Многомужество – древняя традиция?
|
|
Баст | Дата: Вторник, 12.05.2009, 10:25 | Сообщение # 1 |
Группа: Император
Сообщений: 3487
Награды: 10
Статус: Offline
| Многие сейчас усмехнутся и прищурят глаза…К многоженству уже привыкли и считают это обычным делом. Даром что ли патриархи Ветхого Завета имели по нескольку жен, да и пророк Мухаммед здесь засветился. Но многомужество!? А ведь это такая же древняя традиция… Сначала справка из энциклопедии. Полиандрия (от поли … и греч. aner, родит. падеж andros — муж) (многомужество) — редкая форма полигамии, при которой женщина состоит в нескольких брачных союзах с разными мужчинами. В XIX веке бытовала у алеутов и некоторых групп эскимосов; позднее сохранилась у некоторых этнографических групп в Южной Индии и на Тибете. Что в первую очередь приходит в голову, когда заходит речь о многомужестве? Пожалуй, берберские царицы и древнеиндийский эпос "Махабхарата", где Драупади, главная героиня и дочь царя племени панчалов, вышла замуж за пятерых братьев из рода Пандавов. По словам этнографов, случаи полиандрии известны у некоторых индейских племён Северной Америки, среди эскимосов и на Маркизских островах (в Полинезии, владение Франции). Кроме того, полиандрия сравнительно часто встречается в Тибете, Гималаях и некоторых районах Южной Индии. Как правило, полиандрия объясняется острой нехваткой женщин в конкретной местности: пренебрежительное отношение к девочкам приводит к их повышенной смертности, нередко новорожденных дочерей убивают, так как семье выгодней иметь сыновей. Другие причины - экономические. Например, если и мужчины, и женщины вносят одинаковый вклад в хозяйство (скажем, собирание женщинами грибов, ягод и орехов так же важно для существования общины, как и охота, которой занимаются мужчины), никому не приходится никого содержать, и в племени складывается своеобразное равенство полов. Семьи создаются так, как это удобно конкретным людям. Но чаще всего встречается так называемая "братская полиандрия". Это похоже на брак принцессы Драупади и ее Пандавов. Сейчас такие семьи можно встретить, например, в высокогорных районах Непала. На территориях с тяжелым климатом очень мало плодородной земли. Семейные наделы там такие маленькие, что, если разделить участок между братьями-наследниками, никто из них не сможет прокормиться, а тем более, прокормить себя и жену. Поэтому все братья берут в жены одну девушку на всех и продолжают вместе возделывать свой семейный участок (если кто-то из младших братьев хочет иметь собственную жену, он уходит из семьи и теряет право на общую землю и общую жену). Как правило, старший брат сам выбирает девушку, и только с ним одним совершается брачный обряд. Выходя замуж, такая невеста становится женой всех братьев мужа, при этом старшему может быть, скажем, 25 лет, а младшему - всего 3 года (приходится подождать, пока такому мужу понадобится жена). Супружеские обязанности она выполняет с каждым из братьев по очереди - порядок визитов к жене утверждается старшим братом и соблюдается очень строго. Кроме того, каждый муж, когда приходит его очередь, выставляет свою обувь у дверей, чтобы братья знали, что супругов нельзя беспокоить. Согласно разным источникам, дети от такого брака считаются общими либо старший ребенок становится ребенком старшего брата, второй - второго и т. д., а в некоторых случаях все дети считаются детьми только старшего брата. Как бы там ни было, повзрослев, все сыновья этой семьи будут трудиться на том же общем семейном поле и приведут в дом только одну женщину. При такой семейной системе у общей жены есть шанс стать своего рода царицей семьи - она мать всех наследников и единственная жена у многочисленных мужей. Но бывает и так, что благосостояние семьи растет, и братья берут себе вторую и третью общих жен, и супружество превращается в разновидность группового брака. За время существования человечества в разных частях мира сложилось довольно много форм группового брака и полиандрии. Вот, например, у касты наяров Малабарского берега семья состоит из старшей дамы, ее детей, внуков и правнуков… При этом членами семьи считаются только дети дочерей, внучек и правнучек, все дети потомков "матриархини" по мужской линии принадлежат семьям их матерей.У каждой женщины бывает по 8-12 мужей, которых она берет из своей собственной или более высокой подкасты (касты - традиционное социальное разделение людей в индийском обществе). Мужчина волен брать любое число жен из своей или более низкой подкасты. Вступая в брак, женщина остается в своем родовом доме. Муж приходит к ней только по ночам, оставляя за дверью свою одежду или палку, чтобы другие мужья не мешали его встрече с женой. Наверное, если кто пробовал помешать, его били той самой палкой. Но не будем гадать или решать, что хорошо, а что не очень - пусть, как говорит поэт, "каждый выбирает для себя".
