Колизей - История Древнего мира Колизей - История Древнего мира
Главная Контакты В избранное
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Модератор форума: Баст  
    Форум » Древний мир » Загадки Древней Руси » Как сделать чернила
    Как сделать чернила
    БастетДата: Воскресенье, 18.01.2009, 18:38 | Сообщение # 1
    Группа: Полководцы
    Сообщений: 74
    Награды: 4
    Замечания: 0%
    Статус: Offline

    Конечно, речь идет о создании рукописной книги. А создать ее - дело непростое, одному не справиться. Основной текст писал» доброписец чернописный»- человек с хорошим почерком, работавший чернилами. Заголовки – «статии»- выполнял киноварью «статейный писец». «Заставочный писец» рисовал буквицы – начальные буквы каждой статьи, и заставки - небольшие рисунки, разделяющие главы. Участвовал в работе и «живописец иконный» -он рисовал миниатюры- иллюстрации, и «златописец» - в его задачу входило покрывать золотом заголовки, заставки и части миниатюр. Прибавьте сюда еще работу переплетных дел мастера, оклады старинных книг – это произведение искусства с использованием драгоценных камней и металлов.
    Для рукописных книг нужны были «добрые» чернила – чтобы они не выцветали, хорошо ложились на страницу. Существовало множество рецептов книжных чернил. Рассмотрим один – из рукописи 15 века, найденной в библиотеке Троице – Сергиевой лавры.
    «Мелко истолките чернильные орешки и просейте их через сито, затем полейте кислым и пресным медом, смешайте с вишневым клеем. В полученный раствор опустите 12 пластинок железа и поставьте сосуд в теплое место на 3 дня. При этом смесь нужно мешать трижды в день, испытывать ее на сладость языком и процеживать…»
    Вроде все понятно, кроме каких-то чернильных орешков и кислого меда. Попробуем разобраться… Чернильные орешки - шаровидные наросты на некоторых видах дуба, вызываемые орехотворками. Орехотворки (Gallicola) - группа сверлоносных перепончатокрылых насекомых (Hymenoptera terebrantia); самки откладывают яйца в листья растений; личинка, раздражая ткани листа, вызывает на нем особые наросты - чернильные дубовые орешки, употребляемые для приготовления чернил и красок…Что касается кислого и пресного меда, то упоминание о нем есть в «Домострое»: во взваренный с водой мед добавляют краюшку хлеба, натертую дрожжами и патокой, ждут скисания, и напиток готов. Все отличия кислого и пресного меда в том, когда прекратили брожение. Голь на выдумку хитра!

    Получается, что в создании книги трудились не только книжных дел мастера, а еще и повара, и мастера бродильных производств.
    Прикрепления: 7873659.jpg (24.1 Kb) · 3088308.jpg (88.5 Kb)


    жизнь коротка. искусство вечно
     
    БастДата: Понедельник, 09.11.2009, 18:00 | Сообщение # 2
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    ВНИМАНИЕ!!!!!ЭТОТ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВСЕХ, КТО ЗАХОЧЕТ СДЕЛАТЬ "НАСТОЯЩИЙ" СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПЕРГАМЕНТ У СЕБЯ ДОМА! biggrin

    Старинный пергамент... Услышав эти слова, мы представляем толстенные фолианты, написанные на тонко выделанной овечьей, телячьей или козлиной коже. Впервые производство пергамента было налажено почти за два века до нашей эры в Малой Азии, в городе Пергаме, отсюда и название этого материала. Пергамент был дорог, и его использовали многократно, стирая и соскабливая следы прежних записей; если кусок пергамента сильно истирался, в него упаковывали что-нибудь ценное. Если сейчас и применяют настоящий пергамент как упаковочный материал, то только в музеях. Другое дело -- пергаментная бумага.

    Пергаментная бумага растительного происхождения состоит из особым образом обработанной целлюлозы, она прочна, не пропускает влаги и жиров. Ее делают в фабричных условиях из тряпичной бумаги, в которой нет неорганических веществ, используя реактивы, частично растворяющие целлюлозу. Технология обработки бумаги построена так, что растворившаяся целлюлоза затем осаждается в порах бумаги и закупоривает их.

