Колизей - История Древнего мира Колизей - История Древнего мира
Главная Контакты В избранное
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Модератор форума: Баст  
    Мода Древнего Рима
    БастДата: Суббота, 12.12.2009, 16:23 | Сообщение # 1
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Древние римляне предстают перед нами суровыми, физически сильными, развитыми, выносливыми людьми. Не греческий культ прекрасного атлетического тела, гармонии пропорций, а суровость и мужество воина, приспособленность к любым условиям, строгость и простота— таковы основные черты идеала, сформировавшегося на ранних стадиях римского государства. В ранние периоды Республики преобладала драпирующаяся одежда, которая подчеркивала естественную красоту человеческой фигуры, частично обнажала ее.

    Туника и тога— основа древнеримского мужского костюма, хотя и отличались по своему художественному и конструктивному решению от греческого хитона и гиматия, однако имели много общих черт.
    Туники имели несколько разновидностей, различаемых по длине и ширине изделия, по длине и ширине рукавов. Чем богаче и знатнее был хозяин туники, тем искуснее она украшалась. Декоративные украшения (полосы, вышивка, орнамент) носили также и сословно-должностной характер. Они были преимущественно темно-вишневого, пурпурного, синего цвета; цвет имел определенную символику. Так, пурпурные вертикальные полосы по переду туники, различающиеся по количеству и ширине, носили римские сенаторы и всадники. Туника полководца-победителя была пурпурной, расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей.

    Верхней одежде— тоге— римляне придавали глубоко символическое значение, Римский поэт Вергилий написал в своей «Энеиде»: «Владыки мира— народ, одетый в тоги». Иностранцы и рабы не имели права носить тогу.
    Тога представляет собой сложную драпировку прямоугольного, полукруглого или эллипсообразного куска шерстяной ткани размером 6х1,8 м. Одним из наиболее распространенных способов драпировки тоги был следующий: со спины на левое плечо набрасывают часть тоги длиной до пола (предварительно тогу складывают вдоль так, чтобы верхняя часть была уже нижней). Эта часть закрывает левое плечо и левую часть фигуры. Ниспадающая назад ткань закрывает спину и проходит под правой рукой на перед. Сбоку под рукой, примерно на уровне талии, ткань перекручивают внутренней стороной наверх и образовавшийся жгут прикрепляют к поясу туники. Затем ткань укладывают полукруглыми складками, спуская до уровня коленей, и опять через левое плечо перебрасывают на спину. После этого левый конец подтягивают вверх, укладывая на груди полукруглой складкой. В отличие от греческого гиматия, который свободно и непринужденно драпировался на фигуре, следуя пластике движений, подчеркивая их красоту, тога создавала совершенно иной художественный образ. Большие размеры, сложная канонизированная драпировка, утвержденная законом, белоснежная дорогая ткань, пурпурная полоса— знак сословного отличия— должны были прежде всего подчеркнуть особое положение римского патриция, его благородство и превосходство над остальными членами общества. Драпировка тоги фиксировалась путем пропитки специальным составом.

    В более поздние периоды тяжелые и громоздкие тоги заменяет легкий плащ типа греческой хламиды, который тщательно подбирали по цвету к тунике и носили, скалывая на груди фибулой, закрывая оба плеча.
    В европейской одежде средневековья и даже в современных пелеринах-накидках возрожден еще один вид римского плаща— пенула — в крое круг или полукруг с отверстием для головы, к которому пришивали капюшон. Пенула из грубой шерсти бытовала в крестьянской одежде, а из дорогих украшенных тканей— в костюме богатых щеголей.

    С III в. н. э. драпирующаяся античная одежда постепенно вытесняется глухой накладной, которая скрывает естественные формы и пропорции фигуры.Изменения костюма обусловлены были влиянием восточноазиатских форм и распространением в Риме христианской идеологии. Появляются длинные узкие туники, широкие далматики, закрывающие фигуру от шеи до ступней; характерны пестрота в орнаментации, пристрастие к украшениям. Примером такой одежды, далекой от античных традиций, является далматик— длинная и широкая накладная одежда с длинными цельнокроеными рукавами.

