Колизей - История Древнего мира Колизей - История Древнего мира
Главная Контакты В избранное
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Модератор форума: Баст  
    Археологи раскопали древнейшую аравийскую религию
    РимскийДата: Четверг, 01.10.2009, 18:06 | Сообщение # 1
    Группа: Император
    Сообщений: 824
    Награды: 7
    Статус: Offline
    Три года понадобилось археологам, чтобы понять: перед ними не старая скотобойня, а древнейшее морское святилище Аравийского полуострова. Более того, подобные святилища до сих пор строят на берегах Австралии.

    Французская археологическая миссия в Объединенных Арабских Эмиратах, в состав которой вошли специалисты из Национального центра научных исследований, Национального института превентивной археологии и Музея истории эмирата в Умм-аль-Кайвайне, нашла древнейшее святилище Аравии (3500−3200 годы до н. э.). Этот ритуальный центр к тому же был посвящен весьма интересному морскому животному — дюгоню (лат. Dugong dugon).
    Ученые почти ничего не знают о доисламских верованиях
    Археологи уже давно изучают Аравийский полуостров. Однако за все это время скопилось не так уж много данных о верованиях и ритуалах, существовавших до распространения на этой территории ислама. На территории Оманского полуострова (султанат Оман и Объединенные Арабские Эмираты) ученым ни разу не встречалось святилище, которое можно было бы датировать периодом бронзового века (3100−1500 годы до н. э.). Первые сведения о древних культах относились лишь к более позднему времени — железному веку (I тыс. до н. э.). Теперь же у исследователей появился новый уникальный материал, не имеющий аналогов.
    Святилище Акаб, датированное примерно 3500 годом до н. э., находится на территории Объединенных Арабских Эмиратов на острове в Ормузском проливе. Исследование этого святилища дало историкам первые сведения о древних ритуалах прибрежных жителей.

    Община рыбаков на острове Акаб
    Сегодня остров Акаб — пустынное место. Он располагается в 50 км к северу от Дубая в большой лагуне Умм-аль-Кайвайн. В V тыс. до н. э., примерно 6500 лет назад, на Акабе появилась стоянка рыбаков — археологи нашли их круглые жилища. Рыболовство представляло собой основную деятельность местных жителей. Они пользовались сетями или удочками с крючком, сделанным из перламутровых створок жемчужницы. К тому времени, о котором идет речь, все ресурсы лагуны и близлежащих мангровых лесов уже активно использовались местными жителями. Начиная с V тыс. до н. э. они начали ловить тунца, для чего уже стали выходить в море на небольших судах или лодках.

    Скотобойня или ритуальное сооружение?
    В начале 1990−х годов началось первое исследование острова Акаб. Тогда археологи решили, что обнаружили своеобразную скотобойню — кучу останков, как им показалось, забитых морских коров. Однако за последние три года французская команда специалистов по первобытной истории совместно с археозоологами провела новые раскопки. Они обнаружили, что «скотобойня» совсем не беспорядочное нагромождение костей, а некая упорядоченная структура, которая к тому же сооружалась поэтапно.
    Кроме того, ученые установили, что кости принадлежали не морской корове, а родственному ей животному — дюгоню. Сегодня эти травоядные млекопитающие живут в прибрежной полосе Индийского океана и в западной части Тихого океана. Взрослые особи дюгоней достигают в длину 4 м, а их вес может составлять 400 кг. Сейчас вид занесен в Международную Красную книгу, однако ранее его активно добывали — ценились и мясо, и жир, и кожа.

    Радиоуглеродный анализ костей с острова Акаб позволил отнести эти останки ко второй половине IV тыс. до н. э. (3568−3116 годы до н. э.). Сооружение из костей дюгоней имеет довольно сложную структуру: это яйцеобразная платформа площадью 10 кв. м и высотой около 40 см. Она построена из костей не менее чем 40 дюгоней. На верху сооружения заметны два ряда черепов, обращенных на восток. Третий ряд черепов, ориентированных также на восток, окаймляет святилище с севера. Каждый череп оказался тщательно закреплен: каждая межчелюстная кость была глубоко вбита в нижний слой и закреплена двойным, а то и тройным рядом клиньев. Ребра животных лежали в восточной части сооружения прямо перед первым рядом черепов.

