Как много городов мира соперничают за звание САМЫЙ ДРЕВНИЙ ГОРОД НА ЗЕМЛЕ. Непременным условием этого соревнования является его непрерывная заселенность в течение приличного промежутка времени. Как мудро и умело должны были выбрать место и построить город первопоселенцы, чтобы он понравился всем и продолжал радовать и привлекать людей тысячелетиями- загадка. Вот список самых древних городов нашей планеты.
Мечеть Омеядов в Дамаске Дамаск Левант Сирия Медный век Раскопки в предместье Тель-Рамад показывают, что Дамаск был населен уже в 8 — 10 тысячелетиях до н. э. Однако он не был важным городом до нашествия арамеев около 1400 г до н. э.
Иерихон Левант Западный берег реки Иордан Медный век (не позже 3000 г до н. э.) Следы обитаемости с 9 тысячелетия до н. э.Древнейшие городские укрепления построены не позднее 6800 г до н. э. Город был несколько раз оставлен его жителями, после чего отстраивался заново.Посмотреть можно здесь.
Библ Левант Ливан Медный век (ок. 5000 г до н. э.). Был населен уже в неолите, с 7 тысячелетия до н. э., стал городом с 3 тысячелетия до н. э. Считался древнейшим городом в античном мире.
Гробница пророка Даниила в Сузах Иран. Сузы Элам Хузестан, Иран Медный век (ок. 4200 г до н. э.) дата оспаривается Был населен ок. 5500 г до н. э
Сидон Левант Ливан 4000 г до н. э.Возможно, был населен в 6 — 4 тысячелетиях до н. э.
Файюм (греч. Крокодилополь) Египет Египет ок. 4000 г до н. э.
Пловдив Фракия Болгария ок. 4000 г до н. э.
Газиантеп, Турция Газиантеп Анатолия Турция ок. 3650 г до н. э. (дата оспаривается)
Бейрут Левант Ливан 3000 г до н. э.
Иерусалим Левант Израиль 2800 г до н. э. Про Иерусалим у нас вообще целая подборка тем на форуме- здесь.
Тир Левант Ливан 2750 г до н. э.
Эрбиль Месопотамия Курдистан, Ирак не позднее 2300 г до н. э.
Киркук, Ирак Киркук (Аррафа) Месопотамия Ирак 3000 — 2200 г до н. э.
Тель-Авив (Яффа) Левант Израиль ок. 2000 г до н. э. -Ранние поселения с 7500 г до н. э.
Алеппо Левант Сирия ок. 2000 г до н. э.-Ранние поселения с 5000 г до н. э.
Мантуя Долина реки По Ломбардия, Италия ок. 2000 г до н. э. -Стал городом этрусков в VI в. до н. э.
Балх (Бактра) Бактрия Афганистан ок. 1500 г до н. э. -Одно из древнейших поселений региона
Фивы Древняя Греция Беотия, Греция ок. 1400 г до н. э.- Микенская цивилизация
Афины ,Древняя Греция ,Аттика, Греция ок. 1400 г до н. э. -Микенская цивилизация
В списке 19 городов, из них 9- расположены в области Левант. Что это за место? Левант (от древ. фр. Soleil levant — «восход солнца») — общее название стран восточной части Средиземного моря (Сирия, Ливан, Палестина, Израиль, Иордания, Египет, Турция и др.), в более узком смысле — Сирии, Палестины, Израиля и Ливана. Арабы издревле называют эту территорию «Машрик», евреи — «Шам» (или «Шаам»). Что так влекло людей в эту область? Почему города там строились так часто и продолжали развиваться на протяжении многих лет?...Интересно! Тему буду продолжать, исследуя историю этих городов.
Что так влекло людей в эту область? Почему города там строились так часто и продолжали развиваться на протяжении многих лет?...Интересно! Тему буду продолжать, исследуя историю этих городов.
Я тебе немного помогу Если ты не против. Интересная информация о Бактрии.
Бактрия представляет собой равнинную страну в среднем течении Амударьи. Границами Бактрии на севере являются отроги Памира, на юге - Гиндукуш. Сердцем Бактрии был обширный оазис в пустынной дельте одной из рек, стекающих с отрогов Гиндукуша. Центром оазиса был город Бактры (или Бактр/Балх), давший название всей стране. Одно время, главным образом в среде западно-европейских ученых, появилась тенденция отождествлять с Бактрией географический регион, северной границей которого была бы река Амударья. Однако этот "кабинетный" вывод не имеет никакого отношения к исторической реальности. Проводившиеся в 50-80 гг. XX в. масштабные археологические исследования на территории Сурхандарьинской области Узбекистана и южных областей Таджикистана позволили опровергнуть этот тезис, установив единство материальной культуры регионов лево- и правобережья Амударьи. Удалось открыть и исследовать синхронные памятники начиная с бронзового века, иллюстрирующие идентичность культурного развития территории в обозримых исторических эпохах.
