Колизей - История Древнего мира Колизей - История Древнего мира
Главная Контакты В избранное
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Модератор форума: Баст  
    Римские погребальные обряды
    БастДата: Воскресенье, 01.05.2011, 11:55 | Сообщение # 1
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Из самых знаменитых римских гробниц на ум приходят гробницы авгуров..Но как римляне проводили сами обряды погребения- почему то выскользнуло из моего внимания. Исследуем вопрос детально smile

    В римских погребальных обрядах нашла выражение смесь самых разнообразных чувств и понятий: древняя вера в то, что душа человека и после смерти продолжает в подземном царстве существование, подобное тому, что и при жизни, тщеславное желание блеснуть пышностью похорон, искренняя беспомощная скорбь и гордое сознание своей неразрывной, неистребимой связи с родом, жизнь которого была непрерывным служением государству. Все это еще осложнялось чисто римской, часто непонятной нам потребностью соединять трагическое с веселой шуткой, иногда с шутовством. Создавался конгломерат обрядовых действий, часть которых церковь, как всегда осторожная и не разрывающая с древними обычаями, укоренившимися в быту, ввела и в христианские похороны.

    И у греков, и у римлян предать умершего погребению было обязательным долгом, который лежал не только на родственниках покойного. Путник, встретивший на дороге непогребенный труп, должен был устроить символические похороны, трижды осыпав тело землей: "Не поскупись, моряк, на летучий песок; дай его хоть немного моим незахороненным костям", – обращается к проходящему мимо корабельщику тень выброшенного на сушу утопленника (Hor. carm. I. 28. 22-25). Это обязательное требование предать труп земле основано было на вере в то, что тень непогребенного не знает покоя и скитается по земле, так как ее не впускают в подземное царство1.

    Вокруг умирающего собирались родственники; иногда его поднимали с постели и клали на землю. Последний вздох его ловил в прощальном поцелуе наиболее близкий ему человек wacko : верили, что душа умершего вылетает в этом последнем вздохе. Изысканная жестокость Верреса подчеркнута тем обстоятельством, что матерям осужденных не позволено было в последний раз увидеть своих детей, "хотя они молили лишь о том, чтобы им позволено было принять своими устами дыхание их сыновей" (Cic. in Verr. V. 45. 188). Затем умершему закрывали глаза (condere oculos, premere) и громко несколько раз называли его по имени (conclamatio). Овидий жаловался в ссылке (Trist. III. 3. 43-44):
    "...с воплем последним
    Очи мои не смежит милая друга рука".

    Покойника обмывали горячей водой: это было делом родственников умершего или женской прислуги. Устройство похорон поручалось обычно либитинариям, этому римскому "похоронному бюро", находившемуся в роще богини Либитины (вероятно, на Эсквилине) и включавшему в свой состав разных "специалистов": от людей, умевших бальзамировать труп, и до носильщиков, плакальщиц, флейтистов, трубачей и хористов.

    Так как труп часто оставался в доме несколько дней, то иногда его бальзамировали, но чаще лишь натирали теми веществами, которые задерживали разложение; это было кедровое масло, которое, по словам Плиния, "на века сохраняет тела умерших нетронутыми тлением" (XXIV. 17); такую же силу приписывали соли (XXXI. 98), меду (XXII. 108), амому (Pers. 3. 104)5. Затем умершего одевали соответственно его званию: римского гражданина в белую тогу (герой третьей сатиры Ювенала одним из преимуществ жизни в захолустном италийском городке считает то, что там люди облекаются в тогу только на смертном одре, – Iuv. 3. 171-172), магистрата – в претексту или в ту парадную одежду, на которую он имел право6. На умершего возлагали гирлянды и венки из живых цветов и искусственные, полученные им при жизни за храбрость, военные подвиги, за победу на состязаниях.

    Умащенного и одетого покойника клали в атрии на парадное высокое ложе (lectus funebris), отделанное у богатых людей слоновой костью или по крайней мере с ножками из слоновой кости. Умерший должен был лежать ногами к выходу (Pl. VII. 46). В рот умершему вкладывали монетку для уплаты Харону при переправе через Стикс; этот греческий обычай был рано усвоен римлянами; находки показывают, что он держался в течение всей республики и империи. Возле ложа зажигали свечи, помещали курильницы с ароматами и канделябры со светильниками или с зажженной смолой; ложе осыпали цветами. Перед входной дверью на улице ставили большую ветку ели (Picea excelsa Link), которую Плиний называет "траурным деревом" (XVI. 40), или кипариса – "он посвящен богу подземного царства и его ставят у дома в знак того, что здесь кто-то умер" (XVI. 139)9. Эти ветви предостерегали тех, кто шел принести жертву, а также понтификов и фламина Юпитера от входа в дом, который считался оскверненным присутствием покойника (Serv. ad Aen. III. 64).

    Число дней, в течение которых умерший оставался в доме, не было определено точно; у Варрона убитого смотрителя храма собираются хоронить на другой день после смерти (r. r. I. 69. 2); сын Оппианика, скончавшийся вечером, был сожжен на следующий день до рассвета (Cic. pro Cluent. 9. 27). В некоторых семьях покойника оставляли дома на более продолжительное время; императоров хоронили обычно через неделю после смерти; за это время с мертвого снимали восковую маску, которой и прикрывали его лицо.

    Существовало два способа погребения: сожжение и захоронение. Римские ученые ошибочно считали обычай захоронения древнейшим: "...сожжение трупа не было у римлян древним установлением; умерших хоронили в земле, а сожжение было установлено, когда, ведя войну в далеких краях, узнали, что трупы вырывают из земли" (Pl. VII. 187). Законы Двенадцати Таблиц знают обе формы погребения11; "многие семьи соблюдали древние обряды; говорят, что никто из Корнелиев до Суллы не был сожжен; он же пожелал быть сожженным, боясь мести, ибо труп Мария вырыли" (по его приказу) (Pl. VII. 187). В последние века республики и в первый век империи трупы обычно сжигались, и погребение в земле начало распространяться только со II в. н.э., возможно, под влиянием христианства, относившегося к сожжению резко отрицательно.

