Копи царя Соломона: догадки и гипотезы - Форум
Колизей - История Древнего мира Колизей - История Древнего мира
Главная Контакты В избранное
    Страница 1 из 11
    Модератор форума: Баст 
    Форум » Древний мир » Священный Иерусалим » Копи царя Соломона: догадки и гипотезы
    Копи царя Соломона: догадки и гипотезы
    БастДата: Четверг, 03.12.2009, 16:12 | Сообщение # 1
    Группа: Император
    Сообщений: 3194
    Награды: 10
    Статус: Offline
    К Иордании вернулся статус сырьевого придатка Израиля. По мнению археологов, медные рудники в Хирбат-эн-Нахасе являются легендарными «копями царя Соломона». Раскопки также подтверждают библейские рассказы об истории Израиля и его взаимоотношений с соседями после гибели мудрейшего правителя.

    Библия рассказывает, что мудрейший царь Соломон, сын Давида, объединивший ранние еврейские царства, правил в 965–928 годах до н. э., вел активную имперскую внешнюю политику и покончил с враждой египтян и евреев, взяв в жены дочь египетского фараона. При нем объединенное Израильское царство достигло наивысшего рассвета.Однако правитель Израиля известен не только как мудрый судья. С его именем связаны и мифические «копи царя Соломона», про которые большинству из нас поведали книга Хаггарда или снятые на её основе фильмы. Были ли в действительности такие копи и что они собой представляли? Что в них добывали и как – поднимали из шахт, доставали из штолен, выламывали открытым способом? И, самое главное, где они находились?

    Большинство археологов уверены, что речь идёт о добыче медной руды, притом едва ли не впервые в истории в промышленных масштабах. А вот на вопрос, где могли находиться эти копи, ответов много. Даже в одном Израиле путешественнику предложат не одно древнее сооружение, которое является «настоящими копями царя Соломона». Наиболее известным местом являются копи в пустыне Негев на юге Израиля, однако это далеко не единственный вариант.

    Первым археологом, который подошёл к этому вопросу с научной точки зрения, был американец Нельсон Глюк, опубликовавший в 30-х годах прошлого века книжку «Обратная сторона Иордании».По мнению Глюка, легендарные копи находились на рудном поле Файнан, расположенном на восточном берегу реки Иордан, на территории современной Иордании.Согласно Ветхому завету, в X веке до н. э. здесь находилось царство Идумея, подчиненное Израильскому царству, во главе которого стоял Соломон. Здесь, на юго-западе Иорданской пустыни, в местечке Хирбат-эн-Нахас, и находились Соломоновы копи – целый промышленный комплекс по добыче и переработке медной руды. Разного рода артефакты и медный шлак указывали на наличие медного производства, что не оставило у археолога сомнений в верности предположения.

    Аэрофотоснимок Хирбат-эн-Нахас в Иордании, показывающий фундамент крепости (73 X 73 м) и вывалы медного шлака на поверхности. // UCSD Levantine Archaeology Laboratory

    Первая половина XX века вообще была временем романтической библейской археологии. Учёные (а зачастую и авантюристы) были уверены: стоит копнуть поглубже, и череда археологических находок подтвердит события, описанные в Библии. Таким романтиком был и Глюк: в ходе своих раскопок он постоянно сверялся со священной книгой, стараясь отыскать совпадения и артефакты, относящиеся к библейским событиям.Однако к 1960–1980-м годам позиции «библейской археологии» ослабли, а вместе с ними зашаталась и теория о происхождении медных рудников Файнана – в первую очередь, об их принадлежности царю Соломону. Разрушение фундамента библейской археологии ученые начали с того факта, что окончательное оформление Ветхого завета завершилось лишь в V веке до н. э., то есть через 500 лет после Давида и Соломона, а потому история, описывающая правителей, могла быть сильно приукрашена или вовсе выдумана.

    Окончательно же развеять миф о Соломоновых копях взялись археологи Исраэль Финкельштейн и Нил Ашер Зильберман в своей книге «Давид и Соломон», вышедшей в Нью-Йорке два года назад. В книге они описывают результаты тщательного исследования иорданских артефактов, проведенного британскими учеными в 70–80-х годах прошлого столетия. Все находки, сделанные в Файнанских нагорьях и датированные с помощью относительного метода датировки керамики, были отнесены не ранее чем к VII веку до н. э. Отсюда учёные заключили, что медь в идумейских землях начали добывать через три века после Соломона, а потому находка Глюка к легендарным копям никакого отношения не имеет.

    Вернуть Идумейскому царству статус сырьевого придатка Соломоновой империи взялись Томас Леви из Калифорнийского университета в Сан-Диего, иорданский археолог Мохаммад Надджар и их коллеги.Они проводят раскопки в долинах Файнана с начала XXI века. По мнению учёных, предыдущие руководители раскопок, работавшие главным образом в гористых районах Файнана, совершенно напрасно оставили без внимания низменные долины, богатые медной рудой. С 2002 года ученые сосредоточили свои усилия на местечке Хирбат-эн-Нахас. Здесь на площади рудников около десяти гектаров сохранились останки древней крепости и более ста строений, которые археолог Глюк впервые обозначил как средоточие Соломоновой медной индустрии.

    Медная руда
    Первые интересные с научной точки зрения образцы были выкопаны в Хирбат-эн-Нахасе сотрудниками Германского музея горного дела в 1990-х годах.С помощью радиоуглеродного датирования немцы показали, что освоение этих рудников произошло не позднее, чем в IX веке до нашей эры.Новые образцы, исследованные Леви и Надджаром, были обнаружены при раскопках в районе ворот крупнейшей древней крепости файнанского региона, здания, предназначенного для обработки медного шлака, и небольшой шлаковой насыпи, в которую ученым удалось углубиться на 1,2 метра. Всего же глубина археологических раскопок достигла более чем семи метров и остановилась на слое почвы, служившем поверхностью для возведения крепости древними зодчими.Здесь ученые провели дополнительный стратиграфический анализ, а также радиоуглеродный анализ тридцати семи новых образцов в лабораториях Оксфорда и Гронингена. Образцы по большей части представляли собой семена или деревянные изделия из гребенщика (тамариска), использовавшиеся в металлургическом процессе.