Бактрию отличает выгодное географическое положение на перекрестке путей с севера на юг (из Великой степи в Индию и к побережью Океана) и с запада на восток (из стран Средиземноморья в Китай). Такое положение, наряду со сказочным плодородием края (Страбон:"...в Бактрии зерна размером с наши колосья"), позволило занять Бактрии видное место в истории с незапамятных времен. Согласно исследованиям Н.И.Вавилова, Бактрия является родиной многих культурных растений, в том числе - пшеницы. Вот почему люди селились в этом районе
В благодатных землях горной страны, окружённой иранской пустыней в VII веке до н. э. проповедовал пророк Заратустра (Зороастр), там же у него появились первые последователи. Священный язык, на котором была написана «Авеста», каноническая книга зороастризма, был позже назван древнебактрийским. Римская историческая наука, использовавшая много неизвестных ныне источников, отмечала особое значение народов Скифии в формировании азиатских государств. Марк Юниан Юстин в III в. н.э. излагал историю Помпея Трога 9 года н.э. с утверждением: "Рассказ о подвигах скифов, которые были достаточно велики и важны, следует вести с самого их происхождения: начало их истории было не менее славно, чем их владычество ...; сами они были родоначальниками парфян и бактрийцев, а жены их основали царство амазонок...
Скифское племя всегда считалось самым древним...". Это позволяет относить первые волны вторжений на земли Парфии и Бактрии из Скифии к 4 - 3 тыс. до н.э., что соответствует ряду представлений об этногенетике (гаплогруппы) здешних народов, о времени исхода индоевропейцев, включая и индоиранцев, на юг. Путем Арсака (условно «Рысака»),основателя Аршакидов и Парфии, скифы выходили в этот регион многократно, даже если вести счет от Прототея (Бартатуа; Партатуа (Бартатуа, у Геродота Прототий) - царь скифов в VII веке до н.э. во время походов в Переднюю Азию. Возглавил скифов после гибели Ишпакая около 675 года до н.э. Известен преимущественно по ассирийским клинописным текстам.) и Мадия(Предположительно Партатуа правил до середины VII века до н.э. Во второй половине того же столетия наиболее знаменит скифский царь Мадий, сын Партатуа (Прототия).
А вот уже реальная более менее современная история о Бактрии Как-то в мае 1880 года капитан Бертон, один из английских резидентов в Южном Афганистане, был потревожен у себя в лагере неожиданным шумом. Слуга бухарского купца, еле живой, добрался до резиденции Бертона и рассказал, что его хозяин и двое других купцов, шедших караваном через Кабул и Пешавар к Равалпинди, в Индию, с грузом золота, были ограблены и убиты. Сам слуга, незамеченный, чудом избежал той же участи, ускользнув от злодеев. В последний миг он слышал: грабители собирались направиться в урочище Карагач, чтобы там, в его темных пещерах, без помехи поделить ниспосланную небом добычу.
Капитан Бертон не стал терять времени, которое на сей раз могло оказаться поистине «золотым». С двумя ординарцами он направился к указанному глухому месту. Ему повезло: к полуночи, под покровом темноты, он как снег на голову свалился на разбойников.
Если судить по воспоминаниям самого капитана, позже опубликованным, картина, открывшаяся ему, была выдержана совершенно в духе сказок из «Тысячи и одной ночи». В темной пещере, озаряемые только зловещим светом костра, грабители возбужденно делили добычу. По всему было видно, что перед дележом они подрались: четверо из них, раненые, скрипя зубами от ярости, валялись на земле. Другие, не обращая на них внимания, продолжали драться и проклинать друг друга. На полу пещеры были грудой навалены кожаные торбы, по которым было уже разложено золото для укладки во вьюки.
Бертон захватил бандитов врасплох: увидев трех до зубов вооруженных англичан, они растерялись. Состоялись короткие переговоры, и похищенные ценности «перешли в руки закона». Пересидев темноту где-то в укромном месте, капитан, дождавшись рассвета, прибыл в свой лагерь.