    Костюм знатного римлянина дополняется полусапогами или сандалиями с задниками.В период Империи в костюме знати широко распространяются ювелирные украшения: кольца, перстни из различных металлов, которые носят по 5-6 штук на каждом пальце. Браслеты играют роль наградного знака.

    Прямые зачесанные на лоб короткие волосы и бритое лицо или небольшая завитая бородка дополняют облик римлян. В историю вошла прическа «голова Тита» из коротких локонов с бакенбардами, названная по имени римского императора Тита Веспасиана.Одежда римской бедноты и рабов— туника, пенула из грубой шерстяной или льняной ткани, в непогоду носили простые деревянные башмаки.

    Внешние облики гречанок и римлянок во многом сходны.Римские матроны пользовались большими правами и уважением в обществе, чем женщины в Древней Греции.В идеале римлянки воплотились величественность, медлительность и определенная статичность. Прекрасной считалась фигура с округлой линией плеч, широкими бедрами и плоской грудью. Идеальным колоритом внешности римлян считался светлый, особенно после того, как в Риме появились белокурые рабы— германцы. Волосы окрашивали в светлые золотистые тона или носили парики такого цвета.

    Драпировка составляла основу римского женского костюма вплоть до III-IV вв. н. э., пока легкие и тонкие греческие и ассирийские шелка не заменили тяжелые восточные ткани с крупным рисунком.Женская туника по покрою не отличалась от мужской.
    Поверх туники знатные римлянки носили столу, более широкую и длинную, чем туника. Сочетание туники и столы решалось комбинацией разной фактуры и плотности тканей, длины рукавов и декоративного оформления столы. По низу столу обшивали плиссированной оборкой. Стола подпоясывалась с напуском, который создавал определенные пропорции.

    Римлянка, одетая в столу
    Верхней женской одеждой был драпирующийся плащ— палла. Голову покрывали вуалью или краем паллы.В качестве верхней одежды женщины носили также пенулу.
    В цветовой гамме женского костюма преобладали сочетания тонов коричневого с золотисто-желтым, лилового с зеленым, голубого с серым. Основными видами отделки и украшений служили вышивка, бахрома, ювелирные изделия из золота, жемчуга, драгоценных камней.

    В III-IV вв. меняется представление о красоте фигуры женщины. Развитые формы, подчеркнутые пропорции, выявляемые драпированной одеждой, заменяются плоскими статичными формами, которые создает закрытая одежда из тяжелых неэластичных тканей.Простая гармоничная прическа римлянок, сохранявшая греческие традиции, сменяется в период Империи высокой прической на веерообразном каркасе, накладками из искусственных волос.

    Прически римлянок
    Обувь римлянок— мягкие башмаки из цветной кожи, отделанные вышивкой или металлическими бляшками.
    Как и все римское искусство, римский костюм находился под влиянием греческих традиций. Это сказалось на линейно-ритмическом решении костюма, на манере одновременного ношения двух-трех одежд, на использовании аналогичных по волокнистому составу и цвету тканей.

    Костюм Древнего Рима достаточно прост и практичен, его украшениями служат лишь небольшие цветные полосы - клави, нашитые на далматику. Далматика это универсальная верхняя одежда носимая как мужчинами, так и женщинами. Женщины в дополнение покрывали голову платками.
    Однако римская одежда во многом отличалась от греческой, особенно в период Империи. Ткани, как и в Греции, изготовлялись вручную, материалом служили овечья шерсть и лен. В период Империи с Востока стали завозить дорогие шелковые ткани. Фунт такого шелка стоил фунт золота. Вместе с тонкими и прозрачными шелками модны были плотные и тяжелые типа парчи, которые становились все более популярными. Использование плотных и тяжелых тканей приводит к постепенному переходу формы одежды от драпированной к плоской накладной, футлярообразной.

    Цветовая гамма в римском костюме— яркая, красочная, основные цвета— пурпурные, коричневые, желтые. В период Империи цветовая гамма приобретает сложный, изысканный характер в оттенках и сочетаниях цветов: светлых голубого и зеленого с белым, светло-лилового с желтым, серовато-голубого, розовато-сиреневого.