    Торжественные похороны, за которыми обычно следовали гладиаторские игры, устраиваемые ближайшими родственниками умершего, назывались funus indictivum – "объявленными" потому что глашатай оповещал о них, приглашая народ собираться на проводы покойного: "Такой-то квирит скончался. Кому угодно прийти на похороны, то уже время. Такого-то выносят из дому" (Var. 1. 1. VII. 42; Fest. 304; Ov. am. II. 6. 1-2; Ter. Phorm. 1026). Эти похороны происходили, конечно, днем, в самое оживленное время (Hor. sat. I. 6. 42-44; epist. II. 2. 74), с расчетом на то, чтобы блеснуть пышностью похоронной процессии, которая превращалась в зрелище, привлекавшее толпы людей. Уже законы Двенадцати Таблиц содержат предписания, которые ограничивали роскошь похорон: нельзя было пользоваться для костра обтесанными поленьями, нанимать больше десяти флейтистов и бросать в костер больше трех траурных накидок, которые носили женщины, и короткой пурпурной туники (Cic. de leg. II. 23. 59). Сулла ввел в свой закон (lex Cornelia sumptuaria от 81 г. до н.э.) тоже ограничительные предписания (на него, видимо, намекает Цицерон, – ad. Att. XII. 36. 1), но сам же нарушил их при похоронах Метеллы (Plut. Sulla 35). При империи законы эти потеряли силу.

    Похоронная процессия двигалась в известном порядке; участников ее расставлял и за соблюдением определенного строя следил один из служащих "похоронного бюро", "распорядитель" (dissignator), с помощью своих подручных – ликторов, облаченных в траурный наряд. Вдоль всей процессии шагали факельщики с факелами елового дерева и с восковыми свечами; во главе ее шли музыканты: флейтисты, трубачи и горнисты. За музыкантами следовали плакальщицы (praeficae), которых присылали также либитинарии. Они "говорили и делали больше тех, кто скорбел от души", – замечает Гораций (a. p. 432); обливались слезами, громко вопили, рвали на себе волосы. Их песни (neniae), в которых они оплакивали умершего и восхваляли его, были или старинными заплачками, или специально подобранными для данного случая "стихами, задуманными, чтобы запечатлеть доблестные дела в людской памяти" (Tac. ann. III. 5).

    В особых случаях такие песнопения распевали целые хоры: на похоронах Августа эти хоры состояли из сыновей и дочерей римской знати (Suet. Aug. 100. 2). За плакальщицами шли танцоры и мимы; Дионисий Галикарнасский рассказывает, что на похоронах знатных людей он видел хоры сатиров, исполнявших веселую сикинниду (VII. 72). Кто-либо из мимов представлял умершего, не останавливаясь перед [с.205] насмешками насчет покойного: на похоронах Веспасиана, который почитался прижимистым скупцом, архимим Фавор, надев маску скончавшегося императора, представлял, по обычаю, покойного в его словах и действиях; громко спросив прокураторов, во что обошлись его похороны, и получив в ответ – "10 миллионов сестерций", он воскликнул: "Дайте мне сто тысяч и бросьте меня хоть в Тибр" (Suet. Vesp. 19. 2).

    За этими шутами двигалась самая торжественная и серьезная часть всей процессии: предки умершего встречали члена своей семьи, сходящего в их подземную обитель. В каждом знатном доме, члены которого занимали ряд курульных магистратур, хранились восковые маски предков, снятые в день кончины с умершего. Эти маски, снабженные каждая подписью, в которой сообщалось имя умершего, его должности и подвиги, им совершенные, хранились в особых шкафах, стоявших обычно в "крыльях" (alae) атрия. В день похорон эти маски, а вернее, их дубликаты16, надевали на себя люди, вероятно, тоже из числа прислужников либитинария; облачившись в официальную одежду того лица, чья маска была надета, они садились на колесницы или шли пешком в сопровождении ликторов. Чем больше было число этих предков, преторов, консулов, цензоров, из которых многие были украшены инсигниями триумфаторов, тем роскошнее были похороны.

    Носилки с ложем, на котором лежал умерший, в старину несли ближайшие его родственники, чаще всего сыновья. Обычай этот соблюдался в некоторых случаях и в более поздние времена: тело Цецилия Метелла Македонского несли четверо его сыновей: один – цензорий, другой – консуляр, третий – консул, четвертый, выбранный в консулы, но еще не вступивший в эту должность (Vell. I. 11. 6-7; Cic. Tusc. I. 35. 85). Иногда носилки несли друзья умершего, очень часто его отпущенники. За носилками шли родственники покойного в траурной черной одежде (женщины в императорское время – в белой) без всяких украшений и знаков своего ранга (сенаторы без туники с широкими пурпурными полосами, всадники без золотого кольца), мужчины, поникшие, с покрытой головой, женщины с распущенными волосами и обнаженной грудью, рабы, получившие по завещанию свободу и надевшие в знак освобождения войлочный колпак (pilleus). Женщины шумно выражали свою скорбь: рвали на себе волосы, царапали щеки, били себя в грудь, рвали одежду (Petr. III. 2; Prop. III. 5. 11 = II. 13. 27; Iuv. 13. 127-128; Cic. Tusc. III. 26. 62), громко выкликали имя умершего. Процессию еще увеличивали любители поглазеть, толпами сбегавшиеся на похороны.

    При похоронах знатных и выдающихся лиц процессия направлялась не прямо к месту сожжения, а заворачивала на Форум, где и останавливалась перед рострами. Покойника на его парадном ложе ставили или на временном помосте, или на ораторской трибуне; "предки" рассаживались вокруг на курульных сиденьях. Тогда сын или ближайший родственник умершего всходил на трибуну и произносил похвальную речь (laudatio finebris), в которой говорил не только о заслугах умершего, но и обо всех славных деяниях его предков, собравшихся вокруг своего потомка; "начиная с самого старшего, рассказывает он об успехах и делах каждого" (Polib. VI. 53. 9). В этих восхвалениях не все было, конечно, чистой правдой; уже Цицерон писал, что они внесли в историю много лжи (Brut. 16. 61), того же мнения придерживался и Ливий (VIII. 40. 4).

    Первая хвалебная речь была, по словам Плутарха, произнесена Попликолой над телом Брута (Popl. 9. 7). Сообщение это вряд ли достоверно; первым словом, произнесенным в похвалу умершего, считается речь консула Фабуллина над прахом Цинцината и Кв. Фабия (480 г. до н.э.). Этой чести удостаивались и женщины, в особенных, конечно, случаях. По свидетельству Цицерона, первой женщиной, которой выпала эта честь, была Попилия, мать Катула (deor. II. 11. 44)19.

