Колизей - История Древнего мира Колизей - История Древнего мира
Главная Контакты В избранное
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Модератор форума: Баст  
    Персидский ковер: история и красота
    БастДата: Вторник, 03.11.2009, 18:00 | Сообщение # 1
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Персия - страна, история которой насчитывает несколько тысячелетий. Из сказок нашего детства мы узнаем о караванах верблюдов, плывущих по пустыням, о всемогущих падишахах и вечно юных гуриях, о благоухающей красоте садов персидских владык, и, конечно, об удивительно ярких персидских коврах. Название "персидский ковер" сохранилось за коврами, созданными в современном Иране, территории, входившей в состав древней Персии.

    В Коране сказано, что мир был сотворен Аллахом за шесть дней. Сначала в бесконечности пустой Вселенной возникли семь небес и зажглись светила, а потом под ними прекрасным ковром была расстелена земля, придавленная для прочности горами. Ковер, таким образом, ассоциируется на Востоке с мини-моделью земного рая. Без него немыслим ни один дом, а уровень благосостояния человека определялся количеством и качеством ковров в его жилище. Та семья, которая не могла позволить себе устелить пол собственного дома достойными коврами, выглядела жалко в глазах соседей.

    История древней Персии неразрывно связана с историей восточного ковра. Искусство ковроделия передавалось от поколения к поколению и считалось самой дорогой семейной ценностью. Изначально ковры ткали на дому, для личного пользования или в подарок. Только в III веке н. э. в мастерских и мануфактурах Персии началось производство ковров на продажу. Проследить историю персидского ковра - значит проследить путь развития одной из величайших в мире цивилизаций.Многие историки сходятся на том, что изобретателями ковра были безымянные кочевники Центральной Азии. Ковер для кочевника был незаменимым предметом интерьера - он защищал от холода и сырости, мог служить входной дверью шатра, или его полом.

    Персы умели ткать ковры еще 2400-2500 лет назад. Именно так учеными оценивается возраст первого сохранившегося до наших дней восточного ковра. Он был найден на Алтае советскими учеными в археологической экспедиции под руководством Руденко и Грязнова. Благодаря вечной мерзлоте содержимое усыпальниц Пазырыкских курганов хранилось в течение тысячелетий. Одной из находок Пазырыка оказался ковер иранской работы, ставший настоящей сенсацией. Эта находка свидетельствует об уникальном факте: спустя столетия классическая техника ручного плетения ковров не претерпела никаких изменений.

    История сохранила для нас рассказ об одном из первых шедевров персидских мастеров - "Весеннем ковре" царя Хосрова I, сплетенном в VI веке в честь победы персов над римлянами и завоевания Аравийского полуострова. "Весенний ковер" был, без сомнения, самый дорогим ковром в истории. Это в то время имело и политическое значение - такой ковер был символом власти и мощи, а его красота символизировала божественное происхождение царя. Размеры ковра были поистине гигантскими: 122 метра в длину, 30 метров в ширину, а весил он несколько тонн. Но самое потрясающее - узор этого ковра. Земля была вышита нитями из золота, вода - прозрачными драгоценными камнями. Цветы и плоды на деревьях были также из самоцветов. Предания повествуют, что когда расстилали этот ковер, весенний воздух проносился по залу. Но в середине седьмого века Персию захватили арабы, и "Весенний ковер" не пережил нашествия: завоеватели разрезали его и увезли из захваченной столицы по частям.

