Колизей - История Древнего мира Колизей - История Древнего мира
Главная Контакты В избранное
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Модератор форума: Баст  
    Форум » Древний мир » Прогулки с пещерным человеком » Капова пещера: обнаружены черепа
    Капова пещера: обнаружены черепа
    БастДата: Четверг, 16.07.2009, 10:17 | Сообщение # 1
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Ученые, занимающиеся историей Каповой пещеры («Шульган-Таш»), на пороге сенсационных открытий. Археологи из Московского государственного университета в рамках экспедиции по изучению наскальной живописи обнаружили захоронение черепов древних людей в знаменитой пещере Башкирии.

    Справка .«Шульган-Таш» расположена на Южном Урале в долине реки Белой на территории федерального природного заповедника «Капова пещера». Это слаборазветвленная трёхэтажная спелеосистема с крупными залами, галереями, подземными озёрами и рекой. Пещера образована в карбоновых хемогенных известняках в карстовом массиве высотой около 140 м. В непосредственной близости от пещеры, приблизительно вдоль неё, проходит глубокий карстовый каньон Шульгана длиной около трех километров, переходящий в суходол с крупными карстовыми воронками и озерами. Внутри нее протекает река Шульган. Знаменитая пещера протянулась более чем на два километра. Ученые считают, что ее возраст — около миллиона лет. Всемирную известность ей принесло открытие в 1959 году наскальных рисунков первобытного человека эпохи палеолита. На стенах пещеры ученые обнаружили более 50 различных изображений древних животных: мамонтов, лошадей, шерстистых носорогов и бизонов. Все животные переданы в реалистичной манере и в движении — идут влево. Древние художники рисовали красной охрой на основе животного клея. Любопытно, что при исследовании культурных отложений возле рисунков обнаружены осколки каменного и глиняного сосудов, где хранилась краска.

    Живопись Каповой пещеры (ее верхнего этажа) относится к раннему палеолиту, т.е. древнему каменному веку, и принадлежит предку современного человека- кроманьонцу. Рисунки нижнего этажа более поздние, вероятно он был доступен человеку в конце ледникового периода (то есть не менее 12000 лет назад).
    Здесь также обнаружен самый большой в Европе (400 метров в диаметре), так называемый “сильфон” – полость заполненная водой без воздуха. Вход в пещеру со стороны речки Шульган. Чтобы подняться на второй этаж, надо преодолеть 14 метровый вертикальный колодец. Непонятно, как древний человек пробирался туда. Возможно, у пещеры был второй вход. В этой двухэтажной пещере, состоящей из множества подземных ходов, галерей и гротов, за 200 лет, прошедших со времени ее первого описания П.И. Рычковым в 1760 году, побывало множество людей. Пещера «Шульган-Таш» в 1965 году получила статус памятника природы.

    Обнаружены черепа. Четыре черепа в зале пещеры с наскальными рисунками — уникальная находка. По предварительным анализам, один из них принадлежит девушке. По словам ученых, захоронение внутри пещеры — это подтверждение гипотезы о том, что пещера «Шульган-Таш» в древности была святилищем, где совершались разнообразные ритуальные обряды. Здесь посвящали юношей в воины или охотники, хоронили умерших шаманов, героев или вождей. О древнем захоронении до сих пор было неизвестно, хотя сама пещера «Шульган-Таш» изучается учеными около 200 лет. Предположений множество, но точно можно сказать, что это череп человека разумного. Древние люди хоронили головы особо почитаемых людей отдельно от их тел — в знак благодарности и преклонения. Новые археологические находки, тем более антропологические, для науки представляют большой интерес.

    Осторожно! Туристы! Сегодня Капова пещера — место паломничества туристов. Только в прошлом году здесь побывали около двадцати трех тысяч паломников со всего мира. Это не очень хорошо сказывается на состоянии древнейшего памятника культуры. Исследователи Каповой пещеры пришли к выводу, что для сохранения рисунков необходимо поддержание постоянного микроклимата пещеры, несовместимого с ее использованием в качестве туристического объекта. Ученые бьют тревогу, что с каждым годом качество наскальных рисунков пещеры заметно портится из-за открытого доступа воздуха.

