В 60 км от Симферополя обнаружили царские курганы и некрополь, где хоронили жителей города. Неаполь Скифский Это открытие стало главной сенсацией археологического сезона раскопок в Крыму. Как предполагают ученые, им посчастливилось обнаружить в степи полуострова, в 60 км от Симферополя, древнюю столицу Скифии. До сих пор была известна только одна скифская столица - она находилась на месте современного Симферополя и называлась "Неаполис", то есть "новый город", связанный с деятельностью царя Скилура и его наследников. В туристических гидах этот археологический комплекс известен как Неаполь Скифский, открытый еще в 1827 году. Исследователи предполагали, что до "нового города" вероятно, где-то был и "старый". На его поиск ушло много времени, и наконец-то экспедиции Крымского филиала Института археологии НАН Украины улыбнулась удача. "Мы знаем много скифских поселений, десятки тысяч курганов, но памятников такого масштаба и статуса давно уже не находили, - комментирует открытие директор Крымского филиала Института археологии НАН Украины Виктор Мыц. - Такие открытия бывают раз в сто лет. Найти город с оборонительными укреплениями - об этом можно только мечтать! Мы нашли административный и культурный центр крымской Скифии по крайней мере III века до нашей эры, который оказывал влияние на весь регион. Там были цари!".
Раскопки кургана Беш-Оба На поиск города ушло много времени. Ученые несколько лет работали в районе одного из самых крупных в Евразии некрополей, исследуя окрестности комплекса курганов Беш-Оба, пока не наткнулись в степи недалеко от Белой скалы (Ак-Кая) на руины древних построек. Выяснилось, что жители из ближайших сел давно уже растаскивают камни для своих хозяйств. Именно на Белой скале ранее были обнаружены самые выдающиеся скифские могильники - царские курганы. Оказалось, что и резиденция скифских царей - совсем близко. Ак-Кая. Белая Скала Разведочные раскопки вывели археологов вместо средневекового культурного слоя сразу же на очень интересный античный - были открыты стены, башни, помещения, святилища, слои пожаров. Сравнения планов раскопок с аэрофотосъемкой и съемкой из космоса показали, что найден большой город с крепостью, который существовал на два столетия раньше, чем Неаполь Скифский. Это открытие обещает дать уникальный материал для изучения истории кочевых народов Северного Причерноморья.
По фрагментам кладки специалисты легко определяют архитектуру города. Он занимал площадь около 10 га, и не раз переживал осады и пожары. Дома и хозяйственные постройки были обнесены мощной крепостной стеной, толщина которой достигала пяти метров. Определить датировку помогла греческая керамика, в большом количестве обнаруженная в жилых кварталах. На свои гончарные изделия древние мастера ставили именные клейма, по которым можно определить период изготовления этих амфор и кувшинов - в данном случае это середина III века до нашей эры. Исследования памятника будут продолжаться еще не один год. Но уже сейчас археологи говорят, что в черноморском регионе - это самое значительное открытие XXI века.
Ученым удалось найти и некрополь, где хоронили жителей города, не принадлежавших к знати. При этом исследователи столкнулись и с загадочным случаем костницы - когда захоронения были сделаны на стороне, а кости 80 воинов были принесены и выложены в склепе. Люди, которые были там похоронены, имеют много ран в области черепа - удары тупыми орудиями и сквозные удары стрелой, многие из них погибли во время военных действий. Среди вещей, обнаруженных в этом склепе, есть и зеркало, которое было сделано в Греции в III веке до н.э. На зеркале есть удары от ритуального убийства, зеркало уничтожили и положили к покойнику. Интересна курильница - сосуд для ароматических благовоний, которые сжигали внутри. Много керамической посуды - горшков, мисок, кувшинов, с характерным покрытием, которое называется - лощение. Такие же лепные сосуды, которые блестели на солнце, найдены и на городище, что позволяет нам говорить о том, что это люди одной культуры и мы можем связать археологию жизни и археологию смерти.
Боги скифов Геродот дает имена скифским богам и тут же поясняет их при помощи греческих названий божеств. Более всех, по его словам, почитают Табити греческую Гестию, т.е. богиню царского очага, Папая, приравниваемого к Зевсу. Его супруга Гея (Земля) у скифов именовалась Апи. Гойтосир скифов соответствует Апполону, Аргимпаса - небесной Афродите, одному из образов этой богини. Посейдон греков именовался Фагимосадом и почитался только у царских скифов. Имена скифских божеств почти все объяснимы от иранских корней. Двум божествам - Гераклу и Арею - не дается скифских имен. Впрочем сопоставляя легенды, нетрудно увидеть, что Геракл - это скифский Таргитай, бог родоначальник. Арей почитался в виде короткого меча - акинака. Познейшие писатели считали это название именем бога. Геродот утверждает, что только ему ставились алтари, а другие боги не имели алтарей, храмов, статуй. Арею воздвигались в каждом доме в виде огромных постоянно подновлявшихся куч хвороста. Кровавые жертвы ему приносились теми же животными, что и всем богам, но также в виде каждого сотого пленного железному акинаку, водруженному на таком алтаре. Жертвам на голову возливали вино. Их закалывали над чашей и кровь в ней несли и возливали на акинак Арея. У жертвы отрубали правую руку и бросали ее в сторону трупа. Все это оставляли на месте и по совершении всех священнодействий удалялись. Остальным богам приносили в жертву всех животных, особенно лошадей, но отнюдь не свиней, которых скифы не разводили. Жрецов отдельных божеств, по - видимому, у них не было. Их функции исполняли цари и другие лица у священного золота на земледельческом празднике.
