Колизей - История Древнего мира Колизей - История Древнего мира
Главная Контакты В избранное
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Модератор форума: Баст  
    Форум » Древний мир » Мир Древней Азии » В Иордании найден древний акведук протяженностью 170 км
    В Иордании найден древний акведук протяженностью 170 км
    РимскийДата: Суббота, 28.03.2009, 20:33 | Сообщение # 1
    Группа: Император
    Сообщений: 824
    Награды: 7
    Статус: Offline

    В начале нашей эры древние римляне построили это выдающееся сооружение, по которому древний город Декаполис снабжался водой из соседней Сирии, сообщает MIGnews.com
    Обнаруженный немецкими спелеологами один из древнейших водопроводов выдолблен в скалистой породе. Его длина превышает 170 километров а пропусканная способность до 700 литров в секунду.
    Немецкие спелеологи во главе с профессором Матиасом Дерингом из Дармштадта обнаружили на территории Иордании подземный римский акведук, который снабжал водой древний город Декаполис. Нехватка воды в каменистой пустыне заставила древних инженеров разработать эту систему по переброске родниковой воды по подземному желобу из соседней Сирии. Акведук почти полностью проложен под землей, при его сооружении использовались шахты.
    По мнению проыессора Деринга, его строительство началось одновременно с разных концов и прокладка шла навстречу друг другу. Конечная точка находилась в городе Гадаре.
    Некоторые шахты впоследствии замуровали, но часть из них оставили для профилактических работ. Как раз одна из таких шахт и была обнаружена археологами. Строительство акведука продолжалось около 120 лет, это гидросооружение возводилось римлянами с 90 по 210 годы нашей эры.
    Ученые полагают, что идею построить подземную реку римлянам подсказали местные жители. Известно, что неприступную столицу Набатейского царства – Петру, вырубленную в скалах, – также снабжал тайный водопровод.
    Прикрепления: 4899379.jpg (25.4 Kb)


     
    БастетДата: Суббота, 28.03.2009, 22:10 | Сообщение # 2
    Группа: Полководцы
    Сообщений: 74
    Награды: 4
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Quote (Римский)
    Петру, вырубленную в скалах, – также снабжал тайный водопровод

    И не просто снабжал, он выполнял роль водоотведения во время наводнений. Это, конечно, дико звучит: какое может быть наводнение в пустыне и скалах... Однако, в середине века 11 немецких туристов поплатились за своё невежество - они прогуливались по дну высохшего акведука. когда их застала волна воды. sad
    Вот и думай теперь: откуда это римлянам и набатеям было известно о подземных источниках?


    жизнь коротка. искусство вечно
     
    БастДата: Среда, 17.11.2010, 10:24 | Сообщение # 3
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline

    Вопреки распространённому мнению, римские акведуки вовсе не обязательно проходили над землёй. Многие из них сочетали надземные и подземные участки в той или иной пропорции. Неудивительно: по древнеримской технологии акведук должен был обладать очень небольшим и равномерным уклоном на всём своём протяжении от источника до снабжаемого водой пункта. Потому инженерам приходилось тщательно учитывать рельеф местности на трассе своего водопровода, придумывать туннели для преодоления холмов и горных участков и столь знакомые многим эффектные мосты для преодоления оврагов, долин и рек.

    Немало акведуков было построено таким образом, чтобы большая их часть проходила под землёй. Пусть даже на небольшой глубине (порядка метра или, к примеру, пяти). Это решало сразу несколько вопросов: защиты акведука от воздействия ветра и дождей, предотвращения его разрушения во время войны, а в северных районах империи — и теплоизоляции, не позволявшей водоводу замерзать зимой. smile

    Таков, например, акведук Айфель, расположенный близ Кёльна. Это один из самых длинных акведуков Римской империи. Его основная часть тянется на 95 километров (вернее, тянулась, поскольку ныне от грандиозного сооружения осталось лишь несколько разрозненных участков). Но тот акведук, который изучила команда Дёринга, запросто поспорит с Айфелем по сложности и масштабу работ.

    А уж по длине он и вовсе рекордсмен античного мира: его начало и конец разделяют по прямой "всего" более полусотни километров, но общая протяженность водовода превышает 170 км из которых 106 приходятся на подземную часть! Более того, глубина залегания древнего водовода доходит в ряде мест до 80 метров. Фактически перед нами колоссальной сложности туннель, пробитый в скальной породе. И тут принципиальное отличие от того же Айфеля. Там глубина залегания бетонной "трубы" ( это был именно древний бетон) составляет по большей части всего метр. Строители просто вырывали вдоль трассы водовода траншею, возводили в ней акведук и присыпали сверху грунтом.

