Колизей - История Древнего мира Колизей - История Древнего мира
Главная Контакты В избранное
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Модератор форума: Баст  
    Страсти по Петербургу
    БастДата: Вторник, 03.11.2009, 19:00 | Сообщение # 1
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    В Санкт-Петербурге, на месте шведской крепости Ниеншанц на правом берегу Невы, при устье реки Охты, может появиться новый музей. Речь идет о судьбе археологических раскопок, которые ведутся на месте, отведенном под постройку делового квартала «Охта-Центр», в частности, небоскреба высотой 400 м.

    Раскопки ведутся уже второй год и за это время археологи под руководством Петра Сорокина успели добраться до пласта неолита и обнаружить тысячи предметов, некоторые из которых уникальны. В настоящее время обнаружены остатки верфи, построенной Петром I, крепости Ниенштац, которая стояла на этом месте, когда земля принадлежала Швеции, затем остатки крепости Ландскрона, датированной XIV веком. Еще ниже обнаружены предметы эпохи неолита, которые оставили люди, жившие на этом месте 5 тыс. лет назад. Для того, чтобы продолжать раскопки, археологам пришлось убрать земляные рвы и остатки стен древних крепостей.
    В настоящее время обсуждается дальнейшая судьба этих находок. Археологи предлагают основать здесь «музей под открытым небом». Застройщик же готов объединить прошлое и будущее «под крышей современного архитектурного комплекса».

    Ниен, или Ниеншанц (Невская крепость), был построен в 1632 году по указу шведского короля Густава II Адольфа. Раньше здесь стояла шведская крепость Ландскрона, возведенная в 1300 году военачальником Тергильсом Кнутсом. Однако вскоре дружина великого князя Андрея Александровича, сына Александра Невского, захватила крепость и разрушила ее сооружения. Затем тут возникло русское поселение Невское Устье, на смену которому и пришел Ниен, по-русски Канец. К слову, одна из самых ранних записей о наводнении в Петербурге тоже относится к истории крепости Ниеншанц, где в 1691 году вода поднялась на 25 футов против обычного уровня. Об истории Петербурга можно прочитать здесь http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/434/

    План крепости Ниеншанц, 1703 год
    Шведы выбирали место для строительства своих крепостей в дельте Невы исходя из того соображения, что левобережье излучины Охты — ближайшее к морю место, не затопляемое даже во время катастрофических наводнений, случающихся на Неве раз в сто лет. Почему это обстоятельство не принял во внимание Пётр I — остаётся только догадываться, но сам факт наглядно свидетельствует о том, что шведы пользовались сведениями о гидрологии Невы, полученными от местных жителей.

    Крепость Ниеншанц представляло собой современнейшее по тем временам фортификационное сооружение:
    * Пять каменно-земляных бастионов, расположенных в форме звезды,
    * Два дополнительных равелина.
    * Затем были достроены два кронверка:
    С напольной стороны о трёх бастионах,
    На противоположном берегу Невы, состоявший из цитадели и трёх люнетов с тремя равелинами, образовывавших внешнее кольцо укреплений левобережного кронверка.
    В первой половине XVII века рядом с крепостью на правом берегу Охты сформировался торговый Ниенштадт, получивший в 1632 году статус города.В 1656 году русский полководец, царский стольник П. И. Потемкин взял Ниеншанц штурмом, но тогда вернуть приневские земли России не удалось.После этого штурма, примерно к 1677 году город Ниен был обнесён внешним кольцом укреплений — люнетами с батареями и рвами — от берега Невы и до берега Охты.К концу XVII века гарнизон крепости насчитывал более 600 человек и имел в своём распоряжении около 80 пушек.

    Многофункциональный комплекс "Охта центр" появится к 2016 году на Малой Охте. Высота основного здания должна составить не менее 300 метров, а общая площадь — 1 млн кв. метров.
    На данный момент существует лишь архитектурная концепция общественно-делового района "Охта центр". Возведение штаб-квартиры "Газпрома" на Неве может стать поводом для исключения исторической части Петербурга из списка всемирного наследия ЮНЕСКО.
    Прикрепления: 7101562.jpg (42.5 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Среда, 25.11.2009, 12:11 | Сообщение # 2
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    23 ноября, в Смольнинском суде Санкт-Петербурга продолжилось рассмотрение дела об «Охта-центре». Заявители – лидеры Петербургского «Яблока» Михаил Амосов, Борис Вишневский, Максим Резник, Николай Рыбаков, а также активистка организации «Охтинская дуга» Анна Чернова оспаривают законность решения Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства ОАО «Общественно-деловой центр «Охта». По мнению истцов, данное решение не соответствует законодательству и нарушает права и свободы граждан.

