Колизей - История Древнего мира Колизей - История Древнего мира
Главная Контакты В избранное
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Модератор форума: Баст  
    Форум » Древний мир » Загадки Древней Руси » Конструктор для Ивана Грозного
    Конструктор для Ивана Грозного
    БастДата: Четверг, 23.07.2009, 10:43 | Сообщение # 1
    Группа: Император
    Сообщений: 3384
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Отступая в 1550 году от Казани во время своего очередного похода, Иван Грозный остановился на правом берегу Волги и выбрал место для постройки будущей крепости. В 1551 году Великий князь приказал срубить город с деревянными стенами, башнями, воротами, как настоящий город; а балки и бревна переметить все сверху донизу. Затем этот город был разобран, сложен на плоты и сплавлен вниз по Волге, вместе с воинскими людьми и крупной артиллерией. Когда он подошел под Казань, он приказал возвести этот город и заполнить все [укрепления] землей; сам он возвратился на Москву, а город этот занял русскими людьми и артиллерией и назвал его Свияжском…

    История Свияжска. Русские пытались завладеть Казанским ханством с момента его основания, а то и раньше, если вспомнить походы русских полководцев в 11-12 веках – на Булгарию, а с конца 14-го века - на булгарский улус Золотой Орды. Но хан Улу Мухаммад и его наследники сумели сплотить вокруг себя народ и армию, и образованное на обломках Булгарии Казанское ханство стало крепким орешком. К началу 16-го века сложилась устойчивая, несмотря на свою рано проявившуюся неэффективность, тактика московских походов на Казань. В Нижнем Новгороде собирали полки, потом их разделяли: одна часть шла на Казань Волгой, другая пробиралась через север, по вятским лесам. Кажется, москвичам так ни разу и не удалось согласовать действия этих полков, и их громили поодиночке. Идея основать крепость на границе с ханством пришла в голову великому князю Василию, который и поставил, вторгшись на несколько сотен метров в казанские пределы, город Василь, ныне Васильсурск. Но тогдашние военачальники не сумели воспользоваться стратегическим преимуществом крепости.

    Иван Грозный поначалу также исповедовал старую тактику. Но после ряда неудач ему пришел в голову дерзкий план: поставить крепость не на границе, а в самой глубине казанских земель. И пусть казанцы что хотят с нею, то и делают. Осенью 1550 года Иван Грозный отступал от стен Казани, ничего не добившись, и расположился станом там, где Свияга впадает в Волгу. Он увидел круглую гору на берегу, края которой были покатыми и неприступными, а вершина – плоской и удобной для строительства. С трех сторон ее защищала вода: Свияга, озеро Щучье, и река Щука. А в половодье гора и вовсе превращалась в остров. И всего 26 верст от Казани, один дневной переход… Иван понял, что именно тут он осуществит свою идею. Но как построить крепость прямо под носом у врага?

    Из берегов до сих пор выглядывают бревна, использованные при строительстве крепости
    План был смел настолько, что, когда европейские дипломаты рассказывали о нем своим монархам, те отказывались верить. Москвичи решили построить город в тылу, потом разобрать его, помечая бревна, переправить лес по Волге, и, руководствуясь планом, собрать крепость за считанные дни. Дело поручили дьяку Ивану Выродкову. «Казанский летописец» уверяет, что будущий город посетил Ивана Грозного в видении, как видение Константинополя пришло некогда императору Рима Константину. Этому слабо верится, как и в то, что, по словам того же источника, в тот год Иван избежал своих обычных репрессий, никого не наказав за неудачный поход, им и предводимый. Зимой 1550/1551 года в угличских лесах валили лес и ставили на поляне ненужную здесь крепость.
    Вся штука была в том, чтобы крепость легко собиралась и разбиралась, но чтобы при этом стояла прочно. Весной все было готово: собрали даже церковь внутри крепостных стен. И, как только сошел лед, корабли с городом - «новым, хитро сотворенным» - отправились к границам вражеского государства. Как это было, можно "видеть" на гербе города, изобретенном в 18-м веке. Плыли месяц, и достигли места 16-го мая. 24 мая состоялась церемония официальной закладки. 75 тысяч человек ждали приказа начать трудиться. Среди них было довольно много народу без рода, без племени, которым просто не было выбора, где жить. Здесь имеются в виду обитатели крепости Торжок Перевитский в южном Подмосковье, которую Иван разрушил, а ее жителей всех поголовно заставил принимать участие в этом проекте.

