Колизей - История Древнего мира Колизей - История Древнего мира
Главная Контакты В избранное
    Страница 1 из 11
    Модератор форума: Баст 
    Форум » Древний мир » Загадки Древней Руси » Царские свадьбы
    Царские свадьбы
    БастДата: Воскресенье, 19.04.2009, 20:25 | Сообщение # 1
    Группа: Император
    Сообщений: 3230
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Авторитет семьи в русском народе в Средние века был необычайно высок. Человек, не желавший в зрелом возрасте заводить семью, вызывал у людей подозрение. Только две причины признавались уважительными: болезнь или желание уйти в монастырь.

    В основе супружеского союза лежал, прежде всего, хозяйственный расчет, любовь редко принималась во внимание. Помещики женили крестьян по своему усмотрению, да и народные традиции не предусматривали согласия юноши и девушки на вступление в брак. За них всё решали родители. Невесту старались выбрать не столько красивую, сколько здоровую и работящую: ей после замужества вести домашнее хозяйство, воспитывать детей, работать в поле. А что касается любви, вспомните русскую пословицу- «стерпится- слюбится».
    В Средние века женились очень рано: церковь разрешала венчать девушек с 12 лет, а юношей с 15. Существовали определенные ограничения при вступлении в брак: отказывалось родственникам и людям другой веры, некрещеным. Правила допускали в течение жизни вступать в брак не более трех раз. Даже второй брак считался греховным, и на вступавших в него церковь накладывала наказание - запрет причащаться в течение двух лет. Этот брак совершался уже без венчания.

    Однако правила на то и созданы, чтобы их нарушать. Так поступил Иван Грозный, который был женат 7 раз, и женился бы в восьмой – на английской аристократке леди Гастингс, родственнице королевы Елизаветы 1- если бы не скоропостижная смерть. Задумав жениться, царь держал совет с патриархом и боярами. Лишь получив их согласие, царь приступал к поискам невесты. Знатность не имела особого значения: первая жена царя Алексея Михайловича, хотя и была дворянского происхождения, но, по слухам, до замужества приторговывала грибами на рынке. А третьей женой Ивана Грозного была и вовсе купеческая дочь. Чтобы найти себе невесту, царь рассылал во все концы государства специальные наказы с просьбой организовать на местах смотр девушек. Самых красивых из них отправляли в Москву.

    В 1571 году перед третьей женитьбой Ивана Грозного в столицу привезли 2000 девушек. В назначенный день и час царь в сопровождении боярина пришел на смотрины. Девицы, одетые в самые красивые платья, одна за другой входили в комнату, где сидел царь, низко кланялись ему и выходили прочь. Каждой из них государь дарил расшитый золотом и жемчугом платок. Из 2000 претенденток царь выбрал сначала 24, потом из них оставил 12. Избранниц тщательно осмотрели доктора на предмет различных болезней и изъянов. И только после этого, долго сравнивая девушек по красоте, уму и приятности, царь остановил свой выбор на Марфе Собакиной, дочери новгородского купца.

    Однако стать невестой царя было лишь полдела. До свадьбы могли произойти странные, а иногда и страшные вещи. Ведь родственники будущей царицы вместе с зятем приобретали и власть, и влияние. Поэтому так часты в истории случаи «порчи» царских невест. Мария Хлопова, нареченная невестой царя Михаила Федоровича, так и не дождалась свадьбы: она неожиданно заболела, причем хворь сильно напоминала пищевое отравление. «Порченая» невеста царю была не нужна, и несчастную девушку сослали в Сибирь. Отказавшись от Хлоповой, царь женился на княжне Долгорукой, но молодая царица в тот же год умерла. И летописец вновь упоминает «порчу». Все средства были хороши, чтобы опорочить соперницу. Алексей Михайлович, задумав жениться в первый раз, выбрал из двухсот невест, съехавшихся в Москву, красавицу Евдокию Всеволожскую и вручил ей кольцо в знак обручения. Однако при одевании венца девушке так сильно стянули волосы, что она упала в обморок. Тут же было объявлено, что у невесты падучая болезнь, и свадьба расстроилась.

