Римские граффити - Форум
Колизей - История Древнего мира Колизей - История Древнего мира
Главная Контакты В избранное
    Страница 1 из 11
    Модератор форума: Баст 
    Форум » Древний мир » Римские истории » Римские граффити
    Римские граффити
    БастДата: Среда, 11.08.2010, 17:20 | Сообщение # 1
    Группа: Император
    Сообщений: 3194
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Люди всегда хотят знать новости. И даже в Древнем мире! smile Смотреть на других, рассказывать о себе...Сегодня эту функцию с успехом выполняют средства массовой информации: телевидение, интернет. В Древнем Риме наибольшее распространение получила...ГАЗЕТА! biggrin Конечно, не такая, как мы привыкли- бумажная и с картинками. Но всё же!

    Первые достоверные сведения о подобиях современных газет в античном Риме сообщает историк Светоний (Gaius Suetonius Tranquillus, между 75 и 160). В «Жизни двенадцати цезарей» он упоминает «Acta diurna populi Romani» («Повседневные дела римского народа») — рукописные новостные листки, ставшие обыкновением для жителей Вечного города с легкой руки Юлия Цезаря (Gaius Iulius Caesar, 100–44 до н.э.) в 59 году до н. э. В первую очередь «Дела» публиковали различные правительственные сообщения: указы Сената, донесения наместников провинций, сведения о прибывших иностранных посольствах и т. п.

    До эпохи «Acta diurna» новости в империи передавались устно или в письмах. Классическим примером подобного обмена информацией служит переписка Марка Туллия Цицерона (Marcus Tullius Cicerо, 106–43 до н.э.) с его другом Целием Руфом (Marcus Caelius Rufus, ок. 88–48 до н.э). В 51 году до н. э. Цицерон получил должность наместника Киликии — одной из малоазийских провинций Рима — и был вынужден уехать из столицы империи, дабы исполнить свой гражданский долг. Однако, не желая оставаться в отдаленных землях без верных и свежих сведений о том, каковы дела в сердце империи, Цицерон условился со своим другом Руфом о том, что тот станет его информировать обо всех важных событиях. Римские боги свидетели — Целий Руф старался как мог! Он исправно отправлял в Малую Азию сведения о решениях Сената, тщательно записанные речи эдилов римского магистрата и краткие изложения разговоров на столичном форуме. В столь хлопотном деле Руфу помогал некий грек, который собирал информацию о гладиаторских боях, репертуаре театров и громких судебных процессах.

    В поисках интересных сведений Руф и его помощник регулярно обходили те улицы Рима, где на стенах домов пестрели альбумы (от латинского albus, -a, -um — «белый») — места для частных объявлений-граффити. Большей частью это были коммерческие предложения и реклама, вроде таких:
    Ликтор, консул и актуарий.
    Продается молодой раб. Прекрасно слышит и видит, в пище воздержан и неприхотлив, честен и поведения покорного.
    Полиния, дочь Лентула, сдает в аренду таверну со всей утварью. Кому требуется, пусть придет в дом Лентула и спросит там старшего раба.

    Место под альбум мог предоставлять любой римский гражданин, дом которого имел стены, но, правда, с санкции муниципалитета. Получив же таковую, счастливый обладатель «рекламной площади» должен был только делать положенные взносы в городскую казну да «стричь купоны», устанавливая плату за каждое граффити, в зависимости от его актуальности.

    Назначенную под альбум стену, выходящую на улицу или площадь, тщательно покрывали белой известью, потом разделяли на равные прямоугольники, в каждый из которых можно было вписать углем или краской любой текст, какой требовался. Стоимость места для надписи указывалась тут же, на стене: угольные граффити стоили меньше, чем выполненные яркой краской. На бойких местах плата за надписи, естественно, была выше. С держателем альбума рекламодатели заранее оговаривали срок, в течение которого их объявление было бы доступно для внимания публики. biggrin

    Потом стена снова забеливалась, расчерчивалась и предоставлялась в распоряжение всем, кто хотел донести свою информацию до глаз римских граждан. Наносить граффити где попало, не разрешалось, о чем, словно в насмешку над здравым смыслом, оповещали специальные надписи, начертанные по приказанию городских властей:
    Запрещается наносить надписи здесь. Горе тому, чье имя будет упомянуто здесь. Да не будет ему ни в чем удачи.

