Колизей - История Древнего мира Колизей - История Древнего мира
Главная Контакты В избранное
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Модератор форума: Баст  
    Форум » Древний мир » Открываем Америку » Футбол у народов Мезоамерики
    Футбол у народов Мезоамерики
    РимскийДата: Понедельник, 04.05.2009, 13:08 | Сообщение # 1
    Группа: Император
    Сообщений: 824
    Награды: 7
    Статус: Offline
    Игра в мяч по достоинству может считаться одним из любопытнейших и уникальных явлений в культуре народов, населявших центральную Америку на протяжении последних двух тысячелетий. Древнейшие находки предметов, связанных с игрой в мяч, фигурок игроков относятся к культуре ольмеков, XVI в. до н. э. Современные жители деревень, расположенных на севере Мексики, играют в улама, в которой наблюдатель без труда узнает остатки традиции, уходящей корнями в доиспанскую эпоху.

    Собственно игра в мяч отчасти напоминает современный теннис, за тем исключением, что игроки отражают мяч либо определенными частями тела (бедрами, ягодицами, руками ниже локтя, но не ладонями, и т. п.), либо специальными битами и элементами защитного снаряжения ("хомутом"), в зависимости от разновидности игры. Два противника (два человека или соперничающие команды), находясь на поле, поделенном на две (четыре) части, пытаются подать мяч так, чтобы оппонент либо вовсе не отбил мяч, либо совершил ошибку. Побеждает тот (та команда), кто набрал определенное количество очков. Поскольку каучуковый мяч довольно тяжел, игроки носят специальные средства защиты, смягчающие удар мяча, а также оберегающие ладони и колени, на которые необходимо опереться, чтобы принять подачу.
    Прикрепления: 1718463.jpg (286.9 Kb) · 3315797.jpg (93.8 Kb)


     
    РимскийДата: Понедельник, 04.05.2009, 13:18 | Сообщение # 2
    Группа: Император
    Сообщений: 824
    Награды: 7
    Статус: Offline
    Снаряжение игроков

    "Классическое снаряжение" игроков в мяч (Центральная и Северная Мексика) состояло из каменного "хомута" ("юго"), весом до 30 кг, который закреплялся на поясе игрока, наколенников, защитной обмотки на руках и под "хомутом", а также каменной биты ("манопла"), по форме напоминающей гирю. Тяжелый (до 2 кг) литой каучуковый мяч принимался на "хомут" или отбивался битой: такая игра на практике превращалась в динамичный гладиаторский поединок, где ошибка могла стоить игроку жизни. Есть свидетельства, что подобное состязание иногда заканчивалось жертвоприношением представителя проигравшей команды, чья голова становилась украшением "хомута" победителя (впоследствии, настоящие головы заменялись каменными имитациями, известными как "топорики" - "ачас").

    Традиция игры в мяч древних майя предполагала несколько иной комплект снаряжения. Верхняя часть "хомута" - это довольно узкий внешний обод из двух - трех согнутых деревянных полос, стянутых сзади узлом. Нижняя часть - это внутренний слой "хомута", боле широкий и тонкий. Поверх него привязана защитная набедренная повязка. Внутренний слой "хомута" представляет собой некую комбинацию ткани и деревянных пластин. Второй важный элемент снаряжения - защитная набедренная повязка. Это кусок шкуры или материи, по форме напоминающий либо трапецию, либо песочные часы. Широкая (верхняя) часть обмотана вокруг пояса или нижней (внутренней) части "хомута" и перевязана веревкой (узел обычно находится спереди). Повязка защищает ягодицы и бедра игрока. Помимо вышеупомянутой обмотки между "хомутом" и телом игрока находятся два куска материи, один из которых пропущен под "хомутом" сзади, а другой - спереди. Они же, возможно, дополнительно фиксируют набедренную повязку. Обмотка на руке, состоящая из полос кожи или материи, выполняет двоякую функцию. Она не только смягчает удары мяча, но и предохраняет руку игрока при опоре на поверхность игровой площадки. Колено, на которое опирается игрок, защищено наколенником. Наличие обмотки и наколенника указывает на значительный динамизм игры: игрокам приходилось быстро бросаться на руку или колено и, поэтому, было необходимо предохранять их от ссадин.

