Колизей - История Древнего мира Колизей - История Древнего мира
Главная Контакты В избранное
    Страница 1 из 11
    Модератор форума: Баст 
    Форум » Древний мир » Египетские хроники » Древнеегипетский календарь
    Древнеегипетский календарь
    РимскийДата: Воскресенье, 10.05.2009, 19:59 | Сообщение # 1
    Группа: Император
    Сообщений: 823
    Награды: 7
    Статус: Offline
    Примерно за четыре тысячи лет до нашей эры на берегах Нила существовала одна из самых могущественных и культурных в то время стран — Египет. Здесь зародился и впоследствии получил широкое развитие один из первых солнечных календарей.
    Открытие солнечного года. Уже в то время египтяне заметили, что наступление летнего солнцестояния связано с гелиакическим, т. е. первым предутренним, восходом Сириуса (a Большого Пса) — самой яркой звезды неба. Египтяне называли ее звездой Сотис.
    Любопытно отметить, что в русский язык пошло слово, тесно связанное с Сириусом и названием созвездия Большого Пса. В Древнем Египте Сириус имел два названия: Сотис и Анибус. Первое из них означает «Лучезарная» или «Блистательная», а второе — «Песья звезда», которое перешло потом к древним римлянам, называвшим ее «Stella canikula» или просто «Каникулой». Предутреннее появление Каникулы совпадало с наступлением самого жаркого времени года, когда объявлялся перерыв в работе; приостанавливалась торговля, и в городской жизни наступал отпускной период, который римляне называли днями Каникулы. Из латинского языка слово «каникулы» перешло в русский, но его стали писать с маленькой буквы, и оно приобрело у нас значение перерыва в учебных занятиях.
    Гелиакические восходы Сириуса наблюдались особенно внимательно. Многовековые и даже тысячелетние наблюдения дали возможность установить, что гелиакические восходы Сириуса приблизительно совпадают с началом разлива Нила, когда в Древнем Египте начинался счет нового хозяйственного года. Встречи первых предутренних восходов Сириуса отмечались как большие торжества и сопровождались особыми церемониями.

    Поразительное впечатление производило на древних египтян совпадение трех великих явлений природы: наступления солнцестояния, первого появления Сотиса и начала плодоносящего разлива Нила. Поэтому не удивительно, что в надписях, относящихся к эпохе Древнего царства (3-е тысячелетие до н. э.), находят упоминания величественного Сотиса. Но это имя встречается и в более позднее время. Так, на стене знаменитого храма богини Хатор в Дендере была сделана иероглифическая надпись: «Сотис великая блистает на небе, и Нил выходит из берегов своих».

    Для египтян разливы Нила имели исключительно большое хозяйственное значение, так как от них зависел урожай ячменя и эмера (пшеницы двузернянки, или полбы) — главнейших злаковых культур Древнего Египта. Поэтому ожидание первого появления Сотиса, а вместе с этим и разлива Нила привело к необходимости счета дней в период от одного разлива Нила до другого или, точнее, от одного гелиакического восхода Сириуса до следующего. Так было положено начало создания в Египте одного из первых солнечных календарей.
    Многолетние наблюдения гелиакических восходов Сириуса дали возможность египетским жрецам установить продолжительность года в 360 дней.

    Календарный год древних египтян.

    Египетский календарь отличался исключительной простотой и удобством. Год делился на 12 равных месяцев, каждый из которых содержал по 30 дней. Месяцы назывались так:

    1. Тот Thoth
    2. Фаофи Phaophi
    3. Атир Athyr
    4. Хойяк Choiak
    5. Тиби Tybi
    6. Мехир Mechir
    7. Фаменот Phamenoth
    8. Фармути Pharmuthi
    9. Пахон Pachon
    10. Пайни Payni
    11. Эпифи Epiphi
    12. Месори Mesori

    Большинство месяцев египетского календаря получило свои названия в честь различных божеств, которым они были посвящены. Так, тот — первый месяц года в древнеегипетской религии — был посвящен богу Луны и мудрости; месяц атир был посвящен богине Хатор, фаменот — обожествленному царю Аменофису. Название месяца фармути связано с египетской богиней Эрмуты, пахон — с египетским богом Хонсом и т. д. Месяц пайни посвящен «празднику долины», а месори посвящен «рождению Солнца».
    Каждый месяц делился на три больших недели, по 10 дней в каждой, и на шесть малых педель, по 5 дней в каждой. Греки назвали их «декадами» и «пентадами». Каждая декада символизировалась особым «деканом» — 10-градусным отрезком, на которые была разделена эклиптика, и отсчетом времени по утренним (гелиакическим) появлениям наиболее ярких звезд каждого декана.
    Кроме деления на месяцы, год был также разделен на три сезона по четыре месяца в каждом: время разлива Нила, время сева и время сбора урожая.