Жизнь коротка, искусство вечно.
|
|
| |
Римский | Дата: Вторник, 12.05.2009, 23:40 | Сообщение # 2 |
Группа: Император
Сообщений: 824
Награды: 7
Статус: Offline
| Одни оставляют ботинки, другие - палку... представил... во комедия!
|
|
| |
Баст | Дата: Среда, 13.05.2009, 22:47 | Сообщение # 3 |
Группа: Император
Сообщений: 3487
Награды: 10
Статус: Offline
| Quote (Римский) представил... во комедия! Ты не представляешь, что творится с учениками, когда мы проходим главу про свадьбу в "Махабхарате" Пол-класса точно из-под парт со смеху не вылезают...
Жизнь коротка, искусство вечно.
|
|
| |
Баст | Дата: Воскресенье, 03.07.2011, 16:42 | Сообщение # 4 |
Группа: Император
Сообщений: 3487
Награды: 10
Статус: Offline
| Quote (Баст) сохранилась у некоторых этнографических групп в Южной Индии и на Тибете Нашла материал по теме- привожу отрывки- ну очень интересно стало!
...Многомужество и безбрачие монахов в Тибете спровоцировали огромную конкуренцию между девушками и благосклонное отношение к внебрачным связям. Если незамужняя девушка забеременела, отец её будущего ребёнка обязан отработать в её семье две недели до и после рождения ребёнка, после чего родители дочери благодарят парня и отпускают его на все 4 стороны, а новорожденного причисляют к своим детям.
Многие молодые тибетки носят на шее специальный ожерелье из монет, каждая монета символизирует амурный подарок от её любовника. Если монет в ожерелье мало - это означает, что девушка не очень популярна среди мужчин, и шансы выйти замуж у неё очень незначительные. Роман с иностранцем ценится превыше всего, и обозначается в ожерелье коралловым шариком. Поэтому обладательницу нескольких коралловых шариков могут добиваться браться сразу из нескольких семей.
...Если в доме есть маленькие братья, то они ждут поры совершеннолетия и тоже вступают с ней в брак. Невесту подбирают средного возраста, старшему, но под всех братьев (т.е. когда старший совсем уже стар, то в наличии ещё имеется муж молоденький, что очень полезно для здоровья женщины). Чем больше в семье сыновей, тем привлекательнее для невест дом, т.к. большее количество добытчиков делают дом благосостоятельнее.За семью, в которой всего один или два сына, хорошую невесту не отдадут. Придётся довольствоваться либо сироткой, либо что осталось. Такая модель удобна тем, что оставляя наследство, не нужно делить хозяйство, т.е. с годами оно, по идее, должно расти и шириться.
..Все дети принадлежат одному роду, и если кто-то из отцов погибнет, другие будут кормить всех детей как своих, а для матери и так не важно, кто отец её ребёнка, она будет заботиться обо всех одинаково, но чем больше мужчин кормят её детей, тем лучше.
....Если с одним мужем жене не хочется спать, или невзлюбит его так, что превозмочь уже никак, то начинается чёрная полоса в жизни мужчины.Сначала, когда неприязнь ещё не озвучена официально, он просто старается изо всех сил, чтобы заслужить её расположение. Братья исподволь ему помогают. Если успехов никаких, то ему даётся испытательный срок, и если и это не приводит к доброму результату, то в игру вступает ПОСЛЕДНЯЯ карта. Самая последняя: к женщине приходит Свекровь. И, стоя на коленях, просит пожалеть её сына и позволить ему остаться. Хотя бы ещё на время. Она выслушает много обидных слов о своём сыне, которого она так плохо воспитала. Она будет просить и обещать, обещать и просить, лишь бы сыну было позволено остаться. Женщина, безгранично уважая возраст свекрови, может принять её просьбу и оставить мужчину в доме.Если она скажет НЕТ, то муж должен уйти.Пути у него два – в монастырь или в наёмные работники, жить при каком-то доме и работать за еду и кров. Но велика возможность того, что он погибнет как бездомная собака – от голода.
