Колизей - История Древнего мира Колизей - История Древнего мира
Главная Контакты В избранное
    Страница 1 из 11
    Модератор форума: Баст 
    Форум » Древний мир » У истоков религий » Масленица: широкая да разгульная!!!
    Масленица: широкая да разгульная!!!
    БастДата: Воскресенье, 07.02.2010, 23:05 | Сообщение # 1
    Группа: Император
    Сообщений: 3229
    Награды: 10
    Статус: Offline

    Согласно легенде, Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз. Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядреной бабой с жирными румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока.
    Русский народ называл масленицу веселою, широкою, разгульною, честною тридцати братьев сестрою, сорока бабушек внучкой, трех матерей дочкой и т.д. Не известно, что за тридцать братьев и сорок бабушек, но то, что масленица была разгульным праздником, это факт.

    Праздновалась она очень шумно. В эти дни не было грехом:
    ...есть до икоты,
    пить до перехоты,
    петь до насады,
    плясать до упаду.

    Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник. В некоторых местах о подобающей встрече и должном проведении всей масленицы заботились еще с субботы предшествующей недели. В Калужской губернии, например, начиная печь заранее блины, хозяйка посылала мальчика лет 8-10 «встречать масленицу»: давала ему блин, с которым он скакал верхом на ухвате или кочерге по огороду и кричал:
    Прощай, зима сопливая!
    Приходи, лето красное!
    Соху, борону -
    И пахать пойду!

    С субботы же начинали праздновать «малую Масленку» . Ребятишки группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара вопросом «Везешь ли Масленицу?» Кто отвечал: «Нет», того били лаптями. В этот же день ребята здесь с особым азартом катались с гор: существовала примета - кто дальше прокатится, у того в семье лен уродится длиннее.
    Последнее воскресенье перед масленицей носило название «мясного воскресенья». В вологодских деревнях принято было наносить визиты родственникам, друзьям, соседям и приглашать в гости на масленицу. В «мясное» воскресенье тесть ездил звать зятя «доедать барана».«Заговляюсь на сыр да на масло»,- говорит вечер перед масляной.

    Масленица для русских - все равно, что карнавал для итальянцев, тем более, что и первоначальный смысл праздников один и тот же: ведь в переводе с итальянского «карнавал»(carne-vale) означает «говядина, прощай!», а Масленица, предшествующая Великому посту, встарь называлась «Мясопустом», потому что в эту неделю запрещалось есть мясо.

    ЯЗЫЧЕСКИЕ ЗАИМСТВОВАНИЯВо времена язычества Масленица была праздником проводов зимы и встречи весны, по времени она совпала с неделей, предшествующей Великому посту. Наши предки обряжали в женскую одежду Масленицу - чучело из соломы с масляным блином или сковородой в руках (от блина, круглого и масляного и образовалось название и праздника, и персонажа), и с этим чучелом весело разъезжали на тройках по гостям. В конце праздника чучело сжигали на горящем костре. Ритуальные похороны Масленицы всегда сопровождались процессиями ряженых, плясками, весельем.

    Наши предки считали, что чем больше напечешь блинов, тем быстрее светило начнет обогревать землю. Обряды, которые совершались во время Масленицы, должны были приблизить наступление тепла, обеспечить богатый урожай и достаток в домах.А еще наши языческие предки верили в то, что вместе с наступлением весны на землю с небес опускаются души умерших, которые должны во всем помогать живущим в настоящее время. Поэтому самый первый испеченный блин всегда следовало класть на "духовое" окошко, для того, чтобы души предков не были в обиде.

    Масленица в церковном календаре именуется сырной седмицей (семидневная неделя на церковнославянском - неделя, а воскресенье - седмица). Название "сырная" напоминает, что мясо уже запрещено, а молочные продукты, яйца и рыба разрешены. Сырная седмица является сплошной, то есть без поста в среду и пятницу.
    масленица

    Несмотря на языческую символику блина как символа солнца, это блюдо церковь никогда не запрещала. Православные едят блины все дни сырной седмицы. Позвать на блины - лучший повод в году для того, чтобы наладить отношения, помириться и простить своих обидчиков. Также во время Масленицы принято ходить в гости, угощать бедных и жертвовать нищим.

    У каждого дня масленичной недели есть свое название:
    Понедельник - Встреча;
    Вторник - Заигрыши;
    Среда - Лакомка;
    Четверг - Разгул;
    Пятница - Тещины вечерни;
    Суббота - Золовкины посиделки;
    Воскресенье - Прощеный день.

    Понедельник. "Встреча"В этот день свекры отправлялись к сватам в гости, и за чаркой устанавливался регламент праздника: когда и где проводить время, кого звать в гости, когда кататься по улицам.

    Вторник. "Заигрыш"На "заигрыш" с утра девицы и юноши ходили в гости - покататься на горках, поесть блинов. Вообще масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после Великого поста играть на Красной горке свадьбу.

