Колизей - История Древнего мира Колизей - История Древнего мира
Главная Контакты В избранное
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Модератор форума: Баст  
    Стать Гладиатором
    РимскийДата: Четверг, 14.05.2009, 21:38 | Сообщение # 1
    Группа: Император
    Сообщений: 824
    Награды: 7
    Статус: Offline
    Возникновение Гладиаторских боёв

    Слава тебе, Цезарь! Идущие на смерть тебя приветствуют! – Традиционное приветствие, которое произносили гладиаторы перед битвой.

    Гладиаторы – это, пожалуй, один из самых кровавых и драматичных символов Древнего Рима. Эти профессиональные, хорошо подготовленные бойцы принимали участие в публичных схватках, или играх, которые проходили не на жизнь, а на смерть. Гладиаторские игры возникли из погребального обряда этрусков, в который когда-то входили человеческие жертвоприношения. Со временем обряд видоизменился: обречённых на смерть перестали убивать сразу, а заставили их с мечами в руках сражаться около могилы, и, таким образом, погибал слабый, а сильный оставался в живых, вызывая восторг присутствующих. Римляне впервые увидели это жестокое зрелище в 264 г. до н. э. на Бычьем рынке, где на поминках по Бруту Пере, устроенных его сыновьями, сражались три пары гладиаторов. Зрелище показалось столь необычным и примечательным для римлян, что это событие было внесено в летопись Рима. Связь между гладиаторскими играми и поминками никогда не забывалась, их называли «погребальными играми». Их официальное наименование — mumus («обязанность»), долг живого по отношению к умершему. В 105 г. до н. э. гладиаторские игры вводятся в число публичных зрелищ. Отныне государство возлагает на своих магистратов заботу об их устроении. Гладиаторские игры становятся и в Риме, и по всей Италии любимейшим зрелищем, и это быстро берут в расчёт те, кто хочет выдвинуться. Цезарь в 65 г до н. э. дал игры, в которых приняли участие 320 пар гладиаторов. Враги его испугались: страшны были не только эти вооружённые молодцы; страшно было то, что роскошные игры стали верным средством приобрести расположение народа и обеспечить себе голоса на выборах. В 63 г до н. э. по предложению Цицерона был принят закон, запрещавший кандидату в магистраторы в течение двух лет до выборов «давать гладиаторов». Никто, однако, не мог запретить частному лицу «дать» их под предлогом поминок по своему родственнику, особенно если последний завещал своему наследнику устроить игры.. В 63 году нашей эры император Нерон издал указ, разрешающий участвовать свободным женщинам в гладиаторских турнирах. После него Поццуоли позволяет сражаться женщинам-эфиопкам. А император Домициано в 89 году выводит на арену гладиаторов-карликов.

    Кто это? Гладиатор…

    Выражаясь современным языком, гладиатор это боец, обречённый на бой вне зависимости от своего желания. Гладиаторами становились невольники – рабы, военнопленные, в гладиаторы могли «продавать», «сдавать» и т. д. Бывали и случаи, когда гладиаторами становились свободные люди, которых на такой рискованный, а иногда и последний в жизни шаг, толкала нужна в деньгах.
    Труд гладиатора безусловно не оплачивался, и не один уважающий себя древний римлянин не подтвердил бы нам, что гладиатором быть престижно. Гладиаторы проходили обучение в школах, где получали физическую подготовку и пищу, кстати, не всегда соответствующую затраченным на бой усилиями. Гладиаторы делились на различные виды в зависимости от типа вооружения и амуниции. В бойцовские школы попадали как мальчики, так и юноши, но до зрелого возраста многим из них дожить было не суждено.
    Жизнь бойца завила от многих факторов, но по большей части от расположения к нему зрительской массы. Как и выдающиеся актёры, гладиаторы, даже если не отличались красотой, пользовались их расположением. Многим импонировали слава и сила бойцов, таким образом «любимого» гладиатора могли увести с поля и подобрать ему замену. В случае, если раненый гладиатор оставался в живых, его участь решалась публикой. В зависимости от мнения толпы, победитель должен был добить лежащего или оставить его в живых, если тот заслужил жизнь доблестным сопротивлением. В играх, проводившихся в самом Риме, решающим было мнение императора. Толпа «голосовала» при помощи жестов, которые со временем менялись. Хотя традиционно принято считать, что «поднятый палец» означал «Жизнь», а опущенный — «Смерть» (в таком виде жесты используются сейчас для одобрения и осуждения), на большинстве античных игр, вне зависимости от направления, оттопыренный палец означал «смерть», символизируя движением добивающий меч, а «Жизнь» обозначал просто сжатый кулак.
    Для римлян, отдельный интерес представляли кровавые зрелища и их программа с каждым годом расширялась. Всё чаще на арене устраивали бои с дикими зверями: или боец атаковал зверя поодиночке, или же затевали охоту на целую стаю – венации. Таким образом, гладиатор для римского общества, не что иное как искусное развлечение, способное утолить жажду кровавых схваток и небывалых, по своей жестокости, зрелищ.

