Колизей - История Древнего мира Колизей - История Древнего мира
Главная Контакты В избранное
    • Страница 3 из 3
    • «
    • 1
    • 2
    • 3
    Модератор форума: Баст  
    Мумии люкс- и эконом-класса
    БастДата: Четверг, 29.03.2018, 07:48 | Сообщение # 31
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Вот уже 150 лет как 2500-летний саркофаг древнеегипетской жрицы хранится в музее Николсона при Сиднейском университете, Австралия. Всё это время учёные были уверены в одном: саркофаг пустой. Но это оказалось не так. В прошлом году кураторы музея открыли крышку саркофага и немало удивились, обнаружив внутри него фрагменты останков настоящей мумии. Яркий пример того, что работу в музее вряд ли можно назвать скучной.



    Исследователи рассказывают, что, снимая крышку саркофага, совершенно не ожидали увидеть там ничего особенного. Примерно в 1860 году Чарльз Николсон, бывший ректор Сиднейского университета, приобрёл древнеегипетский артефакт наряду с тремя другими деревянными саркофагами (эти как раз хранили внутри себя мумии). Но по какой-то причине содержимое именно этого саркофага осталось незамеченным.

    В справочнике 1948 года говорилось, что саркофаг пуст, а музейные записи предполагали, что в нём хранились лишь "куски мусора". На деле же оказалось, что они представляют собой останки человеческих костей.
    По мнению учёных, останки мумии были повреждены расхитителями гробниц, искавшими драгоценности и ценные артефакты. "Это было просто невероятно удивительным фактом. Я никогда не раскапывал египетские гробницы, но наше открытие можно с этим сравнить", — говорит археолог Джейми Фрейзер (Jamie Fraser), ведущий исследователь и куратор австралийского музея в интервью BBC.


    Используя КТ- и лазерный сканеры, учёные смогли проанализировать содержимое саркофага. Эксперты пытались идентифицировать мумию, чьи останки были "сильно разорваны на части", а сам артефакт был разграблен. По их словам, лишь 10 процентов останков тела покоились в саркофаге. Проще говоря, мумия сохранилась в достаточно плохом состоянии. В связи с этим совершенно неудивительно, почему содержимое артефакта было названо "мусором". Но, несмотря на это, исследователям удалось определить несколько костей, бинты, следы смолы и тысячи крошечных бусин из погребального платка.

    На момент смерти человеку было около 30 лет, но неизвестно, был ли он первоначальном "обитателем" саркофага. Благодаря иероглифам на египетском артефакте учёные считают, что его можно датировать 600 годом до нашей эры. Они также указывают, что саркофаг был построен для женщины по имени Мер-Нейт-ит-ес (Mer-Neith-it-es). Возможно, она была жрицей. Фрейзер надеется, что радиоуглеродный анализ покажет, умер ли человек, чьи останки были найдены, в 600 году до нашей эры (или около того) или же нет.В будущем учёные хотели бы выяснить, какие заболевания были у человека, чьи останки были обнаружены в саркофаге, причину смерти, а также больше узнать о рационе питания и образе жизни.

    Прикрепления: 4689857.jpg (45.1 Kb) · 3961237.jpg (39.9 Kb) · 6609387.jpg (38.5 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Вторник, 11.09.2018, 18:14 | Сообщение # 32
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Начало истории египетских мумий.

    Коллектив ученых из Великобритании, Австралии, Италии, Франции и Германии опубликовал результаты исследования, согласно которым практика мумификации умерших появилась в Древнем Египте значительно раньше, чем считалось. Признаки использования мумифицирующих веществ были обнаружены на останках, которые датируются примерно 3600 годом до нашей эры, то есть относятся к так называемому додинастическому периоду в истории Египта.

    Обычно считается, что мумификация умерших появилась в Египте во времена 2-ой династии (около 2800 года до н. э.), а полная технология, включавшая извлечение внутренностей покойного, обработку его тела различными минеральными и растительными веществами и обертывание льняным полотном, возникла еще позже, при 4-й династии (около 2600 года до н. э.). Достаточно повсеместной эта практика стала лишь в период Среднего царства (около 2000 – 1600 годов до н.э.). 

