена навсегда, а они о деньгах. Законсервируйте ее совсем и всё. Когда будут деньги- откроете снова.
    Но самой посмотреть это чудо я бы не отказалась.. smile


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Пятница, 14.01.2011, 16:21 | Сообщение # 3
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Quote (Римский)
    Альтамира, открытая в 1868 году, быстро стала объектом паломничества туристов.

    Расскажу эту удивительную историю.... smile
    Альтамира — обширная известняковая пещера на севере Испании, близ города Сантандер, в Кантабрийских горах. Сегодня она приобрела всемирную известность благодаря найденным здесь древнейшим наскальным изображениям животных. Ее называют «Сикстинской капеллой первобытного искусства». В историю навсегда вошло имя испанского археолога-любителя дона Марселино де Саутуолы, первооткрывателя росписей Альтамиры.

    Пещера, вход в которую еще в древности был засыпан обвалом, была случайно обнаружена в 1868 году неким местным жителем — не то охотником, не то пастухом. Спустя несколько лет здесь побывал Марселино де Саутуола, страстный любитель древностей. Он исследовал пещеры в окрестностях Сантандера, где жил в то время. Альтамиру он впервые посетил в 1875 году В пещере Саутуола нашел кости и зубы древних животных, скелет пещерного медведя и грубо оббитые обломки кремня, в которых опознал орудия древних людей.

    Дон Марселино С. де Саутуола.
    Спустя три года Саутуола побывал на Всемирной выставке в Париже. Осмотрев экспонировавшиеся здесь материалы из раскопок французских археологов, он был особенно поражен миниатюрными изображениями зверей, выгравированных на кости и камне людьми каменного века. Места находок этих изображений позволяли сделать вывод, подобное может быть и в земле Испании. Саутуола решил еще раз осмотреть Альтамиру.

    Возвратившись в ноябре 1879 года в Сантандер, Саутуола начал раскопки в пещере. Он обнаружил новые орудия из камня, кости, оленьих рогов и следы палеолитического очага. В один из дней он взял с собой девятилетнюю дочь Марию. Ей все здесь было интересно, а рост позволял свободно рассматривать своды пещеры там, где отец мог пройти лишь согнувшись.Поэтому неудивительно, что именно Мария неожиданно обнаружила на низком потолке бокового грота удивительные рисунки, покрывавшие темные своды пещеры. Это были необыкновенно реалистичные изображения быков высотой в полтора-два метра, нарисованные яркими красными и оранжевыми красками.

    Мария де Саутуола
    Изучив рисунки, Саутуола пришел к выводу, что их автор несомненно был человеком сведущим и талантливым, его рука уверенно вписывала изображения в неровности скал. Пройдя из первого зала пещеры во второй, Саутуола и там увидел рисунки зверей и геометрические фигуры. В слое культурных отложений на полу пещеры он нашел куски охры того же цвета, каким выполнялись росписи. И самое главное — Саутуола после тщательных исследований собрал убедительные доказательства того, что в этих залах со времен каменного века никого никогда не было! То есть авторами рисунков могли быть только те самые голые и волосатые «троглодиты», которые, по представлениям тогдашней науки, лишь нечленораздельно мычали и остервенело бегали за дичью, размахивая корявыми дубинами.

    Это была сенсация. Саутуола был убежден, что живопись Альтамиры — следы неизвестной до сих пор деятельности ископаемого человека. Но, трезво оценивая свои возможности, он понимал, что стоит всего лишь на пороге; открытия. Определить точный возраст изображений Альтамиры и вынести окончательный «приговор» ему, любителю, было не под силу.

    Саутуола довольно долго раздумывал, стоит ли ему публично выступать с сообщением о своей находке. Лишь год спустя, в 1880 году, преодолев сомнения, он опубликовал небольшую брошюрку и отослал ее в редакцию французского журнала «Материалы по естественной истории человека» — печатного органа, вокруг которого в то время группировались все исследователи первобытности. В своей брошюрке Саутуола с удивительной для дилетанта скромностью писал, что всего лишь «обязан подготовить путь более компетентным лицам, которые захотят раскрыть истоки и обычаи первобытных обитателей этих гор». Объявив на весь мир о том, что найденные им рисунки являются, скорее всего, художественным произведением палеолитического человека, Саутуола предоставлял вынести окончательное решение по этому вопросу более искушенным, чем он, исследователям. Забегая вперед, отметим, что собранных им доказательств оказалось вполне достаточно для такого решения. Но это, увы, выяснилось лишь через двадцать лет…

    Известие о сделанном Саутуолой открытии попало в местную печать. Вскоре и мадридские газеты заговорили о находке росписей, принадлежащих доисторическим людям. Жители Сантандера и ближайших окрестностей были взволнованы открытием своего земляка. Альтамира стала местом туристского паломничества. Даже сам король Испании Альфонс XII побывал в пещере, оставив свой «автограф» на стене подземного зала, сделанный копотью от факела.