    Прикрепления: 3771686.jpg (145.9 Kb) · 8627573.jpg (173.5 Kb) · 1975330.jpg (31.5 Kb)


     
    РимскийДата: Четверг, 14.05.2009, 21:53 | Сообщение # 2
    Группа: Император
    Сообщений: 824
    Награды: 7
    Статус: Offline
    Классификация гладиаторов


    * Андабат (от греческого слова «άναβαται» — «поднятый, находящийся на возвышении») Были одеты в кольчуги, как восточная кавалерия (катафракты), и шлемы с забралами без прорезей для глаз. Андабаты сражались друг с другом практически так же, как рыцари на средневековых рыцарских турнирах, но без возможности видеть друг друга.

    * Бестиарий: Вооружённые дротиком или кинжалом, эти бойцы изначально были не гладиаторами, а преступниками (ноксиями), приговорёнными к сражению с хищными животными, с большой вероятностью гибели приговорённого. Позднее бестиарии стали хорошо тренированными гладиаторами, специализирующимися на боях с различными экзотическими хищниками при помощи дротиков. Бои были организованы таким образом, что звери имели мало шансов одержать победу над бестиарием.

    * Бустуарий: Эти гладиаторы сражались в честь умершего на ритуальных играх во время похоронного обряда.

    * Димахер (от греческого «διμάχαιρος» — «носящий два кинжала»). Использовали два меча, по одному в каждой руке. Сражались без шлема и щита двумя кинжалами. Одеты были в короткую мягкую тунику, руки и ноги перебинтованы тугими повязками, иногда носили поножи.

    * Эквит («всадник»): В ранних описаниях эти легко вооружённые гладиаторы были одеты в чешуйчатые доспехи, носили средних размеров круглый кавалерийский щит (parma equestris), шлем с полями, без гребня, но с двумя декоративными кистями. Во времена Империи они носили доспех для предплечья (манику) на правой руке, тунику без рукавов (что отличало их от других гладиаторов, сражавшихся с обнажённым торсом), и пояс. Эквиты начинали бой верхом на коне, но после того, как они метали своё копьё (хасту), они спешивались и продолжали бой коротким мечом (гладиусом). Обычно эквиты сражались только с другими эквитами.

    * Галл: Были экипированы копьём, шлемом и небольшим галльским щитом.

    * Эсседарий («боец на колеснице», от латинского названия кельтской колесницы — «esseda»). Возможно, впервые были привезены в Рим Юлием Цезарем из Британии. Эсседарии упоминаются во многих описаниях начиная с I века н. э. Так как не существует никаких изображений эсседариев, ничего не известно об их вооружении и манере ведения боя.

    * Гопломах (от греческого «οπλομάχος» — «вооружённый боец»): Они были одеты в стёганую, похожую на брюки одежду для ног, возможно сшитую из парусины, набедренную повязку, пояс, поножи, доспех для предплечья (манику) на правой руке, и шлем с полями и со стилизованным грифоном на гребне, который мог быть украшен кистью из перьев на верхушке и одиночными перьями с каждой стороны. Были вооружены гладиусом и очень маленьким круглым щитом, сделанным из одного листа толстой бронзы (сохранились образцы из Попмпеи). Их выставляли на схватки против мирмиллонов или фракийцев. Возможно, гопломахи произошли от более ранних самнитов после того, как стало «неполиткорректно» использовать название народа, ставшего дружественным римлянам.

    * Лаквеарий («боец с лассо»): Лаквеарии могли быть разновидностью ретиариев, которые старались поймать своих соперников с помощью лассо (laqueus) вместо сети.

    * Мурмиллон: Носили шлем со стилизованной рыбой на гребне (от латинского «mormylos» — «морская рыба»), а также доспех для предплечья (манику), набедренную повязку и пояс, поножу на правой ноге, толстые обмотки, закрывающие верх ступни, и очень короткие латы с выемкой для набивки на верху ступни. Мирмиллоны были вооружены гладиусом (40-50 см в длину) и большим прямоугольным щитом, как у легионеров. Их выставляли на бои против фракийцев, ретиариев, иногда также против гопломахов.

    * Пегниарий: Использовали кнут, дубину и щит, который был прикреплён к левой руке ремнями.