    В более ранние времена египтяне просто хоронили своих умерших в неглубоких могилах, не подвергая их тела особой обработке. Аналогичным образом погребали и в более поздние эпохи многих умерших, так как у бедняков Египта не было средств на ритуал подороже. Сухой воздух и песок пустыни приводили к тому, что тело теряло воду и «мумифицировалось» естественным путем, без вмешательства людей. К таким случаям относятся, например, так называемые «гебелейнские мумии» – шесть тел, найденных в 1896 году британским египтологом Уоллисом Баджем в захоронении у Бахр-Била-Ма, близ города Гебелейн. Они датируются примерно 3400 годом до н. э. и находятся сейчас в Британском музее. 
    Мужская мумия EA 32751


    Еще в 1990-х годах Джана Джонс (Jana Jones) из австралийского Университета Маккуори, изучая под микроскопом некоторые ткани из погребений додинастической эпохи, замечала на волокнах следы какого-то вещества, похожего на смолу. Тогда она предположила, что это свидетельства первых опытов египтян по бальзамированию умерших. Но для доказательства этой гипотезы одних визуальных наблюдений было недостаточно. На поиски более серьезных аргументов ушло десять лет. 

    В 2014 году группа ученых во главе с Джаной Джонс опубликовала в PLOS One исследование фрагментов тканей из египетских захоронений из Мостагедда в районе Эль-Бадари на юге Египта. Погребения относились к 4500 – 3350 годам до н. э – позднему неолиту, так называемой бадарийской культуре, к которой относятся и «гебелейнские мумии». Они были найдены еще в 1920-е годы и хранятся в Музее Болтона в Великобритании. Считалось, что и эти останки подвергались только природной мумификации. 

    Авторы работы исследовали ткани, в которые были завернуты тела, при помощи методов газовой хроматографии, масс-спектрометрии и термодесорбции. В результате обнаружилось, что ткань перед использованием пропитывали сосновой смолой, экстрактами ароматических растений, камедью и битумом. Антибактериальные свойства многих из этих компонентов и их использование в более поздних погребальных практиках эпохи фараонов заставили ученых предположить, что представители бадарийской культуры уже начинали эксперименты по сохранению тел усопших, которые в итоге дали начало практикам бальзамирования в Древнем Египте.Джана Джонс отметила, что подобные обертывания характерны не для всех погребений в Мостагедде, а лишь для некоторых, которые сопровождаются также наиболее богатым набором погребальных приношений. Возможно, они принадлежат влиятельным и состоятельным людям из местной общины. 

    В нынешней работе, также проведенной под руководством Джаны Джонс, были исследованы останки RCGE 16550 из Египетского музея в Турине. Тело лежало на левом боку в типичной для захоронений додинастического Египта позе эмбриона. Фрагменты льняного полотна сохранились на спине, плечах, правом предплечье, ладонях тазовой области, нижних конечностях, что указывает на то, что при погребении все тело было завернуто в ткань. К ногам также прилипли волокна из тростниковой циновки. 

    Место находки неизвестно. Музейные архивы содержат записи о том, что египтолог Эрнесто Скьяпарелли (1856-1928) купил эти останки у неназванного торговца в начале 1901 года вместе с коллекцией «доисторических» предметов. Также архивные записи указывают, что предметы додинастического периода Скьяпарелли покупал обычно в Луксоре и Кене, где его частым поставщиком был продавец древностей Таниос Гиргис, добывавший свой товар также и из Гебелейна. Остается неясным, входили ли прилагавшиеся к телу артефакты (стрелы, корзина с фрагментами ткани, мешок из кожи страуса, сандалии из растительных волокон) в состав погребального комплекса или они имеют независимое происхождение. 


    Тело RCGE 16550 считается самой старой мумией музея и, как полагали ранее, мумификация в данном случае была исключительно природной. При этом подробного изучения или музейной консервации тела RCGE 16550 до нынешнего исследования не проводилось.