    И тут наконец в дело вступила «артиллерия крупного калибра» — о находке заговорили крупнейшие ученые мужи того времени. «Дерзкая» брошюрка Саутуолы вызвала их единогласное возмущение. Во всем научном мире поднялась буря гнева и негодования. Саутуолу обвиняли в подлоге и в фальсификации находки. Более миролюбивые говорили, что он сам, скорее всего, стал жертвой обмана: было высказано подозрение, что автором рисунков мог быть один французский художник, друг Саутуолы, гостивший у него в момент открытия.

    В это нелегкое время рядом с Саутуолой оказался лишь один человек — профессор геологии Мадридского университета Вилланова. Побывав вместе с Саутуолой в Альтамире, он обнаружил новые росписи, куски явно «несовременной» засохшей краски, и даже раковину, служившую когда-то палитрой первобытному художнику. В заложенных в пещере контрольных шурфах Вилланова обнаружил кости ископаемых животных, в том числе и пещерного медведя.

    Ученый полностью поддержал выводы Саутуолы Но его голос был одинок в мощном хоре противников великого открытия. «Древность» и «каменный век» даже для многих людей науки были в те годы еще понятиями совершенно неопределенными. Большинство ученых находилось под влиянием в высшей степени сомнительных дарвиновских теорий Для них было невозможным поверить в то, что человек каменного века обладал столь развитым искусством, свидетельствующим о высокой художественной культуре и талантливости первобытных людей. Тогда, в середине XIX века, не знали искусства старше древнеегипетского или кельтского, поэтому предполагалось, что любые предшествующие формы, которые еще могут быть открыты, неизбежно будут более примитивными. Никому и в голову не могло прийти, что уже 20 тысяч лет назад в Европе существовало искусство, достойное восхищения. А между тем росписи Альтамиры ясно доказывали, что творческий гений человека не зависит от технического уровня цивилизации и что он был присущ уже охотникам на мамонтов. Иными словами, для существования высокоразвитой культуры вовсе не требуется высокоразвитая цивилизация, и проблема первичности духа и материи однозначно решается в пользу духа.

    В 1881 году для экспертизы росписей Альтамиры в Сантандер был послан французский палеонтолог Арле, который должен был на месте провести экспертизу изображений. Саутуола с готовностью принял первого специалиста, заинтересовавшегося росписями, и проводил его в Альтамиру. Арле тщательно осмотрел пещеру.Его заключение было беспощадным: рисунки имеют «новейшее происхождение» и, вероятно, могли быть исполнены в период между открытием пещеры и первым сообщением Саутуолы, то есть в 1875–1879 гг. Древними Арле счел лишь несколько неясных рисунков, но их возраст он определил как гораздо более поздний, чем палеолитический слой в пещере. Основными аргументами в пользу своих выводов Арле назвал следующие:

    1. Все изображения на стенах Альтамиры находятся в кромешной тьме, их не достигает дневной свет. Для создания же фресок требовалось долгое искусственное освещение, чего не мог обеспечить человек ледниковой эпохи. В пещере нет следов применения осветительных средств, например копоти от факелов. В то же время фрески на плафоне Альтамиры написаны с величайшим артистизмом. Автор их играл цветовыми и световыми гаммами, явно стараясь передать эффекты освещения.

    2. Поверхности пещеры покрыты древними сталактитовыми натеками, росписи нанесены на эти натеки; лишь в нескольких местах (это и явилось основанием считать их древними) наблюдается обратная картина: сталактиты покрывают часть фигур — лошади и других животных. Краска росписей влажная, свежая, ее легко снять пальцем. Нельзя представить себе сохранение таких красочных изображений в течение многих веков.

    3. Охра, которой были нарисованы фрески, встречается не только в палеолитическом слое, но повсюду в этой местности, ею даже обмазывают дома местные жители.

    Результаты экспертизы Арле укрепили в научном мире скептическое отношение к открытию Саутуолы. Но «изобретатель Альтамиры» и его друг Вилланова еще надеялись убедить ученых в своей правоте. Они послали свой доклад в Берлинское антропологическое общество, где он был зачитан 11 марта 1882 года. Результат — ноль. Члены общества отказались от обсуждения доклада.