     
    РимскийДата: Воскресенье, 10.05.2009, 20:09 | Сообщение # 2
    Группа: Император
    Сообщений: 823
    Награды: 7
    Статус: Offline
    Установление длины года в 365 дней.

    Дальнейшими длительными наблюдениями восходов Сириуса жрецам удалось уточнить длину солнечного года и установить его продолжительность в 365 дней. Однако жрецы скрыли от народа свое открытие и для обоснования необходимости реформы календаря и увеличения длины года с 360 до 365 дней они, по свидетельству известного древнегреческого писателя Плутарха (около 46—126 гг. н. э.), придумали следующую легенду: Однажды бог земли Геб и богиня неба Нут заключили между собою брачный союз. Тогда бог Солнца Ра проклял богиню Нут и поклялся, что ее дети не будут рождаться ни в один из месяцев и ни в один из дней года. Богиня Нут обратилась за помощью к мудрому богу Тоту, который, поиграв с богиней Луны в кости, выиграл у нее от каждого дня 360-дневного года по одной семьдесят второй части ее света. Из этих частей он сделал пять дополнительных дней и поместил их в конце года, вне месяцев. Так богиня Нут получила пять дней, и у нее родилось пятеро детей: Осирис, Гор, Сет, Исида и Нефтида. Все они также стали почитаться за богов.
    Чтобы умилостивить бога Солнца Ра, ему были отданы эти пять дней. С этого времени солнечный год увеличился с 360 до 365 дней, но так как богиня Луны проиграла пять дней, то лунный год сократился с 360 до 355 дней.
    Дополнительные пять дней солнечного года, которые греки впоследствии называли «эпагоменами» (т. е. «сверхгодичными»), не были прибавлены ни к одному из месяцев года, которые по-прежнему содержали по 30 дней. Они праздновались в конце года как дни рождения богов, появившихся на свет от союза Геба и Нут. Таким образом, все годы имели одинаковую продолжительность и состояли из 365 дней. Такой календарный год представлял собой лучшее приближение к истинной длине тропического года, чем прежний год в 360 дней.
    Весьма примечательно, что копты и эфиопы, являющиеся прямыми потомками древних египтян, до настоящего времени сохранили не только египетский календарь, но и его традиционные праздники, посвященные величественному Нилу. Ежегодно в середине июня «божественная Исида роняет свою слезу в великую реку и творит ее благостный разлив», и народ Эфиопии в ночь на 17 июня торжественно отмечает «праздник Слезы».

    Попытка введения високосного года.

    За несколько столетий до нашей эры египетские жрецы уже знали, что их год короче действительного, но египтяне из религиозных соображений хотели, чтобы их праздники, в которые приносились жертвы богам, случались не в одно и то же время года, а проходили и освящали все месяцы года. Фараоны при вступлении на престол давали клятву не изменять длины года, т. е. не прибегать к вставке дополнительного дня в каждые четыре года. Известно, что не только Гиппарх, но и Птолемей в своем «Альмагесте» пользовался «блуждающим» годом.
    Долгое время считалось, что египтяне не пытались исправить свой календарь и привести его в соответствие с движением Солнца. Однако в 1866 г. при раскопках одного храма в дельте Нила нашли плиту, на которой египетскими иероглифами и по-гречески была сделана надпись, имеющая важное значение для истории календаря. Это был так называемый Канопский декрет царя Птолемея III Евергета из династии Птолемеев. В декрете, датированном 7 марта 238 г. до н. э., говорится: «Так как звезда (Сириус) за каждые четыре года уходит на один день вперед, то, чтобы праздники, празднуемые летом, не пришлись бы на будущее время на зиму, как это бывает и как будет случаться, если год будет и впредь состоять из 360 и пяти добавочных дней, отныне предписывается через каждые 4 года праздновать праздник богов Евергета после пяти добавочных дней и перед новым годом. Пусть всякий знает, что прежние недостатки в счислении времен года отныне верно исправлены царем Евергетом».
    Следовательно, здесь впервые содержалось предложение о введении високосного года. Если бы этот декрет был осуществлен, то средняя продолжительность египетского года составляла бы 365,25 суток, т. е. в точности равнялась бы так называемому юлианскому году, принятому двумя столетиями позже.

