Колизей - История Древнего мира Колизей - История Древнего мира
Главная Контакты В избранное
    Страница 1 из 11
    Модератор форума: Баст 
    Форум » Древний мир » История простых вещей » Животные в геральдике
    Животные в геральдике
    БастДата: Воскресенье, 10.04.2011, 11:34 | Сообщение # 1
    Группа: Император
    Сообщений: 3242
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Как много символических животных, используемых на флагах и гербах: лев, тигр, медведь, волк... Не последнее место в этом ряду занимает орел. О нем сегодня речь smile

    Орел, «царь птиц», известен как символ всесокрушающей власти и обороноспособности, отсюда в первую очередь это геральдический символ, представленный на многих гербах и государственных эмблемах. Для симметрии изображается часто с двумя головами (двуглавый орел). Античные книги о животных приписывают ему способность смотреть на солнце не мигая и взлетать на недоступные взору человека участки неба.

    Орел-символ Зевса
    Орел- один из самых древних символов. У греков и персов был посвящен Солнцу, так как это символ высоты духа, отождествляемого с Солнцем, царем звезд. В разных традициях его рассматривали как священную эмблему Верховного божества — Одина, Зевса, Юпитера, Митры.Его жизнь освящена солнцем: считалось, что орел способен долететь до солнца, смотреть на него, не мигая, и соединиться с ним. В связи с этим орел олицетворяет вдохновение, высоту духа, который в состоянии взмыть к Небесам. Орел, летающий среди грома и молний — это символ подлинной смелости, способности преодолевать трудности.

    Поединок орла с драконом или змеей отображает победу духа и интеллекта над материей, низшими силами, инстинктами. В этой схватке орел олицетворяет солярные силы, добро, а змей — силы хтонические, зло. Кроме того, орел означает свет неявленный, тогда как змей — неявленную тьму, а вместе они составляют космическое целое, соединение духа и материи.Орел связан со стихиями воздуха и огня; он царь в воздушном пространстве, как лев — царь зверей на земле. Птица посвящения, посланник богов, он соединяет земную и небесную сферы.

    В шумеро-аккадской традиции символ солнца, атрибут бога войны Нинурты (Нингирсу), а также Ашшура, ассирийского бога бури, молнии и плодородия. Двуглавый орел символизирует Нергала, божество, олицетворяющее испепеляющую жару полуденного солнца.Как посредник между богами и людьми в мифах выступала птица Анзуд, представляемая в виде орла с львиной головой.В сирийской Пальмире орел с человеческими руками символизировал поклонение солнцу. О нем говорилось, что он может омолаживаться, троекратно погружаясь в воду или, как Феникс, от солнечного пламени.

    В буддизме орел — птица, на которой летает Будда. Атрибут Амогхасиддхи, одного из пяти дхьяни-будд, земным проявлением которого считают будду грядущего мирового порядка Майтрею.У греков орел означает Солнце, духовную силу, царственность и удачу. Поскольку орел, по повериям, летает выше, чем любая другая птица, его рассматривали как выражение божественного величия. Первоначально являлся эмблемой Пана, затем — Зевса и как носитель его молний иногда изображался с молнией в когтях. Согласно Гомеру, орел со змеей в когтях, — символ победы. Он не только спутник и посланник великих богов, но часто их прямая персонификация. Так, когда олимпийским богам понадобился виночерпий, то Зевс посылает за Ганимедом орла или летит сам, превратившись в орла. В другом мифе гнев Зевса превратился в орла и терзал печень Прометея.

    В римской традиции орел — одна из наиболее распространенных древних эмблем победы, его полет воспринимался как предзнаменование военного успеха. Еще со времен основателей Рима Ромула и Рема его изображали на штандартах как «птицу Юпитера».В Иране орел символизирует победу; ее предвещает его полет над полем битвы. Великий Кир поместил его на свое знамя как символ победы и триумфа.

    Древневавилонский текст, к сожалению лишь фрагментарно, повествует о небесном путешествии несомого орлом царя Этаны. Согласно сообщениям из античных источников, при погребении царя существовал обычай одновременно со сжиганием трупа выпускать орла, символизировавшего душу умершего, устремляющуюся к богам. В сирийском городе Пальмира орел олицетворял собой бога Солнца. Ему приписывали способность омолаживаться, как птица Феникс (в том числе путем троекратного погружения в воду — отсюда орел является символом освящения и изображается на купели). Его полет в вышине сравнивался с вознесением Христовым. И солнце также омолаживает его — это свидетельство благословенного действия духовного сияния.

    Как истребитель змей и драконов орел является символом победы света над властью тьмы; изображения орла со змеей в клюве можно встретить во многих культурах. На готических застекленных окнах можно увидеть орла, несущего ввысь своих еще неоперившихся птенцов, чтобы научить их видеть свет солнца. В христианской иконографии он является символом евангелиста Иоанна, атрибутом вознесшегося к небесам пророка Илии и воскресшего Христа. Он наделяется всегда только положительными качествами (силой, обновлением, созерцательностью, зоркостью взгляда, царской сущностью), что сделало его в античные времена атрибутом Юпитера.

    С принятием христианства он олицетворяет добродетель справедливости, но и приписывались грехи высокомерия, по всей видимости, по причине устремленного вдаль взгляда, который как будто игнорирует все, что находится вблизи. В масонской символике двуглавый орел с одной, покрывающей обе головы короной, и мечом, который держат обе лапы в горизонтальном положении, является символом 33-й степени шотландского ритуала (девиз: Deus meumque ius, то есть: Бог и мое право).