    Работа включала в себя микроскопический анализ ткани с тела, радиоуглеродное датирование, химический анализ методом газовой хроматографии-масс-спектрометрии (ГХ-МС) и термической десорбцией и пиролиза образцов ткани, а также выявление ДНК патогенных бактерий из фрагмента кожи (они в итоге обнаружены не были). Провести рентгеновское исследование скелета для уточнения пола, возраста и возможных причин смерти оказалось невозможно, так как из-за хрупкости тела его нельзя было перемещать. Осмотр зубов позволил заключить, что умершему было от двадцати до тридцати лет. 

    Радиоуглеродное датирование позволило отнести останки к 3700 – 3500 годам до н. э. (амратская – герзейская культуры, Накада IA-IIB). Химический анализ, как и в случае с останками из Музея Болтона, показал, что ткань была смолой хвойных растений, растительными маслами и ароматические растительными экстрактами, которые входили и в рецепты бальзамировщиков Древнего Египта спустя тысячелетия, когда их мастерство достигло расцвета. 

    По мнению Джонс и ее коллег, погребальные ленты из льна погружали в вязкий бальзамирующий состав перед тем, как обернуть ими умершего, или же смазывали им ткань уже непосредственно на теле. Затем, когда останки оказывались в сухом горячем песке, комбинация внешних условий и антибактериальных свойств нанесенного на ткань вещества обеспечивала сохранность тела. Один из авторов работы Стивен Бакли (Stephen A. Buckley) из отделения археологии Йоркского университета полагает, что изначально ингредиенты могли иметь символическое значение, но со временем египтяне заметили и начали сознательно использовать их консервирующие свойства.
    Прикрепления: 4885323.jpg (115.3 Kb) · 2201606.png (460.3 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Воскресенье, 03.02.2019, 09:58 | Сообщение # 33
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    В провинции Египта Эль-Минья нашли древнее кладбище с десятками мумий, они были обнаружены в ходе раскопок комплекса Туна эль-Габаль, сообщает Национальное министерство по делам древностей.

    В античном некрополе обнаружили три гробницы с каменными саркофагами и сорок мумий, среди которых не менее 10 детей. Останки сохранились в хорошем состоянии. По словам археологов, кладбище может относиться к греко-римскому периоду в истории Египта (с середины IV века до нашей эры по конец IV века нашей эры).В ходе раскопок были найдены керамические изделия, погребальные маски, папирусы и раскрашенные саркофаги.





    Прикрепления: 6702985.png (471.0 Kb) · 1193903.jpg (141.8 Kb) · 2248725.jpg (820.8 Kb) · 3650564.jpg (921.4 Kb) · 3502242.jpg (951.8 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Воскресенье, 03.02.2019, 09:59 | Сообщение # 34
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Некоторые тела обернуты в льняные ткани. Они были погребены в каменных и деревянных гробах, а также на полу склепа.









    Прикрепления: 6100201.jpg (921.0 Kb) · 0610225.jpg (978.7 Kb) · 2503004.jpg (855.7 Kb) · 5670283.jpg (862.1 Kb) · 9956672.jpg (887.6 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Воскресенье, 03.02.2019, 10:00 | Сообщение # 35
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline




    Редко когда так много фотографий..Наслаждаемся открытием!
    Прикрепления: 0650582.jpg (1.06 Mb) · 5673734.jpg (878.7 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Среда, 24.02.2021, 20:35 | Сообщение # 36
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Фараон Секененра Таа II был жестоко убит на поле боя

    Профессор радиологии Каирского университета Сахар Салим (Sahar Saleem) и известный археолог Захи Хавасс (Zahi Hawass) представили результаты компьютерной томографии мумии фараона Секененра Таа II. Они также изучили письменные свидетельства о смерти фараона и сравнили раны на его голове с пятью видами холодного оружия гиксосов, образцы которого были найдены во время раскопок древнего Авариса. Статья о результатах исследования опубликована в журнале Frontiers of Medicine.

    Компьютерная томография подтвердила выводы, сделанные во время предыдущих исследований мумии. Повреждения на голове фараона действительно свидетельствуют, что он погиб не своей смертью, а кроме уже известных травм, были выявлены дополнительные, искусно скрытые под слоем бальзамировочного материала.