Скифский сосуд с изображением Таргитая Если у скифов не было профессиональных жрецов, то у них было много прорицателей, которые гадали по ивовым прутьям, разложенным по земле, которые надо было за тем как - нибудь перебирать, и по ним давали свои предсказания. Среди этих гадателей были некие " энареи", носившие женскую одежду, делавшие женские работы и не вступавшие в брак. Эти обязанности якобы были возложены на них за разграбление храма Афродиты небесной в Аскалоне в Сирии во время их походов в Переднюю Азию.
Наиболее знамениты скифские погребения. Скифы хоронили мёртвых в ямах или в катакомбах, под курганными насыпями. Обряд погребения скифских царей описан Геродотом. Когда царь умирал, его тело в течение сравнительно долгого времени возили по скифским дорогам, и скифы должны были всячески выражать печаль по поводу кончины владыки. Затем тело царя привозили в Герры, клали его в могильную яму вместе с его убитой женой, убитыми слугами, лошадьми и насыпали над ним огромный курган. В общем скиф представлял себе потустороннюю жизнь как некое повторение действительной. Его обеспечивали настолько, чтобы он оставался тем же, чем был здесь, царем, войном, слугой. Социальные порядки по ту сторону смерти представлялись скифу неизменными, земными. Законы религии блюлись строго. Вероотступничество каралось смертью.
В царских курганах скифов находят золотые сосуды, художественные изделия из золота, дорогое оружие. Большинство этих курганов ограблено ещё в древности.Древнейшие скифские курганы относятся к VI в. до н. э. К архаическим курганам относится Мельгуновский у Кировограда. В нём был найден железный меч в золотых ножнах, на которых изображены крылатые львы, стреляющие из луков, и крылатые быки с человеческими лицами.C VI-V вв. до н. э. вещи из скифских курганов отражают связи с греками. Несомненно, что некоторые, причём самые художественные вещи сделаны греками. Курган Чертомлык расположен у Никополя. Высота его земляной с каменным цоколем насыпи 20 м. Она скрывала глубокую шахту с четырьмя камерами по углам. Через одну из этих камер шёл ход к погребению царя, ограбленному ещё скифами, но от грабителей ускользнула лежавшая в тайнике золотая обкладка футляра для лука, на которой изображены сцены из жизни Ахилла. Погребение наложницы царя не было ограблено. Её скелет с золотыми украшениями лежал на остатках деревянного катафалка. Рядом нашли большой серебряный таз, возле которого стояла серебряная ваза, высотой около 1 м. Она представляла собой сосуд для вина и снабжена внизу кранами в виде львиных и конских голов. На вазе изображены растения и птицы, а выше - скифы, украшающие лошадей. Изображения выполнены в традициях греческого искусства. Курган Толстая Могила (находится в 10 км от кургана Чертомлык) содержал богатейшее погребение с множеством золотых вещей, несмотря на то что, он тоже был ограблен в древности.
Ваза из кургана Чертомлык Наибольшего внимания заслуживает меч в золотых ножнах и пектораль - шейно-нагрудное украшение. Самым замечательным из всех произведений ювелирного искусства является пектораль. Она массивна, её вес более 1 кг, диаметр более 30 см. На ней три зоны изображений, разделённые золотыми жгутами. В верхнем (внутреннем) поясе - сцены скифского быта, в центре - двое обнажённых мужчин шьют меховую одежду, растянув за рукава. Справа и слева от них - лошадь с жеребёнком, а на концах композиции - летящие в разные стороны птицы.Средний ярус представлен растительным орнаментом, выполненным на сплошной пластинке.Нижний ярус заполнен борьбой животных. Фигуры сделаны каждая особо, а затем они прикреплены на свои места, по мере удаления их от центра композиции они уменьшаются (см. приложение)По художественности исполнения и по количеству образов пектораль не имеет себе равных.
Золотая пектораль из кургана Толстая Могила Золотая пектораль. Деталь В скифских курганах наблюдается сильное имущественное расслоение. Встречаются курганы маленькие и огромные, одни погребения без вещей, другие - с огромным количеством золота.Имущественное равенство здесь настолько сильно, что вывод о бурном процессе классообразования напрашивается сам. Так перечисленные явления истории Скифии способствовали широкому распространению общих форм материальной культуры и ускоряли развитие общества, еще сохранявшего много первобытных черт. Скифы создали первое после урартов государство, они создали свое искусство. Многое из него вошло в мировую русскую культуру. Во II в. до н. э. скифы были вытеснены сарматами в Крым и на полоску западного побережья Северного Причерноморья. В III в. до н. э. они основали там столицу Неаполь. Он расположен на окраине Симферополя.
В предшествующих культурах юга СНГ нет ничего, что можно было бы связать со скифо-сибирским "звериным стилем". Однако общие элементы этого стиля, наблюдаемые по всей территории евразийских степей и прилегающей лесостепной полосе, его распространение, позволяют предположить источником стиля Ближний Восток, в области северного Ирана. Существует, однако, и другая версия. Ведущая роль в формировании звериного стиля здесь отводится скифам Причерноморья и сакским племенам Средней Азии. В последнее время наибольшее признание получила версия об отсутствии единого источника происхождения описываемого стиля. Исследователи - скифологи одинаково выявляют связь скифо-сибирского стиля с культом доблести, исходя из того, что сюжеты и образы принадлежали аристократии, связанной с войной и магическими ритуалами.