    Нижний уровень платформы практически полностью пропитан охровым раствором, который окрасил в красный цвет кости и естественные отложения. Здесь ровно уложены челюсти дюгоней, которые в некоторых местах лежат одна на другой.
    В этой куче костей ученые обнаружили останки молодых особей дюгоней. Интересно, что ни одно животное не было положено сюда целиком, что свидетельствует о намеренной выборке определенных костей.
    В святилище клали украшения и орудия труда

    Об искусственном происхождении найденной платформы свидетельствуют предметы материальной культуры, положенные людьми внутрь этого святилища. Концентрация предметов на площади 10 кв. м оказалась очень плотной: археологи обнаружили 1862 объекта, среди которых фрагменты украшений и орудия труда. Экспедиция нашла множество жемчужин. Часто исследователям попадались полые жемчужины с двумя отверстиями — редкая находка в районе пролива. Среди орудий выделяются перламутровые крючки, костяные шилья, ножи из раковин, обломки кремниевых орудий, проторубила. В святилище также лежали кости газели, а также барана или козы.
    Раскопки на острове Акаб позволили ученым прийти к выводу, что в древности местные жители тщательно отобрали и обработали кости дюгоней, а затем построили из них довольно внушительное по своим размерам святилище. В состав этого святилища входили не только кости млекопитающих морских животных, но и многочисленные предметы материальной культуры (украшения и орудия), а также кости других диких или одомашненных млекопитающих животных. Все это свидетельствует о том, что планировка и использование святилища Акаба согласовывались в IV тыс. с определенными правилами. Этот комплекс, по-видимому, ассоциировался с ритуальным гигантским морским млекопитающим.
    Удивителен тот факт, что черепа Акаба ориентированы на восток, так же как и черепа погребенных людей в некоторых неолитических захоронениях на территории Объединенных Арабских Эмиратов. У святилища есть общие черты и с некрополем Ра`с аль-Хамра на территории Омана. Некрополь датируется примерно тем же временем, что и святилище Акаба, и в нем находились останки зеленых черепах (лат. Chelonia mydas). Черепа животных лежали либо около лица покойного, либо на его могиле, а их панцири — на теле человека.

    Похожие святилища до сих пор строятся в Австралии
    Святилище Акаба — это уникальный памятник не только для Ближнего и Среднего Востока. По словам ученых, аналогов ему нет нигде в мире. Единственные сооружения, которые можно было бы сравнить с этим святилищем, находятся на австралийском побережье, у Торресова пролива. Однако эти ритуальные центры (так называемые коды) датируются гораздо более поздним периодом — XIV-XX веками. Как и на Акабе, там находятся сооружения из останков дюгоней, в которые кладутся различные объекты — украшения, орудия и другие важные для местного населения предметы, а также кости морских и земных животных. В тех краях дюгонь до сих пор остается объектом ритуалов, связанных либо с подготовкой к его поимке, перевозкой добычи на берег, его разделкой и потреблением, либо с дюгонем как тотемным животным (многие общины рыбаков до сих пор почитают различные морские тотемы — ими могут быть акулы, морские черепахи или дюгони).
    Несмотря на огромный временной промежуток, который разделяет святилища в Австралии и на Акабе, ученые считают весьма высокой вероятность, что в эти культах рыбаков есть определенное сходство. Именно поэтому археологи сделали вывод, что сооружение на Акабе имело особый статус святилища.

    Загадки святилища
    Было ли святилище создано исключительно для ритуалов, связанных с дюгонями, чья поимка всегда сопровождалась определенным риском, или же рыбаки построили святилище для всех ритуалов, посвященных морским промыслам, пока непонятно. Также пока непонятно, принадлежали ли древние рыбаки Акабы к обществу, почитающему тотемы. Единственное, что могут точно утверждать ученые, так это удивительный факт схожести ритуалов прибрежных жителей и населения материка, жившего в нескольких сотнях километрах от них. Речь идет о святилище Акабы и некрополе Ра`с аль-Хамра: похожи не только культы, но и предметы материальной культуры двух так далеко расположенных друг от друга народов. Возможно, новые находки прольют свет на эти загадки прошлого.

    Прикрепления: 9654773.jpg (38.2 Kb) · 7513593.jpg (39.4 Kb) · 4713756.jpg (12.0 Kb)


     
    БастДата: Четверг, 01.10.2009, 21:02 | Сообщение # 2
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Quote (Римский)
    кости принадлежали не морской корове, а родственному ей животному — дюгоню. Сегодня эти травоядные млекопитающие живут в прибрежной полосе Индийского океана и в западной части Тихого океана. Взрослые особи дюгоней достигают в длину 4 м, а их вес может составлять 400 кг. Сейчас вид занесен в Международную Красную книгу, однако ранее его активно добывали — ценились и мясо, и жир, и кожа.