    А то, что римлянам пришлось проделать в Сирии, иначе как подвигом не назовёшь. "Исток" этого акведука расположен у города Дилле (Dille) в болотах, ныне давно и надёжно высохших. Первые 64 километра водовод петляет только по поверхности (останки сооружения ещё можно отыскать). Но потом он последовательно ныряет в три туннеля, протяжённостью 1, 11 и 94 километра. Конечная точка древней системы — город Гадара (Gadara), одна из жемчужин древней Палестины, крупный центр торговли, один из десяти городов Декаполиса, насчитывавший 50 тысяч жителей. Кстати, по Библии, именно здесь Христос изгнал бесов из одержимого и переселил их в стадо свиней. Но мы отвлеклись. Строительство акведука Гадара началось при императоре Домициане. Рим буквально купался в воде, поставляемой в Вечный город несколькими акведуками. А также купался в роскоши. Богатые сенаторы наслаждались специями из Индии и одевались в шелка из Китая. В столицу привозили диковинных животных и пригоняли рабов. И города в провинциях также постепенно становились богаче и краше. В Гадаре Рим возвёл два театра и намеревался построить храм нимф с большим бассейном и фонтанами. Местных источников воды уже тогда не хватало. Тут-то и решили провести в город акведук. Мощный подземный источник живительной влаги (ныне не существующий) находился близ Дилле.

    От него и пошёл бетонный канал, закрытый сверху (чтобы предотвратить попадание в воду животных и птиц, их экскрементов, а также — чтобы во тьме не развивались водоросли). После местечка Адраа (Adraa) начались проблемы: трассу пересекало горное ущелье. Водовод повернули и постепенно спускали вдоль склонов, в основном вгрызаясь в толщу гор, пока не удалось преодолеть и это препятствие. Каменные блоки этой части акведука до сих пор можно отыскать на дне ущелья. Но наибольшим вызовом стало создание самого длинного непрерывного туннеля, который шёл уже до конца феноменального сооружения. Сперва необходимо было провести колоссальные по точности геодезические работы, а потом "протянуть" нить туннеля на большой глубине в точности под "вешками", обозначавшими трассу, причём ювелирно соблюдая точность уклона. Как это удалось без современных инструментов?

    После прокладки маршрута инженеры приступили к бурению огромной серии вспомогательных наклонных шахт (с уклоном 50 градусов) вдоль всего будущего акведука. Они шли каждые 20-200 метров трассы. Разницу высот между входами определяли с колоссальной точностью при помощи измерительных инструментов и гигантского уровня хоробат (chorobate), заимствованного римлянами у персов. Далее линию трассы "спускали" по ступенькам "сервисных шахт", которые заодно решали сразу несколько проблем.

    Первая из них — скорость. При последовательной прокладке туннеля в нём одновременно могли бы работать только лишь четыре легионера (высота туннеля составляет 2,5 метра, а ширина — 1,5 м). Пробивая в скальной породе по 10 сантиметров в день, они довели бы акведук до Гадара лишь к нашему времени. Но вот в горах было проделано почти три тысячи сервисных туннелей (более 600 их них ныне обнаружены группой Дёринга), и теперь тысячи человек могли одновременно строить подземный акведук, пробиваясь навстречу друг другу.

    Схема строительства. 1 – вспомогательные туннели (шахты) снабжались ступеньками и уходили в породу на десятки метров; 2 – когда две секции подходили к соединению, рабочие сначала пробивали небольшие пилотные туннели, а после смычки расширяли их; 3 – легионеры работали на двух уровнях, расположенных уступом, чтобы можно было вести туннель с каждой стороны сразу вчетвером. На врезке – карта маршрута акведука, на которой показаны надземная (4) и подземная (5) части (иллюстрация Der Spiegel).

    Конечно, ошибок избежать не удалось. wink В туннеле есть смычки, где видно, что на последних метрах рабочие начинали выполнять зигзаги, пытаясь поймать встречный ход. Вероятно, они перестукивались и ориентировались по звуку. И всё же точность работ потрясает: на первых 60 километрах туннель имеет градиент всего в 30 сантиметров на каждый километр! Вторая проблема, которую решили тысячами шахт, — вентиляция туннеля на время работ. Третья — удаление породы. Когда в 129 году император Адриан посетил Декаполис, стройка была в самом разгаре. Рабочие трудились денно и нощно при свете масляных ламп и под призывные звуки труб, а вереницы рабов поднимали выбитый долотами камень наверх. Когда же акведук был открыт, он стал триумфом инженерной мысли. Правда, триумф был омрачён просчётом. Уровень воды, поступавшей из туннеля, оказался слишком низким, чтобы можно было питать ею обещанные когда-то фонтаны. Тем не менее водопровод действовал. Ныне даже отыскать его на местности оказалось непростой задачей. Время поработало над чудесным сооружением. К тому же почти все вспомогательные шахты вдоль акведука были замурованы ещё самими строителями — дабы защитить воду от загрязнения животными.

