Колизей - История Древнего мира Колизей - История Древнего мира
Главная Контакты В избранное
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Модератор форума: Баст  
    Фракийский Храм Бессмертных
    БастДата: Суббота, 24.04.2010, 20:00 | Сообщение # 1
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Неподалеку от курортного городка Хисаря, в селе Старосел (на юге Болгарии), находится самый внушительный подземный фракийский храм в Юго-Восточной Европе. Он обнаружен 10 лет назад в Четинёвой могиле известным болгарским археологом Георгием Китовым. Этот храм – один из самых впечатляющих памятников фракийской архитектуры – с оградой из каменных блоков, парадной лестницей и огромным внутренним помещением с круглым купольным потолком.

    В 2008 и 2009 годах археологическая группа под руководством д-ра наук Ивана Христова, изучала могильную насыпь у храма. Особенно важными для точной датировки импозантного сооружения оказались пробы угля, взятые из ритуального костра в самом сердце могилы. Он был сооружен в честь богини Хестии, покровительницы домашнего очага. Древние люди принесли ей и особые дары - высеченные из камня огромные хлеба. Почтили ее, чтобы «узаконить» строительство, чтобы был стабильным и долговечным храм. Что касается углей из костра, археологи отправили их на анализ в престижный университет в Гейдельберге, в Германии.

    Ответ был получен через несколько месяцев:«Исследования показывают, что могила и храм были построены после 358-350 гг. до н.э. Это т. наз. нижняя хронологическая граница, ‒ поясняет Иван Христов. - Верхняя граница не так ясно определена, доходя аж до ІІІ в. до н.э. На помощь пришли исторические письменные источники, которые позволяют нам сократить период до времени Филиппа ІІ Македонского. А в то время в этом районе властвовал царь Аматок ІІ из фракийского племени одрисы (с 359 по 351 г.) и его сын Терес ІІ, который правил приблизительно до 341-339 г. до н.э. Тереса сверг с престола Филипп. Так что именно во время не столь хорошо известных широкой публике фракийских владетелей началось строительство монументального сооружения, расположенного в недрах Четиневой могилы.

    Мы, однако, не рассматриваем храм сам по себе, ‒ продолжает археолог Иван Христов. ‒ Старосел, по сути, культовый центр, где есть ряд монументальных памятников ІV века до н.э., которые связаны между собой. В 2005 году над Четиневой могилой, на горной вершине Кози грамади в горах Средна-Гора была обнаружена резиденция владетеля. Она была уничтожена во время походов Филиппа. Но ее наличие говорит о существовании фракийского политического центра в этом районе. Еще яснее это демонстрируют последние исследования южных склонов гор Средна-Гора. Так что данный район очень интересен, имеет перспективы изучения истории фракийцев и развития археологии. В этом году будут возобновлены исследования резиденции на вершине Кози грамади. Так будет получена связь между Четиневой могилой и памятниками высоко в горах».

    Между тем, ученые назвали культовое сооружение в Четиневой могиле Храмом бессмертных. Почему - объясняет Иван Христов: «В этом храме производились ритуалы, связанные с бессмертием фракийских владетелей, ритуалы, о которых мы знаем из письменных источников. То есть после смерти владетель превращался в полубога, которого соплеменники почитали соответствующим образом. Сами погребения владетелей были в других местах в гробах, подобных саркофагам. Такой гроб обнаружил Георги Китов в Пейчовой могиле, которая находится у подножия Четиневой могилы. Можно сделать сравнение, например, с кафедральными соборами французских королей, в которых они располагались временно, а их гробы были поблизости. Храм у села Старосел выполнял сложные и разнообразные функции. Он категорически обслуживал представителей одрисской династии ІV в. до н.э.».

    По оценке археолога Ивана Христова, древние фракийские храмы в этом районе соединялись дорогой, подобной Священному пути в Дельфы. «Святилища не существуют в изоляции. Вокруг них строятся комплексы для нужд поклонников, жрецов. Так оформляется священная территория. По сути, может быть, только район у Казанлыка - восточнее села Старосел - можно сравнить по насыщенности культовыми могильными памятниками с районом Старосела. Численность памятников очень высока. То, что находят археологи, связано с ритуалами бессмертия, с верованиями фракийцев о загробной жизни. А нам только предстоит обогащать свои знания о т.н. Священном пути, который достигал и резиденции в подножии гор Средна-Гора».

    Древний путь может быть разработан как интересный туристический маршрут для обозрения памятников в районе Старосела, уверен д-р Христов. Потому что, посетив только один объект, не поняв среды, в которой он построен, нельзя получить полного представления о культуре фракийцев.

    Справка. Фраки́йцы (др.-греч. Θρᾳκός; лат. Thracis, Threcis) — индоевропейское племя, обитавшее в Фракии и на прилегающих к ней землях (в настоящее время — Болгария, Румыния, Молдавия, Северо-восточная Греция, европейская и северо-западная часть азиатской Турции, восточная Сербия и часть Македонии). Они разговаривали на фракийском языке, который большинство авторов относит к индоевропейским.

