Архитектура Марокко в сравнении с архитектурой других арабских стран марокканская заметно выделяется пышностью, вниманием к деталям. Объясняется это долгими прочными связями Марокко с Испанией. Так, грозную крепость, построенную в марокканском Рабате архитекторами-мусульманами из Испании, вполне можно принять за европейскую.
Мавры жили на полуострове Иберия достаточно долго, пока не выселили их оттуда христиане. Большая половина изгнанных арабов и поселилась в Марокко. Именно с этого времени стал развиваться особый марокканский стиль, впитавший в себя так много от Испании.Данный стиль архитектуры носит и иное название – мавританский. Похожие на марокканские арки и здания можно встретить и в некоторых районах Испании. Улицы главного города Марокко выглядят не совсем по-арабски, не совсем по-африкански. Множество таких белых зданий, как в Марокко, можно встретить в Средиземноморских странах. Марокканцы научились строить дома настолько качественно, что летом, даже в самую сильную жару, в них всегда прохладно и комфортно. Несмотря на то, что современные технологии и строительные материалы проникают и в Марокко, арабы не спешат отворачиваться от традиций предков.Традиционный, самый обычный марокканский дом строится из глины. Но сегодняшние жители Марокко оставляют свои глиняные жилища и перебираются в здания более современные, правда, есть и те, например, берберы, кто строит дома по-прежнему из глины, как и в древние времена.
Старые традиционные города Марокко хранят до наших дней многие величественные образцы классического арабо-берберского зодчества: мечети, крепостные сооружения, дворцы, общественные здания, медресе, бани, акведуки, фонтаны. К XII в., «золотому веку» в Марокко, относится, например, выдающийся памятник культовой монументальной архитектуры — мечеть Кутубия в Марракеше, поражающая строгими и прекрасными пропорциями высокой башни минарета с тремя ярусами удлиненных окон и декоративных арок, а также венчающей ее надстройкой с небольшим изящным куполом. В молитвенном зале мечети высокие подковообразные арки, покоящиеся на 150 пилонах, образуют анфиладу, создающую впечатление мерного движения.
Мечеть Аль-Кутубия в Марракеше (XII в.). Это типичная «колонная» мечеть с 16 параллельными нефами и 7 куполами. Несмотря на скромный михраб, благодаря белизне колонн она выглядит чрезвычайно элегантно. Стены украшены разнообразным орнаментом, что характерно для искусства эпохи Альморавидов. В молитвенном зале мечети сто пятьдесят столбов образуют семнадцать продольных нефов, завершенных своего рода трансептом, идущим вдоль стены с михрабом. Массивные, несколько приземистые по пропорциям столбы несут высокие подковообразные преломленные в замке арки. В перспективе арки образуют анфиладу, проникнутую ритмом величественного и спокойного движения. Однако, как и в Кордовской мечети, в мечетях Магриба архитектурное пространство имеет множество аспектов. Анфилады арок пересекают короткие продольные нефы, перекрытые плоским или двускатным деревянным потолком. Некоторые нефы завершаются небольшими куполками, возвышающимися над трансептом у михрабной стены. Наконец, сами столбы и арки, часто неодинаковые по форме, воспринимаются в разных ракурсах. Все это вносит в интерьер богатый и сложный ритм чередования архитектурных форм.
Снаружи мечеть Аль-Кутубия представляет невысокий архитектурный блок, покрытый узкими двускатными черепичными крышами, возведенными над каждым из продольных нефов. Волнистую поверхность кровли оживляют небольшие павильоны, отмечающие пять куполов трансепта, а над всем зданием горделиво высится башня минарета, одного из самых больших в Магрибе, Строгая по форме монолитная призматическая башня имеет три яруса окон и декоративных арок и украшена сверху зубцами. Минарет венчает надстройка, несущая маленький купол. Как в интерьере, так и во внешности мечети сказался тонкий художественный вкус зодчих, нашедших гармоничные пропорции для башни минарета и ожививших изящным декором гладкую поверхность его каменных стен.
Только недавно было установлено, что 4 шара, венчающие минарет знаменитой мечети Кутубия в Марракеше, отлиты из позолоченной меди. С ними связана красивая легенда: одна из жен султана Якуба-эль-Мансура в знак раскаяния из-за совершенного греха - чревоугодия отдала мужу свои самые красивые золотые украшения. Их переплавили в шары, которые и поместили на вершине минарета. По утверждению некоторых астрологов того времени, золотые шары удерживались в равновесии благодаря влиянию планет. Впрочем, эта легенда принесла Марракешу немало бед. Кочевые племена и шайки разбойников постоянно совершали набеги на город. Их главной целью было завладеть золотыми шарами Кутубии.
История строительства мечети была непростой. В 1147 г. Абд-аль-Мумин начал строить первую Кутубию на месте "Каменного дворца" - "Ксар-эль-Хаджара" своего предшественника - правителя Абу-Бакра. Работы двигались слишком быстро, и через некоторое время выяснилось, что новая мечеть неправильно ориентирована на Мекку! Султан казнил архитектора, а мечеть приказал разрушить и перестроить. О злосчастной первой Кутубии сегодня напоминают лишь полуразрушенные колонны, обнаруженные археологами в 1948 г. Зато 70-метровый минарет новой Кутубии послужил образцом для строительства знаменитых мечетей Хасана в Рабате и Джиральды в Севилье.
По преданию, Абд-аль-Мумин был так расстроен неудачей со строительством первой мечети, что решил развеяться. И велел разбить за городом сады. Фруктовые сады Эль-Бухайра стали местом, где султан устраивал грандиозные пиршества. В сохранившемся гигантском пруду, возможно, с тех самых пор водится невероятное количество огромных карпов, ловить которых по сей день строжайше запрещено.