    Герб Свияжска- плавучий город
    Дело усложняло то, что леса хватило лишь на половину стройки. Искусство рабочих орудовать топором и подгонять бревна не оставляет сомнений. А вот московские инженеры толком не знали науки, точного расчета, как правило, не читали в жизни ни единой профессиональной книги, и все делали на глазок. Впрочем, не будем слишком строги. Цель зодчих была, понятно, поставить крепость плотно по периметру горы. Но зодчие могли полагаться лишь на впечатление царя Ивана Грозного от единственной ночной стоянки на горе осенью 1550 года. Царь, зная, что ему тут предстоит строить крепость, мог бы распорядиться замерить размеры горы. Но он этого не сделал. В итоге зодчие взялись за дело с примерными представлениями о размерах горы, и уже на месте дьяку Выродкову пришлось заставить солдат взять в руки топоры, и заготавливать недостающий лес прямо на месте. Чтобы очистить гору от леса, и возвести крепость с церквями (Троицкой и Рождественской) понадобился месяц. Причем львиная доля этого времени ушла на подготовку территории, а не на собственно сборку (это отняло не больше нескольких дней).
    Крепость, которую назвали Ивангород, закончили в конце июня. Название, даденное царем, не прижилось. Уже через пару лет крепость в бумагах именуют Новый Город Свияжск, а с 1560-х годов – просто Свияжск. Крепость получилась огромной – больше Новгорода, больше даже Московского Кремля. Свияжск стал основным плацдармом русских войск, и вскоре Казань была взята и разрушена.

    Уже через 15 лет после постройки писцовая книга видит Свияжск настоящим городом со всеми атрибутами – кремлем, посадом вокруг него, обнесенным дополнительной оградой, правда, низкой и примитивной, и незащищенными слободами. Все это сделал частный купеческий капитал, который, не видя больше приложения в разоренной Казани, стал вкладываться в Свияжск (напомним, что до Макарьевской ярмарки было еще далеко). Что еще есть в Свияжске? Есть гвозди, старые предметы, монеты, которые прежде находили при каждом половодье, а теперь лишь в канавах, вырытых вешней водой на месте старых улиц, они еще попадаются. Есть атмосфера. Есть магия. История Свияжска – краткий, но блистательный миг, хотя даже в блеске – отсветы крови. Но люди превратили место, откуда на Казань двинулась смерть, в место покоя и монашеского уединения. Может, чтобы замолить грехи? Кто знает….
    Прикрепления: 1849635.jpg(52.3 Kb) · 9885145.jpg(132.0 Kb) · 2352847.jpg(154.3 Kb) · 9781056.jpg(80.7 Kb) · 0356964.jpg(128.4 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Воскресенье, 06.02.2011, 11:45 | Сообщение # 2
    Группа: Император
    Сообщений: 3384
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Свияжский мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы

    Успенский монастырь был основан в 1555 году первым настоятелем этого монастыря архимандритом Германом (Садыревым-Полевым), потомком смоленских князей, пострижеником Иосифе-Волоколамского монастыря и духовным другом первого архиепископа Казанского Гурия.Архимандрит Герман стал после смерти святителя Гурия в 1564 году вторым архиепископом Казанским. В 1566 году святитель Герман был вызван Иоанном Грозным в Москву, где ему был предложена московская митрополичья кафедра. Однако архиепископ Герман встал на сторону опального митрополита Филиппа и начал обличать опричнину, за что был удален, а вскоре — 6 ноября 1567 года, по одним сведениям, был убит (усечен мечем), по другим — скончался во время эпидемии чумы.

    В 1595 году при митрополите Казанском Гермогене (будущем патриархе Всероссийском) были обретены мощи канонизированного тогда же архиепископа Германа. Мощи были перенесены в Свияжский Успенский монастырь, где стали главной монастырской святыней.Свияжский Успенский монастырь являлся самым богатым и влиятельным из всех монастырей Казанской епархии, в середине XVIII века ему принадлежало около 50 сел и деревень с населением в несколько десятков тысяч человек (в том числе с. Мамадыш). По штатам 1764 года монастырь был зачислен в первый класс.

    Рака с мощами святителя Германа
    Мощи святителя Германа, главная святыня монастыря, были вскрыты в 1923 году, как и многие мощи русских святых в этот период, с целью антирелигиозной пропаганды. По преданию, сразу после вскрытия мощей на острове начался смерч, заставивший присутствовавших в ужасе разбежаться. Вскоре после осквернения святых мощей монастырь пришел в запустение и был закрыт.

    В советские годы в нем находились: концлагерь, колония для малолетних преступников, психоневрологическая лечебница, выведенная с территории монастыря в 1993 году. wacko Монастырский комплекс был возвращен Русской Православной Церкви в 1997 году. Первым наместником возрожденного монастыря стал игумен Кирилл (Коровин). На торжественном открытии монастыря присутствовал Святейший Патриарх Алексий II, посещавший с пастырским визитом Казанскую епархию 31 августа — 2 сентября 1997 года.

    Свияжский Успенский монастырь представляет собой уникальный историко-архитектурный комплекс. В настоящее время часть монастырского ансамбля передана обители, часть принадлежит историко-архитектурному музею-заповеднику «Свияжск».