В "зверином стиле" украшали преимущественно оружие, конское снаряжение, а также ритуальную посуду и костюм. Искусство "звериного стиля", органически связанное с вещами определенного назначения, отличается приспособленностью изображения к формам этих вещей умением размещать фигуры в пространстве, сочетанием живого реализма со стилизацией образов. Собственно скифский стиль отличается от сибирского приемами стилизации, восходящими к технике резьбы по дереву и кости, а также некоторыми персонажами, свойственными только для скифского (лось), или только для сибирского стиля (медведь).
В скифо-сакском искусстве просматриваются изменения в стилизации и зверей. Так, например, раннему искусству не свойственна "боязнь пустоты", подчеркивание деталей и особенностей того или иного животного, для этого обычно использовались резко ограниченные плоскости и гораздо реже дополнительные детали. В более позднем скифо-сибирском стиле часто встречается украшение отдельных частей тела животного дополнительными звериными мотивами. Так, например, в бедро или плечо зверя вписываются изображения других животных, а хвосты и шеи украшаются звериными или птичьими головками. Наиболее яркими образцами искусства скифо-сакских племен известен Горный Алтай.
Основными орнаментами в скифском искусстве можно считать образные " турьи рога ", спиралевидные (в деталях животных) бегущие волны, а также орнаменты, наподобие георгиевских крестов, крестовидные фигуры из трезубцев или бутонов цветов, стилизованные свастики и ажурные кресты. Основным мотивом в растительном орнаменте фигурирует " запятая ", вписывающаяся в украшения из листьев, а основными деталями были розетки, пальметки, трех лепестковые и более сложные листья, бутоны, и цветки лотоса иногда вписываемые в геометрические фигуры.
В животных орнаментах, исходя из общей тенденции заполнения орнаментом всей поверхности украшаемого предмета, можно говорить о двух основных приемах: геральдическом сопоставлении одних и тех же фигур, и усложненном мотиве дополнительного разветвлении одного и того же рисунка. В скифском изобразительном рисунке присутствуют орнаменты из деталей животных, например из клыков кабана, или когтей зверей и птиц. В изображениях животных преобладает изображение лося в сочетании с хищниками, и горного барана или архара, множество изображений орлов и грифонов. Встречаются изображения и водоплавающих птиц, в частности, гуся.Из домашних животных горноалтайцами изображались лошади в различных позах; бредущие лежащие и геральдически сопоставленные, а также петухов, как переработку китайских фениксов (фын-хуань).
Изображения же рыб крайне схематичны: контурный абрис, распластанный плавник в профиль и боковые плавники по контуру. Хотя горно-алтайские художники хорошо знали орлов, но изображали они не их, а мифических ушастых грифов с гребнем и нередко с хохолком. Орлами по существу можно считать единичные находки с опущенными крыльями, сходными с причерноморскими. Голова грифа, как самостоятельный мотив или в сочетании с другими мотивами получила на Алтае настолько широкое распространение, что его можно встретить во всех крупных захоронениях. Ушастыми грифами не ограничивались и широко использовали мифических грифонов, рогатых львиных и орлиных, похожих на грифонов Средней Азии. Среди произведений горно-алтайцев много фантастических животных, сочетающих в себе признаки не только различных видов но и различных семейств. Например грифовые головы с оленьими рогами, или собачьи головы с кабаньими клыками, зубастая голова барана с хохолком и гребнем грифа и рогатые тигры.
Раскопки велись и в 19 веке... В своих дневниках путешествий на Иссык-Куль в 1856-м, затем в Кашгарию в 1858 году Чокан Валиханов описывает виденные им памятники археологии, и прежде всего курганные могильники, а также каменные изваяния и городища. Первым, кто это сделал в Алма-Ате и ее окрестностях, был Н. А. Абрамов: "В укреплении, ныне городе Верном и его окрестностях, в 1860 г. я видел до 40 курганов...". Сведения о памятниках вошли в труды проф. Томского университета В. М. Флоринского, который провел разведку в окрестностях Верного и раскопал курган.В 1889 году Н. Н. Пантусов раскопал в окрестностях Верного три кургана. Два из них находились на правом берегу реки Весновка.
Первый имел высоту около 3 м, диаметр – около 25 м. На глубине 2,36 м были обнаружены остатки тризны, керамика. Могильная яма ориентирована с востока на запад и перекрыта бревнами в один ряд по направлению север – юг (с – ю). Найдены останки сильно истлевших костей в северном углу могилы, зола, клочки тонких листочков золота. Второй курган, расположенный в 5 м от первого, имел аналогичные размеры. Устройство могилы идентично, какие-либо кости и вещи отсутствовали. Третий курган находился у дороги Верный – Ташкент, между реками Большая Алматинка и Карасу. Он входил в состав большого могильника. Высота кургана 6 м, диаметр – 80 м. На склонах кургана находились поздние могилы. В 1894 году Верный посетил известный ученый-востоковед В. В. Бартольд. Вместе с городским архитектором П. В. Гурдэ он осмотрел развалины старого города, которые находились к юго-западу от Верного, напротив Большого Алматинского ущелья. По рассказу П. В. Гурдэ, здесь еще недавно были видны остатки кирпичных строений, и направление всех улиц можно было определить с точностью, теперь все цельные кирпичи увезены и остались только следы построек... В одном месте находилось возвышение в виде подковы, которое, вероятно, указывает на местоположение башни... Кирпич... походил на китайский... от кирпича мусульманских построек он отличается очень существенно. Несколько обрывов указывают на местоположение мельниц, там же прежде были жернова, которые теперь также были увезены...Вблизи городища видны курганы; в одном из них нашли каменную бабу.