    Фрагмент Пазырыкского ковра
    Прикрепления: 6590080.jpg (355.8 Kb) · 1013351.jpg (130.1 Kb) · 1564144.jpg (135.1 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Вторник, 03.11.2009, 18:07 | Сообщение # 2
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Первые в истории тканые картины, напоминающие ковры, датируют XVI--XI века до н. э. Их нашли в гробнице Тутмоса IV.
    На фреске в Бен-Хассане (X век до н. э.) было обнаружено самое старое в истории изображение процесса изготовления ковров.
    Самый многоцветный ковер соткали уже в XXI столетии три брата в иранском Тебризе. На сравнительно небольшом полотне - метр на полтора - уместился миллион узелков 800 цветовых оттенков.
    Самый большой ковер в мире - площадью 6000 квадратных метров - был соткан для казино курорта Мар-дель-Плата в Аргентине.
    Самый дорогой ковер - из Исфахана, ХVI века -- был продан в 1928 году в Лондоне за 111 555 долларов

    Когда в Персию пришел ислам, запрещавший изображение живых творений Аллаха, с ковров исчезли птицы, верблюды, лошади. Орнаменты ковров заговорили языком символов и абстракций, превратились в тканое выражение Корана. Персидский ковер для посвященного - книга о строении мироздания.
    С 1038 по 1194 гг Персия находилась под властью турок, которые имели собственную культуру ковроткачества - в это время происходил обмен навыками и приемами ковроделия. Потом до середины 15 века страна была захвачена монгольскими племенами. Ковры времен монгольского владычества лишены истинно персидской пышности, они отличаются простым, преимущественно геометрическим орнаментом.

    В XV во времена династии Сефевидов веке новой столицей Персии стал город Исфахан. В столице и многих других городах были созданы государственные мастерские, где умелые художники и мастера создавали восхитительные шедевры коврового искусства. Религиозный запрет на изображение животных и птиц был снят, производство ковров превратилось в один из основных источников дохода казны. В Европе персидские ковры стали очень популярны, за ними снаряжались целые торговые экспедиции. В лучших коврах этого периода сложный звездный медальон доминирует над богатой системой стеблей и цветов на ярком поле индиго.
    Во времена войны с Афганистаном, Турцией и Российской Империей утонченное искусство ковроделия в Иране пришло в упадок, навыки изготовления ковра сохраняли лишь кочевники и мастера в маленьких деревушках. Новый расцвет ковроткачества наступил в Персии в 19 веке, экспорт ковров стал важной составляющей доходов государства.

    Виды персидских ковровСегодня Иран производит большее количество ковров, чем все другие центры ковроделия вместе взятые. Кум, Наин, Tебриз, Исфахан, Габе - в каждом из этих городов Ирана свои секреты ковроделия, свои особенные, самобытные ковры. Специалисту достаточно одного взгляда, чтобы определить точное место изготовления ковра. Здесь важно все: какие используются цвета и орнаменты, какая шерсть и основа, какова плотность ковра и тип узла.

    Качество ковра имеет много составляющих. Это и материал ворса, и тщательность плетения, и композиция, и рисунок, и цветовая гамма. Кисти, нити основы, обработка края ковра и его плотность также имеют огромное значение. Считается, что только иранские мастера поддерживают на высочайшем уровне все характеристики своих ковров. При этом большое значение придается выразительности и глубине цвета. Персидские ковры имеют самую широкую гамму красок с мягкими, звучными, чистыми оттенками.
    Каждому традиционному ковру присущи узнаваемый орнамент и цветовая гамма.Палитру иранских ковров определяют теплые, но насыщенные цвета Востока: закатный багрянец солнца, цвета глубокого неба, бескрайней пустыни, прозрачных родников.

    Цвет настоящих персидских ковров с каждым годом лишь обретает новую глубину и яркость, в этом секрет их удивительного долголетия. Геометрический орнамент "персов" близок к устоявшемуся в России представлению о "настоящем" ковре. Возможно, поэтому они так популярны в нашей стране. Мастер никогда не повторяет узор дважды, хотя общие элементы узора сохраняются, и по ним можно судить, в какой местности сделан ковер.
    Прикрепления: 4661796.jpg (145.0 Kb) · 6672869.jpg (111.8 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Вторник, 03.11.2009, 18:16 | Сообщение # 3
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline

    ТебризТрадиционными сюжетами для персидских ковров являются, как правило, орнаменты. В школе Тебриз фоном для них остаются кремовый, красный или синий цвета.Сюжетно-тематические ворсовые ковры, характерные для тебризской школы считаются наиболее сложными по происхождению мотивов и образов. Темы на этих коврах часто навеяны творениями великих поэтов Востока, на них можно встретить изображения соколиной охоты или грозного льва. Ковры из Тебриза можно сразу узнать по орнаменту - медальоны в центре и по углам. Медальон в центре ковра символизирует луну, а узор из ромбов с зазубренными листочками по краям - чешую рыб, которые в час полнолуния поднимаются к поверхности воды, чтобы полюбоваться отражением луны.
    Известны также тебризские ковры-картины, где изображены фрагменты дворцов и мечетей, сцены битв. Часто на создание того или иного узора ковра мастера вдохновляли обложки старинных книг, расписанных вручную. Эти ковры хорошо смотрятся в богатых интерьерах и в больших помещениях, площадь которых не меньше 50-70 кв.м.

    Исфахан Исфаханские ковры наиболее известны в Европе. В VI в. город Исфахан стал новой столицей Персии. Здесь основали царскую ковровую мастерскую, где работали лучшие художники и ткачихи со всей страны. Исфаханские ковры имеют яркий синий или красный фон, а цены зависят от сложности отдельных деталей узора - чем мельче, тем дороже. Шерсть исфаханских ковров срезана до нескольких миллиметров, поэтому контур рисунка очень четкий.
    Узор исфаханского ковра составляют сложный затейливый медальон в центре и плотный растительный рисунок основного поля и бордюра. Имеется многочисленные, очень запутанные и точно выполненные орнаменты, реалистично изображенные птицы и цветы. Центральная область ясно отделена от бордюра. Интерпретировать этот орнамент можно по-разному: медальон в центре ковра может обозначать всевидящее Божье око или священный цветок лотоса. Современные исфаханские ковры часто являются копиями знаменитых ковров эпохи династии Сафавидов (XV-XVII вв.) - золотого века персидского ковроткачества.

    Кум.Купить ковер из Кума - значит, приобрести ковер выдающегося качества и красоты. Стоят они, как правило, дороже других "персов", за исключением разве что ковров из Исфахана и Тебриза. Ковры из Кума известны необычным сочетанием цветов: они могут быть цвета слоновой кости, бежево-коричневыми и светло-зелеными с оттенком бирюзы (впрочем, последний встречается в персидских коврах крайне редко). Ворс шелковистый, низкий. Лучшие ковры Кума - шелковые. Причем из шелка выполнены и основа, и кромка, и ворс. Это тонкие, как платок, и очень пластичные ковры. Только в этой местности ткут шелковые ковры, в остальных - шерстяные или смешанные. Впрочем, ковры из чистого шелка - это редкость. Да и стоят они в несколько раз дороже, чем шерстяные. Обычно шелк добавляют к шерсти, чтобы придать ковру блеск, или вывязывают шелковой нитью отдельные элементы узора. В Куме делают совсем немного больших ковров, но если такие ковры делают, то работают над ними очень тщательно, несколько лет. В Куме нет орнаментов, считающихся традиционными для этого города - здешние дизайнеры и мастера не привыкли себя в чем-то ограничивать. При этом ковры из Кума часто "подписаны" мастером. В изображении преобладает разбивка поверхности на квадраты с растительным орнаментом внутри.

    Наин На коврах из Наина очень светлое поле и много синего или светло-зеленого, почти салатного цвета. Рисунок состоит из переплетающихся мелких цветочков и веток.
    Основа ковров из Наина - тонкий хлопок. Это образец ковров классического персидского дизайна. Характерное сочетание голубоватых тонов и цвета слоновой кости стало настоящей "торговой маркой" здешних мастеров.

    Габе Деревенские персидские ковры из Габе стоит выделить отдельно. В этой провинции ткут ковры "килим", которые очень модны на Западе. Причины их популярности - двусторонний рисунок и более низкая (приблизительно в два раза, чем у среднего "перса") цена. Это большие ковры, сотканные из неравномерно прокрашенной шерсти, с очень крупным незамысловатым рисунком. На первый взгляд они никак не могли конкурировать с привычными коврами, отличающимися мелким детально прорисованным орнаментом и богатой палитрой цветов. Однако очень скоро они с ума свели весь мир. Теперь персидские ковры из Габе можно увидеть в домах самых больших ценителей искусства.

