Гадание как языческий обряд
|
|
Баст | Дата: Понедельник, 05.10.2009, 18:39 | Сообщение # 1 |
Группа: Император
Сообщений: 3487
Награды: 10
Статус: Offline
| Почему стремится человек заглянуть в свое будущее? Чтобы прочертить собственный путь среди нагромождения случайных событий, из страха перед неизвестностью, в надежде на лучшее? Или же возможность узнать свою судьбу — это пустое искушение, перед которым ему трудно устоять? Во благо или во зло, в силу своей мудрости или слабости, но человечество создало множество самых разных гадательных практик. Обратившись к ним, можно многое понять в своем прошлом. Грядущее предсказывали и предсказывают по огню, воде, воску свечи, полету птиц, сгоревшей бумаге, зернам, яичному белку, с помощью зеркала и даже петуха. Зародившись в архаичные времена, гадательные практики дошли до наших дней, не претерпев изменений, которые можно было бы назвать существенными. Зато разительно изменилось само отношение к ворожбе.В современном мире она рассматривается либо как суеверие, недостойное образованного человека, либо как часть традиционной народной культуры, фольклора, с присущей ему поэтизацией сил природы и невинными заблуждениями. В то время как гадание, или мантический обряд, — это в первую очередь религиозное действо и даже совокупность действ. Для наших предков-язычников гадать — значило общаться с божеством-предсказателем. И общение это было возможно лишь при соблюдении гадающим своеобразного кодекса — свода предписаний, регламентирующих время и место ворожбы, использование магических атрибутов, порядок обращения к божеству и трактовку полученных от него знаков. Таким образом, любое, даже самое простенькое, гадание, предпринимаемое нашими современниками ради забавы, содержит в себе зерно, в которое «упакован» мифологический сюжет, сформировавшийся в глубокой языческой древности. Обратимся к конкретному примеру: в сборнике «Гадания народов мира» (раздел, посвященный русским традиционным гаданиям и заговорам) читаем: Гадание на зеркале В рождественскую ночь девушка в одной сорочке с распущенными волосами выходила на крыльцо и говорила: «Суженый-ряженый, приди в зеркало смотреться, себя показать и меня посмотреть». Затем заходила в дом, оставляя дверь приоткрытой. Садилась за стол, на котором стояло зеркало, и зажигала свечу. Нужно было смотреть в зеркало не мигая. Какой мифологический сюжет разворачивает перед нами это широко известное гадание? В первую очередь, оно отсылает нас к распространенной некогда вере в существование у каждого человека двойника. Этот двойник взрослеет и меняется вместе с нами, но на самом деле физического тела у него нет — он лишь тень, бесплотный дух. В процессе проведения мантического обряда можно заставить эту тень показаться в зеркале (или водной глади), при этом сам суженый (его физическое тело) может находиться хоть за тысячу верст от гадающей. Ту же веру в бесплотных двойников можно найти и в другом гадании: Гадание у проруби В лунную ночь ходили на реку и смотрели в прорубь. Если парню или девушке предстоит в этом году венчаться, то они увидят суженую или суженого в отражении. Но вернемся к девушке, приглашающей «суженого-ряженого» показаться в зеркале. Отсутствие пояса (и вообще минимум одежды) позволяет «магической энергии» беспрепятственно струиться по телу. Распущенные (не заплетенные в косу) волосы по древним представлениям излучали волшебную силу. Все это более или менее известные факты, лежащие на поверхности. В то время как бог-предсказатель, к которому обращаются прибегающие к данному мантическому обряду, виден не сразу. Чтобы узнать его имя, мы должны обратить внимание на следующие предметы: зеркало, свечу, а также на то, что мантический обряд проводится в стенах дома.