    Прикрепления: 7120626.jpg (70.7 Kb) · 9987905.jpg (161.5 Kb) · 7649880.jpg (115.3 Kb) · 2053969.jpg (43.2 Kb) · 3574917.jpg (27.0 Kb)


     
    РимскийДата: Понедельник, 04.05.2009, 13:21 | Сообщение # 3
    Группа: Император
    Сообщений: 824
    Награды: 7
    Статус: Offline
    Происхождение игры.
    Мифология и ритуалы, связанные с ней

    Согласно широко распространенному в историографии мнению, наиболее вероятной зоной происхождения игры в мяч является территория современных штатов Веракрус и Табаско (побережье Мексиканского залива). В качестве основного довода приводится тот факт, что этот регион - основной источник каучука, следовательно, создает наиболее благоприятные условия для возникновения игры в каучуковый мяч. Каучуковые мячи из Эль Манати, ольмекского религиозного центра на юге штата Веракрус, сохранившиеся благодаря уникальным природным условиям, датируются XVI-XII вв. до н. э. Еще одним подтверждением гипотезы служат памятники ольмекской культуры, одной из древнейших в Месоамерике.
    С изучением ольмекской игры в мяч, особенно ее ритуального контекста, связана проблема интерпретации одного из наиболее характерных для данной культуры типа памятников - гигантских каменных голов. Как правило, это отдельно стоящие скульптуры более метра высотой, весом до двадцати тонн, в виде человеческих голов в своеобразных "шлемах". За "ольмекскими головами" прочно закрепилась репутация либо своеобразных портретов правителей, либо памятных монументов, посвященных драматическому финалу ольмекской игры в мяч - обезглавливанию одного из игроков. В распоряжении исследователей нет однозначных археологических свидетельств в пользу существования у ольмеков взаимосвязи между человеческими жертвоприношениями и игрой в мяч.
    В Центральной Америке было несколько региональных традиций игры в мяч. Помимо двух "макро-регионов" и соответствующих традиций - "майяской" и "мексиканской", выделяются следующие субрегионы:

    1) побережье Мексиканского залива (Веракрус, Табаско),
    2) Центрально-Мексиканское нагорье,
    3) Оахака,
    4) южная Гватемала,
    5) горная Гватемала, Петен и Белиз,
    6) Юкатан.

    Древнейшая мифологема игры в мяч - смерть и возрождение бога плодородия (бога маиса). По всей видимости, она связана с лунным календарем, а также с днями равноденствия. Главное действующее лицо в ритуальной игре и жертвоприношениях - имперсонатор бога. В дальнейшем на побережье Мексиканского залива эта мифологема схематизируется, а затем и вовсе отходит на второй план. Сюжет о путешествии в подземный мир божества, играющего в мяч, сохраняется, но это уже не бог маиса. В Оахаке, начиная с протоклассики, на передний план в мифологическом и ритуальном контексте игры выходит культ зооморфа (человека-ягуара) из преисподней, тесно связанный с обезглавливанием. Одновременно в южной Гватемале последняя тема выходит на передний план, откуда идея "трофейных голов", закатанных в каучук, заимствуется майя и принимает довольно причудливые формы - идея "человека-мяча". Специфика зоны майя в классический период - неожиданное появление архаичных охотничьих мифологем, хотя синтезированная тема смерти-возрождения бога маиса и обезглавливания с закатыванием в мяч сохраняет свое значение. Следующий этап эволюции представле-ний тоже, по всей видимости, связан с Оахакой: именно там впервые на передний план выходит тема смены дня и ночи.
    На протяжении всего процесса идея о взаимосвязи между стадионами и подземным миром, в том числе как источником воды, демонстрирует удивительную устойчивость. Стадионы ассоциируются с пещерами, карстовыми колодцами - сенотами, резервуарами для дождевой воды. Божества, покровительствующие игре, как правило, относятся к подземному (подводному / водяному) миру.
    В классический период в зоне майя складывается глубоко своеобразная традиция игры, в рамках которой тесно переплелись спортивно-гладиаторское состязание и сложный ритуал, основанный на нескольких взаимосвязанных мифологических сюжетах, характерными чертами которых являются: место действия - подземный мир, участники противостояния - боги плодородия и смерти.

