Крест Иисуса
|
|
Баст | Дата: Воскресенье, 27.09.2009, 18:38 | Сообщение # 1 |
Группа: Император
Сообщений: 3487
Награды: 10
Статус: Offline
| Сегодня Святая земля, Израиль - едва ли не центр христианского мира. И даже те, кто не признают себя православными, стремятся съездить на берега Иордана, чтобы своими глазами увидеть эти благословенные места, подробнейшим образом описанные в Библии. Император Константин Во времена императора Константина (IV в.) Иерусалим был для него примерно тем же, что сейчас для нас мифическая Атлантида или легендарная Троя. Константин закладывал основания будущей великой империи - Византии, строил прекрасный Константинополь и параллельно занимался изучением христианства.Нельзя с уверенностью сказать, что он был совершенно верующий человек, но, по крайней мере, увлекался исследованием этой религии очень серьезно. Евсевий Кесарийский Одним из наставников императора стал Евсевий Кесарийский - выдающийся для своего времени человек. По значимости для Церкви его, наверное, можно сравнить с древнегреческим ученым Геродотом. Геродот стал "отцом" истории, Евсевий - родоначальником истории Церкви (Его труд "Церковная история" и сегодня изучают в семинариях и, пожалуй, сложно найти более полный источник для изучения того, как развивалась христианская Церковь в первые четыре столетия существования).В Церкви Евсевий пользовался большим почетом: именно ему после первого Вселенского собора - собрания епископов, которые обсуждали самые актуальные вопросы жизни Церкви - доверили составить текст, в котором кратко изложены основные догматы христианства - тот самый "Символ веры", который сегодня есть в любом православном молитвослове. Рассказывая императору о христианстве, Евсевий, конечно, говорил и об Иерусалиме. Иерусалим в те времена не представлял особой ценности и для христиан. Учитель говорил Константину, что главное для христианина - стремиться к Царству Божию, Иерусалиму Небесному. А земной город, пусть даже и тот, в котором проповедовал сам Спаситель, не так важен.К тому же, к IV веку от воспетого пророками и псалмопевцем Давидом Иерусалима не осталось и следа. Как известно, при жизни Христа Иерусалим и вся Иудея находились под властью Рима. В конце I в. евреи подняли антиримское восстание и потерпели поражение. Город был разрушен, буквально стерт с лица земли. Одно из немногих, что осталось - западная стена иудейского Храма, которую сегодня называют Стеной Плача. Голгофа Иудея по-прежнему оставалась римской провинцией. А примерно через полвека после разрушения Иерусалима римский император Адриан решил строить на его месте новый город, который назвали Элия Капитолина, который представлял из себя ничто иное как обычный римский военный лагерь. Мятежных евреев из города выгнали и запретили им даже близко подходить к городской стене. Память об иудейских восстаниях (а восстание было далеко не одно) жгла память римлян, и они решили уничтожить все, что было связано с прежним, иудейским городом. Они даже постарались изменить ландшафт иерусалимских окрестностей, а на месте почитаемых евреями мест установили языческие храмы. В те времена римляне не очень различали иудеев и христиан. Последователи христиан были для них лишь одной из иудейских сект. Поэтому кардинальным изменениям подверглись и те места, которые были дороги им, например, Елеонская гора или Голгофа. На Голгофе и вовсе выстроили храм богини любви - Венеры. Пожалуй, сильнее память о распятых здесь людях и о казненном Христе оскорбить было нельзя. Константин решил, что нужно непременно поехать в Элию Капитолину и, пользуясь евангельскими описаниями и рассказами, которые христиане передавали из поколения в поколение, найти места, связанные с жизнью Спасителя. Но император не мог лично отправиться в Иудею. Он снарядил первую истории экспедицию по библейской археологии, которую возглавила его мать - царица Елена. Константин и Елена
Жизнь коротка, искусство вечно.