    Чтобы изготовить такой "пергамент" в домашних условиях, потребуется непроклеенная (фильтровальная или плотная туалетная) бумага, серная кислота и эмалированная емкость. Сначала готовят разбавленную (1:1) серную кислоту. Для этого серную кислоту постепенно, небольшими порциями добавляют к равному объему воды (Внимание! Если вливать воду в кислоту, то из-за сильного разогрева смесь может закипеть и разбрызгаться; серная кислота -- едкое и опасное вещество!).

    Раствор серной кислоты охлаждают в тазу со снегом или льдом и погружают в этот раствор на 10--50 секунд лист бумаги. Затем бумагу вынимают и промывают проточной водой, после чего 1--3 часа выдерживают бумагу в нашатырном спирте для нейтрализации остатков кислоты. После этого бумагу еще раз промывают водой. Потом выжимают из бумаги воду, прокатывая резиновым валиком или скалкой. Окончательно высушивают "пергамент" слабо нагретым утюгом на гладкой доске (сушка на воздухе делает бумагу морщинистой). Обработка бумаги серной кислотой, которая частично растворяет целлюлозу, делает бумагу прочной и непористой, похожей на полимерные пленки.

    Пергаментную бумагу можно также получить, используя концентрированный водный раствор хлорида цинка. Листы непроклеенной бумаги опускают в этот раствор на 5--10 минут, а затем бумагу вынимают и тщательно промывают водой, прокатывают и высушивают. Из такой пергаментной бумаги раньше делали фибру -- материал для изготовления коробок и дешевых чемоданов.

    Прозрачная и несгораемая бумага. Обычной проклеенной бумаге можно придать прозрачность, пропитав ее касторовым маслом, растворенным в этиловом спирте. После испарения спирта бумагу разглаживают слабо нагретым утюгом на гладкой доске. Такую бумагу можно использовать как кальку.

    Несгораемую бумагу получают, пропитывая проклеенную бумагу насыщенным водным раствором алюмокалиевых квасцов и высушивая ее потом на воздухе. Эту операцию повторяют дважды.

    Черные чернила известны с глубокой древности. На Руси переписчики рукописей использовали "чернять дубом с железинью" -- "железные" чернила, которые готовили из железного купороса, добавляя отвар чернильных орешков с дубовых листьев либо водную вытяжку коры дуба. Водные чернила для письма по бумаге постепенно выходят из употребления. Но иногда бывают нужны "чернила", чтобы сделать надпись на стекле, металле или ткани. Если нет под рукой специальных фломастеров для этой цели, вот несколько рецептов, которые позволяют сделать несмываемые надписи на этих материалах.

    Чернила для стекла готовят, смешивая два раствора. Первый раствор содержит в 100 мл воды 1 г сульфида калия и 7 г фторида натрия, второй -- 3 г хлорида цинка и 13 мл концентрированной соляной кислоты в 100 мл воды. Смесь равных объемов этих растворов используют как чернила, нанося их на стекло пером или кисточкой. Через 30 минут надпись становится матовой.
    Фторид натрия взаимодействует с соляной кислотой, выделяя фтороводород, который вытравляет диоксид кремния, содержащийся в стекле, с образованием летучего тетрафторида кремния. В результате на стекле появляются матовые надписи.

    Чернила для металла. Писать на металле рекомендуют смесью 6 мл концентрированной азотной кислоты и 1 мл концентрированной соляной кислоты. Сначала место для надписи натирают мылом, затем покрывают слоем расплавленного воска. После того, как воск застынет, острым предметом наносят надпись, прорезая слой воска до металла, наносят кисточкой смесь двух кислот, а через 5 минут металл погружают в теплую воду и счищают размягченный воск. Кислоты вытравляют часть железа там, где оно не защищено воском, в результате на поверхности образуется рельефная надпись.

