Колизей - История Древнего мира Колизей - История Древнего мира
Главная Контакты В избранное
    • Страница 1 из 2
    • 1
    • 2
    • »
    Модератор форума: Баст  
    Форум » Древний мир » Загадки Древней Руси » Илья Муромец - реальный герой
    Илья Муромец - реальный герой
    БастДата: Суббота, 06.06.2009, 17:20 | Сообщение # 1
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Илья Муромец - самый известный, но в то же время самый загадочный герой русского эпоса. Трудно найти такого человека в России, который не слышал бы никогда об этом славном богатыре из древнего города Мурома. Большинство знает о нем лишь то, что запомнилось им с детства из былин и сказок.

    Икона Илия Печерский (Илья Муромец)
    Наши предки XVI - начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец - реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. Между тем русские летописи не упоминают его имени. Зато он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIIIв., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. В документальном источнике имя этого известного героя впервые упомянуто в 1574 г.

    Памятник Илье Муромцу в г. Муроме. Скульптор В.Клыков.
    Кто же этот герой? Какова его история и реальное имя? Исследователи приходят к такому мнению. Прототипом былинного персонажа считается исторический силач Чобитько, по прозванию «Чоботок», который носил своё прозвище с тех пор, как однажды отбился от врагов сапогом — чоботом. Родом из Мурома/Муровска, села Карачарова (реально существующее село), принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи, причисленный к лику святых как «преподобный Илия Муромец» (канонизирован в 1643 г.).

    Вид на село Карачарово.
    Конечно, главным аргументом существования Ильи Муромца являются его мощи. Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594 г., оставил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе Софийского собора. Для знаменитого героя и его товарища был сооружен специальный придел, т. е. им была оказана такая же честь, как и великим князьям. В то время богатырская гробница была уже пуста; останки же известного Ильи были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря. В 1638 г. эти мощи были описаны иноком этой знаменитой лавры Афанасием Кальнофойским, который определил, что Илья Муромец жил 450 лет назад, т. е. в 1188 г.

    Реконструкция лица Муромца по методу Герасимова (использован череп)
    Московский паломник Иоанн Лукьянов оставил любопытное описание мощей Ильи Муромца, которым он поклонялся в 1701 г.: "Тут же видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении, под покровом златым ростом яко нынешних крупных людей; рука у него левая пробита копием; язва вся знать на руке". По свидетельству очевидцев останки представляют собой хорошо сохранившуюся мумию, принадлежавшую человеку довольно высокого роста (около 180 см). Отсутствуют лишь обе ступни ног. Кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. Мощи облачены в монашескую одежду. Над гробницей находится образ святого Ильи Муромца.

    Мощи Ильи Муромца, хранящиеся в Киево-Печерской лавре
    В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны. Исследования мощей показали, что преподобный был исключительно сильным человеком и имел рост 177 см (высокий рост для средневековья). У него обнаружены признаки заболевания позвоночника (былинный Илия от рождения и до 33 лет не мог двигаться) и следы от многочисленных ранений. Причиной смерти послужил, вероятно, удар острого орудия (копья или меча) в грудь, сквозь прикрывавшую грудь левую руку. Смерть наступила в возрасте около 40—55 лет. Предполагают, что он погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем в 1204 г., сопровождавшемся разгромом Печерской лавры союзными Рюрику половцами. В таком случае, он должен был родиться между 1150 и 1165 гг.В самой Киево-Печерской лавре придерживаются предположения, что после тяжелого ранения Илья принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь (ныне Киево-Печерская лавра).Отсутствие в Киево-Печерском патерике жития преподобного Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени.

    Он-лайн игра-стратегия "Илья Муромец"
    Кто-то считает, что время былинных героев прошло, но память об Илье сохраняется. Ярким примером являются использование имени и образа Ильи в современных мультипликационных фильмах и компьютерных играх. Герой продолжает совершать подвиги…
    Прикрепления: 9983475.jpg (68.4 Kb) · 1325971.jpg (12.4 Kb) · 9006893.jpg (54.1 Kb) · 4639926.jpg (50.8 Kb) · 2755226.jpg (59.9 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    LeontichДата: Суббота, 06.06.2009, 18:04 | Сообщение # 2
    Группа: Всадники
    Сообщений: 86
    Награды: 1
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Очень интересная информация. Thank you!