|
|
| |
Баст | Дата: Воскресенье, 27.09.2009, 18:47 | Сообщение # 2 |
Группа: Император
Сообщений: 3487
Награды: 10
Статус: Offline
| Место Обретения Креста Господня Сложно представить, как экспедицию восприняли современники. Возможно, для христиан она была своего рода чудом - после многих лет гонений вдруг сам император отправляет людей на поиски Иерусалима и христианских святынь. Что до жителей Элии Капитолины, наверное, это предприятие показалось им странным. Зачем искать город, которого нет? Исследовав Элии Капитолины, расспросив о ней старожилов и потомков некогда изгнанных из Иерусалима евреев (им все-таки разрешалось за плату приходить в город на праздники, чтобы почтить память разрушенной столицы), Елена и ее подчиненные смогли выяснить, где находились многие описанные в Евангелиях места, в том числе Голгофа. Место Обретения Креста Господня Голгофа - известное в древнем Иерусалиме место казней - это скала в пригороде, служившая каменоломней.На месте выломленных камней образовывались пустоты, которые использовались или для сбора дождевой воды, или в качестве мусорных контейнеров. Правда, мусор там был в том числе и довольно специфический: кресты после распятия. Дерево, ставшее орудием казни, считалось нечистым, и кресты просто - напросто выбрасывали. В окрестностях Голгофы скопилось множество крестов, среди которых, как справедливо полагала царица Елена, должен был быть и Крест Господа. Место Обретения Креста Господня Елена и ее "археологи" нашли рядом с Голгофой три креста, рядом с которыми откопали табличку с надписью вины: "Иисус Христос, царь иудейский". Табличка была точь-в-точь такой. Как ее описал евангелист Иоанн. Вот только как понять, к какому из крестов она была прибита?Как раз в это время в Элии Капитолине хоронили одну знатную римскую матрону. Траурная процессия проходила недалеко от места раскопок. По повелению Елены (а как было не послушаться матери императора?) тело умершей поднесли поочередно к каждому из крестов. Прикоснувшись к одному из них, она воскресла. Икона "Воздвижение Креста Господня" Это чудо поразило обитателей Элии Капитолины. Множество жителей пришли поклониться Кресту Господню. Но увидеть лежащий на земле Крест толпе людей было просто невозможно. Поэтому и тогда Иерусалимский Патриарх Макарий и царица Елена стали поднимать (или, по-церковнославянски, воздвигать) Крест, а люди становились на колени, крестились и кланялись Орудию казни Спасителя. Произошло это 14 сентября.Отсюда и получил название праздник - Воздвижение Креста Господня.Сейчас по новому стилю 27 сентября. Потом Крест установили на Голгофе, и некоторое время эта святыня, обрамленная драгоценным окладом стояла, можно сказать, на том самом месте, где был распят Христос.Когда спустя несколько столетий восстановленный стараниями византийских императоров Иерусалим захватили персы, они увезли Крест с собой, потому что знали, что для христиан это великая святыня.Потом византийский император отвоевал Крест и вернул его в Иерусалим в 628 году. Частицы Креста раздавались в качестве драгоценнейших императорских даров. И в конце концов от него не осталось ничего. Только во многих храмах можно найти эти маленькие частички деревянного Креста, на котором был распят Спаситель. Гвоздь из Креста Господня и хранилище. Московский Кремль.
Жизнь коротка, искусство вечно.
|
|
| |
токио | Дата: Понедельник, 08.03.2010, 21:07 | Сообщение # 3 |
Группа: Всадники
Сообщений: 499
Награды: 1
Замечания: 0%
Статус: Offline
| Может немного не по теме, извините. Я вчера бродил по лесу и в голову пришла мысль, на сколько я помню по легенде Иуда повесился на осине. И мне что то стало интересно, а вообще в Иерусалиме осины растут?
токио
|
|
| |
Баст | Дата: Понедельник, 08.03.2010, 21:46 | Сообщение # 4 |
Группа: Император
Сообщений: 3487
Награды: 10
Статус: Offline
| Quote (токио) Иуда повесился на осине. И мне что то стало интересно, а вообще в Иерусалиме осины растут? "Согрешил я, предав кровь невинную" (Матфей, 27,4). Евангелисты напоминают о ветхозаветном пророчестве Захарии: "И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет - не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников... И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника" (Захария, 11, 12-13). Поскольку "проклятые" деньги нельзя было вернуть в храмовую кассу, их выплатили за земельный участок некоего горшечника, на котором и похоронили покончившего с собой Иуду.
Христос, принявший на себя все грехи рода человеческого, погиб на "древе креста". Предавший его - на древе позора (в русском фольклоре эту роль играет дрожащая от пережитого ужаса осина).Но вообще, идентифицировать это дерево до сих пор никому точно не удалось. Фольклор же даёт разные варианты.
Вряд ли на самом деле это была осина. Дело в том, что осина около Иерусалима не растет - климат неподходящий. Повесился Иуда скорее всего на дереве, которое называют иудейской акацией. Листья ее, как и у осины, также дрожат на ветру. Некоторые полагают, что именно из акации был сплетен колючий венец Иисуса Христа.Согласно Библии именно из древесины акации - гофера - были сделаны алтарь иудейского Храма и Ноев ковчег. Именно поэтому у евреев акация является священным деревом; она символизирует похороны и траур.