Вот это порядки...С ума сойти! Всю статью читайте- здесь.
Жизнь коротка, искусство вечно.
|
|
| |
токио | Дата: Воскресенье, 03.07.2011, 17:36 | Сообщение # 5 |
Группа: Всадники
Сообщений: 499
Награды: 1
Замечания: 0%
Статус: Offline
| Да жизнь не перестаёт удивлять
токио
|
|
| |
Баст | Дата: Среда, 21.08.2013, 11:40 | Сообщение # 6 |
Группа: Император
Сообщений: 3487
Награды: 10
Статус: Offline
| В продолжение темы... ЛЕВИРАТ - древний институт обычного права, описываемый наиболее точно во Второзаконии Моисея и разъясняемый в др. книгах Библии: «Если два брата живут вместе, и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее (левир, откуда и само название ЛЕВИРАТ) должен войти к ней и взять ее себе в жены, и жить с ней. И первенец, которого она родит, останется с именем умершего брата, чтобы имя его не изгладилось в Израиле». В Законах Ману тоже содержится правило, согласно которому в случае смерти мужа, принадлежавшего к низшему, служащему классу и не оставившего детей, его вдова обязывалась иметь сына от брата или другого родственника умершего мужа.
Не знаю, как у вас, а мне вспомнился эпизод из "Малыша и Карлсона": Вдруг Малышу пришла в голову мысль, которая его встревожила. — Послушай, мама, — сказал он, — а когда Боссе вырастет большой и умрёт, мне нужно будет жениться на его жене? Мама подвинула к себе чашку и с удивлением взглянула на Малыша. — Почему ты так думаешь? — спросила она, сдерживая смех. Малыш, испугавшись, что сморозил глупость, решил не продолжать. Но мама настаивала: — Скажи, почему ты это подумал? — Ведь когда Боссе вырос, я получил его старый велосипед и его старые лыжи… И коньки, на которых он катался, когда был таким, как я… Я донашиваю его старые пижамы, его ботинки и всё остальное…
Жизнь коротка, искусство вечно.
|
|
| |
Баст | Дата: Четверг, 07.05.2015, 09:52 | Сообщение # 7 |
Группа: Император
Сообщений: 3487
Награды: 10
Статус: Offline
| В защиту многомужества
Повышенная любвеобильность заставляет саудовских мужчин страдать, причём в буквальном смысле – у тех из них, кто обзавёлся несколькими жёнами, с возрастом усугубляются проблемы с коронарными сосудами.
Полигамия может дорого обойтись мужскому сердцу – как выяснили исследователи-кардиологи из Исследовательского центра короля Фейсала в Джидде, чем больше жён у мужчины, тем больше вероятность сердечных болезней, связанных с закупоркой коронарных сосудов. Амин Даула (Amin Daoulah) вместе с коллегами проанализировали состояние около семи сотен мужчин, обращавшихся за медицинской помощью в больницы Саудовской Аравии и Объединённых Арабских Эмиратов. Как известно, Кораном не возбраняется иметь нескольких жён, если только мужчина может в равной степени одарять всех своим вниманием и материально обеспечивать их и их детей. Среди тех, чьи данных попали в анализ, у 68% была одна жена, у 19% – две, у 10% – три, и лишь у 3% было четыре жены. Многожёнцы были в среднем старше и жили за пределами больших городов. Все мужчины были не моложе 59 лет, и более чем половина из них страдали от повышенного давления и диабета; около половины имели сердечные расстройства в анамнезе.
Вождь племени со своими жёнами, Папуа–Новая Гвинея. (Фото Michael Runkel / Robert Harding World Imagery / Corbis.)
Оказалось, что в «большой семье» у мужчин в 4,6 раза чаще случается сужение коронарных артерий, и в 2,6 раза – множественное сужение артерий. Очевидно, авторы работы должны были учесть как более пожилой возраст мужчин с большим числом жён, так и их меньшую долю по сравнению с «одножёнцами». Общий вывод был сделан такой: чем больше жён, тем больше вероятность проблем с сосудами, и, как следствие, с сердцем. Объяснить это можно именно необходимостью уделять равное внимание всем членам семьи, что для мужчины само по себе может быть тяжёлой нагрузкой, как в моральном, так и в материальном смысле. Повышенные обязательства вызывают стресс, а стресс порождает вялотекущее воспаление. Воспаление же, в свою очередь, может стать причиной самых разных заболеваний, в том числе и сердечно-сосудистых.
