Колизей - История Древнего мира Колизей - История Древнего мира
Главная Контакты В избранное
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Модератор форума: Баст  
    Форум » Древний мир » Африканские страсти » Что скрывает маска? (Маски Африки)
    Что скрывает маска?
    РимскийДата: Суббота, 16.05.2009, 14:15 | Сообщение # 1
    Группа: Император
    Сообщений: 824
    Награды: 7
    Статус: Offline

    Употребление масок распространено по всему миру — от Центральной Австралии до Северной Америки, от Китая и Японии до Южной Америки, от Западной Европы до Океании. В Африке существование масок в доисторическое время засвидетельствовано наскальной живописью Тассили в Сахаре. В современной Африке маски занимают значительное место и в ритуальных обрядах и в искусстве.

    Маски-личины являются основным элементом ряженья — изменения внешности человека — и составляют одно целое с ним. Под словом „маска" чаще подразумевается образ, воплощаемый ее носителем, но так же обозначается и взятый в отдельности предмет, закрывающий лицо и изменяющий облик человека.
    В Африке их распространение ограничено в общих чертах достаточно четко: это — Тропическая Африка, главным образом Западная. Область значительного развития масок включает Республику Гвинею (особенно ее южную часть, Лесную Гвинею) с народами бага, тома, кисеи, затем Либерию с народом кпелле, Республику Берег Слоновой Кости с народами сенуфо, коно,дан, кран,гуро, бауле. Широкой известностью пользуются обряды и церемонии масок народов бамбара и догонов Республики Мали; у догонов существует до восьмидесяти типов масок; в Нигерии маски распространены у народов йоруба, ибо, ибибио. Побережье Камеруна и особенно Габона прославилось у старых путешественников масками племен экой, фанг, а также мпонгве и соседних с последними племен группы реки Огове. Разнообразно представлены маски в бассейне Конго у народов баконго, бакуба, балуба, ба-сонго и многих других. В Анголе у народов чокве и балунда маски играют большую роль в религиозных обрядах и в быту. Маски были распространены на территории нынешних Замбии и Родезии у племен группы баротсе.

    Маски-личины изготовляются из однородных материалов — дерева, кости, металлов — или их комбинаций с добавлением кожи, волос, шерсти, перьев, растительных волокон, зубов, рогов, раковин, бус.
    Главный момент воздействия маски на психику окружающих — это тайна личности ее носителя. Африканцы верят, что в маске воплощается изображаемый дух — душа умершего предка или дух какой-либо стихии, воды, леса. Хотя участники обряда или зрители и подозревают истинную личность носителя маски, но эмоциональное напряжение во время ритуальной церемонии заставляет их верить, что действующая маска и есть тот образ, который она воплощает.
    По наиболее ранним доступным нам источникам, описаниям путешественников XVIII—XIX вв., выступления масок и ряженье в Африке, как и в других странах мира, были связаны с религиозными верованиями, неразрывными в родо-племенном обществе с морально-этическими, правовыми и эстетическими нормами.

    Празднества с обрядами масок играли огромную роль в жизни африканских народов.
    Главный праздник у догонов назывался Сиги и справлялся раз в шестьдесят лет. Кульминационным пунктом этого праздника было возобновление Иминана (Великой маски)—образа и воплощения Дионгу Серу, мифического предка, который в своем змеином облике был первым в мире покойником. В Великой маске видели также вместилище силы ньяма первопредка, то есть его мистических сверхъестественных свойств. На этом празднестве совершалось посвящение олу-бару (хранителей Великой маски), считавшихся нани (восприемниками) души и ньямы великого предка. В каждом селении к празднику Сиги вырезалась Великая маска — змееобразная мачта или шест из особого дерева с красноватым соком длиной до 10 м, с прямоугольной головкой, с орнаментом из черных и красных прямоугольников. Звук гуделки или трещотки, изготовленной из железа или акациевой древесины, часто раздававшийся на празднике Сиги, считался голосом предка.