    Не думайте, что став царицей, девушка оказывалась в водовороте приемов и балов. Её положение во дворце можно охарактеризовать одним словом – затворница. Она жила в своей половине и без разрешения мужа не могла показываться на людях. Мало кто из многочисленной дворцовой прислуги мог похвастаться, что видел государыню. Однажды к заболевшей царице Марии Милославской, жене Алексея Михайловича, был вызван придворный врач. В комнате, где происходил осмотр, плотно завесили окна, чтобы царицу нельзя было увидеть. Когда врач хотел пощупать пульс больной, её руку обернули тонкой тканью. Царица передвигалась по городу в карете или санях с плотно зашторенными окнами. При выходе из экипажа её закрывали кожаными щитами. Она оставалась затворницей и после смерти царя: обычай предписывал уйти в монастырь.

    Кадр из к\ф "Иван Васильевич меняет профессию".
    Историческая неточность: такого прилюдного выражения чувств в Средние века и представить невозможно! biggrin

    Прикрепления: 6086293.jpg(74Kb) · 9792692.jpg(73Kb) · 9657604.jpg(12Kb) · 5392287.jpg(47Kb) · 1800483.jpg(15Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Пятница, 30.07.2010, 16:20 | Сообщение # 2
    Группа: Император
    Сообщений: 3230
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Нашла подробное описание царской свадьбы. Может, сгодиться кому! biggrin

    В царских свадьбах царь сидел с невестою за одним столом, и все приносили поздравление. По четырем углам комнаты втыкали по стреле, а на стрелы вешали меха соболей, в великокняжеских и царских брачных ложах по сорока. В царских свадьбах на кровати сперва настилали снопы, (число их было тридевять, то есть 27). На снопы клали ковер, а на него перины. На свадьбе Михаила Федоровича было положено семь перин одна на другую. На перины клали изголовье и две подушки; на подушку натягивались шелковые наволоки. Постель была застлана шелковой простынею, на нее сверху постилали холодное одеяло; в довершение всего клали на подушку шапку, а в ногах теплое одеяло соболье или кунье, с оторочено из более богатой материи, чем самое одеяло; шубу и ковер закрывали простыней. Вокруг постели навешивались тафтяные занавески; над постелью ставились образа и крест, те самые, которые предшествовали при вносе постели. Образа были задернуты убрусами или застенками, смотря по их величине. На царских свадьбах сенник устраивали во дворце. Между тем и у жениха и у невесты пекли свадебные хлебы или караваи и готовили стол.

    В царских свадьбах в занимавшего место жениха подле невесты сводили с места под руки. Эти обычаи сходки (сближения) жениха с невестой были одинаковы и в царских свадьбах, с той разницей, что на свадьбе у царей все это происходило в одном и том же дворце. Царь собирался в одну из палат, будущая царица в другую. Сначала царица шла в грановитую палату; ей предшествовал священник и кропил святою водою место, где ей должно было садится. На место, где ей должно было садится, клалось сорок соболей, которые были подняты, когда она садилась. Возле невесты непременно садился кто-нибудь из знатных князей. Когда все это было устроено, посылали сказать царю.

    Царь отправлял прежде всего нареченного отца: тот, вошедши в царицыну палату, кланялся на все стороны, ударял челом будущей государыне и садился на большом месте возле жены своей, если она была здесь, посидев немного, этот нареченный отец посылал к царю одного боярина с речью: «Государь царь и великий князь всея России! Боярин (такой-то) велел говорить: прося у Бога милости, время тебе идти государю к своему делу!» Государь вставал принимал благословение митрополита и со всем своим поездом шел в грановитую палату, впереди его шли двое духовных особ: Благовещенский протопоп с крестом и крестовым недельным священником. Священник кропил водою путь, тысяцкий вел царя под руку, за ним следовали стольник с колпаком и стряпчие. Прибывши в палату и благословившись, царь подходил к своему месту; большой дружка поднимал посаженное близ невесты лицо, а царь садился на его место близ будущей жены.

    На дворе перед крыльцом стояло множество оседланных лошадей и колымаг. В царском бракосочетании путь до церкви устилался камками, и двадцать человек боярских детей царицыных наблюдали, чтобы никто не переходил между женихом и невестою.

    В царских свадьбах 16 века венчание происходило после обедни, а в 17-вечером, и тогда высокая чета венчалась тотчас по прибытии в храм.После венчания на царских свадьбах весь поезд отправлялся в тот покой, где было окручивание. Но когда в 16 веке свадьбы происходили после обедне, то царица отправлялась в свои покои; свечи и караваи уносили в сенник к постели, а царь ездил по монастырям и, возвращаясь, домой, посылал звать жену и всех гостей к обеду.

