Петроглифы Азии
|
|
Баст | Дата: Пятница, 21.08.2009, 16:56 | Сообщение # 1 |
Группа: Император
Сообщений: 3487
Награды: 10
Статус: Offline
| Бишкек. 21 августа. Kazakhstan Today - В городе Оше на юге Кыргызстана казахстанские и кыргызские ученые приступили к обследованию петроглифов на горе Сулайман-Тоо, недавно включенной в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. На склонах этой горы, носящей в Кыргызстане статус историко-археологического музейного комплекса "Сулайман-Тоо", насчитывается около 400 петроглифов. Из них особую ценность представляет около ста изображений, которые, правда, играют соподчиненную роль, являясь одним из неотъемлемых компонентов всей горы.Первое, что предстоит сделать совместными усилиями, - произвести инвентаризацию, изучить каждый из петроглифов, классифицировать, задокументировать, выполнить другие необходимые процедуры. Затем последует ответственный этап их восстановления. Самым ранним упоминанием об этой горе следует считать информацию китайских источников (первая половина I тысячелетия) о Гуйшан-чэне - "городе у высокочтимой горы". Священная Сулейман-гора - Тахти-Сулейман (“Трон Сулеймана”) названа так в честь легендарного библейского царя Соломона: существует легенда, что когда-то он посетил город и гору. Гора Тахти-Сулейман еще в раннее Средневековье имела культовое значение для всех верующих, особенно для огнепоклонников. Есть даже предположение, что пророк зороастризма и создатель священной книги “Авесты” Затуштура (зороастр) жил и создавал свое учение в пещере именно на горе Сулайман-Тоо. Здесь существовал один из самых ранних храмов зороастрийского культа вода-огонь (храм реки Охшо, Йахша-Ош и огня). Возможно, название города Ош происходит именно от этих слов. Ценнейший информационный материал хранит Сулейман-гора в своих пещерах и гранитах, на склонах и скалах. Сотни петроглифов высечены на скалистых выходах горы, каменных плитах, на стенах пещер и гротов. Через г.Ош на весь Дальний Восток распространилась одна из мировых религий- буддизм. Город Ош и Ошский оазис был одним из центров разведения знаменитых “Даваньских лошадей”, изображение которых также открыты на горе Сулайман-Тоо. Но затем гора утратила свой языческий символ, став местом поклонения центрально-азиатских мусульман. Народные сказанья наделяют гору силой, способностью исцелить любые недуги паломников. А прямо внутри горы располагается музей-заповедник , условно состоящий из двух частей – искусственных и естественных пещер. Попадая туда, в самое сердце горы, вы невольно ощущаете себя сродни пещерному человеку, потому как во всех направлениях от вас разбредаются сплетенные пещерные ходы. Гид-экскурсовод проведет и расскажет о том, что вы увидите: древние памятники зороастризма, ислама, завораживающие солярные знаки… Особо любопытные могут подняться на саму гору, откуда открывается превосходная панорама города Ош. Здесь он виден как на ладони, можно подолгу стоять и любоваться великолепным пейзажем: внизу – кипящая городская жизнь, вдали – дышащие спокойствием и уверенностью Великие Горы. Гора имеет высоту около ста пятидесяти метров, ширину - 560 метров по подошве, ориентирована с востока на запад. Памятники археологии и истории, расположенные на Сулайман-Тоо, датируются от мезо-неолитического времени до позднего средневековья и этнографической современности. Как природное святилище гора начала функционировать, по мнению ученых, с эпохи бронзы и начала I тысячелетия до н.э., хотя специалисты не исключают и более раннего времени - неолита. У всех пяти вершин горы и пещер есть свои названия. Кроме того, некоторые отдельные скалы, места, камни и перешейки также имеют наименования и соответствующие легенды. Сулайман-Тоо имеет несколько параллельно используемых названий «Тахти-и-Сулейман» по иранско-таджикски, «Сулайман-Таг» общетюркский вариант, Сулайман-Тоо» по-кыргызски, «Сулейман-гора» по-русски. Название связанно с мусульманской легендой о пpeбывaнии здесь пророка Сулaймaнa, до XVI она называлась Бара-Кух. В горе имеется 7 пещер, вход в каждую обрамлен гротом.