    28 августа 1882 года на конгрессе Французской ассоциации поощрения наук в Ла-Рошели Вилланова выступил с энергичным протестом против заключения Арле. Он заявил, что рисунки, сопровождающие отчет Арле, грубо искажены и не соответствуют действительности. Вилланова также привел аргументы, полностью опровергающие выводы Арле.

    Во-первых, все изображения, выполненные резьбой и красками, одинаково нанесены на поверхности тех же древних пород, кусками которых в результате обвала был закупорен вход в пещеру до момента ее открытия. Резные линии этих изображений сделаны грубыми кремневыми инструментами, которыми не смог бы работать современный художник, но которые находятся в слое с ископаемой фауной. Более того, в этом же слое на костях четвертичных животных такими же кремневыми инструментами нарезаны ряды линий и даже фигурки зверей. Сделать их могли только древние обитатели пещеры. Для росписей ими был использован простейший красочный материал — размолотые натуральные охры разных тонов без последующей обработки, которой подвергаются краски современных рецептов.

    Во-вторых, техника исполнения всех наскальных изображений Альтамиры одинакова, поэтому, признавая древними несколько из них, Арле должен перенести это заключение на весь комплекс. О большой его древности говорят несколько случаев перекрывания части изображений прозрачными пластинами сталактитовых натеков, а такие натеки есть в Альтамире лишь на бесспорно палеолитическом слое.

    В заключение Вилланова призвал коллег не отметать открытие с порога, а тщательно разобраться в нем. Но его призыв не был услышан.

    С точки зрения научной аргументации в пользу палеолитического возраста росписей Альтамиры выступление Виллановы было исчерпывающим. Оставался, правда, один нерешенный вопрос — об искусственном освещении Альтамиры. Но это и не очень-то волновало слушателей. Выступление Виллановы просто не было воспринято всерьез. Как вспоминал один из Участников конгресса, «Вилланова говорил агрессивно и даже яростно, на плохом французском языке, который смешил всех, так же как ворох сомнительных аргументов, перемешанных с несколькими здравыми мыслями, и как обвинения в намеренных ошибках Арле, которыми он повергал слушателей в еще более громкий смех». То есть дискуссии не получилось: какая там дискуссия, когда так смешно!

    Всласть похохотав, ученые мужи пошли искать «недостающее звено» цепи эволюции от обезьяны к человеку (самые твердолобые ищут его до сих пор). Альтамирские рисунки без сколько-нибудь серьезного изучения и без доказательств были осуждены как подделка. wacko

    Научная репутация Виллановы повисла на волоске. Испугавшись за свою научную карьеру, профессор отрекся от своих взглядов. Имя первооткрывателя Альтамиры Марселино де Саугуолы было осмеяно и обесчещено. 1888 году он умер, уйдя в могилу с репутацией «изобретателя Альтамиры» Пятью годами позже скончался и Вилланова. Стена презрительного осуждения на двадцать лет окружила одно из величайших открытий исторической науки.

    Мамонт из Ла Мут.
    Между тем открытия наскальных рисунков в пещерах Европы множились. Одновременно множилось число находок различных скульптур и орнаментированных предметов, залегавших в культурных слоях, относящихся к верхнему палеолиту.В 1895 году в пещере Ла Мут, расположенной в долине реки Везер (Цордонь, Франция), французский археолог Эмиль Ривьер обнаружил наскальные изображения ископаемых животных. Их древность не вызывала сомнений: они находились в галерее, закупоренной «пробкой» культурного слоя, содержащего палеолитические орудия. Однако судьба альтамирской находки заставила Ривьера быть предельно осторожным: по иронии судьбы, Ривьер еще недавно находился в числе яростных противников Саугуолы и хорошо помнил свои собственные инвективы в адрес «изобретателя Альтамиры». А тут судьба посылает ему самому сомнительный шанс прослыть «изобретателем» Ла Мута!

    Тщательно изучив находку, Ривьер закрыл вход в пещеру и пригласил де Мортилье, Картальяка, Пьетта и других авторитетов осмотреть Ла Мут. «Это очень древние рисунки», — уклончиво говорит Ривьер, не желая попасть в положение Саутуолы. Э. Пьетг говорит более определенно: «Палеолитические». Единодушное мнение высоких гостей: древность наскальных рисунков вне сомнений.