Интенсивное хозяйственное освоение территории и быстрый рост Верного в конце XIX – начале XX вв. способствовали появлению большого количества так называемых случайных находок.В 1884 году в 12 км от города по дороге в Горном Гиганте был найден прямоугольной формы жертвенный стол размером 111x124 см на высоких (16,5 см) подставках в виде ног животного (быка). По краю стола шириной 4 см расположены 30 крылатых львов.В 1887-м на восточной окраине города найдены бронзовые украшения ножек жертвенника в виде крылатых драконов и львиных лап и бронзовая курильница. В 90-х годах XIX века на юго-западной окраине найдены железный шлем, серебряные и медные джагатайские монеты, золотая монетка, буддийская медная курильница на трех высоких ножках с рельефным украшением в виде человеческих полумасок, бронзовый котел на трех ножках. В 1893-м на юго-западе, на правом берегу Каргалинки, был найден котел с украшением в виде баранов на ножках.Многочисленные находки медных (бронзовых) котлов имели место как на территории города, так и в ближайших окрестностях.Находили предметы вооружения. В 1907 году в обрыве р. Каргалинка найдены кинжал, конские железные путы, удила.Часто случались находки наконечников стрел. В 1912-м в ущелье р. Большая Алматинка была обнаружена кольчуга. В этом же году около Большой Алматинки найден бронзовый жертвенник. Это неглубокий поднос квадратной формы на подставке в виде усеченной пирамиды. В четырех углах подноса расположены четыре крылатые фигуры кошачьих хищников (барсов).В 1913 году севернее Парка культуры и отдыха был найден клад вещей: пряжки от уздечки, бляшки VII–V вв. до н. э.
В 20-е годы активную исследовательскую деятельность региона вел В. Д. Городецкий. Им были обследованы остатки поселения в одной версте к югу от Алма-Аты. Поселение находилось у подножия Заилийского Алатау на правом берегу Весновки по дороге в Каменское ущелье. Оно представляло собой "остатки" – ряд возвышений в воде холмиков либо вала.Но главным исследователем Алма-Аты 20–30-х годов становится Б. Н. Дублицкий. В 1928-м им и А. И. Мордухай-Болтовским вскрыт небольшой курган (высота 2 м) из цепи вдоль левого берега Малой Алматинки, в 3 км к югу от города. Могильная яма состояла из двух частей и заключала в себе захоронение человека и коня. Особенностью этого захоронения явилось наличие над скелетом человека свода неформованного сырцового кирпича; скелет лежал на спине, череп был положен на небольшую доску, помещенную на грудную клетку. Близ скелета лежал кусок красной краски и медная монета, которая была определена в Эрмитаже как монета царя Северо-Западной Индии Мренаса (I в. до н. э.). Рядом в другой могильной яме найден конский костяк в согнутом положении и без инвентаря. Видимо, очень сходное захоронение было исследовано проф. В. Н. Кораблевым. Курган находился на правом берегу р. М. Алматинка, вблизи усадеб № 10–12 по Дачной улице. Высота кургана 3 м. В левом секторе было найдено двойное захоронение человека с конем (конское сверху). В другом секторе – захоронение ребенка 10–14 лет, оно не разграблено. В 1935 году Б. Н. Дублицким было проведено обследование территории артиллерийского дивизиона (угол улиц Гоголя и Дунганской). Там при проведении земляных работ был обнаружен медный котел (высота 0,6 м, диаметр 71 см) на глубине 1,9 м. На поверхности отсутствуют следы могильной насыпи. Рядом с котлом – керамика, кости. В разрезе на глубине 1,6 м виден 6-сантиметровый слой пепла.Курганы левого берега М. Алматинки находились по правую сторону дороги Алма-Ата – дом отдыха "Медео", между речками М. Алматинка и Весновка, и состояли из трех групп: 1. 10 курганов рядом с территорией военного лазарета (высота 2 м, диаметр 20 м). 2. В 7 км от Алматы по обе стороны шоссе Алматы – Медео, включает 6 курганов (высота 2–3 м). 3. Курганное поле бассейна р. Поганка было расположено по обеим сторонам дороги из Алматы в Каргалинку, между площадками биокомбината и плодоконсервного комбината. Во всех курганах найдены костяки и погребальный инвентарь, а также керамика, накладка на поясе из пластинки тонкого листового золота с рельефным орнаментом в виде ряда спиралей (1 к-н), золотое спиралевидное кольцо, золотая листовая привеска (2 к-н), золотое кольцо, золотая листовидная подвеска (3 к-н). Эти места были интересны всегда... Жизнь коротка, искусство вечно.
В новостях бегущей строкой: В Геленджике на берег выбросило древнюю скифскую статую!
Из подробностей- пока только одна статья Комсомольской правды.
Каменное изваяние, которому, по оценкам экспертов, минимум 2,5 тысячи лет, жители Геленджика обнаружили после сильнейшего шторма. Высеченную из глыбы ундину выбросило прямо на городской пляж. По словам местных, таких сюрпризов море им еще не подкидывало.Сбежавшийся на пляж народ тут же начал снимать диковинку на мобильники. Когда ее измерили, выяснилось, что ширина каменной девушки с хвостом составляет почти два с половиной, высота - более полутора метров. Вес же ундины, по предварительным оценкам — несколько тонн. На глыбе изображена скифская богиня-мать, описанная только Геродотом. Согласно легенде, в низовьях современного Днепра росла священная для скифов роща — Гилея. В ней обитал демон в виде русалки со змеиным хвостом. Это существо по преданию и являлось прародителем скифских племен. На Кавказе они селились в 8-7 веке до нашей эры, в то время как Геродот описывал быт и уклад народов, живших намного позже. Но независимо от эпохи, свою богиню скифы изображали одинаково.За 2,5 тысячи лет уровень Черного моря поднялся на несколько метров. Роща оказалась затопленной, равно как и камни с барельефами русалки-богини. И вот на днях одну из глыб выбросило на берег мощным штормом.
