До эпохи христианства знания о реинкарнации придерживались ранние греческие философы — Платон и Сократ. Для них перевоплощение являлось предметом не религиозной веры, а скорее — веры философской. Платон утверждал, что существует врожденное знание, то есть знание, полученное не в результате обучения в этой жизни; тот факт, что некоторые знания, которыми обладает человек, невозможно получить, руководствуясь органами чувств, являлся, по его мнению, доказательством опыта прежней жизни. Сократ в одном из «Диалогов» Платона замечает, что обучение состоит не в том, чтобы поместить нечто в другого человека, а в том, чтобы извлечь уже имеющееся — то, что Сократ называл «следами знания, сохраненного душой в ее вечных странствиях».
Идея переселения, или перевоплощения, души всегда присутствовала в восточных религиозно-философских учениях. Этой идеи реинкарнации придерживались и ранние христиане. В западной философии она упоминается в трудах Дэвида Юма, Иммануила Канта, Артура Шопенгауэра, фигурируя под такими названиями как палингенез, метемпсихоз и трансмиграция. Основатель аналитической психологии Карл Густав Юнг писал, что «перевоплощение — это одно из первоначальных утверждений человечества, с которым следует считаться» и подчеркивал, что «в основе этих утверждений лежат психические факты».
Был период, когда в западных странах к случаям перевоплощения (реинкарнации) относились с предвзятым отрицанием. Возможно, сказывалось влияние организованного христианства, отвергающего веру в реинкарнацию, хотя у ранних христиан, как уже отмечалось, она была. Любое сообщение о реинкарнации воспринималось либо как безумие, либо как колдовство. Жесткий доктринальный контроль христианства, не позволял утвердиться вере в реинкарнацию в западных странах. Иное дело на Востоке, где основные религиозные течения — индуизм, джайнизм, буддизм, даосизм, зороостризм и другие — не просто признают реинкарнацию, но считают ее краеугольным камнем вероучения Можно ли доказать реинкарнацию?
Что же может служить доказательствами? Многие исследователи готовы признать достаточным доказательством совокупность фактов, свидетельствующих о том, что некий живущий в настоящее время человек является обладателем определенной информации или какого-либо умения, которые можно отнести исключительно к прошлому и которыми не владеет никто из ныне живущих его современников. Наметилось два направления в собирании доказательств подобного рода. Первый основан на методе экспертных оценок. В этом случае человек, вспомнивший особенности своего предыдущего воплощения — место жительства, род занятий, прежних родственников и знакомых, детали быта и т.п. — выезжает вместе с экспертами, преимущественно психологами, в место, где предварительно изложенные им сведения могут быть проверены путем непосредственного осмотра, опроса, изучения документов или другими способами и где в течение своей теперешней жизни он не бывал.
Второе направление основывается на данных, полученных методом гипнотической регрессии. В этом случае испытуемого погружают в гипнотическое состояние и по специальной методике пробуждают в нем воспоминания, относящиеся к эпизодам из его предыдущих жизней. Случается при этом, что объект исследования излагает исторические, географические и другие сведения, относящиеся к иной эпохе и заведомо неизвестные ему ранее; называет свое прежнее имя и даты жизни, которые можно проверить по сохранившимся документам; ведет разговор на исчезнувшем языке или несвойственном данному времени диалекте. Полученные таким образом сведения подвергаются экспертной обработке, задача которой, с одной стороны, устранить возможные злоупотребления и мистификации, с другой — найти архивные, исторические и этнографические сведения, подтверждающие сделанные испытуемым заявления.
Профессор Вирджинского университета, психиатр и эксперт по психосоматике Ян Стивенсон исследовал перевоплощения в основном по первому направлению, для чего собирал по всему миру и детально анализировал сообщения о реинкарнации. Метод гипнотической регрессии Стивенсон посчитал ненадежным, полагая, что в ходе испытания пациенты воспроизводят то, что учили или о чем слышали в прежние годы, а под гипнозом всего лишь проецируют это вовне. Однако на этот счет существуют и другие мнения, на которых мы остановимся ниже. Стивенсон провел очень тщательный анализ почти тысячи случаев предполагаемых воплощений, а из них отобрал двадцать, заслуживающих, по его мнению, дальнейшего рассмотрения. Он лично присутствовал в экспертной группе при семи случаях в Индии, трех на Цейлоне, двух в Бразилии, семи на Аляске и одном в Ливане.
Мальчик из Ливана
Наиболее интересным ему представляется случай с ливанским мальчиком, которого Стивенсон сам обнаружил и сам сопровождал в деревню, где тот, вероятно, провел свою прошлую жизнь. Мальчика звали Имад Элавар. Едва научившись говорить, он, казалось знал вещи, которым его никто не учил. Он упоминал имена друзей, неизвестных его родителям; и те считали это фантазиями до тех пор, пока ребенок однажды не бросился в объятия к незнакомцу на улице. Тот удивленно спросил: «Ты знаешь меня?» Имад ответил: «Да, ты был моим соседом». Между тем этот человек жил в пятнадцати милях за горами, и между их деревнями почти не было связи. С того дня родители Имада начали относиться к утверждениям сына серьезно.