    Поздние римские ткани имели геометрическую орнаментацию— круги, квадраты, ромбы с вписанными в них розетками, четырехлистниками, стилизованными листьями плюща, аканта, дуба, лавра, гирляндами цветов. Узоры были вышиты или вытканы двумя-тремя цветами, что вместе с золотым декором придавало ткани особую пышность и роскошь.
    Прикрепления: 6773650.jpg (68.0 Kb) · 3752350.jpg (61.9 Kb) · 5187675.jpg (639.5 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Четверг, 07.01.2010, 16:10 | Сообщение # 2
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Quote (Баст)
    Цветовая гамма в римском костюме— яркая, красочная, основные цвета— пурпурные, коричневые, желтые.

    Женский костюм отличал­ся от мужского не только осо­быми формами (тогу со II в. до н.э. носили только уличные женщины, а полноправные за­мужние женщины носили ту­нику, столу, институ (плисси­рованную юбку поверх столы) и покрывало палла, напоминав­шее греческий гиматий), но и цветом. Только женщинам в Древнем Риме было прилич­но носить одежду из окрашен­ных тканей (мужская одежда должна была иметь естественные цвета овечьей шерсти), но определенных цветов: желтого, зеленого, коричневого, оранжевого.

    Изначально древнеримские ткани в основном были шерстяными, но в эпо­ху Империи из стран Востока стали привозить драгоценные ткани с золотыми нитями, а после завоевания Египта в моду вошли тончайшие прозрачные тка­ни из льна, а потом и из шелка, которые производили на острове Кос в Сре­диземном море. В другие регионы из Рима вывозили шерстяные ткани.

    В эпоху Империи существовало разделение труда между отдельными провинциями. Из Сирии везли пурпурные ткани и стеклянные изделия, из Египта — льняные ткани и папирус, из Галлии — льняные ткани, керамику и вина. Шерстяные ткани вырабатывали на юге Италии. В Кампании центром переработки шерсти был город Помпеи — до своей трагической гибели во время извержения вул­кана Везувий. В Древнем Риме ремесленники были объединены в коллегии, которые имели узкую специализацию. Так, сукноделы подразделялись на кол­легию фуллонов (валяли сукна), оффекторов (подновляли краски на полиняв­ших тканях), инфекторов (красили ткани), ланифрикариев (мыли и чистили шерстяную одежду), коактилариев (валяли войлок).

    Древнегреческий ткацкий станок
    Изначально прядение и ткачество были занятиями женщин, которые пряли пряжу, ткали ткани и одежду для всей семьи с помощью служанок. Даже жены императоров умели прясть и ткать (император Август носил одежду, соткан­ную его женой Ливией). В свадебной процессии за невестой несли веретено и прялку как символ высокого положения хозяйки дома. Ткали одежду на боль­ших вертикальных станках сразу нужной конфигурации, тунику ткали сразу вместе с рукавами. Но с изменением образа жизни и нравов в эпоху Империи знатные римские женщины перестали заниматься домашним трудом. С разви­тием товарного производства изготовление тканей стало обязанностью муж­чин; ремесленники-ткачи работали в ткацких мастерских — текстринах.

    Чем красили? Искусство украшать ткани пришло к нам из глубины веков, а крашение тканей являются одним из самых давних ремесел. Родиной их считают Китай и Индию, где еще примерно за 4 тыс. лет до нашей эры применяли для этого природные красители растительного и животного происхождения.Научившись ткать, человек научился и красить ткани - синим индиго, который получали из листьев индигофера (именно индиго придает классический синий цвет современным джинсам), или красновато-фиолетовым пурпуром, который извлекался из пурпурной улитки. Пурпур стоил так дорого, что окрашенная им одежда в Древнем Риме была знаком принадлежности к высшему сословию.

