Колизей - История Древнего мира Колизей - История Древнего мира
Главная Контакты В избранное
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Модератор форума: Баст  
    Форум » Древний мир » В стране Восходящего Солнца » Про нецкэ
    Про нецкэ
    БастДата: Понедельник, 26.07.2010, 10:28 | Сообщение # 1
    Группа: Император
    Сообщений: 3386
    Награды: 10
    Статус: Offline
    С давних пор в Японии из дерева, слоновой кости или металла создавали миниатюрных фигурки богов и фей, мудрецов и певцов, животных и птиц. И делали их не для игры. У фигурок было самое прозаическое назначение: с их помощью к поясу кимоно, национальной одежды японцев, прикрепляли такие необходимые вещи, как кисет, трубку, ключи и т.д. То есть эти безделушки служили брелоками. Назывались они нэцке, точнее - не-цуке, что и означает противовес, брелок.

    Нэцке использовалось в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде кимоно и косодэ, которая была лишена карманов. Небольшие вещи вроде кисета или ключа клали в особые ёмкости (называемые сагэмоно). Ёмкости могли иметь форму кисетов или маленьких плетёных корзинок, но наиболее популярными были ящички (инро), которые закрывались с помощью, бусины (одзимэ), скользившей по шнуру. Инро крепились к поясу кимоно (оби) с помощью шнура. Его связывали в кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов получившейся петли крепили нэцке. Узел шнура прятали в одном из двух химотоси - отверстий нэцке, соединённых сквозным клапаном. Таким образом, нэцке служило одновременно своеобразным противовесом и изящным украшением одежды.

    Нэцке не следует путать с окимоно - миниатюрной японской скульптурой, похожей на нэцке и по оформлению, и по сюжетам и, нередко по размерам. В окимоно всегда отсутствует отверстие для шнура, т.е. эти скульптуры лишены утилитарных функций. Слово окимоно (дословно - "поставленная вещь") является общим наименованием всей станковой скульптуры малых размеров, предназначенной только для оформления интерьера. Оно относится к статуэткам, выполненным из любого материала. В тех случаях, когда термин окимоно употребляется в связи с нэцке, имеются в виду скульптуры, выполненные из слоновой кости и - редко - из дерева. Такие окимоно возникли позже - не ранее XIX века и создавались они мастерами, основной специальностью которых была резьба нэцке.

    Вопрос о происхождении нэцке может быть решён двояко: нэцке - это японское изобретение, или же нэцке были заимствованы японцами. Нэцке - одновременно и утилитарная деталь костюма, имеющая специфическую форму, и художественное произведение, оформленное в определённом стиле. Каждый из этих "аспектов" нэцке может дать свой ответ на вопрос об их происхождении.

    Брелоки-противовесы типа нэцке использовались на обширной территории: в Японии и Венгрии, на Крайнем Севере и в Эфиопии. В сущности "нэцке" появляются там, где имеется костюм без карманов, но с поясом. Поэтому рискованно объяснять обычай ношения предметов типа нэцке заимствованным извне: этот обычай может оказаться местным. Если брелоки, существующие в разных странах, обнаруживают стилистическую близость, то это - веский повод для предположения о влияниях и заимствованиях. Нэцке в виде палочки или пуговицы употреблялись и раньше, но именно в XVII веке они начинают приобретать характер миниатюрной скульптуры.

    В Японии если не сам обычай ношения предметов за поясом с помощью противовеса-брелока, то специфика его художественного оформления (в виде резной скульптуры, рельефной пластинки и пр.) несомненно не местного, но китайского происхождения, где подвесные брелочки изготавливали уже в IIIв. до н.э. В период Мин (1368-1644) китайцы называли такие предметы чжуй-цзы (zhui-zi) или пэй-чуй (pei-chui) - изделия, аналогичные нэцке и по функциям и по оформлению. К этому времени уже давно существовали прочные традиции заимствования японцами различных элементов духовной и материальной культуры Китая, в том числе и одежды. Название брелоков также указывают на Китай. "Нэцке" - не единственное их обозначение в Японии. Иногда встречаются и такие, как кэнсуи, хаисуи и хаиси. Но именно эти названия - по-китайски соответственно: сюань-чуй, пэй-чуй и пэй-цзы - использовались в Китае наравне с самым распространённым термином чжуй-цзы. Некотрые ранние нэцке назывались карамоно ("китайская вещь") и тобори ("китайская резьба"). Связь нэцке с их китайским прототипом очевидна. Но роль пэй-цзы в истории нэцке не стоит преувеличивать: очень скоро в Японии на основе чжуй-цзы были выработаны оригинальные формы нэцке и приёмы резьбы, введены новые сюжеты и переосмысленны старые. В Японии нэцке превратилось в самостоятельное и высокоразвитое искусство, чего не произошло с китайскими чжуй-цзы.