    * Провокатор («соискатель»): Их обмундирование могло быть различным, в зависимости от характера игр. Их изображали одетыми в набедренную повязку, пояс, длинную поножу на левой ноге, манику на правой руке, и шлем с козырьком, без полей и гребня, но с перьями на каждой стороне. Они были единственными гладиаторами, защищёнными кирасой (cardiophylax), которая сначала была прямоугольной, затем часто скруглённой. Вооружением провокаторов были гладиус и большой прямоугольный щит. Выставлялись на бои с самнитами или другими провокаторами.

    * Ретиарий («боец с сетью»): Появились на заре Империи. Были вооружены трезубцем, кинжалом и сетью. Кроме набедренной повязки, поддерживаемой широким поясом (balteus) и большого доспеха на левом плечевом суставе, у ретиария не было никакой одежды, в том числе и шлема. Иногда для защиты шеи и нижней части лица использовался металлический щиток (galerus). Существовали ретиарии, игравшие на арене женские роли («retiarius tunicatus»), которые отличались от обычных ретиариев тем, что были одеты в тунику. Ретиарии обычно сражались с секуторами, но иногда и с мирмиллонами.

    * Рудиарий: Гладиаторы, заслужившие освобождение (награждённые деревянным мечом, называемым rudis), но решившие остаться гладиаторами. Не все рудиарии продолжали сражаться на арене, среди них существовала особая иерархия: они могли быть тренерами, помощниками, судьями, бойцами и т. д. Рудиарии-бойцы были очень популярны среди публики, так как они обладали огромным опытом и от них можно было ждать настоящего шоу.

    * Сагиттарий: Конные лучники, вооружённые гибким луком, способным запустить стрелу на дальнюю дистанцию.

    * Самнит: Самниты, древний тип тяжело вооружённых бойцов, исчезнувший в ранний имперский период, своим названием указывал на происхождение гладиаторских боёв. Исторические самниты были влиятельным союзом италийских племён, проживавшим в регионе Кампания к югу от Рима, против которых римляне вели войны в период с 326 по 291 до н. э. Снаряжением самнитов были большой прямоугольный щит (scutum), украшенный перьями шлем, короткий меч, и, возможно, поножа на левой ноге.

    * Секутор: Этот тип бойцов специально предназначался для схваток с ретиариями. Секуторы были разновидностью мирмиллонов и были экипированы аналогичными латами и оружием, включая большой прямоугольный щит и гладиус. Их шлем, впрочем, закрывал всё лицо, кроме двух отверстий для глаз, дабы защитить лицо от острого трезубца их соперника. Шлем был практически круглый и гладкий, чтобы сеть ретиария не могла зацепиться за него.

    * Скиссор («тот, кто режет»): Об этом типе гладиаторов не известно ничего, кроме названия.

    * Тертиарий (также назывались «Suppositicius» — «заменяющие»): В некоторых соревнованиях участвовали три гладиатора. Сначала первые двое сражались друг с другом, потом победитель этой схватки сражался с третьим, которого и называли тертиарием. Тертиарии также выходили на замену, если заявленный на схватку гладиатор по тем или иным причинам не мог выйти на арену.

    * Фракиец: Фракийцы экипировались теми же доспехами, что и гопломахи. Они имели большой шлем, закрывающий всю голову и украшенный стилизованным грифоном на лбу или на передней части гребня (грифон был символом богини возмездия Немезиды), маленький круглый или приплюснутый щит (parmula), и две большие поножи. Их оружием был фракийский кривой меч (sicca, длиной около 34 см). Они обычно сражались с мирмиллонами или гопломахами.

    * Велит: Пешие гладиаторы, вооружённые дротиком с привязанным к нему шнуром для метания. Названы в честь подразделений раннереспубликанской армии.

    * Венатор: Специализировались на показательных охотах на животных, не сражаясь с ними в ближнем бою, как бестиарии. Также венаторы выполняли трюки с животными: клали руку в пасть льва; ездили верхом на верблюде, держа рядом львов на поводке; заставляли слона ходить по канату. Строго говоря, венаторы не были гладиаторами, однако их выступления являлись частью гладиаторских боёв.

    * Прегенарий: Выступали в начале соревнований, чтобы «разогреть» толпу. Они использовали деревянные мечи (rudis) и обматывали тканью тело. Их схватки происходили под аккомпанемент цимбал, труб и водяных органов (hydraulis).