Жизнь коротка, искусство вечно.
|
|
| |
Баст | Дата: Понедельник, 05.10.2009, 18:46 | Сообщение # 2 |
Группа: Император
Сообщений: 3487
Награды: 10
Статус: Offline
| В своем доме и углы помогают. Представлению о доме как о живом существе не одна тысяча лет. С древнейших времен и до наших дней существует традиция придавать жилищу фитоморфные и зооморфные черты, закладывать в основание постройки череп того или иного животного или сыпать семена того или иного растения. Основана такая традиция на вере в священные растения и тотемных животных, которые считались покровителями, а позже — основателями рода, а значит, и большой семьи, проживающей в данном строении.Конечно, в наши дни никто не приносит в жертву лошадь или медведя, чтобы построить дом на том месте, где пролилась их кровь, заложив кости животных под фундамент. Но в архитектуре домов, построенных в традиционном русском стиле, и в особенности в их интерьере, до сих пор присутствуют нарисованные или вырезанные из дерева изображения медведя, петуха, лошадиной головы (например, на коньке крыши), оленя, лебедя, змеи. Все это не что иное как рудименты древней веры в тотемных покровителей. При строительстве древнего жилища жертва могла быть и человеческой. О существовании этого обряда хорошо известно по средневековым рукописям. Правда, там строительная жертва упоминается в связи с возведением общественно значимого строения, например крепостной стены. Человеческие жертвоприношения при строительстве домов изжили себя раньше, но само их существование также не вызывает сомнений. При этом душа принесенного в жертву не просто «скрепляла» стены, она жила в них. С течением времени этот кровавый обряд уступил место обычаю считать духом нового дома душу первого умершего в нем человека, будь то старик или ребенок. Всякий совершающей мантический обряд в жилом доме или хозяйственном строении обращается к его духу, то есть душе первой его жертвы. Часто её отождествляют с основателем рода, обобщенным образом предка. Именно у этого божества, ведающего вопросами процветания рода и появления новых членов семьи, спрашивает полуодетая и простоволосая девушка, гадающая о своем суженом. Есть ли у этого божества имя? Здесь необходимо вспомнить, что представления об этом божестве сильно трансформировалось на протяжении столетий. От тотемного покровителя оно эволюционировало до антропоморфного бога предков (возможно, славянского Рода и рожаниц), а затем, с победой христианства, от бога предков до домового. Получается, что именами этого бога могли быть поначалу дед или хозяин, затем Род и, наконец, домовой.Кстати, домовой, согласно народным представлениям, собранным фольклористами, был существом небольшого роста, лицом напоминал хозяина дома (знак общей крови, родственных связей), то есть имел антропоморфный образ, но при этом у него были лошадиные уши (тотемистический знак) или же он всхрапывал, как конь. Теперь вернемся к зеркалу, которое является одним из атрибутов рассматриваемого нами гадания. О чем оно поведает?Зеркало понималось как «твердая вода». А вода — одно из начал всего живого — присутствовала и присутствует буквально во всех религиозных обрядах, созданных человечеством за всю историю его существования. Все древние и современные гадания у воды и с помощью воды (стакан или миска с водой), а также с помощью зеркала и хрустального шара, основаны на вере в магическую силу воды. Теперь понятно, что гадание на суженого с помощью зеркала и у проруби — лишь две разновидности одного и того же мантического обряда. Возникает вопрос, в ведении какого бога находилась водная стихия. Как называли того, кто мог обеспечить рыбакам богатый улов, сделать воду живой или мертвой, избавить от болезней с помощью ритуальных омовений? Многие исследователи не без оснований полагают, что водная стихия ассоциировалась с богом или богиней Судьбы. И нет ничего удивительного в том, что славянское имя этого божества к настоящему моменту утеряно. Известно, что истинные имена богов у наших (и не только у наших) предков были табуированы. Высоких покровителей следовало называть именами-заменителями: например, «хозяин», «дед»… Предположение, что во времена заката языческой религии водный бог мог «превратиться» в водяного, также кажется не лишенным оснований.