    ДЮГОНЬ (Dugong dugong) единственный представитель семейства дюгоней. Его обычная длина около 3 м, максимальная — 5 м. При длине 4 м он имеет массу 600 кг. Этот дюгонь резко отличается от ламантинов формой хвоста: две его лопасти разделены широкой серединной выемкой и заострены на концах. Способ движения хвостом, видимо, тот же, что и у китообразных. Ласты без ногтевидных копытцев. Кожа толстая, до 2—2,5 см. Окраска спины варьирует от темно-синей до бледно-коричневой, брюхо светлое. Толстая щетинистая морда заканчивается мясистыми, подвижными и свисающими вниз губами. Верхняя губа глубоко раздвоена, и на этом месте средняя часть ее покрыта короткими жесткими щетинками. Это приспособление помогает размельчать растительную пищу, которая перетирается зубами. Молодые дюгони в верхних челюстях имеют пару резцов и четыре пары коренных, а в нижних челюстях пару резцов и семь пар коренных; всего 26 зубов. Взрослые же дюгони сохраняют только 10 зубов — пару верхних резцов и по две пары верхних и нижних коренных зубов. Оба верхних резца у самцов превращаются в бивни длиной 20—25 см: они на 5—1 см выступают из десен и используются как орудие в борьбе за самку.

    Дюгони в прошлом были многочисленнее и проникали на север до Западной Европы и Японии. Ныне же сохранились только в теплом поясе: в ряде заливов и бухт Красного моря, у восточных берегов тропической Африки, по обе стороны Индии, у Цейлона, близ островов Индо-Малайского и Филиппинского архипелагов, Тайваня, Новой Гвинеи, Северной Австралии, Соломоновых островов и Новой Каледонии. Обычно держатся близ берегов, над глубинами не более 20 м. Там, где много водорослей, дюгони склонны жить оседло. Они держатся в одиночку и парами, редко собираются группами, а в прошлом отмечались стада до сотни голов. При кормежке 98 % времени проводят под водой, выныривая для дыхания через каждые 1 —4 минуты. Предел их погружения, однако, четверть часа. Обычно очень молчаливы. Только возбужденные, хрипло хрюкают и свистят. В брачный период дюгони очень активны, особенно самцы, дерущиеся из-за самок. Как предполагают, беременность длится почти год и столько же лактационный период. Новорожденный около 1—1,5 м, довольно подвижен и дышит гораздо чаще взрослых. При опасности особи в брачных парах не оставляют друг друга, так же как родители детенышей.

    Для молодых дюгоней, особенно в первые месяцы жизни, очень опасны тигровые акулы, но гораздо опаснее человек. В прошлом лов сетями сильно подорвал запасы дюгоней в водах Австралии. После прекращения такого лова запасы их несколько возросли, и теперь добывают их гарпунами с лодок. Раненое животное, буксируя лодку, развивает скорость до 18 км/ч. Неволю дюгони переносят плохо, гораздо хуже ламантинов.

    Так интересно...что такие животные имеют прямое отношение к археологии... happy


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Понедельник, 13.08.2012, 10:37 | Сообщение # 3
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Quote (Римский)
    Похожие святилища до сих пор строятся в Австралии

    Оказывается не только в Австралии есть нечто подобное.. smile

    Остров Понапе (точный адрес – Океания, Микронезия, Каролинские острова) пользуется неослабевающим вниманием уже почти двести лет. Острова Мирового океана богаты загадками, но Понапе – особый случай.

    Собственно, тайна связана не с самим Понапе, а с Нан-Мадолом. Понапе - обычный и в настоящее время весьма благоустроенный остров вулканического происхождения, окруженный кольцом барьерного рифа. В лагуне между рифом и островом и расположены руины Нан Мадола - города-острова, города-архипелага - искусственной постройки из тяжеленных базальтовых блоков. Блоки настолько тяжелы и настолько искусно уложены, что у любого очевидца возникает один и тот же вопрос: по силам ли человеку такое диво? Неужели островки рукотворные? Могли ли возвести их “дикие” островитяне?

