Турецкие археологи заявили, что на территории страны находится самый древний из сохранившихся храмов мира - утверждается, что ему 12 тысяч лет. Руины, обнаруженные в 1986 году, расположены на холме Гебеклитепе возле Харрана - древнего города на юго-востоке Турции у границы с Сирией. Раскопки в регионе активно ведутся с 1995 года, однако существенные для науки открытия здесь появились лишь в 2005 году. Возраст храма определен благодаря недавно найденным в развалинах статуэткам - изображениям человеческих фигур с головами животных, птиц, насекомых и земноводных. Найдены также изображения безголовых фигур.
Район Харрана и Шанлыурфы считается одним из древнейших постоянно обитаемых регионов мира. Согласно легендам, там бывали Адам и Ева. В Библии сообщается, что в Харране жил пророк Авраам. По мусульманским преданиям, пророк Ибрагим (Авраам) был родом из Урфы (христианское название - Эдесса, ныне - Шанлыурфа) и провел некоторое время в Харране. Близ Харрана сохранился колодец, в который, по мусульманскому преданию, завистливые братья бросили пророка Юсуфа (библейского Иосифа Прекрасного). До сих пор статус древнейшего принадлежал храму на острове Мальта, датируемому рубежом VI-V тысячелетий до нашей эры.
Археологи назвали курган Гёбеклитепе Эдемским садомА немецкий журнал «Der Spiegel» опубликовал статью, в которой говорится, что руины Эдемского сада, из которого были изгнаны Адам и Ева, находятся в юго-восточной турецкой провинции Шанлыурфа на холме Гёбеклитепе.
Проводимые здесь археологические раскопки открыли миру находки, которые ставят под сомнение всю предыдущую информацию, связанную с доисторической эпохой и путём развития человечества. В Гёбеклитепе обнаружены следы надписи, сделанной 11.000 лет назад. Получается, что первые люди охотились на территории Турции, Сирии, Ирака и Ирана, а затем осели в Гёбеклитепе и начали возделывать здесь землю. Это подтверждают и найденные прежде останки храмов. Таким образом, новые находки Гёбеклитепе демонстрируют новый взгляд на постепенный переход человечества к осёдлому образу жизни.
В своем интервью американскому журналу Smithsonian немецкий ученый из Гейдельберга Клаус Шмидт, возглавлявший экспедицию рассказал, что храм Гёбеклитепе представляет собой круги диаметром от 15 до 50 метров, окруженных прямоугольными каменными стенами около 3 метров высотой. Многие из столбов являются резными колоннами с рельефными фигурами животных. Кроме быков, лисиц и журавлей, на колоннах можно различить львов, уток, скорпионов, муравьев, пауков и змей. Внутри окружностей были найдены также отдельно стоящие скульптуры, изображающие животных. За последний сезон раскопок археологи обнаружили статуи человека и скульптуры головы грифа и кабана.
Если судить по возрасту построек, то их сооружали вовсе не оседлые люди, а кочевники - охотники и собиратели. Значит, это они вырубали глубокие катакомбы и ставили при входах в них массивные каменные столбы. Значит, найденные в Северном (Турецком) Курдистане, неподалеку от деревушки Гёбеклитепе, постройки возникли еще до того, как в обиходе человека появились керамическая посуда и ткани - характерная примета более поздней фазы неолита. Землепашество и содержание домашнего скота тоже еще было делом далеких поколений.
Монументальное строительство - один из элементов, присущих оседлому образу жизни, который наука всегда связывала с освоением людьми сельского хозяйства - с животноводством и выращиванием растительных культур. Этот род занятий никак не совмещается с кочевым образом жизни, свойственным племенам охотников и собирателей. Однако похоже, что люди (а это были охотники и собиратели), жившие одиннадцать с половиной тысяч лет назад в местах, где теперь разместилась деревушка Гёбеклитепе, чтобы приступить к строительству, не нуждались в той сельскохозяйственной революции, которая много позже двинула вперед хозяйственную и духовную жизнь обитателей неолита.