Англичанин скоро сообразил, что отобрал далеко не все, и быстро сформировал новый отряд, чтобы пуститься в погоню. В результате предпринятых действий в руках англичан оказалось три четверти всего бухарского золота. Что же до недостающей четверти, то она либо «разошлась на утруску», т. е. на раздачу бакшиша местным властям, либо же разбойники упрятали ее в столь надежном месте, что всякий ее след утерялся.
Некоторое время спустя после этих событий перед Бертоном неожиданно предстали три почтенных купца. Нет, они не были убиты и не заблудились в диких горах. Натерпевшись страху, они таки добрались до жилья и английского лагеря. Сокровище было тотчас же вручено им. Там было много чего: золотое и серебряное оружие прекрасной чеканной работы, золотые чаши, статуэтки из серебра и золота, массивные украшения - пряжки и перстни, и многое другое. По словам купцов, все эти вещи были ранее найдены возле Кобадиана на берегу Амударьи, как раз против устья Кундуза. «В тех местах, - рассказывал один из торговцев, - есть древний город, лежащий в развалинах. Дарья затопляет его большую часть года, но в засушливое время она пересыхает. Люди пробираются тогда к развалинам и, по дозволению Аллаха, находя в земле различные ценности, продают их кому вздумается. Мы решили потратить на них свои наличные деньги, ибо боялись везти с собой звонкую монету».
Ведя свое повествование, купец обратил внимание на то, что Бертон не сводит глаз с золотого браслета, чья дужка выглядывала из мешка. Эта вещь тут же перешла в собственность капитана. Надо отдать ему должное - позже великолепное украшение заняло достойное место в музейной экспозиции.
Пережив с восточным спокойствием свои потери, три добрых купца отправились дальше и благополучно продали все, что везли в Равалпинди. Прошло несколько лет до того дня, как просвещенные коллекционеры, любители редкостей, англичане Александр Кэннингхем и Э.У. Фрэнк, проявив чудеса изобретательности, сумели скупить практически все содержимое бухарского товара. Все вновь приобретенные предметы древних мастеров сосредоточились в Лондонском королевском музее: золотые и серебряные гуси, козлы, рыбы, сделанные так искусно, что на самых крошечных из них видны каждое перышко, каждая чешуйка. Некоторые фигурки напоминают своей фантастичностью скифские звериные статуэтки и украшения; такова, например, крошечная - 3, 35 сантиметра - золотая змейка с огромной птичьей головой; на конце ее тельца пять отверстий, видимо, для того, чтобы можно было подвесить это украшение.
Великолепна также маленькая золотая колесница. В нее впряжены четыре лошади; возница стоит, важный господин сидит в ней. Все разукрашено богатой резьбой, всюду золотые кружева, шарики. На сидящем - длинное платье, на голове шапка с золотой ленточкой. На вознице тоже шапка и короткая туника с поясом. Среди сокровищ амударьинского клада есть и другие колесницы. Все они - ценнейшие произведения искусства. Всего 177 различных украшений и 1300 монет попали после всевозможных злоключений в руки ученых и стали доступны всем для обозрения.
Английский искусствовед О. Дальтон, изучив замечательное собрание, описал его в солидном труде, озаглавленном «Амударьинский клад». Книга вышла в Лондоне в начале прошлого века. А спустя еще несколько десятилетий о кладе вдруг заговорили археологи Советского Союза... Начиная с 1950 года в один из примечательных уголков Средней Азии - узкую долину, по которой, сбегая с Кара-Тегинских и Гиссарских гор, река Кафирниган спешит слиться с Амударьей, повадились археологи из Таджикской экспедиции.
Это и понятно, ибо здесь, на городище Шаартуз, стояли почти нетронутые руины Калаи-мир - «эмирской крепости», а Шаартуз и есть тот Кобадиан восьмидесятых годов XIX века, в котором три бухарских купца приобрели вещи амударьинского клада. Однако, несмотря на ценные с точки зрения ученых находки вроде глиняной утвари, статуэток, монет и стеклянных украшений, ничего подобного ранее найденным сокровищам более не обнаружено.
Тем не менее район археологических изысканий был достаточно широк. Особенное внимание ученых привлекала гряда холмов, лежащая в пустынной местности в отрогах хребта Копет-Даг. Здесь, как свидетельствуют исторические источники, находились развалины одного из самых древних городов - Алтын-депе, что означает «Золотой холм».
Постепенно из-под толщи песка был «извлечен» целый город. Отрыты крепостные стены, башни, выявлено расположение кварталов города.