Жизнь коротка, искусство вечно.
|
|
| |
Баст | Дата: Понедельник, 05.10.2009, 18:51 | Сообщение # 3 |
Группа: Император
Сообщений: 3487
Награды: 10
Статус: Offline
| Последний предмет, на котором мы ещё не останавливались, разбирая приведенное выше гадание о суженом, — это свеча. За ней также скрыто имя определенного языческого бога? На этот раз нет. Свеча отсылает нас все к тому же богу предков (предположительно Роду). Так какова же связь между свечой и высшей силой?У каждого бога должно быть место обитания — он не может пониматься растворенным в пространстве строения. Для Рода (позже домового) таким местом обитания была, конечно же, печь — центр дома, семейный очаг. Соответственно, всё, что связано с печью — в первую очередь, огонь, искры, дым, угли, зола, пепел, свеча, лучина, а также кочерга, ухват, дрова — понималось как божественные атрибуты.Получается, что свечи, которые зажигают современные любители погадать, это отнюдь не дань уважения «старомодным духам», предпочитающим свечное освещение электрическому, а обращение к богу предков с помощью одного из его магических атрибутов. Кстати сказать, мантических обрядов, в которых фигурируют вышеперечисленные атрибуты, множество: Гадание по следам В рождественскую ночь девушка посыпает пол золой и приглашает в гости суженого-ряженого. Утром она смотрит на следы, оставленные на золе: след сапога сулит ей богатого мужа, след лаптя — бедного. Девица-вдовица Молодой человек берет полено и по сучкам определяет, кого судьба пророчит ему в жены: первый сучок — вдовица, второй — девица, третий — вновь вдовица и так далее, пока сучки на полене не закончатся. Читатели и сами могут припомнить гадания, в которых предсказания делаются по одному из магических атрибутов бога Рода: по воску свечи, сгоревшей бумаге или искрам. Ряд мантических обрядов призывает своих последователей слушать потусторонний шепот. Приведем один пример: Гадание на перекрестке Девушки в полночь выходили на перекресток и, загадав о суженом, очерчивали круг. Стоя в нем, «слушали округу». Ту девушку, до которой доносились смех и пение, ожидало скорое замужество. Той, которая слышала брань и попреки, предстояло сидеть в девках ещё год. Ну, а та, которой чудились плач и причитания, должна была готовиться к смерти. Гадания-слушания основываются на вере наших предков, что в особых местах и в особое время граница между посюсторонним и потусторонним миром истончается, пропуская звуки-предсказания. К таким местам относились дом, хозяйственные строения, двор, река (озеро).Причины, по которым они названы сакральными, мы уже выяснили. Перекресток также считался местом, в котором обитает бог предков. Это связано с древним обычаем оставлять на вкопанных в землю столбах горшки с костями умерших. Но кем были эти умершие? Первоначально, видимо, вождями племен. Известно также, что позже подобным способом хоронили преступивших закон, например убийц. Что-то более определенное сказать трудно, так как сведений об этом обычае сохранилось немного. Что касается особого времени для совершения мантических обрядов, то сакральным считались переломные периоды: зимний солнцеворот, который понимался как «перелом» зимы, купальская ночь («перелом» лета), а также дни празднеств, посвященных тому или иному языческому божеству. Наложение христианской религии на языческие верования наших предков привело к тому, что со временем утверждения монотеизма гадать стали в Рождество, Крещенскую ночь, на Троицыну неделю и им подобные дни. Порой можно услышать рассуждения о вере славян в магических животных. Вот, мол, и для гаданий их привлекали. Гадание с помощью петуха В новогоднюю ночь на полу чертили круг и насыпали в пределах круга горстку овса, клали щепку, кольцо, монету, ставили рюмку с водой. В полночь снимали с шеста петуха, приносили в дом, ставили в центр круга и следили за тем, что он будет делать. Если петух дотрагивался клювом до кольца, значит, девушек этого дома в новом году ждало замужество. Если петух принимался клевать монету или овес, то женихи будут богатыми, рюмку с водой — пьяницами. Если же петух подходил к щепке, то в наступающем году в дом постучится смерть. На самом деле, петух, как и любое другое домашнее животное, участвующее в мантических обрядах, — это один из зооморфных (в случае с петухом — орнитоморфных) образов бога предков. Иными словами, это домовой, принявший облик петуха. В то же время петух занимает такое значительное место в гадательных практиках и обрядовых действиях наших предков (его даже называют «дворовым» по аналогии с «домовым»), что ему стоит посвятить отдельное исследование. Заслуживает такого исследования и баеник (баенник, банник) — божество, одно из воплощений домового, обитавшее в бане и также активно участвовавшее в мантических обрядах. Двор крестьянина в дохристианские времена замыкал в себе весь его космос и был наполнен божествами. Фактически каждому его бессловесному обитателю, каждому предмету соответствовал тот или иной дух — ему надо было как-то угождать и о нем следовало помнить. А он, в свою очередь, мог поделиться своими знаниями о будущем.