    Вторым источником информации для Целия Руфа были уже упомянутые нами «Acta diurna». Их вывешивали на стенах зданий, в которых помещались государственные службы. Сбором сведений для «Дел» и их изданием занимались специальные чиновники — далекие предшественники репортеров и редакторов. В Риме они звались нотариями и актуариями. Их покровительницей считалась Осса — богиня молвы и вестница Зевса.

    В «Делах» непременно сообщалось о самых ярких и актуальных речах, произнесенных в Сенате, а также о судебных разбирательствах. В неофициальных рубриках этой протогазеты публиковались описания разных путешествий, составленные со слов тех, кто прибыл в Рим издалека. Так же большим успехом пользовались известия о театральной жизни, выставках, травлях зверей и гладиаторских боях.

    Помимо общих новостей «Acta diurna» предоставляли информацию о смертях и рождении детей в семьях горожан. Этот раздел был чрезвычайно важен для римской бедноты. Согласно закону Юлия и Папия Поппея (начало I века), за каждое прибавление малообеспеченным семьям полагалось порядочное государственное вознаграждение. Однако таковое выдавалось только в том случае, если о факте рождения «пролетарского» дитяти было официально заявлено в «Acta diurna».

    Не брезговали они и хроникой происшествий, которая давалась сплошным текстом:
    В четвертый день перед апрельскими календами консул Ливиний исполнял свои административные обязанности. В гавань Остию прибыли корабли из африканских колоний. Предводитель разбойников Денисифон, пойманный легатом Лукуллом, по приговору суда был сегодня казнен распятием на кресте. Днем, вскоре после полудня разразилась буря, были молния и гром, и одна из молний ударила в дуб, росший на вершине Велия, расщепив его. А в нижней части улицы, рядом с храмом Януса, в таверне произошла драка, в которой хозяин медведя в шлеме был тяжко изувечен. Народный смотритель рынка Титаний оштрафовал мясников, продававших не освидетельствованное мясо. На деньги штрафа будет воздвигнута капелла при храме богини Теллус. Меняла Авзидий, торгующий в лавке под вывеской «Кимврский щит», сбежал из Рима, унеся с собой значительные суммы денег. Его преследовали и поймали. Деньги, унесенные им, оказались при нем. Претор Фонтей обязал Авзидия немедленно вернуть деньги верителям tongue

    Вскоре после «Повседневных дел» появились и первые «селебрити» — часто упоминаемые персонажи. Например, во времена императора Октавиана Августа (Gaius Iulius Caesar Octavianus, 63 до н.э. – 14 н.э) в Риме бушевала распря между разными кланами любителей театрального искусства. Тогда властителями дум поклонников Мельпомены были два постановщика представлений — Пиллад и Бафил Александрийский. Они «опростили» классическую пантомиму, что очень понравилось публике, валом валившей на их легкие и веселые представления. Но вскоре этот творческий тандем распался из-за расхождений во взглядах на искусство.

    Разрыв между былыми товарищами прошел весьма болезненно, со скандалом и распрей во время дележа общего театрального имущества. Не оставшиеся равнодушными зрители тоже раскололись на два лагеря — «пилладистов» и «бафилитов». Приверженцы этих двух школ вели себя в театре в точности как нынешние футбольные фанаты, и между враждующими группировками возникали настоящие побоища, отраженные хроникерами «Acta diurna», не раз отмечавшими, что дело доходило до крови.

    К стенам, на которых вывешивались «Повседневные дела», неизменно сходились любители свежих новостей, чтобы почитать, обменяться мнением, прокомментировать и дополнить написанное «сведениями из надежных источников». Рядом находили свой заработок частные переписчики, которые по просьбе желающих копировали «Acta diurna» (полностью или выборочно, по желанию заказчика). Так постепенно сложился целый промысел, приносивший порядочные доходы. Некоторые римские семьи даже специально обучали смышленых рабов грамоте, каллиграфии и скорописи, дабы те потом приносили своим хозяевам доход в звонкой монете.