Большинство названий вершин на тюркском языке, но сохранились и иранские названия. Названия вершин Сулайман-Тоо: 1. Буура-Таг или Сулайман-Тоо. Дала название всей горе. На ее площадке находятся памятники: однокамерная мечеть Тахт-и Сулейман или «домик Бабура» и так называемая «надпись Веселовского», памятник эпиграфики XI в. Высотная отметка 1162 м. 2. Шор-Таг («белая солевая макушка») получила название из-за белой шапки высолов. Отметка - 1141 м. Севернй склон – Кочотуу-Таг. 3. Рушан-Таг («самая высокая» или «самая светлая»). Самая высокая вершина горы. Отметка- 1175 м. 4. Ээр-Таг. Седловидная вершина, поэтому и переводится как «гора - седло». Северный склон, складчатый по структуре, получил название «Каттама-Таг» («слоистая гора»). Отметка 1145,5 м. 5. Кекликучар («вершина, где летают кеклики»). Отметка 1119м. Культовый характер горы прослеживается и в названиях пещер, которыми изобилует Сулайман-Тоо. В недрах первой вершины - две пещеры. Одна с северной стороны находится в недоступном месте, не изучалась и названия не имеет. Вот названия пещер с кратким их описанием. 1. Вторая пещера первой вершины – Чакатамар, от слова «чакка», протекать, капать. С потолка этой пещеры капала вода, проходившая по капиллярным трещинам горы. Вход - неглубокий грот, в глубине которого отверстие, в которое можно проникнуть только ползком. Выход из пещеры, такое же круглое отверстие в 6-7 м. от входа. Считалась целебной. 2. На склоне второй вершины находится пещера Тепеункур («пещера на верхушке»). Спуск в нее почти вертикален. 3. К этой же вершине относится пещера Чильтен-хана или Тешик-таш («дырявый камень»), в ней 3 входа. 4. К третьей вершине относится пещера Ишен-Ункур. Играет роль своеобразной худжры (домика для размышлений). 5. Третья вершина. Пещера Руша-Ункур или пещера Орлов. Состоит из 2–х ярусов. Самая большая из пещер. В настоящее время здесь устроен музей. У входа сохранились петроглифы. 6. Пещера пятой вершины - Хуркыз - обиталище «гурии». Очень красивый, как каменное кружево свод. По преданию здесь обитает дух небесной гурии.
Жизнь коротка, искусство вечно.
|
|
| |
Баст | Дата: Пятница, 21.08.2009, 17:00 | Сообщение # 2 |
Группа: Император
Сообщений: 3487
Награды: 10
Статус: Offline
| На юго-западном склоне третьей вершины, расположено поселение эпохи бронзы.В охранную зону Сулайман-Тоо входят также мавзолей Асаф-ибн-Бурхия, мечеть Рават Абдуллахана, средневековая баня. Мавзолей Асаф-ибн-Бурхия расположен у юго-восточного основания горы. Это памятник XVIII в. По мусульманской легенде, он возведен над могилой визиря царя Сулаймана. Исследования показали, что он построен на месте сооружения X-XI в. Относится к ферганской архитектурной школе. Входная ниша портала богато орнаментирована. Однокамерная мечеть Тахт-и Сулайман на вершине горы относилась к XVI веку. В 1963 году была взорвана. В 1991 восстановлена по сохранившимся материалам. Мечеть Рават-Абдуллахана датируется XVI веком. От нее сохранилась только южная часть с молельным залом. В настоящее время она реставрирована. Средневековая баня, раскопанная археологами, существовала, очевидно ХI по XIV вв.. Находится у восточного подножья горы. С севера и юга Сулайман-Тоо обтекают два канала. Они также считались священными - это Джупас-арык и Джаннат-арык. На Джупао-арыке до сих пор работают водоподъемные колеса - чигири, мало, чем отличающиеся от средневековых. Варварство на священной горе. Тревогу забили ученые южного отделения Национальной академии наук. Они констатируют, что десятки ранее известных артефактов исчезают безвозвратно. Еще вчера стены многочисленных гротов Сулайман-Тоо, скальные выходы горы были покрыты сотнями петроглифов, хранящих ценнейшую информацию о быте, религиозных воззрениях жителей Оша доисламского периода. Сегодня все это уничтожается руками современных дикарей. Личные автографы и различные надписи на древних рисунках, их обводка и прочерчивание, замазывание красками уже приняли угрожающие масштабы.
Жизнь коротка, искусство вечно.
|
|
| |
Баст | Дата: Суббота, 20.08.2011, 23:30 | Сообщение # 3 |
Группа: Император
Сообщений: 3487
Награды: 10
Статус: Offline
| Quote (Баст) На Джупао-арыке до сих пор работают водоподъемные колеса - чигири Чигирь — водоподъемное устройство в виде колеса с ковшами или барабана с канатом, снабженным черпаками. Как правило, это было огромное и тяжелое колесо с укрепленными на нем черпаками, приводимыми в движение мускульной силой или же течением реки и подающими воду с нижних уровней орошения на верхние. Для своего времени (впервые чигири появились еще в Древнем Египте) они были выдающимся изобретением. Обычно чигири поднимали воду на высоту до 4 метров и более, устанавливались на реках и каналах, иногда на озерах. Зачастую на реках устанавливались системы из нескольких чигирей. Вот здесь их много..Правда и фото очень старое..
