Колизей - История Древнего мира Колизей - История Древнего мира
Главная Контакты В избранное
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Модератор форума: Баст  
    Форум » Древний мир » История простых вещей » История посуды
    История посуды
    БастДата: Среда, 12.09.2012, 19:40 | Сообщение # 1
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Начинаем тему с истории совсем недалекой, но повод есть:
    Граненому стакану “стукнуло” 69. А может быть, намного больше biggrin И хорошая статья в тему!

    11 сентября - день рождения граненого стакана. В этот день 1943 года первый классический “маленковский” стакан был выпущен на Гусь-Хрустальненском заводе. “Солидарность” чуть-чуть не дотерпела до семидесятилетия нашего российского тотема и фетиша - тем более что дата рождения стакана хоть и будет круглая, но крайне условная...

    11 сентября 1943 года. Советские войска ведут наступление на павлоградском, нежинском и брянском направлениях, идут бои под Смоленском... Тем временем стеклодувы на Гусь-Хрустальненском заводе выпускают первый “классический” образец граненого стакана - удобной в пользовании, надежной и дешевой посуды, которая не только прочно вошла в обиход советского человека, но стала гораздо большим:“В археологии русской жизни, очищая пласт за пластом, мы постоянно будем возвращаться к граненому стакану. Это наша археология, а вернее, просто матрица”, - писал литератор Виктор Ерофеев.

    А раз так, неудивительно, что в истории с граненым стаканом очень мало ясности - зато огромное количество легенд. Главная, конечно, касается его происхождения. Авторство идеи такого стакана народная молва приписывает ни много ни мало как самой Вере Мухиной, одной из самых узнаваемых скульпторов СССР, а в соавторы народ дал ей не кого-нибудь, а самого Казимира Малевича.Лаконичный и узнаваемый дизайн стакана, действительно, наводит на мысль о том, что придумать его мог только исключительно талантливый человек. Но Малевич все же едва ли был причастен к разработке.

    Да и по поводу Мухиной у специалистов возникают большие сомнения - с одной стороны, та и вправду много работала со стеклом, а в 1940-х годах руководила экспериментальным цехом на Ленинградском заводе художественного стекла. И в те годы действительно возникла необходимость в прочной стандартной посуде для предприятий общепита.
    С другой - ни одного документального подтверждения тому, что граненый советский стакан - дело рук Веры Мухиной, нет. Хотя ей же приписывают еще и создание стандартной советской пивной кружки - и уже по этому поводу споров почему-то гораздо меньше.

    С конца сороковых “общепитовский” граненый стакан прочно входит в обиход советского человека - но ведь у антикваров или в музее вы найдете “гранчаки” куда более почтенного возраста. Возникает вопрос: когда вообще родилась идея граненого стакана? Отправимся к истокам.Само происхождение слова “стакан”, если верить этимологическому словарю Фасмера, относит нас во времена весьма отдаленные. По крайней мере, древнерусское слово “достоканъ” встречается еще в грамотах Ивана Калиты. Но оно, в свою очередь, откуда появилось?Скорее всего, пришло с ордой: в чагатайском, одном из языков завоеванной монголами Средней Азии слово “тостакан” означало “плошка”. Да и в современном казахском языке, например, деревянные чаши до сих пор называют “тостаган”.

    Есть и альтернативные мнения - согласно им появлением столь важного для российской культуры термина мы обязаны Западу. Вильям Похлёбкин, классик истории кулинарии, например, считал, что слово это пришло из немецкого - от “Dose”, что значит “порция”, и “Kanne” - “кружка”. То есть в старину достокан от другой питейной посуды отличался как раз точностью мерки. По тому же Похлёбкину, в XVIII веке предтеча стакана вмещал 16 золотников - около 70 граммов. По нынешнем стандартам, правда, отмечает автор, это стопка.