Семья мусульман-уйгуров. (Фото Earl & Nazima Kowall / Corbis.)
Впрочем, сами авторы, сообщившие о полученных результатах на конгрессе Тихоокеанского общества кардиологов, предупреждают, что исследование носит предварительный характер. Вполне возможно, что на состояние сосудов тут повлияли какие-то дополнительные, неучтённые факторы, которые по каким-то причинам вышли на первый план именно у мужчин с несколькими жёнами. К их числу могут относиться как генетические особенности, так и пристрастие к той или иной еде или же характер интимной жизни. Как именно они совпадают с многожёнством и почему такие совпадения могут иметь место, станет ясно лишь после дополнительных исследований.
Стоит также заметить, что в данном случае речь идёт именно о многожёнстве как социальной традиции со всеми вытекающими последствиями, а не о простой полигамии, которая может идти вразрез с нормами, принятыми в том или ином обществе. Полигамия, как мы знаем, вообще весьма распространена у людей, невзирая ни на какие социокультурные запреты. В недавней работе, опубликованной в Biology Letters группой психологов из Оксфордского университета и Нортумбрийского университета, говорится, что в целом люди почти в раной степени стремятся как к полигамным, так и к моногамным отношениям, хотя среди мужчин есть небольшой перевес в пользу желающих полигамии, а среди женщин такой же небольшой перевес в пользу моногамии. Здесь следует оговориться, что в исследовании участвовали несколько сотен мужчин и женщин, но лишь из США и Великобритании, так что при желании здесь всё можно списать на некие культурные особенности. Однако не стоит забывать, что среди млекопитающих всего 3% видов являются моногамными, среди приматов же эта цифра поднимается до 30%. Среди рода Homo, по словам авторов работы, моногамия возникла сравнительно недавно, несколько сотен тысяч лет назад, так что её неустойчивое положение может быть объяснено её относительной молодостью. И есть все основания считать, что полигамия скоро уйдёт в прошлое как невыгодная эволюционная стратегия: в 2012 несколько американских антропологов опубликовали в Philosophical Transactions of the Royal Society B статью, в которой говорили о том, что полигамные отношения создают социальное напряжение и обостряют борьбу за ресурсы, и что полигамные сообщества со временем беднеют, в них растёт уровень насилия и усугубляется неравенство полов. Член секты мормонов с двумя жёнами и детьми. (Фото Corbis.)
Возможно, что именно женщины как раз и склонят человечество к полной и окончательной моногамии. Известно, что от полигамных отношений самец получает большую выгоду, поскольку может оставить больше потомства, тогда как для самки выгода здесь сомнительна. У человека такой конфликт интересов особенно заметен, в то числе из-за большого срока беременности и длительного периода воспитания детей. Несколько лет назад Майкл Уэйд (Michael Wade) из Университета Индианы вместе с коллегами из ряда других научных центров опубликовал в журнале Evolution and Human Behavior результаты анализа семейных отношений среди мормонов, крупной религиозной секты, известной тем, что в ней практиковалось многожёнство. Как оказалось, многожёнство среди мормонов постепенно стало малопопулярным, и причину этого авторы работы усмотрели в том, что у женщины в полигамной семье оказывалось в итоге меньше детей, чем у женщины в моногамной семье – очевидно, из-за того, что мужчина со множеством жён не мог уделять много внимания всем своим чадам. Так что даже если смотреть с сугубо биологической точки зрения, то бишь по количеству детей, то и для мужчин моногамия оказывается эволюционно более выгодной стратегией.
