Колизей - История Древнего мира Колизей - История Древнего мира
Главная Контакты В избранное
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Модератор форума: Баст  
    Форум » Древний мир » Загадки Древней Руси » Челябинские чудеса
    Челябинские чудеса
    БастДата: Воскресенье, 17.03.2013, 10:48 | Сообщение # 1
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Челябинск в нашем сознании отложился как место жительства суровых людей, закаленных природой и жизнью. Говоришь; «Челябинские…», а в голове уже и челябинский метеорит, и челябинский Стоунхендж АРКАИМ …И раз уж настолько популярен этот город, то создаю целую тему про него. А начну с изящного и поражающего воображение каслинского чугунного литья (Касли – город в Челябинской области).

    Этот чугунный павильон завлекал зрителей на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Один из самых замечательных экспонатов Свердловской картинной галереи, он пленяет красотой ажурных узоров, тонкостью их отливки. В нем органически слились и техническое совершенство каслинского чугунного литья, и безукоризненное мастерство народных умельцев, сумевших покорить грубый чугун, сделать его послушным воле художника.
    За более чем вековую историю Каслинский чугунный павильон пережил как триумф, так и забвение. Он был выполнен по проекту петербургского архитектора Е.Баумгартена в качестве выставочной витрины Кыштымского горного округа. На Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже в 1900 году этот шедевр русской чугунной архитектуры был удостоен высшей награды по разделу "приготовление металлических изделий" - Большой Золотой медали и Гран-при "Хрустальный глобус". Дату 15 апреля (по старому стилю), день открытия парижской выставки, можно считать днем рождения Каслинского чугунного павильона.


    В ноябре 1900 года выставка закончилась, павильон был демонтирован, упакован в ящики, отправлен в Касли и забыт на долгие годы. А в 1921 году первый советский директор завода отдал приказ о переплавке павильона, так как в советской России ощущался острый дефицит бытовых предметов первой необходимости. От полного уничтожения павильон спасли старые каслинские мастера. Они написали уездному начальству Екатеринбурга просьбу о сохранении шедевра для потомков. К сожалению, телеграмма об отмене распоряжения директора пришла с опозданием - большая часть деталей была уже переплавлена. Оставшееся литье было передано Свердловскому областному краеведческому музею, где в 1927году в экспозиции "Уральское художественное литье" была представлена боковая стена павильона, восстановленная с помощью одного из создателей чугунного шедевра, мастера - модельщика К.Тарасова. В 1936 году художественная коллекция краеведческого музея была передана в фонды открывшейся Свердловской картинной галереи, расположившейся по улице Вайнера,11.

    Прикрепления: 6647433.jpeg (58.6 Kb) · 3856967.jpg (209.8 Kb) · 4127200.jpg (314.2 Kb) · 0816893.jpg (68.0 Kb) · 7139376.jpg (59.6 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Воскресенье, 17.03.2013, 10:50 | Сообщение # 2
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline

    В 1949 году руководство галереи обратилось на Каслинский завод за помощью в восстановлении павильона. Большую роль в его возрождении сыграл сотрудник галереи академик Б.Павловский: он не только убедил партийное руководство Свердловска в необходимости выделения денег на реставрацию, но и провел большую исследовательскую работу. В 1957-1958 годах бригадой мастеров под руководством начальника цеха художественного литья Каслинского завода С.Гилева были воссозданы утраченные детали экспоната и произведен его монтаж. 3 мая 1958 года состоялось торжественное открытие павильона, произошло его второе рождение. В 1986 году картинная галерея получила реконструированное здание бывшего госпиталя Екатеринбургского железоделательного завода, находящееся в переулке Воеводина,5, на берегу реки Исети в Историческом сквере - месте, где был заложен город.

    Павильон был демонтирован и перенесен в новое помещение бригадой специалистов Свердловского зонального отделения Росмонументискусство. Консультировали работу Б.Павловский и старший скульптор цеха художественного литья Каслинского завода А.Гилев. Перед специалистами стояла задача максимально приблизить облик павильона к первоначальному. В Каслях заново изготовили все детали ажурного навершия с датой 1900, Гилев воссоздал два венчающих павильон штандарта с эмблемами Кыштымского завода. 9 июня 1986 г. состоялось третье рождение уральского чуда. Но работы по восстановлению исторического облика не были завершены до конца.