    На момент смерти Секененра было около 40 лет. Он был ростом примерно в 167 см и имел прекрасные зубы. Мозг фараона усох и занимал левую часть черепа. Внутренние органы отсутствовали. Верхние конечности мумии были согнуты в локтях и запястьях, а пальцы скрючены. В то же время в документах о первом осмотре мумии фараона в 1886 году отмечался неприятный запах.Эти данные были интерпретированы следующим образом. К моменту мумификации тело фараона уже начало разлагаться.

    Но бальзамирование прошло в хорошо оборудованном и предназначенном для этого месте, а не в полевых условиях, как считалось раньше. Бальзамировщики не смогли уложить тело в традиционную позу мумии, но постарались загримировать последствия ранений.Египетские специалисты заново изучили все повреждения черепа Секененра и подтвердили, что большинство ударов пришлись на правую сторону головы. Часть ранений была нанесена, когда фараон ещё стоял на ногах, а некоторые – когда он был повержен на землю.

    Размеры и форму травм исследователи сопоставили с оружием врагов египтян – гиксосов. Оказалось, что фараон был убит довольно жестоким образом: он получил удары исключительно в голову копьем, кинжалом, боевым топором, а также дубинкой или рукоятью топора. Сразу несколько из ранений были смертельными. Отсутствие следов от оружия на руках говорит о том, что Секененра не защищался – возможно, потому что его руки уже были связаны.

    Потеря лица в прямом смысле была очень болезненной для древних египтян, поскольку не позволяла правильно мумифицировать умершего, а для фараона – ещё и очень унизительной. Таких ранений нет ни у одного фараона Древнего Египта, известного своими военными успехами. Это может означать, что Секененра участвовал в бою, а не наблюдал за битвой из защищенного места.



    По этим данным Салим и Хавасс выстроили картину гибели фараона. Смертельная битва, по их предположениям, произошла где-то между Дейр-эль-Баллас, где Секененра выстроил укрепление, и Аварисом. Фараон был захвачен в бою, связан и, возможно, стоял перед убийцами, преклонив колени. Сильным ударом меча или топора его свалили на землю и добили. После чего тело правителя какое-то время лежало на поле боя на левом боку. В таком положении подданные нашли его и отправили к месту мумификации. Предположительно – в столицу, Фивы.

    Фараон Секененра Таа II из XVII (Фиванской) династии правил в Древнем Египте приблизительно в 1569-1554 годах до н.э. Династия имеет географическое уточнение потому, что XVIII-XVI веках до н.э. часть Египта находилась во владении гиксосов. Пришельцы выбрали своей столицей город Аварис в дельте Нила. А Югом со столицей в Фивах правили фараоны. Считалось, что во время правления Секененра конфликт с гиксосами перешёл в фазу военных действий, а он сам погиб на поле боя или, возможно, в результате дворцового переворота.

    Мумия Секененра Таа II была обнаружена в 1881 году, а в 1886 году её развернул и описал египтолог Гастон Масперо. Именно он отметил следы многочисленных травм на голове и небрежное бальзамирование, сделав вывод о насильственной смерти фараона в возрасте около 40 лет.Качество мумификации Масперо объяснил спешкой и ненадлежащими условиями вдали от царских мастерских. В 1906 году профессор анатомии Г.Э. Смит подробно описал все замеченные черепные травмы Секененра и упомянул о полном отсутствии ран на других частях тела.

    Он предположил, что фараон не защищался, а был убит во сне во время дворцового переворота. Кроме того, Смит предположил, каким именно оружием были нанесены раны. Рентгенографическое исследование в 1960-х годах подтвердило заключения предыдущих исследований о нанесенных Секененра травмах.

    Автор: Юлли Улётова
    Источник: Наука и жизнь (nkj.ru)
    Прикрепления: 7707090.jpg (126.5 Kb) · 5398538.jpg (268.2 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Среда, 05.05.2021, 08:10 | Сообщение # 37
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Ошибка и сенсация))
    Польские ученые обнаружили древнеегипетскую мумию женщины, находившейся примерно на 30-й неделе беременности. Это первая подобная находка в истории. Установить личность женщины вряд ли удастся, но она, определенно, имела высокий статус в обществе — мумификация была недоступна для большинства людей. Причиной смерти же, возможно, стали осложнения при беременности.