    Прикрепления: 2988313.jpg (351.4 Kb) · 7893059.gif (20.7 Kb) · 1591479.gif (38.7 Kb)


     
    РимскийДата: Четверг, 14.05.2009, 21:57 | Сообщение # 3
    Группа: Император
    Сообщений: 824
    Награды: 7
    Статус: Offline
    Кодекс Чести


    Гладиаторы, подобно римским воинам имели свой устав, некоторые историки называют его кодексом чести, но на самом деле это условное название, т.к. изначально гладиатор по определению не свободный человек, а понятия о чести у римских рабов как такового не было. Гладиаторы давали клятву и принимали присягу, согласно которой должны были считаться «формально мёртвыми» и передавали свою жизнь в собственность гладиаторской школы, в которой жили, учились, тренировались и умирали.
    Существовал ряд негласных правил и условностей, которых должен был придерживаться каждый гладиатор и не нарушать их ни при каких обстоятельствах. Гладиатор всегда во время поединка должен был хранить молчание – единственный способ, которым он мог контактировать с залом, были жесты. Когда гладиатор поднимал вверх указательный палец – это символизировало мольбу о пощаде, если же большой палец был повернут вниз, это символизировало, что боец так тяжело ранен, что не может продолжать бой, и просит добить его, ибо знает, что погибнет и после боя. Вторым негласным пунктом было соблюдение неких «правил» достоинства, которые можно сопоставить с правилами самураев.
    Боец – гладиатор не имел право на трусость и страх смерти. Если боец чувствовал, что умирает, должен был открыть противнику своё лицо, чтобы тот добил его, глядя ему глаза, или сам перерезать себе горло, сняв шлем и открыв зрителям своё лицо и глаза, и те, должны были увидеть, что в них нет ни капли страха. Третьим законом было то, что гладиатор не мог сам выбирать себе противника, очевидно, это было сделано для того, чтобы бойцы на арене не сводили свои личные счёты и обиды. Выходя на поле, гладиатор до последнего не знал, с кем ему придётся драться.

    Жизнь гладиатора


    Жизнь гладиатора в большинстве своём была короткой и полной постоянного страха за свою жизнь и риска, без которого сама жизнь, наверное, была бы невозможной. Судьбу каждого гладиатора вершил бой, уже после нескольких боёв было понятно, ожидает ли бойца будущее и вознаграждение, или бесславная кончина в расцвете сил. Для современного человека совершенно не понятно, как при таком образе жизни и работе на износ, некоторые бойцы выигрывали бой за боем и могли побеждать в десяти боях подряд. Эти ,по истине уникальные боевые экземпляры, получали от императора свободу, в день поучения которой, школа, воспитавшая такого блестящего гладиатора готовила пышнейшую церемонию. На этом празднике освободившемуся гладиатору дарили рудис – деревянный меч. В исторической литературе нередко встречается термин «рудийцы», что обозначает – свободные воины, воины получившие свободу от гладиаторских сражений. История знает пример Публия Остория, гладиатора из города Помпеи. Прежде чем получить свободу и стать рудийцем, он победил более чем в полсотни поединков и остался жив, правда, по одной из версий был одноглазым, а по другой лишился правой руки. Сейчас вам, конечно же, покажется, что при такой ужасной жизни единственной мечтой гладиатора может быть мечта о «свободе от поля», однако если быть до конца честными следует сказать, что такая мечта жила не во всех. В истории осталось имя знаменитого гладиатора из Сирии Фламмы, который после каждого своего освобождения заключал новые контракты с гладиаторской школой. Этот гладиатор был уже четырежды свободен, но предпочитал свободе бой, так он и встретился со своей смертью – будучи свободным, но дерущийся на одном поле с обречённым на смерть рабами. Прямо противоположен этому пути, путь, который избрал гладиатор Веяна. Он за накопленные средства купил себе поместье и дожил там до глубокой старости, став почётным отцом большой фамилии.

    Исчезновения гладиаторов

    Мир менялся, и вместе с ним менялись ценностные ориентации людей.

    Константин – Великий принял христианство первым среди римских императоров, правда, сделал это за несколько минут перед смертью. Вскоре христианство вытеснило языческие представления римлян о богах, и навязало единобожие. На сборе первого же церковного собора было принято решение бороться с кровавыми языческими игрищами. Осуждённых высшим судом больше не обрекали на смерть и не бросали на арену с хищными жаждущими крови зверями, вместо этого им инкриминировали принудительные каторжные работы.