    После произнесения похвальной речи процессия в том же порядке двигалась дальше к месту сожжения или погребения, которое находилось обязательно за городскими стенами. Разрешение на похороны в городе, не только в Риме, но и в муниципиях, давалось редко, как особая честь и награда за выдающиеся заслуги. Общее кладбище существовало только для крайних бедняков и рабов; люди со средствами приобретали для своих могил места за городом, преимущественно вдоль больших дорог, где царило наибольшее оживление, и здесь и устраивали семейную усыпальницу.

    Место для погребального костра (ustrina) отводилось часто неподалеку от нее (в надписях ustrina неоднократно упоминается как место, находящееся возле могилы). Костер складывали преимущественно из смолистых, легко загорающихся дров и подбавляли туда такого горючего материала, как смола, тростник, хворост. Плиний рассказывает, как труп М. Лепида, выброшенный силой огня с костра, сгорел на хворосте, лежавшем возле; подобрать покойника и положить его обратно на костер было невозможно: слишком жарок был огонь (VII. 186). Костер складывали в виде алтаря; у богатых людей он бывал очень высок, украшен коврами и тканями. Плиний говорит, что "костры разрисовывались" (XXXV. 49); очевидно, стенки костра раскрашивались в разные цвета. Вокруг втыкали в знак траура ветви кипариса. Ложе с покойником ставили на костер и туда же клали вещи, которыми умерший пользовался при жизни и которые любил. Один охотник I в. н.э. завещает сжечь с ним всю его охотничью снасть: рогатины, мечи, ножи, сети, тенета и силки (CIL. XIII. 5708). К этому прибавляли всевозможные дары участники погребальной процессии; тело изобильно поливали и осыпали всяческими ароматами, ладаном, шафраном, нардом, амомом, смолой мирры и проч. Светоний рассказывает, что когда тело Цезаря уже горело на костре, актеры представлявшие предков и облаченные в одеяния триумфаторов стали рвать на себе одежду и бросать в огонь; ветераны-легионеры начали кидать в костер оружие, с которым они пришли на похороны, матроны – свои украшения, буллы и претексты детей (Caes. 84. 4). Перед сожжением совершалось символическое предание земле: у умершего отрезали палец и закапывали его.

    Когда костер был готов и ложе с покойником на него установлено, один из родственников или друзей покойного поджигал костер, отвернув от него свое лицо. При сожжении крупных военачальников и императоров солдаты в полном вооружении трижды обходили вокруг костра в направлении справа налево (decursio).

    Использованы фотографии из гробницы в Тарквиниях.

    Прикрепления: 9068094.jpg (54.2 Kb) · 2235921.jpg (100.5 Kb) · 9330057.jpg (106.5 Kb) · 8071647.jpg (36.6 Kb) · 3622251.gif (311.4 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Воскресенье, 01.05.2011, 12:27 | Сообщение # 2
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Когда костер угасал, горящие угли заливали водой, и на этом погребальная церемония собственно и кончалась. Участники процессии говорили последнее "прости" умершему; их окропляли в знак очищения священной водой, и они расходились, выслушав формулу отпуска: ilicet – "можно уходить" (Serv. ad Aen. VI. 216). Оставались только родственники, на которых лежала обязанность собрать обгоревшие кости. Обряд этот подробно описан в элегии, ошибочно приписываемой Тибуллу (III. 2. 15-25). Вымыв руки и воззвав к Манам покойного, начинали собирать его кости. Их полагалось облить сначала вином, а затем молоком; потом их обтирали досуха полотном и клали в урну22 вместе с разными восточными ароматами. Это собирание костей (ossilegium) совершалось в самый день похорон, и тогда же происходило очищение семьи и дома покойного, оскверненных соприкосновением с мертвым телом: устраивался поминальный стол у самой могилы, в "могильном триклинии", если он был, а если его не было, то просто на камнях или на земле.

    гробница Сикста Помпея
    Обязательным кушаньем на этих поминках было silicernium, какой-то вид колбасы (Fest. 377); могила освящалась закланием жертвенной свиньи. Дома в жертву Ларам приносили барана (Cic. de leg. II. 22. 55).Девять дней после похорон считались днями траура; в течение их родственники умершего ходили в темных одеждах; их ни по какому делу не вызывали в суд, и возбуждать вопросы о наследстве в это время считалось неприличным. На девятый день на могиле приносили жертву (sacrificium novendiale), состав которой был строго определен: тут могли быть яйца, чечевица, соль, бобы. Дома устраивали поминальный обед (cena novendialis), за который садились уже не в траурной одежде (Цицерон очень упрекал Ватиния за то, что он явился на такой обед в темной тоге, – in Vat. 12. 30); у Петрония Габинна приходит с поминального обеда "в белой одежде..., отягченный венками; благовония стекали у него по лбу в глаза" (65). Люди знатные и богатые устраивали иногда в память своих умерших угощение для всего города. Такой обед Фавст, сын Суллы, дал в память своего отца (Dio Cass. XXXVII. 51), а Цезарь – в память своей дочери (Suet. Caes. 26. 2). Обычай этот [с.209] отнюдь не ограничивался столицей; надписи засвидетельствовали его для ряда городов Италии. Случалось, что вместо обеда народу раздавались просто куски мяса (visceratio); Марк Флавий разослал жителям Рима порции мяса на помин его матери (328 г. до н.э., – Liv. VIII. 22. 2); то же сделал Тит Фламиний по смерти своего отца (174 г. до н.э., – Liv. XLI. 28). При империи раздачу мяса заменили раздачей денег. Игры в память покойного (обычно гладиаторские) часто устраивались тоже в этот самый день, почему и назывались ludi novendiales.

    Умершего не забывали; память о нем свято соблюдалась в семье. Его обязательно поминали в день рождения и смерти, в "праздник роз" (rosalia), в "день фиалки" (dies violae), в праздник поминовения всех умерших (parentalia)23. Поминали умершего иногда еще и в другие дни: все зависело от того, что подсказывало чувство оставшихся. Римляне были вообще очень озабочены тем, чтобы увековечить свою память: неоднократно встречаются надписи, в которых говорится, что такой-то оставил определенную сумму денег, чтобы на проценты с них в определенные дни устраивались по нем поминки. На могиле совершали возлияния водой, вином, молоком, оливковым маслом, медом; клали венки, цветы, шерстяные повязки; поливали могилу кровью принесенных в жертву, обязательно черных животных.