    Нерельефную надпись синего цвета можно сделать на металле другим составом. Его готовят, растворяя 3,5 г буры в воде и добавляя при помешивании 15 мл этилового спирта, 2 г порошка канифоли и 25 мл 0,5%-го водного раствора красителя метиленового синего. После испарения спирта и воды на металле остается синяя надпись. Канифоль и бура служат для закрепления красителя.

    По металлу с черной поверхностью можно писать белыми чернилами, которые готовят, растворяя 5 г гидроксида цинка в 10 мл нашатырного спирта либо 5 г оксида цинка в 10 мл концентрированного водного раствора гидроксида калия. После высушивания на металле остаются белые буквы, написанные соединениями цинка. Белые чернила представляют собой в первом случае раствор аммиачного комплекса цинка, а во втором -- раствор гидроксокомплекса цинка.

    Чернила для ткани. Готовые анилиновые красители для ткани не очень прочны и редко выдерживают многократную стирку, а тем более кипячение белья. Прочные красно-фиолетовые чернила для метки белья готовят следующим образом: в колбе на водяной бане нагревают смесь 42,5 г анилина и 2,5 г бертолетовой соли с 13 мл дистиллированной воды до полного растворения. Затем добавляют 15 мл 25%-й соляной кислоты и продолжают нагревание жидкости, пока она не потемнеет. После этого приливают 10 мл раствора 3 г хлорида меди в 9 мл воды и еще 15 мл 25%-й соляной кислоты. Выдерживают полученный раствор на водяной бане до того момента, когда он приобретет красно-фиолетовую окраску. В процессе получения красителя "анилинового черного" при действии окислителя (бертолетовой соли) и катализатора реакции (соли меди) образуется гидрохлорид анилина и другие сложные соединения.Надписи на ткань наносят полученными чернилами с помощью деревянной палочки. Для меток на ткани можно воспользоваться и черной тушью или раствором ляписа.

    По материалам сайта АЛХИМИК http://www.alhimik.ru/carta.html tongue


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Пятница, 21.12.2012, 16:49 | Сообщение # 3
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Арабский вариант изготовления чернил smile

    Существовали разные сорта чернил, называвшиеся по месту происхождения или производства (страна, город), и сохранилось множество рецептов их изготовления, но все они объединяются в два вида, или группы: железистые ореховые чернила, которые со временем, взаимодействуя с бумагой, меняют иссиня-черный цвет на красновато-коричневый, и чернила из сажи типа туши, устойчиво сохраняющие густой черный цвет. Есть и два разных арабских слова для их обозначения: хибр и мидад.

    Основным сырьем служили чернильный орех терпентивого или тамариксового дерева и сажа от сжигания нефти, масел, различных растений, бумаги, а ингредиентами в разных пропорциях и сочетаниях сообразно с рецептом – камедь (гуммиарабик), ячный белок, мед, сахар, соль, купорос, хна, индиго, оливы или другие растительные вещества; для благоухания добавляли розовую воду, шафран, камфару или мускус, против улетучивания – сок алоэ, против образования плесени – слабые кислотные растворители (уксус, квашеное молоко).

    Умели приготовлять, хотя реже применяли, цветные чернила: красные, желтые, синие, фиолетовые разных оттенков. При этом применялись те же виды сырья и способы окрашивания жидкостей, что были известны с древних, шумеро-вавилонских, античных или эллинистических времен. Арабы знали и специальные виды чернил: чернила, которые можно применять сразу после приготовления; сухие чернила; чернила для путешественников (дорожные); чернила, приготовляемые без применения огня; чернила для религиозных книг и дешевые чернила для простонародья. Золотые чернила изменяли с раннего периода, несмотря на пуританское осуждение и сдерживание всякого украшательства.

    Мастера на все руки... smile
    Прикрепления: 8860063.jpg (41.8 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Воскресенье, 27.03.2016, 16:31 | Сообщение # 4
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Свинцовыми чернилами писали в Геркулануме, погибшем при извержении Везувия в конце I века.

