Нашла интересную статью..вернее целую книгу Архимандрит Зинон Беседы иконописца Очень понятным и простым языком рассказывает человек об иконописании, о школах. Мне стало интересно. Привожу выдержки из книги: о технологии...
Блаженный Алимпий, иконописец печерский
Традиционным фоном на иконе всегда было листовое золото (или серебро), но золото во все времена было металлом дорогостоящим, и за неимением его использовали простые, но натуральные металлы. В бедных храмах, особенно на Севере России, все фоны на иконах написаны светлыми красками. Я несколько неточно выражаюсь: фон - слово нерусское, иконописцы называют его светом. Потому что Бог - свет, и живет в свете неприступном. Краски должны быть минеральные, за исключением простейших, например, свинцовых белил. Грунт на доске готовится на осетровом клею - сейчас это очень накладно, но и в древности иконы стоили очень дорого. Олифу я тоже сам варю, краски мне растирают помощники, разные добровольцы. Добровольцы же, главным образом, геологи присылают и привозят разные минералы - из Киргизии, с Никитского месторождения на Украине. Лазурит - полудрагоценный камень синего цвета - хорош разный, лучше всего афганский, и на Байкале тоже есть. На Псковщине хороша зеленая земля и превосходные красные глины.
Так вот, начиная с доски и кончая покрытием олифой, все я стараюсь делать сам, по рецептам, которые сохранились от древних мастеров в общих чертах, ведь у каждого мастера свои особенности технологии. Рисунок на загрунтованной доске стараюсь делать так, как это делали в глубокой древности. Никакой графьи (процарапывания иглой) тогда не было, русские мастера стали делать ее позже. Писать без тщательно отработанного графического рисунка труднее, но для успеха дела лучше, потому что графья сковывает иконописца, и он делает уже почти все механически, не может внести каких-либо изменений или исправлений. А когда рисунок сделан приблизительно, тогда в процессе работы можно его изменить, добавить выразительности образа, ведь и в иконе главное - образ, техническая сторона не столь важна.
Икона предназначена для молитвы для молитвенного предстояния, в помощь и облегчение молитвенного соединения с Богом, для восприятия ее как свидетельства о Боговоплощении. Далеко не всегда взгляды на икону искусствоведа и человека молящегося совпадают: икона не для эстетического созерцания, это узко - видеть в ней только один из видов народного творчества, памятник искусства.
Можно ли говорить о школах иконописи? Надо помнить, что у древних иконописцев все получалось естественно. Это была и жизнь, им было доступно без особых трудностей исполнить иконы святых. Были подмастерья, которые видели, как работают мастера, и в свое время сами начинали писать. Это лучшая школа, конечно. А условно можно назвать Московскую, Новгородскую, Псковскую и Северную. Но эти понятия чисто искусствоведческие, не церковные. В Древней Руси таких контактов между людьми, как сейчас, не было. Жили все достаточно изолированно, даже по говору можно было определить, откуда человек. Так, ярославцы говорили на одном наречии, костромичи - на другом, новгородцы - на третьем. Были люди, которые за всю жизнь из деревни своей никуда не уезжали. У них были свои представления о красоте, свои местные традиции. Вот потому они строили храмы так, как считалось красивым в их местности, вот в этом и отличие. А школа - это что-то натянутое, искусственное. Никто не ставил специально цели - отличиться. Когда Аристотеля Фиорованти пригласили строить главный собор Кремля, его, в первую очередь, послали во Владимир, посмотреть Успенский собор. Он посмотрел и построил: и похожий, и совершенно другой. Так же и иконописцы. Заказчик показывает, как бы он хотел расписать храм, подобно какому именно известному образцу. Они посмотрят, ну и что в голове останется, пишут. Получается и похоже, и все-таки по-своему.
Процесс написания иконы сводился к следующему. Икону писали исключительно на дереве. Иконную доску несколько раз проклеивали жидким клеем, накладывали паволоку (холстину), затем левкасили. По высохшему и разглаженному левкасу наносили рисунок древесным углем, затем до контуру рисунок обводили "чернилом". Живописи предшествовало золочение, поэтому места, предназначенные на иконе под золото, "вохрили" и клали на "подпуск" (разбавленный водой белок или клей) кусочки золота. После золочения приступали к работе красками, разведенными на желтке с водой. Писали сначала "доличное" (фон, одежду), а затем лица; наносили темные краски, затем светлые и, наконец, "пробела", "движки". Готовое изображение покрывали несколько раз лаком - олифой.
О красках
Всюду, где идет речь о белилах, следует подразумевать белила свинцовые, поскольку до XIX-в. они были единственным, за небольшим исключением, белым пигментом европейской живописи. Свинцовые белила относятся к самым древним пигментам, изготовлявшимся искусственным путем. Сущность любого из методов их получения сводится к следующему: свинцовые полоски помещали в горшок с уксусом и подвергали действию уксусных паров. Слабо закрытый горшок помещали в среду, где легко протекали реакции окисления (в средние века такой средой был навоз или дубильное корье). Процесс превращения продолжался приблизительно четыре недели, после чего готовые свинцовые белила освобождались от остатков свинца, промывались и измельчались.