    Колокольня Свияжского Успенского монастыря
    Древнейшей постройкой на территории монастыря является Никольская церковь, построенная из тесаного известняка в 1555-1556 гг. псковской артелью под руководством Ивана Ширяя. Четырехъярусная колокольня высотой 43 метра построена в XVII веке. В церкви сохранилась древняя келья святителя Германа, в которой еще в начале XX века находились его вещи.

    Собор в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1556-1560 гг. псковскими мастерами под руководством Постника Яковлева и Ивана Ширяя. В XVII веке к древнему собору была пристроена трапезная часть, а в середине XVIII века цилиндр барабана был надстроен восьмигранником, а шлемовидная глава заменена в стиле украинского барокко. Уже в XIX веке к трапезной части было пристроено крыльцо.

    Одной из главных особенностей Успенского собора является сохранившийся цикл фресковой живописи XVI века, реставрировавшийся в 90-е годы XIX века художниками Н.М. Сафоновым и Г.О. Чириковым под руководством известного профессора-искусствоведа Д.В. Айналова.В 1964-1984 гг. собор также подвергался реставрационным работам. Среди наиболее знаменитых фресок — алтарное изображение царя Иоанна Грозного и митрополита Московского Макария. Сохранился древний иконостас собора, иконы которого хранятся в ГМИИ РТ. В настоящее время в соборе проводятся реставрационные и восстановительные работы.

    Прикрепления: 6262186.jpg(225.9 Kb) · 7173502.jpg(142.2 Kb) · 1574585.jpg(172.0 Kb) · 4182778.jpg(124.4 Kb) · 9704321.jpg(100.0 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Четверг, 20.12.2018, 08:42 | Сообщение # 3
    Группа: Император
    Сообщений: 3384
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Свияжские холмы у многих ассоциируются с горными лыжами. Этот вид спорта стал популярен у нас последние пару десятков лет. Однако наши предки, как оказалось, тоже были не чужды подобных забав. Увидеть лыжи XVI века можно в Музее археологии дерева в Свияжке. 

    В одной из витрин мы можем увидеть лыжи, которые археологи обнаружили здесь в культурном слое XVI-XVII веков. Как правило, это широкие, похожие чем-то на современные охотничьи, деревянные лыжи, позволяющие легко передвигаться человеку даже по достаточно рыхлому снегу. Известно, что в XVI столетии климат был холоднее, соответственно, зимы были дольше. Это была вещь, которой владел практически каждый житель Свияжска. Для обитателей острова-града лыжи были не столько спортивным инвентарем, сколько необходимым снаряжением, особенно для ратных людей.


    – Первые десятилетия, после того, как был построен Свияжск, присоединена Казань, мы знаем, что постоянно происходили восстания черемисов, предков современных марийцев. И зимой более быстрого способа добраться на тот берег Волги не было. Это позволяло свияжскому стрелецкому гарнизону достаточно быстро переправиться, – рассказывает директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артем Силкин. – Вообще на лыжах было удобно передвигаться. Не всегда имело смысл запрягать лошадь и ехать на ней. Даже на охоту выходить было удобнее на лыжах, ведь в XVI веке вокруг Свияжска было много зарослей, лесов, полных дичи.

    На территории России лыжи находили довольно часто в северных районах, а вот в центральном регионе это достаточно редкая находка. Благодаря уникальному влажному слою Свияжска некоторые образцы настолько хорошо сохранились, что спустя 4 столетия можно судить об искусности мастера, изготовившего их. 


    – Это очень интересная находка, потому что мы и до проведения раскопок знали о том, что лыжи активно использовались жителями Московии. Это, например, изображено на гравюре к книге Сигизмунда Герберштейна, посещавшего Московию два раза в начале XVI века. Там изображено как Герберштейн едет в санях, запряженных лошадкой, а рядом бегут два лыжника. Мы привыкли, что у лыжника в руках две палки, а в то время был несколько иной способ передвижения, отталкивались одним шестом, – говорит Артем Силкин. – Есть еще рисунок, где изображено, как со свияжской горы стрельцы спускаются для усмирения очередного восстания. Благодаря работе археологов эти изображения словно ожили.

    Увидеть подлинные предметы, окружавшие человека в эпоху позднего Средневековья, можно в музее археологии дерева, которой недавно открылся Свияжске. Все экспонаты были найдены непосредственно здесь, в этом археологическом раскопе.

    По материалам https://kazanreporter.ru/
    Прикрепления: 2237057.jpg(159.3 Kb) · 4867528.jpg(176.4 Kb) · 1868178.jpg(208.2 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    Форум » Древний мир » Загадки Древней Руси » Конструктор для Ивана Грозного
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:
    © 2008-2013 Карта сайта 15.09.2019, 21:16