    Светила науки отбывают восвояси, а через несколько дней появляется слух, что… изображения в пещере Ла Мут нарисовал один из помощников Ривьера! Называется даже фамилия фальсификатора — Бертумейру. В Париже этот слушок принимают за чистую монету. Ривьер в отчаянии: кто ему теперь поверит?Он старается не появляться в столице. Раскопки в пещере Ла Мут продолжаются, и вскоре Ривьер и его коллеги находят… каменный светильник, относящийся к эпохе верхнего палеолита. Так вот каким образом первобытные художники освещали стены пещеры! Единственное возражение, которое не смогли опровергнуть Саутуола и Вилланова, снимается этой находкой!

    Археолог Дало в 1896 году в пещере Пэр-но-Пэр находит рисунки различных зверей, в том числе мамонта. Этот «зверинец» был хаотически разбросан на площади около 25 кв. м по вертикальной известняковой стенке, закрытой ранее культурным слоем древнекаменного века. Возраст рисунков тем самым доказывается неоспоримо. Дало публикует свои наблюдения и приглашает на место раскопок Мортилье. Мортилье долго, с сомнением изучает рисунки и в принципе признает, что красочные росписи на скальных поверхностях в темной глубине пещер могли быть созданы в палеолите. Значит, и живопись Альтамиры — тоже? Нет, отвечает Мортилье, «точная дата рисунков Альтамиры не может быть определена».

    Таким образом, вопрос о существовании наскального искусства в эпоху палеолита остался открытым. Но — только до 1902 года. В этом году на конгрессе французских антропологов в Монтабане профессор Люсьен Капитан и его молодые соавторы Анри Брейль и Дени Пейрони докладывают об открытии ими в 1901 году двух огромных пещер — Комбарель и Фон-де-Гом — с наскальными изображениями. Древность находки подтверждается тем, что некоторые росписи покрыты прозрачной броней древних кальцитовых натеков…Аудитория оживляется. Слышатся привычные смешки: вот, опять эти подделки… «Ваши копии сняты хорошо, — шутит Эли Массена. — Но ведь авторы подлинников — не ископаемые люди, а местные крестьяне, пастухи. Вот они-то от нечего делать и рисовали свой скот».

    Попытки авторов доклада оправдаться выглядят неуклюжими: «Был прецедент признания палеолитического возраста наскальных рисунков в Пэр-но-Пэр…», — лепечут они. «Были наблюдения и находки в пещерах Ла Муг, Марсула, Шабо. Наконец, Альтамира…» Глупости какие! Смех и негодующие возгласы в зале звучат все громче. Уж этих простаков учили-учили, а они все за свое! Да современные эти рисунки, современные, неужели не ясно! А вот, кстати, и сам Картальяк встает. Допекли-таки маститого ученого эти мальчишки! Ну, сейчас он им врежет…И Картальяк «врезал». Врезал так, что Эли Массена и другие весельчаки оцепенели с раскрытыми в припадке смеха ртами.«Я призываю коллег не совершать той роковой ошибки, которую я совершил и продолжаю совершать вот уже на протяжении двадцати лет…»

    В зале наступила звенящая тишина.Картальяк заявил, что в ближайшем номере журнала «Антропология» будет опубликовано его раскаяние, а сейчас необходимо идти к самим пещерам и осмотреть те изображения, о которых докладывают доктор Капитан и его коллеги. И в день закрытия конгресса, 14 августа 1902 года, его участники направились сперва в Комбарель, затем в Фон-де-Гом, а оттуда в Ла Муг…

    Рисунок из пещеры Труа Фрер, Франция
    Вскоре весь ученый мир с волнением и изумлением читал статью Картальяка «Моя вина», в которой он публично признавался в своих ошибках. А 1 октября 1902 года Картальяк, сопровождаемый молодым аббатом Анри Брейлем — в будущем одним из крупнейших исследователей культуры каменного века, стоял у скрытой низким кустарником темной расщелины, ведущей в пещеру Альтамира. Перед этим он встретился с дочерью покойного Саутуолы Марией и попросил ее о прощении за несправедливость к ее отцу и его величайшему открытию и за то, что поставил под сомнение доброе имя Марселино де Саутуолы.

    Вдвоем с Брейлем они спустились в пещеру. И здесь Картальяк впервые увидел то, против чего так решительно боролся на протяжении двадцати лет. Действительность превзошла все его ожидания: перед его взором предстало не менее ста пятидесяти поистине великолепных изображений. «Речь здесь идет об одной из вершин искусства, о вершине, которая попадается раз во многие сотни лет, может быть, раз в тысячелетия» — таков был окончательный вердикт исследователей. В это же время и другой оппонент Саутуолы — Арле, как и многие другие специалисты, также посетил Альтамиру и также отрекся от своих предыдущих высказываний и признал подлинность рисунков.