    Мумию вместе с саркофагом Варшавский университет получил в дар еще в 1826 году. С 1917 года она хранилась в Национальном музее. Из-за изысканного саркофага мумию поначалу считали женской, но в 1920 году ученые смогли перевести надписи на саркофаге. Мумифицированного человека звали Хор-Джехути, и он занимал высокое положение в обществе.

    «Писец, жрец Гора-Тота, которому поклонялись как божеству на горе Джеме, правитель города Петмитен, Хор-Джехути, оправданный голосом, сын Падиамонемипета и хозяйки дома Танетмин», — гласил перевод. Исходя из него, в саркофаге должен был находиться мужчина.

    В 2016 ученые провели компьютерную томографию мумии и выяснили, что ее принадлежность к мужскому полу весьма сомнительна — у мумии были длинные вьющиеся волосы, кости выглядели слишком хрупкими, мужские репродуктивные органы отсутствовали, зато трехмерная реконструкция показала наличие груди.



    Но главной находкой, совершенной уже в 2021 году Польской академией наук, стал сохранившийся в утробе плод.
    «Сначала мы удивились, что у мумии нет пениса, а вместо него есть грудь и длинные волосы, а потом мы узнали, что это беременная женщина, — рассказывает антрополог и археолог Маржена Озарек-Шилке, одна из авторов работы, опубликованной в журнале Journal of Archaeological Science. — Когда мы увидели маленькую ножку, а затем маленькую руку плода, это нас потрясло».

    «По неизвестной причине плод не извлекли из брюшной полости перед мумификацией, — отмечает археолог Войцех Эйсмонд. — Это делает мумию действительно уникальной. Это единственная известная на данный момент мумия с плодом в утробе матери».

    Ученые не знают, ни кем была эта женщина, ни почему ее мумифицировали вместе с плодом. Они прозвали ее «Загадочной дамой».Учитывая, что в XIX веке с артефактами обращались не слишком бережно, в предназначенный для Хора-Джехути саркофаг могла попасть совершенно другая мумия — возможно, так находку пытались выдать за более ценную.

    Это подтверждается повреждениями на некоторых бинтах мумии — вероятно, мародеры осматривали ее в поисках амулетов и других драгоценностей.Невозможно узнать, кем именно была эта женщина и была ли она родом из Фив, где был найден гроб, однако по ее останкам можно судить о нескольких фактах.
    Во-первых, ее мумифицировали с большой тщательностью и проводили на тот свет с богатым набором амулетов. Это само по себе говорит, что она была важной персоной — мумификация в Древнем Египте была роскошью, недоступной большинству.
    Во-вторых, она умерла чуть более 2000 лет назад, примерно в первом веке до н. э., в возрасте от 20 до 30 лет, а развитие плода позволяет предположить, что беременность находилась на сроке от 26 до 30 недель.
    «Загадочная дама» ставит вопросы о духовных верованиях древних египтян, отмечают исследователи. Верили ли древние египтяне, что нерожденный плод тоже может отправиться в загробный мир, или такая мумификация продиктована чем-то еще?
    Неясно, как умерла женщина, но команда считает, что анализ сохранившихся мягких тканей мумии может дать некоторые подсказки.

    «Высокая смертность во время беременности и родов в те времена — не секрет, — отмечает Эйсмонд. — Поэтому мы считаем, что смерти могла каким-то образом способствовать беременность».В будущем исследователи планируют более тщательно изучить мумию, чтобы установить причину смерти женщины — возможно, дело было в инфекции или какой-либо другой болезни.

    Ранее египтологи из Копенгагенского университета узнали новые подробности мумификации в Древнем Египте, изучив папирус, сохранивший инструкции. Внимание ученых привлекло описание процедуры бальзамирования лица мертвеца, которое не встречалось в более ранних текстах. Жидкую смесь растительных ароматических веществ нужно было нанести на лоскут красного льна, а затем накрыть этим лоскутом лицо умершего. Этот процесс повторялся несколько раз с интервалом в четыре дня. Указанные в рецепте вещества обладали также антибактериальными свойствами и, вероятно, играли роль антисептика. Ранее исследователи уже находили мумий, чьи лица были покрыты тканью и смолой, — по всей видимости, над ними проводили аналогичную процедуру.