    «Quauhtli» (орел) — обозначение пятнадцатого (из двадцати) дневного символа в календаре ацтеков. Родившимся под этим знаком сопутствуют воинствующие качества, но в то же время и склонность к разбою и воровству. «Орел» и «Ягуар» — так назывались у ацтеков два «ордена» элитных военных подразделений. Эти животные олицетворяли дуалистическую систему небесных полярных сил (Солнце и Звезды) на земле и представляли собой, с одной стороны, самую большую птицу, а с другой — самого крупного наземного хищного животного Мексики. Богиня Цихуакоатл (женщина-змея) имела также прозвище Quauh-Cihuatl (Куаух-Цизу-атл) — жена орла. Она была украшена короной из орлиных перьев и считалась предводительницей женщин, умерших во время родов (рождение ребенка приравнивалось к захвату пленного и расценивалось как военная акция).

    В Древнем Китае орел был символом силы и мощи (ying, юинг, орел, произносится так же, как «герой»). Сидящий на скале орел трактовался как одиночный воин, орел на сосне — это символ долголетия и нерушимой силы. Орел, побеждающий змею, происходит от индийской Гаруды, что напоминает также изображение герба столицы ацтеков Теночтитлана (теперешний Мехико-Сити).И у живущих в Центральной Азии гуннов (хзиунгну) орел был олицетворением власти и господства.

    Орел - масонский символ В европейской геральдике наряду со львом часто появляется, как правило, стилизованное изображение орла. Именно его воспетые героические качества способствовали тому, что многие правители делали его своим гербовым символом, как, например, немецкие (герцоги Баварии, Силезии и Австрии, маркграфы Бранденбурга) и польские короли. Стремление к сохранению симметрии при воспроизведении плоского изображения в анфас уже довольно рано привело к его образному представлению как двуглавого «двойного орла», которого позаимствовали из древневосточных культур.

    С 1433 г. такое изображение появилось на гербе кайзера Священной Римской империи. После ее распада (1806) орел стал символом Австрийской империи (до 1919-го), царской России (до 1917-го), сербских королей и — по сегодняшний день — частью албанского государственного герба. Двуглавость связывается с двояким титулом правителя: «Кайзер Священной Римской империи» и «германский король». Трехглавого орла с двумя головами на концах крыльев использовал в качестве гербового изображения миннезингер Рейнмар фон Цветер. Историк геральдистики А.Г. Беклер в 1688 г. сопоставил слова «орел» («Adler») и «дворянство» («Adel») и, рифмуя их, писал следующее: «Дворянство проистекает от королевского орла, потому, где нет орла, там не может быть и дворянства. Королевский орел — лучший защитник дворянства, а тень от орлиных крыльев на пользу лишь орлу».

    В другом месте Бёклер указывает: «Орел — царь среди пернатых, он может смотреть на солнце острым взглядом, он никогда не упустит свою добычу, он способен омолаживаться и может летать выше всех, и наблюдающие его полет всегда усматривают в нем предвестника будущей победы. И когда Ромул впервые увидел на Авентине орла, то он воспринял его как предвестника радостного события, после чего повелел вместо знамени нести перед войском орла. Все породы орлов — хищные птицы, и лишь самые маленькие из них и самые никудышные нападают на угрей. Орел не является персонификацией Его Королевского Высочества, это — герб Римской империи. Орел в золотом обрамлении обозначает Господа Бога, звезда которого ярко сияет, и он вносит успокоение, и пропадает всякий страх».

    В науке о символах орел рассматривается как «существо с мощными крыльями, парящее в небесной голубизне духа» (Аеппли), отчего сон с участием орла следует истолковывать в положительном смысле. Сомнительные аспекты просматриваются там, где «мысли орлиные» переносятся на инвентарь повседневной жизни. Тогда течение жизни становится непредсказуемым, охваченное «всепоглощающей страстью духа». Поэтому представляется понятным, почему орел стал символом евангелиста Иоанна, пребывавшего по большей части в спиритуальном мире. Часто неизбежных компромиссов практической жизни под этим знаком ожидать не приходится.

    В средневековых бестиариях (сказания из животного мира) орел сравнивается с праотцем Адамом. «Царь всех птиц» витает в поднебесье, однако мгновенно падает на землю, как только замечает пищу земную. Адам первоначально также витал в поднебесье, затем он заметил запретную пищу, которая притянула его к земле. «После своего невероятного подъема ввысь он снова сблизился с плотью физического наслаждения и утерял всякое духовное озарение» (Унтеркирхер).

    В христианстве орел служит воплощеним божественной любви, справедливости, храбрости, духа, веры, символом Воскресения, вдохновляющих идей Евангелий. Полет орла ассоциируется с вознесением Христа, с молитвами, посылаемыми к небесам, с нисхождением милости Божьей и победой над злом, над грехом (в том случае, когда орел изображен со змеей в клюве). Орел часто служит символом души христианина, которая крепнет, благодаря добродетели.Как и в других традициях, орел играет роль посланника небес. Именно поэтому аналои, с которых читались Евангелия, часто делались в форме орла, расправившего крылья.

    Орел является символом евангелиста Иоанна. В Ветхом завете в видении Иезекииля говорится: «...и из средины его видно было подобие четырех животных... Подобие лиц их — лице человека и лице льва... лице тельца... и лице орла» (Иезекииль 1:5,10), что истолковывается как указание на четырех евангелистов.