Центром Алтын-депе был монументальный культовый комплекс с четырехступенчатой башней. В него входил дом главного жреца и гробница жрицы. При раскопках в гробнице найдены не только сосуды из глины и камня, но многочисленные золотые и лазоревые бусы, кольца, браслеты, терракотовые статуэтки, а также золотая голова быка со вставкой на лбу из бирюзы в форме лунного диска. На некоторых изделиях имелись четко обозначенные знаки, напоминающие письменность шумерийцев.
Весь храмовый комплекс был посвящен богу Луны, который в древней мифологии Месопотамии представляется в образе быка огненного цвета. Эти замечательные открытия свидетельствовали о связи городской культуры Алтын-депе с высокой цивилизацией государства Шумер.
Другая линия культурных связей вела в долину Инда, к городам и поселениям Хараппской цивилизации. На Алтын-депе среди вещей, положенных в богатые могилы, и в составе кладов ценных предметов, замурованных в стены, были найдены хараппские изделия из слоновой кости. Выяснилось, что население покинуло город примерно в середине II века до н. э. Причины, заставившие жителей переселиться в какие-то иные места, вероятней всего стали набеги кочевых племен. Именно в это время от нашествия варваров пало крупное государство Средней Азии Бактрия и едва не погибла Парфия. Пески пустыни надолго скрыли от людей руины древних городов.
Согласно исследованиям Н.И.Вавилова, Бактрия является родиной многих культурных растений, в том числе - пшеницы. Вот почему люди селились в этом районе
Всё просто- где еда, там люди...Значит, место было ОЧЕНЬ хорошее.
Quote (токио)
сами они были родоначальниками парфян и бактрийцев, а жены их основали царство амазонок...
Какое то странное предложение..Они (мужчины)- родоначальники, а жены- амазонки... То есть без жен сами себе.....Или жен так достали, что те ушли.. Здесь надо разбираться.
Золотая монета царя Бактрии Евкратида. Жизнь коротка, искусство вечно.
Баст Они (мужчины) могли положить начало родам и не прибегая к помощи своих жён. Да их наверное там и не было, всё же война. Либо те уже подались в амазонки А "Они" использовали местный генетический материал. Кто то был ранен и остался в тех краях, может кто то просто женился, вот и произошло культурное слияние А может уже эти жёны от них в амазонки сбежали токио
Кто то был ранен и остался в тех краях, может кто то просто женился, вот и произошло культурное слияние
Как все сложно...
Еще в глубокой древности амазонки доказали, что женщины способны воевать не хуже мужчин. Амазонки – девы-воительницы – представляли собой, по-существу, отборные кавалерийские войска. Амазонки отлично владели различным оружием своего времени.
Из литературных источников нам известно, что именем амазонки в греческой мифологии называли народ женщин-воительниц. Для сохранения потомства амазонки вступали в связь с соседними народами, отсылая им детей мужского пола, девочек же оставляли у себя и с детства учили владеть конем и оружием. Девушкам, якобы, выжигали правую грудь, чтобы она не мешала натягиванию лука. Отсюда и произошло название "амазонки", т. е. безгрудые. А отец истории Геродот сообщает, что скифы называли амазонок мужеубийцами.
Геродот рассказывает, в частности, что после того как эллины разгромили амазонок в сражении при реке Термодонт, они взяли пленниц на свои суда. В море пленные амазонки подняли бунт и перебили мужчин. Сойдя на сушу, они занялись грабежами скифов. Те вступили с ними в битву, но затем решили их не убивать, а послали к ним своих юношей, чтобы иметь детей от таких воинственных женщин. По мнению Геродота, от браков скифов с амазонками произошел народ савароматов, женщины которого носят мужскую одежду, ездят верхом на охоту и на войну. Девушки этого народа не выходят замуж, пока не убьют врага.
От античных авторов мы узнаем также, что во время Троянской войны амазонки после смерти Гектора выступили на помощь троянцам, что их царица Пентесилея была убита Ахиллом. Мы можем прочесть и том, что царица амазонок Фалестра посещала Алексадра Македонского, чтобы иметь от него детей.
Кем же были в действительности амазонки? На этот счет существуют разные мнения. В 19 веке некоторые ученые считали, что миф об амазонках представляет собой отзвук реальных событий переходного периода от матриархата к патриархату, другие предполагали, что амазонки - это наемное войско древних германских племен и народов Востока. По мнению ряда современных авторов, все полулегендарные рассказы об амазонках базируются на какой-то реальной основе и свидетельствуют о том, что амазонки являлись эмансипированными женщинами эпохи, когда утвердился патриархат, оставивший женщинам в удел домашнее хозяйство. С этим положением наиболее продвинутые представительницы прекрасного пола не хотели смириться и создали отборное войско, которое своей военной доблестью доказало, что слабый пол в бою отнюдь не слабее сильного пола.