    Немного легенд…С этим местом связано огромное количество преданий и легенд, пещера была своего рода мифологическим центром. Считалось, что в пещере Шульган-Таш обитает дух Урал – батыра в облике огромного всадника на крылатом коне Акбузате. Тому кто его увидит – повезет.
    Есть поверье, что здесь обитал подземный народ во главе с дивом (духом). Эти существа, большие искусники, хранили золото, у них имелись мельницы, приводимые в движение подземными реками, они хорошо делали оружие. По преданию, те, кто окажет какую-либо услугу Хозяину пещеры, получат от него удачу в жизни.

    Это не Пегас..Это Акбузат biggrin
    Прикрепления: 0964311.jpg (178.8 Kb) · 6996008.jpg (27.8 Kb) · 6093221.jpg (49.1 Kb) · 2860514.jpg (144.4 Kb) · 0745438.jpg (264.2 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Четверг, 16.07.2009, 10:21 | Сообщение # 2
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    А теперь те самые рисунки...


    Прикрепления: 3274439.jpg (53.4 Kb) · 4848502.jpg (48.2 Kb) · 0295749.jpg (19.6 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Четверг, 16.07.2009, 10:23 | Сообщение # 3
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline


    Прикрепления: 0823618.jpg (142.5 Kb) · 7728412.jpg (14.3 Kb) · 4076301.jpg (9.9 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Пятница, 09.07.2010, 14:35 | Сообщение # 4
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Капова пещера является очень популярным туристическим маршрутом. Просто набрав в поисковике эти два слоа, натыкаешься на россыпь предложений! smile Это место привлекает своей тайной... А разгадывают ее уже давно.
    Нашла статью 1960(!!!!!) года в журнале ВОКРУГ СВЕТА.
    Главная героиня- конечно Капова пещера.Вот отрывки...
    ...Последний спуск на лыжах с гор в долину — и перед нами гигантская скалистая арка высотой более 40 метров. Это вход в Капову пещеру, известную туристам красотой своих залов и галерей.

    Впрочем, нас влечет сюда не экзотическая нарядность подземных гротов. Изучая вопрос о происхождении первобытного человека, историю его развития, мы не случайно заинтересовались Каповой пещерой. Ее размеры, сухость и сравнительная доступность галерей — все это наталкивало на мысль, что пещеру мог использовать человек древнекаменного века....

    ...Мы уже собирались покидать пещеру, когда один случайный взгляд уловил на стене пещеры неясные, но как будто знакомые очертания. Медведь! Голова зверя была изображена темно-красной охрой. Нос, крутой лоб, круче, чем у современного, большие уши и могучая шея. Настоящий пещерный медведь!...
    Прочитать всю статью можно тут.
    Цифрами на схеме обозначены места, где были найдены изображения: 1 — волка, 2 — пещерного медведя, 3 — льва, 4 — лошади.

    А вот еще одно путешествие.Вернее два! biggrin Посмотрите- не пожалеете! smile
    Шульган-Таш, Капова пещера. Две автоистории об одном удивительном месте



    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Воскресенье, 17.12.2017, 11:16 | Сообщение # 5
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Специалисты из Южно-Уральской археологической экспедиции МГУобнаружили в Каповой пещере на реке Белой наскальное изображение верблюда. Каксообщается в пресс-релизе МГУ, поступившем в редакцию N+1, ученые
    предварительно оценивают возраст рисунка от 14,5 до 37,7 тысяч лет.


    В конце 1970-х годов в пещере было расчищено полихромное панно под условным названием «Лошади и знаки». Недавно на этом панно исследователи обнаружили изображение двугорбого верблюда. Оно было сделано красной охрой и частично по контуру обведено черной линией, сделанной углем. По словам исследователей, точный возраст рисунка пока установить не удалось. Но уран-ториевое датирование кальцитовых натеков, на которых был сделан рисунок, и
    тех, которые появились сверху, показал, что рисунок был сделан не ранее 37,7 ине позднее 14,5 тысяч лет назад. По словам исследователей, в это время верблюдына Урале не водились, поэтому, возможно, что люди эпохи палеолита мигрировалина большие расстояния.