    Одним из наиболее авторитетных специалистов, которые представили обществу свои оценки объектов культурного наследия, открывшихся на Охте, является хорошо известный в Псковской области ученый и общественный деятель – доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки России, лауреат премии «Хранители наследия», заведующий отделом славяно-финской археологии Института истории материальной культуры Российской Академии Наук Анатолий КИРПИЧНИКОВ.
    Уже три года, летом и зимой археологическая экспедиция Института истории материальной культуры РАН под руководством ученика Анатолия Кирпичникова, кандидата исторических наук Петра Сорокина, ведет раскопки на Охте. Место огорожено и тщательно охраняется от посторонних лиц. На оградных щитах красуются надписи: «Небывалое бывает».В свете последних событий вокруг скандальной стройки слоган приобрел новое общественное звучание.

    Его авторы и не подозревали, что угадали истину. В земле под руинами снесенных зданий «Петрозавода» во время раскопок обнаружены выразительные части крепости Ниеншанц конца ХVI-XVII вв. со рвами, куртинами и бастионами. То, что они сохранились, это просто сенсация. Я думал, что в этой части города ничего уже нет, все застроено. Но при раскопках удалось установить этапы строительства этой твердыни, захваченной в 1703 г. войсками Петра I. Однако это не единственная сенсация, которую обнаружил Сорокин.

    Но вроде бы не новость, что на месте Ниеншанца стоял шведский купеческий город с большим населением… В новгородской Летописи старшего и младшего изводов сказано, что в 1300 году в устье Невы шведы заложили крепость, «утвердиша ее твердостью несказанной». Делал ее «нарочитый» мастер, который родом был из Рима. То есть, она сооружалась по его проекту, под его наблюдением. Почему-то никто не додумался до простого вывода: если мастер из Рима, он же итальянец. Значит, это образец итальянской фортификации XIII века. То есть эта крепость на два века опережает работу итальянских архитекторов, которых Иван III пригласил в Москву строить Кремль. Их специально московский царь пригласил, чтобы построить передовую фортификацию на Руси. Она, видимо, считалась самой лучшей в Европе. А Ландскрона, оказывается, на двести лет раньше построена! Теперь мы можем твердо сказать, что это наиболее ранняя итальянская крепость, построенная на территории древней Руси.

    Только на Охту итальянца не русские пригласили, а шведы…И понятно, почему они ее сделали «твердостью несказанной». Шведы решили закрепить за собой территорию с помощью вот такого укрепленного пункта, хотели именно здесь утвердить свою власть, чтобы иметь свой выход из Невы в Балтику, влиять на торговые пути. Это стратегически важное место. Так называемый балтийский вопрос – его Россия и Швеция решали много столетий.
    Во время раскопок укрепление предстало действительно огромным. Прямоугольное в плане, оно вместе со рвами занимает площадь 17 000 кв. м. Это было какое-то авральное строительство, осуществленное всего за один год.
    Это, конечно, очень насторожило новгородские власти, потому что на глазах у всех был отрезан кусок государственной новгородской земли. Это был грозный шаг со стороны шведского правительства.

    Однако уже через год новгородские войска, которыми командовал сын Александра Невского Андрей Городецкий, взяли эту крепость. Фортеция было сожжена. В шведской «Хронике Эрика» упоминается «погребная башня», в которой заперлись защитники, когда крепость брали новгородцы. Ее и нашел Петр Сорокин. Обнаружены части этой башни в виде сруба 5,5 на 5,5 метров, что подтверждает и достоверность «Хроники Эрика». Новгородцы принудили шведов к сдаче. Их было человек пятнадцать. Они сдались и были отпущены.