    Прикрепления: 2935630.jpg (59.1 Kb)


     
    РимскийДата: Понедельник, 04.05.2009, 13:25 | Сообщение # 4
    Группа: Император
    Сообщений: 824
    Награды: 7
    Статус: Offline
    А теперь приглашаю в Чичен-Ицу, где вас ожидает захватывающее зрелище smile

    Столичный город Чичен-Ица не имел равных в мире ни по размерам, ни по красоте сооружений, окружавших со всех сторон площадку для игры в мяч. Сама площадка была выложена ровными каменными плитами; сверху ее покрывал слой извести. Она имела форму трех сложенных вместе прямоугольников: один из них, самый большой, был центром площадки, а два других, одинаковых по размерам, примыкали с обоих концов к центральному прямоугольнику, образуя фигуру, напоминавшую две буквы Т, сомкнутые у оснований. Общая длина площадки для игры в мяч составляла 147 метров.
    По обе стороны центрального прямоугольника - строители сориентировали его почти строго с севера на юг - на высокой двухметровой панели возвышались массивные громады трибун - восточной и западной. Стены трибун подымались вверх от панели еще на 6 метров. Прибавьте к ним высоту самих панелей, и получится, что зрители наблюдали за игрой на поле с отвесной стены в 8, а то и в 8,5 метра! Это обеспечивало им безопасность: литой каучуковый мяч, которым сражались игроки, летел с такой силой, что мог убить зазевавшегося или не очень расторопного игрока, а тем более зрителя, не тренированного для подобных забав.
    С севера и с юга площадку ограничивали каменные стены. В центре каждой из них прямо друг против друга стояли два небольших великолепных храма. Однако самым замечательным сооружением Чич'ен-Ица был храм Оселотов.
    В храме находился каменный трон. Правитель Чич'ен-Ица наблюдал отсюда за состязанием. Именно здесь и должна была состояться игра в мяч - священный ритуал страны людей ица.
    У Южного храма, в белых плащах и высоких головных уборах из перьев цапли застыла длинная шеренга старших служителей храма К'ук'улькана. Их было не меньше пятидесяти; они стояли в один ряд. А на правой трибуне один за другим появлялись новые гости. Отсюда было лучше всего наблюдать за игрой: ее главной целью было забить тяжелый каучуковый мяч именно в кольцо, возвышавшееся над площадкой на целых двенадцать локтей.
    Правитель подал жрецам знак начинать священную ритуальную игру в мяч. Заиграли трубы, забили барабаны, и на площадке появились игроки обоих отрядов.
    Отлично натренированные, ловкие, безумно храбрые и решительные игроки-воины не боялись страшного удара литого каучукового мяча, способного убить здорового и сильного мужчину. Стеганые щитки, кожаные налокотники и наколенники не спасали от увечий. Игроки привыкли возвращаться после ритуальной игры в синяках и ссадинах. Но не это печалило их. Закон священной игры требовал смерти капитана побежденного отряда, и его обезглавливал... капитан отряда-победителя!

    Литой тяжелый мяч размером с человеческую голову, будто живой, метался по площадке. Игрокам разрешалось действовать только на своей половине поля, ни в коем случае не переступая линию, делившую площадку пополам. Два больших каменных кольца были вделаны в стены обеих трибун по этой же самой линии. Противники стремились забить мяч в кольцо-ворота, перебивая его на чужую сторону. Бить по мячу разрешалось только локтем либо коленом, а также резной битой. Бросать рукой или ударять ступней категорически запрещалось.
    Побеждала команда, которой удавалось попасть в кольцо, однако это было невероятно трудно, ибо его диаметр был лишь на ничтожную малую величину больше диаметра мяча. Между тем каждый неудачный удар, заканчивавшийся столкновением мяча с кольцом, засчитывался как штрафное очко; кольцо имело вид свернувшегося Пернатого змея или головы священного гуа-камайя (попугая), прикосновение к которым считалось великим кощунством.
    Красивые удары по мячу, высокие смелые прыжки, стремительный бег вызывали одобрительный гул и крики восторга у зрителей, стоявших по краям высоких трибун. Бывали случаи, когда, увлеченный ходом сражения на поле, кто-то из зрителей падал с высокой трибуны вниз. Падение могло оказаться смертельным.
    Много часов длилась игра, и, когда уже усталые зрители и измученные игроки разуверились в чистой победе одной из команд, а жрецы начали было готовиться к ритуалу обращения к богам, чтобы те определили победителя, капитан игроков, богатые одеяния которого символизировали принадлежность к Пернатому змею, перехватил коленом сильно посланный противником мяч, ловко подбросил его локтем вверх и нанес тяжелый битой страшный удар. Каучуковый шар молнией влетел в узкое отверстие кольца, трепыхнулся в нем, задрожал, на мгновение застыл, будто решая, в какую сторону лучше упасть, и под дикий вопль зрителей и игроков перевалился на сторону противника.
    Игра закончилась. На высокой стене, служившей платформой Южного храма, жрецы зажгли каучуковые мячи. Густой черный дым, медленно поднимавшийся к небу, известил о начале жестокого церемониала, завершавшего священную игру в мяч...
    Эти события случились в двадцатилетие 8 Ахав (в перечислении с "короткого счета" майя соответствует 1185-1204 годам н.э.)