По словам античных писателей, амазонки были отличными наездницами, стрелками из лука, метательницами копья и умело пользовались боевыми топорами. Римский историк Дион Кассий подчеркивает, что амазонки прославились беспримерной храбростью. Поэтому, когда в Риме говорили об известных храбрецах, их сравнивали с амазонками.
Т.А. Скрипник в статье «Амазонки в античной традиции», ссылаясь на античных авторов, пишет, что «амазонки, жившие на реке Термодонт, были единственными из окружающих их народов, которые имели железное оружие и первыми стали ездить верхом. Благодаря своим лошадям они догоняли бегущих врагов неожиданно для последних, сами же оставляли своих преследователей далеко позади... Амазонки были вооружены луком, топором и копьем, имели щиты и котурны. Из шкур диких зверей изготавливали себе шлемы, плащи, пояса».
Н.Н. Непомнящий подчеркивает, что «хладнокровие амазонок вошло в легенду: преследуемые врагами, они без промаха поражали их из лука, полуобернувшись в седле. Особенно же ловко они умели обращаться с двойным топором. Это острое как бритва оружие, а также легонький щит в форме полумесяца стали неизменными атрибутами амазонок на любых изображениях».
Интересные подробности о боевых действиях амазонок можно найти у Т . Кайль в статье «Амазонки...в заволжских степях»: «Амазонки никогда не шли в бой в открытую. На то они и женщины. Их набеги отличались всегда внезапностью и сокрушительной молниеносностью.» Автор приводит слова одного из греческих мудрецов, утверждавшего, что амазонки «мастера метать дротики и добивать противников короткими мечами». В заключение обратимся к энциклопедическому словарю Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Амазонок, читаем мы, изображали в своих произведениях многие замечательные греческие художники и скульпторы древности. В этих произведениях искусства амазонки предстают с сильной, хорошо развитой мускулатурой. Другими словами, это были отлично подготовленные в физическом отношении бойцы, говоря современным языком, войск специального назначения.
Если исходить из того что первые два ТОЛЕДОТ книги Бытия - древнейшее свидетельство, идущее от первого и второго патриархов человечества, то древвнейшим из городов допотопной эпохи, есть город Ханох (Ереду - по одной версии и Кадингирра (Вавилон) по другой).
то древвнейшим из городов допотопной эпохи, есть город Ханох (Ереду - по одной версии и Кадингирра (Вавилон) по другой).
Да, из Библии следует, что Каин построил первый город Ханох в честь своего сына. Еред является потомком Ханоха. Баст говорила о самых древних городах, которые непрерывно заселены ещё с медного века по наши дни.
Баст говорила о самых древних городах, которые непрерывно заселены ещё с медного века по наши дни.
Виноват. Это я как-то упустил из виду. По идее, древнейшими городами, все же, могут быть те, что существовали до потопа и, затем были восстановлены. Города Шинара (месопотамии) могли бы иметь здесь преимущество, но сейчас, практически все они незаселены. Вторую очередь, ИМХО, можно отдать городам передней Азии (Иерихо) и долины Инда (если бы Хараппа и Махенджо Даро оставались заселенными). Так что, скорей всего, Иерихо.
Если исходить из того что первые два ТОЛЕДОТ книги Бытия - древнейшее свидетельство
До сих пор в школе Библию изучают как сборник мифологических сюжетов... Чему то есть доказательство, от чего-то приходится отказываться. Всё время всплывает это ЕСЛИ.
Quote (gersh)
Вторую очередь, ИМХО, можно отдать городам передней Азии (Иерихо)
Иерихон в списке имеется, и- кстати- тоже под номером 2!! Жизнь коротка, искусство вечно.
До сих пор в школе Библию изучают как сборник мифологических сюжетов... Чему то есть доказательство, от чего-то приходится отказываться. Всё время всплывает это ЕСЛИ. smile
Позвольте высказать своё ИМХО. Человек от природы религиозен (по принципу "свято место пусто не бывает"). Даже в тех случаях, одну религию другой. И тогда, когда отдает предпочтение религии Атеизма. Пару сотен лет назад религия гуманизма стала завоёвывать доминирующее положение в Европе и других частях мира. Одна из уловок этого вида веры - наличие "объективной", "не предвзятой" науки. Думаю, будет большой наивностью ожидать от "науки" действительной объективности в отношении Библии. В лучшем случае "сборник мифов", "не один всемирный потоп, а несколько локальных" итд итп. Прошу извинить, если задел чьи-либо убеждения.