    У славян орел — божья птица, владыка небес. Он живет дольше всех птиц и обладает способностью к омоложению: когда наступает старость, он улетает на край света и, искупавшись там в озере с живой водой, снова обретает молодость.

    Значит, хорошо, что герб России- с орлом... smile

    Прикрепления: 5492226.png(132Kb) · 5971478.jpg(26Kb) · 9158069.jpg(179Kb) · 9622251.jpg(115Kb) · 3374303.jpg(53Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Четверг, 30.06.2011, 21:03 | Сообщение # 2
    Группа: Император
    Сообщений: 3242
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Quote (Баст)
    Как много символических животных, используемых на флагах и герба

    Нашла почти полный список smile

    Излюбленный геральдический мотив - изображения разнообразных животных. Сегодня они могут быть чётко разделены на фантастических и реальных, но в прошлом наука не ставила под сомнение существование таких животных как дракон, единорог, грифон и других. В Средние века и долгое время после, представления о животном мире основывались на трудах античных авторов и более поздних, пропитанных мистицизмом и символизмом произведениях, таких как "Физиолог", создававшихся на основе легенд, мифов, рассказах путешественников. Животные в геральдике символизируют человеческие качества и различные философские понятия. Они делятся на животных - охотников (лев и другие хищники) и животных - жертв (к примеру, олень).

    Надо заметить, что есть некоторые геральдические существа, которые носят названия реальных животных, но практически не имеют сходства с ними. К примеру, геральдический тигр выглядит скорее как лев или волк. Ниже приводится список наиболее распространённых в геральдике типов животных, естественных и фантастических. Будет интересно коротко рассказать о некоторых из них.

    Естественные животные

    Лев - символ власти, силы, храбрости, отваги, великодушия.
    Бык - символ плодородия, труда и терпения, а также скотоводства.
    Конь - совмещающий храбрость льва, зрение орла, силу быка, быстроту оленя и ловкость лисицы.
    Собака - Telbot (мастиф), а также Alaund и Greyhound - символ преданности и повиновения.
    Кошка - символ независимости.
    Овца, ягнёнок - символ кротости.
    Лань - символ робости.
    Волк - символ злости, прожорливости и алчности.
    Медведь - символ предусмотрительности и силы.

    Олень - символ воина, перед которым бежит неприятель.
    Кабан (вепрь) - символ мужества.
    Слон - символ долгой памяти.
    Орёл - символ власти и господства, великодушия и прозорливости.
    Павлин - символ тщеславия.
    Пеликан - символ родительской любви.
    Ворон - символ долголетия.
    Журавль (с камнем в одной лапе) - символ бдительности.
    Сокол - часто встречается в геральдике, изображался также с охотничьими атрибутами - кожаным колпачком с бубенчиком и ремешками (jessed, hooded and belled), с добычей, пучком стрел в когтях.
    Лебедь - иногда изображался c короной на шее (точнее, на горле), и в этом случае обозначался термином "cygney-royal" (англ. "cygnet" - молодой лебедь).
    Сова - символ мудрости.
    Пчела - символ трудолюбия.
    Муравей - также символ трудолюбия.
    Бабочка - эмблема непостоянства.
    Дельфин (Swift)- эмблема силы.

    Морская раковина (Escallop) - первоначально раковина служила знаком того, что носитель герба совершил паломничество к христианской святыне Св. Яго в Компостелле, Испания (Sant-Jago de Compostella), но позже символизировала участие предъявителя герба или его предка в дальнем паломничестве или в Крестовом походе.
    По материалам сайта Княжий гуф.
    Продолжение следует... smile
    Прикрепления: 5808479.jpg(101Kb) · 4776713.jpg(18Kb) · 7536480.jpg(47Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Воскресенье, 22.04.2012, 10:47 | Сообщение # 3
    Группа: Император
    Сообщений: 3242
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Quote (Баст)
    Медведь - символ предусмотрительности и силы.

    Дошла очередь и до медведя smile

    Сначала о его исключительности.. Какой зверь больше всего занимает воображение людей? Медведь! Маленьких детей пугают медведем, который придет и заберет их. В лесу страшнее всего встретить кого – медведя! Но с другой стороны... какая самая любимая игрушка, которую дети всего мира берут с собой в постель – плюшевый медвежонок. Медведь для человека и злой и добрый, милый и страшный.

    Интересно, что во многих мировых культурах медведя нельзя называть его истинным тайным именем. У многих индейских племен медведь носит имя “круглохвостый”. Да и в русском языке медведь – это “тот, кто ведает, где мед” - а настоящее имя медведя скрыто... Много таинственного и притягательного в медведе. Никакие слоны, волки и тигры не могут вытеснить медведя с его места – главного соперника человека.

    Медведь на гербе Берлина
    Медведь – это неудавшийся человек?Вы спросите – почему медведь и человек соперники? Многим любопытно будет узнать, что в дикой природе медведь и человек (вернее предки человека) занимали одну и ту же экологическую нишу – прямоходящие, всеядные существа, сообразительные, накапливающие опыт и обучающие своих детей.
    Более того - человек завоевал мир благодаря медведю, вернее вопреки медведю... Медведь в северном полушарии занимал ту же экологическую нишу, что и человекообразные приматы в Африке. Область распространения медведя неуклонно продвигалась на юг и еще немного, и он бы вытеснил зарождающегося человека. Но медведь чуть-чуть опоздал и ... из обезьяны получился человек, а могло бы быть по другому, человекообразные обезьяны могли вымереть, уступив дорогу медвежьему царству!

