Парикмахеры: от древности и до наших дней
|
|
Баст | Дата: Воскресенье, 11.10.2009, 20:45 | Сообщение # 1 |
Группа: Император
Сообщений: 3487
Награды: 10
Статус: Offline
| История парикмахерского искусства насчитывает тысячелетия. Как ни странно, прическа появилась в первобытном обществе намного раньше, чем одежда.Уже в V тысячелетии до нашей эры люди уделяли немалое внимание уходу за волосами.Прическа в далеком прошлом не только украшала человека, но и подчас была знаком профессии, социального происхождения, национальной принадлежности, а в особых случаях даже политической принадлежности. Каждая эпоха вносила что-то новое в развитие парикмахерского искусства, которое отражало быт и нравы каждого народа, представление людей о красоте. Древний мир.Уже в первобытном обществе человек вынужден был выполнять простейшие парикмахерские процедуры: подрезал волосы кремневым ножом, обжигал над пламенем. Мужчины связывали волосы в пучки кожаным ремешком, женщины скручивали волосы в жгуты, плели косы. Первые признаки парикмахерского искусства встречаются примерно в V тысячелетии до нашей эры у египтян. Они занимались окраской волос и ногтей, уделяли большое внимание и уходу за телом. При раскопках были найдены сосуды с косметикой.Большое внимание уделяли изготовлению париков. Их делали из папируса, ткани, шерсти животных, окрашивали в разные цвета. Фараон, например, носил парик, как бы сотканный из множества косичек, пропитанных душистым маслом.Египтяне уже делали завивку волос и париков при помощи холодной («мокрой») укладки. Пряди наматывали на деревянные коклюшки и обмазывали грязью, по высыхании грязь отваливалась. Туалетные процедуры выполнялись рабынями, причём каждая имела свою специальность. Мужчины брили бороды бритвами из кремния или бронзы. Для ухода за волосами уже тогда были известны гребень, шпильки. Они были сделаны из дерева, слоновой кости.Раскопки показывают, что вавилоняне и ассирийцы тоже пользовались услугами парикмахера.Здесь встречаются первобытные формы нашей современной бритвы. Но только у древних греков многочисленные правила и методы выполнения причесок, стрижек и бритья приобрели не только названия, но и истинный смысл парикмахерского искусства.В Греции причесывание, завивка, надевание парика являлись своеобразным ритуалом, который длился иногда по нескольку часов. Эти процедуры выполнялись специально обученными рабынями, которых называли каламистрами. Каждая процедура — мытье, окраска, завивка, стрижка волос — выполнялась раздельно.Рабы-парикмахеры должны были не только умело причесать, но и соблюсти правила эстетики. Они должны были выдержать пропорцию, гармонию прически с чертами лица. В Греции были уже настоящие салоны, где производилась стрижка бороды и волос, а также обработка ногтей.От природы греки имели прямые, густые черные волосы. Вместе с тем в произведениях литературы часто фигурировали златокудрые красавицы.Женщины изменяли природный цвет волос, прибегая к помощи щелочных составов, осветляли волосы толченым рисом и мукой. В большинстве случаев прическу делали из завитых волос, поэтому были усовершенствованы металлические стержни-щипцы (каламис).Они представляли собой круглый стержень, который нагревали на жаровне, затем на него накручивали пряди волос. Для придания волосам блеска их смазывали оливковым маслом. В готовой прическе для ароматизации прядей прятали конусообразные пакетики с пахучей эссенцией их экстракта жасмина и козьего жира. У древних римлян, так же как и древних греков, парикмахерское искусство пользовалось особым вниманием. Достаточно долго там господствовал греческий стиль, пока не выработался собственный. Римские патриции много часов проводили за прической.Рабы – тонсоресс квалифицированно осуществляли различные работы с волосами: мыли их, ополаскивали в ароматических растворах, настоянных на травах. Они выполняли прически горячей завивкой металлическими стержнями, делали и «мокрую» холодную укладку с клейкими составами. С приходом моды на бритые мужские лица парикмахеры стали применять кроме серповидных бритв из меди горячие компрессы – прикладываемые к коже сильно нагретые льняные полотенца.Рабыня, которая проводила окончательную укладку волос и оформляла прическу украшениями, посыпала ее золотой пылью, лазоревым порошком, пропитывала ароматическими маслами, называлась кипасис. В Древнем Риме существовали так называемые косметы - рабы, украшающие тело и лицо. Так как в моде была сильная бледность, то женщины белили себе лица и руки толчёным мелом. Для подводки век пользовались сажей или сурьмой. Губы подкрашивали и румянили щёки отстоем красного вина или растительной краской, называемой фукус. В Китае и Японии для того, чтобы прическа была более устойчива, под волосяные пряди мастера подкладывали картонные подпорки, бархатные валики, подушки, они придавали прическе объемность. А для долгой сохранности прически волосы смазывали клейким составом, смолами или белками яиц.