    А вот здесь большое собрание картин с изображениями русских богатырей. Я тоже внёс туда лепту biggrin


    Археология 3D - археология в трёхмерной графике
     
    БастДата: Суббота, 06.06.2009, 18:30 | Сообщение # 3
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Quote (Leontich)
    Я тоже внёс туда лепту

    Интересный сайт....Только странное звание они тебе присвоили tongue Я бы за БУБЕН обиделась biggrin А лучшим художником, работающим в жанре русского фольклора считаю Константина Васильева. Просто дар у человека...



    Это мои любимые...


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    KobraДата: Четверг, 23.07.2009, 11:44 | Сообщение # 4
    Группа: Удаленные





    А как же великий русский художник Васнецов и одна из его лучших картиин "Три богатыря"? dont
     
    БастДата: Четверг, 23.07.2009, 12:51 | Сообщение # 5
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Quote (Kobra)
    А как же великий русский художник Васнецов


    Кстати, картина называется не "Три богатыря", а просто "Богатыри". И есть еще одна- работы Васнецова. "Богатырь"


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Суббота, 27.03.2010, 20:49 | Сообщение # 6
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Продолжаем тему БОГАТЫРЕЙ! biggrin Слово об Алеше Поповиче. Потому что Ростов Великий заявил «Алеша Попович – ростовский богатырь»

    Деталь картины Васнецова Богатыри
    В Ростове Ярославской области 27 января состоялась презентация туристического бренда «Алеша Попович – ростовский богатырь», сообщили в отделе международных и межрегиональных связей и развития туризма администрации Ростова.«Идея бренда возникла не на пустом месте. В прошлом году состоялись конкурсы детского рисунка и поделок, посвященных легендарному ростовскому богатырю, и стартовал проект «В гостях у Алеши Поповича»».Былинный ростовский герой будет сопровождать туристов на протяжении всего маршрута по Ростовской земле. Гости города узнают о ремеслах, посетят музей-заповедник. В программу входят также пикник на берегу озера Неро, обряд посвящения в богатыри, забавы, потехи, игры, состязания в красноречии, фольклорные танцы.

    Былинный Алеша Попович встречается в летописях под именем Александра Поповича. Александр Попович был одним из выдающихся "хоробров" Ростовской земли. Тверская летопись, составленная на основании ростовских летописей под 1224 г. рассказывает об Александре Поповиче следующее. "Бе бо некто от ростовских житель Александр, глаголемый Попович, и слуга бе у него именем Тороп; служаше бо той Александр великому князю Всеволоду Юрьевичу...". Когда старший сын Всеволода Юрьевича Константин получил в удел Ростов, Александр Попович перешел на службу к Константину и верно служил ему, так же верно, как и отцу его. Между Константином и его младшим братом Юрием возникла борьба из-за престолонаследия. В этой борьбе деятельное участие принял и Александр Попович. Когда Юрий отправился на Константина с войском, Константин отступил к Костроме и сжег ее. Войско Юрия остановилось на реке Ишне недалеко от Ростова. Тогда выступил против Юрия Александр Попович с войсками и убил много слуг Юрия, части которых, говорит летописец, видны и до сих пор на реке Ишне.

    В победоносной битве Константина с тем же Юрием на реке Узе опять принимает участие храбор Александр Попович и его слуга Тороп; товарищем Александра был Тимоня Золотой пояс, былинный Добрыня. В битве был убит храбор Юрия Юрята. В Липецкой битве, происшедшей между Юрием, в союзе с его братом Ярославом, с одной стороны, и Константином в союзе с Мстиславом Мстиславовичем Удалым, с другой стороны, опять фигурирует Александр Попович: Юрий потерпел поражение; в битве пал другой его храбор - боярин Ратибор. Константин занял престол во Владимире и через два года скончался. Тогда Александр Попович, опасаясь мести со стороны Юрия за убиение Юряты и Ратибора и многих других, решил покинуть Ростово-Суздальскую землю.

    Он собрал совет из своих "храбрых" в одном городе у гремячего колодца на реке Узе. На совете решено было, вместо того, чтобы служить разным князьям и избивать друг друга, отправиться на службу к великому Киевскому князю Мстиславу Романовичу Храброму. Мстислав был очень рад, что к нему на службу поступил такой славный храбор, как Александр Попович с товарищами, и похвалялся, что теперь он справится с каким угодно врагом. Дальнейшие события показали Мстиславу, что он ошибается: в битве с татарами на Калке (1223 г.) он потерпел поражение, причем пал и Александр Попович с другими семьюдесятью "храбрыми".