    Сегодня в ковроткачестве возрождаются традиции и возвращаются технологии 200-300-летней давности, когда узелки завязывались вручную, красители использовались только натуральные, а орнамент передавался от поколения к поколению. Износостойкость персидских ковров исчисляется веками. Однако будьте осторожны при покупке - порой вместо настоящего иранского ковра Вам могут предложить китайскую подделку. На первый взгляд она ничем не отличается от ковра ручной работы, но стоимость ее раза в 3-4 меньше оригинала. Такие ковры служат недолго. Некоторые фабрики иногда прибегают к стилизации под иранский или другой восточный орнамент, зачастую смешивая их. Это приводит к катастрофической пошлости, представленной на отечественных рынках в самых разных версиях. Так что будьте внимательны при выборе.
    Прикрепления: 4953267.jpg (155.3 Kb) · 0652916.jpg (92.7 Kb) · 2120149.jpg (164.9 Kb) · 6250398.jpg (67.1 Kb) · 3955429.jpg (141.3 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Вторник, 03.11.2009, 18:37 | Сообщение # 4
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Древние традиции изготовления ковров

    Ковры в Иране ткут все и всюду: отдельные семьи, старинные ремесленные династии и большие фабрики занимаются созданием ковров с различными типами узелков, безворсовых ковров. Традиция ковроткачества в Иране насчитывает несколько тысячелетий, имеет глубокие древние корни и тесную связь с местной культурой и народными обычаями. Секреты ковроделия передавались из поколения в поколение.
    Техника изготовления тканых ковров практически не изменилась за многие века. Сейчас, как и столетия назад, самые лучшие ковры ткут только вручную, красят шерсть натуральными красителями и скрупулезно работают над орнаментами. Только так может получиться настоящий персидский ковер.

    Почему узелковый ковер ручной работы при том же качестве пряжи может стоить в десять раз больше своего собрата, сотканного машиной? Не только потому, что он несет тепло человеческих рук. Дело в том, что узелки, связанные руками, имеют уникальную форму и отличаются друг от друга. Помимо того, существует несколько типов узелков для ковров ("гордиев узел" и пр.). Двух одинаковых ковров ручной работы просто не существует, даже если эскиз рисунка использовался один и тот же. Именно за счет узелков немного неровной, неправильной формы ковры ручной работы и приобретают очарование, которое едва ли можно передать словами. Машина же, напротив, делает как узелки, так и ковры абсолютно идентичными. К тому же ворс настоящего ковра фиксируется на нитях основы узелком, и делают это человеческие пальцы. Машина же не умеет завязывать узелки. Ворс ковра машинной работы просто воткнут между основой и утком. Безворсовые ковры ручной работы более прочны и долговечны.

    Восточные ткачихи, анонимные авторы ковровых шедевров, сочетают изящные узоры с бесподобной цветовой гаммой. Рисунки персидских ковров навеяны уникальными иранскими мозаиками и миниатюрами. Это сложное искусство, демонстрирующие высокую степень таланта, вкуса, упорства и изобретательности здешних художников. К тому же, оно требует месяцев бесконечного труда, усидчивости и больших затрат.

    Ковроткачество - долгий, сложный и трудоемкий процесс. Лишь с недавних пор в Иране внедрены в производство ковров моющие, красящие и прядильные аппараты. Основной материал, с которым работает создатель ковра - овечья шерсть - также дает небольшой набор цветов. В зависимости от масти овцы состриженная шерсть бывает белой, коричневой, желтовато-коричневой, желтой и серой. Качество шерсти различается в разных частях тела животного. Одна овца дает до десяти разновидностей шерсти, которые разделяются старательными специалистами. Шерсть окрашивают естественными красителями, получаемыми на основе древесины различных пород, трав и овощей. Красители также получают из корней марены, оболочки грецких орехов, листьев винограда, стеблей спаржи, кожуры гранатов, даже из прокисшего молока. Для крашения используются и минеральные вещества в сочетании с каустической содой или лимонной кислотой, которые необходимы для того, чтобы закрепить краску, предотвратить ее вымывание и стирание. Ковры создаются не только из шерсти, но и из лоскутков ткани. Такие ковры имеют оригинальный и красочный вид.