    Сколько же памятников сосредоточено в этом месте? Поселение времен неолита, затем новгородская Русь, итало-шведская Ландскрона, русское поселение XVI века, наконец, два этапа строительства Ниеншанца. Никто никогда не думал, что такое количество историко-археологических памятников мирового значения сконцентрировано и будет найдено в этом месте. Итальянская крепость Бог весть на каком расстоянии от Италии! Может быть, это будет такая редкость, которой в Италии-то нет?
    Валы и рвы Ниеншанца мы тоже знали только в чертежах, а теперь видим их в натуре, они многое могут сказать. Неолитическое поселение – это вообще мировая сенсация, этой стоянке около 5000 лет! Оказывается, что в ту пору, когда еще здесь было море, на эти земли пришли первые индоевропейцы. Вдумайтесь: первые люди на всем севере Евразии! Еще не пробила свое русло Нева! Потом, когда она прорвалась, это все занесло слоем песка, поэтому никто не знал, что там в глубине. Тайна возникновения самой Невы в результате катастрофического прорыва ладожских вод около 4 тысяч лет назад – тоже здесь.

    Охтинский мыс - это уникальный природный объект, через который проходит сложнейший геологический разлом, до сих пор почти не исследованный. Разлом – это связано уже со строением земли, и он, конечно, угрожает устойчивости планируемого небоскреба. Там нельзя строить вообще ничего капитального, потому что вдруг землетрясение, подвижка земли, дрожание, - башня просто рухнет.Не все понимают, что мы живем в сейсмоопасном регионе, и не надо забывать, что несколько лет назад было довольно сильное землетрясение на Балтике, Калининград изрядно потрясло. Не случайно, наверное, шведы назвали свою крепость Ландскрона – венец земли?

    Они перевели по-своему название новгородской деревни, которая была на этом месте – Венчище. Это ж не безлюдное место было. Тут и рыбаки, туда со времен эпохи викингов причаливали корабли, таможенные станции могли быть какие-то, лоцманы, которые проводили суда по Неве, деревня же стояла в XII веке. А кто, извините, строил Ландскрону? Они что, рабочих из Швеции везли? Это смешно. Согнали или наняли каких-то местных жителей, финских или славянских, чтобы они построили гигантскую фортификацию. Но это все загадка, в летописи об этом очень кратко сказано.

    Находки Сорокина могут быть признаны Русской Троей. Как известно, Троя тоже многослойный памятник, там было много разных пластов. И у нас это комплекс памятников историко-культурного назначения, который, безусловно, попадает под защиту закона. Его мало того, что нужно раскопать, теперь надо охранять, беречь, эта историко-культурная находка обогатила Петербург.
    Спасибо «Газпрому»? Отныне Петербургу не триста лет, а восемьсот… Мы благодарны «Газпрому», он помог нам раскопать этот мыс. Не весь, еще процентов сорок осталось, может, еще что-то найдут. Конечно, это не сам Петербург, это неожиданно найденные корни Петербурга, это Петербург до Петербурга, это его предыстория. Но предыстория очень большая. Теперь открывается, что Петр, основывая Петербург, очень хорошо чувствовал связь времен.Это же рискованное предприятие было – на краю империи, на краю земли, на краю государства, под ударами Швеции – построить новую столицу! Это, конечно, нонсенс – надумать такое, испокон веков столицей была уже Москва. А, наверное, он, глядя на Ниеншанц, понял, что здесь – стратегическое место, и поэтому оно должно быть частью русской державы.

    Приходилось слышать, что через Охтинский мыс проходит ось Времени, ось Истории. Превращать ее в многоуровневый подземный паркинг офисного центра, как это предусмотрено проектом «Охта-центра», – опасное кощунство…Это будет преступление международного уровня. Нам человечество этого не простит. И мы сами себе этого не простим. Помните библейское предание, как люди задумали построить в Вавилоне башню, чтобы достать до неба? Бог наказал их честолюбивое высокомерие, они перестали понимать друг друга и рассеялись, забросив неосуществимое строительство. Не будем повторять ошибку древних – воздвигать еще одну вавилонскую башню, которая, к тому же угрожает поглотить культурное наследие величайшей мировой значимости.