    1895. Рябушкин. Алеша Попович.
    В Никоновской летописи Александр Попович представлен уже современником Владимира святого. Под 1000 г. рассказывается следующее: "Прииде Володарь с половцы к Киеву, забыв благодеяния господина своего кн. Владимира, демоном научен. Владимиру же тогда в Переяславцы на Дунаи: и бысть смятение велие в Киеве. И изыде нощию во сретение им Александр Попович, и уби Володаря и брата его и иных множество половец уби, а иных в поле прогна. И се слышав Володимер, и возрадовася зело, и возложи на нь (него) гривну злату и сотвори и (его) вельможа в палате своей". Рассказанное здесь событие, как предполагают, отнесено Никоновской летописью к 1000 году, ошибочно: в действительности оно может отнестись к 1110 г., когда Владимир Мономах находился в Переяславце на Дунает; в отсутствии Владимира Володар Перемышльский мог в самом деле привести к Киеву половцев. По-видимому, заметка Никоновской летописи представляет отголосок древней былины об освобождении Киева от врагов Александром Поповичем.

    И даже в компьютерной игре..
    Современная былина на этот же сюжет напоминает летописное сказание. Василий Прекрасный (соответствующий былинно-летописному Володарю) осадил Киев: он хочет завладеть столицей, сжечь святые церкви, князя Владимира казнить, княгиню Евпраксию взять себе в жены. Алеша предлагает своей дружине напасть на врагов и освободить Киев: "Выслуга наша, - говорил Алеша, - не забудется, а пойдет про нас слава великая про выслугу нашу богатырскую...". Алеша с дружиной напускается на великую рать Василия Прекрасного и разбивает ее. Разбежалась сила великая по полю широкому, по тем кустам ракитовым, очистила дорогу прямоезжую. Когда Алеша проехал в Киев, он был за свой подвиг награжден селами и проселками, городами с пригородами; не закрыта была ему и казна княжеская.

    Алеша Попович. XVIII век
    Под 1001 г. в Никоновской летописи опять сообщается об Александре Поповиче: "Александр Попович и Ян Усмошвец, убивый печенежского богатыря, избиша множество печенег и князя их Родмана и с тремя сыны его в Киев к Володимеру приведоша. Володимер же сотвори празднование светло и милостыню многу раздаде по церкавам и по монастырем, и убогим, и нищим и по улицам больным и клосным (увечным) великия кади (кадки) и бочки меду и квасу, и перевары, и вино поставляше и мяса, и рыбы, и всякое овощие, что кто требоваше и ядяше". Эта заметка, может быть, является отголоском былины о борьбе Алеши с Тугарином.

    Что касается описания пиршества у Владимира, то оно тоже напоминает былинное описание, напр., после поражения Калина: "Ай, как тут солнышко Владимир князь на радости на великой для удалых для молодцов забирал столованье почестен пир; ай как начали пить, кушать, добром проклаждаются, над собой невзгоды боле не начаются... Публиковал он указы строгие по городу по Киеву, растворил он все кабаки, чтобы весь народ пил да зелено вино: кто не пьет зелена вина, тот бы пил да пива пьяные, а кто не пьет пивов, тот бы пил меды стоялые, чтобы все да веселися".

    Все эти данные рисуют Алешу Поповича могучим дружинником-храбором, явившимся из Ростово-Суздальской области на службу к Киевскому князю в начале XII в., причем процесс циклизации песен о киевских богатырях заставил приурочить время деяний Алеши к эпохе Владимира святого. Приблизительно до XVII-XVIII в. Алеша Попович выступает с положительными чертами. С течением времени, под влиянием, вероятно, вероятно, прозвища (Попович), Алеше начинают приписывать поповские черты, а это в свою очередь привлекло к имени Алеши ряд сказаний, в которых рисуются несимпатичные черты духовного сословия. Вследствие этого Алеша приобрел следующие качества: он коварен, хитер, обманщик, предается любовным похождениям. tongue

    Женой Алёши Поповича в былинах о нём и сестре Збродовичей (Петровичей и т. п.) становится Елена (Петровна), она же Еленушка, Олёна, Олёнушка (Еленой зовется и жена Волха). Это женское имя как бы подвёрстывается к имени Алёши Поповича (варианты Олёша, Валеша и Елешенька) — Елена и Олёнушка, и таким образом формируется «одноимённая» супружеская пара, подобная Волос-Велес — Волосыня или Елс — Елесиха.