    Так или иначе, стаканы издревле были известны на Руси. По еще одной легенде, которую постоянно вспоминают, едва речь заходит об истории граненого стакана, его распространению, как и другим прогрессивным веяниям, мы обязаны Петру I. Вернее, стеклодуву Ефиму Смолину, о котором, кроме имени и фамилии, не известно почти ничего - только то, что он якобы представил царю изобретенный им граненый стакан, годный к использованию в войсках и, главное, в молодом русском флоте - ведь благодаря своим граням сосуд не должен был скатываться со стола во время морской качки.

    Петру идея вроде как понравилось - он испил из “инновационной” посуды вина, сказал: “Стакану - быть!” - и со всего маху хлопнул посуду оземь. “Ударопрочное” стекло от царского удара, впрочем, разлетелось вдребезги... Но гневаться самодержец не стал. Зато его фраза, неправильно услышанная окружающими как “стаканы - бить”, до сих пор многими используется как прямое руководство к действию. И все же эта легенда также едва ли имеет отношение к реальности.С начала XIX века граненые стаканы массово выпускаются на стеклянных заводах Мальцовых под Владимиром. Разных форм и размеров - но в них угадывается прообраз того самого, настоящего “гранчака”... Кстати, каков же он, настоящий Советский Граненый Стакан?


    “...Наша запущенность во всех отраслях знания... подумать страшно! Я, например, у очень многих спрашивал: сколько все-таки граней в граненом стакане? Ведь у каждого советского стакана одинаковое количество граней. И представь себе - никто не знает. Из ста сорока пяти опрошенных только один ответил правильно, и то невзначай. Пока не поздно, я думаю, не начать ли в России эпоху Просвещения?..” (Венедикт Ерофеев, “Вальпургиева ночь”.)

    Классик, как ни странно, допустил неточность - количество граней на советском стакане могло варьироваться. В одних - 14 граней, в других - 16, где-то - 20, были и другие варианты.

    Ясно одно - самый настоящий “гранчак” должен вмещать в себя двести граммов жидкости, налитой по “маруськин поясок” - декоративный ободок высотой еще на пятьдесят граммов; это, кстати, тоже неотъемлемая часть классического дизайна советского стакана. Но объем все же варьировался, как и цена: были стаканы по семь копеек, а были и более дорогие, например, двадцатигранники, по четырнадцать.Что интересно, споры по поводу того, стакан каких параметров настоящий, например, 16- или 20-гранный, до сих пор ведутся исключительно бурные. Что лишний раз подтверждает: мы имеем дело не с банальной общепитовской посудой, а с гораздо большим.

    Как ни прискорбно, граненые стаканы, с которыми можно было поступать очень по-разному - водку ли из них пить или поездной чай, вырезать ими тесто на пельмени или отмерять сыпучие продукты - постепенно уходят в прошлое. Далеко уже не в каждом магазине можно купить себе настоящий стакан. Пока он держит оборону на железной дороге, но постепенно уходит и оттуда... Да что тут говорить, в январе этого года Гусь-Хрустальненский завод, “родина” стакана, прекратил работу. Из области быта граненый стакан плавно мигрирует в область символов - теперь его, право, проще найти как сувенир.И, может быть, как раз поэтому совсем недавно, в прошлом году, был открыт первый в мире памятник граненому стакану. Правда, не у нас, а в соседнем Казахстане, в Алматы.

    Александр ЦВЕТКОВ http://solidarnost.org/

    Прикрепления: 0071148.jpg (167.2 Kb) · 0798444.jpg (42.2 Kb) · 8953575.jpg (319.4 Kb) · 7443953.jpg (79.2 Kb) · 8001814.jpg (76.2 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Воскресенье, 25.05.2014, 13:00 | Сообщение # 2
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Пора тему обновлять) smile Правда, обновление такое..оригинальное tongue Археология подбросила.

    Группа археологов, ведущих раскопки монастыря Газали на севере Судана, первоначально предполагала, что приступает к исследованию ряда могил, но оказалось, что перед ними были древние монастырские туалеты.