    Прикрепления: 8229443.jpg (197.9 Kb) · 3515585.jpg (178.2 Kb) · 2842524.jpg (176.2 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Вторник, 10.05.2022, 10:03 | Сообщение # 38
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline


    Внутри египетской мумии ястреба оказались останки священного ибиса
    Американские исследовали изучили мумию птицы, которая считалась останками ястреба. Оказалось, что под «коконом» находятся останки священного ибиса, у которого даже частично сохранились мягкие ткани и перья. По мнению ученых, этой находке, долгое время хранившейся в учебном заведении, около 1500–2000 лет. Об этом сообщается в пресс-релизе Корнеллского университета.



    Древние египтяне мумифицировали многие виды животных, например, кошексобакгамадрилов и даже жуков. Если главная цель мумификации людей заключалась в том, чтобы они смогли существовать в загробном мире (поэтому вместе с ними клали еду, деньги, мебель и прочие предметы), то животных, как считается, мумифицировали по другим причинам. Питомцев могли похоронить вместе с хозяином, каких-то зверей и птиц — в качестве запаса пищи для загробной жизни, других — потому, что люди им поклонялись. Одни из самых известных мумий принадлежали священным ибисам (Threskiornis aethiopicus) — крупным птицам, которые у древних египтян отождествлялись с богом мудрости Тотом. Так, только во время раскопок в Саккарском некрополе археологи обнаружили около 1,75 миллиона этих птиц.



    В последние годы интерес к древнеегипетским мумиям животных возрос. Более того, появилась возможность делать трехмерные реконструкции их внутреннего строения, не нарушая их целостности, с помощью рентгеновской компьютерной томографии. Этим методом активно изучают и мумии людей, например, недавно египтологи впервые исследовали мумию Аменхотепа I и выяснили, что его остатки были сильно повреждены грабителями гробниц, а также просветили две древнеегипетские мумии из «Долины Царей».

    Магистрант Кэрол Энн Барсоди (Carol Anne Barsody) из Корнеллского университета исследовала предполагаемую мумию птицы, которая хранилась в коллекции ее учебного заведения с маркировкой мумия ястреба. Точное происхождение этого артефакта остается неизвестным, поскольку никаких записей о прибытии его в университет нет. Первоначально считалось, что эта находка могла оказаться в США в 1884 году вместе с мумией человека по имени Пенпи, который был фиванским писцом во времена третьего переходного периода (около 828–625 годов до нашей эры). Однако Барсоди никаких подтверждений этому не нашла, но предположила, что возможно мумия птицы была частью коллекции из Саккарского некрополя, которая поступила в университет в 1930 году.Чтобы удостовериться, что мумия не была подделкой, Барсоди вместе куратором коллекции Фредериком Гличем (Frederic Gleach) решила сделать рентгеновскую компьютерную томографию.

    В результате исследования они обнаружили, что под «коконом» действительно находятся останки птицы, у которой сохранились даже некоторые мягкие ткани и перья. Оказалось, что одна из лап этой птицы была сломана еще до того, как ее мумифицировали. Кроме того, после смерти (возможно, во время транспортировки) ей сломали клюв. Орнитолог Ваня Ровер (Vanya Rohwer) осмотрел полученные снимки



    и заключил, что мумия принадлежит самцу священного ибиса. Чтобы останки этой птицы оказались сложены в нынешней форме, ей удалили грудную клетку и повернули голову, что не было обычной практикой. Вес мумии оказался 942 грамма, а ее возраст, по оценкам исследователей, около 1500–2000 лет. Возможно, если в перспективе удастся извлечь ДНК из мягких тканей этого священного ибиса, то ученым удастся определить место, откуда он происходит.
    Прикрепления: 0168161.jpg (110.1 Kb) · 1650104.jpg (63.9 Kb) · 5315892.jpg (75.8 Kb) · 9685128.jpg (59.1 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Суббота, 18.02.2023, 11:12 | Сообщение # 39
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Новые археологические находки помогли больше узнать о составе "священных масел", а заодно и об экономике бальзамирования в Древнем Египте. 