    Дополнительными артефактами послужили образцы египетского происхождения – скарабей и амулет, найденные в культурном слое, который ученые ассоциировали с серьезным перерывом в работе и развитии рудников. Это совпадение хорошо сочетается с библейскими текстами о военной кампании египетского фараона в конце X века до н. э., развернутой сразу после смерти Соломона с целью подорвать экономические основы Израильского царства. Результаты своей работы ученые изложили в статье, опубликованной в Proceedings of the National Academy of Sciences.

    Компьютерная реконструкция раскопок древнего участка обработки медного шлака. // Pinar Istek, UC San Diego
    По новым данным, сложное устройство общества и развитая металлургия пришли в эти края в XII–IX веках до н. э., а потому медные рудники вполне могли принадлежать царю Соломону. Более того, по этим же данным,пик металлургической активности в этих краях пришелся на IX век, что также подтверждается библейскими текстами.
    Они описывают Идумею как древнее царство, отделившееся от объединенного Израиля после смерти Соломона в 928 году до н. э. и активно враждовавшего с Иудеей. Согласно общепринятой точке зрения, к библейским рассказам об Идумее стоит относиться только как к легенде. Однако, по мнению Леви, прецизионные методы датировки, использованные им, исключают возможность двойного толкования результатов работы и самым явным образом указывают на связь между библейскими историями и историей человеческой цивилизации. Археолог надеется, что подход к работе, продемонстрированный им, может помочь археологам, интересующимся священными текстами индийской Махабхараты или исландскими сагами.

    Сам же Леви надеется в будущем точнее выяснить, кто же все-таки был основным хозяином этих рудников – Соломон ли с Давидом или идумейские правители, ставшие данниками Ассирии после распада Израильского царства.
    Современный карьер по добыче медной руды

    Прикрепления: 7116786.jpg(321Kb) · 7574433.jpg(197Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Вторник, 02.03.2010, 17:05 | Сообщение # 2
    Группа: Император
    Сообщений: 3194
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Quote (Баст)
    мудрейший царь Соломон, сын Давида, объединивший ранние еврейские царства, правил в 965–928 годах до н. э., вел активную имперскую внешнюю политику и покончил с враждой египтян и евреев, взяв в жены дочь египетского фараона. При нем объединенное Израильское царство достигло наивысшего рассвета.

    Подробнее о Соломоне ..

    Соломон - этот легендарный библейский царь всегда вызывал огромный интерес не только благодаря легендам о Копях царя Соломона. Даже в Библейских рассказах Соломон предстаёт неоднозначной личностью.Назначив своим преемником Соломона, царь Давид обошёл старшего сына - Адонию. Узнав об этом, Адония устроил заговор против Соломона, но заговор был раскрыт. Давид, огорченный распрей между своими сыновьями, не стал наказывать Адонию, а лишь взял с него клятву, что в дальнейшем он не станет злоумышлять против Соломона; Соломона же заставил поклясться, что он не причинит старшему брату никакого вреда, если тот не будет претендовать на престол.Вскоре Давид скончался, а Соломон стал царем.

    Адония, казалось, смирился со своей участью. Но однажды он пришел к Вирсавии, матери Соломона, и стал просить, чтобы она помогла ему жениться на Ависаге Сунамитянке - одной из наложниц покойного царя Давида. Вирсавия не увидела в этой просьбе ничего предосудительного и передала ее Соломону. Однако Соломон, услышав о намерении брата, сильно разгневался. Дело в том, что, по обычаю, гарем покойного царя мог перейти только к его прямому наследнику, и Соломон расценил желание Адонии жениться на Ависаге как первый шаг к дальнейшим притязаниям на престол. По приказу Соломона Адония был убит.

    Однако, несмотря на вспышки гнева, Соломон был мирным правителем. Унаследовав от отца (Давида) большое и сильное государство, он царствовал сорок лет (972-932 годы до нашей эры). За это время он не вел ни одной большой войны. Hе расправился даже с арамейцем Разоном, который изгнал из Дамаска израильский гарнизон и объявил себя царем. Это казалось тогда инцидентом второстепенной важности, и ошибкой Соломона было то, что он не сумел предвидеть, какой серьезной угрозой для Израиля станет со временем новое арамейское царство.

    Соломон был хорошим администратором, дипломатом, строителем и торговцем. Историческая заслуга Соломона состояла в том, что он превратил бедную земледельческую страну с патриархально-племенным строем в единое, сильное в экономическом и военном отношении государство, пользующееся большим авторитетом на международной арене. В его время Израиль славился великолепием своей столицы и небывалой роскошью царского двора. Доказательством могущества и влияния Соломона был также его чудовищно большой гарем, чрезмерный блеск, каким он себя окружил, и необыкновенно властное обращение с подданными, к которым он относился как к рабам.

    При всех этих недостатках нельзя отрицать, однако, положительных сторон царствования Соломона. Ведь именно он великолепно отстроил Иерусалим и сделал его настоящей столицей. Воздвигнутый им храм стал единственным центром и символом еврейской религии. Hеоспоримы его заслуги в деле повышения обороноспособности страны - вспомним строительство системы укрепленных городов и реорганизацию армии введением боевых колесниц.
    Соломон старался также развить в Израиле ремесла и морскую торговлю, привозя для этой цели специалистов из Финикии. Четкая деятельность государственной администрации обеспечивалась чиновничьей иерархией, построенной по финикийскому, сирийскому и египетскому образцам. Соломон был также непревзойденным дипломатом. Крупнейшими его достижениями на этом поприще были брак с дочерью фараона и сотрудничество с царем Хирамом, без помощи которого ему не удалось бы осуществить свои цели.

    Царь Соломон, держащий в руках изображение Храма.
    Благодаря деловой сметке Соломона Израиль был процветающей страной. В Третьей книге царств сказано по этому поводу (глава 10, стих 27): "И сделал царь серебро в Иерусалиме равноценным с простыми камнями, а кедры, по их множеству, сделал равноценными с сикоморами,растущими на низких местах". Это, конечно, гипербола, характерная для восточного стиля, но у нас имеются данные, доказывающие, что в известной степени она соответствует действительности. Известно, что годовой доход Соломона, состоявший из торговых прибылей, налогов и дани арабских вассалов, составлял шестьсот шестьдесят шесть талантов (около двадцати двух тысяч восьмисот двадцати пяти килограммов золота), не считая поставок натурой, взимаемых с израильского населения.