    Происхождение фракийцев окутано туманом. Свидетельства о их существовании в предысторические времена основываются на археологических находках. Полагают, что фракийские племена произошли от смешивания индо-европейских пришельцев с исконными народами на Балканах, начиная с IV—III-го тысячелетия до н. э.Первые упоминания в литературе о фракийцах относятся ко временам Троянской войны в XIII в. до н. э. (Гомер, «Илиада»).

    Легендарный фракиец Спартак. Кадр из одноименного фильма С. Кубрика. В роли Спартака- К. Дуглас
    Самые известные фракийцы
    * Буребиста — король Дакии, подчинивший под свою власть огромную фракийскую территорию от современной Моравии на западе до реки Буг на востоке, от Карпат на севере, до Дионисополиса (современный Балчик) на юге.
    * Децебал — великий король Дакии, победивший в множестве сражений с римлянами, но был разбит войском Трояна.
    * Орфей — в древнегреческой мифологии певец, музыкант на лире. Сыграл важную роль в религии Греции и Болгарии.
    * Спартак — римский гладиатор, поднявший восстание на Апенинском полуострове в 73-71 годах до нашей эры. Его армия, состоявшая в основном из бежавших гладиаторов и рабов, разбила несколько римских легионов в войне, известной как «Третья рабская война» или «Восстание Спартака».



    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Понедельник, 28.06.2010, 14:22 | Сообщение # 2
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Quote (Баст)
    Он был сооружен в честь богини Хестии, покровительницы домашнего очага.

    Это же Гестия!!!!! А не Хестия...Как имена похожи! biggrin
    Гестия – богиня домашнего очага – точнее, огня, пылавшего в круглом очаге в доме. Из олимпийских божеств она наименее известна. Гестию, или, как ее называли римляне, Весту, художники не изображали в человеческом обличье. Однако присутствие этой богини ощущалось в живом пламени в центре каждого дома и храма. Символом Гестии был круг, и потому очаги, так же как и посвященные Гестии храмы, имели форму круга. Ее присутствие было столь же ощутимо, как огонь, дающий свет, тепло и жар для приготовления пищи.

    Гестия – первый ребенок Реи и Кроноса. Она была старшей сестрой олимпийских богов первого поколения и, соответственно, незамужней тетушкой богов второго поколения. По праву рождения она была одной из двенадцати главных олимпийцев, но не могла находиться на Олимпе и поэтому не протестовала, когда ее там заменил ставший известным Дионис, бог вина и виноделия. С тех пор она не принимала участия в любовных интригах и войнах, которыми изобилует греческая мифология. И все-таки, хотя Гестия и наименее известная из главных олимпийских богов и богинь, ее высоко почитали, и она получала лучшие жертвоприношения, приносимые богам смертными.

    Мы можем найти сведения о Гестии в трех гимнах Гомера. Она описана как "та почтенная дева, Гестия", одна из трех, кого Афродита не способна подчинить, убедить, обольстить или даже просто "пробудить в ней приятное томленье".Коварная Афродита заставила Посейдона, бога моря, и Аполлона, бога солнца, влюбиться в Гестию. Оба желали ее, но она решительно отвергла обоих, дав великую клятву навсегда остаться девственницей. Тогда, как объяснено в "Гимне Афродите": "Зевс дал ей прекрасную привилегию вместо свадебного подарка – он поместил Гестию в центре дома, чтобы она получала лучшие жертвоприношения. Ее почитают в храмах всех богов, и она – высокочтимая богиня для всех смертных". Два гимна Гомера, посвященные Гестии, – это обращения к ней с просьбой войти в дом или храм.

    В отличие от других богов и богинь, Гестия известна нам по большей части не из мифов и не по изображениям. Мы можем определить ее значение, исследуя связанные с огнем ритуалы. Для того чтобы здание стало домом, требовалось присутствие Гестии. Когда пара вступала в брак, мать девушки зажигала факел от своего домашнего очага и несла его перед новобрачными, чтобы зажечь в их новом жилище первый огонь и тем самым освятить дом.
    После рождения ребенка исполнялся посвященный Гестии второй ритуал. Когда ребенок достигал пятилетнего возраста, его обносили вокруг домашнего очага, что символизировало его вхождение в семью. После этого следовал праздничный пир.

    В каждом греческом городе-государстве имелся общественный очаг со священным огнем. Здесь официально принимали важных гостей. Колонисты брали с собой священный огонь из родного города, чтобы зажечь его в новом поселении.Таким образом, всякий раз, когда новая пара поселялась в собственном жилище или же возникала колония, Гестия приходила на новое место в виде священного огня, связывая старый дом с новым и символизируя преемственность, нерушимую связь и близость людей.


    Портрет женщины, одетой в костюм весталки
    Позже, в Риме, Гестию знали как богиню Весту. Священный огонь объединял всех граждан Рима в одну семью. В храмах Весты о священном огне заботились девушки-весталки, олицетворявшие девственность и отчужденность богини. В определенном смысле они воплощали образ богини, подобно скульптурам или живописным изображениям.
    Девочек, избранных для роли весталок, забирали в храм совсем маленькими, обычно не старше шести лет. Их одевали в белую одинаковую одежду, обрезали волосы в качестве знака посвящения; все, что было в них индивидуального, подавлялось. Весталки жили отдельно; люди почитали их и предписывали им жить как Гестия – если они теряли девственность, последствия были ужасны.