    В надписях, высеченных на памятниках, часто встречается обращение к проходящим мимо с просьбой остановиться и сказать приветственное слово. Авл Геллий приводит эпитафию, которую сочинил для себя поэт Пакувий (220-132 гг. до н.э.): "Юноша, хотя ты и торопишься, но этот камень просит тебя – посмотри на него и прочти потом, что написано: "Здесь лежит прах поэта Марка Пакувия"; я хотел, чтобы ты не оставался в неведении этого. Будь здоров" (I. 24. 4). А вот еще диалог между прохожими и умершим: «"Привет тебе, Виктор Фабиан". – "Да вознаградят вас боги, друзья, и да пребудут они милостивы к вам, странники, за то, что вы не проходите мимо Виктора Публика Фабиана, не обращая на него внимания. Идите и возвращайтесь здравыми и невредимыми. А вы, украшающие меня венками и бросающие здесь цветы, да живете долгие годы"».

    Гробница Цецилии Метеллы
    Чудаков вроде Проперция, который желал, чтобы его похоронили в лесной глуши или среди неведомых песков, было немного. Гробницы были устроены вдоль всех дорог, шедших в разных направлениях от Рима. На Аппиевой дороге находились памятник Цецилии Метеллы, жены триумвира Красса, усыпальницы Сципионов и Метеллов, могила Аттика, гробницы императоров Септимия Севера и Галлиена. На Латинской дороге был похоронен Домициан; на Фламиниевой дороге в XVIII в. нашли высеченную в скале семейную гробницу Назонов, особенно интересную своей живописью. Между Аппиевой и Латинской дорогами открыто было несколько важнейших колумбариев. В Помпеях могильные памятники тянутся вдоль всех дорог, вливающихся в город. Дорога на Геркуланум производит впечатление правильно разбитой кладбищенской аллеи.

    Могилы устраивались самым различным образом. Место, где был похоронен один человек и которое только для него и было предназначено, отмечали двумя или четырьмя каменными столбиками по углам могилы или плоской каменной плитой (в середине ее часто проделывали углубление, в которое лили жидкости; сама плита служила столом для поминальных трапез, почему "столом" – mensa и называлась). Родовые и фамильные гробницы представляли собой часто большие сооружения с несколькими комнатами; в одной стояли урны с пеплом или саркофаги; в другой собирались в поминальные дни друзья и родственники покойного, и так как поминки включали и угощение для живых, то нередко при могилах устраивались и кухни, упоминаемые во многих надписях. Тримальхион желал, чтобы вокруг его могилы (а памятник его занимал 100 римских футов в длину и 200 в ширину) были насажены всевозможные плодовые деревья и лозы (Petr. 71). Параллелью к этому месту может служить CIL. VI. 10237: упоминаемое здесь место, отведенное под погребение, представляет собой настоящий сад, где насажены "всякого рода лозы, плодовые деревья, цветы и разная зелень".

    Место погребения называется в надписях иногда "огородом", иногда "именьицем"; упоминаются вино, овощи и цветы, с него полученные. Такие участки обводились стеной; присмотр за могилой и за садом поручался обычно отпущеннику умершего, который тут же и жил. "Я позабочусь, чтобы по смерти не потерпеть мне обиды, – говорит Тримальхион, – поставлю охранять мою могилу кого-нибудь из отпущенников, чтобы люди не бежали гадить на мой памятник" (Petr. 71). Он желает украсить этот памятник разными рельефами и заказывает изобразить корабли, плывущие на всех парусах, разбитую урну и над ней плачущего мальчика, а посредине часы: "...кто ни посмотрит – хочешь – не хочешь, – прочтет мое имя". Тут же будут стоять две статуи – его и Фортунаты (жены) с голубкой в руках и песиком на сворке.

    Гробница Куту,строители неизвестны,III-Iв. до н.э.Италия, Перуджа
    Похороны бедных людей лишены были всякой парадной пышности и происходили обычно в ночное время. Умершего выносили или ближайшие родственники, или наемные носильщики (vespillones). Труп клали в ящик, снабженный длинными ручками (sandapila); в таком ящике носильщики вынесли тело Домициана (Suet. Dom. 17. 3). Несколько свечей и факелов слабо освещали погребальное шествие; не было ни музыки, ни толпы, ни речей. Совершенных бедняков, людей без роду и племени и "дешевых рабов", хоронили в страшных колодцах (puticuli), куда трупы сбрасывали "навалом". wacko Они находились на Эсквилине, пока Меценат не развел здесь своего парка. В 70-х годах прошлого столетия найдено было около 75 таких колодцев: это глубокие шахты, стены которых выложены каменными плитами (4 м в длину и 5 м в ширину).

    Состоятельные люди устраивали обычно гробницу не только для себя, но и "для своих отпущенников и отпущенниц и для потомков их" (обычная формула в надписях на памятнике). Если этих отпущенников было много, то патрон уделял в своем могильнике место для наиболее близких ему; остальные должны были позаботиться о месте для погребения сами. Если они не обладали такими средствами, чтобы сделать себе отдельную гробницу, и не желали быть выброшенными в общую свалку, то им надлежало обеспечить себе место в колумбарии. Члены императорской семьи и богатые дома строили колумбарии для своих отпущенников и рабов.

    Это были четырехугольные, иногда круглые здания со сводчатым потолком; подвальная часть колумбария уходила довольно глубоко в землю, а верхняя строилась из камня и кирпичей. По стенам в несколько параллельных рядов шли полукруглые ниши вроде тех, которые устраивались в голубятнях, почему название голубятни – columbaria – было перенесено и на эти здания. В полу каждой ниши делали два (редко четыре) воронкообразных углубления, в которые ставили урны с пеплом покойного таким образом, чтобы из углубления выдавались только верхний край урны и ее крышка. Над каждой нишей находились дощечки, обычно мраморные, с именами лиц, чей прах здесь покоился.

    Хозяевами колумбариев оказывались иногда погребальные коллегии (collegia funeraticia), которые покупали уже выстроенный колумбарий или сами строили его для своих членов. Целью этих коллегий было доставить пристойное погребение всем, кто входил в их состав: членами могли быть и свободные, и рабы, и отпущенники; требовалось только аккуратно вносить месячный взнос, а при вступлении уплатить определенную сумму. Желавшие вступить в такую коллегию в Ланувии (теперь Лавинья) должны были внести при зачислении в члены 100 сестерций и уплачивать ежегодно взнос 15 сестерций (по 5 ассов в месяц). Деньги эти составляли казну общества (area), и на них сооружался колумбарий; они шли также на его исправное содержание, на похоронные издержки (funeraticium).