    Однако, даже после принятия этого вердикта на Апеннинском полуострове жрецы, с согласия императора, всё же ещё продолжали организовывать гладиаторские бои. Жрецы, хлебом для которых было служение кровавым культам, не хотели расставаться со своими привычными и понятными ритуалами, и с их лёгкой руки гладиаторские бои чуть было не возродились.
    Однако, в 357 году император Константин Второй запретил военнообязанным юношам вступать в гладиаторские школы, а в 399 закрылась последняя из них. Но расстаться с привычкой видеть смерть, живущую в обществе долгое время, было не так-то просто. Через пять лет, понадобился новый императорский указ решительно и бесповоротно запрещающий организацию как школ, так и гладиаторских сражений. Поводом для этого послужила трагическая гибель христианского послушника в 404 году, некого Телемаха. Монах выбежал на арену и пробовал успокоить дерущихся, но вместо этого сам был разорван разъярённой толпой. После этого император Ганорий запретил гладиаторство. Навсегда.

    Прикрепления: 2102480.jpg (287.2 Kb) · 5163062.jpg (43.1 Kb) · 3664064.jpeg (76.1 Kb)


     
    БастДата: Четверг, 14.05.2009, 21:59 | Сообщение # 4
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Кстати, никогда не задумывался. почему так похожи слова "гладиатор" и "гладиолус"? В переводе с латинского "гладиолус" - "меч", и потому у римлян он считался цветком гладиаторов. Одна из легенд рассказывает о том, как появился цветок на земле.
    Шла война между римлянами и фракийцами. Победа досталась римлянам. Жестокий римский полководец захватил в плен фракийских воинов и приказал превратить их в гладиаторов. Тоска по родине связала двух юношей-пленников Сента и Тереса крепкой дружбой. Желая развлечь публику, жестокий полководец заставил двух друзей сражаться друг против друга, обещая победителю награду - возвращение на родину, то есть то, ради чего они готовы были отдать жизнь. На ратное зрелище сошлись любопытные. Затрубили трубы, призывая отважных к битве, но Сент и Терес воткнули мечи в землю и бросились друг к другу с распростертыми объятиями. Их предали смерти. Но как только тела коснулись земли, из рукоятей их мечей расцвели высокие прекрасные цветы. В честь благородных гладиаторов их назвали гладиолусами. И до сих пор они являются символом верности, благородства, памяти.
    А еще древнеримская легенда утверждает: если луковицы гладиолуса повесить на груди как амулет, они не только помогут одержать победу в поединке, но и предохранят от гибели...
    Вот такая романтичная история.. happy



    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Среда, 22.06.2011, 19:14 | Сообщение # 5
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Историк Майкл Картер (Michael Carter) из университета Брока (Brock University) в г. Сент-Катаринс, Канада, полностью восстановил смысл эпитафии, высеченной на надгробии римского гладиатора по имени Диодор (Diodorus), погибшего в схватке на арене 1800 лет назад, сообщает Live Science. Результаты исследования проф. Картера опубликованы в немецком Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik («Журнале Папирологии и Эпиграфики»).

    Надгробие, о котором идёт речь, сто лет назад было раскопано на территории современной Турции и незадолго до I Мировой войны подарены бельгийскому Музею пятидесятилетия независимости (Musee du Cinquanternaire) в Брюсселе. Надгробный камень, установленный, по-видимому, близкими и друзьями павшего воина, содержал не только текст на латыни, но и изображение гладиатора с двумя обнажёнными мячами, стоящего над поверженным противником, который характерным жестом просит пощады.Это изображение, как догадался проф. Картер — специалист по гладиаторским боям — даёт ключ к пониманию высеченной под ним надписи: «Повергнув своего противника, Деметрия (Demetrius), я не убил его сразу. Злой рок и лукавое судейство summa rudis погубили меня». Summa rudis — это рефери, судивший гладиаторские бои.

    Одно из правил гласило, что гладиатор, который упал сам, так сказать, без помощи противника, имеет право подняться, забрать своё оружие и продолжить бой. Именно это правило решил применить лукавый судья, в то время, как Диодор был уверен, что уже выиграл поединок. Вставший на ноги и получивший обратно свой меч Деметрий нанёс доверчивому сопернику смертельную рану. wacko

    Картер поведал журналистам, что гладиаторские бои, сверхпопулярные в Древнем Риме и Римской империи, отнюдь не всегда продолжались до смерти одного из противников (как это показывают сегодня в голливудских фильмах). Хотя смерти от ран были обычным делом. «Правила гладиаторских поединков были весьма сложными и хорошо продуманными», — отметил канадский историк.

    Жалко мужика..Не ту профессию он выбрал.
    Прикрепления: 8829760.jpg (146.3 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Пятница, 21.12.2012, 16:29 | Сообщение # 6
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    А вот это любопытно smile
    10 фактов о гладиаторах и гладиаторских боях.

    10 место: Связь между гладиаторскими играми и поминками никогда не забывалась, их называли «погребальными играми». Их официальное наименование — mumus («обязанность»).