    Прикрепления: 3552259.jpg (88.4 Kb)


     
    РимскийДата: Понедельник, 04.05.2009, 13:35 | Сообщение # 5
    Группа: Император
    Сообщений: 824
    Награды: 7
    Статус: Offline
    кто хочет поиграть, вот ссылка soccer (там не только нужно играть в мяч, но и отвечать на вопросы истории Мезоамерики))

     
    БастДата: Понедельник, 04.05.2009, 19:00 | Сообщение # 6
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Отличный материал! И фотки прикольные! first Я, конечно, не поклонник всяких там футболов <_< ...Но захватывает... Видела передачу с Михаилом Кожуховым "В поисках приключений" - Мексика. Там он с потомками майя играл в нечто подобное, с довольно опасным отличием: играли деревянным ЗАЖЖЕННЫМ мячом. eek Ну скажу я вам...любить игру настолько могут только настоящие фанаты!


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Четверг, 27.05.2010, 23:47 | Сообщение # 7
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Quote (Римский)
    каучуковый мяч довольно тяжел,

    Древние народы Центральной Америки делали резину из млечного сока за 3500 лет до изобретения современной вулканизации и даже находили ей различное применение.

    По словам профессора археологии Дороти Хослер и технического инструктора Майкла Тарканяна из отделения наук о материалах и инженерии Массачусетского технологического института, доиспанские народы не только придумали резину, но и с целью повышения свойств резины усовершенствовали систему химической обработки каучука.

    Результатом была износостойкая резина для подошв сандалий, эластичный, прыгучий каучук для игр с шарами и резина для ручки топора.Данное исследование продолжает изыскание 1999 года, которое продемонстрировало, что эти люди предшествовали открытию процесса вулканизации Чарльзом Гудиером на целых 3500 лет.

    Процветавшая, по крайней мере, с 2000 года до нашей эры до испанского нашествия в 1521 году, и являющаяся теперь частью Мексики и Центральной Америки, мезоамериканская цивилизация спроектировала свойства латекса из местного кастильского эластичного дерева (Castilla elastica tree).

    Ипомея плющевидная.
    Липкая жидкость, которая высыхает в хрупкие твердые тела, натуральный латекс, в котором содержится маслянистое вещество под названием изопрен, смешивалась с соком из разновидности пурпурного вьюнка Ipomoea alba (Ипомея). Как и первооткрыватели полимера, мезоамериканские люди размешивали полученную жидкость до тех пор, пока она не застывала в виде белой массы, которую затем они вручную превращали в резиновые шары, полые резиновые статуэтки и прочие резиновые артефакты.

    Такая технология полагается на химический процесс, аналогичный современной вулканизации: сок лозу пурпурного вьюнка вызывает поперечное соединение молекул полимера, создавая эластичную резину и удаляя соединения, делающие каучуковый латекс хрупким.В новом исследовании Тарканян и Хослер налаживают свое собственное средство обработки в Массачуссетском технологическом институте, и экспериментируют, используя сырье, собранное во время полевой практики в Мексике.Эти ученые отмечают, что путем изменения пропорций в смеси из сока кастильского дерева и сока лозы ипомеи плющевидной, несложно получать различные виды каучука.
    Занятно.. smile

    Прикрепления: 1235309.jpg (19.5 Kb) · 5374147.jpg (793.9 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Среда, 22.05.2013, 21:50 | Сообщение # 8
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline

    Жители мексиканской деревушки при прокладке водопровода обнаружили древнюю скульптуру, изображающую игрока в мяч. Возраст находки оценивается в 1 тыс. лет. Фигура из гранита достигает в высоту 1.65 м, ширина стелы составляет 50 см. Человек изображен в полный рост со скрещенными руками.Об открытии местные жители сообщили сотрудникам Национального музея антропологии и истории, которые в ходе раскопок обнаружили следы выполненной в виде буквы "I" площадки для игры в шар. Длина площадки составила 40 м. По мнению мексиканских археологов, фигура изображала игрока, который был обезглавлен во время древнего ритуала.


    Интересно.. я часто вижу в портретах древних американцев круглые серьги..а тут они прямо на скулах. wacko
    Прикрепления: 6203255.jpg (48.4 Kb) · 2496914.jpg (50.6 Kb) · 5456204.jpg (41.2 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    Форум » Древний мир » Открываем Америку » Футбол у народов Мезоамерики
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:
    © 2008-2013 Карта сайта 29.03.2024, 12:09