    До XVII века сведений об использовании японцами нэцке нет. Вещи, которые необходимо было иметь при себе, носили по-другому. В истории японского костюма существовало несколько способов прикреплять вещи к поясу. Самый древний предмет, который носили в Японии с помощью приспособления, сходного с нэцке, это упоминаемый ещё в сочинениях первой четверти VIII века "Кодзики" (Записи о делах древности") и "Нихонги" ("Анналы Японии") хиути-букуро - мешочек для кремня и огнива, который крепился к эфесу меча. Обычай оказался стойким. В живописи периода Хэйан (794-1185) нередко встречаются изображения хиути-букуро (например, в иконе божества Конгобу-дзи монастыря Коя-сан). Мешочек для кремня и огнива можно видеть и на свитке Нагатака Тоса (конец XIII века) "Живописное повествование о монгольском вторжении" у человека, докладывающего о появлении вражеского флота. В период Камакура и Муромати (1335-1573) хиути-букуро стали использовать как кошелёк, портативную аптечку и т.д., но носили его так же, как и раньше.

    Параллельно с этим распространены были и другие приспособления. Прежде всего это оби-хасами, которые, как сказано в сочинении 1821-1841 годов "Разговоры в ночь Крысы", были предшественниками нэцке. Оби-хасами - фигурно обрамлённый крючок; верхний загиб его зацепляется за пояс, а к выступу внизу привязавались различные предметы. Аналогичные вещи дошли до нас от минского времени в Китае. Форма оби-хасами не привилась, поскольку такой способ был небезопасен: при быстром движении, сгибании корпуса легко можно было уколоться длинным и острым крючком.

    Ещё одной формой, предшествовавшей и отчасти сосуществовавшей с нэцке, является обигурува - поясное кольцо, к которому крепились кошелёк, ключи и т.п. Возможно, что такой тип крепления попал в Японию из Монголии через Китай.

    В Японии перые нэцке появляются во второй половине XVI- начале XVII в.Возможно, свою роль здесь сыграли конкретные события: походы в Корею военного правителя Японии Тоётоми Хидэёси в 1592 и 1597 годах. Эту дату появления нэцке подтверждают изображения костюмов в живописи того времени и сведения литературных источников. В росписи ширмы конца XVI века "Объездка лошадей" один из наездников изображён с инро, свисающим с пояса. Складки одежды скрывают предмет, к которому оно привязано, но, судя по позиции инро - нэцке. Существует описание охоты Токугавы Иэясу, в котором среди прочих деталей костюма Иэясу упоминается и нэцке в виде тыквы-горлянки. Это - самые ранние свидетельства ношения брелоков-противовесов в Японии.

    История нэцке в основном не выходит за пределы периода Токугава (1603-1868) - времени расцвета искусства горожан - купцов и ремесленников. Нэцке и была той деталью, с помощью которой можно было продемонстрировать и собственный вкус, и своё отношение к очередной моде, и, в какой-то степени, благосостояние.

    Значительная часть нэцке конца XIX и все нэцке XX века выполнялись на экспорт. Изготавливаются они и в наше время. В большинстве своём это - достаточно низкосортная сувенирная продукция, выпускаемая конвеерным способом. Но искусство нэцке не исчезло. И в наши дни существуют мастера, специальность которых - резьба нэцке. Некоторые работы таких мастеров оцениваются весьма высоко (от US$10,000 до $100,000 и более). Цены на коллекционные нэцкэ на аукционах в США колеблются обычно от нескольких сотен до тысяч долларов (недорогие штампованные, но точные репродукции продаются в магазинах при музеях по ценам до $30).