Местные историки уже предложили перенести артефакт в музей Геленджика. Если древнескифская ундина будет валяться на пляже, ее просто вдавят в гальку бульдозеры, которые будут равнять пляж к началу курортного сезона. Скульптуры, относящиеся ко времени существования скифов, в нашей стране можно пересчитать по пальцам. Но подлинность барельефа русалки еще надо проверить.До недавнего случая русалок в камне находили поодиночке. Геленджикская же ундина в правой реке держит сову, а левой гладит оленя. А эти существа, как правило, встречаются только в греческой мифологии.
В Ставропольском крае российские археологи неожиданно обнаружили сенсацию последних 50 лет — шедевры древней торевтики: изделия высокого мастерства были созданы греками по заказу скифов. Их царство с центром в Крыму просуществовало до второй половины III в. н. э. и было сметено готами. Уникальные артефакты спасла от разрушения наблюдательность искателей. Ученые допустили научкора «МК» к сенсационной находке. В прошлом году в 20 км от Ставрополя исследователи случайно сделали уникальные открытия периода расцвета Скифии в кургане, который, казалось бы, не предвещал ничего особенного. Дело в том, что на этой территории работы проводились уже в течение многих лет — было раскопано несколько десятков курганов. В основном это курганы эпохи бронзы. И казалось, что и этот курган высотой немногим более 3 метров ничего не предвещает. Между тем…. — Памятник я не буду называть пока — его исследование продолжается, а «черные копатели» не дремлют... Укажу только район — Шпаковский, — посвящает «МК» в научные тайны Андрей Белинский, руководитель ГУП «Наследие» (открытие принадлежит именно его исследователям). Пока неизвестно, к кому эти золотые шедевры «прилагались». Они были спрятаны на периферии кургана, в тайнике, а сам курган был полностью выграблен. Свидетельство тому — огромная яма. Но парадокс — золото как-то и не заметили... В «секретном» каменном ящике оказались: гривны, перстень и сами шедевры древней торевтики. Предмет конусовидной формы со сценами: с одной стороны — два грифона терзают жеребца и с другой — два грифона терзают оленя. «Работа невероятно тонкая, — водит пальцем по поверхности находки археолог Белинский. — Эти вещи первично можно датировать V–IV веками до н.э.». Самое удивительное, что историки ранее считали, что на территории Ставрополья находок периода, к которому принадлежит найденное золото, быть не может. Однако удача команды искателей под руководством Белинского опровергла эти предубеждения. Теперь стало понятно, что на территории Ставропольской возвышенности есть скифская культура, которая соотносится с широко известной в Крыму.
Найденные на юге России археологами древние работы по золоту невероятно высокого качества: на изделиях можно разглядеть мускулатуру у людей и сделанные насечками пятна на шкуре у оленей — так неизвестный мастер обозначал вид этого животного. Золотых дел греческие мастера выделили у грифонов и у оленя отчетливые половые признаки. На втором предмете мы видим три парные фигуры, формирующие батальную сцену. У воинов можно рассмотреть складки на одежде, швы, обувь, типы луков и колчанов. В нижней части «картины» еще две фигуры. Один лежит, а у второго, по всей видимости, отсечена голова (рядом с ним лежит, вероятно, скальпированный череп). Ярко выражен и образ одного участника сцены — лицо пожилого человека испещрено филигранными морщинами, а голова украшена тонко проработанной прической.
— Как специалисты интерпретируют эти изображения?
Совершенно точно — это два ритуальных предмета. Один из них это своего рода скифская «чаша Грааля». Изображения грифонов, терзающих оленя и жеребца, скорее всего, связаны с нижним уровнем скифской модели мира. То есть с подземным миром. Один из наиболее реальных вариантов толкования — это описанный еще греком Геродотом сюжет из скифской мифологии о возвращении скифов из походов по Передней Азии, когда их встретили дети, нажитые женами с рабами в их отсутствие, вследствие чего произошла схватка скифов с собственными рабами. Но помимо лежащего на поверхности пикантного сюжета может быть гораздо более глубокая интерпретация изображений. Одно несомненно: это шедевры древней торевтики, выполненные настолько искусно, что бесспорно достойны оказаться в первой десятке известных золотых шедевров скифского искусства, которые хранятся или хранились в Гохране в Киеве и которые были найдены на территории Украины в период Советского Союза.
— Как эти предметы могли использоваться при жизни?
— Эти два ритуальных предмета использовались в очень специальных церемониях: они, несомненно, могли применяться жрецами высочайшего уровня. Все говорит о том, что, скорее всего, они принадлежали царю или монарху, который одновременно являлся и верховным жрецом — в скифской культуре совмещение этих функций естественное явление.
— Когда вы собираетесь знакомить общественность с этими удивительными артефактами?
— Первый этап — изучение вещей. Делается химический и другие анализы находок, которые уже дают нам многообещающие данные. В дальнейшем находки ждет процедура, необходимая для Государственного музейного фонда, — это их апробация и так далее. В дальнейшем эти вещи выйдут уже на публику. Но даже в Эрмитаже или любом другом музее подобные драгоценности показываются не в открытом экспонировании, а в специальной кладовой с определенным режимом. По словам Андрея Белинского, «теперь никакая выставка по скифскому золоту не будет полной без этих вещей: ведь такие предметы можно пересчитать по пальцам. Все они обогатили сокровищницу Государственного музейного фонда России и мира». Дмитрий Алексеев Фото: ГУП "Наследие"/А. БЕЛИНСКИЙ.