    9 место: Зрителей на боях рассаживали строго по статусу. Нижний ряд, или подий (лат. podium), был назначен исключительно для императора, его семейства, сенаторов и весталок.

    8 место: На бои приглашались музыканты, которые обеспечивали музыкальное сопровождение боя в зависимости от его развития.

    7 место: Самым известным гладиатором был Спартак. Но сохранились имена и других знаменитых гладиаторов: Крикс, Гай Ганник, Каст, Эномай и Публилор — единственный из соратников, переживший Спартака.

    6 место: Римский император Коммод провёл в качестве гладиатора 735 боёв! По легенде, он был заколот ножом на арене. Но на самом деле его задушили за день до выхода на арену. Этой истории посвящён фильм «Гладиатор».

    5 место: Нередко происходившее на арене кровопролитие бывало столь велико, что поединки приходилось останавливать, чтобы посыпать скользкую от крови площадку свежим песком.

    4 место: Павшего прижигали раскаленным железом, чтобы убедиться в том, что он умер, а не притворяется, после чего тело крючьями стаскивали с арены.

    3 место: Горящий Колизей изображён на заставке программы Nero. Дело в том, что фраза «Нерон, сжигающий Рим» (англ. Nero Burning Rome) полностью совпадет по звучанию с названием программы (англ. Nero Burning ROM).

    2 место: Фильмы о гладиаторах никогда не снимаются в Колизее — он недостаточно хорошо сохранился для съемок. Поэтому роль Колизея в кино чаще всего исполняет Амфитеатр Марка Антония Гордиана в городе Тисдра в Тунисе.

    1 место: Часто арена использовалась для наказания или казни приговоренных. Однажды одного ювелира, который продавал фальшивые драгоценности, приговорили к арене. Когда его подвели к клетке, из которой должен был выйти лев, и несчастный уже приготовился к смерти, из клетки вышел ЦЫПЛЕНОК! От напряжения ювелир рухнул в обморок.

    Прикрепления: 8649427.jpg (129.0 Kb) · 6634252.jpg (18.7 Kb) · 4654637.jpg (114.3 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Вторник, 04.11.2014, 10:21 | Сообщение # 7
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Римские гладиаторы были, в основном, вегетарианцами, и пили напиток с золой после
    тренировок в качестве тонизирующего средства.
    Об этом свидетельствуют результаты исследования останков гладиаторов, найденных в некрополеЭфеса, столицы римской провинции Азия (современная Турция). Погребения гладиаторов были открыты в 1993 году. Они датируются II и веками н.э. Антропологическое исследование проводили специалисты кафедры судебной медицины в Венском медицинском университете (Австрия) и кафедры антропологии Института судебной медицины при Бернском университете (Швейцария). Результаты опубликованы в журнале PLOS One.

    Надгробие на могиле гладиатора. Фото: Sandra Losch, Negahnaz Moghaddam, Karl Grossschmidt,
    Daniele U. Risser, Fabian Kanz / PLOS One

    В общей сложности антропологи изучили останки 53 человек, в том числе 22 гладиаторов. Используя спектроскопию, специалисты проанализировали соотношение стабильных изотопов (углерод, азот и сера) в коллагене костей, а также соотношение стронция и кальция в костном минерале. Результаты анализов показали, что в гладиаторы в основном придерживались вегетарианской диеты. Это соответствует письменным свидетельствам, в которых этих бойцов называли «едоками ячменя». Современники писали, что диета гладиаторов состояла из бобовых и зерновых. При этом между преимущественно вегетарианской диетой гладиаторов и рационом «обычных жителей» разницы практически нет. В пищу употребляли, в основном, зерновые, а мясо в рационе отсутствовало. Вероятно, выражение «едоки ячменя» означало, что гладиаторы употребляли в пищу зерно низкого качества.

    Погребение на некрополе Эфеса. Фото: OEAI, Pietsch.
    Разница между «нормальной популяцией» и гладиаторами заметнее в количестве стронция в их костях. Этот показатель указывает на то, что воины получали при жизни больше кальция из источника, насыщенного стронцием. Вероятно, это был напиток с золой, указания на который также имеются в письменных свидетельствах. «Растительная зола, очевидно, употреблялась для укрепления организма после физической нагрузки и для лучшего заживления костей. Это было похоже на то, что мы делаем сегодня, – мы получаем магний и кальций после физической нагрузки», – говорит Фабиан Канц (Fabian Kanz), руководитель исследования с кафедры судебной медицины в Венском медицинском университете. Исследователи также надеются, что им удастся проследить происхождение гладиаторов. Среди этих бойцов были выходцы из разных уголков империи. Сравнение рациона гладиаторов с той пищей, которую они могли получить в Эфесе, скорее всего, выявит отличия. Эти отличия позволят установить «неместное» происхождение воинов, надеются учёные.