Иерихон в списке имеется, и- кстати- тоже под номером 2!! biggrin
В 1952 году на окраине города Иерихона археологи обнаружили каменную башню 8,5 метров высотой.И вот теперь, спустя 11000 лет после возведения загадочной постройки ученые из Тель-авивского университета раскрывают новые факты о самом первом в мире небоскребе.Недавнее компьютерное исследование, выполненное докторантом Роем Лираном и доктором Реном Баркаем, проливает свет на то, кто и зачем воздвиг это уникальное строение. Исследователи отмечают, что данная ископаемая находка является первой известной воздвигнутой человеком столь высокой структурой. Лиран и доктор Баркай полагают, которую, скорее всего, строили в течение 10 лет, является признаком борьбы за власть в начале Неолита, и что определенный человек или группа людей, эксплуатируя первобытные человеческие страхи, принудили жителей к ее постройке.
Новые открытия относительно древней башни опубликованы в издании Antiquity."В недавно опубликованной статье мы представили новое и захватывающее открытие", сообщили Лиран и доктор Баркай. "Оно связано с точным позиционированием башни на окраине селения Иерихон, и с тенью, которая от нее падает, когда солнце движется по небосклону". "Реконструкция заката показала нам, что тень от холма, когда солнце заходит, падает как раз на Иерихонскую башню, окутывает ее, а затем покрывает все селение", пояснили ученые. "Поэтому мы полагаем, что башня служила наземным элементом для связи жителей селения с окружающими холмами и с солнцем". Ее строительство вполне могло быть связано с первобытными страхами и космологическими верованиями местного населения.
Некоторые ученые ранее предполагали, что башня и стена вместе являли собой систему укрепления и защиты против наводнения. Другие считали, что башня была своеобразным географическим маркером, определяя территорию и символизируя мощь и богатство древнего селения.В 2008 году исследователи из Тель-авивского университета предложили, что башня и стена — это не что иное, как космологические маркеры, соединяющие древнюю деревню Иерихон с расположенной неподалеку Mount Qarantal и закатом солнца в самый длинный день в году.
Идея основывается на факте, что ось лестничного марша в башне была построена под точным углом к расположению солнца в самый длинный день в году за самой высокой вершиной около Иерихона — Mount Qarantal. Ученые считают, что башня — первый, хоть и небольшой, небоскреб, построенный людьми. Что то потрясающее вырисовывается в воображении..
Кажется, в Болгарии нашли самый древний город Европы..
Болгарские ученые открыли новую страницу в истории Европы: на берегу Черного моря недалеко от современного города Провадия они обнаружили древнейшее селение Старого Света. От уникального города, построенного в период с 4700 до 4200 года до нашей эры, остались развалины двухэтажных построек, ямы для ритуалов, ворота, бастион и три крепостные стены, передает AFP. Рядом с поселением, которому дали название Провадия-Солницата, обнаружили захоронения, которые еще не удалось как следует изучить. На исследование гробниц понадобятся усилия нескольких поколений ученых, уверены первооткрыватели. Дело в том, что погребальный обряд, распространенный в городе, оказался нетрадиционным: тело мертвецов здесь разрезали пополам по линии талии, а потом хоронили только верхнюю часть.
Обнаруженный город не был похож на Рим или греческие полисы, поясняет исследователь из болгарского Национального института археологии Васил Николов. Однако специалистов поражает, как могли древние люди построить достаточно высокие стены и двухэтажные постройки еще до изобретения колеса и без приспособлений вроде телег. Этому, как и небывалым золотым сокровищам, найденным в гробницах, есть только одно объяснение - добыча соли, говорится на сайте Национального института археологии. Во время существования города соль была на вес золота: она использовалась в торговле и была валютой вплоть до шестого века до нашей эры, а также признавалась необходимым для человека продуктом. Жители Провадии-Солницаты выпаривали соль из морской воды и делали из нее небольшие брикеты, чтобы потом их выгодно продать. Мощные стены им требовались для защиты от посягательств на их соль.
Раскопки Провадии-Солницаты ведутся с 2005 года: за это время удалось разгадать некоторые тайны города и добиться признания ученых по всему миру. Например, в Провадии-Солницате были произведены первые золотые украшения в мире, признает научное сообщество. Драгоценностей найдено довольно много - больше 3000 единиц. Работы над уникальным памятником истории происходят в условиях серьезного дефицита средств, рассказал Васил Николов. За неимением достаточного финансирования из бюджета, Николов начал принимать пожертвования. При этом в силу уникальности находки некоторые специалисты готовы работать бесплатно: так, британский антрополог, эксперт по керамике из Японии и команда немецких специалистов по радиоуглероду (способу датирования исторических находок) работали все лето без оплаты.