    Технология изготовления тканых ковров[/b]Дизайнер рисует эскиз на листе бумаги в одну четверть всего ковра, а затем путем симметричного наложения завершает весь рисунок. Этот эскиз раскрашивается, наносится на миллиметровую бумагу и поступает к мастеру, который в соответствии с ним ткет ковер. Основу натягивают на специальную деревянную раму и вручную вплетают в нее ворс. Каждая нить завязывается особым узелком. На каждый узелок мастерица тратит около двух секунд, завязывая за день десять-четырнадцать тысяч узелков. Только через месяц такой работы начинает проявляться рисунок будущего ковра. Скорость плетения зависит от сложности узора, тонкости работы и материала, из которого изготавливается ковёр. А качество зависит от количества узелков на квадратный метр: чем их больше, тем четче рисунок, тем плотнее, прочнее и дороже ковёр. Однако слишком высокий показатель плотности может в некоторых случаях стать причиной гибели изделия - ковер может потрескаться на сгибах, например, если его неумело свернуть.

    Настоящие персидские ковры очень плотные (от одного до двух с половиной миллионов узелков на квадратный метр). Узлы должны быть ровными, а расположение их упорядоченно. Завязать тугой узелок могут только тонкие девичьи пальчики, поэтому ковроткачеством часто занимаются девочки-подростки. В среднем на создание обычного ковра ручной работы уходит от нескольких месяцев до 3 лет. Если Вы посмотрите на изнанку ковра ручной работы, рисунок и цвета будут чистыми. Такой ковер выгодно отличается от ковра машинной работы, который имеет размытый рисунок. Через каждые сплетенные 7-10 сантиметров ковер аккуратно подстригают, оставляя ворс длиной 2-2,5 сантиметра. Только тогда из беспорядочного переплетения цветных ниток проступает узор. Готовые ковры мастер вычищает наждачной бумагой.

    Знатоки говорят, что хороший тканый ковер с возрастом не изнашивается, а напротив, приобретает благородство. Считается, что ковры должны "созреть". В былые времена существовал довольно оригинальный способ доработки изделий. Мастера говорили: "Как перебродивший виноградный сок - еще не вино, так и только что сотканный ковер - еще не ковер". Готовый ковер бросали на базарной площади, где по нему проходили тысячи людей. Эти тяжкие испытания шли ковру на пользу: ворс разбивался на волокна, и ковер становился пушистым, мягким и пластичным. Умельцы знали, что настоящий персидский ковер никогда не разорвется, а краски не потускнеют. Сегодня ковры кладут на специальный вибростенд, на котором они выбиваются механическим способом. Изделия становятся мягкими всего за 1 час современной обработки. Раньше для достижения такого эффекта ковры должны были 3 месяца лежать на мостовой. Сегодня можно встретить также тканые коврики, которые отличаются от ковров лишь своими размерами, но техника и принципы их изготовления остаются теми же.

    В древности персидские ковры называли оазисами. "Тот, кто приобретет такой ковер, будет иметь в своем доме миниатюрный персидский сад", - говорят знатоки. Сочетание натуральных материалов, естественных красителей и ручной работы делает персидский ковер неповторимым произведением искусства, символом доброты и мира, ведь ковер таит в себе тепло и терпеливость человеческих рук, доброту человеческого сердца; в его узорах, расцветках, орнаменте заключены многовековые традиции, тайны и мудрость Востока.
    Подготовлено по материалам сайта Персидские ковры
    Прикрепления: 3532086.jpg (73.4 Kb) · 2834330.jpg (40.2 Kb) · 3184488.jpg (42.6 Kb) · 3591951.jpg (24.9 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Среда, 23.01.2013, 20:43 | Сообщение # 5
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    В Дагестане традиции ковроткачества ничуть не меньше развиты, чем в Иране.. smile

    В южном Дагестане есть село Хучни, которое считается селом ковров, а попутно и столицей Табасаранского района. В этом горном селении живут те, кто бережно хранит уникальные традиции дагестанского ковроткачества. Это не просто плетение разноцветных нитей, а целое искусство — со своей философией, историей и мистикой.