    Споры не прекращаются почти двести лет - с тех пор, как Нан Мадол был обнаружен европейцами. Кому только не приписывали создание мегалитического памятника! Жителям легендарной Микронезиды - континента, ушедшего в незапамятные времена в пучину морскую. Жителям не менее легендарной Пасифиды. Предкам нынешних микронезийцев, которые якобы обладали сверхъестественными способностями - могли переносить камни по воздуху одной только силой мысли. Наконец, духам - на языке Понапе они носят собирательное имя “аниман”. Поминали, разумеется, и инопланетян...

    Для Нан Мадола трудно подобрать точное определение. Это и город на воде, и святилище, и искусственный архипелаг... Он состоит из девяноста двух рукотворных островков, воздвигнутых на коралловом рифе и занимающих площадь около 130 гектаров. Сложены островки из гигантских базальтовых балок весом от одной до нескольких тонн. Точнее, из балок сложены стены островков, а внутри пространство заполнено коралловым щебнем. Для прочности стены некоторых островков сделаны двойными, с поперечинами, с крестовинами, с укрепленными углами. Угловой камень на одном из островков весит более пятидесяти тонн! Толщина слоя коралловой щебенки - от одного до двух метров, таким образом внутреннее пространство островков было всегда сухим, даже во время высокой воды. Здесь стояли дома - деревянные и из пальмовых листьев, культовые сооружения. Пора запустения пришла сюда сравнительно недавно – в первой четверти XVIII века.

    Все островки Нан Мадола имеют свои особенности, отличаясь друг от друга архитектурой стен, внутренним устройством; каждый островок носит свое имя: Доронг, Дапаху, Дау, Кондерек…Базальтовому обиталищу отводилась необыкновенная роль. Это был не просто город, а резиденция элиты понапейского общества и площадка для ритуальных церемоний. Здесь же хоронили знать - и души умерших, навсегда поселявшиеся меж базальтовых стен, как раз и обуславливали табу на посещение определенных мест Нан Мадола: осквернители святынь непременно навлекали на себя болезни, несчастья и смерть.

    Островной город делился на две части. “Административным сектором” служил Мадол Па - “нижний город”. Мадол Поув - “верхний город” - был практически закрытым, здесь жили жрецы.Самый большой остров - Нандаувас - отличается особо мощными стенами, они вздымаются над коралловой засыпкой на семь с половиной метров, образуя неприступную крепость. Здесь находили убежище семьи знати во время набегов врагов, сюда удалялись вожди и жрецы для уединенных размышлений. Между внутренней и внешней стенами находилась тюрьма.

    Важную роль играл островок Идехд, расположенный в “верхнем городе”. Здесь, окруженный двухметровой базальтовой стеной, находился небольшой бассейн, вымощенный камнем, где жрецы держали священного угря. Раз в году на Идехде происходила священная церемония: верховный жрец искупал грехи своего народа. Для церемонии готовилось специальное блюдо из черепахи, внутренности которой скармливались священному угрю. За столетия скопилась трехметровая куча черепашьих останков. С помощью радиоуглеродного метода датировки удалось установить, что нижние слои кучи образовались не позднее 1260 года.

    Островок Доронг представлял собою в древности не что иное, как «устричную ферму», снабженную рукотворными каналами для равномерного поступления свежей морской воды. На Доронге же по сей день можно видеть огромный, двухтонный камень, на котором растирали каву. Измельченный корень этого растения служил основой для приготовления напитка «сакау» - непременного атрибута всех ритуальных церемоний.

    Основная аналогия, которая приходит на ум при виде Нан Мадола – Венеция. Дома на воде, каналы, все необходимое доставляется сюда по воде… Когда-то по каналам меж базальтовыми стенами оживленно сновали лодки и каноэ. Все их детали были скреплены лыком – жители каменного города вполне обходились без железа. Они были знатоками гончарного и ювелирного ремесел, но пользовались исключительно инструментами из камня и раковин. Есть и еще одна общая с Венецией черта. Следы деятельности человека найдены здесь и под слоем кораллового щебня – ниже уровня воды во время отлива. Дело в том, что Понапе и Нан Мадол постепенно – очень-очень медленно, но неуклонно – погружаются в океанскую пучину. Как и его сестра с побережья Адриатики…

    По материалам http://www.megatis.ru/

    Прикрепления: 3108627.jpg (189.1 Kb) · 8521661.jpg (98.5 Kb) · 7081530.jpg (87.5 Kb) · 9955705.jpg (222.2 Kb) · 4809913.jpg (68.4 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:
    © 2008-2013 Карта сайта 24.11.2024, 08:50