Находка действительно значимая.Болгарам респект И фотографий много в сети- значит, правда..
На право называться первым городом Земли претендуют множество древних городов. Мы расскажем о двух самых старых и древних городах, по мнению археологов и историков. Эти два города — Иерихон и Хамукар. Эти города существовали тысячи лет назад.
Иерихон
Прежде всего определение «древнейший город» относится к Иерихону — оазису неподалеку от того места, где река Иордан впадает в Мертвое море. Здесь расположен широко известный по Библии город Иерихон — тот самый, чьи стены некогда пали от звука труб Иисуса Навина.
По библейскому преданию, израильтяне с Иерихона начали завоевание Ханаана и после смерти Моисея под руководством Иисуса Навина, перейдя Иордан, встали у стен этого города. Горожане, укрывшиеся за стенами города, были убеждены, что город неприступен. Но израильтяне применили необычайную военную хитрость. Они молчаливой толпой шесть раз обошли городские стены, а на седьмой — дружно крикнули и затрубили в трубы, да так громко, что грозные стены рухнули. Отсюда и пошло выражение «иерихонская труба».
Иерихон питается водой мощного источника Айн-эс-Султан («Источник Султана»), которому город обязан своим возникновением. Именем этого источника арабы называют холм севернее современного Иерихона — Телль-эс-Султан («Гора Султана»). Уже в конце XIX столетия он привлек внимание археологов и до сих пор считается одним из важнейших мест археологических находок предметов раннего исторического периода.
В 1907 и 1908 годах группа немецких и австрийских исследователей под Руководством профессоров Эрнста Зеллина и Карла Ватцингера впервые приступила к раскопкам у горы Султана. Они натолкнулись на две параллельно идущие крепостные стены, сооруженные из высушенного на солнце кирпича. Наружная стена имела толщину 2 м и высоту 8-10 м, а толщина внутренней стены достигала 3,5 м.
Археологи определили, что эти стены были возведены между 1400 и 1200 годом до н.э. Понятно, что их быстро отождествили с теми стенами, которые, как сообщает Библия, рухнули от мощных звуков труб израильских племен. Однако во время раскопок археологи натолкнулись на остатки строительного мусора, представлявшие для науки еще больший интерес, чем находки, подтвердившие сведения Библии о войне. Но Первая мировая война приостановила дальнейшие научные исследования.
Прошло больше двадцати лет, прежде чем группа англичан под руке водством профессора Джона Гарстанга смогла продолжить исследования. Новые раскопки начались в 1929 году и продолжались около десяти лет.
В 1935—1936 годах Гарстанг натолкнулся на самые нижние слои поселений каменного века.
Он обнаружил культурный слой старше V тысячелетия дс н.э., относящийся к тому времени, когда люди еще не знали глиняной посуды. Но люди этой эпохи уже вели оседлый образ жизни.
Работа экспедиции Гарстанга была прервана из-за сложной политической обстановки. И только после окончания Второй мировой войны английские археологи снова вернулись в Иерихон. На этот раз экспедицией руководила доктор Кэтлин М. Кэньон, с деятельностью которой связаны все дальнейшие открытия в этом древнейшем городе мира. Для участия в раскопках англичане пригласили немецких антропологов, работавших в Иерихоне на протяжении нескольких лет.
В 1953 году археологам во главе с Кэтлин Кэньон удалось сделать выдающееся открытие, которое совершенно изменило наши представления о ранней истории человечества. Исследователи пробились сквозь 40 (!) культурных слоев и обнаружили сооружения неолитического периода с громадными постройками, относящимися к тому времени, когда, казалось бы, на Земле должны были жить только кочующие племена, добывающие себе пропитание охотой и собиранием растений и плодов. Результаты раскопок показали, что приблизительно 10 тыс. лет назад в восточном Средиземноморье был совершен качественный скачок, связанный с переходом к искусственному выращиванию злаков. Это привело к резким изменениям в культуре и образе жизни.
Открытие раннеземледельческого Иерихона стало сенсацией археологии 1950-х годов. Систематическими раскопками здесь был обнаружен целый ряд последовательных наслоений, объединяемых в два комплекса— докерамический неолит А (VIII тыс. до н.э.) и докерамический неолит Б (VII тыс. до н.э.).