    Прикрепления: 3049814.jpg (208.6 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Четверг, 23.04.2015, 17:54 | Сообщение # 3
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Строители Петербурга, останки которых обнаружены на Сытнинской улице в феврале 2014 года, не
    были ни пленными шведами, ни финнами, ни каторжниками, как предполагалось ранее. По мнению археологов, город на Неве строили крестьяне из европейских областей России (Северо-Запада и Поволжья), а
    также карелы и ижоры.
    Результаты своих исследований специалисты представили на Учёном совете Института истории материальной культуры РАН (ИИМК).

    Коллективное погребение начала XVIII века было найдено на участке, ограниченном Сытнинской улицей, Кронверкской улицей и городской застройкой вдоль Кронверкского проспекта и Сытнинской площади. В захоронении находилось 253 костяка. В течение полугода с останками работали антропологи, которые провели краниометрические и остеометрические исследования. Специалисты определили телосложение погребённых, их пол и возраст, а также прижизненные травмы, полученные ими. Анализы подтвердили, что люди, погребенные в этом месте, были именно строителями, а не представителями какой-либо другой профессии.


    «Антропологические исследования останков подтверждают, что это были строители: у них был особенно развит плечевой пояс - это говорит о том, что они совершали тяжелые рубящие движения, причем они именно работали топором, а не махали оружием. Поскольку Санкт-Петербург изначально застраивался деревянными зданиями, с большой долей уверенности можно сказать, что люди, которые обрабатывали дерево, были именно
    строителями», - рассказала Наталья Соловьева, заместитель директора ИИМК.

    Среди погребённых было много мужчин в возрасте до 20 лет, много мужчин в возрасте старше 40 лет, и почти нет людей трудоспособного возраста от 20 до 40 лет. «Это говорит о том, что крестьяне не были заинтересованы в этих работах и старались уклониться от них, посылая либо совсем молодых, либо уже представителей старшего поколения. Исследование прижизненных травм показало, что эти люди не имели ни повреждений, полученных в бою, ни серьезных заболеваний, которые оставляют следы на костях. Возможно, они умерли от голода, холода или болезней, которые протекают скоро», - сообщил Иван Широбоков, сотрудник Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН. Все 253 человека были похоронены одновременно. Возможно, они умерли от эпидемии, несчастного случая, обморожения или по какой-то другойпричине.

    Среди остатков обуви, найденой в захоронении, есть характерная для хантов. Поэтому не исключено, что среди первых строителей Петербурга были представители этого народа. Однако возможна и другая версия - обувь
    мог использовать выходец из Сибири, контактировавший с хантами и позднее попавший на строительные работы в столицу.


    Кроме захоронения, в районе Сытнинской улицы были обнаружены деревянные постройки и сооружения XVIII-XIX веков, фрагменты булыжного мощения XIX века, водоотводные и инженерные коммуникации XIX-XX веков, а также
    каменно-кирпичный фундамент здания лютеранской Воскресной школы последней трети XIX века. В первые десятилетия существования Петербурга район Сытинской улицы был известен как «Козье болото». Так во многих русских городах – в Москве, Киеве, Муроме, Пензе и других - называли окраинные, нежилые районы,
    связанные с жизнью городских низов, торговлей и казнями. В начале XVIII века эта часть города называлась также Татарской слободой - по преданию, здесь размещались части иррегулярной конницы, набиравшиеся из татар, калмыков и башкир. Позже здесь стали селиться и торговцы - выходцы из азиатских районов. В слободе возник и «татарский ветошный» или «тряпичный» рынок. В 1710 году на «Козьем болоте» появился Сытный рынок, или «Обжорка» - старейшее из дошедших до наших дней торговых мест Петербурга. В истории города «Козье болото» получило недобрую славу - здесь в течение 150 лет проводились публичные казни и экзекуции. Вплоть до
    середины XIX века этот район представлял собой трущобы с деревянной застройкой, соседствовавший с большой рыночной площадью.

    В царствование Александра II на месте коллективного погребения начала XVIII был построен лютеранский храм. Никаких наземных знаков, указывающих на захоронение, на момент строительства храма не было.
    Прикрепления: 5708803.jpg (37.8 Kb) · 3809239.jpg (77.3 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:
    © 2008-2013 Карта сайта 03.01.2025, 00:19