    Murex brandaris
    Финикийцы занимались промыслом моллюсков-иглянок (Murex brandaris), из желез которых делали очень популярный и дорогой краситель красно-фиолетового цвета.Легенда повествует о том, как финикийский правитель Меркатор прогуливался по берегу моря вместе со своим верным псом. Вдруг собака, зарычав, рванулась вперед, ухватила зубами клубок водорослей и начала терзать его. Потом, заскулив, бросила добычу и попятилась от нее: ее пасть обагрилась кровью! Встревоженный Меркатор поспешил на помощь псу, но, разобравшись в чем дело, рассмеялся: собака разжевала красящую водоросль! Так был открыт источник пурпура, без которого вскоре не мыслили свою жизнь цари и фараоны.

    В самом деле, не встречать же послов в разноцветном балахоне, иное дело благородный, цвета крови, тон одежд. Поговаривали даже, что финикийцев прозвали "красными" именно за цвет поставляемой ими, столь популярной во всем мире, краски для ткани.Краситель из этих моллюсков получался очень дорогой — для добычи одного грамма нужно было препарировать несколько тысяч моллюсков. В результате в Риме, например, пользоваться тогами, целиком окрашенными этим красителем, имели право, да и финансовые возможности, только императоры и самые высшие сановники.

    На Руси перед отбеливанием ткани выбивали, чтобы стали мягче, дубовыми досками с массивной ручкой. Затем холсты красили - природными красителями. Любили в старину красить ткани в красный, зеленый, желтый и черный цвета. Зеленую краску делали из травы пырея, желтую и коричневую – из луковой шелухи, оранжевую – из коры яблоневых побегов, красную – из ягод.

    Вайда красильная: цветы желтые, а сок делает ткань синей..
    В глубокую старину европейцы извлекали индиго из вайды красильной, ее родиной считают юг России. Но в эпоху развитого колониализма этот промысел исчез, индиго стали привозить из Индии, отсюда и название синей краски. Здесь, а потом и в других южных колониях развели громадные плантации индигоноски красильной , из нее получалось в три раза больше красителя, чем из вайды...


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Воскресенье, 03.05.2015, 15:04 | Сообщение # 3
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    На острове Борнхольм (Дания) нашли редкую бронзовую фибулу в форме совы. Возраст артефакта – около двух тысяч лет. Фибула имеет эмалевые вставки – оранжевые глаза и цветные крылья «совы».

    «Такого типа фибулы очень редки. Похоже, что её привёз кто-то, кто побывал на острове», – сказала археолог Кристина Зехузен (Christina Seehusen) из Музея Борнхольма. Застёжка была изготовлена в приграничных границах Римской империи. В то время, когда была сделана фибула, граница проходила по Дунаю и Рейну. По мнению специалистов, артефакт может происходить из города Colonia Claudia Ara Agrippinensium (будущий Кёльн) или из соседних с ним городов. Обычно такими фибулами римские мужчины пристёгивали плащи. Не исключено, что какой-то уроженец острова Борнхольм служил наёмником в римской армии и привёз фибулу с собой.
    Борнхольм находится в юго-западной части Балтийского острова, однако в раннем железном веке он не был в изоляции. «Множество находок из могил и поселений на этом острове говорят о контактах со многими частями мира,
    включая частые контакты с частями Римской империи», – отметила Кристина Зехузен.

    Первое римское поселение – Оппидум Убиорум – появилось на месте Кёльна в 38 г. до н.э. Его основал Марк Агриппа, полководец императора Августа. В 15 г. н.э. здесь родилась Агриппина, которая затем станет женой
    императора Клавдия и матерью императора Нерона. В 50 году Оппидум Убиорум получает статус колонии. С этого времени поселение называется Colonia Claudia Ara Agrippinensium – Колония Клавдия и алтарь Агриппинцев. В средневековое время город называли просто «Колония», на местном языке это название звучало как «Кёльн».