    О расцвете земледелия в Израиле свидетельствует тот факт, что Соломон поставлял Хираму ежегодно двадцать тысяч мер пшеницы и двадцать тысяч мер растительного масла. Разумеется, земледельцы подвергались жестокой эксплуатации, но все равно такие колоссальные поставки сельскохозяйственных продуктов возможны только в условиях процветания.

    Археологические находки познакомили нас со многими сторонами быта того времени. В частности, они свидетельствуют о довольно высоком жизненном уровне. Бесчисленные дорогие чаши для косметики, сделанные из алебастра и слоновой кости, разной формы пузырьки, пинцеты, зеркала и шпильки для волос доказывают, что израильские женщины той эпохи заботились о своей внешности. Они употребляли духи, румяна, кремы, мирру, хну, бальзамовое масло, порошок из кипарисовой коры, красную краску для ногтей и голубую для век. Большинство этих снадобий ввозилось из-за границы, а такой импорт характерен для богатой страны. Кроме того, археологи подтвердили быстрый процесс роста городов, против которого ещё во времена Давида так яростно боролись консерваторы-яхвисты.


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Вторник, 02.03.2010, 17:28 | Сообщение # 3
    Группа: Император
    Сообщений: 3194
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Из каких источников черпал царь Соломон свои богатства? Долгое время ученые подвергали сомнению все сказанное об этом в Библии - уж очень это было фантастично и туманно. В Третьей книге царств (глава 10, стихи 28, 29) мы читаем: "Коней же царю Соломону приводили из Египта и из Кувы; царские купцы покупали их из Кувы за деньги. Колесница из Египта получаема и доставляема была за шестьсот сиклей серебра, а конь за сто пятьдесят. Таким же образом они руками своими доставляли все это царям хеттейским и царям арамейским". Здесь говорится только, что царь Соломон покупал коней и колесницы, но ничего не сказано о том, что он их также и продавал. А между тем в результате археологических изысканий точно установлено, что он занимался посредничеством в торговле между Египтом и Азией, торговал лошадьми и колесницами.

    В 1925 году американская археологическая экспедиция обнаружила в исторической долине Езреель развалины города Мегиддо ( Да,да, господа - это тот самый Библейский Армагеддон, место где должна произойти последняя битва сил добра и сил зла). Город этот имел огромное стратегическое значение: он защищал северные рубежи долины, через него проходил торговый путь из Азии в Египет. Давид и Соломон превратили Мегиддо в сильную крепость, хотя сам город существовал уже в третьем тысячелетии до нашей эры Именно там удалось раскрыть тайну Соломона. Среди руин были обнаружены построенные им конюшни на четыреста пятьдесят лошадей. Они были расположены вокруг большой площадки, где, должно быть, объезжали и поили лошадей и где, быть может, происходили конские ярмарки. Размеры и расположение этих конюшен на главном торговом пути доказывают, что Мегиддо был основной базой торговли лошадьми между Азией и Египтом. Соломон покупал коней в Киликии и продавал их, по всей вероятности, в Египет, откуда он в свою очередь вывозил колесницы, продавая их на месопотамских рынках.

    Как сообщает Библия, Соломон построил при помощи финикийских специалистов и мореходов торговый флот, который стоял в порту Ецион-Гавер в заливе Акаба и каждые три года ездил в страну Офир, привозя оттуда золото и экзотические товары.
    Исследователей Библии интересовали два вопроса:
    1) где находилась загадочная страна Офир?
    2) что могла вывозить в Офир такая сельскохозяйственная страна, как Ханаан?

    О том, какая страна названа в Библии Офиром, спорят до сих пор. Hазывают Индию, Аравию, Мадагаскар. Известный американский востоковед Олбрайт пришел к выводу, что речь идет о Сомали. Другие ученые обращают внимание на фрески в одном из фиванских храмов. Там изображена темнокожая царица из некой страны Пунт. Подпись под фреской сообщает, что египетские корабли привозили из этой страны золото, серебро, черное и красное дерево, тигровые шкуры, живых обезьянок и рабов-негров. Родилось предположение, что Пунт и библейский Офир - одно и то же.

    Ответ на второй вопрос дала археология. В 1937 году археолог Hельсон Глюк натолкнулся в пустынной долине Вади-эль-Араба на выдолбленную в скале шахту медного рудника. Развалины каменных бараков, в которых жили шахтеры, и стена для защиты от нападений со стороны разбойничьих племен пустыни убедили Глюка, что это рудник Соломона. Вблизи залива Акаба, где уже раньше были обнаружены под слоем песка развалины порта Ецион-Гавер, Глюк сделал ещё более важное открытие. Hа обширной площадке, окруженной крепостной стеной, находилось большое количество медеплавильных печей. Печные трубы были обращены отверстиями к северу, откуда дуют постоянные морские ветры. Таким остроумным способом удавалось без труда поддерживать необходимую для плавки температуру.

    Благодаря этим открытиям мы узнали, что Соломон был не только ловким торговцем лошадьми, но и промышленником. По всей вероятности, он держал монополию на производство меди, что позволило ему диктовать цены и получать те огромные прибыли, о которых говорится в Библии.

    Слава о мудрости Соломона, его богатстве и роскоши его двора разошлась по всему свету. Послы из самых разных стран прибывали в Иерусалим для заключения договоров о дружбе и торговых соглашений. Жители столицы почти ежедневно встречали кортежи экзотических гостей, везущих царю щедрые дары. И несомненно гордились тем, что их родной город стал столь крупным торговым и дипломатическим центром.

    Однажды разошелся слух о прибытии каравана царицы Савской из далекой Аравии. Hарод вышел на улицы и восторженно приветствовал царицу, едущую в сопровождении многочисленной толпы придворных и рабов. Замыкал шествие длинный ряд верблюдов, навьюченных роскошными подарками для Соломона. Кем была эта легендарная царица, героиня одного из самых захватывающих библейских сказаний?Теперь это уже известно, и история этого открытия настолько любопытна, что её стоит рассказать.