    “Медвежья сила” сочетается с удивительной координацией движений. Лапы медведя очень умелы. Своими длинными когтями он может сорвать, не повредив, ягоду черники и переложить ее из одной лапы в другую. Медведь не близорук, как неверно считают многие – он видит примерно так же, как человек.. Тихий разговор он услышит за 250 метров. Но конек медведя – это его чутье. Запах человека в лесу медведь может почувствовать за полтора километра! Индейцы говорят “Сосновая иголка упала в лесу. Орел увидел, олень услышал, медведь учуял”.

    К осени у медведя под кожей накапливается десятисантиметровый слой жира. Тут уместно опять провести интересную параллель с человеком. Известно, что излишняя полнота кореллируется с сердечными заболеваниями. Но полнота не всякая, а так называемая абдоминальная – в области живота. Если жир откладывается на бедрах – то гораздо меньше шансов, что этот человек будет страдать сердечно-сосудистыми заболеваниями. Медведь тоже толстеет за счет “бедер” - и сердце у него работает прекрасно, артерии отличные, и он не страдает ни от склероза, ни от инфаркта, ни от гипертонии. Исследователи пытаются раскрыть секрет медвежьего “безопасного обжорства” - но пока это остается тайной для науки...

    Еще интересные сведения о медведях...
    Белый медведь собирает тепло своим мехом по принципу фибер-оптики. Солнечные лучи попадают на кончики шерсти и, как по стекловолокну, свет поступает к коже медведя

    На коронование королевы Елизаветы в 1952 году было решено обновить черные мохнатые шапки королевских гвардейцев. По королевскому указу было убито 3000 (три тысячи!) канадских медведей... Их шкуры и были использованы на знаменитые шапки. wacko

    Медведи во всем мире истребляются для ублажения восточных богатеев. Суп из медвежьих лап в ресторанах Гонконга может достигать 800 долларов за порцию. Желчный пузырь медведя, высоко ценимый в восточной медицине оценивается до 50 тысяч долларов. Понятно, что браконьерство во многих странах очень трудно контролировать

    Медведь на гербе Мадрида- возможно из за хорошего вида из города на созвездие Меведицы
    Созвездие Большой Медведицы носит “медвежье” имя в совершенно различных культурах мира, в частности у североамериканских индейцев. Интересно, что интерпретировать контур созвездия, как рисунок медведя довольно сложно. Многие рисунки показывают медведя ... с длинным хвостом! Секрет может таиться в том, что Большая Медведица – это изображение не современного, а вымершего пещерного медведя, у которого действительно был длинный хвост.

    Во время спячки у медведя расходуется исключительно жир, а мускульная масса бывает даже и нарастает
    Когда медведи просыпаются весной – они вовсе не злобные, как думают многие. Пробудившиеся медведи очень тихие, мало едят, приспосабливаясь к летнему режиму обмена веществ

    Имя Короля Артура произошло от слова arctos - медведь

    Медведи, в отличие от других хищников, ходят не на концах пальцев, а на всей ступне – поэтому их следы слегка напоминают человеческие ступни и ладони

    Большинство черных медведей действительно черные.. Однако существуют коричневые, голубовато-серые и даже кофейные расы черных медведей. Почти белые “черные” медведи, известные у индейских народов, как священый Kermode Bear ( или Ghost Bear) – распространены только в Британской Колумбии.

    Медведь в геральдике является распространённой гербовой фигурой, относящейся к естественным негеральдическим фигурам. Распространение медведя в качестве гербовой фигуры среди германских народов связано, возможно, с его использованием в качестве тотема. Обычно медведь интерпретируется как символ силы, хитрости и свирепости в защите отечества. Традиционно бурый медведь в геральдике передаётся чёрной эмалью (как наиболее близкой к натуральному цвету).
    Медведь изображён на гербах многих городов: Берлин, Берн, Брюгге, Екатеринбург, Новгород, Норильск, Пермь, Сыктывкар, Хабаровск, Ярославль и многих других.

    Из личных гербов характерно использование символа медведя в гербе Папы Римского Бенедикта XVI.

    Символизирует воскресение (появление весной из своей зимней берлоги с медвежонком), новую жизнь, а значит, инициацию и ритуалы, связанные с переходом. В героических мифах меведь - солярный символ. В мифах о потопах он превращается в лунного, ассоциируясь с богинями Луны Дианой и Артемидой. Алхимический смысл: nigredo от первоматерии. В традиции американских индейцев означает сверхъестественную силу, выносливость, крепость, смерч. У кельтов принадлежит к лунным силам; атрибут богини Берн. У китайцев олицетворяет силу и храбрость.
    В христианстве означает зло, дьявола, жестокость, жадность, плотский аппетит. Полагали, что медвежата рождаются бесформенными и, таким образом, их считали символом трансформирующей регенерирующей власти христианства над язычниками. Битва Давида с медведем символизирует конфликт между Христом и дьяволом. У греков медведь посвящен лунным богиням Артемиде и Диане, а также служит атрибутом Аталанты и Евфимии. Девушки, которые принимали участие в обрядах Артемиды, назывались медведями и носили желтые одежды, имитирующие медвежью шкуру. Диана превратила Каллисто в медведя. У японцев медведь символизировал доброжелательность, мужество и силу. У айнов медведь является культурным героем и божественным посланником. У тевтонцев он посвящен Тору. Медведица Атла олицетворяет женский принцип, а медведь Атли - мужской. Для шамана медведь - посланник лесных духов.