    Прикрепления: 5367827.jpg(315Kb)


     
    РимскийДата: Воскресенье, 10.05.2009, 20:15 | Сообщение # 3
    Группа: Император
    Сообщений: 823
    Награды: 7
    Статус: Offline
    Сотический период.

    Так как год египетского календаря был короче тропического года почти на 6 часов, то через каждые 4 года гелиакический восход Сириуса запаздывал на целые сутки. Через 120 лет ошибка давала целый лишний месяц. Поэтому и дата солнцестояния по египетскому календарю падала на все более поздние месяцы, а начало года переходило на все более раннее время года: сначала на весну, затем на зиму, осень и снова на лето. Такой кругооборот происходил за 365 × 4 = 1460 лет.
    За такой промежуток времени египетских календарных годов насчитывалось на один год больше, т. е. 1461. С этого момента начало года опять совпадало с предутренним восходом Сириуса и временем летнего солнцестояния. Таким образом, египетский календарный год по отношению к тропическому году был «блуждающим», переходящим. В позднейшие века истории Египта период в 1461 год получил название сотического, «периода Сотиса» и даже «Великого года».

    Соотношение календарей египетского и григорианского.

    Считается, что в давние периоды истории Египта на широте Мемфиса — древней столицы страны — первый восход Сириуса приблизительно приходился на 19 июля, если считать по юлианскому календарю. Но в те времена эта дата почти совпадала с днем летнего солнцестояния. Вследствие прецессии — перемещения точек равноденствия вдоль эклиптики с востока на запад, т. е. навстречу видимому годичному движению Солнца, — в настоящее время, как мы уже знаем, день летнего солнцестояния наступает около 22 июня.
    Так как в современную эпоху 1-е число месяца тот падает на 11 сентября по григорианскому календарю, то связь между обоими календарями можно выразить таблицей.
    Если предстоящий год високосный, то первый день года падает на 12 сентября и все последующие дни смещаются на единицу.
    В 26 г. до н. э. в Египте начал применяться улучшенный календарь — коптский, в котором продолжи- тельность года принималась равной 365,25 дня, т. е. такой же, как и в юлианском календаре. Однако в отличие от юлианского календаря у него другие правила високоса. Високосными годами в этом календаре являются только те, порядковые числа которых при делении на четыре дают в остатке три. Так, к примеру, 1970 год в нашем календаре простой, а в коптском — високосный. В самом деле, перевод года нашей эры в эру Диоклетиана, применяемую в действующем и сейчас в Эфиопии, Египте и Судане коптском календаре и начавшуюся на 283 года позже нашей эры, дает: 1970—283 = 1687. При делении этого года коптского календаря на четыре в остатке получится три. Египетский календарь, созданный в глубокой древности и характерный своей простотой, явился основой для всех дальнейших совершенствований солнечного календаря.

    Прикрепления: 7833044.jpg(132Kb)


     
    РимскийДата: Воскресенье, 10.05.2009, 20:16 | Сообщение # 4
    Группа: Император
    Сообщений: 823
    Награды: 7
    Статус: Offline
    Хронология Древнего Египта.