Более 130 лет назад в посёлке Веташков (немецкое название – Феттерсфельд, современная западная Польша) местный фермер нашёл десятки артефактов, сделанных из золота. Все они датируются VI веком до н.э. и, как считается, связаны со скифами. Однако позже место находки было утеряно, и вплоть до последнего времени археологи не знали точно, где было найдено «сокровище».
«Клад» весил около 5 килограмм. Наиболее известный артефакт из Веташкова – золотая рыба с изображениями зверей. Вероятно, это была обшивка горита (футляр для лука и стрел). В состав «клада» также входили акинак (короткий скифский меч), оформленный в зверином стиле, и рукоять другого акинака, а также другие предметы. Сейчас большая часть находок находится в Берлинском античном собрании. Учёные предполагали, что предметы принадлежали одному из скифских вождей, который был убит во время сражения с местными жителями, носителями лужицкой археологической культуры.
Археологам удалось определить контекст находки с помощью архивных документов, хранящихся в берлинских музеях, и полевых исследований. «Сокровище» нашли на месте современной пашни между посёлками Веташков и Козув. В процессе раскопок исследователи раскрыли священный источник, огороженный камнями. Внутри конструкции находились сотни сосудов с омфалами («пупами») на дне. Такие сосуды подражали древнегреческим фиалам, чашам для возлияний богам. Участники ритуалов, в которых использовались фиалы, выливали из них жидкости, считавшиеся ценными, в качестве приношений богам. На территории современной Польши чаши с омфалами до этого находили только в погребениях. В том же месте археологи нашли редкие для региона стеклянные бусины, вероятно, привезённые сюда из причерноморских степей.
Металлографический анализ золотых предметов показал, что они никогда не использовались. При этом на них есть следы огня. Участок вокруг источника был вымощен камнем и покрыт горелым слоем. Были также открыты остатки деревянного мостика, который вёл от обширного очага к источнику. По мнению исследователей, источник был местом поклонения водным божествам. Здесь практиковали возлияния и ритуалы, связанные с огнём. Приношения богам помещали в источник. Среди таких подношений было и «сокровище из Веташкова». Археологи считают, что «клад» представлял собой дипломатический дар местным вождям. Это несколько меняет представления об отношениях скифов и носителей лужицкой культуры. Скифы не только разрушали и грабили, но и пытались установить хорошие отношения с местным населением, чтобы сохранить контроль над торговыми маршрутами.
«Открытие позволяет отказаться от распространённых ранее представлений о том, что «сокровище из Веташкова» было военной добычей, захваченной местным населением во время битвы со скифскими захватчиками, или что это было погребение скифского вождя», – считает Збигнев Кобылиньский. Бусина из клада
Экспедиция археологов обнаружила гробницу скифов в селе Девица Острогожского района в понедельник, 24 июля 2017 года. Археологи вели раскопки курганного могильника «Девица V». Об этом корреспонденту РИА «Воронеж» сообщил кандидат исторических наук института археологии РАН Александр Шевченко. Древнее захоронение относится к IX-V векам до н.э. скифской культуры среднего Дона. В нем обнаружили столбы мореного дуба и кусок античной амфоры. Деревянные столбы оказались в сохранности.
– Это большая редкость, что дерево так сохранилось. Но суть работы не только в находках. Важны конструкции могильников, погребальные обряды. В данном случае это классическое погребение, таких порядка 47% из всех погребений среднего Дона скифской эпохи. В этой местности всего 19 курганов. Выбрали самый маленький участок, так как ограничены в средствах, – пояснил Александр Шевченко.Гробница сделана в виде землянки в два наката. Врыто девять столбов дуба, один из них по центру склепа. Стены также обиты деревом. По предположению ученых, здесь был захоронен представитель воинской элиты скифов. Могила оказалась полностью разграбленной.
– Не осталось даже скелета. Могильник, скорее всего, грабили несколько раз. Первый раз – кочевники, спустя 50-70 лет после захоронения. Они делали это аккуратно, поскольку знали, что брать и где. Потом в конце XIX века местные крестьяне разграбили могильники окончательно. Еще лет пять, и это захоронение не смогли бы обнаружить – пояснил корреспонденту РИА «Воронеж» аспирант института археологии РАН Семен Володин. Самый крупный могильник на поле относится к более раннему периоду – бронзовому веку. Но на его разработку пока нет средств.
«Донская археологическая экспедиция» в рамках проекта «Скифы среднего Дона» работает с 1989 года. За это время обнаружили предметы конской упряжи, золотые украшения, оружие и другие ценные предметы. Находки хранятся в Острогожском историко-художественном музее. По материалам https://riavrn.ru/
На границе с Монголией найдены скифские рисунки, которые могут изменить представления об образе жизни кочевых племен.
Скифы хозяйничали в евразийских степях в I тысячелетии до н. э. Они перемещались по степному поясу Евразии от северного Китая на востоке до Северного Причерноморья на западе. Скифы не были единым народом, и сейчас невозможно точно определить место обитания каждого этноса, который к ним относят, но установлено, что движение этих кочевников шло волнами с востока на запад. Примерно в III веке новой эры их культура исчезает под давлением других кочевых племен.
В нынешнем году по договору с музеем семьи Рериха Тувинская экспедиция Института истории материальной культуры РАН работала на границе Монголии и Тувы. Цель была в том, чтобы изучить памятники наскального искусства и погребальные памятники эпохи бронзы и раннего скифского времени – так можно было проследить, откуда пошли скифы, и где на территории Тувы и Монголии находятся самые ранние скифские следы.