    «Верблюд замечательно подтверждает теорию оВолжско-Каспийском направлении связей людей, организовавших святилище в Каповой пещере. Раньше это направление обосновывалось использованием украшений из
    ископаемых раковин, принесенных из Прикаспийского региона. Это направление очень интересно с точки зрения возможного пути распространения традицийсоздания пещерных святилищ с настенными изображениями, если вспомнить о карпатских пещерах с настенными изображениями Ледникового периода», — рассказывает руководитель экспедиции Владислав Житенёв.

    «Не менее важно, чем открытие фигуры верблюда и то, чторасчищены фрагменты ещё одного рисунка животного, по-видимому, мамонта. Насреднем этаже пещеры это первый хорошо сохранившийся рисунок мохнатого гиганта
    из Ледникового периода. Проведенная расчистка новых рисунков из-под кальцита подтвердила теорию о значительном сходстве основной структуры изобразительных панно с ведущими образами лошадей и большими геометрическими знаками, в которых можно предположить изображения животных. Сходство вертикального и горизонтального расположения фигур (вернее, явных композиций) свидетельствует о глубокой взаимосвязи между идеями, выраженными палеолитическими художниками на панно, расположенными на двух разных этажах. Верхний и средний этажи соединены вертикальным колодцем, высота которого — 13 метров».



    Недавно генетики провели палеогенетическое исследование древних жителей Южного Урала, в том числе скифов, сарматов и людей тагарской культуры, населявших регион в I тысячелетии до нашей эры. Генетически ближе всего к древним степнякам оказались некоторые группы с Кавказа, Причерноморья и Центральной Азии.
    Прикрепления: 8178085.jpg (1.11 Mb) · 2424467.jpg (288.5 Kb) · 1814016.jpg (97.6 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Воскресенье, 17.12.2017, 11:21 | Сообщение # 6
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Сейчас Научно-производственный центр по охране ииспользованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкирия ведет работу по консервации и исследованию первобытной живописи. Ранее, в 1970-х годах, в пещере уже были сделаны некоторые не вполне удачные реставрационные работы. Поэтому теперь для руководства работами был приглашен реставратор из Андорры Эудалд Гуилламет (Eudald Guillamet), рекомендованный
    всемирно известным Музеем Альтамиры
    . Основная проблема сохранения пещерныхизображений связана с натеками кальцита. В Каповой пещере применялся хорошо зарекомендовавший себя метод расчистки с использованием электромеханических бормашин, который позволяет за один проход удалять минимальный объем кальцита, предотвращая тем самым возможность повреждения красочного слоя. Работы по раскрытию проводились в рамках многолетнего проекта по очистке пещеры от посетительских надписей, инициированного НПЦ. Сотрудники НПЦ прошли обучение у Гуилламета и на равных принимали участие в работах по расчистке рисунков. Раскрытие рисунков под руководством Гуилламета проходило в течение 22 дней.


    В результате под толстым кальцитовым натеком было найдено реалистичное, выполненное тщательно и со знанием натуры изображение двугорбого верблюда. В настоящее время эта фигура составляет левый фланг композиции,известной как «лошади и знаки». Контур задней части животного и ранее был виден из-под расчищенной еще в конце 1970-х годов плоскости. Пару лет назад именно в этой части композиции был высверлен образец кальцитового натека для уран-ториевого датирования, давший интервал от 14 до 37 тысяч лет назад.


    В эту эпоху климат на территории Южного Урала был более суровым и холодным, но это вовсе не было препятствием для расширения (в сравнении с современным) ареала обитания верблюдов. Тундро-степные пространства
    были значительно большими, чем нынче, активнее рассекали лесные массивы, а, следовательно, и верблюды имели больший ареал обитания, чем ныне. Они соседствовали с мамонтами, шерстистыми носорогами и другим животными, чьи образы составляют эталонный изобразительный ряд искусства ледниковой эпохи и представлены в искусстве Каповой пещеры. Находки костей верблюдов нередки на Южном Урале и в Западной Сибири.

    Однако в древнейшем искусстве каменного века изображения верблюдов редки, известна гравировка мамонтового бивня из окрестностей города Парусинка в Западной Сибири с радиоуглеродной датой самого бивня около 13 тысяч
    лет, а также в пещере Хойт-Ценкер-Агуй из Монголии. С 1 тысячелетия до нашейэры изображения верблюдов многочисленны на предметах кочевнического искусства ивстречаются в Оренбургских степях и Казахстане.