Когда Стивенсон приехал в их деревню, чтобы исследовать еще и другой случай, он решил взять Имада, которому исполнилось тогда 5 лет, и отправиться с ним в деревню, из которой приезжал незнакомец. Называлась она Крибу. Выяснилось, что в ней жил когда-то Ибрагим Бухмази, умерший от туберкулеза. Именно он был соседом человека, которого узнал Имад на улице. Стивенсон осмотрел дом, в котором жил когда-то Ибрагим, и обнаружил 16 вещей, подтверждающих рассказы мальчика: например, маленькую желтую машину, два сарая, служивших гаражами, и необычную масляную лампу.
На основании этих фактов Стивенсон установил, что воспоминания пятилетнего Имада имеют непосредственное отношение к событиям жизни жившего ранее Ибрагима и не являются обманом, случайностью, обычной памятью или телепатически полученной информацией.
Девочка из Древнего Египта
А вот другой случай. В 1927 году Фредерик Вуд, психиатр из Блэкпула, заинтересовался местной девочкой, которая начала употреблять слова на неизвестном иностранном языке. Девочка, которую звали Розмари, утверждала, что получает телепатические сообщения от некой женщины, жившей в Египте в эпоху правления фараона Аменхотепа III, то есть во II веке до новой эры. Эта женщина — вавилонская принцесса и жена фараона — говорила с Розмари на древнем языке, который Розмари понимала, поскольку сама тоже жила тогда и была молодой храмовой танцовщицей, которую царица взяла себе в прислужницы. Они обе утонули в Ниле, спасаясь бегством от гнева жрецов.
Фредерик Вуд фонетически записал пять тысяч фраз и коротких предложений и отправил их для перевода египтологу Говарду Халму. Ни один живой человек не знает, как говорили древние египтяне, потому что египетские иероглифы обозначают, за исключением одной лишь гласной «и», только согласные звуки. Поэтому египтологам просто приходится угадывать гласные в сохранившихся письменах. Для этого используют, например, отдаленно родственные коптские формы произношения.
Когда Халм из слов Розмари исключил гласные звуки, поскольку не знал норм их употребления, он без труда разобрал оставшееся. «Это трудно объяснить, — заявил он, — я имею в виду чисто технические и наиболее убедительные признаки: язык, характерный для того времени, относящегося ко II веку до новой эры, архаизмы, грамматическую правильность, особые народные словечки, — все это очевидно».
Были проведены консультации с другими известными специалистами по египетской грамматике и синтаксису, и все они пришли к заключению, что сообщения Розмари составлены на мертвом языке иероглифов и содержат неизвестные им дополнения, поскольку сами они знакомы лишь с его письменной формой. Был поднят вопрос: не могла ли Розмари выучить иероглифы и изобрести собственные гласные. Однако скорость, с которой Розмари давала явно осмысленные ответы на неожиданные вопросы, заставила отказаться от этого предположения. Как отмечалось, ни один из живущих ныне людей не может говорить по древне-египетски, и даже специалисты не могут свободно читать на этом языке, потому что им приходится расшифровывать каждое слово методом проб и ошибок. Тем не менее Розмари сумела всего лишь за полтора часа произнести на этом языке шестьдесят шесть правильных фраз в ответ на двенадцать вопросов, на подготовку которых Халм затратил 20 часов.
Вопрос об исторической реальности вавилонской принцессы и ее служанки остается открытым: вряд ли удастся найти сведения о них в письменных памятниках времен Аменхотепа III. Тем не менее проведенное исследование, как и случай с ливанским мальчиком, проанализированный Стивенсоном, отвечают изложенным выше требованиям. Налицо совокупность фактов, подтверждающих исключительность владения информацией со стороны испытуемого, которую он не мог почерпнуть из источников, относящихся к его теперешней жизни. Действительно, малолетний Имад Элавар узнал своего бывшего соседа и изложил сведения о предметах быта из прежней жизни, что оказалось полной неожиданностью для его родителей и близких, которые не владели такой информацией. Розмари, в свою очередь, продемонстрировала древнейшее умение — знание разговорного древне-египетского языка, неизвестного никому из ее теперешних современников.
Эти факты, не подтверждение ли реальности реинкарнации?
В комментарии к священному ведическому писанию «Шримад-Бхагаватам» Шрила Прабхупада пишет: «Все философские школы признают, что живое существо вечно, а покрывающее его тело, состоящее из пяти материальных элементов, временно и тленно. Вечное живое существо переселяется из одного материального тела в другое, подчиняясь закону кармы, а материальные тела разрушимы по самой своей природе»
А вот что пишет профессор биологии Лайелл Уотсон в конце своей книги «Ошибка Ромео»: «Для ученого, как и для мистика, жизнь не является неделимой. Она состоит из динамических процессов зарождения, роста, разрушения и смерти материи, подчиняющихся известным законам термодинамики. Но в жизни происходят и другие процессы, не обязательно подчиняющиеся этим законам. Я не могу объяснить осмысленное, прямое и умное руководство, не предположив, что за всякой жизнью стоит некий способ организации или замысел, который выходит за рамки естественного отбора, случая, причинности и даже полного выживания личности в целом. Я склонен заключить, что в пустоте есть форма. Если вам угодно, зовите ее Богом».