    В царских свадьбах государя кормили перед сенником в сенях, а царицу, по старинному обычаю, в самом сеннике. Взявши курицу, новобрачный должен был, по старинному обычаю, отломить у нее ножку и крыло и бросить через плечо назад. По другим известиям, этот обряд совершался пред укладыванием молодых в постель. Во время кормления новобрачных муж подвал гостям вино, и все пили с поздравлениями. Потом новобрачных снова укладывали в постель, а гости возвращались в прежнюю комнату и продолжали веселиться. Тогда веселье часто переходило в оргию, и нередко забывались всякие приличия. Музыки не было, тогда трубили в сурьмы, били в бубны и накромы.

    На царских свадьбах цари кушали в мыльнях, а царицы в избушках. По выходе из мыльни впереди них сваха несла горшочек или два на одном блюде с кашей; сваха кормила ею и мужа и жену. В это же время происходил обряд раскрывания. Боярин, нареченный отец царский, раздвигал стрелою покров, заслонявший царицу; до того времени, даже и после венчания, ее никто не видал; только после обряда все подходили к ней и могли иметь счастье увидать ее светлые очи. После этого все шли к столу.

    Царские свадебные обряды продолжались несколько дней. На другой день отправлялся княжий стол, на третий- стол от царицы: нареченные родители благословляли молодую высокую чету, а гости подносили дары; на четвертый день царь делал стол духовенству, и при окончании обеда Патриарх и духовные власти благословляли новобрачных образами, и все гости дарили им кубки и ковши, а потом царь отдаривал их деньгами, тканями, и чествовал подачами. В следующие дни делались столы другим сословиям: стольникам, стряпчим, дворянам, гостям, выборным людям, посадским, которые нарочно приезжали к царскому двору с поздравлениями.

    Все подносили к царю дары. За то и царь в эти дни, светлые, радостные в его жизни, имел прово и возможность щедро вознаграждать всех: он насколько дней щедро кормил духовенство на дворе, раздавал ему деньги, рассылал в дальние города молебные грамоты, ездил с молодою царицей на богомолье по монастырям, кормил и дарил монахов, которые, в свою очередь, отдаривали царя окладными образами и подносили хлеб-соль. Царь не забывал угнетенных и нищих, посещал богадельни и тюрьмы и отпускал на свободу узников, заключенных за долги или за неважные преступления. Не всегда, впрочем, подносимые дары царями принимались, так, при бракосочетании царицы Наталии Кирилловны царь их не принял.
    Последняя царская свадьба в России


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Среда, 16.03.2011, 12:43 | Сообщение # 3
    Группа: Император
    Сообщений: 3230
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Нашла про свадьбу императрицы Анны Иоанновны smile И невесту стало жалко..

    Бракосочетание царевны и будущей императрицы Анны Иоанновны, племянницы Петра Первого, с герцогом курляндским Фридрихом Вильгельмом состоялось 31 октября 1710 года. Это было первое торжество при дворе царя, размах которого можно было сравнить с могуществом столицы государства.

    Венчаться было решено в церкви в доме князя Меншикова на Васильевском острове. Поскольку царь Петр захотел справить свадьбу как можно ярче и пышнее, он сам оделся необычно для себя: красный кафтан с бобровой оторочкой и шпагой на серебряной перевязи. В руке он держал свою шляпу, т.к. на голове у него был одет высокий парик.
    Подойдя к невесте, он предложил отвезти ее к венцу по Неве. Гребцы на лодке тоже были подготовлены, каждый из них был одет в голландские куртки с вышитыми гербами. На втором судне их сопровождали немецкие музыканты.

    Жених, Герцог курляндский, тоже прибыл со всей помпезностью, как и подобало тогда людям высшего света. Во время церемонии Петр Первый держал венец над герцогом, а князь Меншиков - над царевной. После венчания праздник превратился в парадный обед. Царь не мог удержаться от заказа своей любимой забавы. Так, на столе были поставлены два огромнейших пирога, из которых в самый непринужденный момент по команде выскочили Карлик и Карлица. Следует сказать, что для всеобщего развлечения царь Петр на следующий день сыграл потешную свадьбу этих карликов, на которую съехались несколько десятков таких же полуросликов.Вечером того дня на набережной Невы организовали большой фейерверк на деньги, специально выделенные Петром по этому случаю.

    Свадьба Анны Иоанновны длилась ещё несколько дней. К сожалению, молодоженов ждал несчастливый конец. По дороге в Курляндию, ещё недалеко от Петербурга, молодой муж вдруг скончался. Причиной смерти стало неумеренное употребление спиртного. Таким образом молодая герцогиня стала вдовой прямо в подвенечном наряде. sad

    Правда, ничего не написано про то, любила ли она своего жениха..