    Популярность списков с римских «Acta diurna» была невероятно велика — они тысячами расходились во все концы громадной империи, опоясывавшей Средиземное море. Позже, подражая столице, в провинциях стали заводить свои «Acta diurna», содержание которых пользовалось ничуть не меньшей популярностью. И так же, как в столице, целые когорты переписчиков располагались у стен с новостями, предлагая свои услуги всем желающим и перенося на папирус или пергамент фрагменты текстов.

    Впрочем, провинция провинции была рознь — одно дело Эфес или Филиппы и совсем другое — Помпеи и Геркуланум: модные и очень дорогие римские «курорты», города удовольствий и развлечений. Оба этих римских полиса, погибшие в ночь с 24 на 25 августа 79 года во время извержения вулкана Везувий, оказались, по сути, законсервированными под слоем пепла. Благодаря этому до нас дошли многие прекрасно сохранившиеся археологические артефакты, дающие информацию о самых различных сторонах жизни древних римлян. Так, удалось точно установить, что катастрофа настигла Помпеи в разгар предвыборной кампании на муниципальные и судебные должности. Определили это именно по граффити помпейских альбумов. Многие из них призывали граждан отдать свои голоса в пользу тех или иных кандидатов. Надо сказать, что под альбумы в Помпеях была отведена целая улица. По распоряжению властей, дабы облегчить поиск нужных граффити, альбумы разделили на три секции: одни стены были заняты известиями о театральных и цирковых представлениях, другие отводились под рекламу разных коммерческих услуг, а третьи — отдали политикам.

    За шесть дней до апрельских ид и накануне в помпейском цирке будут сражаться двадцать пар гладиаторов. Так же в эти дни будет представлена охота по всем правилам. В дни представлений над ареной и трибунами будет натянут навес, —
    сообщала одна из цирковых реклам.

    Прохожий! Пройди до двенадцатой башни. Там Скрипус держит винный погребок. Загляни туда. До встречи, —
    коварной сиреной манил к себе душевный кабатчик, подкрепляя этот призыв стишками, смысл которых сводился к тому, что в его заведении сможет промочить горло даже тот, кто имеет всего только один асс, за пару ассов посетитель получит хорошую выпивку, а за четыре — может потребовать чашу лучшего фалернского вина.

    Рыбаки! Выбирайте эдилом Попидия Руфа!
    Прошу чтобы вы сделали эдилом Модеста!

    пестрел лозунгами политический раздел. Там же один из претендентов утверждал:
    Я буду честно заботиться о городской казне.

    Помпейские дамы, лишенные, как и в остальной империи, права голоса, но не оставшиеся в стороне от азарта предвыборной лихорадки — некие Статия и Петрония — считавшие, что лучшим избранником будет некий Казелий, в настенной надписи свое мнение формулировали так:
    Может ли когда-нибудь отыскаться гражданин, ещё более достойный должности эдила, нежели Казелий! Он будет отличным эдилом: даст великолепные праздники. biggrin

    Улица Изобилия. Помпеи. Фрагмент стены.
    В политической активности помпейским матронам не уступали и девицы из домов терпимости, которых в городе было немало. Правда, свои имена они скрывали, но зато их прозвища были известны всем, и на стене одного из «веселых домов» осталась надпись: «Маленькое сердечко предпочитает Клавдия». Такие бесплатные рекламы на «собственных» стенах были щедрым пожертвованием в пользу кандидата. А вот один из самых дорогих альбумов принадлежал популярному кондитеру и булочнику Генелию Инфанцию. Посетителей в его лавке всегда было хоть отбавляй, соответственно, граффити на ее стенах попадались на глаза очень многим, а потому и цена рекламного места у Инфанция была весьма кусачей.

    Но прошло несколько веков, и Римская империя впала в состояние перманентного кризиса — состояние, когда средства массовой информации раздражают власть предержащую, как быка — красная тряпка. Последние сведения о существовании рукописных листов с известиями и объявлениями относятся ко временам правления императора Проба (Marcus Aurelius Probus, 232–282). А после перенесения столицы империи в Византий (395) исчезли и альбумы. Вновь настало время устных новостей и сплетен.