Жизнь коротка, искусство вечно.
|
|
| |
Баст | Дата: Вторник, 13.10.2009, 19:00 | Сообщение # 4 |
Группа: Император
Сообщений: 3487
Награды: 10
Статус: Offline
| Слово «гадание» родственно еврейскому слову «гад» – так называлась богиня счастья Начало игры в карты относится к XV в и совпадает с появлением цыган на европейской территории. Общая же известность, по свидетельству иезуита Менестрие, относительно карт приписывается XIV столетию, когда один малоизвестный живописец по имени Жикомин Грингонер изобрел карты для развлечений умалишенного короля Франции Карла VI (1380 - 1422 гг.). Некоторые летописцы всемирной истории относят происхождение карт к XIII веку. Это предположение имеет историческое основание, так как во время царствования Людовика Святого в 1254 году был издан указ, запрещавший под страхом наказания кнутом карточную игру во Франции. Итальянский манускрипт 1299 года говорит уже о запрещении игры в карты.
Германцы даже основали особый цех фабрикантов игральных карт. Орден Калатрава (Calatrava) в 1331 г. запретил игру в карты в Испании, и это запрещение было повторено в 1387 году Иоанном I, королем Кастилии. Следовательно, судя по этим данным, карточная игра была уже сильно развита в начале XIII столетия.Китайцы и японцы еще до появления игральных карт в Европе уже играли табличками, наподобие карт, из слоновой кости или дерева с нарисованными фигурами. По мнению некоторых немецких писателей, игральные карты, по всей вероятности, были занесены в Европу сарацинами, древним восточным народом.
Многие известные историки карточных игр считают что родиной карт является Франция. Легенда, которую привел отец Менестрье: в 1392 году Карл VI, король Франции, впал в безумие, и дабы развлечь его, и была придумана игра в карты. Версия восточного происхождения опирается на фактические данные. Так, в частности, игру в домино придумали китайцы - они просто трансформировали игру в кости, перенеся грани на картон, а позже из этих домино произошли карты различного номинала. "Картинки" же появились по аналогии с бумажными деньгами, которые тогда имели хождение в Китае. Самые старинные из дошедших до нас карт датированы XV-м веком, они схожи с еще более древними картами, Х века, чьи изображения встречаются в старинных летописях.
Историки связывают появление карт на Западе с путешествиями итальянцев на Восток. Италия заимствовала и форму карт, и саму идею игры. В 1397 году прево Парижа замечает: "Многие простолюдины бросают и свои жилища и свою работу чтобы поиграть в шар, лапту, кости или карты и защищают тех, кто играет в будние дни".Первые карты заимствовали свои масти из колоды Таро: мы видим на них масти жезлов, динариев, кубков и мечей; эти масти до сих пор распространены в Испании, Италии и на юго-западе Франции. Немецкий вариант имел другой рисунок: там были "сердца", "бубенцы", "желуди" (или "кисти" на шнурах) и "листья". Привычные нам обозначения "черви", "трефы", "бубны" и "пики" появились в конце XV века во Франции. В Англии "трефы" и "пики" обозначались "жезлами" и "мечами".