В минувшем полевом сезоне археологи нашли целый комплекс обелисков — оленных камней и множество наскальных изображений. Оленные камни устанавливали рядом с захоронениями: они обычно воспроизводят фигуру скифа, которому посвящен памятник, на них также изображали оружие и животных. Ранее в Туве было открыто 70 обелисков, во время последней экспедиции найдено еще 40 таких памятников.Большой интерес представляют наскальные рисунки с изображением бытовых сцен. Рисунки сделали в разное время — от эпохи бронзы в III тысячелетии до н.э. и до этнографической современности. Люди, жившие на этой территории, рисунками отмечали свое присутствие, показывали, что они – здешние хозяева.
На некоторых изображениях можно увидеть дома бронзового века. По словам руководителя экспедиции, старшего научного сотрудника Отдела археологии Центральной Азии и Кавказа ИИМК РАН Марины Килуновской, «...считается, что кочевники жили в юртах, но на скалах они изображали обычные дома с крышами, иногда рисовали дом в плане, разделенный на несколько отсеков. В них изображены человечки – мужчины, женщины, дети. Рядом с домами изображены стада, дорога, люди, которые охотятся на животных. Такие изображения найдены впервые. Здесь зашифрована какая-то информация об их образе жизни, и ее предстоит еще расшифровать».
По материалам пресс-службы ИИМК РАН. Источник: Наука и жизнь (nkj.ru)
Российские и швейцарские археологи обследовали в июне 2017 года один из крупнейших курганов скифского времени в Южной Сибири. Небольшие предварительные раскопки позволили предположить, что этот курган может оказаться не только самым крупным в Туве, но также самым ранним и самым богатым погребением скифских вождей.
Курган получил название Туннуг 1. Изучение спутниковых снимков высокого разрешения и трёхмерной модели поверхности кургана, созданной археологами, показали, что погребальная конструкция этого памятника очень похожа на знаменитый курган Аржан 1. Между Туннугом 1 и Аржаном 1 всего десять километров, оба они находятся в долине реки Уюк, которую часто называют «Долина царей». В основе Аржана 1 – большое деревянное сооружение, состоявшее из множества камер-клетей, которые расходились от центра. Сверху конструкция была перекрыта каменной насыпью. Датируется Аржан 1 концом IX – началом VIII вв. до н. э.
Вид на Туннуг 1. В отличие от остальных курганов, возведённых на террасах, новооткрытый памятник находится в низине, среди болот. (Фото: Swiss National Science Foundation.) При разведочных раскопках Туннуга 1 археологи взяли образцы брёвен на радиоуглеродный анализ. Он показал даты с разбросом от 904 до 802 г. до н. э. То есть курган может претендовать на статус самого древнего в регионе или, по крайней мере, ровесника Аржана 1.Но интересен курган не только своей ранней датой и большими размерами. Он находится в неожиданном для скифских памятников и труднодоступном месте – в пойме реки среди болот, от ближайшего населенного пункта до него – пять часов тяжелого пути по бездорожью, поэтому есть надежда, что он не был ограблен. Если это так, то находки, ждущие археологов, могут оказаться такими же бесценными, как и добытые при исследовании еще одного известного кургана, Аржана 2, который раскопали в начале 2000-х годов. Внутри нетронутой погребальной конструкции тогда обнаружили более тысячи золотых предметов, богато украшенное оружие, посуду и конское снаряжение. Одна только золотая гривна из этого погребения весила более 2 кг. Правда, Аржан 2 намного моложе – он датируется VII в. до н. э.
Находки в кургане могут отличаться и хорошей сохранностью. В долине Уюка всего в нескольких метрах под поверхностью лежит слой вечной мерзлоты. Почва над ним каждое лето тает и потому органические вещества здесь обычно не сохраняются. Однако каменные насыпи курганов служат отличной защитой от солнечных лучей и тепла. Поэтому, если археологам повезёт, то в Туннуге 1 могут оказаться предметы из дерева с резьбой, ковры, или даже ледяные мумии. Впрочем, пока это только надежды. Окажется ли этот объект самым древним и богатым, могут показать только дальнейшие раскопки.
Фотоплан кургана. (Фото: G. Caspari et. al: Tunnug 1 (Arzhan 0) – an early Scythian kurgan in Tuva Republic, Russia. Archaeological Research in Asia (2017).)
Предварительные раскопки на Туннуге 1 провела совместная экспедиция, которой участвовали сотрудник Бернского и Сиднейского университетов Джино Каспари (Gino Caspari), а также специалисты Института истории материальной культуры РАН Т.Р. Садыков и Е.К. Блохин. Поддержку работам оказал и Государственный Эрмитаж. Статья о результате первых раскопок опубликована в журнале Archaeological Research in Asia.
По материаламSwiss National Science Foundation, с дополнениями и корректировкамиЕ.К. Блохина. Автор: Егор Антонов Источник: Наука и жизнь (nkj.ru)
Великая Отечественная война едва закончилась, а уже летом 1945 года в Симферополь приехали археологи. Экспедиция во главе с Павлом Николаевичем Шульцем начала работы в столице Крымской Скифии, предполагаемом Неаполе. Раскопки дали потрясающие результаты! Удалось найти богатый царский мавзолей, открыть скифские дворцы, участки крепостных стен, склепы с росписями (возможно, жреческими). Но сами поздние скифы, тем не менее, стали ещё загадочнее.