    В 2000 году, к 100-летнему юбилею павильона, удалось закончить золочение фрагментов рельефов, и только в 2010 году у Екатеринбургского музея изобразительных искусств появилась возможность провести заключительный этап исторической реконструкции - вышивку балдахина золотыми эмблемами Кыштымского горного округа.
    Каслинский чугунный павильон - вершина литейного искусства уральских мастеров - как и 110 лет назад, продолжает восхищать посетителей музея, своей торжественностью, богатством декора, выразительностью рельефов и тонкостью деталей.
    Красота... smile
    Прикрепления: 2195062.jpg (301.2 Kb) · 9164532.jpg (264.0 Kb) · 2927647.jpg (527.9 Kb) · 1700357.jpg (46.3 Kb) · 2868701.jpg (126.5 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Воскресенье, 17.03.2013, 10:53 | Сообщение # 3
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Об истории Каслинского завода художественного литья

    В эпоху императора Петра I Центральный и Южный Урал, благодаря богатству своих недр, оказался в центре важнейших социально-экономических преобразований, охвативших Россию. Вихрь этих преобразований стремительно превращает Уральский край в ведущий центр черной и цветной металлургии России.В первой четверти XVIII в. здесь были заложены и успешно действовали такие крупные металлургические заводы как: Каменский (1701), Невьянский (1701), Алапаевский (1704), Шуралинский (1716), Быньговский (1718), Верхнетагильский (1720), Выйский (1722), Лайский (1723), Лялинский (1723), Екатеринбургский (1723), Полевской (1724), Верх-Исетский (1726) и др.

    До XVII века железо в России получалось исключительно прямо из руды в сыродутных горнах, подобных кузнечным, или же в домницах, мало чем отличающихся от тех же горнов. Причем, выделка железа имела характер кустарного производства, как было всюду прежде в Европе. Первый железоделательный завод в России был построен только в 1632—1638 годах. Интересно то, что в Англии в это же время правительство уже издавало указы, которыми стремилось предохранить леса от истребления «по причине страшного множества железных заводов». Металлургия там достигла расцвета.

    История города Касли начинается в 1747 году, с закладки чугунолитейного завода на речке Кургулак, берущей начало в Большом Каслинском озере. Указом от 1736 г. частным промышленникам было разрешено покупать земли у местного башкирского населения. Канцелярия Главного правления уральских горных заводов в 1745 г. по просьбе оренбургского губернатора И. И. Неплюева опубликовала обращение к частным лицам с призывом осваивать рудные богатства Башкирии. В ответ на это обращение посадский человек из Тулы купец Яков Родионович Коробков – (внучатый племянник первой жены Акинфия Никитича Демидова – младшего, и самого деятельного сына Основателя династии Демидовых – Никиты Антуфьевича Демидова) 15 мая 1746 года заключил с Оренбургской канцелярией контракт на строительство железоделательного завода. 3 февраля 1747 года в Исетской канцелярии Челябинской крепости была составлена купчая на приобретение за 150 рублей Яковом Коробковым у старшины Мякотинской волости Янгильды Собхангулова, сына Багишева, 250 тысяч десятин земли под заводскую дачу. И в том же в 1747 году Яков Коробков заложил на Каслинском истоке (башкирское название этой реки – Кургулак) между озерами Большие Касли и Иртяш чугунолитейный и железоделательный завод в Исетской провинции.

    Здесь, кроме заводской плотины, построили еще 7 плотин для накопления воды, домну, 16 кричных и кузнечных горнов, 8 вододействующих молотов. Все заводские строения были сооружены из дерева и обнесены прочным деревянным заплотом. 18 августа 1749 года завод был пущен и за месяц дал 6 тыс. пудов железа (кроме чугунного литья). Вокруг завода вырос поселок с населением около 600 душ, состоящий из нескольких слобод, который до 1942 года назывался Каслинским заводом. Это был особый, достаточно замкнутый заводской мир со своими традициями, нравами и обычаями.

    Удачно выбранное для строительства завода и поселка место обеспечило Каслям ключевое положение на так называемой «казанской тропе» - прямой дороге из Тобольска на Казань, Уфу и Кунгур. Хитрые «купецкие люди» везли товары через Камень, как издавна назвался Урал, именно «казанской тропой», избегая Верхотурской дороги – официально признанного пути в Сибирь, так как в Верхотурье все товары облагались высоким таможенным сбором и воеводскими поборами.В 1869 году поселок Касли по числу жителей (9 812 человек) занимал четвертое место в Екатеринбургском уезде после Екатеринбурга, Невьянска и Березовского завода. Поселок славился – и славится до сих пор – своим рыбным промыслом.В 1942 году заводскому поселку Касли присваивается статус города.

