Quote (Баст)
Что так влекло людей в эту область? Почему города там строились так часто и продолжали развиваться на протяжении многих лет?...Интересно! Тему буду продолжать, исследуя историю этих городов.
Я тебе немного помогу Если ты не против. Интересная информация о Бактрии.
Бактрия представляет собой равнинную страну в среднем течении Амударьи. Границами Бактрии на севере являются отроги Памира, на юге - Гиндукуш. Сердцем Бактрии был обширный оазис в пустынной дельте одной из рек, стекающих с отрогов Гиндукуша. Центром оазиса был город Бактры (или Бактр/Балх), давший название всей стране. Одно время, главным образом в среде западно-европейских ученых, появилась тенденция отождествлять с Бактрией географический регион, северной границей которого была бы река Амударья. Однако этот "кабинетный" вывод не имеет никакого отношения к исторической реальности. Проводившиеся в 50-80 гг. XX в. масштабные археологические исследования на территории Сурхандарьинской области Узбекистана и южных областей Таджикистана позволили опровергнуть этот тезис, установив единство материальной культуры регионов лево- и правобережья Амударьи. Удалось открыть и исследовать синхронные памятники начиная с бронзового века, иллюстрирующие идентичность культурного развития территории в обозримых исторических эпохах.
Бактрию отличает выгодное географическое положение на перекрестке путей с севера на юг (из Великой степи в Индию и к побережью Океана) и с запада на восток (из стран Средиземноморья в Китай). Такое положение, наряду со сказочным плодородием края (Страбон:"...в Бактрии зерна размером с наши колосья"), позволило занять Бактрии видное место в истории с незапамятных времен. Согласно исследованиям Н.И.Вавилова, Бактрия является родиной многих культурных растений, в том числе - пшеницы. Вот почему люди селились в этом районе
В благодатных землях горной страны, окружённой иранской пустыней в VII веке до н. э. проповедовал пророк Заратустра (Зороастр), там же у него появились первые последователи. Священный язык, на котором была написана «Авеста», каноническая книга зороастризма, был позже назван древнебактрийским. Римская историческая наука, использовавшая много неизвестных ныне источников, отмечала особое значение народов Скифии в формировании азиатских государств. Марк Юниан Юстин в III в. н.э. излагал историю Помпея Трога 9 года н.э. с утверждением: "Рассказ о подвигах скифов, которые были достаточно велики и важны, следует вести с самого их происхождения: начало их истории было не менее славно, чем их владычество ...; сами они были родоначальниками парфян и бактрийцев, а жены их основали царство амазонок...
Скифское племя всегда считалось самым древним...". Это позволяет относить первые волны вторжений на земли Парфии и Бактрии из Скифии к 4 - 3 тыс. до н.э., что соответствует ряду представлений об этногенетике (гаплогруппы) здешних народов, о времени исхода индоевропейцев, включая и индоиранцев, на юг. Путем Арсака (условно «Рысака»),основателя Аршакидов и Парфии, скифы выходили в этот регион многократно, даже если вести счет от Прототея (Бартатуа; Партатуа (Бартатуа, у Геродота Прототий) - царь скифов в VII веке до н.э. во время походов в Переднюю Азию. Возглавил скифов после гибели Ишпакая около 675 года до н.э. Известен преимущественно по ассирийским клинописным текстам.) и Мадия(Предположительно Партатуа правил до середины VII века до н.э. Во второй половине того же столетия наиболее знаменит скифский царь Мадий, сын Партатуа (Прототия).
А вот уже реальная более менее современная история о Бактрии
Как-то в мае 1880 года капитан Бертон, один из английских резидентов в Южном Афганистане, был потревожен у себя в лагере неожиданным шумом. Слуга бухарского купца, еле живой, добрался до резиденции Бертона и рассказал, что его хозяин и двое других купцов, шедших караваном через Кабул и Пешавар к Равалпинди, в Индию, с грузом золота, были ограблены и убиты. Сам слуга, незамеченный, чудом избежал той же участи, ускользнув от злодеев. В последний миг он слышал: грабители собирались направиться в урочище Карагач, чтобы там, в его темных пещерах, без помехи поделить ниспосланную небом добычу.
Капитан Бертон не стал терять времени, которое на сей раз могло оказаться поистине «золотым». С двумя ординарцами он направился к указанному глухому месту. Ему повезло: к полуночи, под покровом темноты, он как снег на голову свалился на разбойников.
Если судить по воспоминаниям самого капитана, позже опубликованным, картина, открывшаяся ему, была выдержана совершенно в духе сказок из «Тысячи и одной ночи». В темной пещере, озаряемые только зловещим светом костра, грабители возбужденно делили добычу. По всему было видно, что перед дележом они подрались: четверо из них, раненые, скрипя зубами от ярости, валялись на земле. Другие, не обращая на них внимания, продолжали драться и проклинать друг друга. На полу пещеры были грудой навалены кожаные торбы, по которым было уже разложено золото для укладки во вьюки.
Бертон захватил бандитов врасплох: увидев трех до зубов вооруженных англичан, они растерялись. Состоялись короткие переговоры, и похищенные ценности «перешли в руки закона». Пересидев темноту где-то в укромном месте, капитан, дождавшись рассвета, прибыл в свой лагерь.
Англичанин скоро сообразил, что отобрал далеко не все, и быстро сформировал новый отряд, чтобы пуститься в погоню. В результате предпринятых действий в руках англичан оказалось три четверти всего бухарского золота. Что же до недостающей четверти, то она либо «разошлась на утруску», т. е. на раздачу бакшиша местным властям, либо же разбойники упрятали ее в столь надежном месте, что всякий ее след утерялся.
