Колизей - История Древнего мира Колизей - История Древнего мира
Главная Контакты В избранное
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Модератор форума: Баст  
    При Меровингах Церковь боролась с язычниками топором
    РимскийДата: Воскресенье, 07.03.2010, 15:03 | Сообщение # 1
    Группа: Император
    Сообщений: 824
    Награды: 7
    Статус: Offline

    Во многих странах Европы христианство внедрялось насильно. Даже крещение короля Хлодвига I из династии Меровингов и его 3000 воинов примерно в 498 году помогло не сильно. Пришлось еще сотни лет работать топором.
    Вопрос о методах борьбы церкви с язычеством в королевстве Меровингов поднял кандидат исторических наук и доцент Института (филиала) Московской государственной юридической академии в Кирове Владимир Дряхлов. По мнению исследователя, церковнослужители прежде всего пытались уничтожить культовые места язычников, воплощавших древнюю религию их предков. Среди таких мест были капища, священные источники, а также рощи и отдельные деревья. Там происходили те культовые церемонии (например, жертвоприношения), которым и следовало положить конец для успешного внедрения новой религии.
    Священные деревья и Ветхий Завет

    Обычай почитания деревьев возник впервые не у германских племен. Он существовал у многих первобытных народов, в том числе у греков, кельтов и славян. Любое дерево, поражавшее людей своим размером или особенным внешним видом, становилось для них священным: они считали, что некое божество обитало либо в самом дереве, либо дерево принадлежало ему.
    Именно поэтому одним из самых действенных методов борьбы с язычеством, по мнению Дряхлова, была вырубка священных рощ. Тем более что такая практика описывалась еще в Ветхом Завете. Ученый отмечает, что она восходит к военной тактике Древнего Востока, когда воины не только угоняли скот, но и вырубали сады и виноградники противника, чтобы подорвать экономику завоеванного ими края. А ветхозаветные пророки считали, что подобные священные места надо уничтожать, потому что именно там стоят идолы, проводятся языческие церемонии, а женщины занимаются культовой проституцией.
    Христианские чудеса в противовес язычеству

    Множество источников сообщают о вырубке священных рощ в королевстве Меровингов, откуда христианство постепенно распространялось (иными словами – внедрялось) на другие, еще языческие территории. Уничтожение почитаемых деревьев началось во второй половине IV века, еще до официального принятия христианства Хлодвигом. Немалую роль в этом праведном деле сыграл знаменитый святой Мартин Турский (336−397). По легенде, Мартин прочитал перед крестьянами проповедь, призывая их срубить священное дерево, которое посвящено не истинному Богу, а дьяволу. Крестьяне-язычники решили проверить слова проповедника, связали его и кинули на землю, туда, куда дерево должно было упасть. А затем взялись за топоры. Но в последний момент, когда подрубленная сосна уже должна была придавить Мартина, тот осенил себя крестным знамением, и дерево рухнуло в противоположную сторону.
    Вырубка целых священных рощ требовала привлечения большой рабочей силы. Священнослужители обязывали заниматься этим делом мирян, которым такая работа должна была еще и показать, что их прежняя религия ничего не стоит и деревья все равно будут падать под ударами топоров — ни один языческий бог за них не заступится. И даже наоборот. В житии Аманда, епископа Маастрихта, описывается следующая история. Одна женщина, следовавшая языческой вере, ослепла. Аманд провозгласил, что это божья кара. Он дал ей топор, подвел к священному дереву и приказал рубить его, пусть и наугад. Через несколько ударов по стволу женщина неожиданно прозрела.
    Бывало, что срубленные деревья затем использовались на постройку церквей. По мнению Дряхлова, священнослужители таким способом пытались «не перегибать палку» в борьбе с язычеством: ненависть и народный гнев, направленный против христиан, им был ни к чему.
    Проповеди и «покаянные книги»