    Для их сбора в каждом богатом городском семействе держали специального слугу — ловкого паренька с хорошей памятью и наблюдательностью, умеющего к тому же занимательно рассказывать. Этот слуга должен был с утра пораньше идти в город, прежде всего на рыночную площадь, где собиралось много всякого люда, и каждый был не прочь почесать языком. Собиратели новостей чутко прислушивались к болтовне лакеев, дворецких, кухарок и прачек, служивших в богатых домах. О том, что творится в окрестностях, такие посыльные узнавали от крестьян, привозивших в город сельские товары. А о том, чем живут далекие земли, — от приезжих купцов и их приказчиков.

    Бумажные средства массовой информации в Европе вновь появились только во второй половине XV века: к этому времени был освоен способ производства дешевой бумаги и печатный пресс, позволяющий быстро делать много копий. Но должно было пройти еще полтора века, чтобы они стали похожими на привычные нам.
    По материалам журнала "ВОКРУГ СВЕТА"
    Стена в Помпеях


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    РимскийДата: Среда, 11.08.2010, 18:44 | Сообщение # 2
    Группа: Император
    Сообщений: 831
    Награды: 7
    Статус: Offline
    Интересный материал! thumbup
    Реклама супер! biggrin Вот эта..
    Quote (Баст)
    Прохожий! Пройди до двенадцатой башни. Там Скрипус держит винный погребок. Загляни туда. До встречи,

    beer
    или эта..
    Quote (Баст)
    Продается молодой раб. Прекрасно слышит и видит, в пище воздержан и неприхотлив, честен и поведения покорного.

    biggrin


     
    БастДата: Пятница, 15.04.2011, 21:56 | Сообщение # 3
    Группа: Император
    Сообщений: 3194
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Quote (Баст)
    Их покровительницей считалась Осса — богиня молвы и вестница Зевса.

    Осса (Όσσα), в греческом мифотворчестве вестница Зевса (Όσσα Διός άγγελος), богиня молвы и сказаний; Вергилий называет ее дочерью земли, сестрой Энкелада и Кея; Овидий говорит, что она жила во дворце, построенном из звучащей меди и расположенном между морем, землей и небом, на рубеже трех царств природы, откуда видно все и куда долетал всякий звук.

    Обычно Осса быстро приносит людям известия от Зевса; например, Осса побудила ахейцев под Троей собраться на военный совет (Гомер, Илиада, II 93). На Итаке разнесла слух о гибели женихов Пенелопы, а Телемаxy Осса принесла весть о его отце Одиссее (Гомер, XXIV 413-415; I 281-283; II 216). Аналогичные функции имела Фама (Φήμη). В трагедиях Софокла Фама — молва, божественный голос, "дитя золотой надежды". Собственно, Осса, в греческой мифологии персонификация молвы; этимология этого слова связана с санскритским словом vak, в дальнейшем перешедшим в латинское vox — голос.
    Прикрепления: 5742431.jpg(38Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    РимскийДата: Среда, 23.05.2012, 22:55 | Сообщение # 4
    Группа: Император
    Сообщений: 831
    Награды: 7
    Статус: Offline
    Расшифрованы древнеримские образчики чёрной магии
    Селиа Санчес Наталиас из Сарагосского университета (Испания) расшифровал две надписи с проклятиями в адрес римлян, живших около 1 600 лет назад.
    Свинцовые таблички были приобретены археологическим музеем итальянской Болоньи в конце XIX века и обнаружены исследователем в 2009 году.
    Тексту на латинском и греческом языках с призывами богини колдовства Гекаты сопутствуют изображения божества со змеями вместо волос. Надписи созданы двумя разными людьми, жившими в эпоху заката Римской империи.
    Одной из жертв должен был стать римский сенатор Фист, другой — ветеринар Порселло. Имя последнего немало повеселило учёного, ведь в переводе с латыни оно означает «Свин». Но специалист уверен, что это не прозвище, ведь иначе проклятие не сработало бы. Кто именно проклинал и почему, непонятно. «Уничтожь, раздави, убей, задуши Порселло и его жену Мауриллу. Их душу, сердце, ягодицы, печень...» Изображён и сам Порселло, словно мумифицированный, со скрещёнными на груди руками (как у божества), его имя написано на обеих руках.