    Открытие рисунков в Альтамире стало началом изучения пещерной живописи времен палеолита. Многие десятки подобных пещер с палеолитическими рисунками были обнаружены позднее в самых различных местах Европы и Азии. В числе самых значительных открытий палеолитического искусства- пещеры ЛАСКО (1940), Руффиньяк (1956), Дель Ромито (1961), КАПОВА ПЕЩЕРА на Южном Урале (1959) и Хоит-Цэнкер Агуй (1972) в западной Монголии. На сегодняшний день расписных палеолитических пещер в одной лишь Западной Европе насчитывается более ста пятидесяти, и они многое поведали о людях каменного века. Рисунки, гравюры, разнообразные статуэтки свидетельствуют о том, что первобытные охотники были далеко не такими примитивными, какими они представлялись ранее. Эти современники мамонтов и шерстистых носорогов поднялись на такой художественный уровень, который оставался недостижимым для последующих поколений людей в течение многих тысячелетий.

    По материалам книги Сто великих археологических открытий А.Ю. Низовский- читать можно здесь.



    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Пятница, 30.09.2011, 20:27 | Сообщение # 4
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    В ряду самых знаменитых пещер есть такие имена : Альтамира, Ласко, Руффиньяк. Последняя подарила миру интересное открытие smile

    Доисторические рисунки, найденные в пещере во Франции, нарисованы детьми, некоторым из которых было всего три года, сообщает BBC News. Рисунки под условным названием «следы пальцев» были обнаружены в «пещере тысячи мамонтов» в Руффиньяке. Возраст рисунков составляет 17 тыс. лет.

    Ученые в Кэмбриджского университета (Cambridge University), Великобритания, разработали метод определения пола и возраста художников, оставивших эти рисунки. Оказалось, что их сделали дети, причем больше всего рисунков оставила пятилетняя девочка. «Линии, проведенные детьми, можно найти во всех залах пещеры», — говорит археолог Джесс Куни (Jess Cooney). Иона в сооавторстве с Лесли Ван Гелдер (Leslie Van Gelder) из университета Уолдона (Walden University), США, является автором уникальной методики.«Мы нашли следы, оставленные детьми в возрасте от трех до семи лет, а затем выделили четырех авторов этих рисунков», — рассказала Джесс Куни.

    Тысячи людей приезжают ежегодно в Дордонь на юго-западе Франции, чтобы полюбоваться наскальными изображениями мамонтов, носорогов и лошадей, которые украшают своды огромной пещеры Руффиньяк, которая представляет из себя сеть залов и коридоров общей протяженность 8 км. Эти рисунки известны людям в XVI века, но только в 1956 году было установлено, что они относятся к эпохе палеолита. А предположение, что «следы пальцев» оставлены детьми, было впервые выдвинуто в 2006 году. Они отличаются от других рисунков тем, что для их создания не использовались красящие пигменты, дети просто процарапывали следы в мягкой стене пещер. По мнению ученых, эти рисунки могли использоваться в ритуальных целях, а может быть, просто для игры. Аналогичные изображения были найдены в пещерах Испании, Новой Гвинеи и Австралии.
    Прикрепления: 3339568.jpg (130.4 Kb) · 3460786.jpg (128.2 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Воскресенье, 16.06.2013, 10:41 | Сообщение # 5
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Новая галерея рисунков- в штате Теннесси, Америка smile

    Группа исследователей из университета Теннесси под руководством профессора Яна Симека обнаружила в американском штате Теннесси целую коллекцию наскальных изображений, сообщает Discovery. По словам ученых, их можно назвать древнейшими в регионе. Возраст рисунков составляет более 6 тыс. лет. Сюжеты некоторых изображений простые и распространенные. Например, один из рисунков изображает человека на охоте. Другие рисунки - более замысловатые. Работа ученых была опубликована в журнале Antiquity.




    Последний рисунок: сначала увидела крокодила...потом скорпиона..теперь вообще теряюсь в догадках))) wink
    Прикрепления: 8063209.jpg (31.8 Kb) · 4431819.jpg (25.1 Kb) · 1358953.jpg (29.2 Kb) · 1386037.jpg (37.0 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Воскресенье, 16.06.2013, 10:43 | Сообщение # 6
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    А это- точно что то летающее.. biggrin



    Нижний рисунок: склоняюсь к версии про насекомое.. wink
    Прикрепления: 0550857.jpg (30.3 Kb) · 6630530.jpg (22.8 Kb) · 0138395.jpg (32.7 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Вторник, 15.10.2013, 17:19 | Сообщение # 7
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Женщины вполне могли быть первобытными художниками smile

    Американские археологи изучили следы рук в восьми пещерах во Франции и Испании, после чего заключили, что 75% от общего количества отпечатков принадлежат женщинам. Вывод основывается на теории британского биолога Джона Мэннинга, который выяснил, что относительная длина пальцев у мужчин и женщин отличается. Исследователь Дин Сноу собрал группу единомышленников после знакомства с теорией Мэннинга, согласно которой указательные и безымянные пальцы женщин имеют одинаковую длину, а безымянные пальцы у мужчин – длиннее указательных.