    По материалам сайта НАУКА И ЖИЗНЬ
    Прикрепления: 3152910.jpg (29.7 Kb) · 3371406.jpg (52.0 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    TenDemonДата: Суббота, 22.11.2014, 16:36 | Сообщение # 8
    Группа: Удаленные





    Привычный для нас цирк, в который так любят ходить и дети, и взрослые, появился далеко не сразу. С первым цирком его связывает разве что округлая форма. А представления, которыми вначале Рим развлекал свою публику, носили более жестокий характер.
    Воинственные жители
    Римляне-солдаты большую часть своей жизни проводили в набегах на соседние государства. Это не могло не наложить определенный отпечаток на их характер. Даже вернувшись домой, они требуют пролития крови и сражений. Именно это и происходило в стенах цирка.

    Так, в нем могли сражаться люди друг с другом, люди с животными, хотя, скорее наоборот, так как часто дикие звери были в несколько раз сильнее и побеждали в один присест. Иногда на импровизированной арене выступали только животные, яростно пытавшиеся выжить в смертельной схватке. Но начиналось все со скоростных соревнований по езде на колесницах.

    В двухколесные деревянные повозки запрягали четверку лошадей с наездниками, одетыми в разные цвета. Они должны были проехать семь раз, описывая круги. Побеждал тот, кто приезжал до намеченной линии быстрее всех. Обычно возниц было четыре, но делать заезды они могли по желанию зрителей и магистрата с утра и до вечера.

    Кажется, будто ничего сложного в этом нет. На самом деле, управлять двумя парами взмыленных лошадей, которые так и норовят сбросить седока на каждом повороте, было очень опасно. Вдобавок ко всему, в центре цирковой арены была установлена каменная ость высотой до 1,5 метров, повторяющая форму самого цирка. На ее плоской вершине был установлен ряд статуй богов, в том числе Виктории (богини победы), Фортуны (богини удачи) и своеобразное счетное табло. А по углам стояли столбы, с которыми можно было легко столкнуться, неправильно рассчитав вход в поворот, и разбиться. Поэтому наездники на колесницах всегда выбирали между тем, чтобы срезать поворот, но подвергнуть себя риску смерти или потратить несколько секунд, но безопасно объехать препятствие.

    Не стоит говорить, что на соревнованиях не обходилось без летальных случаев. Зрители тоже не скрывали своих эмоций. Сверху они изливали на участников потоки криков, хвалебных слов, брани, свистели неудачникам.
    Награждение
    Победителей же ждала весомая награда: мешочек с золотом, лавровый венок, пальмовая ветвь. Кстати, награждались и люди, и кони. К скакунам в Древнем Риме вообще было особенное отношение. Их отбирали только из самых ценных пород, тратили на это уйму денег. За особо породистым рысаком могли ехать за тридевять земель. Наездники могли сколотить целое состояние, регулярно участвую в гонках. Но часто азарт превышал мнение рассудка, и они соревновались до тех пор, пока могли держать в руках поводья или пока не погибали там же. А на их смену приходили все новые жаждущие славы и денег.

    Вскоре для соревнований стали выбирать участников из четырех разных групп: белых, красных, синих и зеленых. На их победу делались разные ставки, даже император не видел ничего зазорного в том, чтобы поддерживать одного из наездников. Позже на основе игры были созданы четыре политических партии, и немалую роль в государственных интересах играло то, кто из ее представителей победил на скачках!
    Гладиаторские бои
    Позже заезды на колесницах сменились гладиаторскими боями и травлей животных. Римляне особо почитали эти виды «циркового мастерства», ведь на них регулярно проливалась кровь, слышались крики победивших и стоны побежденных. Но в боях не просто наносили друг другу раны: стычки гладиаторов требовали особых умений, хитрости и ловкости, чтобы как можно дольше продержаться живым, а зрители успели насытиться зрелищем.

    Именно поэтому, прежде чем выйти на поле, гладиатор проходил специальную подготовку в школе бойцов по умению держать любое оружие, метать копья. Как правило, школы обучали рабов и военнопленных. И у тех, и у других не оставалось другого выбора, как победить на поле и ждать следующего поединка или умереть. Иногда в ряды гладиаторов вступала и городская беднота, которая получала крышу над головой и пищу, однако никаких льготных условий содержания они не имели.