    Во время изготовления Великой маски этот голос доносился по утрам и вечерам из зарослей в селения, напоминая женщинам и подросткам, что нельзя показываться из дома. Женщинам вообще не было доступа к чему-либо, связанному с Ава. Праздник Сиги продолжался в каждом селении по три недели и сопровождался многочисленными церемониями с пением и плясками маскированных людей, обильными трапезами, во время которых члены Ава пили ритуальную брагу, восседая на доно, ритуальных „сиденьях масок", а также шумными процессиями из селения в селение, хождением в гости, торговыми сделками и матримониальными переговорами. Присутствие на Сиги обеспечивало мужчине приобщение к ньяме предка, приносило почет в обществе и давало право надеяться на совершение погребального ритуала масок, когда придет его очередь умереть.

    Если Великая маска неизменно воспроизводила образ змеи, то индивидуальные маски изображали и зверей — льва, гепарда, гиену, обезьяну, антилопу и т. п., и птиц — сову, аиста, страуса и др., и пресмыкающихся. С каждой маской был связан свой, объясняющий ее происхождение миф, для каждой существовал свой наряд в виде юбок, ожерелий, браслетов, подвесок и т. д., каждая маска исполняла свой особый — в смысле ритма и жестикуляции — танец. Для каждой маски существовала своя традиция, обязывающая изготовлять ее либо только из резного дерева, либо из плетеных волокон определенных растений.

    Многие из догонских масок, вернее их наголовники, имеют очертания геометрической фигуры, однако связанные с ними мифы возводят их происхождение к животным. Такова, например, маска каната.
    Хотя форма этого наголовника представляет собой крест с двумя перекладинами, иногда с одной или двумя маленькими человеческими фигурами сверху,— его трактуют как мифическую летящую птицу или как крокодила, который перевез первопредков догонов через реку. Очертания наголовника воспроизведены в наскальной живописи горной области Бандиагара, где обитают догоны. Здесь можно проследить в одном образе связь мифа, наскального изображения, маски и танца.

    Маски участвовали во всех обрядах, которые, по представлениям людей родо-племенного общества, имели жизненно важное значение: в колдовских церемониях вызывания дождя, в обрядах начала посева-посадки и сбора первых плодов нового урожая, в ритуале посвящения подростков в разряд полноправных членов общины (так называемых инициациях), в знахарских манипуляциях, в похоронах и поминках. Во всех этих обрядах, по их верованиям, главную роль играли духи предков — умершие сородичи, обретшие сверхъестественное могущество.
    В древнейшие времена у племен Африки, как и у других народов, возникла вера в общее происхождение людей, членов данной родовой общины, с той или иной породой животных — тотемизм. В древних тотемических церемониях, направленных на размножение диких зверей и птиц или на обильный урожай дикорастущих плодов, участники стремились приобщиться к своим предкам-тотемам, полулюдям-полуживотным. Для этого они старались внешним видом и движениями подражать тотемным животным. Сакральное ряженье, по представлениям первобытных людей, влекло за собой перевоплощение в тотемов. Поэтому в наскальной живописи каменного века во всех странах, где она сохранилась, выступают фантастические существа с зооморфными чертами.

    Подавляющее большинство масок Африки — воплощение духов предков, поэтому многие личины воспроизводят облик мертвеца. Их выступления непременно входят в похоронный и поминальный ритуал. Маски участвуют в шествиях с телом умершего, они исполняют ритуальную пляску после захоронения. Маски погребального культа разнообразны, у масок-мертвецов личины выкрашены белой краской, символизирующей у африканцев смерть, загробное существование.

    Вера в продолжение жизни после смерти лежит в основе культуры и религии африканцев и обусловливает нравственный кодекс, предопределяющий поведение во всех важнейших случаях жизни. Это сказывается в семье, делая живых ответственными за свои поступки перед умершими, наконец, экономическая, социальная и религиозная жизнь зависит от доброй воли покойных, обладающих исключительными силами и вездесущностью
    Благодаря маске, позволяющей скрывать свою Личность, и дающую определенную свободу поведения, мы заглянули в мир, который создали африканцы для маски, а маска, в свою очередь, для них.