Жизнь коротка, искусство вечно.
|
|
| |
Баст | Дата: Воскресенье, 11.10.2009, 21:03 | Сообщение # 2 |
Группа: Император
Сообщений: 3487
Награды: 10
Статус: Offline
| Хорошо известно, что в ранней Средневековой Европе поиски в области моды и прически считались греховными, все плотское считалось «от дьявола» и изгонялось — в том числе, разумеется, и косметика. Женщины скрывали волосы под накидкой, сложные прически стали не нужны. Расчески в это время делались из дерева или слоновой кости, в некоторых случаях из золота. На них вырезались ангелы и мифологические животные. Примерно в это время появились щетки из свиной щетины и из ежовых игл.И, тем не менее, именно в эту эпоху инквизиции и религиозных войн в складывающихся городах ремесленники объединялись в цехи.Цирюльники и брадобреи боролись за положение в обществе. Известно, что уже в Древней Италии было развито производство и сбыт косметики и парфюмерии, и центром его был город Капуя близ Неаполя. Там изготовлялись благовония, эссенции, притирания, гримировальные средства, помады. Кроме бритья и стрижки, средневековые парикмахеры, которых называли банщиками, оказывали жителям городов и иные услуги гигиенического характера. Их цеховым гербом была медная мисочка для взбивания мыльной пены, которую также использовали как гонг для подачи сигнала об открытии бани. Таким образом посетители узнавали, что вода для купания уже достаточно горячая.Кроме банщиков, в средневековых городах существовали цехи цирюльников, или брадобреев, которые позднее объединились с банщиками. Цирюльники предлагали и медицинские услуги: ставили банки, пускали кровь, прикладывали пиявки, вырывали зубы — по этой причине они охотно называли себя хирургами. В эпоху Возрождения лавочки цирюльников росли в городах как грибы после дождя.В начале XV века цех банщиков и цирюльников получил право иметь оружие и знамя с цеховой эмблемой — изображением сороки. Членам цеха дозволялось носить повязку с вышитым на ней гербом как знак цеховой принадлежности, при случае его можно было использовать для пережимания артерий. XVI -XVII века. В эпоху Барокко, следуя введенной безволосым Генрихом III моде на парики, их стали носить по всей Европе, что способствовало развитию парикового дела. В начале XVII века Эрвэй, мастер по изготовлению фальшивых волос, изобрел парик-аллонж, т.е. парик с длинными локонами.Из Франции этот вид парика распространился по всему миру. Из «Берлинской хроники» видно, что в 1674 г. в Берлине поселились три французских мастера парикового ремесла, а в 1716 г. упоминается о париковом цехе. Рабочие, занимавшиеся обработкой волос, назывались французским словом «постижер».Еще большего взлета достигло парикмахерское искусство в первой половине XVII века, во времена абсолютизма во Франции. Королевские лейб-парикмахеры создавали невероятное число моделей замысловатых причесок, которые должны были, по замыслу их авторов, подчеркивать величие придворных и членов королевской семьи. Каждый уважающий себя придворный парикмахер был обязан иметь под рукой специальные расчески для королевских париков с двойным рядом зубцов и специальным футляром.Здесь, как и в античном мире, ценились парики. Мода на них продолжалась долго — вплоть до французской буржуазной революции 1789 г., когда была сметена не только сама королевская власть, но и всевозможные атрибуты этой власти: вне закона объявили и пудреный парик. Ношение его грозило владельцу судебной расправой.