    Сейчас лишь несколько входов, выглядящих как провалы в земле, доступны для учёных, вооружённых теодолитами, альпинистским снаряжением и GPS-навигаторами. Но и эти входы забиты горами мусора и останков животных, так что пробиться вглубь оказалось непросто. Внутри туннеля — сырая темень, хлопанье крыльев летучих мышей, грязь и древние стены, на которых проступают письмена. Работать тут сложно, учёные вынуждены часто выбираться наверх — не хватает кислорода. Воздух неподвижен. В отдельных местах, напротив, гуляют сквозняки, создающие гул, как в аэродинамической трубе, и непрестанно течёт дождевая вода. Столь же непросто было и по крупицам восстановить картину строительства водопровода. И всё же команда Матиаса намерена вернуться в акведук Гадара в апреле, чтобы продолжить изучение этого шедевра Римской империи.

    По материалам http://www.membrana.ru/


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    БастДата: Пятница, 08.06.2012, 19:02 | Сообщение # 4
    Группа: Император
    Сообщений: 3487
    Награды: 10
    Статус: Offline
    Quote (Баст)
    на последних метрах рабочие начинали выполнять зигзаги, пытаясь поймать встречный ход.

    Это очень сложный момент в строительстве туннелей, особенно когда две команды идут навстречу друг другу. Самый яркий пример- туннель-акведук Эфпалинио-Оригма. smile

    На южном побережье Самоса расположен древний город Пифагорио, одной из достопримечательностей которого является акведук-тоннель Эфпалинио-Оригма, служивший когда-то для обеспечения населения города водой.
    Эфпалинио Оригма («Евпалинов туннель») — акведук длиной 1040 м. Это дно из достижений техники Древнего мира. Автором его проекта был инженер Евпалин, а сооружали — сотни рабов в 529-524 гг. до н.э., чтобы античный Самос был обеспечен водой и не страшился осады. Водопровод функционировал до нашего столетия.

    Инженер Эвпалин хотя и был родом из города Мегара, но его главное сооружение было построено именно на Самосе по заказу известного деспота Поликрата. Оно сохранилось до сего времени. Это туннель для водопровода, ведущего воду от горного источника к городу Пифагорейон . Он служил примерно с 520 г. до нэ и до 700 гг. н.э, потом был забыт (чему способствовало то, что его местонахождение всегда старались держать в тайне), и найден вновь уже примерно в 1853-56 гг., причем искавшие опирались на свидетельство древнегреческого историка Геродота, жившего на Самосее в 475 г. до нэ. и видевшего туннель своими глазами Туннель был высечен в известняке под горой Кастро, высота которой составляет 275 метров.

    Часть туннеля Эвпалина обложена подобными плитами, она более узкая. Длина обложенных участков была 165 метров, позже был сделан крепеж еще на 100 метрах пути.

    Работа по созданию туннеля велась с двух сторон. Хотя в литературе для туристов можно встретить некомпетентную болтовню, что расчет и работа были настолько точны, что обе группы строителей встретились безошибочно на середине пути, это вовсе не так. Ошибка составила около 6 метров в горизонтальной плоскости, и около 1 метра по вертикали, что показали археологические измерения 1870-1880-ых. Это, учитывая сложность задачи, совсем немного. В случае туннеля Эвпалина современные исследователи находят явные признаки инженерного планирования высокого уровня и применения геометрии, предлагая несколько возможных методов контроля за ходом работы. Но для этого надо еще допустить, что геометрические методы, описанные Эвклидом и Героном Александрийским, вероятно, существовали уже и в 6 веке.

    Вот как в своем труде Герон приводит пример использования изобретенной им диоптры для постройки тоннеля Эвпалина:
    Точки B и D — входы в тоннель. Рядом с точкой B выбирается точка E, от нее вдоль горы строится отрезок EF, перпендикулярный отрезку BE. Далее в обход горы строится система взаимно перпендикулярных отрезков до тех пор, пока не получают линию КL, на которой выбирают точку M и строят от нее перпендикуляр MD ко входу в тоннель D. Используя линии DN и NB, получают треугольник BND и измеряют угол α.
    О гениальности Герона- здесь.

    Прикрепления: 6046801.jpg (15.5 Kb) · 6463323.jpg (173.4 Kb) · 2717489.jpg (56.9 Kb) · 6054377.jpg (124.6 Kb) · 1647002.jpg (88.4 Kb)


    Жизнь коротка, искусство вечно.
     
    Форум » Древний мир » Мир Древней Азии » В Иордании найден древний акведук протяженностью 170 км
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:
    © 2008-2013 Карта сайта 28.03.2024, 15:35