    Группа ученых замерила более 32 отпечатков рук, в том числе 16 – из пещеры Эль-Кастильо в Испании, 6 – пещеры Гарга во Франции и 5 из Пеш-Мерль. В результате Дин Сноу установил, что 24 отпечатка из 32 принадлежат женщинам, это составляет 75% от общего количества.

    Научное сообщество встретило открытие Сноу неоднозначно, так, «женские» отпечатки рук могли оставить мальчики-подростки. Заведующий отделом археологии палеолита ИИМК РАН, доктор исторических наук Сергей Васильев считает, что стоит провести более тщательные исследования, так как многие параметры не были взяты в расчет. wink

    Прикрепления: 6637377.jpg (216.7 Kb) · 2151851.jpg (38.0 Kb) · 0921816.jpg (88.2 Kb) · 6410314.jpg (210.2 Kb) · 0861992.jpg (115.2 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    РимскийДата: Среда, 20.11.2013, 22:16 | Сообщение # 8
    Группа: Император
    Сообщений: 824
    Награды: 7
    Статус: Offline
    Ученые обнаружили в пещере в Бразилии древние рисунки, оставленные древними людьми 4 тыс. - 10 тыс. лет назад.

    Изображения были найдены случайно исследователями из Wildlife Conservation Society вместе с бразильскими коллегами во время исследования жизни диких свиней, сообщает Daily Mail.

    Среди изображенных фигур ученые нашли фигуры броненосцев, птиц, рептилий, а также геометрические фигуры. Кроме того, были обнаружены человекоподобные фигуры и различные символы. Ученые планируют провести раскопки в пещере для того, чтобы больше узнать о ее обитателях.

    источник - zhelezyaka.com


     
    БастДата: Среда, 20.11.2013, 22:21 | Сообщение # 9
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Цитата Римский ()
    ыли обнаружены человекоподобные фигуры и различные символы

    Снова вижу людей в скафандрах... biggrin


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Понедельник, 14.12.2015, 21:24 | Сообщение # 10
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Рисунок, вырезанный на куске сланца, может оказаться древнейшим изображением жилищ. Его возраст – около 13 тысяч лет.Пейзажи и сюжеты из повседневной жизни редко встречаются в палеолитическом искусстве. Люди каменного века предпочитали изображать животных, иногда они рисовали людей. Однако, похоже, что рисунки на куске сланца, обнаруженном в Испании, – исключение из этого правила. Во всяком случае, так считают авторы статьи, опубликованной в декабре журнале PLOS ONE.

    Камень нашли в гроте Моли дель Сальт (Molí del Salt), который датируется концом верхнего палеолита – около 13,8 тысячи лет назад. На поверхности сланца вырезаны семь полукруглых фигур, дополненных «штриховкой». Фигуры сгруппированы в два ряда. Морфологические исследования показывают, что изображения были нанесены одним и тем же способом и инструментов, за короткий промежуток времени.

    Исследователи предполагают, что рисунок может представлять изображение стоянки охотников-собирателей. Полукруглые фигуры, по их мнению, представляют собой жилища или хижины. «Палеолитический рисунок из
    северо-восточной части Испании даёт нам первое изображение социальной группы», – полагает Мануэль Вакеро (Manuel Vaquero), один из авторов исследования, сотрудник каталонского Института палеоэкологии человека и социальной эволюции.

    Авторы статьи интерпретировали рисунки как жилища с помощью этнографических аналогий. Они отмечают, что привлечение данных этнографий для изучения обществ каменного века – распространённая практика. Она основана на предположении, что между доисторическими охотниками-собирателями и современными традиционными обществами могут быть определённые параллели, обусловленные похожим образом жизни. Главная его черта – мобильность, она, в частности, сказывается на форме и устройстве жилищ, независимо от исторического контекста.