    Среда. "Лакомка"В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях варили пиво. Считалось, что в Масленицу, а особенно на "лакомку", нужно есть столько, сколько душе угодно. К блинам следовало подавать всевозможные сыры, молоко, сметану и масло. Наедались впрок, на весь будущий пост!

    Четверг. "Разгульный четверток"Вот тут-то начиналось основное веселье: катались по улицам, пели частушки, устраивали кулачные бои и разные обряды. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика - балагура и затейника с вином и калачами, а вслед за этим "поездом" с песнями тянулся народ.

    Пятница. "Тещины вечерки"В этот день наступала очередь зятьев приглашать к себе в гости тещ и угощать их. От тещи требовалось прислать все необходимое для печения блинов, в том числе сковороду и половник, а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло.

    Суббота. "Золовкины посиделки"В субботу невестка приглашала родных мужа к себе в гости на золовкины посиделки.

    Прощеное воскресенье. "Целовальник. Проводы"В этот день провожали Масленицу. Соломенное чучело чествовали, приглашали вернуться на следующий год, а потом увозили за околицу и сжигали на костре.На службе в последний день Масленицы- в Прощеное воскресенье - вспоминается библейское сказание об изгнании Адама и Евы из Рая после нарушения ими первого божественного предписания - послушания. В проповедях преобладает тема взаимного прощения.В храмах совершается чин прощения: священники просят прощения у прихожан, а те друг у друга. Не простить нельзя. Если обида велика, люди говорят "Бог простит", а если сердце совестливое, добавляют "ты меня прости".

    Ну а с понедельника начнется Великий Пост, запрещающий все то изобилие, от которого сейчас должны ломиться столы.Так празднуйте Широкую Масленицу и наедайтесь, по завету наших предков, до отвала! biggrin

    Ой, Масленица, протянися!
    Ты за дуб, за колоду зацепися!
    Ой, сказали – нашей Масленице
    Семь годков,
    А всего у Масленицы
    Семь деньков.
    Ой, Масленица-обманщица!
    Обманула, провела,
    Нагуляться не дала!


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    токиоДата: Понедельник, 08.02.2010, 19:59 | Сообщение # 2
    Группа: Всадники
    Сообщений: 499
    Награды: 1
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Поздравляю всех с МАСЛЕНИЦЕЙ clap

    токио
     
    БастДата: Суббота, 26.02.2011, 18:52 | Сообщение # 3
    Группа: Император
    Сообщений: 3229
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Ух..Уже год прошел)) biggrin ЗДРАВСТВУЙ, МАСЛЕНИЦА!!! tongue

    В этом году она начнется 28 февраля, а закончится 6 марта. Готовимся!

    Понятно, что связана Масленица с рождением весны. Но не всегда этот праздник звался Масленицей. Есть, оказывается, и древняя прародительница- КОМОЕДИЦА. Почитайте и убедитесь- насколько похожи обряды и заклички. smile

    КОМОЕДИЦА (или Комоедицы) — один из древнейших великих славянских языческих праздников; помимо главного смысла священного праздника встречи дарованного небом наступления Весны, имел и характер почитания местного славянского Медвежьего бога: принесение жертвы великому Медовому зверю Кому первыми выпекаемыми праздничными блинами, которые торжественно относили в лес.

    Наши славянские предки отмечали Комоедицы в священный день весеннего равноденствия (20 или 21 марта по современному календарю), после которого день становится длиннее ночи, когда пробуждается природа и Ярило-солнце растапливает снега.
    Начало праздничного дня Утром люди торопились на святилище (капище), на высокое место, где уже подсохла земля. Поодаль от капища и на перекрёстках дорог рассыпали зерно. Это делалось для того, чтобы навьи (умершие предки), непременно являвшиеся на празднество в образе сорок, поедали своё зерно в стороне и не попадали под ноги играющих и активно веселящихся потомков.На столы, покрытые скатертью, ставили горячие блины и пироги, овсяный кисель, мёды, квасы и закуски.Угощение делилось на пять частей, пятую часть помещали на открытое место возле Священного Огня, приговаривая:
    «Честные наши родители!
    Вот для вашей души блинок».

    Торжественно везли к капищу на шесте соломенное чучело Марены. Все стояли вдоль дороги, кланялсь в пояс и величали Марену Свароговну:
    «Приезжай ты к нам
    На широк двор:
    На горах покататься,
    В блинах поваляться,
    Сердцем потешаться.
    Масленица - красная краса, русая коса,
    Тридцати братьев сестра,
    Сорока бабушек внучка,
    Трёх матерей дочка, кветочка,
    Ягодка, перепёлочка».
    Угощение блинами

    Начинали угощать друг друга блинами. Первый блин комам (Ком — медведь, отсюда же «команика» — медвежья ягода, она же ежевика, снобориха), его относили в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса — великому Медовому зверю кому...После проводили зачин. Возжигали Огонь. Славили богов и предков, весь Славянский род. Посолонь закручивали хоровод, одевши хари, дабы не узнали злые духи, скоморохи показывали представление, им помогали колоброды:
    «Как на блинной на неделе
    Из трубы блины летели!
    Вы блины, блины, блины,
    Вы блиночки мои…»
    Прыжки через костёр

    Потом все прыгали через костёр (вот при таких прыжках в день весеннего равноденствия и растаяла сказочная Снегурочка в пьесе Островского), а после обязательно умывались снегом или талой водой. Справедливо считалось, что мягкая талая вода придаёт лицу особую свежесть и красоту.Величали молодых, вступивших в брак в течение прошедшего года. Незамужним и неженатым повязывали на руку повязку или верёвку. Чтобы снять её, необходимо было откупиться, принеся с собой на общий стол угощение.