     
    БастДата: Суббота, 16.05.2009, 20:05 | Сообщение # 2
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Я читала, что товарищи африканцы, желая избавиться от масок, несущих проклятия и зло, просто продают их ничего не подозревающим туристам wacko
    Поэтому, сто раз подумайте, прежде чем приобретать такую красоту себе в дом. Мало ли что... :'(
    Прикрепления: 2307135.jpg (138.2 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    LeontichДата: Суббота, 16.05.2009, 21:38 | Сообщение # 3
    Группа: Всадники
    Сообщений: 86
    Награды: 1
    Замечания: 0%
    Статус: Offline

    Маску носил король Иерусалимского королевства Болдуин IV, но не в обрядовых целях, а потому что был болен проказой. За это его прозвали Болдуином Прокажённым.

    Ужасно весь остаток жизни провести в маске... Мне всегда было жалко этого человека. Из него мог получиться хороший полководец и правитель... sad

    Прикрепления: 3152940.jpg (103.5 Kb)


    Археология 3D - археология в трёхмерной графике
     
    БастДата: Суббота, 02.07.2011, 10:52 | Сообщение # 4
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Нашла такую легенду)) biggrin

    Африканская легенда о создании первой маски гласит, что одной женщине очень надоело, что ее маленькая дочь постоянно увязывалась с нею за водой, несмотря на все запреты. И тогда женщина нарисовала страшное лицо на ведре для воды - и девочка, увидев качающуюся перед ней непонятную физиономию, от страха убежала домой.

    Может вранье, конечно..Но многие маски из Африки вызывают страх. wacko
    Вот эта маска из Нигерии..

    Кажется, и зубы у нее человеческие..Ну уж рога точно настоящие- от животного.
    Прикрепления: 7182852.jpg (144.7 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Среда, 26.10.2011, 20:23 | Сообщение # 5
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Подробнее о масках...

    Африканская маска "Adwen Pa" является символом надежды. В переводе с "Акан" диалекта "Adwen Pa" означает "позитивный мыслитель".

    Африканская маска "Akoben" символизирует бдительность и воинскую защиту. Akoben - это звук горна, возвещающего войну. Используется в качестве боевого клича

    Африканская маска "Ananse Ntontan" олицетворяет символ мудрости и творчества. Перевод "Ananse Ntontan" - "паутина". Маска напоминает о сложности жизни и ссылается на Ananse - знаменитого паука из африканских сказок.

    Африканская маска "Asafo King" (Король Асафо) дополняет праздничный наряд короля. Используется во время королевских церемоний. Эта западноафриканская маска служит предметом особой гордости африканской культуры

    Африканская маска "Eban" в переводе с языка "Акан" означает "забор". В Акан культуре все дома должны иметь ограждения, чтобы защитить семью от внешних врагов. Эта западноафриканская маска служит символом любви и безопасности
    Прикрепления: 0286070.jpg (62.1 Kb) · 5700847.jpg (61.4 Kb) · 8153495.jpg (57.9 Kb) · 5028113.jpg (45.5 Kb) · 5864358.jpg (24.5 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Среда, 26.10.2011, 20:25 | Сообщение # 6
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline

    Африканская маска "Funtunfunefu" объясняет, что не может быть единства там, где есть разнообразие..Философски.. smile
    Прикрепления: 4791642.jpg (10.0 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    токиоДата: Суббота, 29.10.2011, 13:22 | Сообщение # 7
    Группа: Всадники
    Сообщений: 499
    Награды: 1
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Quote (Баст)
    Африканская маска "Asafo King" (Король Асафо) дополняет праздничный наряд короля.

    А глаза то фасеточные, под кого король "косит"?


    токио
     
    БастДата: Суббота, 29.10.2011, 14:36 | Сообщение # 8
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Quote (токио)
    А глаза то фасеточные, под кого король "косит"?

    Как под кого? Под муху ЦЕЦЕ!!!!! biggrin
    Прикрепления: 2237971.jpg (109.3 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    Форум » Древний мир » Африканские страсти » Что скрывает маска? (Маски Африки)
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:
    © 2008-2013 Карта сайта 29.03.2024, 12:00