    Фибулы- металлические застежки для одежды, часто являются украшением..И просто замечательно изящны)))



    Прикрепления: 7144757.jpg (98.4 Kb) · 1128162.jpg (107.3 Kb) · 4390504.jpg (57.2 Kb) · 0489660.jpg (268.9 Kb) · 2749667.jpg (25.2 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Четверг, 27.10.2016, 08:54 | Сообщение # 4
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Несколько сотен сандалий, ботинок и башмаков рассказывают о том, что за люди жили в древнем форте, какая у них была мода на обувь и каким доходом они располагали. Почти две тысячи лет назад на севере современной Англии римляне построили форт Виндоланда. Будучи одним из самых маленьких, но при том и одним из самых мощных, форт входил в состав фортификационных укреплений вала Адриана, которые защищали римскую Британию от набегов варваров. Несколько сотен солдат гарнизона вместе с семьями укрывались от воинственных британских племён за глубокими рвами и высокими валами.


    Когда война между римлянами и местными «варварами» закончилась (212 г. н.э.), солдаты и их домочадцы ушли. Всё, что они не могли нести собой на продолжительном марше, выбросили во рвы, окружавшие форт. Очень скоро на месте форта вырос римский город, и мусор, оставленный солдатами, быстро занесло землёй.Теперь Виндоланда – один из самых знаменитых римских памятников в Европе. Благодаря уникальным природным условиям (болотистая почва) здесь хорошо сохранились органические материалы – кожа, ткани, дерево.

    Летом 2016 года археологи вскрыли в Виндоланде своеобразную «капсулу времени»: они раскопали часть рва, заполненную мусором, среди которых были обрывки кожи, керамика, скелеты собак и кошек, а также обувь. Всего нашли 421 экземпляр: ботиночки младенцев, «туфли» детей и подростков, башмаки взрослых (и мужчин, и женщин), банные тапочки, обувь домашняя и уличная.

    За всю историю раскопок в Виндоланде нашли семь тысяч разнообразных ботинок и сандалий. Очевидно, что обуви в земле лежит намного больше, чем здесь было людей, то есть на каждого обитателя форта приходилось по несколько пар. Руководитель раскопок доктор Эндрю Бирлей (Andrew Birley), по его словам, был потрясён «невероятным и не имеющим примеров демографическим составом жителей». Война и спартанские условия не мешали солдатам вести семейный образ жизни. «Количество обуви фантастическое даже для такого памятника как Виндоланда. Здесь нашли больше римских сандалий, чем где-либо ещё в Римской империи», – подчеркнул археолог.
    «Клад» обуви также показывает уровень дохода и вкусы римлян в 212 году. Некоторые экземпляры очень хорошо сделаны, даже современные модники назвали бы их стильными. Так, воображение поклонников футбола поразила пара детской обуви, очень похожая на современные бутсы Adidas Predator. Соня Гэлловей, директор Фонда Виндоланды по связям с общественностью, отметила: «Одна из сильных сторон нашей археологической коллекции заключается в том, что в ней есть обычные бытовые предметы, которые мы видим в своей жизни, и что они очень хорошо сохранились».

    Сейчас реставраторы приступили к консервации кожаных изделий. Из-за обилия обуви пришлось специально для неё переоборудовать одно из зданий. Барабара Бёрли, куратор Фонда, говорит, что количество ботинок и сандалий из раскопок 2016 года представляет для лаборатории непростую задачу. «Но с помощью преданных волонтёров нам […] удалось хорошо наладить процесс реставрации. Фонд Виндоланды считает себя обязанным продолжать раскопки, реставрировать их и выставлять в музее, несмотря на то, что консервация каждого ботинка стоит 80-100 фунтов [около 6-7,5 тысяч рублей – Ред.]».

    Поскольку Фонд существует исключительно на средства от продажи билетов и частные пожертвования, он запустил специальную кампанию по сбору средств на реставрацию. «Мы надеемся, что 421 великодушный человек – как было сказано выше, именно столько экземпляров обуви нашли – отзовутся и подарят по 80 фунтов, чтобы помочь нам сохранить находки».

    По материалам HeritageDailyArchaeology.org. Автор: Егор Антонов
    Источник: nkj.ru
    Прикрепления: 1867030.jpg (119.8 Kb) · 7190139.jpg (349.3 Kb) · 4499438.jpg (125.6 Kb) · 2008266.jpg (98.6 Kb) · 0642652.jpg (373.7 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:
    © 2008-2013 Карта сайта 21.12.2024, 18:07