    Старые Медвежьи культы на территории Европы возникли не только потому что Медведь являлся самым крупным лесным зверем и самой желанной добычей древнего охотника, но и из-за той великой силы, сокрушительной мощи и некого фундаментального постоянства, которое отражалось в этом Царе Северных Лесов.

    Медведь на гербе Ярославля
    Антропологи думают что культ Медведя был распространён от Эльбы до Урала, но в Центральной и Восточной Европе этот культ начинает постепенно исчезать где то в VIII- X, а в России- Х- XI веках. Этот процесс в большей степени был активизирован приходом христианства, но до того следов медвежьего культа находят в жизненных ареалах почти всех европейских, а также фино- угорских народов. Это символ смелого Охотника, Родоначальника, Родового Старца, Прародителя, т.е. своеобразный Дух Покровителя, которым мог гордиться любой древний род. Если считать, что образ Льва в дремучие и холодные леса Старой Европы пришёл из Средиземноморских цивилизаций, то со всей вероятностью можно сказать, что древнейшим царём леса и зверей в Европе был именно Медведь.

    Всем известно, что и в Европе и в Америке, да наверное и во всем мире медведь прочно связан с Россией и российской государственностью. Поэтому медведь в России –больше, чем медведь. Но в качестве символа России, как государства, впервые медведь появился в Европе, как олицетворение неповоротливости(лени), варварства и агрессии, что и вызывает у европейцев чувство собственного превосходства перед нецивилизованным«соседом»,а также чувство страха и, конечно, желание посадить на цепь. Разумеется, Россия неоднократно давала своим соседям основания для страха, однако, если бы русского медведя не было, его бы следовало придумать. Ведь в сущности медведь – это образ, помогающий политикам«Запада»убеждать своих граждан в агрессивности России и тем самым расширять влияние НАТО на восток. Уже более 300лет медведь постоянный герой политических фельетонов и занимает важное место в карикатуре.

    В русской культуре медведь традиционно предстает в образе добродушного и немного туповатого зверя, несомненно, обладающем харизмой. Достаточно вспомнить несколько медвежьих имен: Мишка, Михайло Потапович, Топтыгин, чтобы понять, что медведь скорее добрый«соседушко»,страж, чем сатрап. Об этом же говорят и гербы российских городов.
    Здесь можно посмотреть весь «медвежатник» http://www.lasius.narod.ru/gerb1.htm
    Прикрепления: 6897943.jpg(23Kb) · 8890989.jpg(36Kb) · 0786162.jpg(27Kb) · 8783586.jpg(89Kb) · 0682706.jpg(26Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Четверг, 30.08.2012, 17:36 | Сообщение # 4
    Группа: Император
    Сообщений: 3242
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Увидела сегодня репортаж по телевидению- про волшебного единорога.. smile

    В Азовском городском музее завершились работы по восстановлению скелета кавказского эласмотерия, прозванного из-за гигантского рога единорогом. Три месяца петербургские ученые и донские палеонтологи собирали скелет.
    Останки доисторического носорога, обитавшего полтора миллиона лет назад, нашли на Таманском полуострове на берегу Азовского моря. Здесь проходили пути миграции этих животных. На раскопки ушло восемь месяцев. Чтобы собрать один скелет древнего животного, палеонтологам понадобились останки семи эласмотериев. Сохранность костей очень плохая, и потребовались огромные усилия, чтобы провести их консервацию. Процесс сборки скелета - это ювелирная по тонкости работа с деталями гигантского размера. Одно неверное движение - все рухнет. Единороги - крупные травоядные, ростом до двух с половиной метров в высоту и шести в длину. Некоторые весили до пяти тонн. О том, каким был единственный рог, точно не известно: в вечной мерзлоте рог сохранился бы, но не на юге России. Доисторическому животному рог помогал защищаться от хищников, таких, как саблезубый тигр. И все таки единорога считают существом волшебным..


    Единорог — мифическое существо, символизирует целомудрие. Представляют его обычно в виде коня c одним рогом, выходящим изо лба. Самым ранним изображениям единорогов больше 4 тысяч лет, найдены в Индии. Затем стали появляться в мифах Западной Азии. В древней Греции и Древнем Риме считались реально существующими животными. Изображения единорога, попадающиеся на древнеегипетских памятниках и на скалах южной Африки, являются рисунками антилоп с прямыми рогами (например, антилопы бейза и орикс), которые, нарисованные в профиль и без учёта перспективы, кажутся однорогими. Также встречались однорогие антилопы, в случае если второй рог ломался в поединке.

    Первое упоминание об однорогом животном на Западе относится к V веку до н. э. Ктесий, который 17 лет служил лекарем при персидском дворе, вернувшись в Грецию, описал диких индийских ослов массивного сложения, имеющих один рог на лбу, а также красную голову, голубые глаза и туловище. По описанию Ктесия, всякий, кто выпьет воды или вина из рога этого животного, тот никогда не будет подвержен болезням. А поймать этих необычайно быстроногих ослов можно лишь тогда, когда те находятся вместе с детёнышами, которых не могут оставить. История Ктесия получила популярность, благодаря авторитету Аристотеля, кратко упомянувшего однорогих «индийских ослов» как «непарнокопытных» в своей «Истории животных».