    Так как за начало египетского календарного года принималось 1-е тота, являвшееся подвижным по отношению к нашему календарю, то с летним солнцестоянием, как мы уже знаем, оно совпадало не ежегодно, а один раз в 1461 год, т. е. через сотический период.
    Для установления хронологического соответствия между датировками египетского блуждающего года и датировкой по юлианскому календарю, содержащему в году 365,25 дня, необходимо установить какую-либо опорную дату — время совпадения первого гелиакического восхода Сириуса, т. е. 19 июля по юлианскому календарю, с 1-м тота египетского блуждающего года.
    Римский писатель Цензорин (III в. и. э.) в 283 г. написал книгу, которая в значительной части посвящена вопросам календаря и хронологии. В ней он указывал, что совпадение 1-е тота — 19 июля имело место в 140 г. н. э. Следовательно, исходя из даты Цензорина, легко вычислить другие начала периода Сотиса, имевшие место в древние времена. Для этого достаточно последовательно вычитать из даты Цензорина по 1460 лет. Тогда устанавливаем, что годы начала периода Сотиса имели место в 1321 г. до н. э., в 2781 г. до н. э., в 4241 г. до н. э. и т. д.
    Эти опорные даты, получившие у греков название «апокатастас», т. е. «возвращений на прежнее место», дают возможность определить год, в котором 19 июля юлианского календаря совпадало с любым днем «блуждающего» года. Для окончательного выбора дат, которые могут отличаться па 1460 лет, египтологам приходится привлекать всю совокупность исторических и археологических материалов.
    Решение хронологических задач, относящихся к Древнему Египту, облегчается тем, что египтологам удалось обнаружить достаточное количество источников, подтверждающих, что в Древнем Египте не было единой эры, а летосчисление велось по годам правления фараонов. Так, первым египетским фараоном считается Менес, царствование которого относится примерно к 3000 г. до н. э.
    Первый список фараонов, правда далеко не полный, был составлен древнеегипетским историком Манефоном, жившим в конце IV — начале III в. до н. э. Этот список вошел в его «Историю Египта». Около 150 г. н. э. появилось великое творение древнегреческого ученого Клавдия Птолемея (около 87— 165 гг. н. э.) «Альмагест», представлявшее собой астрономическую энциклопедию того времени. В нем был приведен «Канон царей» — таблица, в которой в хронологической последовательности занесены имена царей вавилоно-ассирийских, персидских и македонских (греческих), а также римских императоров. Таблица открывается древневавилонским царем Набонассаром, начало царствования которого относится к 747 г. до н. э., и заканчивается римским императором Антонием Пием (138—161 гг. н. э.). Таким образом, таблица охватывает 907 египетских лет.
    Следует иметь в виду, что этот канон составлен в системе египетского «блуждающего» года продолжительностью в 365 дней. Список правителей составлен так, что независимо от того, в каком месяце года началось правление, оно считается начавшимся в первый день этого года, т. е. 1-е тота.
    Так как канон Птолемея начинается с Набонассара, то счет времени начали вести с начала его царствования. Так появилась эра Набонассара — одна из древнейших эр, в которой счет велся от реального исторического события. При этом с несомненностью можно установить, что 1-е тота 1-го года Набонассара приходится на среду 26 февраля 747 года до н. э. Эра Набонассара просуществовала до конца третьего столетия н. э.
    Римские хронологи продолжили канон Птолемея, занося в него годы царствования римских императоров до императора Диоклетиана включительно.
    Зная общую сумму лет, протекших со времени эры Набонассара до вступления на престол Диоклетиана, можно установить, что 1-й год Диоклетиана соответствует 1032 году эры Набонассара. Этот вывод дает возможность установить второе важное положение для хронологии: 1-е тота 1-го года Диоклетиана приходится на пятницу 29 августа 284 года н. э.
    Эра Диоклетиана имела широкое применение в Египте и восточной части Римской империи. Она сохранилась до наших дней в церковных календарях коптов и эфиопов.

    Прикрепления: 9827635.jpg(110Kb)


     
    БастДата: Воскресенье, 10.05.2009, 23:56 | Сообщение # 5
    Группа: Император
    Сообщений: 3229
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Quote (Римский)
    независимо от того, в каком месяце года началось правление, оно считается начавшимся в первый день этого года, т. е. 1-е тота

    Это очень похоже на китайский календарь, когда каждый новый император устанавливал летоисчисление с себя. Хотя египетский в этом отношении почестнее будет. И всё-таки не понимаю, как они могли совершить ошибку в расчетах в 5 дней за год - уж такие умницы и знатоки неба...Что-то здесь другое скрыто... happy


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Понедельник, 23.08.2010, 20:04 | Сообщение # 6
    Группа: Император
    Сообщений: 3229
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Quote (Римский)
    1-е тота 1-го года Диоклетиана приходится на пятницу 29 августа 284 года н. э.

    А что же было дальше? smile

    С 1032 г. эры Набонассара начиналась эра Диоклетиана — римского императора, приступив­шего к правлению в 284 г. н. э. Это летоисчисление сохранилось до сих пор в церковных календарях египетских христиан — коптов — и у эфиопов. В 46 г. до н. э. римским императором Юлием Цезарем был введён календарь, составленный по его поручению александрий­скими астрономами во главе с Созигеном.