Жизнь коротка, искусство вечно.
|
|
| |
artaxerxes | Дата: Четверг, 21.05.2015, 01:44 | Сообщение # 8 |
Группа: Гладиаторы
Сообщений: 1
Награды: 0
Замечания: 0%
Статус: Offline
| Случай с Саудовскими мужчинами-многоженцами (полигимнистами) не является показательным. Многоженство и ожирение с диабетом не являются связанными явлениями. Даже напротив. В данном случае мы имеем qui pro quo (лат.: «кому» вместо «куда»). Иначе говоря, здесь выдается следствие за причины. Дело в том, что за чертой городов в Саудовской Аравии могут себе позволить проживать только богатые или очень богатые шейхи. Часто родственники королевской фамилии (пусть и далекие). Их состояние позволяет им иметь до четырех жен (по исламскому обычаю). Но это же огромное состояние и проживание в «патриархальных условиях», в жарком климате Саудовской пустыни, в чадирах (пусть и с элементами комфорта, с кондиционерами), стимулирует их к малоподвижному образу жизни. Кстати женщины в Саудовской Аравии также не страдают худобой. Интересен факт: за последние 10 лет в Саудовской Аравии и Иордании увеличилось количество женщин, делающих себе пластику груди, для ее ... уменьшения! Что касается особых интересных случаев полиандрии в Европе, то такое явление (в неявной форме) сохранялось до 80 годов XX века в некоторых Скандинавских странах (Швеция, Норвегия, Дания, Исландия, Гренландия), как наследие ... викингов! Да, да, именно викинги, уходя в дальние походы надолго, а нередко и навсегда (учитывая опасность таких авантюр), оставляли в поселениях большое количество женщин, не охваченных, так сказать, мужским вниманием и заботой. Но женщинам продолжать род было все-таки как-то необходимо. Да и молодость проходила. А распространением скандинавского геноматериала викинги активно занимались на просторах Европы, Азии, Северной Африки и даже Сев.Америки. С конца VIII века в раскопах могил поселений викингов начинают обнаруживаться представители нескандинавских народностей. Анализ геноматериала подтверждает многонациональный состав населения колоний викингов с конца VIII века. Так, например, в скандинавских захоронениях VIII-IX веков были найдены останки женщины индианки, мужчины араба и даже африканца (предположительно берберца). Примерно с конца VIII века некоторые скандинавские общины вынуждены были перейти к форме братского брачного союза – левирату (от лат. levir – деверь, брат мужа, по ссылке в Пятикнижии (Втор. 25:5-6)) или аменгерству (от каз.әмеңгерлік). Нередко нехватка мужского населения в поселениях викингов вела и к сорорату, когда мужчина одновременно вступал в брак с двумя или более сестрами. Отдаленные признаки подобных традиций можно встретить в ранних берестяных грамотах Приладожья IX в., тесно соприкасавшегося с миром викингов. Так в тексте двух берестяных грамот женщина жалуется своей знакомой или родственнице на то, что брат ее мужа (деверь) после тризны по покойному остыл к ней: «...гда мальжен ежде язв от ловитв три дня измер от охрит дверь ста к ми неблагозван не любодружне окы прежни де аз окыянная червлю яго». То есть, женщина (девушка) писала следующее: «...когда супруг мой после раны на охоте через три дня умер, после поминовения (охриты) уже не ласков стал брат мужа моего, и не любит меня как прежде, а говорит, что я его гневлю». (Впрочем, здесь также возможен и намек на бытовой адюльтер). В середине XX века стало часто употребляться словосочетание «шведская семья». Хотя смысла данного словосочетания многие не понимали и не понимают до конца и сейчас. В результате законодательных инициатив, проведенных в скандинавских странах в середине XX века и направленных на более широкое вовлечение женской доли населения в экономическую и политическую жизнь, мужская часть населения этих стран оказалась в весьма невыгодном правовом и экономическом отношении по сравнению с противоположным полом. Это породило две маргинальных тенденции в скандинавском обществе (как и в целом во многих западных странах, в результате искусственного и часто насильственного, «внекультурного» законодательного «перекоса» в правах и обязанностях между полами), а именно: массовое распространение гомосексуализма (мужского и женского, резкие скачки которого в Европе отмечались в 1959, 1968 и 1975 годах), и распространение полигамного сожительства из трех или четырех участников союза, где часто присутствовала одна женщина и два-три мужчины (реже пара на пару, с постоянной сменой партнеров). В новых экономических, социальных и правовых условиях, возникших в процессе искусственной смены политических и культурных ориентиров в североевропейских странах, женщины не только получили возможность открытого сожительства более, чем с одним мужчиной, но и для самих мужчин оказалось выгоднее “пользоваться” групповой связью с одной женщиной.
Сообщение отредактировал artaxerxes - Четверг, 21.05.2015, 02:55 |
|
| |