    Колумбарий, выстроенный на средства коллегии, был собственностью всех ее членов. Каждый из них получал по жребию известное число ниш, которыми он мог распоряжаться по желанию: дарить их, продавать, завещать кому хотел. В колумбариях имелись места, считавшиеся особенно почетными; это были ниши нижних рядов, наиболее удобные для свершения всех церемоний погребального культа; их коллегия постановляла дать людям, которые оказали ей особо важные услуги.

    Колумбарии, могилы и могильные памятники были loca religiasa, т.е. такими, которых самая природа их защищала от всякого осквернения. Не только тот, кто выбрасывал прах покойника и разрывал могилы, рассчитывая ограбить их, совершал тяжкое преступление; повинен в нем был и тот, кто ломал памятник, чтобы использовать камень для стройки, сбивал с него украшения, вообще каким бы то ни было образом портил его. За такие действия налагались тяжелые наказания, иногда даже смертная казнь.
    Римский колумбарий

    Использованы материалы книги
    Сергеенко М. Жизнь древнего Рима-прочитать можно здесь.

    Прикрепления: 6012449.jpg (87.0 Kb) · 2752154.jpg (87.5 Kb) · 6581364.jpg (111.3 Kb) · 1400369.jpg (191.8 Kb) · 5296079.jpg (73.4 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Воскресенье, 01.05.2011, 12:29 | Сообщение # 3
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    И еще в тему.. smile
    Скелет девушки, предположительно убитой римскими солдатами, найден близ городка Фавершам, на севере графства Кент, Англия. В древности на этом месте располагался римский город. По предварительным оценкам археологов, девушка погибла почти 2 тысячи лет назад. Она получила удар римским мечом по затылку. Судя по расположению раны, в момент убийства жертва стояла на коленях. wacko

    Археологи говорят, что девочке было от 16 до 20 лет, а состояние ее костей свидетельствует о том, что у нее было крепкое здоровье. Ученые полагают, что после убийства труп был сброшен в спешно вырытую могилу – девушка лежала лицом вниз, тело было перекручено, одна рука подогнута под туловище, а одна нога и вовсе торчала из могилы. Место захоронения находилось за пределами римского города, неподалеку от кладбища. Рядом с останками археологи также обнаружили фрагменты керамических изделий железного века, благодаря которым могила была датирована 50 годом нашей эры.

    По словам исследователей, девочка была представительницей коренного населения. В пользу этой теории говорит и позиция ее тела. Дело в том, что римляне при захоронении укладывали тела головой на восток, ногами на запад. А скелет девочки располагается головой на север, ногами на юг, как того требовали языческие традиции.
    Многие романтизируют завоевание Британии римлянами, отмечают ученые. Теперь же наука получила свидетельства того, что римская армия третировала местное население и беспощадно убивала людей. Останки девушки решено перезахоронить на том же месте.

    Прикрепления: 9652568.jpg (83.1 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    РимскийДата: Суббота, 03.09.2011, 10:58 | Сообщение # 4
    Группа: Император
    Сообщений: 824
    Награды: 7
    Статус: Offline
    Римские проститутки убивали детей сразу после родов
    Археологи изучили массовые захоронения младенцев в Хамблдене на юго-востоке Англии. Они пришли к выводу, что во времена римского правления, около двух тысяч лет назад там находился публичный дом, проститутки которого убивали своих новорожденных детей.

    Местечко Хамблден (графство Бакингэмшир на юго-востоке Англии, в 80 километрах от Лондона), где во времена римского владычества располагалось крупное поселение, еще сто лет назад заинтересовало археологов. Тогда появились и первые свидетельства о массовых детских захоронениях в этом месте. Местный натуралист и археолог Альфред Хенедж Кокс (Alfred Heneage Cocks) в 1921 году сообщил о том, что под руинами некоторых домов погребены останки младенцев. Однако с тех пор никаких исследований на эту тему не проводилось, а бумаги Кокса затерялись в запасниках Бакингемширского музея естественной истории.
    Работу Кокса продолжила Джил Айерс (Jill Eyers) и Саймон Мэйс из лаборатории древних памятников организации «Английское наследие». Они исследовали останки 97 младенцев из «братской могилы» в Хамблдене. Все они оказались примерно одного возраста, - всем им было на момент смерти от силы день от роду. Тщательно изучив место проведения раскопок, эксперты пришли к выводу, что во времена римского владычества в Хамблдене находился лупанарий, то есть попросту публичный дом. Смерть от естественных причин археологи исключают, ведь тогда дети были бы разного возраста. Их смерть была насильственной, в этом у ученых нет сомнений. Костные останки всех младенцев соответствуют 38-40-й неделе беременности. Новорожденных убивали сразу после рождения. Надо заметить, что в то время не было практически никакой контрацепции, а инфантицид не считался чем-то из ряда вон выходящим.

    «После того, как мы извлекли эти останки, мне три ночи подряд снились кошмары, – рассказала Айерс. – Я ужасно себя чувствовала и постоянно думала о том, как погибали эти крошечные существа», - сообщает The Daily Mail.
    По словам Айерс, из 97 скелетов, которые им удалось изучить, примерно поровну девочек и мальчиков. Некоторые из них приходились друг другу братьями и сестрами, поскольку у них были найдены одинаковые врожденные дефекты коленной чашечки. «Это объясняется тем, что они родились от одной женщины либо от родных сестер», – пояснила Айерс.

    Сделанная в Хамблдене находка аналогична той, что была сделана археологами в 1988 году на юге Израиля. Тогда в канализационных стоках терм в Ашкелоне были обнаружены скелеты сотни новорожденных младенцев.
    Прикрепления: 7595609.jpg (60.3 Kb) · 0042218.jpg (15.8 Kb) · 1895244.jpg (31.7 Kb)


     
    БастДата: Суббота, 03.09.2011, 14:14 | Сообщение # 5
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Quote (Римский)
    мне три ночи подряд снились кошмары, – рассказала Айерс.

    Какой жуть.. wacko

    Не поверю, что женщины шли на это просто и легко..Убить своё дитя.


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Вторник, 02.04.2013, 21:52 | Сообщение # 6
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    По материалам http://zhelezyaka.com/
    Итальянские археологи утверждают, что им удалось обнаружить место, которое древние римляне считали вратами в царство мертвых. По словам исследователей, оно находится в древнем городе Иераполис на юго-западе Турции. Сейчас этот город носит название Памуккале. Расположение этого мифического портала соответствует историческим записям, говорят археологи.