Жизнь коротка, искусство вечно.
|
|
| |
Баст | Дата: Воскресенье, 11.10.2009, 21:17 | Сообщение # 3 |
Группа: Император
Сообщений: 3487
Награды: 10
Статус: Offline
| В 60-70гг. XVIII века прически представляют собой целые волосяные сооружения в пол метра высотой, возводимые искусными парикмахерами-куаферами в течение нескольких часов.В Париже специально готовили куаферов в академии парикмахерского искусства, созданной куафером короля Людовика XV – мэтром Легро. В это время появляются все новые прически как результат соперничества куаферов между собой. В 1780 г. куафер Леонар придумал для королевы Марии-Антуанетты сложную прическу, украшенную волнами шифона, перьями драгоценностями. Для того чтобы ее выполнить, нужно было прибегнуть к помощи каркаса. Опора оплеталась волосами, маскируя железные или деревянные прутья.На такие высокие прически использовали до десятка шиньонов. Прикрепляли их по поясам, на которые разделялась вся прическа. Часто каркасы заполняли батистовыми платочками или тонкой бумагой, чтобы особенно не утяжелять прическу.Оживление театральных представлений привело к побочной специальности по изготовлению театральных париков.Демократизации моды, упрощению видов причесок способствовала французская буржуазная революция 1789 года, которая сгладила сословные различия, но не устранила их окончательно. XIX век.В 60-е годы XIX века во Франции парикмахер императрицы Евгении Гуго изобрел специальный способ вытравливать волосы с помощью перекиси водорода. Вскоре в высшем свете не осталось ни брюнеток, ни шатенок.Последовали годы развития капитализма, шедшего рука об руку с техническими изобретениями. Газ, электричество, завивка; все это так подействовало на парикмахерское ремесло, что наступила переоценка машинной работы, а искусство дамского парикмахера все больше и больше теряло свое значение.К тому же, была объявлена свобода профессий, которая привела к устранению напряженности между банщиками, брадобреями и фельдшерами, и вместе с этим и к разграничению врачебной профессии от ремесла брадобреев. Электрическая машинка для стрижки волос, вытеснившая с 1880 года ручную, придала профессии новый отпечаток. В 1884 году немецкий парикмахер Фишер изобрел завивку мертвых волос. Изобретателем щипцов для волос является француз Марсель. Его изобретение, несмотря на множество мелких усовершенствований, к нашему времени в основном осталось без изменения. На исходе XIX столетия парикмахеры начали борьбу за свое признание в общественной жизни, за единство всего ремесла. Были основаны первые корпорации. Корпорация «брадобреев, парикмахеров и мастеров парикового ремесла» состояла преимущественно из владельцев дамских и мужских парикмахерских, в «париковую и волосообрабатывающую корпорацию» были объединены дамские и мужские парикмахеры.
Жизнь коротка, искусство вечно.
|
|
| |
Баст | Дата: Воскресенье, 11.10.2009, 21:26 | Сообщение # 4 |
Группа: Император
Сообщений: 3487
Награды: 10
Статус: Offline
| Около 1904 г. Шарль Нестле (Карл Неслер или Нестлер), француз немецкого происхождения, изобрел термическую долгосрочную шестимесячную завивку (перманент). В 1909 г. он ввел впервые аппарат для завивки, нагреваемый электричеством. Аппарат весил около 900 г и был подвешен к потолку. От него свешивались на подвижных проводах с контрбалансами нагреватели. Для защиты головы от ожогов применялись войлочные кольца. В большинстве случаев в парикмахерских работали сами мастера с несколькими учениками. Рабочая неделя составляла от 95 до 100 часов. После первой мировой войны были установлены часы работы, и рабочая неделя составила около 54 часов.В двадцатые годы стали появляться предприятия по изготовлению аппаратов, машин и парикмахерских принадлежностей. Иосиф Майер выпустил в 1924 г. свое изобретение плоской намотки волос, вызвавшее в технике завивки большой переворот.Успех этой техники был подтвержден ан конкурсах шестимесячной завивки в 1924 и 1925 гг. в Дрездене и в Карлсбаде. В это время появился новый аппарат низкого напряжения с внутренним нагреванием фирмы Wella. После такого большого успеха термической завивки возникла мысль производить завивку без аппарата холодным (химическим) способом.В 1939 г. фирма Нестле-Лемюр, Нью-Йорк выпустила препарат для нового метода завивки и фиксирования формы волос. А дальше все ,наверное, уже знают....