История карт в Европе - вплоть до Французской революции - это череда запретов и разрешений, отмен и введений налогов на азартные игры и содержателей или владельцев игорных домов. После французской революции были отменены косвенные налоги на игру, что стимулировало ее развитие. Изменились и сами "картинки" - поскольку короли были в опале, то вместо них принято было рисовать гениев, дамы теперь символизировали добродетели - иными словами, новое социальное устройство пришло и в карточную символику.Правда, уже в 1813 году валеты, дамы и короли вернулись на карты. Косвенный налог на карты для игры был отменен во Франции лишь в 1945 году. Карты времен Российской империи Все же каждый исследователь приводит свои толкования мастей и фигур. Отец Менестрье считал, что карты - это символы великих монархий (иудейская, греческая, римская, французская), а четыре дамы - не что иное как главные женские добродетели: набожность, материнство, мудрость и красота. Другие же считают, что "дамами" изображены такие исторические личности, как Мария Анжуйская, Агнесса Сорель, Изабелла Баварская и Жанна д'Арк. Но гипотезы так и остаются гипотезами.
Одно греческое предание приписывает изобретение карт Паламеду, сыну эвбейского царя Навплия, очень умного и хитрого, которому удалось, например, разоблачить самого Одиссея. Одиссей хотел остаться в стороне от войны греков против Трои. Когда его в связи с этим отыскал Паламед. Одиссей прикинулся сумасшедшим. А сделал он это так: он впряг в плуг к своим быкам еще и осла, и стал засевать поле не зернами, а рассыпать в борозды соль. Однако Паламед сразу же разгадал обман.Он вернулся во дворец, взял из люльки сына Одиссея - Телемаха, принес его в поле и положил в борозду перед упряжкой волов и осла. Одиссей, конечно, свернул в сторону, выдав этим себя. Эта хитрость Паламеда явилась основанием для того, чтобы ему стали приписывать различные изобретения. Он якобы изобрел весы, буквы, игральные кости, некоторые меры, а во время многолетней осады Трои - игральные карты. И это случилось за 1000 лет до нашей эры!
Жизнь коротка, искусство вечно.
|
|
| |
Баст | Дата: Пятница, 08.01.2010, 13:29 | Сообщение # 5 |
Группа: Император
Сообщений: 3487
Награды: 10
Статус: Offline
| Quote (Баст) В рождественскую ночь девушка в одной сорочке с распущенными волосами выходила на крыльцо и говорила: «Суженый-ряженый, приди в зеркало смотреться, себя показать и меня посмотреть». Начались Святки, и многие девушки (да и не девушки тоже!) развлекают себя гаданиями..Приведу список самых веселых! А вдруг правда окажется?! Где гадать?Исстари для гадания барышни выбирали «нехорошие» места - заброшенные дома, бани, хлева, подвалы, сени, чердаки, кладбища. В наши дни, говорят, больше всего подходит комната с балконом. Гадавшие должны были снять с себя нательные кресты, развязать все узлы на одежде, распустить косы. Гадать направлялись тайком: выходили из дома не перекрестясь, шли молча, босиком, в одной рубахе. Гадание на суженого Зеркала. Пожалуй, самое известное из всех гаданий, где два зеркальца ставятся друг против друга. Сбоку ставятся две свечки. Девушка должна долго глядеть в получившийся зеркальный коридор - говорят, там покажется суженый. В этот момент нужно быстро убрать второе зеркало, а то жених может ударить по лицу... Воплощать в жизнь это гадание лучше в бане в одиночестве. Яблоки. Приятное гадание. Надо взять столько яблок, сколько у вас потенциальных женихов, и на каждом снизу нацарапать его инициалы. Потом гадающая должна выйти в темную комнату вместе с яблоками и, медленно откусывая по кусочку от каждого, определить на вкус самое сладкое. Одноименный претендент на руку и сердце и станет