    Цифровая реконструкция сооружения

    В свое время здесь располагался небольшой храм с традиционными для греко-римской архитектуры колоннами. Храм находился напротив стены со ступенями, которые вели к пещере, из которой исходил ядовитый газ.Вот как это место описывает греческий географ Страбон, живший в 64 г. до н.э. - 24 г. н.э.: "Это место окутано туманом, настолько плотным, что сквозь него с трудом можно различить землю. Любое животное, которое минует его, ждет смерть. Я бросил туда воробьев, и они немедленно умерли".

    Раскопки проводила группа археологов под руководством профессора Франческо де Андриа из университета Саленто. О своем открытии они объявили на конференции в Стамбуле.По словам исследователей, ранее здесь была найдена статуя, которую ошибочно приняли за статую Аполлона. На самом деле, это была статуя Аида (Плутона), бога подземного мира. О том, что это место считалось входом в царство мертвых, говорят также обнаруженные на ионических полуколоннах надписи с упоминанием Плутона и Персефоны.


    "Мы сами убедились в смертоносных свойствах пещеры по время раскопок", - говорит Франческо де Андриа. - "Несколько птиц погибли на наших глазах, когда они подлетели близко к отверстию".

    Исследователи считают, что это место было популярным среди пилигримов вплоть до IV в. н.э. В VI веке оно было засыпано христианами. Несколько землетрясений также нанесли значительные повреждения сооружению.

    Птичек жалко..А про исследователей ничего не говорится..Неужели им не стало плохо?... wacko И вообще- страшное место. В России есть что то подобное на Камчатке- кажется, называется Долина смерти..
    Прикрепления: 8644309.jpg (35.2 Kb) · 6162697.jpg (38.8 Kb) · 8168775.jpg (24.0 Kb) · 9199956.jpg (35.2 Kb) · 0539881.jpg (30.2 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Суббота, 03.08.2013, 18:47 | Сообщение # 7
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Интересная профессия..на похоронах..

    Похоронному клоуну платили за то, что он переодевался в умершего, вел себя радостно, плясал и шутил. Римляне верили, что это отгонит злых духов и обеспечит умершему радость в загробной жизни. Во время похорон этот клоун бегал вокруг тела, шутил и кривлял умершего, его манеры. Некоторые из таких клоунов были в почете, и им предоставлялась честь обслуживать похороны знатных людей и императоров.
    Прикрепления: 0863296.jpg (32.3 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Вторник, 29.07.2014, 12:36 | Сообщение # 8
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Археологи в Италии изучают некрополь города Остии, главного порта Рима. Отличительная особенность погребений – мульткультурность: людей хоронили как по обряду кремации (трупосожжения), так и по обряду ингумации (трупоположения).К настоящему моменту открыто около 10 погребений. Интересно, что разные обряды встречаются в могилах людей, которые относились к одному и тому же роду.

    Остия бал основана в устье Тибра в VII веке до нашей эры. Долгое время она была главной гаванью Рима. Через неё осуществлялись поставки продовольствия в Город. Кроме того, Остия прикрывала подход к Риму по реке.Остия была всегда очень открытым и динамичным городом.Некрополь демонстрирует «свободный выбор»: каждый мог решать сам, что сделают с его телом после смерти. С распространением христианства по обряду кремации хоронить перестали.В некоторых погребениях найдены свинцовые таблички с надписями, проклинающими потенциальных грабителей. О других находках не сообщается.
    Прикрепления: 7730540.jpg (157.8 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Четверг, 05.02.2015, 20:01 | Сообщение # 9
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Крупнейший некрополь римского времени на территории Польши, который находится в области
    Куявия (север страны) – Карчин (Karczyn) станет объектом детального научного исследования.
    Археологи получили такую возможность благодаря средствам, полученным от Министерства культуры и национального наследия. Финансирование позволит определить диету, установить родственные отношение и происхождение погребённых в Карчине.


    «Оказалось, что некрополь существовал непрерывно в течение более чем трёхсот лет, с I до IV века нашей эры. Мы нашли более 120 захоронений с самыми разнообразными обрядами», – рассказывает руководитель раскопок Адряна Романьская (Adriana Romanska). Самой большой неожиданностью для археологов стало обнаружение двух
    гигантских погребений – крупнейших погребальных сооружений этого периода в Куявии. Им дали условное название «царские могилы». Обе имели впечатляющие каменно-земляные погребальные камеры. Глубина этих сооружений превышала два метра от современной поверхности. Археологи предполагают, что первоначально гробницы были также перекрыты курганами. К сожалению, оба сооружения были ограблены в древности.


    Неожиданным стали и результаты предварительных антропологических исследований останков из «царских могил». В одной из них были похоронены два человека: взрослый, которому было больше 20 лет, и подросток 14
    лет. В другой гробнице был погребён подросток 14–15 лет. «Присутствие двух подростков в “царских могилах” довольно необычно», – отмечает Адряна Романьская. По её словам, необычно и захоронение в одной «царской могиле» двух человек. Некрополь также необычен из-за большого разнообразия погребальных ритуалов. Кроме «царских могил» археологи также нашли многочисленные простые могилы, кремации в урнах, помещённые в могильные ямы, а также кремации в ямах, без урн. Был также и отдельный участок с групповыми захоронениями.


    Интересно, что в некрополе Карчин нашли покой и воины. Антропологи выявили на их костях изменения, характерные для наездников, управляющихся с оружием. Определённый интерес представляют также находки, ближайшие аналогии которым происходят из Причерноморья. Раскопками открыты также несколько печей, часть которых использовалась для кремации. Археологи планируют продолжить лабороторные исследования. Так, они собираются проанализировать древнюю ДНК, стабильные изотопы стронция, углерода C-13 и азота N-15. Это позволит реконструировать диету, родственные и культурные связи сообщества, члены которого похоронены в
    Карчине. Кроме того, запланированы палеоботанические, металлографические исследование и использование методов радиоуглеродного датирования.
    Прикрепления: 0479976.jpg (91.9 Kb) · 9039889.jpg (126.0 Kb) · 8333065.jpg (110.1 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Пятница, 13.03.2015, 17:28 | Сообщение # 10
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    В Сайренсестере, на юго-западе Англии (графство Глостершир), обнаружено редкое римское надгробие с надписью. Надгробие перекрывало могилу. Видимо, оно упало лицевой стороной вниз. В могиле обнаружены человеческие останки, в том числе кости черепа. На этом же участке некрополя были раскрыты погребения троих детей. Стела сделана из местного, котсуолдского известняка. На плиту нанесена пятистрочная надпись на латыни: «D.M. BODICACIA CONIUNX VIXIT ANNO S XXVII». Специалист по римской истории, доктор Ричард Рис (Richard Reece) переводит её следующим образом: «В память о Бодике, супруге, жившей 27 лет».