    «Матримониальная» неудача Алёши Поповича повторяется и в былинах о неудачном сватовстве Алёши Поповича к жене Добрыни Никитича Настасье Никулишне во время отсутствия её мужа (Алёша Попович распространяет ложный слух о гибели Добрыни) и в одном из вариантов былины об Алёше и сестре Збродовичей, где братья отсекли Алёше Поповичу голову за то, что он опозорил их сестру (в остальных вариантах этого сюжета Алёше Поповичу грозит опасность, как и сестре Збродовичей Настасье Збродичне, которой братья собираются отсечь голову). Когда сестра должна вот-вот расстаться с жизнью, Алёша Попович просит не губить её и отдать её ему в жёны.

    Одним из наиболее архаичных сюжетов, связанных с Алёшей Поповичем, считается его бой с Тугарином. Алёша Попович поражает Тугарина по дороге в Киев или в Киеве (известен вариант, в котором этот поединок происходит дважды). Тугарин грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём. Бой Алёши Поповича с Тугариным происходит нередко у воды (Сафаст-река). Одолев Тугарина, Алёша Попович рассёк его труп, разметал по чистому полю (аналогично действиям Индры в отношении поверженного Вритры). Сходным вариантом сюжета о бое Алёши Поповича с Тугарином является былина «Алёша убивает Скима-зверя», где противник Алёши Поповича многим напоминает Тугарина...Интересный товарищ..Этот Алеша! biggrin


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    токиоДата: Воскресенье, 28.03.2010, 11:07 | Сообщение # 7
    Группа: Всадники
    Сообщений: 499
    Награды: 1
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    "И грозит он старику трёхтыщелетьнему...
    Сгинь, умри Кощей, а тот в ответ ему Я бы рад, да я бессмертный. Не могу." tongue

    Добавлено (28.03.2010, 11:07)
    ---------------------------------------------
    Баст а чем этот http://www.art-catalog.ru/data_picture_new/artist_156/picture/big_500/ryabush_29.jpg
    Алёша Попович отличается от какого нибудь хана?


    токио
     
    БастДата: Воскресенье, 28.03.2010, 12:20 | Сообщение # 8
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Quote (токио)
    Алёша Попович отличается от какого нибудь хана?

    Что именно тебя смущает? smile Рябушкин-замечательный художник..Его специализация- Русь, древние праздники., русские былины и народные эпосы..Всё это он изучал очень тщательно. И у меня нет сомнения в верности исполнения портрета. smile
    Вот его Волга Всеславьевич

    Московская девушка XVII века (В праздничный день ..


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    токиоДата: Воскресенье, 28.03.2010, 16:36 | Сообщение # 9
    Группа: Всадники
    Сообщений: 499
    Награды: 1
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Quote (Баст)
    у меня нет сомнения в верности исполнения портрета.

    biggrin biggrin biggrin
    Ну какой портрет, Алёшу Поповича последние 900 лет ни кто не видел tongue Просто именно из-за достоверности картины, именно в деталях, и видится не Русский богатырь, а кочевник в халате с саблей вместо меча и на фоне юрты. А к художнику претензий нет. Вот и думается иногда, что прав Носовский, хотя его книги я считаю больше фантастическими, чем историческими. smile


    токио
     
    БастДата: Воскресенье, 28.03.2010, 21:58 | Сообщение # 10
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Quote (токио)
    видится не Русский богатырь, а кочевник в халате с саблей вместо меча и на фоне юрты.

    Так тебя халаааат смутил?! biggrin А я думала восточные черты лица...

    Иван Грозный тоже "халат" носил..

    Это называется КАФТАН. Обыкновенным и распространенным видом верхней одежды, надевавшейся на зипун, являлся кафтан с достигавшими до пят рукавами, которые собирались в складки, так что концы рукавов могли заменять перчатки, а в зимнее время служить муфтой. Спереди кафтана вдоль разреза по обеим его сторонам делались нашивки с завязками для застегивания. Материалом для кафтана служили бархат, атлас, камка, тафта, мухояр (бухарская бумажная ткань) или простая крашенина. В нарядных кафтанах за стоячим воротником прикреплялось иногда жемчужное ожерелье, а к краям рукавов пристегивалось украшенное золотым шитьем и жемчугом: «запястье»; полы обшивались тесьмой с кружевом, расшитым серебром или золотом. «Турские» кафтаны без воротника, имевшие застежки только на левом боку и у шеи, отличались по своему покрою от «становых» кафтанов с перехватом посередине и с застежками на пуговицах. Среди кафтанов различали по их назначению: столовые, ездовые, дождевые, «смирные» (траурные). Зимние кафтаны, сделанные на меху, назывались «кожухами».