    В мусульманских легендах имя царицы Савской - Билкис. Известно, что ее отец служил, по-нынешнему говоря, премьер-министром в загадочном царстве Офир. Скорее всего, Билкис получила полномочия царицы только на время своего путешествия в Израиль.Ещё в девятнадцатом веке южная Аравия, родина пряностей и благовоний, которую древние римляне называли Счастливой Аравией (Arabia felix), была закрыта для европейцев. "Hеверным псам", осмеливающимся ступить ногой в страну Мухаммеда, угрожала смерть. И все же нашлись смельчаки" в которых любознательность и жажда приключений были сильнее страха. Француз Э. Галеви и австриец доктор Е. Глазер переоделись арабами и отправились в запретную страну. После множества приключений и трудностей они натолкнулись в пустыне на развалины огромного города, который, как потом выяснилось, назывался Мериб. Там, в частности, они обнаружили и привезли в Европу ряд таинственных надписей.

    Сенсационное открытие вызвало в научных кругах громадный интерес. Арабские купцы, почувствовав конъюнктуру, начали бойкую торговлю мерибскими надписями. Таким образом, в руках ученых оказалось несколько тысяч каменных обломков, покрытых письменами,основанными на палестинской алфавитной системе. Среди отрывочных сведений о богах, племенах и городах были прочтены также названия четырех южноаравийских государств: Минеа, Гадрамаут, Катабан и Сава.

    Царица Савская скачет в Иерусалим. Эфиопская фреска.
    Упоминания о стране Сава имеются также в ассирийских документах восьмого века до нашей эры Там говорится, что Месопотамия вела с этой страной оживленную торговлю, покупая там главным образом пряности и благовония. Савские цари носили титул "мукарриб", что значит "жрец-князь". Их резиденцией был город Мериб, развалины которого найдены на юге Аравийского полуострова (в сегодняшнем Йемене). Город был расположен в горах, на высоте двух тысяч метров над уровнем Красного моря. Среди бесчисленных колонн и стен выделялся своим великолепием старый легендарный храм Харам Билкис, вблизи Мериба. Это было овальное строение с прекрасным порталом, к которому вели каменные ступени, выложенные бронзой. Многочисленные колонны и пилястры, а также фонтаны на обширном дворе дают полное представление о былом великолепии храма. Из надписей мы узнаём, что он был воздвигнут в честь арабского бога Илумкуг.

    В результате тщательных исследований удалось установить, каковы были источники процветания савского царства. Огромная, высотою в двадцать метров, плотина поднимала уровень реки Адганаф, откуда вела разветвленная сеть оросительных каналов. Благодаря орошению Сава была страной необыкновенного плодородия. Жители занимались главным образом выращиванием разного рода пряностей, которые экспортировались в ряд стран. Так продолжалось до 542 года нашей эры, когда вследствие постоянных набегов и войн рухнула плотина. Цветущий сад поглотили пески пустыни.Можно предположить, почему царица савская собралась в гости к Соломону. Торговый путь, именуемый Дорогой благовоний, по которому жители савского царства вывозили свои товары в Египет, Сирию и Финикию, шел вдоль Красного моря и пересекал территории, подчиненные Израилю. Поэтому благополучное продвижение караванов зависело от доброй воли Соломона. Царица савская приехала с чисто практической целью: щедрыми дарами и обещанием доли в прибылях склонить израильского царя к заключению договора о дружбе.
    Hо народная фантазия обошла молчанием характер визита и придала всему романтическую окраску. Соломон, якобы пораженный яркой красотой царицы, воспылал к ней страстью и имел от нее сына. Абиссинцы по сей день утверждают, что именно от него происходит династия негусов.

    Интересна история, описанная в одной из книг Талмуда - "Мидраше". По убеждениям древних семитов, одна из характерных черт дьявола - козлиные копыта. Соломон опасался, что под обличьем прекрасной женщины в его гостье скрывается дьявол. Чтобы проверить, так ли это, он построил павильон со стеклянным полом, запустил туда рыбок и предложил Билкис пройти через этот зал. Иллюзия настоящего бассейна была столь сильна, что царица Савская, переступив порог павильона, сделала то, что инстинктивно делает любая женщина, входя в воду, - приподняла платье. Всего лишь на мгновение. Но Соломон успел увидеть тщательно скрываемое: ноги царицы были человеческими, но весьма не привлекательными - они были покрыты густыми волосами. Вместо того чтобы промолчать, Соломон громко воскликнул: он не ожидал, что у столь красивой женщины может быть такой недостаток. Эта история встречается и в мусульманских источниках. biggrin

    Царица Савская и царь Соломон.
    Соломон стал для последующих поколений еврейского народа воплощением мудрости. И это не удивительно. Годы его царствования были периодом высшего экономического и политического расцвета Израиля, единственным в истории страны периодом могущества, мира и процветания.

    Правда, в памяти поколений сохранились лишь светлые стороны правления Соломона, теневые же преданы забвению. А между тем этих теневых сторон было немало, и их необходимо вспомнить, чтобы воссоздать правдивую картину той эпохи. Hам известно, какие колоссальные прибыли приносили Соломону торговля и производство меди. И все же его нельзя назвать рачительным и дальновидным хозяином. Его расточительность и тяга к восточной роскоши привели к тому, что он не смог вернуть Хираму сто двадцать талантов и вынужден был в счет уплаты долга передать тирскому царю двадцать галилейских городов. Это был шаг банкрота, попавшего в финансовый тупик.

    Идолослужение царя Соломона
    Последующие поколения, помня о великих заслугах Соломона, простили ему идолопоклонство, которым он занимался в открытую даже во дворе Иерусалимского храма. Hо конечно же это возмущало современных ему жрецов. В огромном гареме царя находились женщины всевозможных рас и религий. Там были хеттеянки, моавитянки, идумеянки, аммонитянки, египтянки, филистимлянки, ханаанеянки и т. д. Вместе со своими обычаями они приносили во дворец и своих богов. Соломон, особенно в последние годы жизни, оставался под сильным влиянием своих фавориток и, поддаваясь их уговорам, устанавливал различные идолопоклоннические культы. Известно, например, что во дворе храма занимались культом Ваала, Астарты и Молоха. И поскольку народные массы, особенно на севере страны, относились к ханаанским богам весьма благожелательно, то пример царя отнюдь не способствовал укреплению яхвизма.

    Давид и Соломон объединили, правда, все племена в едином государстве, но духовного единства они так и не добились. Между племенами северного и южного Ханаана продолжал существовать политический и расовый антагонизм. Даже Давид вполне сознавал отчужденность между обеими группами населения и на смертном одре сказал о Соломоне: "Ему завещал я быть вождем Израиля и Иуды" (3 Царств, глава 1, стих 36). В этой связи Соломон совершил роковую ошибку, непростительную для крупного государственного деятеля. Он разделил свою страну на двенадцать налоговых округов, обязанных поставлять определенное количество сельскохозяйственных продуктов для нужд царского двора и армии.