Сегодня Иерихон А считается первым поселением городского типа, открытым в Старом Свете. Здесь найдены самые ранние из известных науке постройки постоянного типа, захоронения и святилища, сооруженные из земли или маленьких округлых необожженных кирпичей.
Поселение докерамического неолита А занимало площадь около 4 га и было окружено сложенной из камня мощной оборонительной стеной. К ней примыкала массивная круглая каменная башня. Первоначально исследователи предположили, что это башня крепостной стены. Но очевидно, она являлась сооружением особого назначения, соединявшим в себе многие функции, в том числе и функцию сторожевого поста для контроля за окрестностями.
Под защитой каменной стены располагались круглые, похожие на палатки дома на каменных фундаментах со стенами из сырцового кирпича, одна поверхность которого выпуклая (этот тип кирпича называется «свиная спина»). Чтобы точнее определить возраст этих сооружений, были применены новейшие научные методы, например радиоуглеродный (радиокарбонный) метод. Физики-атомщики при исследовании изотопов установили, что можно определить возраст предметов по соотношению радиоактивного и стабильного изотопов углерода. Путем зондирования было установлено, что самые древние стены этого города относятся к VIII тысячелетию, то есть их возраст — примерно 10 тыс. лет. Еще более древний возраст имело обнаруженное в результате раскопок святилище — 9551 год до н.э.
Несомненно, что Иерихон А с его оседлым населением и развитым строительным делом представлял собой одно из первых раннеземледельческих поселений на Земле. На основании проводившихся здесь многолетних исследований историки получили абсолютно новую картину развития и технических возможностей, которыми располагало человечество 10 тыс. лет назад.
Превращение Иерихона из маленького первобытного поселения с жалкими хижинами и шалашами в настоящий город площадью не менее 3 га и населением более 2000 человек связано с переходом местного населения от простого собирательства съедобных злаков к земледелию — выращиванию пшеницы и ячменя. При этом исследователи установили, что этот революционный шаг был сделан не в результате какого-то привнесения извне, а стал итогом развития обитавших здесь племен: археологические раскопки Иерихона показали, что в период между культурой первоначального поселения и культурой нового города, который был построен на рубеже IX и VIII тысячелетий до н.э., жизнь здесь не прерывалась.
Вначале городок не был укреплен, однако с появлением сильных соседей оказались необходимы крепостные стены для защиты от нападений. Появление укреплений говорит не только о противоборстве различных племен, но и о накоплении жителями Иерихона определенных материальных ценностей, привлекавших алчные взоры соседей. Что же это были за ценности? Археологи ответили и на этот вопрос. Вероятно, главным источником доходов горожан служила меновая торговля: удачно расположенный город контролировал главные ресурсы Мертвого моря — соль, битум и серу. В Иерихоне найдены обсидиан, нефрит и диорит из Анатолии, бирюза с Синайского полуострова, раковины каури с Красного моря — все эти товары высоко ценились в период неолита.
О том, что Иерихон являлся мощным городским центром, свидетельствуют его оборонительные укрепления. Без применения кайл и мотыг в скале был вырублен ров шириной 8,5 м и глубиной 2,1 м. За рвом поднималась каменная стена толщиной 1,64 м, сохранившаяся на высоте 3,94 м. Ее первоначальная высота, вероятно, достигала 5 м, а выше шла кладка из сырцового кирпича.
При раскопках была обнаружена большая круглая каменная башня диаметром 7 м, сохранившаяся на высоту 8,15 м, с внутренней лестницей, тщательно сложенной из цельных каменных плит шириной в метр. В башне были устроены хранилище для зерна и обмазанные глиной цистерны для сбора дождевой воды.
Каменная башня Иерихона, вероятно, была построена в начале VIII тысячелетия до н.э. и просуществовала очень долгое время. Когда она перестала использоваться по назначению, в ее внутреннем проходе стали устраивать склепы для погребений, а прежние хранилища использовать как жилища. Эти помещения часто перестраивались Одно из них, погибшее при пожаре, датируется 6935 годом до н.э
После этого в истории башни археологи насчитали еще четыре периода существования, а затем городская стена обвалилась и начала размываться. По-видимому, город в это время уже опустел.
Сооружение мощной оборонительной системы потребовало громадной затраты труда, применения значительной рабочей силы и наличия некоей центральной власти для организации и руководства работами. Исследователи оценивают численность населения в этом первом городе мира в две тысячи человек, причем эта цифра, возможно, занижена.