    Весталка, вступившая в половые отношения с мужчиной, оскверняла богиню. В наказание ее хоронили живой, помещая в небольшом погребе, в котором оставляли светильник, немного пищи и постель. Затем вход в погреб замуровывали так, что ничто не могло туда проникнуть. Таким образом, жизнь весталки, олицетворявшей священный огонь Гестии, гасла, когда она переставала воплощать богиню. Она угасала, засыпанная сверху землей, подобно тому, как гаснут тлеющие в очаге угольки.

    Гестия часто объединялась с Гермесом, посланником богов, известным у римлян как Меркурий. Он был красноречивым и хитрым божеством, защитником путников, богом красноречия, покровителем торговцев и воров. Первоначально его изображением был каменный столб, так называемый "герм". В то время как круглый очаг Гестии располагался внутри дома, фаллический символ Гермеса стоял у его порога. Огонь Гестии обеспечивал тепло и освещал дом, а Гермес стоял в дверях, обеспечивая богатство и не впуская зло и несчастье. В храмах эти божества также соседствовали. В Риме, например, колонна Меркурия стояла справа от ступеней, ведущих в храм Весты.

    Таким образом, в домах и храмах Гестия и Гермес были связаны, но разделены. Каждый выполнял отдельную важную функцию. Гестия обеспечивала святилище, где люди соединялись в семью, – место, куда возвращаются домой. Гермес был защитником в дверях дома, руководителем и спутником во внешнем мире – общение, знание своего пути, наличие ума и удачи очень важны в жизни.

    Гестия была старшей среди трех богинь-девственниц. В отличие от Артемиды и Афины она не отваживалась выходить в мир, чтобы исследовать первозданную природу или основывать города. Она оставалась внутри очага в доме или храме. На первый взгляд кажется, что анонимная Гестия имела мало общего со стремительно действующей Артемидой или умной, проницательной, облаченной в золотые доспехи Афиной. Тем не менее все три богини обладали одними и теми же неосязаемыми качествами – различались лишь области их интересов и образ жизни. Каждая из них была самодостаточна, что характеризует их как богинь-девственниц. Ни одна их них не стала жертвой мужского божества или смертного мужчины. У каждой была способность сосредоточиваться на том, что имело для них значение, не отвлекаясь на потребности других людей и не испытывая потребности в других людях.



    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Пятница, 02.09.2011, 17:51 | Сообщение # 3
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Quote (Баст)
    древние фракийские храмы в этом районе соединялись дорогой, подобной Священному пути в Дельфы.


    Тропинка, которая вела от входа в теменос (маленький храм) Аполлона до алтаря хиосцев и к впечатляющему центральному храму оракула, называлась Священной дорогой. Это была главная магистраль святилища, она имела торжественно-священнодейственное значение, так как упрощала движение паломников и посетителей святого места.

    Начало Священной дороги.
    Теопропы (так называли тех, кто приходил в Дельфы, желая получить откровение оракула) проходили по Священной дороге 9 числа каждого месяца, чтобы занять очередь в прорицалище Пифии, а до этого приносили жертвы на огромном алтаре, который находился у верхней точки дороги. Исключение представляли граждане городов и некоторые знаменитые личности, которые имели право на получение оракула без очереди. К ним относились, например, коринфяне, жители Наксоса, хиосцы, фиванцы и Филипп II Македонский.

    Первая стадия существования Священной дороги относится еще к архаическому периоду. Мощеная дорога, которую мы видим сегодня, датируется предвизантийской эпохой. Она обслуживала нужды поселения, которое было основано в это время на месте древнего святилища. В эту кладку включены архитектурные детали более древних зданий. По этому пути, который дошел до наших дней в удовлетворительном состоянии, и сегодня проходят посетители археологического комплекса.

    Ниша для статуй с арочными перекрытиями
    Священная дорога шла вверх, пересекала все святилище подобно изгибу змеи длиною 200 метров и заканчивалась в самом его центре, у монументального алтаря. Она была окружена статуями, террасами и сокровищницами – так назывались здания, в которых хранились посвятительные дары городов. Эти памятники были обычно напоминанием о каком-нибудь важном событии: политическом союзе, важной победе на спортивных состязаниях в Дельфах, победоносной войне против греков или варваров, как например сокровищница афинян, построенная в честь победы при Марафоне. Однако, были и такие, которые строились как благодарность богу за пророчество или за его благосклонность по отношению к какому-нибудь городу, семье или важному лицу.

    На первом отрезке дороги стояли скульптурные фигуры, на втором, большем, были в основном сокровищницы городов-государств, а в последней ее части, перед храмом и алтарем, были выставлены подношения богатых людей и городов, а также стоял памятник, поставленный всеми греками по случаю победы при Платеях.
    Прикрепления: 7018372.jpg (270.6 Kb) · 2351242.jpg (118.9 Kb) · 9358887.jpg (169.4 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:
    © 2008-2013 Карта сайта 22.12.2024, 04:34