Охра. Термин охра - один из наиболее известных в литературе. Охра постоянно встречается в списках красок, запрашиваемых мастерами для работы над иконами: "вохры цареградские 5 пуд., вохры немецкие 12 пуд., вохры слизухи 8 пуд"., а в ц. Преподобной мученицы Евдокии... "Вохры грецкой фунт, вохры немецкой 4 ф., вохры калужской 8 ф"., причем различаются несколько сортов охр. "О красках же есть вохра немецкая добрая и есть вохра русская и есть вохра слизуха худая коломенская". В рукописи уточняется: "немецкая охра желтого цвета, потемнее шижгеля, в комках".Охра использовалась как основной компонент для "лицевого письма" (написания лиц, рук), одежд, фона, а также для приготовления других красок.Охры относились к дешевым краскам. Среди них наиболее дорогой разновидностью была охра "грецкая". Именно этот сорт охры был привезен в Коломенское для росписи дворца.
Среди терминов, обозначающих красные краски, чаще всего встречаются "киноварь", "сурик", "бакан", "черлень".
Киноварь. "Риза лазорь, испод киноварь"; "шуба верхняя камка киноварь с белилами"; "риза кинаварь, испод лазорь". "Киноварь", "кеноварь", "киноверь" - наименование различно, суть одна; везде этот термин обозначал сернистый сульфид ртути.В России издавна было известно Никитовское месторождение киновари, имевшее не только местное, но и международное значение. Природную киноварь предписывалось измельчать на плите с небольшим количеством воды до тех пор, пока не исчезнут в киновари "искры". "Искры", находящиеся в киновари до ее измельчения, - это пирит или колчедан, отсутствующие в киновари искусственной. Растирание природной киновари с водой "до исчезновения искр" связано, очевидно, с обогащением минерала. Помимо природной киновари, известна химически тождественная ей искусственная киноварь. О ее приготовлении свидетельствует древнейший в России рукописный сборник - "Указ, как киноварь составить". В нем рекомендуется смешивать ртуть с серой в соотношении 1:2. В "Ерминии" содержится рецепт, очевидно, более поздний, предписывающий соединять ртуть с серой в соотношении 1:4.
Известны русские рецепты приготовления искусственной киновари и в XVII-в. В таможенных книгах Московского государства XVII-в. встречаются сообщения о привозе киновари из г. Вятки. Возможно, что именно там в XVII-в. было организовано производство искусственной киновари.В XVII-в. киноварь относилась к дешевым краскам, поэтому подчас употреблялась взамен еще более дешевого сурика: "Желть да киноварь, то станет сурик". Она применялась при составлении бакана, багра и даже вохры: "Вохра да киноварь, то станет бакан; платчатый румянец да киноварь, то станет светлый бакан; киновари маленько, вохры да желти две доли, то станет светлая вохра; киновари две доли да чернил доля, то станет багровая краска".
Если под рукой не было киновари, мастер мог сам составить ее, не прибегая к ртути и сере: "возьми сурику выть, да скипидару тож, да селитры тож по мере и все положи в одно место и смочи, покамест она высохнет, а держи в тепле и ты увидишь, что будет добро".
Сурик. Название "сурик" почти не встречается в предписаниях тех иконописных подлинников, где речь идет о правилах изображения святых. Здесь мастер, рекомендуя употребить красный цвет, почти всегда пишет термин "киноварный".Однако термин "сурик" постоянно появляется в списках красок, запрашиваемых живописцами для работы над иконами.О широкой распространенности сурика говорят и многочисленные рецепты его приготовления. Сурик получали обжигом свинцовых белил: "Когда белила прокалятся и станут красного цвета - это и будет сурик".Большой известностью у живописцев пользовался кашинский сурик, изготовлявшийся наряду с белилами в г.Кашине. Помимо отечественного сурика, в употреблении был и сурик, привозившийся через Архангельск из-за границы.
Если под рукой не было свинцового сурика, мастер мог сам приготовить его, "смешав желть с киноварью". Сурик относился к дешевым краскам и поэтому широко употреблялся при всякого рода окраске - книжной и иконной живописи, различных поделках, добавлялся как сиккатив для ускорения высыхания олифы, при получении "золотой краски".
Бакан. "Риза бакан, ногавки багровы"; "испод бакан". Бакан совместно с охрой и белилами, суриком и чернилами, лазорыо и рефтью входил в составы для написания "светов".В случае необходимости цвет бакана можно было изменить: "если захочешь, чтобы бакан был светлее, добавь в него белил, а если нужно будет, чтобы он был краснее, прибавь киновари".Древнерусские мастера различали несколько сортов бакана: бакан, немецкий бакан, флорентийский бакан, венецианский бакан.Лучшим сортом бакана считался у живописцев венецианский, или веницейский бакан: нередки рецепты приготовления бакана, "подобного веницейскому". Венецианский бакан относился к дорогим краскам: "Дорогие краски бакан веницейский и ярь-веницейская... ", и потому, "чтобы убыли было меньше", чернец Никодим из Антониева-Сийского монастыря советует их "сначала с водою терти... и яйца мало задавать".В середине XVIII-в. в Сенат были присланы на испытание баканы трех номеров. Бакан №1 ("лучше веницейского") был изготовлен из кошенили, бакан №2 ("пригоден для живописных работ") - из кошенили с добавкой 25% сандала, бакан №3, изготовленный из одного сандала, был признан годным для театральных работ.
Тельца насекомых кошенили собирали в траве в Мексике и Центральной Америке. В России насекомое, аналогичное кошенили, называлось червец, или канцелярское семя. Горячие водные вытяжки из телец насекомых выделяют постепенно при стоянии (при добавке кислот) красный мелкий порошок. Высушенный порошок представляет собой пигмент, в древности носивший наименование червлени, или бакана, в более позднее время - кармина.
Читать книгу Беседы иконописца здесь http://lib.eparhia-saratov.ru/books....ts.html