Природа этих мест давала им в те далекие доисторические времена все необходимое для безбедной жизни. Здесь росли нескончаемые леса фисташковых деревьев и дубов, на сочных лугах паслись тучные стада газелей. Вдали возвышались вулканы, оставлявшие после извержений застывшую стеклоподобную массу, пригодную для изготовления клинков и ножей, наконечников для стрел и копий. Эти доисторические племена жили, по существу, в райском саду. Не удивительно поэтому, что сама природа приковала древних охотников к определенному месту. И у них возникла потребность строить.
Сообщество людей в недавно открытом поселении, по мнению археологов, было организовано на основах всеобщего равенства: частной собственности еще не существовало. Лишь вождь возвышался над всеми, и ему приписывалось божественное происхождение. Такие племенные порядки несколько напоминают обустройство раннего Египта, только здесь все это уже было за семь тысяч лет до того, как на Ниле возникло первое на Земле великое государство, и за пять тысяч - до образования городов-государств в Междуречье.
Религиозные ритуалы Гебеклитепе до сих пор остаются загадкой для ученых. Возможно, это картины-символы, перед которыми приносили жертвы в надежде на удачную охоту, а возможно – просто картинки, изображающие окружающий мир. У Клауса Шмидта, впрочем, есть еще одна теория о храме, которую еще требуется подкрепить доказательствами. Он уверен, что первый круг камней находится на месте захоронения каких-то важных для племен людей. Сам Т-обращный вид колонн с небольшой "маковкой" отдаленно напоминает контуры человека, изображенного в профиль, а это наводит на мысль, что Т-образные колонны символизируют людей, а в храме Гёбеклитепе, таким образом, поклонялись своим предкам.
Центром освоения земледелия прежде всегда считалась местность, занимаемая ныне Палестиной. Там находят археологи и остатки старейших поселений из глиняных домов, похожих на казармы. Но, как теперь выясняется, и жители Иерихона не были здесь первыми строителями. В последние годы археологи начали исследовать земли, ранее обойденные вниманием науки. Они лежат в тысяче километрах севернее Иерихона, в верхнем течении Евфрата и Тигра. Там, где сегодня расположено местечко Чайоню (на северо-восток от Гёбеклитепе), в раскопках найден сотканный из льна кусочек ткани. Это по древности первое в истории текстильное изделие, о котором сегодня знают ученые. И второе новшество. В селении Джерф-эль-Амар в северной Сирии были найдены так называемые пиктограммы - знаки рисуночного письма. Они были нацарапаны на маленьких камнях из мягкого минерала. Пока это самый ранний предвестник письменности: пиктограммы относятся к IX тысячелетию до Р. Х.
Но как и чем жили осевшие на месте древние обитатели верхнего Двуречья? Крестьянами они, по всей видимости, не были - культивированных растений не обнаружила ни одна из раскопок. Да и посуду, чтобы сварить похлебку, еще не изобрели - она появилась лишь в VII тысячелетии до Р. Х.
Люди, жившие некогда в верховьях Тигра и Евфрата, питались главным образом мясом диких животных, на которых охотились степные охотники, вооруженные копьями и луками. Археологические экспедиции на территории так называемого "плодородного полумесяца" (области, напоминающей в плане узкий серп Луны и протянувшейся от севера Египта до юго-востока Турции) показали, что причины оседлости везде были те же, что и в окрестностях Гёбеклитепе: не крестьяне строили первые дома, а умелые охотники, для которых добычи здесь было в избытке. Обнаруживаемое при раскопках множество костей газелей все более убеждает археологов, что стада этих животных служили главным источником белковой пищи.
Урожай дикой пшеницы-однозернянки
Норвежский биолог Манфред Хойн решил на основе молекулярных исследований выяснить, из каких мест происходит злак однозернянка - прародительница современных пшениц. Однозернянка считается главной культурой времени зарождения сельского хозяйства. Из сравнения генов Хойн сделал вывод, что ее прародина находится в тех местах, где археологи ведут раскопки, о которых здесь рассказано, - в Северном Курдистане (юг-юго-восток Турции), там, где природа создала для людей рай на Земле.Таким образом, новые находки Гёбеклитепе демонстрируют новый взгляд на постепенный переход человечества к осёдлому образу жизни.