    Когда-то землях нынешнего Судана располагались царства древней Нубии. В VI веке в Нубию пришло христианство, которое закрепилось там в своей монофизитской форме. Даже после завоевания Египта арабами, когда Нубия утратила контакты с остальным христианским миром, она оставалась христианской страной до XIV века. Руины христианского монастыря в оазисе Эль Газали был обнаружен в 1821 году. В 1950-х годах первые раскопки там проводили суданские археологи. Сейчас монастырь изучает экспедиция польских археологов под эгидой Центра средиземноморской археологии Варшавского университета, Университета Мюнстера и Катарско-суданского археологического проекта. Руководит экспедицией Артур Облуский (Artur Obluski) из восточного института Чикагского университета.

    В ходе последних работ археологи исследовали территорию к востоку от монастырской церкви, где рассчитывали найти средневековое кладбище, но, с некоторым удивлением, обнаружили 15 туалетов, построенных в ряд. В туалетах были глиняные чаши, служившие аналогами современных унитазов. Вместо туалетной бумаги служили черепки глиняной посуды, острые края которых были специально сглажены. Обработанные таким образом осколки и раньше попадались изучающим нубийские памятники археологам, но их предназначение стало ясным только сейчас.

    По словам Артура Облуского, находка свидетельствует о том, что монастырь в средние века был крупным центром, с многочисленными монахами и паломниками. Также ученые, расчистив церковные стены, обнаружили немало средневековых надписей и рисунков, процарапанных по штукатурке. В дальнейшем проект по изучению монастыря будет продолжен, а также в уже исследованную часть памятника будет открыт доступ туристов.
    Прикрепления: 2481424.jpg (156.0 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Четверг, 31.03.2016, 18:53 | Сообщение # 3
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Быстрое распространение гончарных изделий объясняется, вероятно, не столько экологическими, сколько культурными процессами. Керамика – первый искусственный материал, созданный человеческими руками. Раньше всего делать сосуды из обожжённой глины научились, видимо, на Дальнем Востоке. В Японии гончарство появилось около 16 тысяч лет назад, но распространялось оно медленно. Только после окончания ледникового периода, около 11,5 тысячи лет назад, этот процесс резко ускорился.

    Многие годы идут споры о том, почему керамика вдруг стала так популярна у древних охотников-собирателей. Одним из важнейших факторов считается изменение климата. Потепление и возвращение лесов туда, откуда их изгнал холод, изменило рацион древних людей. Это привело к переменам в древней «кулинарии»: новая пища требовала других способов приготовления, обработки и хранения. Тут-то и пригодилась керамика. Однако новое
    исследование, опубликованное в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, опровергает «экологическую» теорию.

    Сосуд из Торихамы. 6-7 тыс. л.н. Фото: Fukui Prefectural Wakasa History Museum.
    Международная команда исследователей подробно изучила 143 сосуда из Торихамы, археологического памятника в западной части Японии, возраст которых в совокупности охватывает период в 9 тысяч лет. Липиды, извлечённые из керамики, подвергали молекулярному и изотопному анализу, в результате чего удалось определить виды пищи, которую готовили и хранили в ней в течение долгого времени. Оказалось, что несмотря на потепление, рацион древних людей Японии оставался неизменным: они питались в основном морской и пресноводной рыбой и моллюсками.

    Анализ керамики также показал, что растительная пища или мясо животных появлялись в ней редко. Единственное существенное изменение, которое происходит с течением времени – увеличение доли пресноводной рыбы. Авторы работы считают, что быстрое распространение гончарства около 11,5 тысячи лет назад было связано не с экологическими изменениями, а с культурными влияниями. «Мы начинаем понимать, почему была изобретена
    глиняная посуда и почему она получила такое распространение. Кажется, причина заключается не в особенностях питания, а в заимствовании традиции пиршеств и праздничных соревнований, частью которых было приготовление рыбы и моллюсков», – сказал Оливер Крейг (Oliver Craig), археолог из Йоркского университета (Великобритания).