Жизнь коротка, искусство вечно.
|
|
| |
Баст | Дата: Четверг, 13.09.2012, 18:17 | Сообщение # 5 |
Группа: Император
Сообщений: 3487
Награды: 10
Статус: Offline
| Quote (Баст) Мужчины брили бороды бритвами из кремния или бронзы. Для ухода за волосами уже тогда были известны гребень, шпильки. Сегодня - день парикмахера! В честь праздника- про бороду!
В различных культурах усы и борода являли собой символ мужества, силы, взрослости, мудрости и свободы. Так выражение «Юнец безбородый» говорило о том, что молодой человек еще не имеет на лице своей растительности, а значит, еще мало прожил, не научен жизненным опытом, не набрался силы должной, а значит, не может принимать взрослых решений и брать на себя ответственности.Кстати, в классической древности, безбородым юношам и женщинам, доказавшим свою храбрость и мудрость, давали искусственные бороды. Борода египетской Хатшепсут- доказательство ее мужского ума В древней Греции мальчик получал право на ношение оружия только когда на лице появлялась первая растительность. Первую бороду сбривали и обязательно приносили жертву богам.Борода во многих культурах значимый символ, не случайно боги на картинах и иконах изображаются бородатыми, что означает мудрость, достоинство, власть. Даже некоторые богини (Аштарет, Венера Милитта) не смотря на то что их образы были женскими изображались бородатыми . В странах Востока клятвы давались с обязательным упоминанием бороды, например, "Клянусь бородой Пророка!". И такая клятва были слова не случайными, не ради красоты сказанного. Дело в том, что обрезание бороды — это была мера наказания, унижения, а так же являла собой символ покаяния, печали и неволи.У славян волосы являли собой символ жизненной силы, плодородия, роста и обилия, борода как и в других культурах отождествлялась с мужеством, взрослостью, социальной полноценностью.
В «Повести временных лет» можно вычитать что, в XII в. Ян Вышатич, слуга князя Святослава, распорядился выдрать бороды языческим волхвам в наказание за колдовство. А в «Псковской судной грамоте» (ХIV-ХV вв.), за повреждение бороды другого человека полагался штраф в два рубля, тогда как за убийство взимался только один рубль. Для Московии ношение бороды было более характерно, чем для северорусских земель. Бритье на Руси ввел Петр I, а ведь с точки зрения православных обычаев, борода — это деталь образа Божия. Пострижение бороды и усов в допетровскую эпоху считалось тяжелым грехом и сравнивалось с мужеложеством и прелюбодейством. Запрет брить бороду объяснялся тем, что человек создан по подобию Божию и грешно по своему своеволию чем бы то ни было искажать этот облик. Противники Петровских реформ утверждали, что «таких людей, кто бороды бреет, не велено в земле погребать», а надо «яко же пса кинуть в ров». Многие кто подвергся насильному обритью бороды завещали в гроб класть их отрезанные бороды, что бы на том свете, если спроситься предъявить.Старообрядцы до сих пор считают, что без бороды невозможно попасть в царство небесное, и запрещают входить в церковь бритому человеку.
