ВНИМАНИЕ!!!!!ЭТОТ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВСЕХ, КТО ЗАХОЧЕТ СДЕЛАТЬ "НАСТОЯЩИЙ" СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПЕРГАМЕНТ У СЕБЯ ДОМА! Старинный пергамент... Услышав эти слова, мы представляем толстенные фолианты, написанные на тонко выделанной овечьей, телячьей или козлиной коже. Впервые производство пергамента было налажено почти за два века до нашей эры в Малой Азии, в городе Пергаме, отсюда и название этого материала. Пергамент был дорог, и его использовали многократно, стирая и соскабливая следы прежних записей; если кусок пергамента сильно истирался, в него упаковывали что-нибудь ценное. Если сейчас и применяют настоящий пергамент как упаковочный материал, то только в музеях. Другое дело -- пергаментная бумага.
Пергаментная бумага растительного происхождения состоит из особым образом обработанной целлюлозы, она прочна, не пропускает влаги и жиров. Ее делают в фабричных условиях из тряпичной бумаги, в которой нет неорганических веществ, используя реактивы, частично растворяющие целлюлозу. Технология обработки бумаги построена так, что растворившаяся целлюлоза затем осаждается в порах бумаги и закупоривает их.
Чтобы изготовить такой "пергамент" в домашних условиях, потребуется непроклеенная (фильтровальная или плотная туалетная) бумага, серная кислота и эмалированная емкость. Сначала готовят разбавленную (1:1) серную кислоту. Для этого серную кислоту постепенно, небольшими порциями добавляют к равному объему воды (Внимание! Если вливать воду в кислоту, то из-за сильного разогрева смесь может закипеть и разбрызгаться; серная кислота -- едкое и опасное вещество!).
Раствор серной кислоты охлаждают в тазу со снегом или льдом и погружают в этот раствор на 10--50 секунд лист бумаги. Затем бумагу вынимают и промывают проточной водой, после чего 1--3 часа выдерживают бумагу в нашатырном спирте для нейтрализации остатков кислоты. После этого бумагу еще раз промывают водой. Потом выжимают из бумаги воду, прокатывая резиновым валиком или скалкой. Окончательно высушивают "пергамент" слабо нагретым утюгом на гладкой доске (сушка на воздухе делает бумагу морщинистой). Обработка бумаги серной кислотой, которая частично растворяет целлюлозу, делает бумагу прочной и непористой, похожей на полимерные пленки.
Пергаментную бумагу можно также получить, используя концентрированный водный раствор хлорида цинка. Листы непроклеенной бумаги опускают в этот раствор на 5--10 минут, а затем бумагу вынимают и тщательно промывают водой, прокатывают и высушивают. Из такой пергаментной бумаги раньше делали фибру -- материал для изготовления коробок и дешевых чемоданов.
Прозрачная и несгораемая бумага. Обычной проклеенной бумаге можно придать прозрачность, пропитав ее касторовым маслом, растворенным в этиловом спирте. После испарения спирта бумагу разглаживают слабо нагретым утюгом на гладкой доске. Такую бумагу можно использовать как кальку.
Несгораемую бумагу получают, пропитывая проклеенную бумагу насыщенным водным раствором алюмокалиевых квасцов и высушивая ее потом на воздухе. Эту операцию повторяют дважды.
Черные чернила известны с глубокой древности. На Руси переписчики рукописей использовали "чернять дубом с железинью" -- "железные" чернила, которые готовили из железного купороса, добавляя отвар чернильных орешков с дубовых листьев либо водную вытяжку коры дуба. Водные чернила для письма по бумаге постепенно выходят из употребления. Но иногда бывают нужны "чернила", чтобы сделать надпись на стекле, металле или ткани. Если нет под рукой специальных фломастеров для этой цели, вот несколько рецептов, которые позволяют сделать несмываемые надписи на этих материалах.
Чернила для стекла готовят, смешивая два раствора. Первый раствор содержит в 100 мл воды 1 г сульфида калия и 7 г фторида натрия, второй -- 3 г хлорида цинка и 13 мл концентрированной соляной кислоты в 100 мл воды. Смесь равных объемов этих растворов используют как чернила, нанося их на стекло пером или кисточкой. Через 30 минут надпись становится матовой.
Фторид натрия взаимодействует с соляной кислотой, выделяя фтороводород, который вытравляет диоксид кремния, содержащийся в стекле, с образованием летучего тетрафторида кремния. В результате на стекле появляются матовые надписи.
Чернила для металла. Писать на металле рекомендуют смесью 6 мл концентрированной азотной кислоты и 1 мл концентрированной соляной кислоты. Сначала место для надписи натирают мылом, затем покрывают слоем расплавленного воска. После того, как воск застынет, острым предметом наносят надпись, прорезая слой воска до металла, наносят кисточкой смесь двух кислот, а через 5 минут металл погружают в теплую воду и счищают размягченный воск. Кислоты вытравляют часть железа там, где оно не защищено воском, в результате на поверхности образуется рельефная надпись.
Нерельефную надпись синего цвета можно сделать на металле другим составом. Его готовят, растворяя 3,5 г буры в воде и добавляя при помешивании 15 мл этилового спирта, 2 г порошка канифоли и 25 мл 0,5%-го водного раствора красителя метиленового синего. После испарения спирта и воды на металле остается синяя надпись. Канифоль и бура служат для закрепления красителя.
По металлу с черной поверхностью можно писать белыми чернилами, которые готовят, растворяя 5 г гидроксида цинка в 10 мл нашатырного спирта либо 5 г оксида цинка в 10 мл концентрированного водного раствора гидроксида калия. После высушивания на металле остаются белые буквы, написанные соединениями цинка. Белые чернила представляют собой в первом случае раствор аммиачного комплекса цинка, а во втором -- раствор гидроксокомплекса цинка.
Чернила для ткани. Готовые анилиновые красители для ткани не очень прочны и редко выдерживают многократную стирку, а тем более кипячение белья. Прочные красно-фиолетовые чернила для метки белья готовят следующим образом: в колбе на водяной бане нагревают смесь 42,5 г анилина и 2,5 г бертолетовой соли с 13 мл дистиллированной воды до полного растворения. Затем добавляют 15 мл 25%-й соляной кислоты и продолжают нагревание жидкости, пока она не потемнеет. После этого приливают 10 мл раствора 3 г хлорида меди в 9 мл воды и еще 15 мл 25%-й соляной кислоты. Выдерживают полученный раствор на водяной бане до того момента, когда он приобретет красно-фиолетовую окраску. В процессе получения красителя "анилинового черного" при действии окислителя (бертолетовой соли) и катализатора реакции (соли меди) образуется гидрохлорид анилина и другие сложные соединения.Надписи на ткань наносят полученными чернилами с помощью деревянной палочки. Для меток на ткани можно воспользоваться и черной тушью или раствором ляписа.
По материалам сайта АЛХИМИК http://www.alhimik.ru/carta.html