Жизнь коротка, искусство вечно.
|
|
| |
Римский | Дата: Пятница, 06.01.2012, 13:46 | Сообщение # 4 |
Группа: Император
Сообщений: 824
Награды: 7
Статус: Offline
| Гобустан – один из самых удивительных музеев под открытым небом с бесценной коллекцией исторических экспонатов. Этот историко-археологический заповедник находится на юго-востоке Большого Кавказа в 60 километрах от столицы Азербайджанской Республики – Баку. Гобустан переводится с азербайджанского языка как «край балок и оврагов». В этом месте, когда-то располагались стоянки первобытных людей, но в последние столетия оно было завалено огромными каменными глыбами. Только в 30-е годы 20 века его совершенно случайно обнаружили во время работ в каменном карьере, когда один из рабочих обратил внимание на изображения на скале. Когда местность стали расчищать, появилось все больше удивительных изображений. Наибольшее число рисунков было найдено в пещерах. Также в результате раскопок были обнаружены древние жилища: стоянки и пещеры, около 40 курганов-захоронений, более 100 тысяч различных предметов, а главное – более 6 тысяч рисунков (петроглифов), высеченных на каменных глыбах и скалах. Самые древние рисунки ученые относят к эпохе мезолита (порядка 10 тысяч лет назад), но не исключено, что люди жили здесь и раньше. Петроглифы в Гобустане – удивительное наглядное пособие, которое демонстрирует этапы эволюции человека на протяжении 10 тысяч лет: от мезолита до средневековья нашей эры. Эти наскальные рисунки рассказывают о культуре, мировоззрении и обычаях древних людей. Расцвет первобытного искусства Гобустана пришелся на эпоху бронзы (третье тысячелетие до н. э.). На рисунках этого времени изображены сцены охоты и военных битв, ритуального танца с копьями и земледелия, много обрядовых символов. Благодаря этим рисункам мы узнаем, что в эпоху бронзы племена, жившие на территории Азербайджана, поклонялись солнцу. Мужчины занимались охотой и воевали, а перед этими ответственными занятиями устраивали ритуальные пляски. Обряды совершались под звуки удивительного музыкального инструмента древности – камня-бубна. Это огромная плита из ракушняка, установленная плашмя в месте совершения обрядов. Древний жрец бил небольшим камнем в разные точки плиты и таким образом извлекал звуки разной тональности и «настукивал» разнообразные мотивы. Именно таким перестуком сопровождались обряды и ритуальные пляски первых жителей Гобустана. Женщины на камнях изображены и как символы плодородия с пышными бедрами и как женщины-воины. Так, в пещере, прозванной «Семь красавиц» женщины изображены с крепкими ногами, тонкой талией и вооруженные луками. Благодаря наскальным изображениям мы знаем, какие животные обитали в этих краях с древнейших времен: джейраны, олени, дикие козы, лошади, свиньи и львы. Также на стенах выбиты образы птиц, ящериц, змей, рыб и насекомых. В пещерах есть изображения лодок с гребцами. Это свидетельствует, что когда-то море плескалось прямо у подножия этих гор и древние поселенцы были знакомы с мореходством. Эти рисунки очень интересовали известного путешественника и ученого Тура Хейердала. Он несколько раз посетил Гобустан и сравнивал местные петроглифы с похожими изображениями в Норвегии. В результате ученый выдвинул гипотезу, что жители Каспия плавали в Скандинавию и, возможно, стали предками древних викингов. Кроме петроглифов археологи обнаружили удивительную латинскую надпись двухтысячелетней давности. Она четко свидетельствует о том, что под Баку располагались древнеримские войска. В надписи упоминается один из отрядов легиона, который был уничтожен в битве местными защитниками Апшерона. В средние века нашей эры наскальные рисунки стали схематичнее, изображая людей в виде геометрических фигур. Это связано с тем, что изобразительное искусство стало больше развиваться на керамических и металлических изделиях. Да и религия ислама, пришедшая сюда из Аравии, негативно относилась к любым изображениям людей и животных. В 12-14 веках появились и надписи, высеченные арабским алфавитом. Петроглифы Гобустана – одна из лучших наскальных коллекций мира по охвату настолько большого исторического периода. Изображения из различных эпох так разнообразны по стилю, темам и технике исполнения, что кажется – это учебник по наскальной росписи. Также просто удивительно, что со временем более поздние рисунки накладывались на ранние, словно художники разных эпох соревновались в мастерстве. Гобустан – настоящий музей петроглифов, которые как энциклопедия развития человечества разворачивает перед путешественником правдивые истории из жизни людей, которые с древнейших времен заселяли такую благодатную землю Азербайджана.
посмотреть фоторепортаж можно здесь
|
|
| |