    Этнографические наблюдения показывают, что среди обществ, ведущих подвижный образ жизни, наиболее распространены жилища округлой формы и с полукруглым перекрытием. У современных охотников-собирателей чаще встречаются конструкции такой формы, чем жилища конических очертаний. В основе таких «домов» лежит каркас из деревянных жердей. Сверху его покрывают травой, ветками или шкурами. Считается, что полукруглые «купольные» жилища устойчивее, чем конические. Кроме того, они не требуют установки дополнительных подпорок и столбов внутри хижины, и поэтому внутри таких «домов» места больше, чем в «домах» конической или прямолинейной формы. В то же время полусферические жилища сложнее разделить перегородками, кроме того, их нельзя расширить без разборки конструкции. Однако эти недостатки мало заботили обитателей, поскольку сами жилища были временными. Пропорции «хижин», изображённых на камне из Моли дель Сальт,
    соответствуют пропорциям полукруглых жилищ в традиционных обществах: их ширина либо превышает высоту, либо равна ей.


    Количество жилищ в поселениях охотников-собирателей колеблется и зависит не только от размера группы, но и от её социальной и хозяйственной структуры. Кроме того, это число может изменяться в зависимости от других условий. По этнографическим данным, в периоды максимальной «концентрации» коллективов охотников-собирателей среднее количество жилищ в их стоянках достигает значения 7,6 ± 3,9. Очевидно, что семь предполагаемых жилищ, изображённых на камне с испанской стоянки, укладываются в этот диапазон. Исследователи полагают, что на возможность существования стоянки, которая была изображена палеолитическим «художником», указывают
    археологические свидетельства. Перед гротом Моли дель Сальт есть ровная площадка, плавно понижающаяся к реке, которая находится на расстоянии около 100 метров от грота. На протяжении многих лет на этом участке были обнаружены «тысячи артефактов» (в статье не указывается их точное число). Форма, техника изготовления и «набор» орудий соответствует тем, которые были найдены в самом гроте. Возможно, перед ним существовала стоянка «под открытым небом». В таком случае «художник» рисовал её с натуры.

    По материалам EurekAlert и PLOS ONE
    Автор: Егор Антонов
    Источник: nkj.ru
    Прикрепления: 0643708.jpg (232.7 Kb) · 0164303.jpg (64.8 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Воскресенье, 25.02.2018, 20:26 | Сообщение # 11
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    В ущелье Искунья (Izcuña) в пустыне Атакама (Чили) открыли 328 наскальных рисунков, изображающих морских животных, охотников и рыбаков. Цвет фигур варьируется от оранжевого до тёмно-красного (в основе краски – оксид железа). Рисунки несложные, контурные или силуэтные (полностью закрашенные внутри).

    Самые интересные изображения – это сцены охоты. В этих сюжетах люди стоят на плотах, а от их рук идут линии к китам и рыбам – видимо, так художники показали гарпуны. Животные выписаны тщательно, с анатомическими подробностями. Люди, напротив, схематично, отдельными мазками. Лишь в некоторых случаях у человечков выделены головные уборы.



    Интересно, что во всех случаях добыча намного больше охотников. Кроме того, охотники в большинстве случаев находятся в одиночестве: рядом с рыбой или китом нарисован один плот, в котором находится один человек. Повторяемость сюжета говорит о том, что охота на морского зверя (или рыбалка «по-крупному») была практикой индивидуальной, а не коллективной. Делая животных большими, художник явно показывал, кто в этой сцене сильнее. Поэтому можно предполагать, что морской охотой занимались только некоторые, немногие члены сообщества, а их труд вызывал большое уважение.



    Большинство рисунков показывают удачную охоту, изображен не столько процесс, сколько результат – животных уже загарпунили. Очевидно, воплощение успеха в рисунках имело важное символическое значение. Датировка изображений (как почти всегда в таких случаях) – предмет спора. Похожие сцены находили в Чили ещё в начале XX столетия (хотя местные жители о них знали и раньше). По месту первой находки рисунки красных китов, рыб и охотников называют стилем Эль Медано.



    Недавнее радиоуглеродное датирование показало возраст в 7882±160 лет. Однако по другим признакам они гораздо более поздние. Так, похожие изображения (в виде фигурок, орнаментов, а в одном случае – и рисунка) обнаружили при раскопках нескольких соседних поселений. Эти артефакты вместе с техникой охоты, оружием и головными уборами указывают на XI–XVI века. Интересно, что такие же плоты, гарпуны и одинокие охотники, как на скалах Искуньи, зафиксированы этнографами у побережья Атакамы и в XIX веке.