Некоторое время спустя после этих событий перед Бертоном неожиданно предстали три почтенных купца. Нет, они не были убиты и не заблудились в диких горах. Натерпевшись страху, они таки добрались до жилья и английского лагеря. Сокровище было тотчас же вручено им. Там было много чего: золотое и серебряное оружие прекрасной чеканной работы, золотые чаши, статуэтки из серебра и золота, массивные украшения - пряжки и перстни, и многое другое. По словам купцов, все эти вещи были ранее найдены возле Кобадиана на берегу Амударьи, как раз против устья Кундуза. «В тех местах, - рассказывал один из торговцев, - есть древний город, лежащий в развалинах. Дарья затопляет его большую часть года, но в засушливое время она пересыхает. Люди пробираются тогда к развалинам и, по дозволению Аллаха, находя в земле различные ценности, продают их кому вздумается. Мы решили потратить на них свои наличные деньги, ибо боялись везти с собой звонкую монету».
Ведя свое повествование, купец обратил внимание на то, что Бертон не сводит глаз с золотого браслета, чья дужка выглядывала из мешка. Эта вещь тут же перешла в собственность капитана. Надо отдать ему должное - позже великолепное украшение заняло достойное место в музейной экспозиции.
Пережив с восточным спокойствием свои потери, три добрых купца отправились дальше и благополучно продали все, что везли в Равалпинди. Прошло несколько лет до того дня, как просвещенные коллекционеры, любители редкостей, англичане Александр Кэннингхем и Э.У. Фрэнк, проявив чудеса изобретательности, сумели скупить практически все содержимое бухарского товара. Все вновь приобретенные предметы древних мастеров сосредоточились в Лондонском королевском музее: золотые и серебряные гуси, козлы, рыбы, сделанные так искусно, что на самых крошечных из них видны каждое перышко, каждая чешуйка. Некоторые фигурки напоминают своей фантастичностью скифские звериные статуэтки и украшения; такова, например, крошечная - 3, 35 сантиметра - золотая змейка с огромной птичьей головой; на конце ее тельца пять отверстий, видимо, для того, чтобы можно было подвесить это украшение.
Великолепна также маленькая золотая колесница. В нее впряжены четыре лошади; возница стоит, важный господин сидит в ней. Все разукрашено богатой резьбой, всюду золотые кружева, шарики. На сидящем - длинное платье, на голове шапка с золотой ленточкой. На вознице тоже шапка и короткая туника с поясом. Среди сокровищ амударьинского клада есть и другие колесницы. Все они - ценнейшие произведения искусства. Всего 177 различных украшений и 1300 монет попали после всевозможных злоключений в руки ученых и стали доступны всем для обозрения.
Английский искусствовед О. Дальтон, изучив замечательное собрание, описал его в солидном труде, озаглавленном «Амударьинский клад». Книга вышла в Лондоне в начале прошлого века. А спустя еще несколько десятилетий о кладе вдруг заговорили археологи Советского Союза... Начиная с 1950 года в один из примечательных уголков Средней Азии - узкую долину, по которой, сбегая с Кара-Тегинских и Гиссарских гор, река Кафирниган спешит слиться с Амударьей, повадились археологи из Таджикской экспедиции.
Это и понятно, ибо здесь, на городище Шаартуз, стояли почти нетронутые руины Калаи-мир - «эмирской крепости», а Шаартуз и есть тот Кобадиан восьмидесятых годов XIX века, в котором три бухарских купца приобрели вещи амударьинского клада. Однако, несмотря на ценные с точки зрения ученых находки вроде глиняной утвари, статуэток, монет и стеклянных украшений, ничего подобного ранее найденным сокровищам более не обнаружено.
Тем не менее район археологических изысканий был достаточно широк. Особенное внимание ученых привлекала гряда холмов, лежащая в пустынной местности в отрогах хребта Копет-Даг. Здесь, как свидетельствуют исторические источники, находились развалины одного из самых древних городов - Алтын-депе, что означает «Золотой холм».
Постепенно из-под толщи песка был «извлечен» целый город. Отрыты крепостные стены, башни, выявлено расположение кварталов города.
Центром Алтын-депе был монументальный культовый комплекс с четырехступенчатой башней. В него входил дом главного жреца и гробница жрицы. При раскопках в гробнице найдены не только сосуды из глины и камня, но многочисленные золотые и лазоревые бусы, кольца, браслеты, терракотовые статуэтки, а также золотая голова быка со вставкой на лбу из бирюзы в форме лунного диска. На некоторых изделиях имелись четко обозначенные знаки, напоминающие письменность шумерийцев.
Весь храмовый комплекс был посвящен богу Луны, который в древней мифологии Месопотамии представляется в образе быка огненного цвета. Эти замечательные открытия свидетельствовали о связи городской культуры Алтын-депе с высокой цивилизацией государства Шумер.
Другая линия культурных связей вела в долину Инда, к городам и поселениям Хараппской цивилизации. На Алтын-депе среди вещей, положенных в богатые могилы, и в составе кладов ценных предметов, замурованных в стены, были найдены хараппские изделия из слоновой кости. Выяснилось, что население покинуло город примерно в середине II века до н. э. Причины, заставившие жителей переселиться в какие-то иные места, вероятней всего стали набеги кочевых племен. Именно в это время от нашествия варваров пало крупное государство Средней Азии Бактрия и едва не погибла Парфия. Пески пустыни надолго скрыли от людей руины древних городов.