    Проклятия в адрес Порселло. Сам ветеринар изображён лежащим в нижней части таблички, его руки скрещены, как у Гекаты. (Здесь и ниже фото Museo Archeologico Civico di Bologna.)

    Г-н Санчес Наталиас отмечает, что изображение божества и проклинаемого в одинаковой позе имело огромное значение для чёрной магии. Тем самым оба связывались одним и тем же заклятьем.

    Что касается Фиста, то тут ещё интереснее. В сенате заседали самые богатые и влиятельные римляне, но при императорах этот орган потерял своё значение, уступив армии и бюрократии. И всё же Фист обладал каким-то могуществом, раз его так ненавидели. Слово «раздавить» употреблено четыре раза. «Да будет Фист обескровлен, пусть зачахнет, утонет, пусть все его члены растворятся...»
    источник
    Прикрепления: 1833924.jpg(325Kb) · 7167710.jpg(140Kb)


     
    БастДата: Пятница, 05.09.2014, 19:25 | Сообщение # 5
    Группа: Император
    Сообщений: 3194
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Посмеялась biggrin

    В Древнем Риме обожали острить до последней минуты, находя повод для шуток и в собственной смерти. В I век д. н.э. народ заказывал на собственные надгробия эпитафии, немыслимые для современного человека:

    Секст Перпенна Фирма, из Сергиевой трибы: Я жил, пока хотел. Как умер, не помню

    Луций Анний Октавиан, человек наилучший, здесь погребён: Жизнь — это благо и зло, а Смерть - ни то, ни другое. Если умён, рассуди: в чём облегчение нам?

    Тит Цессоний, сын Квинта, ветеран V Галльского легиона: Жил покуда, пил я вволю. Пейте, кто остался жив!

    Марк Антоний Нигр, ветеран-гладиатор, в гладиаторских боях 18 (!) лет, жене Флавии Диогениде: Jacet. Tacet. Placet — Лежит. Молчит.

    Оригинальные люди))


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Понедельник, 27.04.2015, 18:50 | Сообщение # 6
    Группа: Император
    Сообщений: 3194
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Исследователи из Университета Валенсии изучают народный латинский язык римской Испании с помощью граффити (процарапанных надписей) на терра сигиллата – столовой посуде. Принципы работы изложены в публикации в журнале Lucentum: Anales de la Universidad de Alicante.

    «Исследование фокусируется на словах, написанных на поверхности фрагментов этой повседневной керамики. Они могут предоставить лингвистическую информацию, в том числе региональную и этнологическую», поясняет один из
    авторов работы, профессор из Университета Валенсии, Хосеп Монтесинос (Josep Montesinos). Терра сигиллата изготавливалась в формах и иногда на ней оттискивали изображения и орнаменты. Такую керамику выпускали с I в. до н.э. до III в. н.э. в Италии, Галлиии и Испании. На обломках этой посуды часто сохраняются граффити, сделанные её владельцами или «пользователями».


    Иногда это простые пометки, но время от времени граффити имеют смысл – они рассказывают об изготовлении или распространении керамики, или содержат другие сведения: имена собственные, разговорные выражения.
    Такие надписи дают исследователям шанс познакомиться с живым языком, народной латынью, которая значительно отличалась от литературного языка. А через народную латынь исследователи получают доступ к традициям и обычаям римской Испании. Украшения на фрагментах керамики также представляет собой отражение верований, обычаев и традиций. В действительности, по мнению авторов, иконография позволяет понять контекст пространства, времени и мировоззрения любого общества. Исследователи намерены опираться в своей работе не только на иконографию и типологию керамики, но и на сведения о торговых потоках, и на контекст находок.
    Прикрепления: 5989614.jpg(45Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Среда, 24.06.2015, 09:22 | Сообщение # 7
    Группа: Император
    Сообщений: 3194
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Исследователи открыли и расшифровали сотни граффити – рисунков и слов, процарапанных в древнем городе Афродисиас. Рисунки горожан показывают, какой была жизнь более полутора тысяч лет назад.