    При этом бросается в глаза, что в списке округов отсутствует территория Иуды. Из этого можно заключить, что Иуда - племя Давида и Соломона было освобождено от подати. Такая привилегия должна была неизбежно озлобить другие племена, особенно гордое племя Ефремово, постоянно соперничавшее с Иудой из-за приоритета в Израиле. Уже в царствование Давида на здании государственной власти появились грозные трещины. Бунт Авессалома и Сивы был, в сущности, восстанием северных племен против гегемонии Иуды. Эти племена поддерживали в качестве претендентов на престол Иевосфея и Адонию против Давида и Соломона, что доказывает силу внутренних конфликтов, приведших в конце концов к расколу государства.

    Крупнейшей ошибкой Соломона было то, что он никогда не заботился об упрочении основ своего государства. Из-за своей близорукости и эгоизма он бездумно обострял опасный антагонизм между племенами, что после его смерти привело к катастрофе. Первые опасные признаки обнаружились ещё при жизни Соломона, когда вспыхнул мятеж племени Ефремова под руководством Иеровоама. Иеровоам потерпел поражение, но ему удалось убежать в Египет, где фараон Сусаким встретил его очень радушно. Это было вторым предостережением, так как доказывало, что Египет питает по отношению к израильскому царству какие-то враждебные намерения и поэтому поддерживает всех, кто способствует его ослаблению и расколу. И действительно, через пять лет после смерти Соломона Сусаким вторгся в Иудею и варварски ограбил Иерусалимский храм (около 926 года до нашей эры).

    Храм Соломона в Иерусалиме. Первый Иерусалимский Храм.
    Серьезные исторические последствия имело также бессилие Соломона по отношению к Разону, который ещё в царствование Давида объявил себя царем Дамаска. Hесмотря на то, что узурпатор постоянно разорял северные границы Израиля, Соломон так и не отважился дать ему решительный отпор. После раскола Израиля и Иудеи арамейское царство Дамаска обрело большое могущество и долгие годы воевало с Израилем. Это облегчило Ассирии завоевание Сирии в восьмом веке до нашей эры, а в 722 году до нашей эры покорить Израиль и угнать десять племен израильских в вавилонское рабство.

    После падения Ассирии между нововавилонским царством и Египтом вспыхнула борьба за Сирию и Ханаан, окончившаяся в 586 году завоеванием Иудеи и разрушением Иерусалима халдеями.Исходя из этих фактов нужно сказать, что царствование Соломона, при всем его блеске и кажущемся богатстве, не было благополучным. Вследствие пагубной политики и деспотизма царя Израиль, потрясаемый внутренними социальными конфликтами, неуклонно шел к гибели. Hеудивительно, что сразу же после смерти царя держава, с таким трудом созданная Давидом, распалась на два отдельных слабых государства, занятых постоянными междоусобными войнами.

    Вырезанный из слоновой кости плод граната
    Сегодня единственное сохранившееся сокровище из всего богатства Соломона - это гранат Соломона размером 43 мм, который царь Соломон подарил первосвященнику Первого храма в день открытия святилища. Гранат считается в Израиле символом благоденствия и достатка. От самого храма, разрушенного в 587 году до н.э. Навуходоносором II, не осталось ничего и сегодня об Иерусалимском Храме напоминает лишь осколок Второго Храма, возведённого на месте первого - Иерусалимская Стена Плача, высотой в 18 метров. Массивные камни, вес которых достигает 700 тонн, держатся только силой собственного веса.

    По материалам сайта Книга тайн.


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    токиоДата: Вторник, 02.03.2010, 20:21 | Сообщение # 4
    Группа: Всадники
    Сообщений: 499
    Награды: 1
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Quote (Баст)
    В мусульманских легендах имя царицы Савской - Билкис.

    Действительно, почему царица Савская? Смахивает на кличку. По моему это то же самое, что допустим Екатерину называть "царицей Русской". Было же у неё имя может и Билкис, хотя ей наверно с таким именем жить было тяжело biggrin

    Добавлено (02.03.2010, 19:44)
    ---------------------------------------------
    Вот нашёл ещё о царице Савской, провда нет ссылок на научные работы
    В сотнях легенд Африки, Азии и Европы, в библейских притчах и сурах Корана говорится об этой удивительной и загадочной женщине. Билькис, Лилит, Альмакха, Македа, Царица Южная - как только не называли эту женщину. Но царица Савская – не вымышленный мифический образ, а вполне реальное историческое лицо. Кем же была эта женщина, удивительным образом повлиявшая на ход мировой истории?

    Где находилась Сабея?

    Сабейское царство располагалось в Южной Аравии, на территории современного Йемена. Это была цветущая цивилизация с богатым сельским хозяйством и сложной социальной, политической и религиозной жизнью. Правителями Сабеи были "мукаррибы" ("цари-жрецы"), власть которых передавалась по наследству. Самым знаменитым из них была легендарная Билькис, царица Савская, прославившаяся как самая прекрасная женщина планеты.

    Согласно эфиопской легенде, в детстве царицу Савскую звали Македа, она родилась примерно в 1020 году до н.э. в Офире. Легендарная страна Офир простиралась через все восточное побережье Африки, Аравийский полуостров и остров Мадагаскар. Древние обитатели страны Офир были светлокожими, высокорослыми, добродетельными. Они слыли хорошими воинами, пасли стада коз, верблюдов и овец, охотились на оленей и львов, добывали драгоценные камни, золото, медь, изготовляли бронзу. Столица Офира - город Аксум - находилась в Эфиопии.

    Матерью Македы была королева Исмения, а отец - главным министром при ее дворе. Македа получала образование у лучших ученых, философов и жрецов своей огромной страны. Одним из ее домашних любимцев был щенок шакала, который, вырастя, сильно укусил ее за ногу. С тех пор одна нога у Македы была обезображена, что породило многочисленные легенды о якобы козлиной или ослиной ноге царицы Савской.

    В возрасте пятнадцати лет Македа отправляется царствовать в южную Аравию, в Сабейское царство, и становится отныне царицей Савской. Правила Сабеей она около сорока лет. Про нее говорили, что правила она сердцем женщины, но головой и руками мужчины.