    Но история с ледяным домом той же императрицы angry тут уже никакой жалости к ней нет.
    Среди приживалок Анны Иоанновны находилась одна немолодая и очень некрасивая калмычка. Звали ее Авдотья Ивановна. Она пользовалась особым благоволением и носила в честь своего любимого блюда фамилию Буженинова. Однажды она сказала императрице, что охотно вышла бы замуж. Императрица пожелала сама подыскать калмычке жениха. А так как Буженинова исполняла при царице роль шутихи, то Анна Иоанновна решила выдать ее замуж за одного из шутов — при дворе "работало" шесть шутов, для увеселения царицы. В женихи был выбран шут незаурядный!

    Шуты при дворе в спальне императрицы Анны Иоанновны.
    Это был разжалованный за провинность князь Михаил Алексеевич Голицын. Внук знаменитого боярина Петровского времени. Жена князя умерла в 1729 году, и пятидесятилетний князь, чтобы развеять свое горе, испросил разрешения поехать попутешествовать за границу. Но во Флоренции он влюбился в итальянку низкого происхождения и женился на ней. По ее настоянию он перешел в католическую веру.Вернувшись в Москву, князь тщательно скрывал от всех свою итальянку и перемену веры. Но вскоре слухи дошли до императрицы. Голицын был привезен в Петербург и посажен в тайную канцелярию, где был "допрошен с пристрастием". По приказанию императрицы брак был расторгнут, жена выслана за границу. А сам князь разжалован в "пажи", несмотря на возраст, и назначен придворным шутом. В его обязанности входило забавлять царицу шутками, подавать ей квас (придворные прозвали его "квасником"), и сидеть в лукошке возле царского кабинета.

    Так вот, калмычку-шутиху было решено выдать замуж за бывшего князя, а теперь шута — Голицына. Мысль императрицы женить шута на шутихе встретила полное сочувствие в кругу ее приближенных. По совету своих легкомысленных друзей Анна Иоанновна распорядилась отпраздновать свадьбу "молодых" самым "курьезным образом".Немедленно была создана особая "маскарадная комиссия". Решено было построить на Неве дом изо льда и обвенчать в нем шута и шутиху. Благо, что на улице стояла жуткая стужа: термометр показывал минус 35 градусов, сильнейшие морозы начались с ноября 1739 года и продержались до марта 1740 года. А свадьба была намечена на февраль месяц 1740 года. Надо было спешить строить хоромы на льду.

    Комиссия выбрала для постройки Ледяного дома место на Неве — между Адмиралтейством и Зимним Дворцом, примерно там, где сейчас Дворцовый мост. Материалом для постройки дома должен был служить только лед! Его разрезали на большие плиты, клали их одну на другую и для связи поливали водой, которая тотчас же замерзала, спаивая плиты накрепко.Дом был собран с изяществом — это видно и по гравюрам тех времен. Фасад его имел длину около 16 метров, ширину — примерно пять метров и вышину — около шести метров. Кругом всей крыши тянулась галерея, украшенная столбами и статуями. Крыльцо с резным фронтоном разделяло здание на две большие половины. В каждой по две комнаты: в одной — гостиная и буфет, в другой — туалет и спальня. В комнаты свет попадал через окна со стеклами из тончайшего льда! За ледяными стеклами стояли писаные на полотне "смешные картины". Освещались они по ночам изнутри множеством свечей.

    Перед домом были выставлены шесть ледяных трехфунтовых пушек и две двухпудовые мортиры, из которых не один раз стреляли! Все это — сделано из льда. У ворот, сделанных тоже из льда, красовались два ледяных дельфина, выбрасывавших из челюстей с помощью насосов огонь из зажженной нефти.На воротах стояли горшки с ледяными ветками и листьями. На ледяных ветках сидели ледяные птицы. По сторонам дома возвышались две остроконечные четырехугольные пирамиды. Внутри пирамид висели большие восьмиугольные фонари. Ночью в пирамиды влезали люди и поворачивали светящиеся фонари перед окнами — к удовольствию постоянно толпившихся зрителей.