Жизнь коротка, искусство вечно.
|
|
| |
токио | Дата: Понедельник, 08.03.2010, 22:08 | Сообщение # 5 |
Группа: Всадники
Сообщений: 499
Награды: 1
Замечания: 0%
Статус: Offline
| Спасибо за разъяснения мне тоже странным Иудин выбор показался Добавлено (08.03.2010, 22:08) ---------------------------------------------
Quote (Баст) Елена и ее "археологи" нашли рядом с Голгофой три креста, рядом с которыми откопали табличку с надписью вины: "Иисус Христос, царь иудейский". Эта легенда по моему мнению тоже не выдерживает критики. Ну какой царь иудейский? Кто его так мог назвать в те то времена. А тем более воскрешение, не умная сказка
токио
|
|
| |
Баст | Дата: Пятница, 13.01.2012, 22:51 | Сообщение # 6 |
Группа: Император
Сообщений: 3487
Награды: 10
Статус: Offline
| Еще один крест, с необычной историей..
Речь идет о знаменитом кресте преподобной Евфросинии Полоцкой, который считается величайшей христианской реликвией. По преданию, внутри креста хранится кровь Иисуса Христа и частица креста, на котором он был распят. Искусствоведы называют его непревзойденным ювелирным шедевром Древней Руси. Судьба креста достойна пера романиста. И, что самое главное, точка в этой истории, судя по всему, будет поставлена еще нескоро. Крест Евфросинии Полоцкой - это напрестольное распятие, которое, согласно православным канонам, должно храниться на престоле в алтаре храма и является обязательной его частью. Реликвия была изготовлена для церкви Святого Спаса по заказу преподобной Евфросиньи Полоцкой мастером Лазарем Богшей в 1161 году.
Основа шестиконечного креста была выполнена из кипарисового дерева, а сверху и снизу покрыта 21 золотой пластиной. Крест был украшен драгоценными камнями, орнаментом и 20 серебряными позолоченными пластинками, а край передней стороны креста обрамляла нитка жемчуга. На верхних концах креста, высота которого составляла 51,8 см, были изображены до пояса Иисус Христос, Матерь Божия, Иоанн Предтеча. В центре нижнего перекрестия находились лики четырех евангелистов, а на концах - архангелов Михаила и Гавриила. Ниже перекрестия были нарисованы святые покровители заказчицы и ее родителей: Евфросиния Александрийская, великомученик Георгий и София. К верхнему перекрестию был прикреплен небольшой 4-конечный, а к нижнему - 6-конечный крестик. На обороте креста находились изображения отцов церкви - святого Иоанна Златоуста, святого Василия Великого, святого Григория Назианзина (Богослова), апостолов Петра и Павла, святого Стефана, святого Димитрия, святого Пантелеймона. Над каждым ликом частично греческими, частично славянскими буквами шли надписи. В середине креста было пять специальных квадратных выемок, куда поместили священные реликвии: кусочки креста Господня с каплями его крови, кусочек камня от гроба Божией Матери, частицы мощей святого Стефана и целителя Пантелеймона, кровь святого Димитрия Солунского. Часть святынь прибыла в Полоцк из Византии благодаря обращению Евфросинии к императору Мануилу Ком- нину и патриарху Луке Хризовер- ху. Надо заметить, что Евфросиния была не просто настоятельницей монастыря. Даже будучи постриженной в монахини, она оставалась дочерью княжеской четы, поэтому высокопоставленные особы к ее просьбам прислушивались. Но за самыми главными реликвиями для креста Евфросинии пришлось отправиться в Иерусалим.
Внизу креста была сделана надпись мелким шрифтом, в которой указывалось имя автора, что было нехарактерно для того времени: «Господи помози рабоу своемоу Лазарю, нареченномоу Богъши, съделавъшему крьстъ сии церкви святого Спаса и Офросиньи». Была на кресте еще одна надпись, которая размещалась на боковых торцах креста, по спирали в два ряда (приводится в переводе на современный язык): «В год 6669 кладет Ефросинья святой крест в своем монастыре, у церкви святого Спаса. Дерево святое бесценное, обрамление его из золота и серебра, и камни и жемчуг на 100 гривен, а до. 40 гривен, пусть не выносят его из монастыря никогда, и не продают, и не отдают. Если не послушается кто и вынесет из монастыря, пусть не поможет ему святой крест ни в жизни этой, ни в будущей, пусть проклят будет он Святой Животворящей Троицей и святыми отцами. и пусть постигнет его доля Иуды, который продал Христа. Кто осмелится учинить такое. властитель или князь или епископ или игуменья, или другой какой человек, да будет на нем это проклятие. Ефросинья же, раба Христова, которая справила этот крест, обретет вечную жизнь со всеми святыми...»