    В ранних традициях единорог изображался также с телом быка, козла и лошади. Некоторые приписывали единорогу слоновьи ноги и кабаний хвост, что послужило поводом для предположения, будто прообразом единорога был носорог. Плиний называет родиной единорогов страну индусов и центральную Африку. В одной из сказок братьев Гримм единорог отличается крайне агрессивным нравом, что ещё более подтверждает его сходство с носорогом. В греческом «Физиологе» отмечается, что единорог — «быстроногий зверь, носящий один рог и питающий злую волю в отношении людей». С этим согласна Библия, где единорог («рээм») представлен как быстрое (Чис.24:8), опасное, свирепое (Пс.21:22) и свободолюбивое (Иов.39:9) животное. Сегодня в большинстве современных переводов Библии это слово передано как «зубр» или «дикий буйвол» (вымерший несколько веков назад).

    В греческой мифологии единорог был посвящён Артемиде, богине-девственнице. У евреев же бытовала следующая легенда: когда Яхве попросил Адама дать имена всем животным, то единорог был первым из наречённых и таким образом был возвышен. Когда Адам и Ева были изгнаны из Рая, то Бог дал единорогу выбор: остаться в Эдеме или уйти с людьми. Единорог предпочёл последнее и был благословен за сочувствие к людям.
    Пожалуй, первым, кто авторитетно помещает единорога из дальних стран в Европу, является Юлий Цезарь. В своих «Записках о галльской войне» он рассказывает об олене с длинным рогом, обитающем в Герцинском лесу (в Шварцвальде).

    Немаловажную роль играл единорог в средневековых легендах и сказках; на нём ездили волшебники и волшебницы; он убивал всякого человека, который ему попадался навстречу; [/b]только девственница могла его укротить, и тогда он делался ручным, ложился на землю и засыпал. Вообще, если и удастся поймать единорога, то удержать его можно только золотой уздечкой.

    Рог единорога (под видом которого большею частью сбывался клык нарвала, вывозимый норвежцами, датчанами и русскими поморами из полярных областей, а также рог носорога и бивень мамонта) употреблялся на разные изделия, например на скипетры и посохи, и ценился весьма дорого, особенно потому, что в виде тёртого порошка считался чудесным целительным средством при разных болезнях — от лихорадки, эпилепсии, огневой (горячка), от морового поветрия, чёрной немощи, от укушения змеи, он продлевал молодость и укреплял потенцию, а также являлся средством, предохраняющим от порчи. Процветала торговля чашечками из рога, якобы удаляющими яд из пищи, верили, что ядовитая жидкость в нём закипала. На одной европейской миниатюре XV века изображён святой Бенедикт, отбрасывающий поданный ему кусок хлеба: читатель того времени, видя рядом со святым единорога, мог понять, что хлеб был отравлен, а святой с помощью Божьей это угадал. Рог единорога якобы запотевал при приближении к отраве. В эпоху Возрождения фигурку единорога помещали над аптеками.
    Аптека в Праге, Чехия

    Покупка целого рога была под силу только очень богатым людям или обществам. Так, Елизавета I Английская приобрела рог за 10 тысяч фунтов. К 1600 году в Европе насчитывалось по крайней мере 12 цельных рогов. Бер писал, что московский царский скипетр, захваченный поляками в Смутное время «из цельной кости единорога, осыпанный яхонтами, затмевал все драгоценное в мире». Маскевич в 1614 году сообщал, что полякам за службу выдали в Москве две или три кости единорога. Адам Жолкевский удивился, увидав, какие громадные рога единорога находились в Москве, и заметил, что цельного рога в иных государствах он никогда не видывал, а московский рог купцы оценивали в 200 000 венгерских золотых.

    Единорог — геральдический символ осторожности, осмотрительности, благоразумия, чистоты, непорочности, строгости, суровости. Он по фигуре своей сходен с лошадью и отличается от неё рогом, которым вооружена его голова, и бородкою. Если единорог имел корону, то не на голове, а на шее, в виде ошейника. В геральдических книгах единорог уподоблен отважному солдату, «который скорее готов погибнуть, чем живым попасть в руки врага». Существовало и иное метафорическое истолкование единорога на гербе средневекового рыцаря: «от храброго мужа враги бегут, как яд от чудесного рога». Это и прообраз монашеской жизни, стремления к уединению. Связь символики единорога с Девой Марией и Иисусом Христом высоко ценилась, из-за чего некоторые средневековые авторы высказывали мнение, что единорог не должен быть запятнан помещением его изображения на щит или нашлемник. Однако к XVI столетию фигура геральдического единорога обрела популярность в родовых гербах. Иногда гербовой знак единорога власти даровали мастеру или торговой компании за высочайшее качество товара. Единорог называется прислонившимся (accule), когда он стоит прямо с поднятыми передними ногами, и в оборонительном положении (en defense), когда хочет как бы защититься своим рогом. В других видах встречался редко.

    Византийские императоры в государственной символике в сочетании с двуглавым орлом употребляли четыре герба крупнейших префектур бывшей Римской империи, а именно: орла Италии, грифа Галлии, единорога Азии и льва Иллирии.

    Печать Ивана Грозного
    На золотых российских монетах изображался начиная со времен великого князя Московского Иоанна III и оканчивая правлением царя Алексея Михайловича Романова (начиная от Лжедмитрия I чеканился также на серебряных монетах). С 1562 года единорог изображается на груди двуглавого орла, наравне со Святым Георгием, таким образом в данную эпоху их семантика была равнозначимой. Символ единорога содержится на двусторонних государственных печатях царя Ивана Грозного: Большой (от 1562 года) и Малой (от 1571 года), также Больших государственных печатях царей Бориса Годунова, Лжедмитрия, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, на печати Большого дворца времени царствования Михаила Федоровича. Печатью с единорогом скреплялись письма Ивана Грозного, носящие личный характер, например переписка с Кирилло-Белозерским монастырем. Единорог также изображен на спинке трона Грозного царя, на церемониальных топорах, сёдлах, оконных наличниках дворцов, на гербах российских дворянских родов Баташевых, Бонч-Бруевичей, Веригиных, Кудрявцевых, Остафьевых, Романовских, Стрекаловых, Тургеневых, Шуваловых, как щитодержатель включён в гербы Болтиных, Ермоловых, Козловских, Салтыковых, Лорис-Меликовых.