    Впрочем, характер развития этого искусства изменился. Во-первых практическая потребность в нэцке исчезла: японцы носят европейский костюм, т.к. в 1920-х годах кимоно вытесняет европейская одежда. Во-вторых изменилось отношение самих резчиков к создаваемым ими нэцке: теперь они рассматриваются как вполне самостоятельные произведения, обособленые и от заказчика, и от моды, а нередко и от традиции той или иной школы. Работы современных мастеров можно поделить на две группы: нэцке, выполненные в духе современной станковой скульптуры, и традиционные нэцке.

    Какие бывают нецкэ
    катабори - самый известный вид нэцкэ, компактная резная скульптура, которая может изображать людей, животных, многофигурные группы. Характерна для зрелого периода истории нэцке ( конец XVIII - начало XIX века).
    анабори - подвид катабори, сюжеты которого создаются внутри вырезанной полости; наиболее обычны сцены внутри двустворчатой раковины
    саси - Одна из наиболее старых форм нэцке. Она представляет собой длинный брусок (из различных материалов, но чаще всего из дерева) с отверстием для шнура на одном конце. Способ употребления саси отличается от всех других форм. Если катабори, мандзи и прочие использовали в качестве противовеса, то саси затыкали за пояс таким образом, что отверстие находилось внизу, а на шнурке, пропущенном через него, свисал кошелёк, ключи и т.п.
    маска - самая большая после катабори категория, часто являлась уменьшенной копией маски Ноо, по своим свойствам сходна с катабори и мандзю/кагамибута
    итараку - нэцке в форме тыквы, коробочки или других предметов, сплетённых из проволоки, бамбука или тростника.
    мандзю - нэцке в виде толстого диска, выполненного чаще всего из слоновой кости. Иногда делается из двух половинок. Изображение даётся гравировкой, которая, как правило сопровождается чернением. Название получила благодаря сходству с круглой плоской рисовой лепёшкой мандзю. Одной из своеобразных разновидностей мандзю является композиции, составленные из нескольких миниатюрных театральных масок.
    рюса - Вариант формы мандзю. Основное отличие этой формы от обычной мандзю в том, что она пустая внутри, а одна (верхняя) часть выполнена в технике сквозной резьбы. Когда рюса делали из двух разъёмных половинок, то обычно из середины материал выбирался с помощью токарного станка. Эта форма особенно часто использовалась в Эдо, где жил известный резчик Рюса (работал в 1780 годы), по имени которого она и названа. Считается, что эта форма, так же как и мандзю, особое распространение получила в связи с землетрясениями периода Ансэй (1854-1860), и в особенности с эдосским землетрясением 1855 года, когда многие нэцке были уничтожены и возникла необходимость в новой продукции. Простота изготовления рюса по сравнению, например, с катабори или кагамибута и повлияла на их преимущественное распространение в это время.
    кагамибута - тоже сходна с мандзю, но представляет собой плоский сосуд, выполненный из слоновой или другой кости, рога, редко дерева, сверху покрытый металической крышкой, на которой и сосредоточена основная часть декоративного оформления выполненого с использованием широкой гаммы техник. Подпись на таких нэцке обычно принадлежит мастеру по металлу.

    Этими формами не исчерпывается всё многообразие нэцке. Существовали так называемые "курьёзные" нэцке - например, изготовленные из курков голландских ружей, резные изделия, приспособленные для ношения в качестве поясного брелока, такие как куклы, а так же брелоки, имеющие дополнительное практическое значение: в виде счётов - соробан, компаса, кремня и огнива, пепельницы и т.д. Однако эти вещи появляются в общей массе лишь эпизодически, они представляют собой исключение из общего правила.

    Можно ли считать эту фигурку игрушкой? Дело в том, что многие исследователи, изучающие судьбу малой пластики (так называют статуэтки из разных материалов), заметили одну закономерность. Скульптурные изображения богов, шахматные фигуры, ритуальные куклы рано или поздно попадают в детские руки. Во многих племенах детям отдают идолов, которые имели обрядовое назначение. То же произошло с древними шахматами: малыши забавлялись шахматными фигурами, когда взрослые заканчивали игру. Конечно, японские ребятишки играли и с нэцке. И родители им это не запрещали, так как каждая статуэтка могла принести ее владельцу счастье.

