Безмонетный период С XII века начался так называемый безмонетный период в истории русского денежного обращения. Он длился до конца XIV века. За это время центр исторических событий переместился из Киевской Руси в Северо-Восточную Русь. В XIII веке народы, населявшие территорию до Урала, были завоеваны монголо-татарами, образовавшими обширное государство — Золотую Орду с центром в городе Сарай-Бату на нижней Волге. Русские князья стали вассалами золотоордынских ханов.
Ремесло и торговля пришли в упадок, города лежали в развалинах. В этих условиях негде было организовать чеканку монет. Но, несмотря на общий упадок, некоторые города сохранили свое торговое значение. Новгород, Смоленск, Полоцк, Чернигов, Киев торговали с западными и восточными купцами. Втягивалось в торговлю и золотоордынское население.
Для поддержания торговли требовались денежные знаки. На территории Золотой Орды ходили золотоордынские монеты, серебряные дирхемы, медные пулы, но они не заходили западнее границы великого княжества Московского. Из Европы на русскую территорию стали поступать серебряные слитки, которые обслуживали международную европейскую торговлю. На Руси эти слитки получили традиционное для русской денежно-весовой номенклатуры наименование — гривны, но с добавлением: гривна серебра или гривна новых кун. Феодальная раздробленность сказалась на том, что гривны имели несколько разновидностей: киевские, новгородские, черниговские и литовские. Наиболее распространенная новгородская гривна, имевшая форму серебряной палочки массой около 200 граммов, в XIII стала называться рублем. Гривна серебра по массе соответствовала четырем гривнам кун. Так сохранялась преемственность в развитии отечественной денежной системы.
В мелочной торговле, которая окончательно не замерла, использовались в качестве денег различные заменители: стеклянные или сердоликовые бусы, глиняные (шиферные) пряслица, но главным образом — меха. Меха эти не годились для прямого использования. Они представляли собой вытертые шкурки, скрепленные в связки по несколько десятков штук и запечатанные свинцовой печатью. Связки мехов выполняли роль монеты.
Деньги Северо-Восточной Руси
Русские люди к концу XIV века оправились от губительных последствий монголо-татарского завоевания. При великом князе Московском Дмитрии Донском, победителе татар в Куликовской битве, началась чеканка собственной монеты. Произошло это, по-видимому, вскоре после 1380 года. Вслед за Москвой начали чеканить монету и другие князья — к середине XV века открылось более двадцати центров чеканки.
Русское денежное дело XIV—XV веков очень многое заимствовало у татар. Монеты чеканились из серебра, чекан наносился не на кружки, а на кусочки расплющенной проволоки. Название монет — денга, деньга — было заимствовано из тюркского языка. Очень многие княжества помещали на монетах подражание золотоордынским надписям. Но в то же время национальный русский элемент был заметно выражен. На монетах также помещалось имя князя на русском языке и изображение в виде пешего или конного воина — элемент, совершенно невозможный в золотоордынской нумизматике. И, наконец, весовая система русских монет XIV—XV веков была ориентирована на рубль, возникший в Новгороде в XIII веке. Правда, к XIV веку этот рубль стал только счетным понятием. Так как каждое княжество имело свою систему изображений на монетах и свою весовую норму, счетные рубли оказались различными для Москвы и Новгорода, Твери и Пскова, Рязани и Нижнего Новгорода. По мере образования централизованного государства областные счетные рубли постепенно поглощались наиболее политически и экономически сильными центрами чеканки. К концу XV века две оставшиеся областные системы — новгородская с 216-денежным рублем и московская с 200-денежным слились в единую систему, в которой рубль состоял из 216 новгородок или 200 московок.