    Находка уникальна тем, что археологи теперь знают имя той, что похоронена под надгробием, говорит Нил Холбрук из организации Cotswold Archaeology. Он отметил, что надпись занимает только половину места, отведённого для неё. Ниже сохранились горизонтальные линии разметки. Вероятно, надпись планировали дополнить после смерти мужа Бодики, считает Нил Холбрук (Neil Holbrook). По его мнению, имя Бодика – кельтского происхождения. «Возможно, Бодика – это местная девушка из [современного] графства Глостершир, которая
    вышла замуж за римлянина или галла из Франции и приняла этот очень римский похоронный обряд», – сказал археолог.

    Он обращает внимание на то, что надгробие очень хорошего качества и должно было дорого стоить в римское время. Особенно интересен фронтон надгробия – треугольная верхняя часть – с его подробной резьбой. «Она выглядит как ниспадающие складки ткани или савана», – полагает Нил Холбрук.


    То, что надгробие сохранилось – удивительно, говорит археолог. В 1960-х годах на месте некрополя строили гаражи, строители снимали грунт всего в нескольких дюймах над стелой. Если бы они копнули чуть глубже, то
    разбили бы надгробие. Кроме того, в средневековое время римские стелы часто использовали в качестве строительного материала – для этого их вынимали, разбивали на части. Вероятно, надгробие Бодики сравнительно быстро упало и было присыпано грунтом, и поэтому средневековые строители не заметили его.

    Около 300 или 400 надгробий римского времени обнаружены на территории Великобритании. В Сайренсестере это десятая подобная находка. О датировке погребения и надгробия Бодики ничего не сообщается. Во время нынешних раскопок археологи выявили на этом участке 55 римских погребений. Ещё 70 могил были открыты здесь в 2011 году.
    В римское время на месте Сайренсестера находился город Кориний (Corinium). Это был второй по величине город в римской Британии после Лондиниума (современный Лондон).
    Прикрепления: 4899947.jpg (94.2 Kb) · 6407291.jpg (35.1 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Четверг, 10.05.2018, 17:13 | Сообщение # 11
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Анализ ДНК находит родственников в захоронениях римской эпохи 

    Ученые из Университета Эссекса при помощи анализа ДНК подтвердили родство между людьми, похороненными на кладбище на Батт-Роуд в Колчестере http://www.thehistoryblog.com/archives/51370 

    Кладбище начали использовать в III веке нашей эры, когда будущий Колчестер назывался Камулодун (Camulodunum), или Колония Клавдия Виктриценсис (Colonia Claudia Victricensis), и был заселен отслужившими свой срок римскими легионерами. Самый ранний слой составляет 61 захоронение, ориентированное по линии север – юг. Это погребения дохристианского периода. Христианским кладбище стало в IV веке, и могилы стали ориентировать по линии запад – восток, таких захоронений было сделано не менее 620, некоторые из них пересекают более ранние языческие погребения. Археологи нашли также в северо-западной части кладбища фундамент здания 320-340 годов постройки. Предполагают, что это была церковь. 

    Примерно в середине IV века на кладбище были построены шесть деревянных склепов, содержавших парные и одиночные захоронения. Также к этому периоду относятся три свинцовых гроба, два из которых украшены ранними христианскими символами. Другие погребения были сгруппированы вокруг склепов, в основном двух из них, у каждого из которых находится не менее тридцати могил. 

    Пространственные отношения погребений и остеологический анализ останков привели археологов, раскапывавших кладбище на Батт-Роуд в 1976 – 1988 годах, к выводу, что среди захоронений выделяются семейные группы. Теперь эта гипотеза была подтверждена после анализа проб ДНК, взятых из бедренных костей 26 погребенных. Для выявления родственников анализировалась митохондриальная ДНК, а также ген главного комплекса гистосовместимости. В итоге, например, двое взрослых мужчин, похороненных в соседних могилах, оказались близкими родственниками (отец и сын или двое братьев). Также были найдены мать с двумя детьми, две пары братьев, брат с сестрой, дядя и племянница. 

    Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Genetics

    Прикрепления: 1121465.jpg (108.1 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Четверг, 10.05.2018, 17:23 | Сообщение # 12
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    В 2000 году в Гроттаферате случайно нашли нетронутую гробницу - по одному ее положению на оживленной античной виа Латина можно уже сказать, что похоронены в ней люди состоятельные (чем больше денег, тем более оживленный участок дороги ты выберешь для гробницы, ведь чем больше мимо ходят люди, тем больше вероятность, что тебя будут помнить).

    В гробнице было два саркофага: матери, Аэбутии Кварты, римской матроны лет 40-45 (которую римские археологи, не вникая в античное произношение, зовут во всех документах Эбуцией) и ее сына от первого брака, Карвилия Гемелла, который умер в возрасте 18 лет и 3 месяцев.

    Находка эта удивительная - состояние консервации могил потрясающее, при открытии саркофагов обнаружили сохранившиеся следы цветочных гирлянд (!!!) из лилий, роз и фиалок.  Не очень понятно, подвергались ли оба тела мумификации, но следы мирта и скипидара, слой песка под телом и отверстие в саркофаге для дренажа влаги говорят о том, что - да, тела хотели сохранить. Что отдельно интересно, потому что обычно кремировали. Отдельно интересно, что покойникам не положили в рот монеты для Харона. И вообще на всем следы влияния какого-то нишевого, по тем временам, культа.

    Аэбутия была женщиной знатной и богатой - отец ее, кажется, был губернатором Африки, двое уже взрослых детей от двух мужей, на момент смерти замужем не была, жила в собственном имении в дорогущем Тускуле.  Статус и денежность подчеркивают и  саркофаги из греческого мрамора (стоят, как 48 годовых доходов простого работника) и отлично сохранившийся, рыже-красный парик Аэбутии из настоящих волос, животной шерсти и растительных волокон и переплетен золотыми нитями.  Если верить археологическому отчету, сделаны они так: единственную нить шелка (ту, которую дает шелкопряд) переплели полосками золотой фольги, получился золотой "волос" толщиной в 70 мкм.  Для сравнения - средняя толщина человеческого волоса - 90-110 мкм.


