Колизей - История Древнего мира Колизей - История Древнего мира
Главная Контакты В избранное
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Модератор форума: Баст  
    Пиктография
    РимскийДата: Воскресенье, 06.04.2014, 12:13 | Сообщение # 1
    Группа: Император
    Сообщений: 824
    Награды: 7
    Статус: Offline
    Жаркутанская пиктография – родоначальник письменности
    Письменность – одно из главных достижений человеческой цивилизации. Потребность в письме возникла в древние времена, еще в эпоху неолита. Тогда же и появились т.н. пиктограммы – рисуночные (пиктографические) письма.
    Что же представляет собой пиктография? Это – отображение информации символами, то есть вместо слов в пиктографических письмах содержались рисунки-символы, которые несли соответствующую информацию. К примеру, слово «видеть» заменяло изображение глаза, «пахота» – рисунок сохи, «повозка» – колесо и т.д. Придуманная на заре цивилизации пиктография постоянно совершенствовалась и со временем трансформировалась в особые знаки, которые и составили основу современной письменности.
    В исторической науке принято, что трансформация пиктограмм в письменность произошла в Междуречье. Многие исследователи считают, что письменность из Месопотамии нашла свое распространение и в Центральной Азии. Но, последние находки ученых Узбекистана внесли некоторые коррективы в устоявшиеся научные точки зрения.
    Здесь уместно отметить, что первые свидетельства упрощенного письма были найдены также на археологических памятниках Сурхандарьинской области, относящихся к периоду Бактрийской государственности. Она имела своеобразное отличие от первых, основанных на буквах-знаках-символах письменности, в частности, прообразов клинописи. Но, культурное, экономическое, торговое и военное превосходство государств Междуречья, все же оказывало влияние на развитие алфавита Бактрии, Согдианы, Хорезма и других первых государств Центральной Азии.
    Одним из значимых материальных подтверждений возникновения обособленной пиктографической письменности являются черепки, найденные при раскопках на массиве «Катта Айбуйир», расположенного на территории современного Хорезма. В них запечатлены фрагменты текстов, составленных в 5-4 веке до нашей эры, хорошо сформированными пиктографическими элементами, что является самым древним свидетельством письменности на территории Узбекистана.
    В последние годы, в ходе проведенных исследовательских работ на юге Туркмении и Узбекистана, а также на севере Афганистана, по изучению бронзовой эпохи, были обнаружены древние и ранее неизвестные источники, свидетельствующие о зарождении и становлении письменности в данном регионе. Это сенсационное обстоятельство заставило ученых вновь обратить внимание на данную проблематику.
    Всемирно известный археолог Сарианиди В.И. в ходе археологических изысканий в местечке «Даштли», что на севере Афганистана, обнаружил черепки, на которых были различные рисунки-обозначения. Точно такие же находки были найдены при раскопках на археологическом памятнике «Сополли-тепа» в Шерабадском районе Сурхандарьинской области. Признанный специалист по древним письменам академик Аскаров А.А. в своей книге «Сополли-тепа» систематизировал обнаруженные на терракотовых сосудах рисунки и обозначения, сведя их в соответствующую таблицу.
    В этом же направлении определенный успех сопутствовал ученым-археологам Термезского государственного университета, последние несколько лет осуществляли кропотливую работу по изучению рисунков и знаков на керамической посуде, найденных на памятнике «Жаркутон» в Шерабадском районе. Итогом усердного и целеустремленного труда явилось выделение аж 46 типов пиктограмм. Эти знаки в определенной мере схожи с рисуночным письмом шумеров и являются самым древним свидетельством пиктографического письменности на территории Узбекистана.

    рисунок № 1. Черепки с «Жаркутана» с наиболее часто встречающимися пиктограммами

    Учеными ТермГУ жаркутанские пиктограммы подразделены на следующие часто встречающиеся группы:
    «Крест». Это наиболее часто встречаемый знак. Его можно видеть не только на посуде и предметах быта, но и на печатях и амулетах, обнаруженных в «Саполли-тепа» и «Жаркутане». Причем, на находках «Жаркутана» крест изображается вписанным в круг, иногда в полумесяц, а также в изогнутом, скрюченном виде, порой с дополнительными линиями.
    «Соха/плуг». Одна из распространенных символов земледелия. Часто изображен на находках, обнаруженных на «Жаркутане». Кстати, этот рисунок можно видеть на предметах, обнаруженных при раскопках в Египте.
    «Колесо». Общеизвестно, что в эпоху бронзы были заложены основы будущей механики, тому свидетельства – гончарный круг и колесо. В пиктографии нашло свое место колесо со всеми присущими ему элементами.
    «Лестница/решетка». Исследователи толкуют изображение в качестве символа обозначающего переход в потусторонний мир, а также количественно-числового обозначения чего-либо. Примечательно то, что подобные символы часто находили во время раскопок на руинах «Шахдод» в Иране. Это дополнительный довод к тому, что культура народов древней Центральной Азии и Перси родственны и поддерживали меж собой близкие контакты, взаимно обогащаясь.
    «Свастика». В эпоху бронзы свастика имела широкое распространение. В мифологиях многих народов Востока она обозначает четыре стороны света, власть над миром и т.д.
    «Растения» (растительный узор). В пиктографиях древнего Востока эти символы встречаются особенно часто и считаются основными знаками. На предметах, найденных в «Жаркутане» растения изображены схематично — в виде елок, деревьев.

    рисунок № 2. Сводная таблица наиболее распространенных жаркутанских пиктограмм

    Животный мир. Жаркутанская пиктография содержит в себе специфическое изображений змей, орла, кабана и других диких животных.
    Геометрические знаки. В частности, это – овал, круг, треугольник, прямая линия, параллели и прочие знаки.
    Космогонические знаки. В пиктографиях народов Востока широко представлены изображения космических тел — Солнце, Луна и полумесяца, звезд.
    Кроме упомянутого иранского «Шахдода», также прослеживается связь с рисунками на керамических изделиях древней Месопотамии и Китая. Необходимо отметить, что письменность символами особенно широкое распространение получило задолго до н.э. в Китае, что обусловило возникновение в этих краях иероглифов.
    Без преувеличения сенсационные находки археологов ТермГУ свидетельствуют, что пиктография получила свое развитие в культуре народов Центральной Азии и подтверждают гипотезу специалистов о том, что данный регион, является одним из центров зарождения письменности.
    В настоящее время проводятся изыскания по расшифровке содержания пиктографических писем, что также по мнению ученых ТермГУ станет сенсацией в научном мире.
    Автор: Шапулат Шайдуллаев
    источник - 12news.uz


     
    БастДата: Воскресенье, 06.04.2014, 12:17 | Сообщение # 2
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Цитата Римский ()
    «Свастика». В эпоху бронзы свастика имела широкое распространение. В мифологиях многих народов Востока она обозначает четыре стороны света, власть над миром и т.д.

    № 12 на последней фотографии... Причем закручена против часовой стрелки.. Интересно.
    У нас про свастику целая тема есть- ЗДЕСЬ.


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:
    © 2008-2013 Карта сайта 06.11.2024, 05:07