    По правую сторону дома стоял в натуральную величину слон — ледяной. С ледяным персиянином, сидевшим на нем верхом. И сбоку возле него на земле стояли две ледяные персиянки. Рассказывает очевидец: "Сей слон внутри был пуст и столь хитро сделан, что днем воду вышиной почти четыре метра пускал. А ночью, к великому удивлению, горящую нефть выбрасывал".

    А в Ледяном Доме в одной из комнат стояли — два зеркала, туалетный стол, несколько шандалов (подсвечников), большая двуспальная кровать, табурет и камин с ледяными дровами. Во второй комнате стоял стол резной работы, два дивана, два кресла и резной поставец, в котором находилась чайная посуда — стаканы, рюмки и блюда. В углах этой комнаты красовались две статуи, изображавшие купидонов. А на столе стояли большие часы и лежали карты. Все эти вещи весьма искусно сделаны из льда и "выкрашены приличными натуральными красками". Ледяные дрова и свечи намазывались нефтью и горели.

    Кроме этого при Ледяном Доме по русскому обычаю была выстроена ледовая же баня! Ее несколько раз топили и охотники могли в ней париться!

    По именному высочайшему повелению к "курьезной свадьбе" Бужениновой и Голицына были доставлены в Петербург из разных концов России по два человека обоего пола всех племен и народов. Всего набралось триста человек! Шестого февраля 1740 года состоялось бракосочетание сиятельного шута с шутихой — обычным порядком в церкви. После чего "свадебный поезд", управляемый канцлером Татищевым, проехал мимо дворца по всем главным улицам города.Шествие открывали "молодые", красовавшиеся в большой железной клетке, поставленной на слоне. А за слоном потянулись "поезжане", то есть приехавшие гости: тут были абхазцы, остяки, мордва, чуваши, черемисы, вятичи, самоеды, камчадалы, киргизы, калмыки и другие. Одни ехали на верблюдах, другие — на оленях, третьи — на собаках, четвертые — на волах, пятые — на козлах, шестые — на свиньях и так далее. Все гости "разноязычные" в своих национальных костюмах, с "принадлежащей каждому роду музыкалией и игрушками", в санях, сделанных наподобие зверей и рыб морских.

    После обильного обеда начались танцы: каждая пара танцевала свою национальную пляску под свою национальную музыку. Потешное зрелище чрезвычайно забавляло императрицу и вельможных зрителей.После окончания бала молодая пара, сопровождаемая по-прежнему длинным "поездом" разноплеменных гостей, отправилась в свой Ледяной дворец.Там их с различными церемониями уложили в ледяную постель. А к дому приставили караул — из опасения, чтобы счастливая чета не вздумала раньше утра покинуть свое не совсем теплое и удобное ложе.Литературное предание гласит, что Авдотья Ивановна, подкупив стражу, раздобыла овечий полушубок и тем самым спасла себя и мужа от неминуемой смерти.

    В.Я. Якоби. Ледяной дом (Свадьба шута). 1878 г.
    Спустя восемь месяцев после “куриозной” свадьбы императрица Анна Иоанновна почила в бозе. А еще через три недели страной стала править ее племянница Анна Леопольдовна, ставшая регентшей при младенце-императоре Иоанне Антоновиче. И первым делом эта правительница обратила внимание на “нечеловеческие поругания” и “учиненные мучительства” над шутами. Все штатные забавники ее венценосной тетушки (и Голицын в том числе) были уволены и получили дорогие подарки. И необходимо воздать должное Анне Леопольдовне: она навсегда уничтожила в России презренное звание придворных шутов.

    А что Голицын? О его дальнейшей жизни известно немного. С Бужениновой, ставшей после замужества княгиней, они стали безбедно жить в родовом имении Голицыных — подмосковном Архангельском. До нас дошел портрет, на котором рядом с вальяжным барином сидит маленькая, широкоскулая, “беспородная” особа. С ней, улучшившей свежей азиатской кровью род Голицыных, князь прижил двух сыновей — Андрея и Алексея. В конце 1742 года, при родах Алексея, калмычка скончалась. И уже в 1744 году Михаил Алексеевич обвенчался в четвертый раз с А.А.Хвостовой, бывшей моложе его на целых 45 лет! От этого брака родились три дочери — Варвара, Анна и Елена.

    Прикрепления: 6216110.jpg(54Kb) · 8140279.jpg(77Kb) · 1440207.jpg(118Kb) · 3245158.gif(49Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    Форум » Древний мир » Загадки Древней Руси » Царские свадьбы
    Страница 1 из 11
    Поиск:
    © 2008-2013 Карта сайта 27.04.2017, 17:59