    Сегодня Касли входит в систему городов Горнозаводской Северной зоны Южного Урала. Со времен основания Демидовских заводов Касли традиционно относят к Кыштымскому территориальному округу.Современные Касли являются единственным городом в мире, где находится специализированный музей художественного литья. Музей открыт в 1963 году. Основу его собрания составляет уникальная коллекция отливок, выполненных в XIX-XX вв. на Каслинском заводе.Поэтому неудивительно, что небольшой (сегодня в Каслях проживает около 20 тыс. населения) город, расположенный в северной части Челябинской области на протяжении многих десятилетий является местом паломничества российских и иностранных туристов.
    Прикрепления: 1795596.jpg (79.4 Kb) · 0029786.jpg (68.3 Kb) · 9679296.jpg (78.4 Kb) · 1262279.jpg (228.5 Kb) · 8308476.jpg (75.3 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Воскресенье, 17.03.2013, 10:56 | Сообщение # 4
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    История Каслинского художественного промысла
    Каслинский художественный промысел по изготовлению чугунных изделий уходит корнями в далекий XVIII век, когда на Урале происходил стремительный подъем горнозаводской промышленности.13 августа 1751 г. в Оренбургской канцелярии была составлена «купчая крепость», по которой статский советник Н. Н. Демидов купил у основателя завода Якова Коробкова Каслинский чугунолитейный и железоделательный завод за 10 500 тыс. рублей.

    В 1758 году, «чувствуя престарелые свои лета», Н. Н. Демидов поделил все имущество между пятью сыновьями, оставив четвертому сыну – тоже Никите Никитичу (1728 - 1804), Каслинский и Кыштымские заводы. Наследник произвел существенную реконструкцию и расширение Каслинского завода. Завод в год давал до 130 тыс. пудов чугуна, большая часть которого здесь же переделывалась в железо.С конца 1815 года все работы на заводе выполнялись под руководством местного литейного мастера Никиты Захаровича Теплякова. В Каслях в больших количествах отливались казаны, котлы, рукомойники, лотки, утюги и разных видов чаши.

    В 1823 году на Каслинском и Кыштымских заводах появился новый управляющий Григорий Федорович Зотов. Именно с деятельностью Г. Ф. Зотова на Каслинском заводе связано становление художественного литья. Зотов первым внедрил в 1824 году на Каслинском заводе немецкую технологию художественного литья. В качестве первых образцов каслинцы использовали немецкие отливки, привезенные Г. Ф. Зотовым из Берлина, где он побывал в 1820 году, в поездке по металлургическим заводам Пруссии, а также художественное литье бронзолитейной мастерской Верх-Исетского завода. Каслинцы быстро освоили привезенную немецкую технологию художественного литья в сухую песчаную форму, внесли в нее свои новшества и с успехом стали применять для отливки различных статуй, бюстов, скульптурных групп и прочих изделий. 1824 год можно считать годом рождения каслинского художественного литья.


    В период с 1843 по начало 1850-х гг. производство художественного литья на Каслинском заводе переживает свое второе рождение. Из Горного правления для обучения местных формовщиков были выписаны вольнонаемные специалисты-литейщики, предложившие новый способ покрытия отливок и значительно расширившие ассортимент художественной продукции. В конце 1840-х гг. стали выпускать подсвечники трех видов: черные, лаковые и бронзовые. Помимо узорчатых тарелок, производились молочники и марочницы нового образца, садовые диваны и чугунные кресла.
    Прикрепления: 4366334.jpg (36.8 Kb) · 7535789.jpg (90.8 Kb) · 1966308.jpg (166.4 Kb) · 3269147.jpg (166.8 Kb) · 2417919.jpg (192.3 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Воскресенье, 17.03.2013, 10:58 | Сообщение # 5
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline

    С пуском в 1852 г. второй каслинской вагранки начинается производство ажурных решеток, оград, половых плит, надгробных памятников со сложными орнаментальными рельефами, расширяется выпуск садово-парковой мебели: скамеек, диванов, кресел, столов и стульев. Освоили и некоторые модели бронзолитейной фабрики Выйского завода, где в 1830–1840-х гг. под руководством Федора Филипповича Звездина, выдающегося уральского бронзолитейщика, работали 18 мастеров. Оттуда привезли новые образцы художественного литья: подсвечники, настенные канделябры, чернильницы, а также бронзовые отливки Ф. Ф. Звездина («Бык» – копия с произведения итальянского мастера ХVI в. и «Верховой жеребец Мидльтон» – копия скульптуры знаменитого императорского рысака, вылепленной академиком П. К. Клодтом).

    С 1860-х гг. выпуск «кабинетного» литья стал производиться под заказ с обязательной предварительной оплатой половины стоимости работ. Активно велись поиски стилистики и ассортимента изделий, пополнялся набор моделей. Новые требования, предъявляемые к жилому интерьеру, изменившиеся вкусы общества (интерес к классицизму сменился ориентацией на стиль историзма) и запросы рынка обусловили увеличение выпуска подсвечников разнообразной формы, декоративных ваз и тарелок, пепельниц и лотков, курительных и чернильных приборов, подчасников, кронштейнов и пр. Качество «кабинетного» литья значительно улучшилось. По своей отделке и уровню исполнения оно не уступало аналогичным бронзовым вещам, но было существенно дешевле и более доступно покупателю.