    В 79 году н.э. вулкан Везувий, спавший почти 800 лет, вдруг проснулся и разом погубил несколько римских городов – Помпеи, Геркуланум, Стадии и Оплонтис. Ужасная трагедия для римлян через много веков обернулась редкой удачей для археологов. Пепел вулкана, засыпавший города, сохранил их почти в первозданном виде: так, Помпеи известны нам теперь не только своими фресками, мозаиками и храмами, но и улицами и домами, гипсовыми слепками тел погибших, термами и лупанарием. Геркуланум изучен хуже и, наверное, поэтому не пользуется такой известностью, как его товарищ по несчастью. Но и этот город очень интересен.

    Свиток из Геркуланума. Макросъёмка (высота – 5 см). Фото: E. Brun / www.esrf.eu.
    Одно из знаковых мест, связанных с Геркуланумом, – Вилла Папирусов, загородная усадьба, находившаяся недалеко от Геркуланума, – на расстоянии нескольких сотен метров. Считается, что она могла принадлежать
    Кальпурнию Пизону Цезонию, тестю Гая Юлия Цезаря. Своё название вилла получила от расположенной в ней библиотеки – здесь нашли около 1 800 свитков папируса. Но из-за высоких температур они обуглились, и довольно часто попытки прочитать тексты приводили к катастрофе: свитки просто рассыпались. Другие, которые удавалось аккуратно расправить, всё равно погибали – под воздействием воздуха чернила быстро испарялись.

    Чуть больше года назад исследователям наконец-то удалось прочитать отдельные буквы на свитке из Геркуланума с помощью нового метода рентгеновской томографии с фазовым контрастом (x-ray phase-contrast
    tomography). Теперь международная команда учёных отчиталась о новом открытии: оказалось, что в чернила, которыми написаны папирусы, римляне добавляли свинец. Но не случайность ли это? Может быть, металл содержался в воде или из него была сделана чернильница? Такой вариант удалось полностью исключить: концентрация свинца настолько высока, что его присутствие можно объяснить только волей «изготовителей».

    Открытие серьёзно меняет представления о римских письменных принадлежностях. Самый ранний пример использования металлов в чернилах датируется II веком до н.э. Но их использовали для секретных сообщений, и
    широкого применения они не получили. Считалось, что только в IV веке «металлические» чернила стали нормой, и оставались ею для всей поздней античности и большей части средних веков. До этого римляне якобы использовали для письма только жидкости на основе древесного угля. Новое открытие, таким образом, отодвигает изобретение чернил на основе металлов примерно на 300 лет.


    Так выглядят распознанные буквы. Фото: E. Brun / www.esrf.eu.
    Наличие свинца очень важно и в практическом смысле. Если окажется, что он остался в буквах и на других свитках, их будет гораздо легче распознать, а значит, процесс расшифровки пойдёт гораздо быстрее. Считается, что папирусы из Геркуланума могут содержать давно утраченные сочинения Аристотеля, Софокла, Еврипида, Эсхила, Тита Ливия, а может быть, и раннехристианские тексты.

    По материалам European Synchrotron Radiation Facility.
    Автор: Егор Антонов
    Источник: nkj.ru
    Прикрепления: 5024634.jpg (52.8 Kb) · 1375039.jpg (310.9 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Воскресенье, 28.05.2017, 09:45 | Сообщение # 5
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Не про чернила. Но про уникальное изображение!


    В собрании Государственного исторического музея хранится уникальный подносный экземпляр книги «Апостол», напечатанной в 1564 году Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем,  – первой датированной напечатанной книги в России. Он был преподнесен создателями царю Ивану IV Грозному в знак благодарности за поддержку печатного дела. Еще в XIX веке исследователи заметили, что на его кожаном переплете имеется какое-то практически исчезнувшее изображение. Вытисненное на коже, оно со временем разгладилось, и в настоящее время уже почти не видно невооруженным глазом. Историки называют такие изображения угасшими.
    Для восстановления изображения сотрудники Института космических исследований (ИКИ) РАН и Государственного исторического музея (ГИМ) использовали так называемый метод мультиспектральной съёмки, подразумевающий получение массива фотографий объекта в различных диапазонах длин волн. Его уже давно широко используют для исследования из космоса поверхности Земли и других планет.Для изучения книг исследователи делали множество фотографий под разными углами освещения в диапазоне длин волн от ультрафиолетового до инфракрасного с шагом в 40 нанометров. Полученный набор снимков затем обрабатывался с помощью специальных алгоритмов, разработанных сотрудниками ИКИ РАН и их коллегами из других организаций.