    Отношение к коврам на Востоке и Кавказе всегда было особенным, ведь они выполняли самые разнообразные функции в доме. В холода согревали, покрывая глиняный пол и каменные стены жилища. Служили и служат символом богатства, и в горах по сей день говорят: «Имеющий несколько старинных ковров имеет богатую библиотеку». В некоторых районах Дагестана и сейчас принято, чтобы в приданом невесты было несколько ковров, сделанных ею собственноручно, а во многих селениях Табасаранского района для продолжения рода по готовому ковру пускают побегать маленького мальчика, надеясь, что по этому ковру будут ходить и его потомки.

    Для древних мастеров характерным было закладывать в орнамент знаки и символы — самые разные, но, как правило, сулящие дому и его хозяевам благоденствие. Так, например, на дагестанских коврах весьма распространены солярные знаки — простые круги, круги с лучами — и стилизованные звезды. Присутствие их в орнаменте символизирует процветание дома и его хозяев, находящихся под защитой высших сил. Если в рисунке присутствует спираль, она, по некоторым предположениям, скорее всего, обозначает воду как символ жизни или — по второй версии — оазис мирного существования.

    Исследователи сравнивают прочтение рисунка ковров с чтением настоящего детектива, в котором мы пытаемся проследить ход мыслей самого автора и его героев. К примеру, в кайтагских вышивках конца XVIII — первой половины XIX века часто встречаются изображения животных, птиц рядом с причудливыми контурами рогов, знаков солнца. Нередко встречаются антропоморфные изображения. Исследователи трактуют подобное сочетание таким образом: главе дома и его хозяйству не страшны злые духи, поскольку они пребывают под защитой неба.

    Один из популярнейших в Дагестане видов ковра — сумах, который ранее могли позволить себе только зажиточные семьи, имеет достаточно сложный геометрический узор: решетки, ромбические медальоны, странные изображения, трактуемые как дракон. Значение медальонов интерпретируют по-разному: всевидящее око, цветок, поднимающий свое «лицо» к небу, зеркальное отражение узора, покрывающего изнутри купол мечети. В любом случае медальон — символ божественного присутствия в этом мире. Если он есть на ковре, все остальные детали орнамента, как правило, группируются вокруг него.

    В предгорных и горных районах центральной части Дагестана делали гладкие ковры, называемые давагином у аварцев и думом у кумыков. На многих давагинах встречаются орнаменты с изображением древа жизни, рук, драконов, жирафа, верблюда, коней. Сцены из охоты на этих животных, по мнению исследователей, могут обозначать райское времяпрепровождение.

    Ковры могли служить и оберегами, которые требовались как хозяину, так и хозяйке дома. Например, считающийся мужским ковер «Топанча» содержит в своем аскетическом орнаменте перекрещенные линии — это рукояти кинжалов. «Топанча» обычно дарили воинам. У некоторых дагестанских народов этот ковер считался священным, по нему нельзя было ходить. И с ним же было связано суеверие: если соткать только один такой ковер и повесить в доме, то в нем умрет мужчина. Но и двух недостаточно — быть несчастью. Чтобы избежать беды, всегда вешали на стены три одинаковых ковра. Знают ли об этом правиле современные покупатели?

    Мало кто из сегодняшних мастериц осмелится выткать рисунок для ковра «Топанча». Существует поверье, что в нем зашифрованы символы войны, крови и смерти, и ткать этот ковер — накликать на себя страшную беду. Тем не менее на антикварном рынке такие ковры в ходу.