    Столицей царства был город Мариб, сохранившийся до сих пор. Для культуры древнего Йемена были характерны монументальные, похожие на здания каменные троны правителей. Относительно недавно стало ясно, что в народной религии древнего Йемена очень большую роль играло божество солнца Шамс. А в Коране говорится, что царица Сабы и ее народ поклонялись солнцу. Об этом говорят и легенды, в которых царица представлена язычницей, поклоняющейся звездам, в первую очередь Луне, Солнцу и Венере.

    Лишь встретившись с Соломоном, она познакомилась с религией иудеев и приняла ее. Возле города Мариб сохранились остатки Храма Солнца, потом переделанного в Храм Лунного Бога Альмакха (второе название – храм Билькис), а также, согласно существующим преданиям, где-то недалеко под землей находится тайный Дворец царицы. По описаниям античных авторов, владыки этой страны жили в мраморных дворцах, окружённых садами с бьющими ключами и фонтанами, где пели птицы, благоухали цветы, и повсюду распространялся аромат бальзама и пряностей.

    Обладавшая даром дипломатии, владевшая многими древними языками и хорошо разбиравшаяся не только в языческих идолах Аравии, но и в Божествах Греции и Египта, прекрасная царица сумела превратить своё государство в крупный центр цивилизации, культуры и торговли.

    Гордостью Сабейского царства была гигантская плотина к западу от Мариба, которая подпирала воду в искусственном озере. Через сложную сеть каналов и стоков озеро поило влагой поля крестьян, фруктовые плантации и сады при храмах и дворцах на территории всего государства. Длина каменной дамбы достигала 600 метров, высота была 15 метров. Вода в систему каналов подавалась через два хитроумных шлюза. За плотиной собиралась не речная вода, а дождевая, приносимая один раз в год тропическим ураганом из Индийского океана.

    Прекрасная Билькис очень гордилась своими разносторонними познаниями и всю свою жизнь пыталась получить тайные эзотерические знания, известные мудрецам древности. Она имела почётный титул Верховной жрицы Планетарной Соборности и регулярно устраивала у себя во Дворце "Соборы Мудрости", на которые собирались посвящённые всех континентов. Не зря в легендах о ней можно встретить различные чудеса – говорящих птиц, волшебные ковры и телепортацию (сказочное перемещение ее трона из Сабеи во дворец Соломона).

    Более поздние греческие и римские мифы приписывали царице Савской неземную красоту и величайшую мудрость. Она владела искусством интриг для удержания власти и была верховной жрицей некого южного культа нежной страсти.

    Путешествие к Соломону

    О путешествии царицы Савской к Соломону, не менее легендарному царю, величайшему монарху, прославившемуся своей мудростью, рассказывается и в Библии и в Коране. Существуют и другие факты, указывающие на историчность данного предания. Скорее всего, встреча Соломона и царицы Савской имела место в действительности.

    По одним рассказам, она отправляется к Соломону в поисках мудрости. По другим источникам, Соломон сам пригласил ее посетить Иерусалим, прослышав о ее богатстве, мудрости и красоте.

    И царица отправилась в поражающее своими масштабами путешествие. Это было долгий и трудный путь, длиной в 700 км, через пески пустынь Аравии, по берегу Красного моря и реке Иордан в Иерусалим. Поскольку царица путешествовала в основном на верблюдах, такой путь должен был занять около 6 месяцев в один конец.

    Караван царицы состоял из 797 верблюдов, не считая мулов и ослов, нагруженных провизией и подарками царю Соломону. И судя по тому, что один верблюд может поднять груз до 150 - 200кг., подарков – золота, драгоценных камней, пряностей и благовоний – было немало. Сама царица путешествовала на редком белом верблюде.

    Свита её состояла из чёрных карликов, а гвардия - из светлокожих высокорослых гигантов. Голову царицы венчала корона, украшенная страусовыми перьями, а на мизинце её руки был перстень с камнем "астерикс", неизвестным современной науке. Для путешествия по воде были наняты 73 корабля.

    При дворе Соломона царица задавала ему каверзные вопросы, и тот отвечал на каждый из них абсолютно верно. В свою очередь государь Иудеи был покорен красотой и умом царицы. Согласно некоторым преданиям, он женился на ней. Впоследствии двор Соломона стал постоянно получать из знойной Аравии лошадей, дорогие камни, украшения из золота и бронзы. Но самым ценным по тем временам были благовонные масла для церковных курений.

    Царица Савская лично умела составлять эссенции из трав, смол, цветов и корней и обладала искусством парфюмерии. В Иордании найден керамический флакон эпохи царицы Савской с печатью Мариба; на дне флакона сохранились остатки благовоний, полученных из деревьев, которые ныне в Аравии уже не растут.

    Испытав мудрость Соломона и удовлетворившись ответами, царица также получила в ответ дорогие подарки и со всеми подданными возвратилась к себе на родину. Согласно большинству преданий, с тех пор царица правила в одиночку, ни разу не выйдя замуж. Зато известно, что у царицы Савской родился от Соломона сын Менелик, который стал основателем трехтысячелетней династии императоров Абиссинии (подтверждение тому можно встретить в эфиопском героическом эпосе). В конце жизни царица Савская также вернулась в Эфиопию, где правил ее сын.

    Еще одна эфиопская легенда говорит о том, что долгое время Билькис скрывала от сына имя его отца, а затем отправила его с посольством в Иерусалим и сказала ему, что он узнает своего отца по портрету, на который Менелик должен был впервые взглянуть только в иерусалимском Храме Бога Яхве.

    Прибыв в Иерусалим и явившись в Храм на богослужение, Менелик достал портрет, но увидел вместо рисунка небольшое зеркало. Посмотрев на своё отражение, Менелик обвёл взглядом всех присутствовавших в Храме людей, увидел среди них царя Соломона и по сходству догадался, что это и есть его отец.

    Как повествует дальше эфиопское предание, Менелик был огорчён тем, что палестинские жрецы не признали его законные права на наследство, и решил похитить из Храма Бога Яхве хранившийся там священный ковчег с моисеевыми заповедями. Ночью он выкрал ковчег и тайно увёз его в Эфиопию к своей матери Билькис, которая почитала этот ковчег как вместилище всех духовных откровений. По словам эфиопских жрецов, ковчег и поныне находится в тайном подземном святилище Аксума.