    Мудрец Дарума даровал силу духа, стойкость и мужество, Дайкоку с мешком волшебного риса сулил богатство, а Эбису с волшебным карпом в руках - удачу (как трудно поймать голыми руками карпа, так же трудно достичь душевного покоя).Двойная же фигурка Дайкоку и Эбису - счастье и удачу, идущие рука об руку. Шоусин, бог счастья, держал корень женьшеня (здоровье) и волшебный персик (долголетие). Хотэй - бог счастья, веселья и общения - изображался по-разному, сидящим или стоящим, но всегда улыбающимся. Он выполнял заветное желание. Для этого следовало триста раз погладить его по животу, думая при этом о чем-то желанном. biggrin

    В дорогу с собой брали Футэна - дядюшку попутного ветра, приносящего удачу в пути. Он нес за спиной мешок и безмятежно улыбался. Человек, слушающий раковину, дарил удачу в творчестве. Самурай - силу духа, смелость и мужество. Царица неба Сиванму веером отгоняла ветры невзгод. Значит, можно было выбрать куколку-нэцке на все случаи жизни.Японцы считали, что если в доме много нэцкэ, зло покинет его навсегда...
    Посмотреть наш альбом ЯПОНСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ можно здесь.


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Пятница, 17.09.2010, 18:52 | Сообщение # 2
    Группа: Император
    Сообщений: 3386
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Как красиво..и необычно. smile



    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Суббота, 05.11.2011, 18:43 | Сообщение # 3
    Группа: Император
    Сообщений: 3386
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Нецке сейчас можно купить в любом крупном магазине. Расскажу о самых популярных фигурках- многие феншуй увлекаются- поймут) smile

    В учении фэн шуй большое значение уделено статуэткам нецке (нэцке). Считается, что именно нецке сосредотачивают на себе энергию дома и вносят в дом радость, успех, любовь, богатство и т.д. Существует великое множество нецке, которые могут помочь обрести все это, здесь главное знать для чего та или иная фигурка и правильно ее расположить и тогда успех в достижении именно того, что вам нужно обеспечен.

    Нецке Собачки Фу: эта фигурка символизирует защиту дома и семьи. Они воплощают отвагу, справедливость, привязанность и преданность. Собачки Фу нужно приобретать только в паре, так как они объединяют мужское и женское начало. Фигурки собачек лучше ставить около входной двери или же в зоне богатства. А зоной богатства у нас как известно юго- восточный угол. Так эти собачки будут защищать благополучие семьи и семейные отношения. А также уберегут каждого члена семьи от разных бед.

    Нецке Бык: это животное - символ трудолюбия, упрямства, силы, ума и достижения своих целей. Очень хорошо, если статуэтка украшена деньгами или денежными символами. Этот бык поможет своему обладателю улучшить свою жизнь и добиться желаемого. Ставить быка лучше в зону богатства или в зону карьеры. Зона карьеры находиться в северной части квартиры или дома, самое лучшее место для быка в кабинете.

    Нецке Кораблик: это отличный амулет, который привлекает удачу, богатство и успех во всех делах. Этот символ, когда парусные корабли перевозили товары и ценные вещи. И тогда корабль ассоциировался с прибылью и удачей. Покупая кораблик, смотрите, чтобы у него были надуты и подняты паруса. Это означает, что у вас в делах не будет застоя. Ведь как известно, ветер в фэн шуй очень хороший знак. Также посмотрите, чтобы кораблик не был прототипом судна потерпевшего крушение.

    Принеся корабль домой, положите в него монетки, золото и драгоценные вещи и т.д., ставить парусник нужно не далеко от двери или окна, носом внутрь квартиры, чтобы создавалось ощущение, что корабль вплывает в ваш дом. Нельзя ставить эту нэцке носом к окну или к двери, такое ее расположение будет означать, что все, что он везет, уплывет от вас. Нэцке корабль подходит, как для дома, так и для офиса.
    Про фен шуй можно почитать ЗДЕСЬ.
    Прикрепления: 6625007.jpg(13.0 Kb) · 6374101.jpg(203.3 Kb) · 4904404.jpg(22.0 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    Форум » Древний мир » В стране Восходящего Солнца » Про нецкэ
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:
    © 2008-2013 Карта сайта 14.10.2019, 03:51