    Всем наливали сурью (название напитка восходит к санскритскому слову "surya" — «cолнце»). Первую чашу сурьи жрица Марены несла к жертвеннику. Жрица Живы выбивала эту чашу, следя за тем, чтобы ни одна капля не попала на жертвенник, ибо тогда вновь похолодает, вернётся Марена:
    «Уходи, Зима холодная!
    Приходи, Лето жаркое!
    Со страдной порой,
    С цветами, с травой!»
    Сжигание Марены

    Затем торжественно сжигали на костре чучело Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи:
    «Марена загорела,
    Всему миру надоела!»

    Опять прыгали через костёр, обращаясь к Семарглу, чтобы он зажёг снега. Катали горящие колеса. Затем прославляли Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца:
    «С горы катись,
    С весной воротись!»
    «Пробуди»

    Затем, вооружившись горящими головнями, шли «будить медведя» (пробуди). В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки, прутья.«Медведь» не просыпался, пока одна из девушек не сядет ему на спину и не попрыгает на нём biggrin . Вот тогда «медведь» начинал пробуждаться. Девушка убегала, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу. Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, затем шел искать свою потерю, опираясь на костыль:
    «Скрипи нога,
    Скрипи липовая!
    И вода-то спит,
    И земля-то спит.
    И по сёлам спят,
    По деревням спят.
    Одна баба не спит,
    На моей коже сидит.
    Мою шёрстку прядёт,
    Моё мясо варит.
    Мою кожу сушит».

    Поймав свою обидчицу, «медведь» тискал её в объятиях медвежьей хваткой. tongue

    После пробудей начинались игрища.Первая игра — городок. Девушки становились на высокое огороженное место (городок). Вооружившись длинными палками, отбивали нападение парней, колотя их нещадно. Парни «на коняшках» пытались ворваться в городок, взять его приступом. Тот, кто первый прорывается в городок, получал право перецеловать всех девушек-защитниц.

    После взятия городка начинался пир горой, а затем остальные масленичные забавы: кулачки, коняшки, качели, лазание на столб за подарком, ручеёк… Обычно Комоедицу праздновали неделю до весеннего равноденствия и неделю после.

    При прощании одаривали друг друга всякими сладкими "заедками" (позднее - пряниками) и говорили:
    «Прости меня, пожалуй,
    Буде в чём виноват перед тобой
    ».

    Прощание заканчивалось поцелуем и низким поклоном.

    Духи великих предков, незримо присутствуя на празднике весеннего равноденствия, радовались вместе со всеми своими потомками-соплеменниками долгожданному наступлению преобладания дня над ночью, окончательному изгнанию надоевшего холода Зимы ласковым теплом Весны и грядущего Лета, славили род Славянский, одобряли, что, следуя изначальной традиции, приходят славяне все вместе на великий Праздник Весны, чтобы соблюсти древний священный Обычай.

    О подробностях славянских языческих религиозных обрядов дохристианских времен, которыми руководили волхвы, нам известно немногое. Попытки реконструировать их, исходя из дошедших до нас исторических документов Западной Европы, Ирландии и Англии об обрядах подобного славянской Комоедице (Весне Священной) западного языческого праздника Бельтайн (тоже весеннего праздника религии друидов), представляются весьма условными и более пригодными для мультфильмов (смотрите прекрасный советский сказочный мультфильм по пьесе Островского и опере Римского-Корсакова «Снегурочка» 1952 года - это мультик о славянской встрече Весны Священной в день весеннего равноденствия и попытка "реконструкции" обычаев праздника Комоедицы).

    В общем, славянский языческий праздник, приуроченный к ежегодному астрономическому событию, проходил всем на радость в потехах и развлечениях. А впереди уже было не за горами и лето красное, особо ценимое в нашем холодном климате. smile

    По материалам сайта http://supercook.ru/

    Открываю Масленицу для себя заново)) smile И ВСЕХ ПОЗДРАВЛЯЮ!

    Прикрепления: 5145407.jpg(81Kb) · 4105040.jpg(53Kb) · 7758994.jpg(665Kb) · 5807498.jpg(137Kb) · 0071911.jpg(109Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    Форум » Древний мир » У истоков религий » Масленица: широкая да разгульная!!!
    Страница 1 из 11
    Поиск:
    © 2008-2013 Карта сайта 24.04.2017, 22:08