    Рисунки из Искуньи подробно описаны в февральском выпуске журнала Antiquity.
    Автор: Егор Антонов
    Источник: Наука и жизнь (nkj.ru)

    Прикрепления: 9319899.jpg (20.0 Kb) · 9736783.jpg (138.4 Kb) · 0470042.jpg (19.1 Kb) · 3806869.jpg (31.0 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Четверг, 29.10.2020, 17:05 | Сообщение # 12
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Часть орнаментов на сосуды бронзового века наносили левши
    Результаты эксперимента с копиями сосудов фатьяновской культуры  подтвердили, что часть их украшали орнаментами левши. Об этом на круглом столе «Современные проблемы изучения древней керамики (к 90-летию А.А. Бобринского)», рассказала Елена Витальевна Волкова,  старший научный сотрудник Института археологии РАН.
    Она копировала орнаменты с сосудов Волосово-Даниловского могильника. Некоторые из них – «ромбы» с левым наклоном – получались у неё с трудом. Тогда она предположила, что их могли нанести левши.

    Чтобы проверить гипотезу, исследовательница набрала группу из 64 человек. В неё вошли люди разного возраста – от 11 до 73 лет, как правши (31 человек), так и левши (33, среди них – один амбидекстер  и одна левша, переученная в детстве). Испытуемым вручили зубчатые штампы и предложили нанести на копии сосудов разные орнаменты: «ромбы», «горизонтальную ёлочку» и «горизонтальный ряд наклонных линий». Каждый из орнаментов имел две вариации – с наклоном влево и вправо. Испытуемые работали как левой, так и правой рукой.



    Потом их попросили оценить, насколько им удобно было наносить тот или иной орнамент по пятибалльной шкале. Как оказалось, как левшам, так и правшам было удобнее наносить «ромбы» с левым наклоном отпечатков левой рукой (83% участников эксперимента), а с правым наклоном – правой рукой (61%). То есть гипотеза подтвердилась.

    «Ромбы» часто встречаются на фатьяновской керамике. Например, в Волосово-Даниловском могильнике такой узор есть на 163 сосудах – это больше половины (55,3%) всей орнаментированной керамики. «Ромбы» с левым наклоном есть на 14 сосудах из 163. Датировка погребений позволила установить, что орнаменты оставили как минимум два поколения левшей.

    Фатьяновской называют археологическую культуру эпохи средней бронзы. Её ареал охватывал обширные территории современной северо-западной части России (Тверская, Ярославская, Ивановская, Костромская, Московская, Калужская, Смоленская, Владимирская, Новгородская области). Своё название культура получила по деревне Фатьяново в ярославском Поволжье, возле которой в 1873 году археолог Алексей Сергеевич Уваров – один из создателей и первый Председатель Московского археологического общества – нашел первый некрополь.

    Находки из могильников стали основным источником изучения фатьяновской культуры. Она входит в большую общность культур шнуровой керамики и боевых топоров – эта группа была распространена на территориях современной Германии, Польши, Прибалтики, Финляндии, Белоруссии и западной части России. Название группа получила по традиции класть в мужские погребения боевой каменный топор.

    Исследователи относят фатьяновцев к европеоидному антропологическому типу, и, как полагают некоторые исследователи, представители этой культуры говорили на языке, который относится к периоду балто-славянского единства. Однако споры о происхождении фатьяновской культуры, ее периодизации, хронологии и этноса не утихают до сих пор.В середине III тысячелетия до нашей эры восточные племена культуры боевых топоров начали продвигаться на восток по долинам рек, встречая по пути местных жителей – охотников, рыболовов и собирателей, в частности, племена волосовской культуры, жившие здесь ранее.

    Фатьяновцы стали первыми людьми в лесной зоне Русской равнины, которые разводили скот, освоили подсечно-огневое земледелие и металлургию меди и бронзы. Именно с их приходом на этой территории начинается новая эпоха – бронзовый век.Считалось, что соседство с местными племенами не всегда было мирным. Так, в могильнике фатьяновской культуры Николо-Перевоз на реке Дубне, который находится недалеко от открытого на Истре нового некрополя, было обнаружено захоронение фатьяновцев, в которых находились наконечники от волосовских стрел – их интерпретировали как застрявшие в теле орудия убийства. Так или иначе, но три тысячелетия назад фатьяновцы исчезают, растворившись среди других племен Волго-Окского междуречья.

    По  материалам пресс-службы Института археологии РАН
    Автор: Егор Антонов
    Источник: Наука и жизнь (nkj.ru)
    Прикрепления: 6660633.jpg (55.3 Kb) · 7124508.jpg (533.7 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    Форум » Древний мир » Прогулки с пещерным человеком » Первобытная живопись
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:
    © 2008-2013 Карта сайта 19.03.2024, 05:09