    Граффити затрагивают многие аспекты городской жизни, в том числе, гладиаторские бои, гонки на колесницах и религиозное соперничество. Они датируются римским и византийским временем. «Сотни граффити, процарапанных или вырезанных на камне, сохранились в Афродисиасе. Это больше, чем в большинстве других городов Римского Востока (область, которая включала Грецию и часть Ближнего Востока)», – рассказал Ангелос Ханиотис (Angelos Chaniotis), профессор из Института перспективных исследований (Нью-Джерси, США) во
    время недавней лекции в Королевском музее Онтарио (Канада).

    «Граффити – это плод моментов, часто – порождения ночи, процарапанные людьми весёлыми, возбуждёнными, взволнованными, возможно, пьяными. Вот почему их так сложно интерпретировать», – пояснил профессор. Однако именно поэтому граффити и очень ценны. «Они представляют собой записи голосов и чувств в камне», – полагает Ангелос Ханиотис.


    Среди рисунков в Афродисиасе – множество изображений гладиаторов. Хотя город и был частью Римской империи, его жители говорили в основном на греческом. Граффити являются доказательством того, что грекоязычные
    горожане восприняли этот типично римский способ развлечения. Одни из самых интересных граффити, изображающих гладиаторов, были найдены на городском стадионе, где проходили бои. Рисунки показывают бои между ретиарием (гладиатора с трезубцем и сетью) и секутором (с мечом и щитом). Одна сцена изображает ретиария-победителя, который держит трезубец над своей головой, указывая на раненого секутора. Рядом находится другая сцена: секутор преследует убегающего ретиария. Ещё одно граффити показывает бой между этими гладиаторами и судью. «Вероятно, зритель зарисовал сцены, которые увидел на арене», – отметил профессор.

    Ещё один популярный в Афродисиасе сюжет граффити – «гонки» колесниц. Судя по рисункам, в городе было три колесничных «клуба». Любители таких состязаний часто вырезали граффити на территории южного городского
    рынка, частью которого был парк с бассейном и портиками. В числе надписей – хвастливые сообщения после победы «клуба» и стенания, после поражения. «Победа для красных», – гласит одна из надписей. «Плохие годы для зелёных», – говорится в других. «Фортуна на стороне синих», – отмечают «фанаты» другой команды.


    Есть также граффити, показывающие религиозное многообразие жизни Афродисиаса. В городе были христианская и иудейская община, а также сторонники политеистических верований. Граффити было одним из способов выражения религиозных чувств. Так, на статуе чиновника, придерживающегося языческого мировоззрения, какой-то христианин процарапал аббревиатуру, которая означает: «Мария родила Иисуса». Тем
    самым горожанин как бы вступил в спор с чиновником. Сторонники политеизма отвечали христианам тем же способом. «В ответ на христианский крест последователи старой религии вырезали свой символ, обоюдоострый топор», – рассказал Ангелос Ханиотис. Он добавил, что такой топор был символом Зевса Карийского и чеканился на монетах Афродисиаса.

    Присутствие иудеев также заметно по граффити. Торговцы евреи переделали в магазины заброшенный храмовый комплекс Себастейон. Там, в частности, было обнаружено изображение меноры (семисвечника), возможно, одно из самых ранних в этом регионе.


    Большинство граффити датируется периодом между 350 и 500 годами н.э. Их число уменьшилось примерно в то же время, когда Юстиниан стал императором Византии (527 г. н.э.). Во время своего правления он ограничил или запретил языческие и иудейские ритуалы. Афродисиас, который был назван в честь богини любви, переименовали в Стаурополис. Языческие и иудейские изображения, в том числе некоторые граффити, были уничтожены.

    Но поскольку город был оставлен населением в VII в., многие рисунки сохранились. «Через граффити превратившиеся в камень голоса и чувства Афродисиаса доходят до нас, и они всё ещё имеют значение», – заключил Ангелос Ханиотис.
    Прикрепления: 2940898.jpg(80Kb) · 1588594.jpg(119Kb) · 9316438.jpg(110Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    Форум » Древний мир » Римские истории » Римские граффити
    Страница 1 из 11
    Поиск:
    © 2008-2013 Карта сайта 10.12.2016, 06:06