    Но защитники христианской веры, конечно, не ограничивались этими показательными уничтожениями священных мест язычников. Важным орудием внедрения новой веры для них служила и проповедь, в которой они осуждали почитания языческих святилищ. Идолопоклонничество считалось одним из самых тяжелых грехов наравне с самоубийством и блудом. Одним из таких ярых проповедников был архиепископ Арелата (совр. Арля) Цезарий, который призывал, «чтобы никто не совершал приношений деревьям».
    Эту линию борьбы с язычеством подтверждало и принятие различных постановлений на церковных соборах. Например, Турский собор 567 года требовал отлучения от церкви тех христиан, которые продолжают приносить жертвы деревьям.
    В раннем Средневековье также активно создавались так называемые пенитенциалии – «покаянные книги», в которых перечислялись различные прегрешения и предлагались церковные наказания за них. Эта литература носила не обязательный, а рекомендательный характер. Жертвоприношения деревьям в них классифицировались как «подношения демонам». Например, в пенитенциалии ирландского миссионера Колумбана за вкушение жертвенной пищи предлагалось обязать человека соблюдать 40−дневный пост из хлеба и воды. Позднее за такой поступок другие авторы рекомендовали уже три года строгого поста. Однако отлучение от церкви не вошло в список потенциальных наказаний. По мнению Дряхлова, это связано с тем, что языческие обычаи оказались живучи и долгое время не исчезали, в связи с чем отлучение от церкви могло привести к прямо противоположным результатам, чем те, которых добивались церковные деятели. Источники свидетельствуют, что трехгодичный пост в виде наказания сохранялся довольно долго – вплоть до XI века.
    Каролинги и освоение новых земель
    Во времена Каролингов борьба с языческими культами получила поддержку королевской администрации. Карл Великий довольно жестко предписывал уничтожение языческих рощ, деревьев и других нехристианских культовых мест. На территориях, которые покоряли франкские короли, также велась борьба с язычниками, однако там они подвергались светским взысканиям. За жертвоприношения и другие проступки налагались высокие штрафы, а те, кто не мог их уплатить, фактически становились рабами и отрабатывали свой долг на церковных землях.
    Однако борьба с язычеством стала, по мнению исследователя, предпосылкой и экономического развития страны – будущего освоения новых земель, которое сопровождалось вырубкой лесов. Подводя итоги своей работы, Дряхлов цитирует слова английского медиевиста Джона Уоллеса-Хэдрилла: население наконец избавилось от «первобытного священного трепета перед лесными глубинами, где не тревожимые никем жили их племенные боги».
    Статья Дряхлова «Борьба церкви с язычеством в королевстве Меровингов» опубликована в журнале «Вопросы истории» (№ 1, 2010).

    Cправка.

    МЕРОВИНГИ (Merovingi), первая династия объединенного Франкского королевства, основанного Хлодвигом I в конце 5 в. Правила до 751, когда Хильдерик III был смещен Пипином Коротким. Название династии происходит от Меровеха или Меровея, вождя салических франков. Возможно, он возглавлял отряд, сражавшийся в 451 в составе римской армии на Каталаунских равнинах, когда гунны были вытеснены из Галлии. Его внук Хлодвиг I стал королем салиев после смерти своего отца Хильдерика I в 481, а в 496 он был избран королем рипуарских франков, тем самым объединив две племенные группы. Вначале Хлодвиг покорил область между Соммой и Сеной, а затем повернул на юг, где разгромил алеманнов, присоединив их земли к своему королевству. Крещение короля в 496 после победы над алеманнами послужило примером для всего народа франков. До 511, года своей смерти, Хлодвиг расширил подвластную ему область до Пиренеев. Обыкновение Меровингов делить владения между сыновьями вело к постоянному дроблению подвластных им территорий и к междоусобным войнам. Тем не менее Франкское королевство продолжало расти вплоть до смерти в 639 Дагоберта I, последнего сильного правителя Меровингов. После этого наступил период правления т. н. "ленивых королей" (фр. rois fainéants) — бессильных наблюдателей длившихся во Франкском королевстве на протяжении столетия гражданских войн между властителями небольших государств, на которые оно периодически распадалось. В это время власть майордомов, высших должностных лиц в королевствах, постоянно усиливалась, пока наконец один из них, Пипин Короткий, не взошел в 751 на трон, став таким образом первым франкским королем из Каролингов.

    Прикрепления: 2384033.jpg (38.8 Kb) · 0395284.jpg (190.7 Kb) · 4011864.jpg (14.7 Kb) · 0868712.jpg (20.4 Kb) · 7715899.jpg (57.3 Kb)


     
    БастДата: Воскресенье, 07.03.2010, 16:33 | Сообщение # 2
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Огнем и мечом.. Страшно. Но ведь такое было не только в Европе...Например, копты в Египте.

    Изображения языческих божеств сбивались..А на их месте выбивались кресты и другая христианская символика...

    Слово "копт" произошло от арабского "купт", а оно в свою очередь от греческого "эгиптос". Но корни его лежат еще глубже, и возможно восходят к древнеегипетскому "Ха-Ка-Птах". Копты считают себя потомками первых египетских христиан, населявших долину Нила. Местом зарождения христианства в Египте была Александрия, откуда оно быстро распространилось по стране с основанием анахоретских и монашеских общин. Копты придерживались мнения, что Иисусу Христу присуща только одна природа - божественная, а не две - божественная и человеческая. После того как Халкидонский Вселенский Собор в 451 г. осудил монофизитство как ошибочное учение, коптская церковь Египта откололась от ортодоксальной христианской церкви.

    До завоевания арабами в 641 году Египет в течение нескольких веков был христианской страной. Теперь коптов насчитывается примерно 5-7 млн. из 68-миллионного населения Египта. Живут они бок о бок с мусульманами, и зачастую колокольни церквей соседствуют с минаретами мечетей.
    Хотя в этом случае столько совпадений..
    Исида и Гор.Мария и Христос.


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:
    © 2008-2013 Карта сайта 01.12.2024, 00:23