    А также "кольцо Карвилия"
    Античный 3D-портрет размером 1,72 на 1,2 см.
    Первый век нашей эры.
    За линзой из горного хрусталя толщиной в полтора мм - бюст молодого человека, отлитый из золота.
    Прикрепления: 9030773.jpg (107.3 Kb) · 1953926.jpg (89.1 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Вторник, 05.06.2018, 18:41 | Сообщение # 13
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Археологи обнаружили в Риме нетронутое захоронение второй половины IV века до нашей эры, сообщает Римское управление археологии, изобразительного искусства и ландшафта на своей странице в фейсбуке. Подробнее о находке рассказывается в The History Blog. Помимо прочих артефактов, исследователи обнаружили в нем бронзовые скребки, которыми удаляли с тела пот и грязь после занятий спортом. Поэтому захоронение условно назвали «могилой атлета».


    Захоронение было найдено на окраине Рима во время прокладки водопровода, когда экскаватор случайно проделал дыру в стене погребальной камеры. Могила была сделана в вулканическом туфе и сверху прикрыта массивной известняковой плитой. Археологи обнаружили в ней останки четырех человек, трех мужчин и женщины. Исследователи предположили, что это был семейный склеп, поскольку людей в нем хоронили в разное время. Внизу лежали останки женщины неизвестного возраста и рядом с ней скелет мужчины 35-45 лет. Мужчинам из более позднего захоронения было больше 30 и около 50 лет. Ученые уже передали останки генетикам для анализа ДНК.

    Помимо останков ученые нашли в погребении 25 артефактов, в основном глазурованные керамические чаши и тарелки. В них сохранились остатки приношений: кости кур, кроликов и ягнят или козлят. Кроме посуды и бронзовых скребков в могиле нашли бронзовую монету, датированную 335-312 годами до нашей эры. На аверсе была вычеканена голова богини Минервы, на реверсе — лошадиная голова и слово «Romana». Датировка подтверждается и стилем керамики.

    Прикрепления: 4434120.jpg (93.4 Kb) · 2884774.jpg (76.0 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Среда, 10.04.2019, 08:48 | Сообщение # 14
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Французские археологи открыли на Корсике богатое этрусское погребение. Оно датируется IV веком до н. э. и находится рядом с древним городом Алерия. Город некогда был греческим,  но перешёл от греков к этрускам после морского сражения около 540 года до н. э., в котором греки, потеряв сорок кораблей, проиграли этрускам с карфагенянами.



    В 259 году до н. э. город, как и весь остров, был захвачен римлянами. Корсика издревле пользовалась повышенным вниманием благодаря своему географическому положению – она находится в центральной части Тирренского моря, на пересечении морских путей между Лигурией и югом современной Франции. Алерия могла быть важным торговым пунктом, который обслуживал интересы этрусков, карфагенян и финикийцев, говорит Франк Леандри (Franck Leandri), руководитель экспедиции французского Национального института охранных археологических исследований (INRAP), которая ведёт раскопки на некрополе города. По его мнению, открытое этрусское захоронение поможет проверить эту гипотезу.

    Исследование погребения пока не закончено, но в нём уже нашли около 15 керамических сосудов, а также какой-то предмет, который может оказаться зеркалом или крышкой ящика. Среди сосудов – три чернолаковых кубка, а также ручка от ойнохойи (кувшина). Два скифоса (кубка с большими ручками) находились рядом с черепом. Другие останки погребённого не раскрыты – они перекрыты находками.



    Погребальная конструкция состоит из нескольких частей, вырубленных в грунте. Лестница из нескольких ступенек ведёт в длинный коридор (около 6 метров), примыкающий к прямоугольной погребальной камере площадью около 1 квадратного метра.Камеру открыли на глубине около 2 метров. Её свод обрушился в древности, поэтому камера заполнена глиной, в которой встречаются фрагменты керамики, гальки и угли. Предполагается, что склеп много раз открывали, чтобы захоронить очередного усопшего или поместить новые подношения. Все предметы, которые пока что удалось обнаружить, лежали выше уровня пола коридора. Так что дальнейшие раскопки, скорее всего, приведут к новым находкам.



    Археологи подчёркивают, что подобное погребальное сооружение последний раз раскапывали во Франции более сорока лет назад. Считается, что этрусские склепы были погребениями каких-то знатных людей. Этрусская культура сформировалась в Тоскане на рубеже X и IX веков до н. э. Процветающая цивилизация постепенно приходила в упадок, пока на рубеже II и I веков до н. э. последние этрусские города не были поглощены Римом. О культуре этрусков сохранилось очень мало письменных свидетельств, вот почему так важны археологические раскопки её памятников.
    По материалам INRAP и Reuters.
    Автор: Егор Антонов
    Источник: Наука и жизнь (nkj.ru)

    Прикрепления: 3645740.jpg (144.0 Kb) · 8064817.jpg (174.1 Kb) · 6017424.jpg (176.6 Kb) · 1122042.jpg (153.5 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Пятница, 09.06.2023, 19:39 | Сообщение # 15
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Ученые просканировали древнеримское захоронение, хранящееся в Йоркширском музее, и создали его 3D-модель.Обычно в гроб помещали одного умершего. Однако в выбранном для исследования — несколько человек: двое взрослых и младенец. Они скончались в одно время.

    При их погребении проводился редкий ритуал — облаченные в одежды и обувь и помещенные в гроб тела залили жидким гипсом. Останки и ткань со временем истлели, но застывший материал сохранял их очертания. И именно это позволило ученым создать подробную 3D-модель.



    Сканирование раскрыло мельчайшие детали первоначального захоронения. Например, ученые увидели ленты, которыми перевязали погребальный саван на голове взрослого, а также полосы ткани, которыми обернули ребенка.

    Результаты сканирования, по мнению археолога Люси Крайтон, невероятные. "Они показывают трагедию, произошедшую в Йорке 1600 лет назад", — уточняет ученый. Археологи до сих пор не знают, почему тела заливали гипсом. Вероятно, ритуал использовался для погребения людей высокого статуса. Подобные захоронения находили в Европе и Северной Африке. В Йорке и его окрестностях нашли 45 таких могил.
    Прикрепления: 4409752.jpg (189.3 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:
    © 2008-2013 Карта сайта 10.12.2024, 07:57