    Сосуд из Торихамы. Фото: University of York / www.york.ac.uk.
    Дары моря и рек столетиями оставались стабильным пищевым ресурсом, который не зависел от изменения климата. Вероятно, этим объясняется устойчивость традиции. «Результаты нашей работы открывают новый этап в исследовании керамики Восточной Азии. Они показывают, как важно, чтобы органический анализ […] гончарных изделий стал широко распространённой практикой», – говорит Шинья Шода (Shinya Shoda), научный сотрудник Научно-исследовательского института культурного наследия в Наре (Япония).
    По материалам University of York.

    Автор: Егор Антонов
    Источник: nkj.ru
    Прикрепления: 7101655.jpg (8.1 Kb) · 1659136.jpg (146.5 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Пятница, 20.01.2017, 07:57 | Сообщение # 4
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Археологи, исследующие замок Виттенберг (Восточная Германия), нашли на его территории целые слои костей животных и черепков от битой посуды. В XV столетии во дворе замка устраивались пиршества, пировавшие ели и пили, сколько душе было угодно, а когда кубки пустели, они просто бросали их через плечо. Керамических фрагментов здесь лежат буквально тысячи – как говорит археолог Хольгер Роде (Holger Rode), «кубки просто выбрасывали, как современные бумажные стаканчики».

    По мнению Роде, чаши, фрагменты которых нашли в Виттенберге, были изначально сделаны для того, чтобы использовать их один раз. Такую посуду могли позволить себе только богачи. У них были и другие кружки – фарфоровые, украшенные разными орнаментами. К ним, конечно, относились аккуратнее.


    Виттенберг был замком княжеского дома Асканиев. Первое упоминание о поселении на месте замка относится к 1180 году. В 1260 году здесь появляется резиденция герцогов Саксон-Виттенбергских, а в 1293 году поселение получает права города. Виттенберг был удачно расположен и поэтому со временем становится важным торговым центром. Когда дом Асканиев пресёкся, Виттенберг перешел под контроль князей Веттинов. В конце XV века он становится резиденцией Фридриха III Мудрого, курфюрста Саксонии. В это время замок перестраивается. (Во время нынешних раскопок, которые начались в ноябре прошлого года, удалось обнаружить остатки первоначального замка Асканиев, фрагменты стен и изразцы от печи замка Веттинов.) В 1517 году именно в Виттенберге, на двери Замковой церкви, Мартин Лютер вывесил свои «95 тезисов против продажи индульгенций» и тем самым положил начало Реформации.

    По материалам Deutsche Welle. Автор: Егор Антонов
    Источник: nkj.ru

    Прикрепления: 1703970.jpg (77.7 Kb) · 0239964.jpg (121.2 Kb) · 0922749.jpg (224.0 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Понедельник, 15.07.2019, 08:55 | Сообщение # 5
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline


    Азовские археологи занимаются изучением небольших сосудов, найденных при раскопках на Петровском бульваре. Описательное название этих находок — сфероконусы. Имя они получили благодаря необычной шарообразной форме. Заведующий отделом археологии Азовского музея-заповедника Андрей Масловский рассказал, что они предназначались для хранения химических препаратов. Прежде всего, в них держали ртуть.



    Существует много фантастических предположений относительно их предназначения: это могли быть и бомбы, и пивные кружки, и светильники, - добавил учёный.


    В ходе раскопок в центре города археологи нашли фрагменты нескольких сфероконусов. Два из них оказались практически целыми. Один сосуд покрыт орнаментом в виде листьев, что довольно необычно. Второй украшен мелкими розетками, состоящими из семи кружков. В середине каждой из них находится кусочек глазури. 

    Прикрепления: 9207577.jpg (47.2 Kb) · 9199647.jpg (75.4 Kb) · 7444126.jpg (82.0 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    Форум » Древний мир » История простых вещей » История посуды
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:
    © 2008-2013 Карта сайта 19.03.2024, 11:43