    «Представление» могло иметь несколько сценариев, но чаще происходило так: на поле выходили два противника в ярких одеждах, которые прикрывали небольшие участки тела. Один из них играл роль рыболова, вооружался сетью и копьем с тремя наконечниками, а второй был рыбой со щитом и ножом, которым нужно было первым поразить ловца.

    Чем больше ран наносили друг другу соревнующиеся, тем больше это распаляло зрителей, которые поддерживали их с трибун. Когда же один из гладиаторов понимал, что его время сочтено, он мог попросить пощады у зрителей, и только они решали исход битвы. Большой палец, поднятый вверх, даровал несчастному жизнь, если кулак с пальцем опускался вниз, побежденного добивали.

    Гладиаторские бои просуществовали около половины тысячелетия (105 г. од н.э. – 404 г. н.э.). И все это время они пользовались большой популярностью.
    Бестиарии и бои диких зверей
    Но если здесь был хоть какой-то шанс выжить, схватка с диким зверем в большинстве случаев заканчивалась плачевно. Против разъяренного медведя или кабана выпускали человека, практически не вооруженного ничем. Поэтому победа раба считалась чем-то сродни божественному чуду.

    Когда бои людей римлянам надоедали, на арене устраивались битвы животных, причем диковинных, например, носорога или слона с вепрем, львом, диким медведем. Для того чтобы атака была яростнее, животных пытались разозлить, а потом устраивали их встречу. Или могли их связать вместе и наблюдать, как огромный комок шерсти и плоти становится окровавленным. Но рева раненых животных слышно не было – он заглушался восторженным ревом толпы.
    Откуда брали животных?
    Во времена римских нападений новозахваченные территории обязаны были присылать в Италию диких животных. Вереницы клеток с ними постоянно прибывали в Рим, после чего зверей содержали в зоопарке, пока не наступал их черед для выступления. Иногда зверей дрессировали и обучали, а потом показывали публике. Однако мирные цирковые номера не прижились в Риме, зрители не могли просто так отказаться от сцен кровопролития.
    Каким он был?
    Около 600 лет назад до н.э. в Риме появился первый цирк. Он состоял целиком из дерева, поэтому был небольшой ширины и высоты. Постепенно его перестроили, поэтому основа стала каменной с мраморными вставками и бронзовой отделкой, а верхушка так и осталась деревянной. Так ее можно было легко разобрать в нужный момент и увеличить. Снаружи постройка выглядела как большая кольцевидная стена, состоящая из аркад и колоннад. К каждому арочному проходу вела узкая лесенка, чтобы зрители не толпились, рассаживаясь по местам.

    Изнутри он выглядел как просторное поле в центре, окруженное нависающими трибунами. От дождя и солнца защищало натянутое поверху белое полотно. Самые нижние места – только для важных персон: самого императора, консула и другой знати – были каменными. Деревянные скамьи были предназначены для простых жителей. Часто экономия на верхних постройках приводила к трагедиям: часть верха могла загореться или попросту обвалиться, а огромная скученность людей не позволяла им спастись.
    Великий римский цирк
    Самые захватывающие поединки проходили в Главном цирке Рима, расположенном между холмами Палатин и Авентин. Длина арены достигала 590 метров, а ширина – 80 метров. В его строительстве поочередно принимали участие выдающиеся императоры: Луций Тарквиний, Гай Юлий Цезарь, Нерон, Константин. Однако самым известным на сегодня цирковым сооружением считается Колизей. Всего только в Риме насчитывалось около семи цирков, были они и в других крупных городах – Карфагене, Коринфе, Лионе – и вмещали по разным данным от 50 до 150 тысяч человек.
    Тайный смысл, или требование «хлеба и зрелищ»
    Цирковые развлечения проводились довольно часто и требовали массивных финансовых вложений. Вход на зрительское место был бесплатным, кроме того, организаторы обязаны были хорошо покормить публику. И пока те наслаждались зрелищем, внизу их ждали горы мяса, вино, фрукты. Однако пока знать не наелась, простолюдинов к столам не подпускали.

    Государство не терпело бы подобные растраты, если бы имело другую возможность создавать иллюзию процветающего государства. Таким способом пытались задобрить людей и предотвратить бунты, то и дело вспыхивающие на территории Италии. Девиз правящей верхушки гласил, что обычным горожанам нет смысла лезть в политику, лучше пусть они развлекаются просмотром поединков, которые император устраивает в их честь!

    Вот откуда и пошло выражение «хлеба и зрелищ». Оно отображает культурный уровень римлян того времени, которые предпочитали не знать, что творится за пределами их страны, но не пропускали ни единого гладиаторского или бестиарийского поединка.
     
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:
    © 2008-2013 Карта сайта 30.12.2024, 19:41