    В 1870-е гг. определяются главные направления в каслинском литье («кабинетное», мемориальное, архитектурное и бытовое), складываются основные особенности его стиля: четкость силуэта, тщательная отделка деталей, передача фактуры различных материалов, высококачественная матовая окраска. Наиболее точную характеристику каслинскому литью дал страстный поклонник и знаток искусства каслинских мастеров профессор Борис Васильевич Павловский: «…каслинские отливки обладают великолепными художественными, пластическими качествами, не уступая в лучших своих образцах бронзе. Техническая безукоризненность отливок, а следовательно, и художественная, эстетическая выразительность чугунного камерного, или, как тогда говорили, «кабинетного», литья объясняется тремя факторами.

    Прежде всего, высокими качествами чугуна, способного выявить и передать все мельчайшие детали, своеобразие лепки скульптурного оригинала… Во-вторых, особым, неповторимым природным качеством формовочных песков. Природа щедро одарила ими Касли. И третьим, главным слагаемым успеха и славы стало уникальное, неповторимое мастерство каслинских рабочих – подлинных художников, превративших тяжелый грубый чугун в тончайший, податливый, как черный воск, материал пластики».

    Прикрепления: 0492155.jpg (139.4 Kb) · 9085551.jpg (122.1 Kb) · 4138142.jpg (285.4 Kb) · 0962014.jpeg (81.2 Kb) · 2240086.jpg (35.4 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Воскресенье, 17.03.2013, 11:01 | Сообщение # 6
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline

    Действительно, славу каслинскому литью принесли прекрасный чугун, уникальные формовочные смеси и мастерство каслинских рабочих, но очень многое зависело и от того, кто занимался подбором моделей и образцов, от компетентности и образованности людей, ответственных за производство высококачественного литья.
    Подлинной зрелости каслинская школа художественного литья достигла в 80 - 90-е годы XIX века. Важную роль в создании признанного всеми бренда «Касли» играло регулярное участие Каслинского завода вместе с другими заводами Кыштымского округа во всероссийских и международных художественно-промышленных выставках и ярмарках. Каслинское художественное литье всегда отличалось неизменно высоким качеством высокотехнологичных отливок и обширной коллекцией моделей, способной удовлетворить вкус самого взыскательного покупателя.

    В 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде Каслинский завод получил высшую награду — право ставить на изделия клеймо с Государственным гербом России — двуглавым орлом. Этот успех стал прелюдией полного триумфа в 1900 году на Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже: каслинская экспозиция, которая была представлена в ажурном чугунном павильоне, получила высшую награду – Большую золотую медаль.Каслинский чугунный павильон с Парижской выставки был воссоздан мастерами-литейщиками в 50-е годы XX века и сейчас экспонируется в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. В 1978 году Каслинский чугунный павильон был зарегистрирован ЮНЕСКО как раритет – единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в музейной коллекции.

    В настоящее время даже самая простая, обыденная вещь, изготовленная на Каслинском заводе в ХIХ – начале ХХ в., представляет интерес для антикваров, а многие изделия, авторов которых, к сожалению, установить уже практически невозможно, оцениваются теперь как художественные произведения. С началом Первой Мировой войны производство художественного литья было прекращено и сам завод был переориентирован на выпуск военной продукции, а с 1920 года вновь возобновлено в небольших количествах.С 1935 года завод выполняет заказы на поставку архитектурного крупногабаритного литья (городские художественный фонари, набережные, мостовые, парковые ограждения-решетки, городские скамьи, урны и прочее) для мостов, бульваров и парков г. Москвы, Московского метрополитена, а также других крупных областных центров.

    Почти трехвековая история завода, талант художников, мастеров-формовщиков, литейщиков, чеканщиков, мастеров по окраске изделий сделали каслинское чугунное литье уникальным явлением в художественной промышленности России, подлинным достоянием русской культуры и отечественной истории, ярким образцом мировой художественной практики. Сегодня, как и более чем полтора века назад, изделия выполнены по оригинальной технологии, в лучших традициях каслинского художественного литья, продолжаемого двенадцатым поколением каслинских мастеров.

    По материалам http://www.kac3.ru/

    Настоящие суровые челябинские мастера, превращающие грубый чугун в произведение искусства...Вот где чудеса smile
    Прикрепления: 1712833.jpg (58.4 Kb) · 5501940.jpg (42.9 Kb) · 3623226.jpg (29.8 Kb) · 7039280.jpg (152.1 Kb) · 1306441.jpg (140.0 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    Форум » Древний мир » Загадки Древней Руси » Челябинские чудеса
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:
    © 2008-2013 Карта сайта 20.04.2024, 02:43