    Герб Эгера, Венгрия
    Кроме того присутствует на гербах городов: Лысьва (Россия), Сен-Ло (Франция), Лишниц (Чехия), Виштутис и Меркине (Литва), Рамош (Швейцария), Эгер (Венгрия), Швебиш-Гмюнд и Гинген-на-Бренце (Германия), изображён в гербе канадской провинции Ньюфаундленд.Пара единорогов является щитодержателями в гербе Шотландии, по одному — в государственных гербах Великобритании и Канады. В гербе Казахстана изображён тулпар, легендарное существо, совмещающее рог единорога и крылья Пегаса.

    Вот вам и волшебное существо..Был, оказывается smile В каждой сказке есть доля правды.
    Прикрепления: 8891106.jpg(72Kb) · 7431516.jpg(72Kb) · 5480488.jpg(97Kb) · 5429425.jpg(119Kb) · 4692529.jpg(80Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Воскресенье, 25.11.2012, 10:55 | Сообщение # 5
    Группа: Император
    Сообщений: 3242
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Сегодня- про льва… smile

    Изображения льва были популярны еще на заре геральдики - возможно, что они были самой первой геральдической фигурой. Так как принято считать льва – царем зверей, то не удивительно, что он был популярен в гербах королевских и герцогских фамилий: Плантагенеты, Габсбурги, Оранские, Фольгунги, Анжуйские и др.

    Царственный зверь воплощает в себе богатейшую позитивную символику. Лев — символ божественной солнечной энергии и всепроникающей силы огня, королевской власти и могущества, военной силы и храбрости, мудрости и справедливости, благородства и великодушия, стойкости и силы воли, покровительства и защиты. Однако лев может рассматриваться не только как поборник добра, но и как олицетворение зла, и в этом случае он символизирует яростный гнев, свирепость и жестокость.

    В мифологии древних египтян в образе львицы или женщины с головой львицы предстают многие воинственные солнечные богини. Общеегипетское признание получила богиня войны и палящего солнца Сехмет, изображавшаяся с головой львицы и с солнечным диском над головой. В жизни человека Сехмет олицетворяла необузданную пламенную страсть, а в подземном Царстве Мертвых она причиняла ужасные ожоги грешникам.Грациозным и властным богиням львицам поклонялись и в других странах Древнего мира. В Ассирии и Вавилонии чертами львицы наделяли богиню Иштар, в Сирии и Финикии — ее аналог, Астарту.Лев в мифологии — прежде всего страж смерти. Таковым он предстает в культе Феба и Артемиды. В Древнем Египте сфинкс, фантастическое существо с головой человека и туловищем льва, охранял вечный покой могущественных фараонов.

    Лев Дмитриевского собора города Владимира
    В Средние века лев становится популярным символом воскресения. Появление нового символического значения было связано с бестиариями, в которых утверждалось, что львята рождаются на свет мертвыми, и заботливый лев-отец в течение трех дней вынужден дышать им в лицо, чтобы вдохнуть в них жизнь.Борьба бесстрашных героев со львами — отдельная тема в мифологии. Со львами сражались Гильгамеш, Самсон, Давид, Исфандиар и другие мифологические герои.

    В древности и в Средние века львам уподобляли воинственных властителей. За необыкновенную физическую силу, безрассудную отвагу, щедрость и великодушие современники прозвали Львиным Сердцем знаменитого английского короля-крестоносца Ричарда I. Имя царственного зверя носил и баварский герцог из рода Гвельфов — Генрих Лев, покоритель поморских славянских племен лютичей и ободритов.

    В мировых религиях образ льва окружен ореолом святости. Индуистский бог Вишну перевоплощался в полульва-получеловека. В буддизме лев олицетворял пламенную веру, мудрость, отвагу и защиту порядка, а самого Будду иногда называли «львом среди людей». В исламе, где царь зверей символизировал защиту добра и уничтожение зла, «львом Аллаха» именовали зятя Мухаммеда Али. Что же до христианства, то в нем безупречная репутация льва несколько пострадала в результате гонений на ранних христиан: кровожадные римские императоры Нерон и Диоклетиан бросали их на растерзание голодным свирепым хищникам. Вследствие этого лев в раннем христианстве может служить эмблемой мученичества.

    Пророк Даниил со львами
    В христианской иконографии в обществе львов изображались святые Евфимия, Фекла и пророк Даниил. Изображения этих святых объединяет общий сюжет: все они в разное время были брошены на растерзание львам, но те не причинили праведникам ни малейшего вреда.

    В изобразительном искусстве эпохи Ренессанса лев — атрибут аллегорических фигур Храбрости, Гордыни и Гнева. Львы везут повозку фригийской Великой Матери, богини Кибелы. Женщина, борющаяся со львом, олицетворяла в ренессансной живописи силу воли.