    А с женским ковром «Сафар» связана такая легенда. В горном селении некогда жила девушка, которую звали Сафар, ее возлюбленный чабан погиб в буре — вот она и выткала ковер, на котором видны и стилизованная отара овец, и смерч, и папаха. У ковров такого типа принцип построения рисунка следующий: элементы имеют разные пропорциональные соотношения относительно друг друга, от очень крупных до совсем маленьких ромбиков. Характерной особенностью этой схемы является ее способность разрастаться как по вертикали, так и по горизонтали, а кайма, замыкая композицию, придает ей законченный вид. Красиво, но символизирует горечь утраты, девичье страдание, о чем тоже мало кто из покупателей догадывается.
    Прикрепления: 2240131.jpg (287.5 Kb) · 6864891.jpg (79.9 Kb) · 1246623.jpg (157.0 Kb) · 1726287.jpg (62.3 Kb) · 6642359.jpg (40.5 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Среда, 23.01.2013, 20:45 | Сообщение # 6
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline

    Существуют две версии расшифровки орнамента под названием «Ахтынская роза»: есть народный герой Шарвили, богатырь, защищавший землю от врагов в глубокой древности. В знак благодарности ахтынские женщины якобы выткали богатырю розу, которую и передают от мастерицы к мастерице в память о нем. Есть и другая версия. Во время Кавказской войны русские солдаты привезли в Дагестан посадские платки с вытканными на них розами. Видимо, они так понравились местным женщинам, что те перенесли рисунок на ковры, а может, и сделали несколько ковров по заказу русских военных. Впрочем, есть и иное объяснение: стилизованная роза в персидской культурной традиции, к которой не могли не обращаться здешние мастерицы, символизирует жизнь — прекрасную, но недолговечную. Возможно, именно этот смысл и зашифрован в цветке.

    Некоторые загадки со временем разрешаются. Например, ученые долго не могли понять, почему некоторые старинные ковры имеют несимметричные рисунки. Ответ оказался довольно прост: выяснилось, что некоторые ковровщицы просто повторяли рисунок на глаз, воссоздавая его по памяти. В результате рисунок менялся, в нем появлялись новые детали, добавлялись какие-то штрихи, которые потом воспроизводила следующая мастерица. Несмотря на такие вольности, сами мастерицы утверждают, что орнамент ковра нельзя нарушать, иначе меняется весь смысл, да и символы смешивать тоже категорически нельзя. Геометрические, растительные, зооморфные и прочие мотивы, как отмечают исследователи, могли со временем образовать настоящий алфавит, с помощью которого мастерицы составляли свои композиции. Знание этого тайного алфавита передавалось из поколения в поколение.

    Об используемой цветовой гамме. В изготовлении дагестанских ковров применяются семь цветов и десятки полутонов, но преобладающие цвета — красный и синий. Почему именно они? Потому что символизируют главные природные стихии — огонь и воду. Кстати, до сих пор в Хучни практически не используют синтетические красители, а оттенки нитям придают, получая цвет из листьев зверобоя и душицы, луковой шелухи, коры барбариса, кожуры зеленого грецкого ореха.

    Как считают исследователи, орнамент, составленный из символов, практически никогда не содержал в себе ни единой праздной линии: едва ли не каждая черточка имеет свое значение, является выражением известных понятий или представлений. Эта культурная традиция формировалась на протяжении нескольких исторических эпох. Больше всего специалисты сегодня озабочены тем, как ее сохранить для будущих поколений. У ковровщиц есть одно очень важное и обязательно почитаемое поверье — станок не должен стоять пустым, поэтому после завершения работы его разбирают и прячут до следующего раза. Увы, но сегодня им приходится это делать все чаще и чаще.
    Прикрепления: 4124676.jpg (216.8 Kb) · 9793340.jpg (349.8 Kb) · 6849483.jpg (447.4 Kb) · 0584311.jpg (92.2 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:
    © 2008-2013 Карта сайта 23.11.2024, 06:20