Выяснилось, что они появились в Крыму только в III веке до н.э., а их предполагаемые предки, скифы «классические», исчезли около IV века до н.э. То есть между «предками» и «потомками» образовалась лакуна примерно в столетие. Кроме того, позднескифская культура при ближайшем рассмотрении оказалась пропитана влиянием соседних греческих городов, сарматов и фракийцев. Один из ведущих специалистов по поздним скифам, директор заповедника «Неаполь Скифский» Юрий Павлович Зайцев считает, что позднескифская культура – это культура без собственного лица. То есть некое сообщество, впитавшее в себя элементы других культур и не имеющее никаких своих специфических черт.
В Крыму поздние скифы занимали три региона – Предгорья, Юго-Западный Крым (горы) и Северо-Западный (степь). Кажется, появились они сначала в Предгорьях, и только потом – в Северо-Западном Крыму. Юго-Западную часть полуострова скифы осваивали в два или даже больше приёмов – сначала там основали парочку крупных поселений, а потом, уже в нашей эре, построили множество небольших населенных пунктов. Северо-Западный Крым среди всех позднескифских регионов, пожалуй, исследован лучше всего. Здесь раскапывали восемь поселений, причём половину из них – десятилетиями. Такой интерес археологов к этой части полуострова вызван не прекрасными пляжами, а особой исторической ситуацией. Поздние скифы пришли не на пустое место: они заняли греческие города и посёлки Северо-Западного Крыма. Здесь, рядом с морем (а значит, ближе к торговым и культурным путям), среди греческих развалин, они впитали очень много от античной культуры. Притом не только в переносном смысле, но и в самом прямом – греческие вина у скифов имели большой успех.
Как известно, античная культура стала основой европейской цивилизации. Варвары, уничтожившие Рим, а затем и Грецию, не смогли не поддаться очарованию античности, и передали её нам, вместе с наукой, культурой и прочими полезными штуками, вроде демократии. Как именно это произошло, как античное наследие смогло выжить и стать частью новой цивилизации, не до конца понятно. Проследить процесс такой «передачи» – очень интересная задача. Для того, кто пытается её решить, поздние скифы Северо-Западного Крыма с их подражанием древним грекам – просто подарок.
Но это, конечно, далеко не единственная задача, которая стоит перед археологами, работающими на полуострове.Как землемеру нужна рулетка, так и археологу необходима своя шкала, шкала временная. Только опираясь на точные датировки, можно детально проследить те или иные процессы. Из-за этого вопросам хронологии (как отдельных находок, так и отдельных археологических памятников) уделяется столько внимания. В недавнем выпуске «Кратких сообщений Института археологии РАН» опубликована статья, которая посвящена пересмотру датировок Тарпанчи – одного из позднескифских поселений в Северо-Западном Крыму.Этот памятник интересен тем, что до последнего времени считался единственным городищем в Северо-Западном Крыму, существовавшим до III века н.э. Все остальные поселения поздние скифы покинули раньше примерно на сто лет раньше – в конце I или в начале II века н.э. Такое исключение из общей тенденции выглядело странным.
Разобраться в проблеме помогли отчёты о раскопках Тарпанчи (его исследовала в 60-х годах экспедиция Александра Николаевича Щеглова). Как оказалось, среди всех находок из Тарпанчи лишь отдельные датируются II–III веками н.э., а артефактов, которые можно было отнести только к III веку н.э. нет совсем. При этом первая из названных групп находок встречается вместе с такой же керамикой, какую находят на других позднескифских поселениях Северо-Западного Крыма. То есть Тарпанчи, скорее всего, забросили тогда же, когда и другие населённые пункты региона.После такого вывода напрашиваются два вопроса: что заставило поздних скифов уйти из степи и куда они ушли?На эти вопросы, как это часто бывает в археологии, нет окончательных ответов, оттого они кажутся ещё более интересными.
Поздние скифы, скорее всего, ушли в Юго-Западный Крым (помните, выше шла речь о второй волне его заселения?), под защиту гор, – именно в это время там появляется множество поселений, в том числе поселений-убежищ, в которых не жили постоянно, а только прятались в случае опасности.С причинами запустения Северо-Западного Крыма дело сложнее. В гибели позднескифских поселений винили сарматов, готов, царей Боспора и изменение климата. Раскопки Тарпанчи показывают, что готы тут точно ни при чём: они пришли в Крым только в III в. н.э. Военные действия тоже вряд ли имели место – никаких следов разрушения этого времени в Северо-Западном Крыму нет.
Более того, судя по раскопкам Тарпанчи, поселения именно забросили: в домах поздних скифов нашли слои виноградных улиток. Они лежали между полом, слоями штукатурки и обрушившейся кровли. Это значит, что жилища долго стояли открытыми, и за ними никто не ухаживал. Об этом же рассказывают и другие находки – в одном из домов Тарпанчи археологи откопали гнездо диких птиц, а рядом – кости 43 особей мелких птиц, животных и змей. Гнездо в покинутом доме существовало несколько лет.
Так что поздние скифы, скорее всего, ушли без прямого внешнего вмешательства. Причины тому могут быть только две: ухудшение климата, сделавшее сельское хозяйство нерентабельным, или серьёзная угроза вторжения новых варваров – сарматов.
Отчёты А.Н. Щеглова хранятся в архиве музея-заповедника «Херсонес Таврический. Благодарю сотрудников архива, а также С.Г. Демьянчука Л.В. Седикову за содействие в работе с этими материалами.
Подросток, которого похоронили с оружием в кургане скифского времени в Туве, оказался девочкой. Таковы результаты полногеномного секвенирования, опубликованного в журнале Stratum plus. Статью пересказывает пресс-служба Московского физико-технического института и издание The Siberian Times. Жизнь коротка, искусство вечно.