    Технологию мумификации описывают многие древнеегипетские источники. Но что представляли собой некоторые компоненты бальзамирующих материалов, оставалось неясным: предположения об этом специалисты строили на основе филологического анализа. Недавно у археологов появилась возможность проверить догадки.

    Международная группа ученых под руководством Максима Ражо из Тюбингенского университета (Германия) исследовала сосуды, обнаруженные в некрополе Саккара, погребальном комплексе древнеегипетской столицы — Мемфиса. Находки относятся к 26-й династии, 664-525 годам до нашей эры.

    Как оказалось, более чем на сотне керамических кувшинов, мерных чаш и мисок есть подписи. Одни — своего рода инструкция ("положить ему на голову" или "бальзамировать этим"), другие — собственно названия веществ (например, "сефет" или "антиу").

    С помощью газовой хроматографии и масс-спектрометрии специалисты определили ингредиенты бальзамирующих материалов на дне 31 сосуда. Результаты удивили. Так, выяснилось, что антиу, название которого долгое время переводили как "мирра" или "ладан", — на самом деле смесь животного жира со смолами и маслами кедра, можжевельника или кипариса.

    Сефет — одно из "семи священных масел" — использовали в том числе для ритуала отверзения уст: рот мумии открывали, чтобы в загробном мире она могла дышать и говорить. Состав ингредиента в египтологии обычно описывали как "неидентифицированное масло".

    Однако новое исследование показало, что и его готовили на основе животного жира с добавлением растительного компонента из можжевельника или кипариса. Впрочем, в другом сосуде к жиру было добавлено масло элеми — цитрусового растения. Ученые предполагают, что рецепт допускал разные варианты и к тому же менялся со временем.

    Глобальная экономика мумификации
    Как выяснила группа Ражо, древнеегипетская индустрия мумификации полностью зависела от импорта — большинство веществ, применявшихся в мастерской в ​​Саккаре, привозили издалека.



    "Происхождение отдельных ингредиентов свидетельствует о почти глобальной торговой сети", — пишут авторы работы.Рецепт бальзамирования в Древнем Египте усложнили и диверсифицировали примерно после тысячного года до нашей эры — именно тогда активно развивалась торговля между разными частями ойкумены.


    Битум, обнаруженный в Саккаре — скорее всего, из района Мертвого моря. Его импортировали в Древний Египет специально для мумификации.Фисташковые и оливковые деревья, кедр, можжевельник и кипарис, дающие смолу и масло, тоже не растут в Египте. Вероятно, вещества привозили из Леванта.

    Хотя интенсивные торговые контакты и межкультурные обмены Средиземноморского бассейна хорошо задокументированы, мастерская в Саккаре предоставляет дополнительные доказательства существования сетей, связывающих этот макрорегион с такими удаленными территориями, как Юго-Восточная Азия.

    Это особенно верно для смол — эндемиков тропических лесов. Виды древесных растений рода Canarium, производящие масло элеми, распространены как в азиатских, так и в африканских лесах южнее Сахары. А вот смола даммар, тоже найденная в саккарских сосудах, — продукт переработки деревьев семейства Dipterocarpaceae, которые растут исключительно в азиатских тропических лесах. По мнению ученых, это косвенно свидетельствует о том, что и элеми, и даммар попали в Египет из Юго-Восточной Азии.

    Примечательно, что предыдущие работы тоже указывали на неожиданные торговые связи древнего мира. В статье 2020 года другой группы немецких ученых исследовался зубной камень жителей Южного Леванта, умерших во втором тысячелетии до нашей эры. Состав отвердевшего налета показал, что обитатели региона питались не только растущими там злаками, кунжутом и финиками, но и экзотическими бананами, соевыми бобами и куркумой, которые в то время могли быть получены только из Южной Азии.

    "Это заставляет нас переосмыслить сложность и интенсивность индо-средиземноморской торговли в эпоху бронзы, а также степень глобализации ранней восточносредиземноморской кухни", — отмечали авторы работы.
    Прикрепления: 4640763.png (956.5 Kb) · 4165537.png (655.2 Kb) · 0331708.png (787.7 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    • Страница 3 из 3
    • «
    • 1
    • 2
    • 3
    Поиск:
    © 2008-2013 Карта сайта 30.12.2024, 18:58