    Съемку изображений из Каповой пещеры в инфракрасномдиапазоне проводили специалисты из Института археологии РАН. Съемка показала, что краска была приготовлена путем смешения красной охры и угля. Наличие добавки угля дает возможность увидеть контуры изображения на снимках в инфракрасном диапазоне; линия обводки отсутствует, хотя при разглядывании обычных снимков оптические иллюзии играют с восприятием злую шутку. Анализ цвета красок с использованием атласа цветов (позволяющих объективно сопоставлять оттенки) и сравнительная фотосъемка в ближнем инфракрасном диапазоне изображения верблюда и находящейся рядом с ним трапеции показала, что они были нанесены идентичными красками.

    Прикрепления: 9948046.jpg (153.4 Kb) · 8743812.jpg (274.7 Kb) · 4019356.jpg (208.8 Kb) · 0293950.jpg (328.2 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Воскресенье, 29.10.2023, 17:34 | Сообщение # 7
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Неожиданно)))) присмотритесь к рисункам Каповой пещеры- часто попадается изображение трапеции. Оказывается, не просто так)))

    Календари беременности первобытных женщин, а также бытовавшие в эпоху палеолита знаки рождения и смерти впервые расшифрованы по итогам исследования рисунков на стенах Каповой пещеры на Южном Урале, сообщил РИА Новости доцент Уфимского университета науки и технологий Айрат Багаутдинов.

    Ранее ученый рассказывал РИА Новости об исследовании настенных знаков и рисунков пещеры. По его мнению, первобытным художником была женщина, о чем свидетельствуют изображения, отражающие культ материнства, и сохранившаяся сквозь тысячелетия эмоциональная составляющая изображений. Первобытный человек, отмечал ученый, обладал абстрактным мышлением, знал счет и составлял лунный календарь, оперировал знаниями о поведении животных и планировал сроки проведения охоты.

    "В Каповой пещере преобладающее количество знаков – это трапеция. Нами установлено, что это календарь беременности животных и женщины. Календарь успешной беременности содержит знак рождения ребенка или детеныша – "Y", а календарь неудачной беременности (перевернутая трапеция) содержит знак смерти плода или ребенка – "⅄". Знак смерти "⅄" рядом с трапецией означает гибель матери. Доказано, что рисунки и знаки пещеры нарисованы в соответствии с трехмерным восприятием пространства первобытным человеком: вперед – прогресс, назад – регресс; налево – прогресс, направо – регресс; вниз – прогресс, вверх – регресс", - сказал Багаутдинов.



    По словам исследователя, например, изображение, которое ранее ученые назвали "Большая лошадь", на самом деле показывает беременную лошадь, потому что хорошо заметен большой живот. А вертикальные линии на этом рисунке ученый трактует как лунные месяцы, соответствующие сроку беременности животного.

    «Допускаем, что первобытный человек ориентировался по луне и мог фиксировать как одно полнолуние, так и другое полнолуние. Поэтому могла быть фиксация событий согласно лунному календарю. Полагаем, что древний человек исчислял начало года с весны – время начала тепла и брачный период животных. А животные для первобытного человека были практически всем - питание и шкура, спокойствие и комфорт, если мясо есть в достатке", - поделился Багаутдинов.

    Кроме того, исследователь считает, что первобытные люди на территории Башкирии планировали будущую охоту - убивали мамонта-мать после рождения детеныша, а мамонтенка оставляли как объект будущей охоты. "Результаты нашего исследования подтверждают существующую в отечественной науке гипотезу о "доисторическом перепромысле" – истреблении мамонтов и шерстистого носорога первобытными людьми верхнего палеолита. Через рисунки и знаки первобытная художница дает четкий посыл будущим сородичам – надо охотиться на животных только после рождения детенышей", - считает ученый.
    Прикрепления: 4752745.jpg (145.4 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    Форум » Древний мир » Прогулки с пещерным человеком » Капова пещера: обнаружены черепа
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:
    © 2008-2013 Карта сайта 28.03.2024, 20:41