    В связи с тем, что лев очень часто встречается в гербах, для описания различных типов геральдических львов придуманы специальные названия. Хотя в геральдике встречаются львы всех тинктур, наиболее распространённой из них является золото. В гербе лев часто бывает представлен один; но их может быть и два; если же число их больше, то они иногда называются львятами.

    Изображение льва на гербе
    Обыкновенная геральдическая поза льва — в профиль, так что видны одно его ухо и один глаз. Он представляется стоящим на задних лапах, а передними бросающимся вправо; окровавленный язык выходит из пасти, хвост же его поднят кверху и концом падает на спину. Такой лев называется восстающим.

    Шествующий или идущий лев изображается опирающимся на три лапы, а переднюю правую лапу вытянувшим вперёд и немного вверх. Такой лев называется леопардовым или леопардоподобным львом

    Шествующий, смотрящий впрям - голова которого повёрнута с сторону зрителя, называется леопардом.

    Восстающий лев с головой, повёрнутой в сторону зрителя, называется львиным леопардом.

    Если лев не является ни восстающим, ни шествующим, а стоит на всех четырёх лапах, его называют стоя́щим.

    Прыгающим называется лев, изображённый с сомкнутыми задними лапами и вытянутыми вверх и вперёд передними лапами.

    Вооружённым называется лев, у которого когти и зубы не того цвета, каким окрашено все тело, а также высунут язык. Животное без зубов, когтей и высунутого языка называют смирным или безоружным. Лев, голова которого увенчана короной, называется коронованным.

    Рождающимся или возникающим называется лев, у которого видна только верхняя часть тела. Если такой лев касается снизу верхней части какой-либо фигуры, края щита или поля, то он называется вырастающим. Фигура льва, изображенная по пояс и появляющаяся справа или слева называется выходящим.

    Герб Львова
    Два восстающих льва, обращённых к друг другу, называются противопоставленными или борющимися. Если львы повёрнуты друг к другу спинами, они называются противопоставленными обращёнными. Разнонаправленные шествующие львы называют противоидущими, причём львы могут быть расположены как в столб, так и в пояс. В случае расположения в пояс, противостоящие львы расположены хвостами друг к другу.

    Иногда в гербах изображается только голова льва. Голова с шеей называется оторванной (с клочьями шерсти по нижнему краю) или отрезанной (с прямым нижним краем). В зависимости от типа хвоста лев может быть двухвостый, с раздвоенным, с завязанным,с поджатым или с драконьим хвостом. Лев, лишённый хвоста, называется бесхвостым или опозоренным.

    В случае, если лев изображён с отделёнными от тела головой, нижними частями лап и хвостом он называется расчленённым. Восстающий лев, держащий в зубах палку, называется с полоской во рту.

    Восстающий лев с двумя головами, каждая из которых на собственной шее, называется двуглавым. Лев с одной повёрнутой в сторону зрителя головой, но с двумя противопоставленными телами, называется двутелым. Бывает также и трёхтелый лев, изображающийся наподобие вилообразного креста сочленением которого является повёрнутая впрям львиная голова.

    Разница между фигурами льва и леопарда является не зоологической, а сугубо геральдической. Оба они изображаются удлинёнными; лев в отличие от леопарда обычно изображается без гривы. Леопард представляется идущим или шествующим — он опирается на три лапы, а четвёртую (правую переднюю) заносит вперёд и немного вверх; голова его повёрнута на зрителя. Шествующего льва с головой, повёрнутой в профиль, называют леопардовым или леопардоподобным львом . Таким образом, леопард как отдельный геральдический символ не существует, являясь по сути разновидностью геральдического льва.

    Герб Финляндии
    Из европейских государств золотой лев изображен в гербах Бельгии, Нидерландов, Норвегии, Швеции и Финляндии; красный лев — в гербах Испании и Люксембурга; белый лев — в гербах Болгарии и Чехословакии. Герб Великобритании украшают золотые львята, а гербы Дании и Эстонии — синие львята.

    Эмблему черного льва содержат гербы Фландрии, Бреса и Божоле; красного льва — гербы Гаскони и Арманьяка; синий лев изображен в гербе Шароле; белый — в гербе Лионне; золотой — в гербе Франш-Конте. Золотыми леопардами отмечены гербы Нормандии и Гиени, а два красных львиных леопарда представлены в гербе Бигора.
    Из азиатских государств эмблему льва используют лишь две страны: Индия и Шри-Ланка. В гербе Индии находится негеральдический «сарнат». В гербе Шри-Ланки символику независимости и мужества передает львиный леопард.У четырех государств Африки: Малави, Сенегала, Сьерра-Леоне и Туниса — эмблема льва является основной, а другие пять африканских государств используют льва в качестве щитодержателя.

    Герб города Владимира
    В российской геральдике коронованный золотой леопардный лев с серебряным крестообразным мечом в правой лапе украшает герб города Владимира. Эта эмблема вполне отвечает историческим реалиям: в XII—XIII веках, в период феодальной раздробленности на Руси, Владимир являлся фактической столицей государства, туда из разоренного Киева был перенесен великокняжеский престол. Таким образом, геральдический лев Владимира олицетворяет могущество и власть великого князя.
    Посмотреть владимирских львов можно здесь.
    Прикрепления: 5154884.jpg(69Kb) · 8416850.jpg(258Kb) · 7279431.png(78Kb) · 4365753.png(109Kb) · 4834498.jpg(59Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    Форум » Древний мир » История простых вещей » Животные в геральдике
    Страница 1 из 11
    Поиск:
    © 2008-2013 Карта сайта 28.06.2017, 18:58