    Последние 150 лет учёные и энтузиасты разных стран пытаются добраться до тайного Дворца, бывшего местопребыванием царицы Савской, но местные имамы и племенные вожди Йемена категорически препятствуют этому. Впрочем, если вспомнить, что случилось с богатствами Египта, почти подчистую вывезенными из него археологами, то, может статься, власти Йемена не так уж и неправы.

    Добавлено (02.03.2010, 20:21)
    ---------------------------------------------
    А вот причина по которой царица 700 вёрст тащилась по жаре. Это письмо Соломона приглашающее в гости wacko
    «От меня, царя Соломона. Мир тебе и мир вельможам твоим!
    Ведомо тебе, что Господь царём-властелином поставил меня над зверями полевыми, над птицами небесными, над бесами, оборотнями, дьяволицами, и все цари Востока и Запада, Полудня и Полуночи приходят на поклон ко мне. Так вот, придёте вы по доброй воле с приветом ко мне и приму я тебя, царица, с почётом превыше всех царей пребывающих пред лицом моим; буде же не пожелаете и не придёте Соломона? Было бы ведомо вам: цари эти — звери полевые, колесницы — птицы небесные; духи, бесы и дьяволицы — легионы те, что задушат вас на ложах в жилищах ваших, а звери полевые на полях растерзают вас и птицы небесные склюют мясо с костей ваших».
    Вы бы как после такого письмишки не заглянули бы на огонёк? tongue


    токио
     
    БастДата: Вторник, 02.03.2010, 21:36 | Сообщение # 5
    Группа: Император
    Сообщений: 3194
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Quote (токио)
    допустим Екатерину называть "царицей Русской"

    По-моему, совершенно нормально...Глаз не царапает... и ухо тоже. smile

    Quote (токио)
    Она владела искусством интриг для удержания власти и была верховной жрицей некого южного культа нежной страсти.

    Красиво звучит..Вполне подходит для царицы.

    Quote (токио)
    Ночью он выкрал ковчег и тайно увёз его в Эфиопию к своей матери Билькис, которая почитала этот ковчег как вместилище всех духовных откровений.

    Храм, в котором, по преданию, хранится Ковчег Завета.

    Quote (токио)
    Вы бы как после такого письмишки не заглянули бы на огонёк? tongue

    Неее..По-моему, это чистой воды хвастовство..Не люблю хвастунов.


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    токиоДата: Вторник, 02.03.2010, 21:40 | Сообщение # 6
    Группа: Всадники
    Сообщений: 499
    Награды: 1
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Quote (Баст)
    По-моему, это чистой воды хвастовство..Не люблю хвастунов.

    Я не понял, а вгости бы поехала? tongue


    токио
     
    БастДата: Вторник, 02.03.2010, 21:47 | Сообщение # 7
    Группа: Император
    Сообщений: 3194
    Награды: 10
    Статус: Offline
    После такого- что задушат вас на ложах в жилищах ваших, а звери полевые на полях растерзают вас и птицы небесные склюют мясо с костей ваших wacko ??? Точно бы не поехала.

    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    токиоДата: Вторник, 02.03.2010, 22:06 | Сообщение # 8
    Группа: Всадники
    Сообщений: 499
    Награды: 1
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Тут ещё на глаза попалась новость о Соломоне
    В Иерусалиме нашли построенную царем Соломоном стену
    Израильские археологи обнаружили в Иерусалиме между Храмовой горой и районом Сильван стену, датируемую концом Х века до нашей эры - периодом правления царя Соломона. Об этом пишет газета "Гаарец".

    Вскрытая секция стены имеет высоту от 6 до 10 метров и длину 70 метров. Обнаружены также монументальные ворота и крепостная башня.

    Археологи полагают, что именно об этой стене говорится в начале третьей главы библейской Третьей книги Царств: "Соломон породнился с фараоном, царем Египетским, и взял за себя дочь фараона и ввел ее в город Давидов, доколе не построил дома своего и дома Господня и стены вокруг Иерусалима".

    В том же месте исследователи обнаружили черепки от глиняных кувшинов и печати. Клейма на черепках свидетельствуют, что они принадлежали царю, а также некоему чиновнику, следившему, предположительно, за деятельностью городских пекарей.

    С начала 2010 года израильские археологи сделали уже несколько важных открытий в Старом Иерусалиме. В частности, у Яффских ворот обнаружены остатки древней главной улицы города и водопровода.

    Добавлено (02.03.2010, 22:06)
    ---------------------------------------------
    Самая свежая находка израильских археологов - руины мощной крепостной стены, которой, по предположению исследователей, три тысячи лет назад обвел Иерусалим царь Соломон. Секцию этой стены нашли при раскопках Города Давида - самой древней части Иерусалима.

    Город Давида располагается к югу от Храмовой горы, над долиной Кедрон. Именно там правил в Х веке царь Соломон, которому Библия приписывает строительство не только Первого храма (по оценкам современных историков, около 960 года до нашей эры), но и укреплений вокруг города. В последующие столетия Иерусалим разрастался преимущественно на запад от Храмовой горы, и именно эта его часть ныне называется Старый город, хоть она и не самая старая. Впоследствии многочисленные завоеватели не раз подвергали Иерусалим разрушениям, и Город Давида уже к римской эпохе (на рубеже нашей эры) пришел в полное запустение.

    Обнаруженная стена представляет весьма внушительное зрелище: высота вскрытой секции - от 6 до 10 метров, длина - 70 метров. Найдены также грандиозные ворота и крепостная башня, нависающая над Кедроном. Обнаруженная у стены керамика позволяет датировать ее как раз Х веком до нашей эры. Керамика, кстати, примечательна и сама по себе: это остатки печатей и кувшинов с клеймами. На нескольких клеймах значится надпись "Принадлежит царю", еще на одном - "Принадлежит надзирателю за..." (от последнего слова сохранился только фрагмент, предположительно "...за пекарями").

    Руководитель раскопок, доктор Эйлат Мазар, совершенно уверенна, что нашла ту самую стену Соломона, и приводит в доказательство этой точки зрения цитату из Библии: "Соломон породнился с фараоном, царем Египетским, и взял за себя дочь фараона и ввел ее в город Давидов, доколе не построил дома своего и дома Господня и стены вокруг Иерусалима" (3 Цар 3:1). "Впервые найдены строения, подтверждающие библейские описания строительства, затеянного в Иерусалиме царем Соломоном", - поясняет Мазар.