    Это позволило увидеть микротопографию поверхности переплёта: мельчайшие неровности, трещины и углубления. В результате такого исследования можно в буквальном смысле слова «увидеть невидимое»: угасший портрет, стертый архаичный текст, осыпавшуюся от времени миниатюру.Оказалось, что в данном случае наиболее эффективно использовать инфракрасный диапазон – в частности, переплет "Апостола" снимали в отраженном свете с длиной волны 730 нм (этот диапазон уже относится к инфракрасному, но ещё воспринимается глазом). Поверхность переплета освещалась боковым светом, а высота и азимут положения источника света подбирались экспериментально, чтобы получить максимально контрастный рельеф.


    В результате обработки полученных снимков удалось получить очертания лица. Историки полагают, что это единственный достоверный прижизненный портрет царя Ивана IV Грозного. Он был выполнен, вероятно, в технике гравюры на меди и оттиснут на верхней крышке кожаного переплета вместе с двуглавым византийским орлом – новым гербом русских государей. Это  совершенно уникальная находка, поскольку раньше достоверных изображений Ивана IV историки не имели, располагая  только реконструкцией внешнего вида Ивана IV по черепу, выполненной известным антропологом Михаилом Герасимовым.

    «Проявленный» таким образом портрет в свою очередь станет предметом изучения для историков. В частности, предстоит установить, кто автор этого портрета. Возможно, им мог быть единственный известный нам русский художник, освоивший в середине XVI в. западную технику гравюры на меди – Феодосий Изограф, сын знаменитого живописца Дионисия. Исследователи также хотят попытаться восстановить более тонкие детали изображения.

    Второй не менее уникальный памятник из фондов Отдела рукописей ГИМ, который был исследован с помощью мультиспектральной съёмки – один из самых древних глаголических палимпсестов кирилло-мефодиевской традиции. Палимпсест – пергаментая рукопись, написанная поверх смытого (стертого) более раннего текста. В результате смытый древний глаголический текст удалось восстановить. Семь листов из древнего глаголического кодекса были вплетены в качестве вставки с новым содержанием в сербскую рукопись XIV в. Восстановленный текст выполнен мелкой круглой глаголицей, вероятно, в X–XI вв. и содержит, по меньшей мере, канон на Рождество Христово, несколько тропарей которого уже удалось расшифровать. Сохранилось лишь около полутора десятков ранних глаголических памятников кирилло-мефодиевской эпохи, поэтому полное прочтение нового глаголического текста станет событием мирового масштаба.

    Эта работа проведена в рамках соглашения между ИКИ РАН и ГИМ, подписанного в марте 2017 года, предполагающего применение самых современных  естественнонаучных методов и приборной базы ИКИ РАН для исследований различных объектов, входящих в коллекции Государственного исторического музея. Ее выполнили А.В. Андреев (ИКИ РАН), М.Н. Жижин (ИКИ РАН) и Е.В. Уханова (ГИМ). К дальнейшим исследованиям в этой области планируют присоединиться также специалисты из Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», Московского государственного университета геодезии и картографии, Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР).Указанные находки представлены на стенде ГИМ в рамках XIX Международного фестиваля музеев «Интермузей 2017», который открылся в Москве 25 мая и продлится до 29 мая.

    По материалам ИКИ РАН
    Автор: Алексей Понятов
    Источник: Наука и жизнь (nkj.ru)

    Прикрепления: 1317339.jpg (87.0 Kb) · 8045362.png (584.5 Kb) · 4783959.png (585.3 Kb) · 3971597.jpg (33.0 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    Форум » Древний мир » Загадки Древней Руси » Как сделать чернила
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:
    © 2008-2013 Карта сайта 19.03.2024, 07:25