    Теперь про саблю.. Ты же не будешь спорить, что сабля выигрышнее в бою, нежели меч? Русичи тоже это поняли и стали применять.В конце IX — X веке сабли от кочевников попадают на Русь, что было связано с формированием русской конницы, и вскоре получает широкое распространение. С XI века в южной Руси сабли становятся не менее важным оружием, чем мечи,получили распространение и на севере в Новгороде, Пскове, Минске. С четырнадцатого века сабля стала господствующим видом холодного оружия в русской армии (в Западной Европе — с конца 16). Так что всё в норме..и Рябушкин не ошибся! wink


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    токиоДата: Понедельник, 29.03.2010, 18:08 | Сообщение # 11
    Группа: Всадники
    Сообщений: 499
    Награды: 1
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    А сапоги?! tongue

    токио
     
    БастДата: Понедельник, 29.03.2010, 21:30 | Сообщение # 12
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Quote (токио)
    А сапоги?! tongue

    Вот ведь.. tongue Сапоги вполне даже обычные..

    Обувь людей с достатком составляли сапоги, чоботы, башмаки и ичетыги. Делали их из мягкой кожи козлят — сафьяна. Сапоги также делали и из юфти — толстой кожи и опойки — телячьей кожи. Так же как и ткани, кожи красили в разные цвета. Материалом для княжеской обуви служили бархат и парча. Чоботы — остроносые и загнутые кверху полусапожки на каблуках. wink

    Сапоги носили до колен, и они служили защитой для ног, поэтому подкладывались мягкой холстиной. В старину сапоги были без каблука и имели мягкую в несколько слоев кожи подошву, заостренный носок. Позже появился каблук и сложили поговорку: «Из-под носка соловей пролети, а вокруг пяточки — яйцо кати». Каблуки прикрепляли железными или серебряными скобами, а подошвы — гвоздями. Иностранец С. Герберштейн писал: «Сапоги они носят красные и очень короткие, так что они не доходят до колен, а подошвы у них подбиты железными гвоздями».

    Спереди сапог был обыкновенно выше, чем сзади, швы располагались по бокам. Кроилась обувь на одну ногу, так как колодки, с помощью которых шилась обувь, не давали различий правого и левого сапога. Так и говорили: «Два сапога — пара, и оба на левую ногу». Поэтому новые сапоги долго разнашивали. Сапоги делали и черного, и зеленого, и желтого цветов, но чаще всего — красного. Края голенищ богатых сапог отделывали тесьмой, полосками яркой ткани, не говоря уже о вышивке: у самых знатных на сапогах можно было увидеть даже жемчуг.

    Стоили сапоги довольно дорого. На одну пару сапог в XV в. можно было сменять 7 пудов ржаной муки или 16 кг сливочного масла. Поэтому чаще всего богатые люди изготавливали обувь дома, для чего держали опытных холопов — сапожников. Процесс изготовления сапог отражен в древнерусской загадке: «Сквозь лошадь и корову свинью и лен волокут». Сквозь конскую либо коровью кожу продевали щетинку — жесткий свиной волос и льняную нить, коей сшивали отдельные части сапог: перед, задник, голенище и подошву.В употреблении были также разноцветные нитяные и шелковые чулки с золотыми и серебряными узорами по краю.
    А. Дженкинсон писал в «Путешествии из Лондона в Москву» об одежде русского человека: «Под рубашкой полотняные штаны, а на ногах пара носков без пяток и сапоги из красной или черной кожи». smile


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    токиоДата: Вторник, 30.03.2010, 21:13 | Сообщение # 13
    Группа: Всадники
    Сообщений: 499
    Награды: 1
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Quote (Баст)
    пара носков без пяток

    Как это так wacko


    токио
     
    БастДата: Вторник, 30.03.2010, 21:41 | Сообщение # 14
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Quote (токио)
    Как это так wacko

    Это просто безразмерный такой носок..раз пятку не вязали! Получался сразу на любую ногу....


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    токиоДата: Вторник, 30.03.2010, 21:42 | Сообщение # 15
    Группа: Всадники
    Сообщений: 499
    Награды: 1
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    А я подумал, что вместо пятки дыра tongue

    токио
     
    Форум » Древний мир » Загадки Древней Руси » Илья Муромец - реальный герой
    • Страница 1 из 2
    • 1
    • 2
    • »
    Поиск:
    © 2008-2013 Карта сайта 23.04.2024, 13:21