    Счёт времени по этому календарю, вошедшему в историю под названием юлианского, ведёт­ся с 1 января 45 г. до н. э. После некоторых усовершенствований юлианский календарь оставался единственным и неизменным по всей Европе до конца XVI в., а в отдельных странах, в том числе и в России, до начала XX в. Римский монах Дионисий Малый пред­ложил начать считать годы по юлианскому календарю, но первым годом отсчёта лет полагал год рождения Иисуса Христа. Сопоставляя сведения о жизни Христа, приводимые в Евангелиях и других книгах Нового Завета, он предложил считать, что это событие произошло 525 лет назад, то есть в 284 г. до эры Диоклетиана или в 753 г. «от основания Рима».

    Как всё запутано.... smile
    Это- чтоб не путаться! biggrin


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    РимскийДата: Среда, 04.04.2012, 15:53 | Сообщение # 7
    Группа: Император
    Сообщений: 823
    Награды: 7
    Статус: Offline
    Древние египтяне предсказали события 2012 года в Книге мертвых

    Сегодня возникает множество споров по поводу предсказаний древних египтян. У многих возникает вопрос – затрагивали они глобальные события в 2012 году или нет, так как у их цивилизации был довольно высокий уровень в математике и астрономии. У подобных вопрос часто прослеживается связь с некоторыми сходствами культур древнего Египта и Шумера.

    Не напрасно многие исследователи ищут схожие пророчества, одинаковые моменты в расчетах фиксировались для цивилизаций майя и шумеров. Если провести аналогию, то египтяне тоже говорили о грядущих катастрофах, причем они упоминали 9792 год до н.э., как первую дату подобных событий. Но все же, точных доказательств того, что глобальная катастрофа действительно произошла именно тогда, нет.

    На текущий момент есть две египетские книги, в которых, так или иначе, упоминаются грядущие катастрофы в 2012 году. Первая, без сомнений, знаменитая Книга мертвых, вторая – Библия Колбрина. Египтяне были специалистами в области астрономии. На протяжении столетий, астрономы и жрецы Древнего Египта проводили детальное изучение звезд, пытаясь спрогнозировать будущее.

    Но что было поводом для связи памятных для египтян трагических событий 9792 года до н.э. с грядущим 2012? Как оказалось все достаточно просто: первый раз с того времени Венера пересечет созвездие Ориона. Это очень редкое событие, оно повторяется каждые 11804 года, и следующий раз случится именно в 2012 году. Древние египтяне придавали огромное значение созвездию Ориона, так как они считали его воплощением своего главного бога Осириса на небосводе, которые был и богом загробного царства в Древнем Египте.

    От древних жителей долины Нила остались записи о двух восходах и закатах, которые произошли в 9792 году. Подобное невозможно во время обычного вращения Земли, но современные ученые говорят, что теоретически подобное возможно при резкой смене полюсов. Если это все же произошло, то можно согласиться с учеными, которые говорят, что Всемирный Потоп произошел около 9-11 тысяч лет назад, так смена полюсов вызвала бы подобные катастрофические последствия.

    Египетские прогнозы и расчеты на 2012 года очень похожи на описания событий 9792 года до н.э. К примеру, в 17 главе Книге Мертвых говорится о тех смутных временах, включая подробные описания небесных передвижений и изменения земной орбиты. Но какая точность у подобных астрономических событий? Современные ученые проверили точность позиций Альдебарана и Ориона в 2012 году, убедившись в полном соответствии их позициям, занимаемым в 9792 году до н.э. Возможно ли, что это просто совпадение, или все же древние египтяне обладали методами астрономических исследований, которые не только не уступали современным, но, может быть, и превосходили их?

    Если пророчества древних египтян о событиях 2012 года верные, то человечеству следует основательно к ним подготовиться. У большинства людей подобные свидетельства из прошлого вызывают лишь улыбку. Но не является ли это большой ошибкой, которая будет стоить нам слишком дорого в будущем? Время покажет.

    источник
    Прикрепления: 6874664.jpg(270Kb)


     
    БастДата: Пятница, 06.04.2012, 18:57 | Сообщение # 8
    Группа: Император
    Сообщений: 3229
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Quote (Римский)
    человечеству следует основательно к ним подготовиться.

    Я буду строить ковчег..Кто со мной? biggrin


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    Форум » Древний мир » Египетские хроники » Древнеегипетский календарь
    Страница 1 из 11
    Поиск:
    © 2008-2013 Карта сайта 24.04.2017, 22:06