    Однако не все специалисты разделяют ее восторг. Некий ученый, который предпочел остаться неназванным, заявил газете "Гаарец" по поводу Мазар: "Часто она сначала стреляет, а потом рисует мишень". Ее упрекают в том, что она слишком буквально понимает библейские сказания. Многие современные ученые сомневаются в том, что тот же Соломон был таким могущественным царем, каким описывают его Третья книга Царств и многочисленные легенды. Соответственно, подвергаются сомнению и представления Мазар о грандиозности архитектуры Иерусалима соломоновых времен. Ведь величественные строения можно датировать и более поздним периодом.

    Споры о том, насколько сильно текущая политическая и религиозная конъюнктура влияла на авторов библейских текстов, не утихают уже давно. Одни склонны абсолютизировать это влияние и вовсе отказывать Библии в исторической достоверности, другие, как Эйлат Мазар, считают ее вполне надежным источником, хоть там иногда и напутаны даты и имена. "Стена Соломона" оказалась в центре этого диспута, и нам, вполне вероятно, еще предстоит стать свидетелями ожесточенных споров о ее датировке.


    токио
     
    БастДата: Вторник, 02.03.2010, 22:35 | Сообщение # 9
    Группа: Император
    Сообщений: 3194
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Quote (токио)
    В Иерусалиме нашли построенную царем Соломоном стену

    Слышала про это...Жалко, еще не выложили приличных фотографий.. Надо чтобы сразу доказательства зрительные.. smile


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    NoOneLiveForeverДата: Пятница, 09.10.2015, 22:40 | Сообщение # 10
    Группа: Гладиаторы
    Сообщений: 1
    Награды: 0
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Доброе время суток, извиняюсь, что не в отдельном топике (нет прав для его создания), хотел бы узнать, очень интересует детальное значение некоторых печатей Соломона. В интернете крайне мало по данным представлено. Может быть, кто-то обладает подобной информацией.

    http://imglink.ru/show-image.php?id=72ce6a4324ea19d3964aaa47ca619678

    http://imglink.ru/show-image.php?id=eff3ddff51abd98489e1460c87d4d0ec

    http://imglink.ru/show-image.php?id=ce6babcccc9d8f7173018611f262f20a

    А также еще одна, некоторая информация по ней. Хотелось бы узнать о ней подробнее, если у кого есть такая информация, а также, возможно, перерисовка этой печати с более понятным рисунком. 
    Печать найдена в Devil's Dyke (Англия) ~ XVI век

    https://otvet.imgsmail.ru/download/u_61151e6395dbca952a6ee1123f7ce4c8_800.jpg
     
    БастДата: Среда, 02.03.2016, 18:39 | Сообщение # 11
    Группа: Император
    Сообщений: 3194
    Награды: 10
    Статус: Offline
    В долине Тимна, на юге современного Израиля, находятся медные рудники, которые разрабатывались с эпохи энеолита и до Средних веков. Некоторые исследователи считают, что здесь находились известные по Библии копи царя Соломона. Благодаря сухому воздуху здешних шахт в них хорошо сохраняются органические материалы, в том числе семена, кожа и ткань.

    Фрагмент шерстяной ткани из Тимны. Фото: American Friends of Tel Aviv University.

    Экспедиция Тель-Авивского университета собрала в Тимне обширную коллекцию фрагментов тканей, относящихся ко времени царей Давида и Соломона. Судя по разнообразию цветов и узоров, найденные тканевые кусочки (как правило, небольшие, некоторые размером всего около 5х5 см) прежде принадлежали разным текстильным изделиям: сумкам, одежде, палаткам, канатам и верёвкам. Находки позволяют больше узнать об идумеях, полукочевом народе, который владел рудниками и который, согласно Библии, враждовал с иудеями.
    Тканевые изделия, фрагменты которых нашли в шахтах, вероятно, принадлежали тем, кто стоял на самом верху производственного процесса.


    Шахта в Тимне. Фото: Mark A. Wilson / Wikimedia Commons / Public domain.

    Из меди в то время изготавливали орудия труда, оружия и украшения, она была самым ценным ресурсом в обществах эпохи раннего металла, однако добывать её было довольно сложно. Самую простую и тяжёлую работу в
    рудниках могли делать рабы или заключённые. Но дальнейшая выплавка и обработка металла требовали с одной стороны, высокой квалификации, а с другой – тщательной организации всего дела. По словам руководителя
    экспедиции доктора Эреза Бен-Йосефа (Erez Ben-Yosef), «медь была источником власти большей, чем нефть в наши дни. Если человек знал, как «сделать медь», […] его знания могли считать магическими или божественными, что не могло не отразиться на социальном статусе... Мы нашли просто сотканные, но искусно украшенные материи, которые носили представители высшего класса. Одежды из тканей класса “люкс” одевали высококвалифицированные, очень уважаемые мастера, которые руководили плавильными печами».

    Чтобы обеспечивать производство меди в Тимне, которая находится посреди пустыни, требовались масштабные поставки пищи, воды и текстильных изделий. Например, лён для текстиля не мог быть местным – его, скорее
    всего, привозили сюда из долины реки Иордан или из Северного Израиля. Большинство тканей были из овечьей шерсти, но она в этот период встречается редко. Иными словами, льняные и шерстяные изделия могли попасть в долину Тимна только по торговым путям. Ранее, при раскопках Иерусалима, Мегиддо и Тель-Хацора, тканей не находили, так что новые находки действительно позволяют нам узнать нечто новое о тех, кто жил на древнем Ближнем Востоке – например, что идумеи вовсе не были такими уж «простыми», какими мы привыкли считать кочевников.

    По материалам American Friends of Tel Aviv University.
    Автор: Егор Антонов
    Источник: nkj.ru

    Долина Тимна. Фото: Nina A.J. / Flickr / CC BY-ND 2.0 / https://flic.kr/p/9naBMc/
    Прикрепления: 0525657.jpg(42Kb) · 9962139.jpg(92Kb) · 5630284.jpg(164Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    Форум » Древний мир » Священный Иерусалим » Копи царя Соломона: догадки и гипотезы
    Страница 1 из 11
    Поиск:
    © 2008-2013 Карта сайта 10.12.2016, 11:54