женихом! Луковицы. Несколько девушек (не меньше трех, не больше девяти) выбирают из корзины по луковице, ставят их в банки с водой, а под каждую банку кладут какую-то личную вещицу - сережку, ленточку, кулончик. И в рождественскую ночь выставляют банки в ряд, поближе к теплу. А на Крещение смотрят - чья луковка проросла выше всех, та девушка первая замуж пойдет. Вещий сон. Чтобы приснился вещий сон, нужно новой расческой причесать на ночь волосы, произнести: «Суженый-ряженый, приди ко мне наряженный!» - и положить расческу под подушку. Главное - с этой секунды до утра не произносить ни слова! А наутро, чтобы узнать имя увиденного во сне гражданина, надо, не вставая с кровати, сунуть руку в заготовленную с вечера шапку с «лотереей» мужских имен и вытащить себе бумажку с именем будущего супруга. Сундук (шифоньер). Самое смешное гадание, особенно если играть в него в гостях у малознакомых людей. Приглашают в качестве «лототрона» мальчика или девочку до 10 лет. Девиц на выданье строят по росту спиной к шкафу с одеждой, а ребенок, не глядя, вытаскивает из него предметы одежды и спрашивает «невест»: «Это чье?» Та, которая ответит «Мое!», может обернуться и взглянуть на вещь: если ей достались подтяжки, муж будет обжора. Если галстук - богатый человек. Перчатка - вор, носок - бедняк, трусы - бабник, юбка - модник, сорочка - хилый, шапка - умный, штаны - весельчак, а шарф... простите, импотент. Самого же перспективного жениха в этом гадании символизирует пиджак. Гадание на судьбу Восковое литье. Растопите воск в кружке, налейте молоко в блюдце и поставьте у порога квартиры или дома. Произнесите: «Домовой, хозяин мой, приди под порог попить молочка, поесть воска». И лейте воск в молоко! Как застынет, вынимайте фигурки и рассматривайте. Увидите крест - это к проблемам со здоровьем. Цветок - счастливое замужество или новый друг. Бегущий зверь - ждут вас дальние дороги. Звездочки - продвижение по службе. Подслушивание. Для начала убедитесь, что соседи тоже бодрствуют. В полночь возьмите стеклянную пол-литровую банку и пройдитесь по лестничной клетке, формулируя в уме вопросы и «подслушивая» ответы. Для этого прикладывайте банку горлышком к соседской стене - так лучше слышно... Гадание на куриных костях. Съев на ужин курицу, заверните кости в красную тряпочку и вынесите их на двор или за калитку. Загадайте желание и скажите заклинание: «То, что было в яйце, то, что вышло из яйца, что по двору гуляло и пшено клевало. То, кому голову рубили, с лапшой варили. То, чем я повечеряла, чьи кости из плоти изъяла, скажите: быть моему желанию в исполнении или нет? Что зародилось в яйце - завтра дай ответ». Утром проверьте: если костей нет на месте, значит, желание не исполнится. Замело снегом - надо отказаться от своего желания. Если же кости целы и невредимы - все сбудется. ЖЕЛАЮ УСПЕХА!
Жизнь коротка, искусство вечно.
|
|
| |
Баст | Дата: Воскресенье, 05.05.2013, 10:52 | Сообщение # 6 |
Группа: Император
Сообщений: 3487
Награды: 10
Статус: Offline
| Кое-что о тузах
Туз по-английски называется «ace», что, в свою очередь, происходит от старофранцузского слова «as» со значением «единица». Исторически туз в игральной колоде имел самое низшее значение и обозначался знаком 1, однако со временем он, наоборот, стал доминирующей картой. А в таких играх, как покер или блэкджек, игрок сам может выбирать значение туза — как самое старшее или как единицу. Большое влияние на продвижение туза вверх оказала французская революция — он стал символизировать главенство обычного человека над королями. Помимо карт, слово «ас» стало применяться и к людям, достигшим высшей степени мастерства в своей профессии.
Жизнь коротка, искусство вечно.
|
|
| |