Каких же огромных затрат, усилий мастера, дипломатических талантов самой Евфросинии стоило создание этого креста! Он стал величайшей святыней своего времени, хранителем народа Полоцкого княжества в те беспокойные времена. Равных ему не было! Во время своего паломничества в Иерусалим преподобная Евфросиния умерла. Крест, в который на тот момент уже были инкрустированы величайшие реликвии христианского мира, согласно завещанию привезла назад в Полоцк двоюродная сестра Евфросинии Полоцкой Евпраксия. Святыня была помещена в Спасо-Преображенский храм и оставалась там до 17 января 1222 года, когда Полоцк захватили войска смоленского князя Мстислава Давыдовича. Крест был вывезен в Смоленск, где хранился вплоть до XVI века. Как свидетельствуют хроники, в 1495 году в Смоленске была изготовлена его копия, чтобы во время обряда водосвятия не опускать бесценный крест в воду - ведь его основа была изготовлена из дерева. После захвата Смоленска в 1514 году московским князем Василием III реликвия была доставлена в Москву. По приказу Ивана Грозного крест был реставрирован.
В 1563 году крест вернулся в Полоцк, но его возвращение было связано с весьма драматическим моментом нашей истории. Московский царь Иван Грозный, поклявшись, что вернет крест на его законное место в случае победы, взял его с собой в поход на Полоцк. После осады, длившейся пятнадцать дней, Полоцк пал. И, несмотря на огромную ценность реликвии, Иван Грозный выполнил свое обещание, отдав крест в храм, который Евфросиния назначила местом его хранения. Позже крест был перенесен в Софийский собор, который после заключения Брестской церковной унии в 1596 году был отдан униатам. Почти два века он хранился в Полоцке. Во время войны 1812 года священную реликвию вмуровали в стену Софийского собора, отстроенного после взрыва 1710 года. Французские войска использовали храм в качестве конюшни, не подозревая, какие ценности хранят его стены. С окончанием войны собор был вновь освящен, а крест вернулся на свое законное место. После ликвидации унии в 1839 году крест Евфросинии Полоцкой снова перешел в ведомство православной церкви. В 1841 году святыню для поклонения верующих возили в Москву и Петербург. По возвращении в Полоцк крест поместили на его законное место в Спасо-Преображенский храм Спасо-Евфросиниевско- го монастыря, где он и пробыл почти 90 лет. В 1921 году крест был реквизирован и находился в местном финотделе. Семь лет спустя директор Белорусского государственного музея Вацлав Ластовский отправился с экспедицией в Полоцк, чтобы отыскать реликвию. Найденный крест отправили в Минск, а затем в Могилев, где он хранился в комнате-сейфе Могилевско- го обкома и горкома партии. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, крест бесследно исчез. Что произошло в те дни в Могилеве - вероятно, известно лишь очень узкому кругу людей.
Доктор филологических наук, профессор Адам Мальдис предпринимал неоднократные попытки найти крест, много раз поднимал этот вопрос в прессе. К сожалению, существенных результатов это не дало. Согласно его расследованиям, крест не был похищен немецкими войсками, как заявляли советские партийные деятели. Уже в наши дни исследователь Сергей Крапивин нашел в архивах стенограммы высказываний председателя Совета Министров БССР П.К. Пономаренко, которые косвенно указывают на то, что советское руководство знало, где находится крест. Вероятнее всего, крест был вывезен во время эвакуации в Москву. Возможно, был продан в США в качестве расчетов по ленд-лизу, возможно, так и остался в столице России. Интересно, что в те памятные дни 1941 года из Могилева вместе с крестом исчезли и другие ценности. В декабре 1944 года был составлен список предметов, исчезнувших из Могилева в первые дни войны. В нем крест Евфросинии Полоцкой был записан под №3, а под №21 находилась не менее ценная реликвия - Слуцкое Евангелие 1581 года. Невероятно, но в 2003 году на Епархиальных чтениях, посвященных 210-летию Минской епархии, Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет представил Слуцкое Евангелие на суд общественности. По его словам, реликвию передал ему один из священников, которому Евангелие отдал прихожанин. В связи с этим возникает множество вопросов: кто же этот прихожанин, каким образом такая ценность попала к нему и где Евангелие находилось более 60 лет? Возможно, найдя ответы на эти вопросы, удалось бы обнаружить и следы креста Евфросинии Полоцкой. Есть еще один момент в этой истории, который кажется любопытным. Какова судьба копии креста, изготовленной в 1495 году в Смоленске? Была ли уничтожена или с тех пор на исторической сцене фигурировали два креста? Вопросов возникает множество, а вот ответов пока ни на один нет.
А пока следы настоящего креста прячутся во мраке истории, было принято решение восстановить его. Трудность заключалась в том, что техника перегородчатой эмали, в которой был создан крест, утрачена. Но совместными усилиями историков и брестского ювелира-эмалировщика, члена Союза художников Республики Беларусь Николая Петровича Кузьмина крест был восстановлен. Сегодня он хранится в Спасо-Преображен- ском храме Спасо-Евфросиниев- ского монастыря рядом с мощами преподобной Евфросинии Полоцкой.
Жизнь коротка, искусство вечно.
|
|
| |