Борода это не только символ мужества, но и предмет особой гордости мужчины. За бородой ухаживали, холили и лелеяли больше чем свои наряды. Её расчесывали, укладывали причудливыми формами, красили во всевозможные цвета.Так древние индусы из щегольства красили бороды хной и басмой, а если случай был особо торжественный, то путем соединения различных растительных красителей борода становилась темно-синей.В странах Дальнего Востока - Китае, Японии, Корее где у мужчин растительность на лице плохо прорастает бороду было принято отпускать в зрелом возрасте. По форме бороды можно было определить и социальное положение владельца.В Древней Ассирии могучие правители украшали свое лицо бородами большого размера, и делали завивку на ней ярусами.
В Древнем Египте фараон носил "привязную" бороду сделанную из драгоценных металлов. Эта борода крепилась при помощи тесемок, которые специально не маскировали. После смерти фараона бороду могла надевать его жена. А знаете ли вы, что полководец Александр Македонский накануне кровопролитной битвы велел, чтобы все воины сбрили бороды, так как считал, что она делает солдат более уязвимыми для неприятеля, который во время поединка мог ухватить грека за бороду. Исключение составляли ученые, философы. В Древней Иудее борода считалась главным украшением мужчин, подстригать ее было запрещено законом. Эль Греко- Автопортрет В эпоху Ренессанса в Западной Европе модны были чисто выбритые лица. Только наемные солдаты - ландцкнехты продолжали носить небольшие пушистые бороды или бакенбарды. Часто на лице воина можно было увидеть только один бакенбард огромного размера, вызывающий насмешки прохожих.В ХVI в. В странах Западной Европы весьма модны "эспаньолки"- небольшие остроконечные бородки дополнением к которым служили усы всевозможных форм. В ХVII в. модна бородка "мушка",своим появлением она обязана скуке. Скучающий король Франции Людовик ХIII ради развлечения решил взять на себя обязанности брадобрея среди офицеров своего полка и так увлекся, что не заметил, как сбрил все волосы на подбородке, оставив лишь небольшой "кустик" волос под нижней губой. ХVIII век это время пудреных париков, бантов и гладко бритых щёк и подбородков. В этот период борода, усы и бакенбарды временно забыты.
ПетрI запретил носить бороды и ввел налог на бороду для тех, кто решительно не желал с ней расставаться, но при этом был очень лоялен к усам и даже сам их носил. Генералиссимус А.Д.Меншиков слыл и франтом-усачом в российской армии: его тонкие аккуратные усики можно заметить, только если приглядеться к старинным гравюрам. При Екатерине Второй и ее сыне Павле I, усы практически исчезают из русского воинства. Согласно тогдашним предписаниям лишь солдаты могли позволить себе небольшие усики, тогда как офицерам это было запрещено. Позднее Павел позволил сначала генералам легкой кавалерии, а затем прочим офицерским чинам улан и гусар носить усы. К 1820 году усы снова в моде. Сохранился перечень предметов, которые должны быть при военном. В него входит и баночка с фаброй -блестящим средством из воска, черной краски и жира. Утром после умывания усы сильно фабрили и загибали перпендикулярно вверх, а на ночь выпрямляли. Особенно усердствовали в фабрении усов кавалергарды.Среди высших чинов вошли в моду усы, торчащие вверх, отличавшие офицеров от солдат, носивших усы концами вниз.С середины XIX века вернулась мода на бороду. В стороне от перипетий моды на усы остаются казаки. Усы были гордостью казаков во все времена, они не следовали европейской моде и оставались верны своим традициям. Помните как Лесков в своем "Левше" упоминает об усах лихого атамана Платова.
Мужчины отращивая бороды подражают коронованным особам - императору Франции Наполеону III, императору Вильгельму I, Александру I и так далее. А вот студентам строго-настрого запрещено носить бороды или усы. С начала ХХ в и по наши дни мужчины отращивают бороды чаще в виде подражания своим кумирам оперы, эстрады, кино, спорта или политики.
Мда.. Борода- символ мужественности, усы- щегольство. Но ведь не всем они идут Дело вкуса.
Жизнь коротка, искусство вечно.
|
|
| |